Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель____________ (Кенжегалиева А.К.) Протокол № 1 От «24»августа 2016г | Согласован Заместитель директора по УР _______(Рахманкулов Ю.Р.) «____»_____________2016 г | Утверждаю Директор МБОУ-оош с. Розовое ___________(Александров И.В.) Приказ №______ От «_____»____________2016 г |
Рабочая программа по физике
учителя второй
квалификационной категории
Кенжегалиевой А.К.
7 класс
Составитель:
Учитель физики Кенжегалиева А.К.
Рассмотрено на заседании
методического совета
Протокол № 1 от «26» августа 2016 г
Розовое
2016
2. Пояснительная записка
Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.
Рабочая программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования. Настоящая рабочая программа разработана на основе нормативных документов:
компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования; примерные программы по физике. М.: Дрофа, 2010; учебник А.В. Перышкин, Е.М.Гутник М., Дрофа, 2010 г, для 7 класса; региональный базисный учебный план основного общего образования по физике;
Цели изучения физики:
формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего образования и на этой основе представлений о физической картине мира;
развитие мышления и творческих способностей учащихся, стремления к самостоя-
тельному приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
развитие научного мировоззрения учащихся на основе усвоения метода физической науки и понимания роли физики в современном естествознании, а также овладение умениями проводить наблюдения и опыты, обобщать их результаты;
развитие познавательных интересов учащихся и помощь в осознании профессиональных намерений;
знакомство с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни.
Задачи изучения физики:
развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики в 7 классе на ступени основного общего образования отводится 70 часов из расчета 2 ч в неделю.
5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения физики ученик должен:
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;
смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
рационального применения простых механизмов;
контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.
4. Содержание тем учебного курса
№пп | Наименование разделов | Кол-во |
1 | Введение | 4 |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 |
3 | Взаимодействие тел | 22 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 20 |
5 | Работа и мощность. Энергия | 13 |
6 | Повторение | 5 |
Введение (4 ч)
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Определение цены деления измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов.)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества.
Фронтальная лабораторная работа.
2.Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел (22 часа.)
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.
Фронтальная лабораторная работа.
3.Измерение массы тела на рычажных весах.
4.Измерение объема тела.
5.Определение плотности твердого вещества.
6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (20 часов)
Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальная лабораторная работа.
7.Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия (13 часов.)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Фронтальная лабораторная работа.
9.Выяснение условия равновесия рычага.
10.Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Повторение (5 часов)
6. Перечень учебно-методического обеспечения
Гутник Е.М., Е. В. Рыбакова Физика. 8 кл.: Поурочное и тематическое
планирование к учебнику А. В. Перышкина«Физика. 7 класс» / Под ред. Е. М.
Гутник. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с. ил.
.Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод.
пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.
Лукашик В. И. Е.В. Иванова Сборник задач по физике для7-9 классов
общеобразовательных учреждений.-13-е изд.-М.: Просвещение2000.-224 с.: ил.
Лукашик В. И. Физическая олимпиада в средней школе: Пособие для
учащихся.
Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.:
Дрофа, 2011 г.
Тетрадь для лабораторных работ по физике. 8 класс: К учебнику А.В.
Перышкина"Физика. 8 класс" - 2-е изд.,стереотип. - ("Учебно-методический
комплект") (ГРИФ) /Минькова Р.Д., Иванова В.В.
Пёрышкин А.В. Сборник задач по физике7-9 класс.: М.: Экзамен, 2014 г.
www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.
www.it-n.ru "Сеть творческих учителей".
www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
7. Список литературы
А.В. Перышкин «Физика – 7 класс», «Дрофа», 2009 г.
В.И. Лукашик,Е.В. Иванова «Сборник задач по физике 7-9 классы»,
М., «Просвещение», 2007 г. Сборники задач:
В.И. Лукашик,Е.В. Иванова «Сборник задач по физике 7-9 классы»,
М., «Просвещение», 2007 г.
Н.Н.Небукин «Сборник уровневых задач по физике 7 – 11 классов»,
М., «Просвещение», 2006 год.
Задачи для подготовки к олимпиадам по физике 9-11 классы
«Кинематика», Волгоград, изд. «Учитель»,2006 Г.
А.Е.Марон, Е.А.Марон «Сборник качественных задач по физике 7- 9
классам»,М., «Просвещение», 2008 г.
3. Учебно-тематическое планирование
Класс: 7
Учитель: Кенжегалиева А.К.
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе общеобразовательной программы
Учебник Физика 9, А.В.Перышкин, Е.М. Гутник., Москва «Дрофа», 2011
№ урока | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Дата проведения |
урок | Лаб раб | Кон раб | план | факт |
| Введение | 4 | | | | | |
1 | Что изучает физика. Наблюдения и опыты | | 1 | | | | |
2 | Физические величины. Измерение физических величин | | 1 | | | | |
3 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора» | | 1 | 1 | | | |
4 | Физика и техника | | 1 | | | | |
| Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | | | | | |
5 | Строение вещества. Молекулы | | 1 | | | | |
6 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» | | 1 | 1 | | | |
7 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах | | 1 | | | | |
8 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | | 1 | | | | |
9 | Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов | | 1 | | | | |
10 | Обобщающий урок по главе «Первоначальные сведения о строении вещества» | | 1 | | | | |
| Взаимодействие тел | 22 | | | | | |
11 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение | | 1 | | | | |
12 | Скорость. Единицы скорости | | 1 | | | | |
13 | Расчет пути и времени движения | | 1 | | | | |
14 | Инерция. Решение задач | | 1 | | | | |
15 | Взаимодействие тел | | 1 | | | | |
16 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах | | 1 | | | | |
17 | Контрольная работа №1 «Механическое движение» | | 1 | | 1 | | |
18 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | | 1 | 1 | | | |
19 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела» | | 1 | 1 | | | |
20 | Плотность вещества | | 1 | | | | |
21 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела» | | 1 | 1 | | | |
22 | Расчет массы и объема тела по его плотности | | 1 | | | | |
23 | Решение задач по теме «Масса тела. Плотность вещества» | | 1 | | | | |
24 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести | | 1 | | | | |
25 | Сила упругости. Закон Гука | | 1 | | | | |
26 | Вес тела. Решение задач | | 1 | | | | |
27 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела | | 1 | | | | |
28 | Инструктаж по ТБ Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | | 1 | 1 | | | |
29 | Сложение двух сил направленных по одной прямой. Равнодействующая сил | | 1 | | | | |
30 | Сила трения. Трение покоя | | 1 | | | | |
31 | Трение в природе и технике | | 1 | | | | |
32 | Контрольная работа №2 «Взаимодействие тел» | | 1 | | 1 | | |
| Давление твердых тел, жидкостей и газов | 20 | | | | | |
33 | Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления | | 1 | | | | |
34 | Давление газа | | 1 | | | | |
35 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля | | 1 | | | | |
36 | Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | | 1 | | | | |
37 | Решение задач на давление в жидкости и газе | | 1 | | | | |
38 | Сообщающиеся сосуды | | 1 | | | | |
39 | Вес воздуха. Атмосферное давление | | 1 | | | | |
40 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли | | 1 | | | | |
41 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах | | 1 | | | | |
42 | Манометры. | | 1 | | | | |
43 | Поршневой жидкостный насос | | 1 | | | | |
44 | Гидравлический пресс | | 1 | | | | |
45 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | | 1 | | | | |
46 | Архимедова сила | | 1 | | | | |
47 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | | 1 | 1 | | | |
48 | Плавание тел. | | 1 | | | | |
49 | Плавание судов. Решение задач | | 1 | | | | |
50 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | | 1 | 1 | | | |
51 | Воздухоплавание | | 1 | | | | |
52 | Контрольная работа №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | | 1 | | 1 | | |
| Работа и мощность. Энергия | 13 | | | | | |
53 | Механическая работа. Единицы работы | | 1 | | | | |
54 | Мощность. Единицы мощности | | 1 | | | | |
55 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге | | 1 | | | | |
56 | Момент силы | | 1 | | | | |
57 | Рычаги в технике, быту и природе | | 1 | | | | |
58 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага» | | 1 | 1 | | | |
59 | Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики | | 1 | | | | |
60 | Решение задач на работу и мощность | | 1 | | | | |
61 | Коэффициент полезного действия механизма | | | | | | |
62 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | | 1 | 1 | | | |
63 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия | | 1 | | | | |
64 | Превращение одного вида механической энергии в другой | | 1 | | | | |
65 | Контрольная работа №4 «Работа и мощность. Энергия» | | 1 | | 1 | | |
| Повторение | 5 | | | | | |
66 | Агрегатные состояния вещества (повторение) | | 1 | | | | |
67 | Взаимодействие тел | | 1 | | | | |
68 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля | | 1 | | | | |
69 | Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | | 1 | | | | |
70 | Работа и мощность. энергия | | 1 | | | | |
| Итого | 70 | 70 | 10 | 4 | | |