Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 25 имени Александра Сивагина»
Рассмотрена Утверждена
на заседании МО Приказ по школе №_________
Протокол №_____ от «_____»__________20____г. от «___» ___________20____г.
Согласована
«__»__________________20___г.
Заместитель директора ______________(Чувилева О.А.)
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Клуба «В мире русских традиций»
направление - общекультурное
возраст 11-12лет
2 часа в неделю
сроки обучения: 1 год
Составитель:
Руднева Любовь Владимировна
г. Ярославль, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа клуба « В мире русских традиций» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897), основной образовательной программы. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного и общекультурного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для развития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности, требования действующих СанПин, специфика данной возрастной группы учащихся.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способного формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) и включает в себя 2 блока
- «Традиции русской национальной кухни» - 34 часа :
- «Народные промыслы. » «Вышивка»- 34 часа.
Блок « Традиции русской национальной кухни»
Цель программы:
Продолжить дальнейшее развитие и формирование эстетического вкуса, культуры общения творческих способностей и расширить знания учащихся в области кулинарии.
Задачи программы:
- расширить знания учащихся о национальных традициях нашей страны ;
-познакомить с традиционной русской кухней;
- научить навыкам приготовления, оформления и подачи блюд на стол.
Программа блока «Традиции русской национальной кухни» включает в себя теоретическую часть, которая подкрепляется практической частью.
Общая характеристика учебного курса
Программа блока «Традиции русской национальной кухни», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение детьми основными способами и приёмами приготовления пищи. Обучение по данной программе способствует адаптации детей к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Обучаясь по настоящей программе, дети приобретают углублённые знания и умения по кулинарии.
На занятиях учащиеся приучаются к трудолюбию, аккуратности, качественной механической и тепловой обработке продуктов и т.д. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с электрооборудованием, инструментами и приспособлениями, а также используются здоровьесберегающие технологии.
Более результативной реализации программы «Традиции русской национальной кухни» будет способствовать владение учителем мастерством приготовления пищи и компьютерной грамотности.
Формы проведения занятий разнообразны: комбинированные (теоретические и практические занятия), экскурсии, конкурсы, выставки, беседы, лекции и т. д. Занятия в клубе завершатся выполнением и защитой проектов. Наиболее характерна комбинированная структура занятий: организационный момент, повторение пройденного материала, изложение новой темы, вводный инструктаж, подготовка к практической работе, практическая работа и текущий инструктаж, уборка рабочих мест, сервировка стола, дегустация. Заключительный инструктаж, мытье посуды, уборка помещения.
На занятиях применяется широкий арсенал методов:
словесные (объяснения, рассказ, беседа);
наглядные (демонстрация приемов выполнения операций, вариантов оформления готовых блюд);
проблемные (постановка проблем и поиск ее решения);
исследовательские (самостоятельный анализ задачи и ее решение);
метод коллективных и групповых работ.
Развивает творческую активность личности учащихся частая работа с различной литературой. Работая самостоятельно с интернет-ресурсами, с литературой, альбомами, иллюстрациями, ребята создают свою работу. В этой деятельности проявляются и получают дальнейшее развитие творческие способности детей.
Форма подведения итогов: выставки и конкурсы фотографий готовых блюд, защита проектов, дегустации и взаимооценка - всё это будет способствовать развитию творческой активности учащихся. .
Программа направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетентностей:
- познавательная компетентность (знание истории приготовления пищи русской кухни , овладение опытом самопознания);
- организаторской компетентностью (планирование и управление собственной деятельностью, владение навыками контроля и оценки собственной и совместной деятельности в процессе выполнения проекта);
- информационная компетентность (способность работать с различными источниками информации, проводить анализ и отбор нужной информации для выполнения творческого проекта);
- коммуникативная компетентность (владение способами презентации себя и своей деятельности, умение принимать и передавать необходимую информацию);
- социокультурная компетентность (соблюдение норм поведения в окружающей среде, умение работать в коллективе);
Овладение знаниями и умениями не только обогатит духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, а также поможет осуществить допрофессиональные пробы. Учащиеся на занятиях познакомиться с профессиями повар, кондитер, диетолог, технолог пищевого производства и т. д.
Программа способствует:
-развитию чувства красоты и эстетического вкуса посредством практической деятельности;
-оказанию помощи в самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни;
- созданию творческой атмосферы на занятиях в группе на основе взаимопонимания и сотрудничества при выполнении работ;
- приобретению навыков общения в профессиональной среде
Описание места учебного курса в учебном плане.
Разработана для учащихся 6 классов. Группа занимается по 2 часа1 раз в неделю, всего – 34 часа .
Межпредметные связи
Межпредметные связи с другими образовательными областями: история, биология, математика, изобразительное искусство, ОБЖ. Например, при расчете калорийности блюд и составления эскизов оформления и сервировки стола применяются знания из областей изобразительного искусства и математики.
Результаты освоения учебного курса:
Личностные результаты ;
проявление познавательных интересов и активности в данной области;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности.
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
Метапредметные результаты:
проявление инновационного подхода к решению практических задач или технологического процесса;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно – трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты
- знание способов механической обработки продуктов питания, историю приготовления пищи;
- правила использования инструментов, приспособлений и электрооборудования для приготовления пищи;
- способы тепловой обработки продуктов питания;
- технологический процесс изготовления блюд и способы повышения его питательной ценности;
- правила безопасности труда;
- способы выявления потребностей общества в товарах и услугах;
- основные правила этикета;
- знакомство с профессиями, связанными с приготовлением пищи.
Содержание . Тематическое планирование
№п/п | К-во часов | Тема | Содержание | Вид деятельности | |
1 | 2 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ППБ. Санитарно-гигиенические требования. | Цели и задачи клуба. Содержание курса. Правила техники безопасности. Просмотр презентаций. | Беседа. Просмотр презентаций. | |
2 | 2 | История становления русской кухни. «В лето…»первые кулинарные книги. Самые древние блюда. Приготовление салата деликатесного. | Особенности русской национальной кухни. Сведения о питании в летописях. Самые древние блюда. Приготовление салата деликатесного. | Беседы, Просмотр презентаций. Подготовка технологической карты. Инструктаж по ТБ. Практическая работа | |
3 | 2 | «Роспись царским кушаньям»- памятник забытых блюд. Приготовление оладий с яблоками. | Пиры на Руси - официальные дипломатическая приемы. Особенности приготовления блюд. Оладьи и блины на русском столе. Приготовление оладий с яблоками. | Просмотр презентаций. Подготовка технологической карты. Инструктаж по ТБ.Практическая работа. | |
4 | 2 | «Домострой»-кулинарная книга с правилами санитарии и гигиены, этикета. Кулинарный календарь. Приготовление рыбных котлет | Эпоха «Домостроя» - первая книга о правилах этикета, санитарной культуре приготовления пищи , способах заготовки и хранения продуктов. Употребление дикорастущих трав. Рыбные блюда в русской кухне. Приготовление рыбных котлет | Беседа .Правила ТБ. Практическая работа. | |
5 | 2 | «Поваренные записки»-первые оригинальные кулинарные книги. Приготовление зраз с грибами. | Первые кулинарные книги в России – «Поваренные записки», «Народная поварня». Самые интересные блюда русской кухни. Приготовление картофельных зраз с грибами | Беседа. Инструктаж по ТБ. Технологическая карта. Практическая работа. | |
6 | 2 | Ожившая сказка. Приготовление печеных яблок | Блюда из русской печи. Легенда и современность. Возрождение старинных кулинарных рецептов. Приготовление печеных яблок с творогом и медом. | Рассказ. Инструктаж по ТБ. Технологическая карта. Практическая работа. | |
7 | 2 | Спор о приоритете. «Энциклопедия питания».Приготовление манника. | Приготовление пищи на научных хозяйственных основаниях. Энциклопедия питания- физиология, припасоведение, химический состав припасов, экономия питания, юриспруденция пита- ния, качество припасов, диета питания, кулинарная химия и физика, эстетика питания, академия питания. | Рассказ. Инструктаж по ТБ. Технологическая карта. Практическая работа. | |
8 | 2 | Поставщики энергии. Приготовление шарлотки, киселя. | Важнейшие источники энергии. Расход энергии, суточная потребность. Использование черствого хлеба. | Беседа, просмотр иллюстраций. Инструктаж. Практическая работа. | |
9 | 2 | Белки – основа жизни. Приготовление вареников ленивых | Строительный материал для организма. Животные и растительные белки. Суточная потребность организма. | Показ слайдов, иллюстраций. Инструктаж. Практическая работа. | |
10 | 2 | Биологически активные вещества. Приготовление рисовых котлет с морковью | Минеральные вещества в пита-нии. Основные продукты питания – поставщики минеральных веществ. Условия обработки и хранения продуктов. | Презентации. Инструктаж, Показ слайдов. Практическая работа. | |
11 | 2 | Витамины на нашем столе. Приготовление салата витаминного. | Роль витаминов в питании. Поставщики витаминов. Правила обработки и хранения продуктов. | Презентация,. Показ слайдов. | |
12 | 2 | Из истории первых блюд. Приготовление щей из квашенной капусты. | Значение первых блюд в питании. Подача первых блюд. Слава русских супов – щи. Технология и способы приготовления | Инструктаж. Практическая работа. | |
13 | 2 | Сласти. Приготовление драчены сладкой | «Сладко»обозначает приятно. Сладкие блюда на русском столе. Старинные сладкие блюда. | . Инструктаж. Практическая работа. | |
14 | 2 | Способы украшения блюд. | Способы изготовления украшений из различных овощей и фруктов. Техника, инструменты. Приемы вырезания. Украшение блюд. | Творческая практическая работа. Выставка работ. | |
15 | 2 | Работа над проектом. Подготовительный этап. | Выбор темы проекта. Работа с источниками. | Практическая работа. | |
16 | | Работа над проектом. | Творческий этап работы над проектом . Работа с источниками. | Практическая работа. | |
17 | 2 | Итоговое занятие .Защита проектов. | Защита проектов. | | |
| | Итого | | 34 часа | |
| | | | | |
Условия реализации программы
Обязательное условие занятий – соблюдение санитарно-гигиенических требований. Одно из правил гигиены приготовления пищи – наличие спецодежды: фартука и косынки, сменной обуви. Только при соблюдении правил личной гигиены, гигиены помещения, рабочих мест, посуды и продуктов можно приготовить доброкачественную, полезную, вкусную пищу.
Работа клуба связана с использованием нагревательных приборов (электрическая плита, духовой шкаф, электрический чайник, микроволновая печь), режущих инструментов (ножи, кухонный комбайн), с варкой, жарением, выпечкой. Это обязывает особое внимание обращать на правила безопасности труда.
Занятия проводятся в кабинете технологии, в оборудованном помещении для кулинарии, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет светлый, сухой, с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией.
Учебная кухня оборудована подвесными шкафами, разделочными столами. Для работы имеется необходимый инвентарь.
Продукты питания, необходимые для практических занятий, учащиеся приобретают самостоятельно. Нормы продуктов указаны в инструкционных картах приготовления блюд.
Блок «Народные промыслы. Вышивка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .
Блок “Народные промыслы. Вышивка” разработан для учеников 6 классов и рассчитан на 34 часа, из них теории – 8 часов, практических работ – 22 часов, подготовка и защита проекта – 4 часа. Программа ориентирована на попытку воспитания у учащихся стремления к творческому восприятию своего труда и развития чувства красоты, гармонии; познакомить учащихся с профессией вышивальщицы определить их возможности в углубленном изучении разделов “Технологии” и допрофессиональной подготовки школьников.
Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям ДПИ, реализовать свои природные задатки, что должно способствовать осознанному выбору профессии.
Цель программы – создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; познакомить с профессиями вышивальщицы, художника-дизайнера, оформителя; знакомство с творчеством народных умельцев города и края.
Задачи программы:
Обучающие:
Ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства,
продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Развивающие:
развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственного воображения;
развитие мелкой моторики рук и глазомера;
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству вышивальщицы, художника-оформителя, дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;
Результаты освоения учебного курса:
Личностные результаты ;
проявление познавательных интересов и активности в данной области;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности.
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
Метапредметные результаты:
проявление инновационного подхода к решению практических задач ;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание своей детельности;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты
- знание технологии выполнения ручных швов , историю декоративно – прикладного творчества;
- правила использования инструментов, приспособлений и электрооборудования ;
- правила безопасности труда;
- способы выявления потребностей общества в товарах и услугах
- знакомство с профессиями, связанными с
Содержание курса
Тематическое планирование
№ занятия п/п | Тема | Содержание | Вид деятельности |
I | Теоретическая часть. | 8 | |
1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Особенности русской вышивки. История вышивки. Народная вышивка в России. | Презентация курса “Народные промыслы. Вышивка”. План и особенности работы курса “Народные промыслы. Вышивка”; История художественной культуры русского народа . Знакомство с работами мастеров родного края. Профессия вышивальщица. | Инструктаж. Лекция. Беседа. . |
2 | Материалы и инструменты. Знакомство с техникой безопасности при работе с основными инструментами | Техника народной вышивки. Термины и определения. Необходимые материалы и инструменты. Условные обозначения. Техника безопасности при работе с инструментами на занятиях. Перевод рисунка на фон. Виды переводов рисунка. Копировальная бумага. Калька. Переводной карандаш. Шаблоны. | Лекция. Сообщения. Показ. |
3-4 | Символика в вышивке. Народная вышивка русского Севера. Шов «роспись» | Подготовка к работе. Техника выполнения шва «роспись». Символика в вышивке. Геометрические формы как основа развития орнаментальной композиции. Основные приемы работы, Последовательность выполнения работы и оформление изделия. | Показ презентации, рассказ, демонстрация проектов |
5-8 | Ажурная вышивка: крестецкая строчка, гипюры , мережка | 4 Знакомство с ажурной вышивкой. Белоснежная сквозная вышивка – крестецкая строчка. Техника строчевой вышивки- гипюры. Виды мережек, техника выполнения. Техника выполнения простой мережки «кисточка». Профессия художник-оформитель. | Сообщения, показ слайдов, готовые образцы |
II | Практическая часть. | 22 | |
9-10 | Вышивка салфетки. Оформление салфетки ажурной вышивкой. | Подготовка эскиза рисунка . Вышивка салфетки. Выполнение ажурной вышивки | Инструктаж, Практическая работа. |
11-12 | Продолжение работы по оформлению салфетки ажурной вышивкой. | Продолжение работы по оформлению салфетки ажурной вышивкой. | Инструктаж, Практическая работа. |
13-14 | Орнамент в основном приеме вышивки. Счетная вышивка. Выполнение работы. | Основные закономерности орнамента. Основы композиции. Средства выражения художественного образа. История орнамента. Композиция в работе, ее особенности. Основные этапы проектирования и создание изделия в технике счетной вышивки. Орнамент в счетной вышивке. Основные приемы работы . Выполнение работы. | Инструктаж, Практическая работа |
15-19 | Шитье жемчугом, бисером, перламутром, камнями. Подготовка материала для вышивки бисером | Из истории вышивки жемчугом, бисером, перламутром, камнями. Использование этих материалов для украшения одежды, икон, головных уборов, предметов быта. Инструменты и приспособления. Познакомить с правилами по ТБ . Закреплять умение пользоваться иглой, ножницами. | Показ слайдов, готовые образцы. |
20-23 | Вышивка бисером. | Правила по ТБ во время работы. Техника вышивки бисером. Подбор материал для работы. Закреплять умение пользоваться иглой. | Инструктаж, показ слайдов, готовые образцы. Практическая работа. |
24-26 | Вышивка атласными, шелковыми лентами. Подготовка материала. | Основные закономерности при выполнении работы. Техника выполнения. Материал и оборудование для работы. Основы композиции. Средства выражения художественного образа. Композиция в работе, ее особенности. Основные этапы проектирования и создание изделия . | Инструктаж, показ слайдов, готовые образцы. Практическая работа. |
27-30 | Выполнение вышивки атласными лентами. | Особенности выполнения работы атласными лентами. Виды швов, техника их выполнения | Инструктаж Практическая работа. |
III | Работа над проектом. | 4 | |
31-32 | Выбор темы, создание эскиза, изготовление проекта | Подготовка материалов, инструментов и оборудования к практической работе. Создание эскиза проекта. Изготовление схемы, шаблонов. Освоение последовательности технологических приемов и операций. Изготовление проектируемого изделия.Технология изготовления изделия. Выбор техники исполнения. Оформление изделия. Контроль качества изделия. Изготовление изделия Соблюдение правил техники безопасности, организация рабочего места для выполнения проектов. Освоение последовательности технологических приемов и операций. Себестоимость готового изделия. | Практическая работа. Консультации. |
33-34 | Защита проектов | 2 Творческая мастерская по обмену опытом “Новые технологии ДПИ.. На уроке моделируется ситуация деловой игры: ученики производят презентацию своих проектов, которые они выполнили заранее по выбору в зависимости от уровня знания и желания ознакомиться с технологией декоративно- прикладного искусства: вышивка | Презентации. Готовые образцы |
Итого | 34часа. | |