СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработа знакомит с традициями и особенностями русской кухни, технологией приготовления блюд.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 25 имени Александра Сивагина»


Рассмотрена Утверждена

на заседании МО Приказ по школе №_________

Протокол №_____ от «_____»__________20____г. от «___» ___________20____г.




Согласована

«__»__________________20___г.


Заместитель директора ______________(Чувилева О.А.)






Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Клуба «В мире русских традиций»

направление - общекультурное

возраст 11-12лет

2 часа в неделю

сроки обучения: 1 год









Составитель:

Руднева Любовь Владимировна







г. Ярославль, 2016










Пояснительная записка

Рабочая программа клуба « В мире русских традиций» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897), основной образовательной программы. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного и общекультурного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для развития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности, требования действующих СанПин, специфика данной возрастной группы учащихся.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способного формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) и включает в себя 2 блока

- «Традиции русской национальной кухни» - 34 часа :

- «Народные промыслы. » «Вышивка»- 34 часа.























Блок « Традиции русской национальной кухни»

Цель программы:

Продолжить дальнейшее развитие и формирование эстетического вкуса, культуры общения творческих способностей и расширить знания учащихся в области кулинарии.

Задачи программы:

- расширить знания учащихся о национальных традициях нашей страны ;

-познакомить с традиционной русской кухней;

- научить навыкам приготовления, оформления и подачи блюд на стол.

Программа блока «Традиции русской национальной кухни» включает в себя теоретическую часть, которая подкрепляется практической частью.



































Общая характеристика учебного курса

Программа блока «Традиции русской национальной кухни», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение детьми основными способами и приёмами приготовления пищи. Обучение по данной программе  способствует адаптации детей к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Обучаясь по настоящей программе, дети приобретают углублённые знания  и умения по кулинарии.

На занятиях учащиеся приучаются к трудолюбию, аккуратности, качественной механической и тепловой обработке продуктов и т.д. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с электрооборудованием, инструментами и приспособлениями, а также используются здоровьесберегающие технологии.

Более результативной реализации программы «Традиции русской национальной кухни» будет способствовать владение учителем мастерством приготовления пищи и компьютерной грамотности.

Формы проведения занятий разнообразны: комбинированные (теоретические и практические занятия), экскурсии, конкурсы, выставки, беседы, лекции и т. д. Занятия в клубе завершатся выполнением и защитой проектов. Наиболее характерна комбинированная структура занятий: организационный момент, повторение пройденного материала, изложение новой темы, вводный инструктаж, подготовка к практической работе, практическая работа и текущий инструктаж, уборка рабочих мест, сервировка стола, дегустация. Заключительный инструктаж, мытье посуды, уборка помещения.

На занятиях применяется широкий арсенал методов:

  • словесные (объяснения, рассказ, беседа);

  • наглядные (демонстрация приемов выполнения операций, вариантов оформления готовых блюд);

  • проблемные (постановка проблем и поиск ее решения);

  • исследовательские (самостоятельный анализ задачи и ее решение);

  • метод коллективных и групповых работ.

Развивает творческую активность личности учащихся частая работа с различной литературой. Работая самостоятельно с интернет-ресурсами, с литературой, альбомами, иллюстрациями, ребята создают свою работу. В этой деятельности проявляются и получают дальнейшее развитие творческие способности детей.

Форма подведения итогов: выставки и конкурсы фотографий готовых блюд, защита проектов, дегустации и взаимооценка - всё это будет способствовать развитию творческой активности учащихся. .

Программа направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетентностей:

- познавательная компетентность (знание истории приготовления пищи русской кухни , овладение опытом самопознания);

- организаторской компетентностью (планирование и управление собственной деятельностью, владение навыками контроля и оценки собственной и совместной деятельности в процессе выполнения проекта);

- информационная компетентность (способность работать с различными источниками информации, проводить анализ и отбор нужной информации для выполнения творческого проекта);

- коммуникативная компетентность (владение способами презентации себя и своей деятельности, умение принимать и передавать необходимую информацию);

- социокультурная компетентность (соблюдение норм поведения в окружающей среде, умение работать в коллективе);

Овладение знаниями и умениями не только обогатит духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, а также поможет осуществить допрофессиональные пробы. Учащиеся на занятиях познакомиться с профессиями повар, кондитер, диетолог, технолог пищевого производства и т. д.

Программа способствует:

-развитию чувства красоты и эстетического вкуса посредством практической деятельности;

-оказанию помощи в самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни;

- созданию творческой атмосферы на занятиях в группе на основе взаимопонимания и сотрудничества при выполнении работ;

- приобретению навыков общения в профессиональной среде

Описание места учебного курса в учебном плане.

Разработана для учащихся 6 классов. Группа занимается по 2 часа1 раз в неделю, всего – 34 часа .

Межпредметные связи

Межпредметные связи с другими образовательными областями: история, биология, математика, изобразительное искусство, ОБЖ. Например, при расчете калорийности блюд и составления эскизов оформления и сервировки стола применяются знания из областей изобразительного искусства и математики.













Результаты освоения учебного курса:

Личностные результаты ;

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности.

  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;



Метапредметные результаты:

  • проявление инновационного подхода к решению практических задач или технологического процесса;

  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • объективное оценивание вклада своей познавательно – трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметные результаты 

- знание способов механической обработки продуктов питания, историю приготовления пищи;

- правила использования инструментов, приспособлений и электрооборудования для приготовления пищи;

- способы тепловой обработки продуктов питания;

- технологический процесс изготовления блюд и способы повышения его питательной ценности;

- правила безопасности труда;

- способы выявления потребностей общества в товарах и услугах;

- основные правила этикета;

- знакомство с профессиями, связанными с приготовлением пищи.

 

Содержание . Тематическое планирование

№п/п

К-во часов

Тема

Содержание

Вид деятельности


1

2

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ППБ. Санитарно-гигиенические требования.

Цели и задачи клуба. Содержание курса. Правила техники безопасности. Просмотр презентаций.

Беседа. Просмотр презентаций.


2

2

История становления русской кухни. «В лето…»первые кулинарные книги. Самые древние блюда. Приготовление салата деликатесного.

Особенности русской национальной кухни. Сведения о питании в летописях. Самые древние блюда. Приготовление салата деликатесного.

Беседы, Просмотр презентаций. Подготовка технологической карты. Инструктаж по ТБ. Практическая работа



3

2

«Роспись царским кушаньям»- памятник забытых блюд. Приготовление оладий с яблоками.

Пиры на Руси - официальные дипломатическая приемы. Особенности приготовления блюд. Оладьи и блины на русском столе. Приготовление оладий с яблоками.

Просмотр презентаций. Подготовка технологической карты. Инструктаж по ТБ.Практическая работа.


4

2

«Домострой»-кулинарная книга с правилами санитарии и гигиены, этикета. Кулинарный календарь. Приготовление рыбных котлет

Эпоха «Домостроя» - первая книга о правилах этикета, санитарной культуре приготовления пищи , способах заготовки и хранения продуктов. Употребление дикорастущих трав. Рыбные блюда в русской кухне. Приготовление рыбных котлет

Беседа .Правила ТБ. Практическая работа.


5

2

«Поваренные записки»-первые оригинальные кулинарные книги. Приготовление зраз с грибами.

Первые кулинарные книги в России – «Поваренные записки», «Народная поварня». Самые интересные блюда русской кухни. Приготовление картофельных зраз с грибами

Беседа. Инструктаж по ТБ. Технологическая карта. Практическая работа.


6

2

Ожившая сказка.

Приготовление печеных яблок

Блюда из русской печи. Легенда и современность. Возрождение старинных кулинарных рецептов. Приготовление печеных яблок с творогом и медом.

Рассказ. Инструктаж по ТБ. Технологическая карта. Практическая работа.


7

2

Спор о приоритете. «Энциклопедия питания».Приготовление манника.

Приготовление пищи на научных хозяйственных основаниях. Энциклопедия питания- физиология, припасоведение, химический состав припасов, экономия питания, юриспруденция пита- ния, качество припасов, диета питания, кулинарная химия и физика, эстетика питания, академия питания.

Рассказ. Инструктаж по ТБ. Технологическая карта. Практическая работа.


8

2

Поставщики энергии. Приготовление шарлотки, киселя.

Важнейшие источники энергии. Расход энергии, суточная потребность. Использование черствого хлеба.

Беседа, просмотр иллюстраций. Инструктаж. Практическая работа.


9

2

Белки – основа жизни. Приготовление вареников ленивых

Строительный материал для организма. Животные и растительные белки. Суточная потребность организма.

Показ слайдов, иллюстраций. Инструктаж. Практическая работа.


10

2

Биологически активные вещества. Приготовление рисовых котлет с морковью

Минеральные вещества в пита-нии. Основные продукты питания – поставщики минеральных веществ. Условия обработки и хранения продуктов.

Презентации. Инструктаж, Показ слайдов. Практическая работа.


11

2


Витамины на нашем столе. Приготовление салата витаминного.

Роль витаминов в питании. Поставщики витаминов. Правила обработки и хранения продуктов.

Презентация,. Показ слайдов.


12

2

Из истории первых блюд. Приготовление щей из квашенной капусты.

Значение первых блюд в питании. Подача первых блюд. Слава русских супов – щи. Технология и способы приготовления

Инструктаж. Практическая работа.


13

2

Сласти. Приготовление драчены сладкой

«Сладко»обозначает приятно. Сладкие блюда на русском столе. Старинные сладкие блюда.

. Инструктаж. Практическая работа.


14

2

Способы украшения блюд.

Способы изготовления украшений из различных овощей и фруктов. Техника, инструменты. Приемы вырезания. Украшение блюд.

Творческая практическая работа. Выставка работ.


15

2

Работа над проектом. Подготовительный этап.

Выбор темы проекта. Работа с источниками.

Практическая работа.


16


Работа над проектом.

Творческий этап работы над проектом . Работа с источниками.

Практическая работа.


17

2

Итоговое занятие .Защита проектов.

Защита проектов.





Итого


34 часа


















































Условия реализации программы

Обязательное условие занятий – соблюдение санитарно-гигиенических требований. Одно из правил гигиены приготовления пищи – наличие спецодежды: фартука и косынки, сменной обуви. Только при соблюдении правил личной гигиены, гигиены помещения, рабочих мест, посуды и продуктов можно приготовить доброкачественную, полезную, вкусную пищу.

Работа клуба связана с использованием нагревательных приборов (электрическая плита, духовой шкаф, электрический чайник, микроволновая печь), режущих инструментов (ножи, кухонный комбайн), с варкой, жарением, выпечкой. Это обязывает особое внимание обращать на правила безопасности труда.

Занятия проводятся в кабинете технологии, в оборудованном помещении для кулинарии, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет светлый, сухой, с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией.

Учебная кухня оборудована подвесными шкафами, разделочными столами. Для работы имеется необходимый инвентарь.

Продукты питания, необходимые для практических занятий, учащиеся приобретают самостоятельно. Нормы продуктов указаны в инструкционных картах приготовления блюд.





























Блок «Народные промыслы. Вышивка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .

Блок “Народные промыслы. Вышивка” разработан для учеников 6 классов и рассчитан на 34 часа, из них теории – 8 часов, практических работ – 22 часов, подготовка и защита проекта – 4 часа. Программа ориентирована на попытку воспитания у учащихся стремления к творческому восприятию своего труда и развития чувства красоты, гармонии; познакомить учащихся с профессией вышивальщицы определить их возможности в углубленном изучении разделов “Технологии” и допрофессиональной подготовки школьников.

Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям ДПИ, реализовать свои природные задатки, что должно способствовать осознанному выбору профессии.

Цель программы – создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; познакомить с профессиями вышивальщицы, художника-дизайнера, оформителя; знакомство с творчеством народных умельцев города и края.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства,

  • продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм;

  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Воспитательные:

  • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

  • воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственного воображения;

  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству вышивальщицы, художника-оформителя, дизайнера;

  • формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;



Результаты освоения учебного курса:

Личностные результаты ;

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности.

  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

Метапредметные результаты:

  • проявление инновационного подхода к решению практических задач ;

  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • объективное оценивание своей детельности;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметные результаты 

- знание технологии выполнения ручных швов , историю декоративно – прикладного творчества;

- правила использования инструментов, приспособлений и электрооборудования ;

- правила безопасности труда;

- способы выявления потребностей общества в товарах и услугах

- знакомство с профессиями, связанными с




Содержание курса

Тематическое планирование

занятия

п/п


Тема


Содержание


Вид деятельности

 I

Теоретическая часть.

8

 

1

Вводный инструктаж по технике безопасности.

Особенности русской вышивки. История вышивки. Народная вышивка в России.

Презентация курса “Народные промыслы. Вышивка”. План и особенности работы курса “Народные промыслы. Вышивка”; История художественной культуры русского народа . Знакомство с работами мастеров родного края. Профессия вышивальщица.


Инструктаж. Лекция. Беседа. .

2

Материалы и инструменты. Знакомство с техникой безопасности при работе с основными инструментами

Техника народной вышивки. Термины и определения. Необходимые материалы и инструменты. Условные обозначения. Техника безопасности при работе с инструментами на занятиях. Перевод рисунка на фон. Виды переводов рисунка. Копировальная бумага. Калька. Переводной карандаш. Шаблоны.


Лекция. Сообщения. Показ.


3-4

Символика в вышивке. Народная вышивка русского Севера. Шов «роспись»

Подготовка к работе. Техника выполнения шва «роспись». Символика в вышивке. Геометрические формы как основа развития орнаментальной композиции. Основные приемы работы, Последовательность выполнения работы и оформление изделия.


Показ презентации, рассказ, демонстрация проектов

 5-8

Ажурная вышивка: крестецкая строчка, гипюры , мережка

4 Знакомство с ажурной вышивкой. Белоснежная сквозная вышивка – крестецкая строчка. Техника строчевой вышивки- гипюры. Виды мережек, техника выполнения. Техника выполнения простой мережки «кисточка». Профессия художник-оформитель.


Сообщения, показ слайдов, готовые образцы

II

Практическая часть.

22

 

9-10

Вышивка салфетки. Оформление салфетки ажурной вышивкой.

Подготовка эскиза рисунка . Вышивка салфетки. Выполнение ажурной вышивки


Инструктаж, Практическая работа.

11-12

Продолжение работы по оформлению салфетки ажурной вышивкой.

Продолжение работы по оформлению салфетки ажурной вышивкой.

Инструктаж, Практическая работа.

13-14

Орнамент в основном приеме вышивки. Счетная вышивка. Выполнение работы.

Основные закономерности орнамента. Основы композиции. Средства выражения художественного образа. История орнамента. Композиция в работе, ее особенности. Основные этапы проектирования и создание изделия в технике счетной вышивки. Орнамент в счетной вышивке. Основные приемы работы . Выполнение работы.


Инструктаж, Практическая работа

15-19


Шитье жемчугом, бисером, перламутром, камнями. Подготовка материала для вышивки бисером


Из истории вышивки жемчугом, бисером, перламутром, камнями. Использование этих материалов для украшения одежды, икон, головных уборов, предметов быта. Инструменты и приспособления. Познакомить с правилами по ТБ . Закреплять умение пользоваться иглой, ножницами.


Показ слайдов, готовые образцы.

20-23

Вышивка бисером.

Правила по ТБ во время работы. Техника вышивки бисером. Подбор материал для работы. Закреплять умение пользоваться иглой.


Инструктаж, показ слайдов, готовые образцы.

Практическая работа.

24-26

Вышивка атласными, шелковыми лентами. Подготовка материала.

Основные закономерности при выполнении работы. Техника выполнения. Материал и оборудование для работы. Основы композиции. Средства выражения художественного образа. Композиция в работе, ее особенности. Основные этапы проектирования и создание изделия .


Инструктаж, показ слайдов, готовые образцы.

Практическая работа.

27-30

Выполнение вышивки атласными лентами.

Особенности выполнения работы атласными лентами. Виды швов, техника их выполнения

Инструктаж

Практическая работа.

III

Работа над проектом.

4

 

31-32

Выбор темы, создание эскиза, изготовление проекта

Подготовка материалов, инструментов и оборудования к практической работе. Создание эскиза проекта. Изготовление схемы, шаблонов. Освоение последовательности технологических приемов и операций. Изготовление проектируемого изделия.Технология изготовления изделия. Выбор техники исполнения. Оформление изделия. Контроль качества изделия. Изготовление изделия Соблюдение правил техники безопасности, организация рабочего места для выполнения проектов. Освоение последовательности технологических приемов и операций. Себестоимость готового изделия.

Практическая работа. Консультации.

33-34

Защита проектов

2 Творческая мастерская по обмену опытом “Новые технологии ДПИ.. На уроке моделируется ситуация деловой игры: ученики производят презентацию своих проектов, которые они выполнили заранее по выбору в зависимости от уровня знания и желания ознакомиться с технологией декоративно- прикладного искусства: вышивка


Презентации. Готовые образцы

Итого

34часа.