СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана для учащихся 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Красная Зорька»

муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области






УТВЕРЖДЕНА

Директор

МОУ ООШ с. Красная Зорька

МО «Барышский район»

_______________________

Е.В.Белоногова

Приказ № ___ от ___________










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Биология в экспериментах»

для учащихся __7-8_ классов

на 2016__2017__ учебный год

Составитель: _Курнузова Нина Сергеевна______

(Ф.И.О.)

учитель _первой квалификационной категории_

(указывается квалификационная категория)









СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР

__________________

Н.С. Курнузова

«____» _________ 201__ год





  1. Пояснительная записка

Нормативно – правовая документация:

Программа «Биология в экспериментах» общеинтеллектуальной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся 7,8 классов. Количество часов в год – 70 (2 часа в неделю).

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Цели программы

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом;

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения биологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Задачи программы:

Обучающие:

- расширять представления об окружающем мире;

- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;

Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.


Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип краеведческий;

  • принцип практической направленности.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, игры, творческие задания, опыты, практические работы, создание экологических проектов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, экологические акции, гербаризация, составление памяток.

Место внеурочной деятельности «Биология в экспериментах» в учебном плане

Согласно учебному плану на проведение занятий «Юный эколог» в 7,8-м классах выделяется 2 часа в неделю - всего 70 ч.




  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Биология в экспериментах»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Содержание программы внеурочной деятельности, формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные результаты:

Показатели в личностной сфере ребёнка:

  • развитие интереса к познанию мира природы;

  • осознание потребности к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознание места и роли человека в биосфере;

  • расширение сферы социально-нравственных представлений;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • эстетические потребности, ценности и чувства;

  • представление о сложных взаимосвязях в организме человека и животных, позволяющее вырабатывать осознанную и осмысленную позицию в отношении биологических процессов и явлений, своего места в мире;

  • установка на здоровый образ жизни: понимание необходимости здорового питания и обеспечения чистоты окружающего воздуха;

  • опыт совместного поиска, решения задач, коллективного исследования;

  • опыт содержательной критической оценки творческих работ (своих и других учеников);

  • представление о познаваемости мира и получении новых знаний с помощью постановки опытов;

  • способность продолжать изучение биологии, осуществляя сознательный выбор уровня изучения биологии (базовый/продвинутый).

Метапредметные результаты:

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

  • способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность: формулировать вопрос, искать способы действия для решения новой задачи, контролировать и оценивать ход уяснения содержания;

  • умения экспериментирования (соблюдения правил техники безопасности при проведении несложных биологических опытов и при работе с увеличительными приборами, схематического изображения хода опыта, различения результатов и выводов из опыта);

  • умение строить текст – описание: кратко и точно формулировать результат опыта, строить устный и письменный рассказ по схеме, модельному изображению;

  • базовые умения извлекать информацию, представленную в разнообразных знаковых формах (тексты, схемы, таблицы, диаграммы.);

  • умение использовать модельные средства для описания ситуаций и предсказания возможных последствий (в рамках изученного);

  • способность осуществлять содержательное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения в решении предложенных задач, построении гипотез.


Регулятивные универсальные учебные действия

  • предвосхищать результат.

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

  • ставить и формулировать проблемы;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

  • установление причинно-следственных связей;


Предметные результаты:

  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности ;

  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества;

  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

  • первоначальное различение существа и вещества, вещества и молекулы, молекулы и атома, атома и элемента (вида атомов);

  • различение основных вегетативных функций животного (дыхание, газообмен, питание, выделение);

  • понимание связи основных вегетативных функций животного (дыхание, газообмен, питание, выделение);

  • представление о живом существе, как имеющем внутреннюю среду (с определённым составом веществ), отделённую от внешней среды границей, обладающей свойством избирательной проницаемости;

  • различение этапов питания животного (обособление части внешней среды, переваривание ферментами, всасывание, выброс непереваренных остатков);

  • понимание связи функций, обеспечивающих питание;

  • различение энергозатратных процессов в животном организме и процесса дыхания, в котором образуется энергия на движение и тепловая энергия; первичное представление о преобразованиях энергии в животном организме;

  • представление о биологических опытах, доказывающих преобразования воздуха в ходе дыхания, выявляющих калорийность пищи, демонстрирующих избирательную проницаемость мембраны клетки;

  • умение обнаружить в опыте кислород и углекислый газ;

  • представление о молекулярном строении вещества; понимание процесса диффузии как проникновения молекул одного вещества между молекулами другого вследствие беспорядочного движения молекул;

  • представление об органических и неорганических веществах (в живых существах), их различение;

  • представление о белках, жирах, углеводах и витаминах, как органических веществах пищи;

  • представление о воде и минеральных солях как неорганических веществах пищи;

  • умение пользоваться разными классификациями веществ пищи (деление веществ пищи на органические и неорганические; на содержащиеся в малых и в больших количествах; на содержащиеся преимущественно в растительной и преимущественно в животной пище; на имеющие и не имеющие энергетической ценности);

  • использование знаний о физиологических процессах (дыхание, питание) для обоснования санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни (о значении правильного, полноценного питания для сохранения здоровья человека; об основных компонентах пищи - белках, жирах, углеводах; о значении витаминов в питании человека; о значении проветривания помещений для здоровья человека);




3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 7,8 классы (70 ч)

1. Мой край (10 ч)

Разнообразие живых существ и их основные потребности. Экскурсия Осень в нашем селе». Растительный и животный мир области. Основные экологические группы животных. Основные экологические группы растений. «Исчезающие растения и животные родного края»(парный проект)

  1. Вода – источник жизни (21 ч)

Понятие гидросферы. Химический состав воды. Свойства воды. Вода в живых организмах. Вода-растворитель. Операция «Живи, родник, живи». Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды. Просмотр фильма «Вода – жизнь». Вода в жизни животных. Вода в жизни растений. «Вода в моем доме» (индивидуальный проект). Вода и здоровье человека. Очистка воды. Мировой океан- основная часть гидросферы. Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле». Итоговое занятие «Вода, вода- кругом вода».

3. Солнце и свет в нашей жизни (9 ч)

Солнце, Луна, звёзды – источники света. Отношение к свету и теплу различных животных

Практическое занятие «Фенологические наблюдения за животными». Роль света в жизни растений. Роль света в жизни человека. Гигиена зрения. Сколько стоят свет и тепло

4. Воздух и здоровье (15 ч)

Понятие атмосферы. Воздух – смесь газов. Растения – главный поставщик кислорода на Земле. Свойства кислорода и углекислого газа. Дыхание как способ получения энергии. Преобразования воздуха в ходе дыхания живых существ. Воздух и здоровье человека. Атмосферное давление. Образование ветров. Источники загрязнения воздуха. « Автотранспорт и воздух села» (индивидуальный проект). Итоговое занятие по теме «Атмосфера»

5. Питание(7ч)

Пища, значение пищи как источника энергии. Состав пищи. Практическая работа № 1. «Состав пищевых продуктов». Процессы питания, дыхания, газообмена, выделения. Лабораторная работа № 1. «Обнаружение белков, жиров и углеводов пищи»

6. Весенние работы (8 ч)

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними. Экологический десант по уборке школьной территории. Итоговое занятие

Учебно-тематический план


№ раздела

занятия

Тема

Теория

Практика

1


Мой край (10 ч)

4

6


1

Разнообразие живых существ и их основные потребности

1



2

Экскурсия Осень в нашем селе»


1


3-4

Растительный и животный мир области

1

1


5-6

Основные экологические группы животных

1

1


7-8

Основные экологические группы растений

1

1


9-10

«Исчезающие растения и животные родного края»(парный проект)


2

2


Вода – источник жизни (21 ч)

10

11


11

Понятие гидросферы.

1



12

Химический состав воды


1


13

Свойства воды

1



14

Вода в живых организмах.

1



15

Вода-растворитель


1


16-17

Операция «Живи, родник, живи»


2


18

Круговорот воды в природе

1



19-20

Источники загрязнения воды

1



21

Просмотр фильма «Вода – жизнь»

1



22

Вода в жизни животных

1



23

Вода в жизни растений

1



24-25

«Вода в моем доме» (индивидуальный проект)


2


26

Вода и здоровье человека

1



27

Очистка воды


1


28

Мировой океан- основная часть гидросферы

1



29-30

Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»


2


31

Итоговое занятие «Вода, вода- кругом вода»(викторина)


2

3


Солнце и свет в нашей жизни (9 ч)

5

4


32

Солнце, Луна, звёзды – источники света

1



33

Отношение к свету и теплу различных животных

1



34-35

Практическое занятие «Фенологические наблюдения за животными»


2


36

Роль света в жизни растений

1



37

Роль света в жизни человека

1



38

Гигиена зрения.

1



39-40

Сколько стоят свет и тепло


2

4


Воздух и здоровье (15 ч)

7

8


41

Понятие атмосферы.

1



42

Воздух – смесь газов.

1



43

Растения – главный поставщик кислорода на Земле.

1



44-45

Свойства кислорода и углекислого газа


2


46

Дыхание как способ получения энергии

1



47

Преобразования воздуха в ходе дыхания живых существ


1


48

Воздух и здоровье человека

1



49

Атмосферное давление.

1



50

Образование ветров

1



51-52

Источники загрязнения воздуха


2


53-54

« Автотранспорт и воздух села»

(индивидуальный проект)


2


55

Итоговое занятие по теме «Атмосфера»


1

5


Питание(7ч)

3

4


56-57

Пища, значение пищи как источника энергии. Состав пищи

2



58-59

Практическая работа № 1. «Состав пищевых продуктов»


2


60

Процессы питания, дыхания, газообмена, выделения

1



61-62

Лабораторная работа № 1. «Обнаружение белков, жиров и углеводов пищи»


2

6


Весенние работы (8 ч)

2

6


63-64

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву


2


65-66

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними


2


67-68

Экологический десант по уборке школьной территории


2


69-70

Итоговое занятие

2




Итого: 70 часов












4.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся.

п/п

Тема занятия

Дата планируемая

Дата фактическая

Количество часов

Планируемые виды деятельности

Мой край (10 часов)

1

Разнообразие живых существ и их основные потребности



1

- знать основные потребности живых организмов

- уметь определять принадлежность организмов систематическим группам

- строить логические рассуждения;

-объяснять явления, процессы;

- умение различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять схемы

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

2

Экскурсия Осень в нашем селе»



1

-объяснять явления, процессы;

- умение различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

-осуществлять оценивание правильности выполнения действий

- формировать у учащихся представления о процессах происходящих в природе в осенний период.

-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе экскурсии;

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

3-4

Растительный и животный мир области



2

- знать растительный и животный мир области

- уметь определять принадлежность организмов систематическим группам

- строить логические рассуждения;

5-6

Основные экологические группы животных



2

- знать основные экологические группы животных

- уметь определять принадлежность организмов экологическим группам

- проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять схемы

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

-осуществлять оценивание правильности выполнения действий

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

7-8

Основные экологические группы растений



2

- знать основные экологические группы растений

- уметь определять принадлежность организмов экологическим группам

- проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять схемы

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

-осуществлять оценивание правильности выполнения действий

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

9-10

«Исчезающие растения и животные родного края»(парный проект)



2

- знать определения и понятия «Красная книга», «исчезающий вид», «редкий вид», «заповедник», «заказник»

- знать растения и животных родного края, занесенные в Красную книгу Ульяновской области

- уметь определять исчезающие виды растений и животных

- уметь аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурса библиотеки и Интернета

Вода – источник жизни

11

Понятие гидросферы.




1

-давать определение понятиям;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурса библиотеки и Интернета;

- аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- учитывать различные мнения

Выпуск листовок.

12

Химический состав воды.



1

- уметь определять состав воды

- строить логические рассуждения;

-объяснять явления, процессы;
-устанавливать причинно-следственные связи.

- умение различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

13

Свойства воды



1

- знать свойства воды

- планировать ход проведения эксперимента;

-уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

-осуществлять оценивание правильности выполнения действий

- формировать у учащихся представления о свойствах воды: цвет, форма, запах; трех агрегатных состояниях воды, о выталкивающей силе.
- изучить работу пара, основанную на свойстве воды при нагревании расширяться, при охлаждении - сжиматься.
- формировать знания об использовании свойств воды в жизни человека.
- проводить эксперимент под руководством учителя;

-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

14

Вода в живых организмах.



1

- знать значение воды для живых организмов;

-осуществлять оценивание правильности выполнения действий

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

15

Вода-растворитель.



1

- планировать ход проведения эксперимента;

-уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

-осуществлять оценивание правильности выполнения действий

- умение ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменный отчет о проделанном эксперименте.

- проводить эксперимент под руководством учителя;

-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

16-17

Операция «Живи, родник, живи»



2

-осуществлять оценивание правильности выполнения действий

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

18

Круговорот воды в природе



1

- знать круговорот веществ в природе

- уметь составлять простейшие схемы круговорота воды в природе

-осуществлять оценивание правильности выполнения действий

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;


19-20

Источники загрязнения воды



2

-знать классификацию веществ-загрязнителей воды

-уметь определять источники загрязнения воды;

-осуществлять оценивание правильности выполнения действий

- умение ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменный отчет о проделанном эксперименте.

- проводить эксперимент под руководством учителя;

-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

21

Просмотр фильма «Вода – жизнь»



1

- осуществлять оценивание правильности своих действий

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

22

Вода в жизни животных



1

- знать значение воды для животных;

-осуществлять оценивание правильности выполнения действий

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

23

Вода в жизни растений



1

- знать значение воды для растений;

-осуществлять оценивание правильности выполнения действий

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

24-25

«Вода в моем доме» (индивидуальный проект)



2

-уметь производить расчеты расходования воды в доме;

- умение ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменный отчет о проделанном эксперименте.

-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

- развивать умение работать со специализированной литературой

26

Вода и здоровье человека



1

- знать влияние воды на организм человека;

-осуществлять оценивание правильности выполнения действий

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

27

Очистка воды




1

- знать способы очистки воды

- приобщать к наблюдению за природой;

- развивать умение работать измерительными приборами в полевых условиях;

- проводить тематические исследования.

- оформление материалов

- разработка системы природоохранных мер, направленных на улучшение экологической ситуации

28

Мировой океан- основная часть гидросферы.




1

- знать процентное содержание суши и воды на планете Земля

- развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);

- уметь работать в команде;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

- повышение интереса к предмету, энциклопедическое развитие знаний , развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки

29-30

Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»



2

- уметь строить логические рассуждения;

-объяснять явления, процессы;
- устанавливать причинно-следственные связи

- развитие интереса школьников к естественным наукам;
расширение знаний учащихся о свойствах и аномалиях воды;
- формирование чувств прекрасного и бережного отношения к воде.
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

31

Итоговое занятие «Вода, вода- кругом вода»




1

- строить логические рассуждения;

-объяснять явления, процессы;
- устанавливать причинно-следственные связи

- развитие интереса школьников к естественным наукам;
расширение знаний учащихся о свойствах и аномалиях воды;
- формирование чувств прекрасного и бережного отношения к воде.
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.


Солнце и свет в нашей жизни

32

Солнце, Луна, звёзды – источники света



1

- знать источники света

- осуществлять оценивание правильности выполнения действий

-объяснять явления, процессы влияния солнца, луны и звезд – как источников света;

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

33

Отношение к свету и теплу различных животных



1

- знать классификацию животных по отношению к свету, теплу

- значение света и тепла для животных

- объяснять явления, процессы;
- устанавливать причинно-следственные связи

- развитие интереса школьников к естественным наукам;
расширение знаний учащихся о влиянии света и тепла на процессы, происходящие в организме животных;
- формирование чувств прекрасного и бережного отношения к животным.
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

34-35

Практическое занятие «Фенологические наблюдения за животными»



2

- планировать ход проведения эксперимента;

- уметь самостоятельно принимать решения при проведении наблюдения;

- осуществлять оценивание правильности выполнения действий

- умение ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменный отчет о проделанном эксперименте.

- проводить наблюдение под руководством учителя;

-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе наблюдения;

36

Роль света в жизни растений



1

- значение света для растений

- объяснять явления, процессы;
- устанавливать причинно-следственные связи

- развитие интереса школьников к естественным наукам;
расширение знаний учащихся о влиянии света на процессы, происходящие в растительном организме;
- формирование чувств прекрасного и бережного отношения к растениям.
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

37

Роль света в жизни человека



1

- определять значение света в жизни человека

- объяснять явления, процессы;
- устанавливать причинно-следственные связи

- развитие интереса школьников к естественным наукам;
расширение знаний учащихся о значении света в жизни человека;
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

38

Гигиена зрения.



1

- знать правила гигиены зрения

- использовать полученные знания о гигиене зрения в повседневной жизни

- аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

39-40

Сколько стоят свет и тепло



2

- уметь производить расчеты потребляемых света и воды

- формирование бережного отношения в воде и свету

Что такое атмосфера

41

Понятие атмосферы.


.


1

- давать определение понятиям;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурса библиотеки и Интернета;

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- учитывать различные мнения.

- расширить знания об атмосфере, ее строении и протяженности.

42

Воздух – смесь газов.




1

- планировать ход проведения эксперимента;

- уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

- осуществлять оценивание правильности выполнения действий

- умение ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменный отчет о проделанном эксперименте.

- проводить эксперимент под руководством учителя;

-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;

43

Растения – главный поставщик кислорода на Земле.


.


1

- изучение природы родного края;

- воспитание любви к своей малой родине.

- приобщать к наблюдению за природой;

- развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);

- уметь работать в команде;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

44-45

Свойства кислорода и углекислого газа


.



2

- планировать ход проведения эксперимента;

- уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

- осуществлять оценивание правильности выполнения действий

- умение ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменный отчет о проделанном эксперименте.

- проводить эксперимент под руководством учителя;

-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

46

Дыхание как способ получения энергии



1

- знать способы получения энергии

- объяснять явления, процессы дыхания

- аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;


47

Преобразования воздуха в ходе дыхания живых существ



1

- знать способы преобразования воздуха

- объяснять явления, процессы дыхания

- аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;


48

Воздух и здоровье человека



1

- знать влияние атмосферы на здоровье человека

- аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;


49

Атмосферное давление.




1

- планировать ход проведения эксперимента;

- уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

- осуществлять оценивание правильности выполнения действий

- экспериментальное доказательство существования атмосферного давления

- проводить эксперимент под руководством учителя;

-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

50

Образование ветров

(физик)




1

- планировать ход проведения эксперимента;

- уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

- осуществлять оценивание правильности выполнения действий

- расширение знаний учащихся о механизме формирования ветров, формирование энциклопедических знаний в процессе выполнения проектной работы

- проводить эксперимент под руководством учителя;

-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

51-52

Источники загрязнения воздуха



2

- знать источники загрязнения воздуха

- определять влияние загрязненного воздуха на живые организмы

53-54

«Автотранспорт и воздух села»

(индивидуальный проект)



2

-планировать ход проведения эксперимента;

- уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

- осуществлять оценивание правильности выполнения действий

- расширение знаний учащихся о механизме формирования ветров, формирование энциклопедических знаний в процессе выполнения проектной работы

- проводить эксперимент под руководством учителя;

-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

55

Итоговое занятие по теме «Атмосфера»




1

- строить логические рассуждения;

-объяснять явления, процессы;

-устанавливать причинно-следственные связи.

- повышение интереса к предмету, энциклопедическое развитие знаний по географии, развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки при работе в группе.

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

Питание

56-57

Пища, значение пищи как источника энергии. Состав пищи



2

- знать состав и значение пищи

- объяснять процессы пищеварения;

-устанавливать причинно-следственные связи.

- повышение интереса к предмету, энциклопедическое развитие знаний по биологии и химии, развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки при работе в группе.

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;


58-59

Практическая работа № 1. «Состав пищевых продуктов»



2

- планировать ход проведения практической работы;

- уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

- осуществлять оценивание правильности выполнения действий

- расширение знаний учащихся о составе пищевых продуктов, формирование энциклопедических знаний в процессе выполнения практической работы

- проводить эксперимент под руководством учителя;

-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

60

Процессы питания, дыхания, газообмена, выделения



1

- знать процессы питания, дыхания, газообмена, выделения

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;


61-62

Лабораторная работа № 1. «Обнаружение белков, жиров и углеводов пищи»



2

- планировать ход проведения лабораторной работы;

- уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

- осуществлять оценивание правильности выполнения действий

- расширение знаний учащихся о составе пищевых продуктов, формирование энциклопедических знаний в процессе выполнения лабораторной работы

- проводить эксперимент под руководством учителя;

-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь


Весенние работы

63-64

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву



2

- знать механический состав почвы, способы обработки почвы

- уметь готовить почву к посеву

- аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

65-66

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними



2

- знать способы посадки растений и ухода за ними

- уметь готовить семена к посеву

- аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

67-68

Экологический десант по уборке школьной территории



2

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

69-70

Итоговое занятие



2

- знать изученный материал

- аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь














8