«Основная общеобразовательная школа с. Красная Зорька»
Программа «Биология в экспериментах» общеинтеллектуальной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся 7,8 классов. Количество часов в год – 70 (2 часа в неделю).
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения биологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, игры, творческие задания, опыты, практические работы, создание экологических проектов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, экологические акции, гербаризация, составление памяток.
Согласно учебному плану на проведение занятий «Юный эколог» в 7,8-м классах выделяется 2 часа в неделю - всего 70 ч.
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности, формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Разнообразие живых существ и их основные потребности. Экскурсия Осень в нашем селе». Растительный и животный мир области. Основные экологические группы животных. Основные экологические группы растений. «Исчезающие растения и животные родного края»(парный проект)
Понятие гидросферы. Химический состав воды. Свойства воды. Вода в живых организмах. Вода-растворитель. Операция «Живи, родник, живи». Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды. Просмотр фильма «Вода – жизнь». Вода в жизни животных. Вода в жизни растений. «Вода в моем доме» (индивидуальный проект). Вода и здоровье человека. Очистка воды. Мировой океан- основная часть гидросферы. Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле». Итоговое занятие «Вода, вода- кругом вода».
Солнце, Луна, звёзды – источники света. Отношение к свету и теплу различных животных
Практическое занятие «Фенологические наблюдения за животными». Роль света в жизни растений. Роль света в жизни человека. Гигиена зрения. Сколько стоят свет и тепло
Понятие атмосферы. Воздух – смесь газов. Растения – главный поставщик кислорода на Земле. Свойства кислорода и углекислого газа. Дыхание как способ получения энергии. Преобразования воздуха в ходе дыхания живых существ. Воздух и здоровье человека. Атмосферное давление. Образование ветров. Источники загрязнения воздуха. « Автотранспорт и воздух села» (индивидуальный проект). Итоговое занятие по теме «Атмосфера»
Пища, значение пищи как источника энергии. Состав пищи. Практическая работа № 1. «Состав пищевых продуктов». Процессы питания, дыхания, газообмена, выделения. Лабораторная работа № 1. «Обнаружение белков, жиров и углеводов пищи»
Практическое занятие по подготовке почвы к посеву. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними. Экологический десант по уборке школьной территории. Итоговое занятие
№ п/п | Тема занятия | Дата планируемая | Дата фактическая | Количество часов | Планируемые виды деятельности |
Мой край (10 часов) |
1 | Разнообразие живых существ и их основные потребности | | | 1 | - знать основные потребности живых организмов - уметь определять принадлежность организмов систематическим группам - строить логические рассуждения; -объяснять явления, процессы; - умение различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; - проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять схемы -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; |
2 | Экскурсия Осень в нашем селе» | | | 1 | -объяснять явления, процессы; - умение различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь. -осуществлять оценивание правильности выполнения действий - формировать у учащихся представления о процессах происходящих в природе в осенний период. -объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе экскурсии; -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь |
3-4 | Растительный и животный мир области | | | 2 | - знать растительный и животный мир области - уметь определять принадлежность организмов систематическим группам - строить логические рассуждения; |
5-6 | Основные экологические группы животных | | | 2 | - знать основные экологические группы животных - уметь определять принадлежность организмов экологическим группам - проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять схемы -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; -осуществлять оценивание правильности выполнения действий -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь |
7-8 | Основные экологические группы растений | | | 2 | - знать основные экологические группы растений - уметь определять принадлежность организмов экологическим группам - проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять схемы -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; -осуществлять оценивание правильности выполнения действий -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь |
9-10 | «Исчезающие растения и животные родного края»(парный проект) | | | 2 | - знать определения и понятия «Красная книга», «исчезающий вид», «редкий вид», «заповедник», «заказник» - знать растения и животных родного края, занесенные в Красную книгу Ульяновской области - уметь определять исчезающие виды растений и животных - уметь аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурса библиотеки и Интернета |
Вода – источник жизни |
11 | Понятие гидросферы. | | | 1 | -давать определение понятиям; -осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурса библиотеки и Интернета; - аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - учитывать различные мнения Выпуск листовок. |
12 | Химический состав воды. | | | 1 | - уметь определять состав воды - строить логические рассуждения; -объяснять явления, процессы; -устанавливать причинно-следственные связи. - умение различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; - проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь. |
13 | Свойства воды | | | 1 | - знать свойства воды - планировать ход проведения эксперимента; -уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента; -осуществлять оценивание правильности выполнения действий - формировать у учащихся представления о свойствах воды: цвет, форма, запах; трех агрегатных состояниях воды, о выталкивающей силе. - изучить работу пара, основанную на свойстве воды при нагревании расширяться, при охлаждении - сжиматься. - формировать знания об использовании свойств воды в жизни человека. - проводить эксперимент под руководством учителя; -объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента; -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь |
14 | Вода в живых организмах. | | | 1 | - знать значение воды для живых организмов; -осуществлять оценивание правильности выполнения действий -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь |
15 | Вода-растворитель. | | | 1 | - планировать ход проведения эксперимента; -уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента; -осуществлять оценивание правильности выполнения действий - умение ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменный отчет о проделанном эксперименте. - проводить эксперимент под руководством учителя; -объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента; -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь |
16-17 | Операция «Живи, родник, живи» | | | 2 | -осуществлять оценивание правильности выполнения действий -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь |
18 | Круговорот воды в природе | | | 1 | - знать круговорот веществ в природе - уметь составлять простейшие схемы круговорота воды в природе -осуществлять оценивание правильности выполнения действий -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; |
19-20 | Источники загрязнения воды | | | 2 | -знать классификацию веществ-загрязнителей воды -уметь определять источники загрязнения воды; -осуществлять оценивание правильности выполнения действий - умение ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменный отчет о проделанном эксперименте. - проводить эксперимент под руководством учителя; -объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента; -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь |
21 | Просмотр фильма «Вода – жизнь» | | | 1 | - осуществлять оценивание правильности своих действий -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию |
22 | Вода в жизни животных | | | 1 | - знать значение воды для животных; -осуществлять оценивание правильности выполнения действий -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь |
23 | Вода в жизни растений | | | 1 | - знать значение воды для растений; -осуществлять оценивание правильности выполнения действий -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь |
24-25 | «Вода в моем доме» (индивидуальный проект) | | | 2 | -уметь производить расчеты расходования воды в доме; - умение ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменный отчет о проделанном эксперименте. -объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента; -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь - развивать умение работать со специализированной литературой |
26 | Вода и здоровье человека | | | 1 | - знать влияние воды на организм человека; -осуществлять оценивание правильности выполнения действий -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь |
27 | Очистка воды | | | 1 | - знать способы очистки воды - приобщать к наблюдению за природой; - развивать умение работать измерительными приборами в полевых условиях; - проводить тематические исследования. - оформление материалов - разработка системы природоохранных мер, направленных на улучшение экологической ситуации |
28 | Мировой океан- основная часть гидросферы. | | | 1 | - знать процентное содержание суши и воды на планете Земля - развивать умение работать со специализированной литературой (определителями); - уметь работать в команде; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь. - повышение интереса к предмету, энциклопедическое развитие знаний , развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки |
29-30 | Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле» | | | 2 | - уметь строить логические рассуждения; -объяснять явления, процессы; - устанавливать причинно-следственные связи - развитие интереса школьников к естественным наукам; расширение знаний учащихся о свойствах и аномалиях воды; - формирование чувств прекрасного и бережного отношения к воде. -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь. |
31 | Итоговое занятие «Вода, вода- кругом вода» | | | 1 | - строить логические рассуждения; -объяснять явления, процессы; - устанавливать причинно-следственные связи - развитие интереса школьников к естественным наукам; расширение знаний учащихся о свойствах и аномалиях воды; - формирование чувств прекрасного и бережного отношения к воде. -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь. |
| Солнце и свет в нашей жизни |
32 | Солнце, Луна, звёзды – источники света | | | 1 | - знать источники света - осуществлять оценивание правильности выполнения действий -объяснять явления, процессы влияния солнца, луны и звезд – как источников света; -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь. |
33 | Отношение к свету и теплу различных животных | | | 1 | - знать классификацию животных по отношению к свету, теплу - значение света и тепла для животных - объяснять явления, процессы; - устанавливать причинно-следственные связи - развитие интереса школьников к естественным наукам; расширение знаний учащихся о влиянии света и тепла на процессы, происходящие в организме животных; - формирование чувств прекрасного и бережного отношения к животным. -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь |
34-35 | Практическое занятие «Фенологические наблюдения за животными» | | | 2 | - планировать ход проведения эксперимента; - уметь самостоятельно принимать решения при проведении наблюдения; - осуществлять оценивание правильности выполнения действий - умение ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменный отчет о проделанном эксперименте. - проводить наблюдение под руководством учителя; -объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе наблюдения; |
36 | Роль света в жизни растений | | | 1 | - значение света для растений - объяснять явления, процессы; - устанавливать причинно-следственные связи - развитие интереса школьников к естественным наукам; расширение знаний учащихся о влиянии света на процессы, происходящие в растительном организме; - формирование чувств прекрасного и бережного отношения к растениям. -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь |
37 | Роль света в жизни человека | | | 1 | - определять значение света в жизни человека - объяснять явления, процессы; - устанавливать причинно-следственные связи - развитие интереса школьников к естественным наукам; расширение знаний учащихся о значении света в жизни человека; -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь |
38 | Гигиена зрения. | | | 1 | - знать правила гигиены зрения - использовать полученные знания о гигиене зрения в повседневной жизни - аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию |
39-40 | Сколько стоят свет и тепло | | | 2 | - уметь производить расчеты потребляемых света и воды - формирование бережного отношения в воде и свету |
Что такое атмосфера |
41 | Понятие атмосферы. | . | | 1 | - давать определение понятиям; -осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурса библиотеки и Интернета; -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - учитывать различные мнения. - расширить знания об атмосфере, ее строении и протяженности. |
42 | Воздух – смесь газов. | | | 1 | - планировать ход проведения эксперимента; - уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента; - осуществлять оценивание правильности выполнения действий - умение ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменный отчет о проделанном эксперименте. - проводить эксперимент под руководством учителя; -объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента; |
43 | Растения – главный поставщик кислорода на Земле. | . | | 1 | - изучение природы родного края; - воспитание любви к своей малой родине. - приобщать к наблюдению за природой; - развивать умение работать со специализированной литературой (определителями); - уметь работать в команде; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь. |
44-45 | Свойства кислорода и углекислого газа | . | | 2 | - планировать ход проведения эксперимента; - уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента; - осуществлять оценивание правильности выполнения действий - умение ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменный отчет о проделанном эксперименте. - проводить эксперимент под руководством учителя; -объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента; -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь. |
46 | Дыхание как способ получения энергии | | | 1 | - знать способы получения энергии - объяснять явления, процессы дыхания - аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; |
47 | Преобразования воздуха в ходе дыхания живых существ | | | 1 | - знать способы преобразования воздуха - объяснять явления, процессы дыхания - аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; |
48 | Воздух и здоровье человека | | | 1 | - знать влияние атмосферы на здоровье человека - аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; |
49 | Атмосферное давление. | | | 1 | - планировать ход проведения эксперимента; - уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента; - осуществлять оценивание правильности выполнения действий - экспериментальное доказательство существования атмосферного давления - проводить эксперимент под руководством учителя; -объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента; -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь. |
50 | Образование ветров (физик) | | | 1 | - планировать ход проведения эксперимента; - уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента; - осуществлять оценивание правильности выполнения действий - расширение знаний учащихся о механизме формирования ветров, формирование энциклопедических знаний в процессе выполнения проектной работы - проводить эксперимент под руководством учителя; -объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента; -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь. |
51-52 | Источники загрязнения воздуха | | | 2 | - знать источники загрязнения воздуха - определять влияние загрязненного воздуха на живые организмы |
53-54 | «Автотранспорт и воздух села» (индивидуальный проект) | | | 2 | -планировать ход проведения эксперимента; - уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента; - осуществлять оценивание правильности выполнения действий - расширение знаний учащихся о механизме формирования ветров, формирование энциклопедических знаний в процессе выполнения проектной работы - проводить эксперимент под руководством учителя; -объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента; -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь |
55 | Итоговое занятие по теме «Атмосфера» | | | 1 | - строить логические рассуждения; -объяснять явления, процессы; -устанавливать причинно-следственные связи. - повышение интереса к предмету, энциклопедическое развитие знаний по географии, развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки при работе в группе. -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь. |
Питание |
56-57 | Пища, значение пищи как источника энергии. Состав пищи | | | 2 | - знать состав и значение пищи - объяснять процессы пищеварения; -устанавливать причинно-следственные связи. - повышение интереса к предмету, энциклопедическое развитие знаний по биологии и химии, развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки при работе в группе. -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; |
58-59 | Практическая работа № 1. «Состав пищевых продуктов» | | | 2 | - планировать ход проведения практической работы; - уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента; - осуществлять оценивание правильности выполнения действий - расширение знаний учащихся о составе пищевых продуктов, формирование энциклопедических знаний в процессе выполнения практической работы - проводить эксперимент под руководством учителя; -объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента; -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь |
60 | Процессы питания, дыхания, газообмена, выделения | | | 1 | - знать процессы питания, дыхания, газообмена, выделения -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; |
61-62 | Лабораторная работа № 1. «Обнаружение белков, жиров и углеводов пищи» | | | 2 | - планировать ход проведения лабораторной работы; - уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента; - осуществлять оценивание правильности выполнения действий - расширение знаний учащихся о составе пищевых продуктов, формирование энциклопедических знаний в процессе выполнения лабораторной работы - проводить эксперимент под руководством учителя; -объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента; -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь |
| Весенние работы |
63-64 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву | | | 2 | - знать механический состав почвы, способы обработки почвы - уметь готовить почву к посеву - аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь |
65-66 | Практическое занятие по посадке растений и уход за ними | | | 2 | - знать способы посадки растений и ухода за ними - уметь готовить семена к посеву - аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь |
67-68 | Экологический десант по уборке школьной территории | | | 2 | - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь |
69-70 | Итоговое занятие | | | 2 | - знать изученный материал - аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь |
|