СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для 5 класса по ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МКОУ «Ольховатская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрена

Согласована

Утверждена

Руководитель МО

Заместитель директора школы по УВР

Директор школы

_______________

_____________Бирюкова И.В.

_____________Н.А.Новикова


Протокол №____ от



Приказ №____от

«____»__________20___г.

«____»__________20___г.


«____»__________20___г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя Никитиной Оксаны Анатольевны

по математике

5 класс









Принята на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____ от

«___»__________20___г.







2016- 2017 уч. год




1.Пояснительная записка


Данная рабочая программа по математике разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

  2. Примерной программы по учебным предметам по математике. М.: Просвещение, 2011

  3. Примерной программы по математике для 5 класса по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. / В.И.Жохов, М.: Мнемозина, 2010

  4. Требованиям примерной образовательной программы образовательного учреждения

Данная программа является рабочей программой по предмету «Математика» в 5 классе базового уровня.

Для реализации программного содержания используется УМК:

1. Виленкин, Н. Я. Математика. 5 класс: учебник / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2013.

2.Рудницкая, В. Н. Математика. 5 класс. Тесты: учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. – М.: Мнемозина, 2013

3.Дидактические материалы Чесноков А.С., Нешков К. И. 2010.

Математика играет важную роль в формировании у школьников умения учиться.

Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Цели изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

  • систематическое развитие понятия числа;

  • выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные преставления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Усвоенные знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей основного общего математического образования:

  • Формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

  • Развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; пространственного воображения; математической речи; умения вести поиск информации и работать с ней;

  • Развивать познавательные способности;

  • Воспитывать стремление к расширению математических знаний;

  • Способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • Воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Решение названных задач обеспечит осознание школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Общий курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Уравнения и неравенства», «Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин».

Программа предусматривает дальнейшую работу с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит основным элементом для изучения смежных дисциплин.

В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология и т.д.).

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата.

В процессе освоения программного материала школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Срок реализации данной рабочей программы – 1 год.Рабочая программа рассчитана на 175 часов, 5 часов в неделю, 35 учебных недель. В 5 классе в год предусмотрено 13 контрольных работ и 1 итоговая контрольная работа за курс 5 класса.



2.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

Предметная область «Арифметика»

• выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками; умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число; деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число;

• переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную — в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь - в виде процентов;

• находить значения числовых выражений, содержащих целые числа и десятичные дроби;

• округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;

• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие;

• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;

• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Предметная область «Алгебра»

• переводить условия задачи на математический язык;

• использовать методы работы с простейшими математическими моделями;

• осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

• изображать числа точками на координатном луче;

• определять координаты точки на координатном луче;

• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

• решать текстовые задачи алгебраическим методом.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами.

Предметная область «Геометрия»

• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

• распознавать и изображать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;

• в простейших случаях строить развертки пространственных тел;

• вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

• построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)


3.Содержание учебного предмета


1.Натуральные числа и шкалы – 15 ч.

Обозначение натуральных чисел. (2ч)

Отрезок, Длина отрезка. Треугольник. (4ч)

Плоскость, прямая, луч. (2ч)

Шкалы и координаты. (3ч)

Меньше или больше. (3ч)

Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы» (1ч)

Обучающиеся научатся:

-Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные.

-Составлять числа из различных единиц.

-Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам.

- Выражать длину (массу) в различных единицах.

-Показывать предметы, дающие представление о плоскости.

-Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков.

-Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам.

-Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча.

-Читать и записывать неравенства, двойные неравенства.

Обучающиеся получат возможность:

-познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10.

2. Сложение и вычитание натуральных чисел – 20 ч.

Сложение и вычитание натуральных чисел и его свойства. (4ч)

Вычитание. (4ч)

Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» (1ч)

Числовые и буквенные выражения. (3ч)

Буквенная запись свойств сложения и вычитания. (3ч)

Уравнение. (4ч)

Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнение» (1ч)

Обучающиеся научатся:

- Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча.

- Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания.

- Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений.

- Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.

- Раскладывать число по разрядам и наоборот.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ. 

3.Умножение и деление натуральных чисел – 23ч.

Умножение натуральных чисел и его свойства. (4ч)

Деление. (4ч)

Деление с остатком. (3ч)

Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел». (1ч)

Упрощение выражений. (4ч)

Порядок выполнения действий. (3ч)

Квадрат и куб числа. (2ч)

Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений».(1ч)

Резерв (1ч)

Обучающиеся научатся:

-Заменять действие умножения сложением и наоборот.

-Находить неизвестные компоненты умножения и деления.

-Умножать и делить многозначные числа столбиком.

-Выполнять деление с остатком.

-Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения.

-Решать уравнения, которые сначала надо упростить.

-Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.).

-Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части).

-Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования.

-Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений.

-Вычислять квадраты и кубы чисел.

-Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).

Обучающиеся  получат возможность научиться:

-использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ. 

4.Площади и объёмы – 13ч.

Формулы. (2ч)

Площадь. Формула площади прямоугольника, квадрата. (2ч)

Единицы измерения площадей.(3ч)

Прямоугольный параллелепипед. (2ч)

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.(3ч)

Контрольная работа №6 по теме «Площади и объемы». (1ч)


Обучающиеся научатся:

-Читать и записывать формулы.

-Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника, квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба.

-Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней.

-Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней.

-Решать задачи, используя свойства равных фигур.

-Переходить от одних единиц площадей (объемов) к другим.

Обучающиеся получат возможность:

-научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

-углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

-научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов. 

5.Обыкновенные дроби – 26 ч.

 Окружность и круг. (2ч)

Доли. Обыкновенные дроби. (3ч

Сравнение дробей. (3ч)

Правильные и неправильные дроби. (3ч)

Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби». (1ч)

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. (3ч)

Деление и дроби. (2ч)

Смешанные числа. (3ч)

Сложение и вычитание смешанных чисел.(5ч)

Контрольная работа №8 по теме «Сложение  и вычитание смешанных чисел».(1ч)

Обучающиеся научатся:

- Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы.

- Читать и записывать обыкновенные дроби.

- Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают.

- Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче.

-Распознавать и решать три основные задачи на дроби.

- Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.

- Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом.

- Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.

-Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных

-       дробей.

-       Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби.

-       Выделять целую часть из неправильной дроби.

-       Представлять смешанное число в виде неправильной дроби.

-       Складывать и вычитать смешанные числа.

 6.   Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей – 15ч.

Десятичная запись дробных чисел. (3ч)

Сравнение десятичных дробей. (3ч)

Сложение и вычитание десятичных дробей. (5ч)

Приближенные значения чисел. Округление чисел. (2ч)

Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».(1ч)

Резерв (1ч)

Обучающиеся научатся:

-    Иметь представление о десятичных разрядах.

-    Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби.

-    Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей.

-    Изображать десятичные дроби на координатном луче.

-    Складывать и вычитать десятичные дроби.

-    Раскладывать десятичные дроби по разрядам.

-    Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.

-    Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда. 

7.   Умножение и деление десятичных дробей – 24 ч.

  Умножение десятичных дробей на натуральное число. (4ч)

Деление десятичных дробей на натуральное число. (5ч)

Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число». (1ч)

Умножение десятичных дробей. (5ч)

Деление на десятичную дробь. (5ч)

Среднее арифметическое. (2ч)

Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (1ч)

Резерв (1ч)

Обучающиеся научатся:

-    Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь.

-    Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

-    Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений.

-    Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби.

-    Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями.

-   Находить среднее арифметическое нескольких чисел.

-   Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.

 8.   Инструменты для вычисления и измерения – 15 ч.

 Микрокалькулятор. (2ч)

Проценты. (4ч)

Контрольная работа №12 по теме «Проценты». (1ч)

Угол. Прямой и развернутый углы. Чертежный треугольник. (2ч)

Измерение углов. Транспортир.(3ч)

Круговые диаграммы. (2ч)

Контрольная работа №13 по теме «Измерение углов». (1ч)

Обучающиеся научатся:

-    Пользоваться калькуляторами при выполнении отдельных арифметических действий с натуральными числами и десятичными дробями.

-    Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот.

-    Вычислять проценты с помощью калькулятора.

-    Распознавать и решать разные виды задач на проценты: находить проценты от числа, число по его процентам.

Обучающиеся  получат возможность научиться:

-     читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, круговой диаграммы;

-     алгоритму построения круговых диаграмм. 

9. Повторение – 21 ч.

 Итоговое повторение. (20ч)

Итоговая контрольная работа № 14. (1ч)

Резерв (3ч)

Требования к уровню подготовки обучающихся в 5 классе

В ходе преподавания математики в 5 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
    оценки их количественных и пространственных отношений.

  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

В результате изучения курса математики 5 класс учащиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел,

  • арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов;

  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения числовых выражений;

  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;

  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Ведущие формы, методы и средства обучения

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система. Основные типы учебных занятий:

  • урок изучения нового учебного материала;

  • урок закрепления и применения знаний;

  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

  • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Технологии, используемые учителем:

1. традиционная классно-урочная

2. игровые технологии

3. элементы проблемного обучения

4. технологии уровневой дифференциации

5. здоровьесберегающие технологии

6. ИКТ

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с

дифференцированным оцениванием.

Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся:

-после изучения наиболее значимых тем программы, - в конце учебного года.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по математике

    1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках,

  • чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

2. Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

3. Общая классификация ошибок.


При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

  • незнание наименований единиц измерения;

  • неумение выделить в ответе главное;

  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

  • неумение делать выводы и обобщения;

  • неумение читать и строить графики;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

  • потеря корня или сохранение постороннего корня;

  • отбрасывание без объяснений одного из них;

  • равнозначные им ошибки;

  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

  • логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой

  • охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

  • неточность графика;

  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;

небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.










График контрольных работ


урока

Тема

Кол-во часов

Дата

15

Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы»


24

Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»


35

Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнение»


47

Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»


57

Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений


71

Контрольная работа №6 по теме «Площади и объемы»


84

Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби»


98

Контрольная работа №8 по теме «Сложение  и вычитание смешанных чисел»


112

Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»


123

Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число»


136

Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»


144

Контрольная работа №12 по теме «Проценты»


152

Контрольная работа №13 по теме «Измерение углов»


153

Итоговая контрольная работа № 14.




4.Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во час

Домашнее задание

Дата проведения

(план/факт)

Натуральные числа и шкалы 15 ч.




Обозначение натуральных чисел.

1

п.1. с.5-6, №18, №23, №24.



Обозначение натуральных чисел.

1

С.9. №28, №30.



Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

1

п.2. №64(5,6, №65.



Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

1

№66, №68, №71.



Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

1

№69, №70, №72.



Треугольник. Решение комбинаторных задач.

1

№58, №59.



Плоскость. Прямая. Луч

1

п.3. №101, №102, №104



Плоскость. Прямая. Луч

1

№105, №106



Шкалы и координаты

1

п.4. №137, №138, №142.



Шкалы и координаты

1

№141, №144(а, б).



Шкалы и координаты. Линейные диаграммы.

1

№139, №140, №144в



Меньше или больше

1

п.5. №168, №170, №172



Входная административная контрольная работа

1

№177, №179, №180 (а,б).



Анализ контрольной работы.

Меньше или больше. Подготовка к контрольной работе

1

№169, №173-№175.



Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа и шкалы».

1

№176, №177.



Сложение и вычитание натуральных чисел 20 ч.




Анализ контрольной работы. Сложение натуральных чисел и его свойства

1

п.6. №229, №231(а,в), №235 а.



Сложение натуральных чисел. И его свойства

1

№230, №233, №236.



Сложение натуральных чисел и его свойства

1

№237, №239, №240



Сложение натуральных чисел и его свойства

1

№227, №234, №238.



Вычитание

1

п.7. №286-№288.



Вычитание

1

п.7. №289-№291.



Вычитание. Решение комбинаторных задач.

1

№292, №293, №296.



Решение упражнений по теме «Вычитание» Подготовка к контрольной работе

1

№296, №297.



Контрольная работа №2 по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел»

1

п.8. №328 - №330.



Анализ контрольной работы. Числовые и буквенные выражения

1

п.8. №331, №333, №336.



Числовые и буквенные выражения

1

№326, №334, №335.



Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Числовые и буквенные выражения

1

п.9. №364, №366, №371(а,в).



Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

1

п.9. №365, №367, №371(в,г).



Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

1

№363, №368, №369.



Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Решение комбинаторных задач.

1

п.9. №362.



Уравнение.

1

п.10. №395, №398.



Уравнение.

1

№397, №399.



Уравнение. Решение задач с помощью уравнений.

1

№392, №445 (а,б), №447 а.



Уравнение. Решение задач с помощью уравнений. Подготовка к контрольной работе

1

№394, №402, №447б.



Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения»

1

№352, №370, №385.



Умножение и деление натуральных чисел. 23 ч.




Анализ контрольной работы. Умножение натуральных чисел и его свойства.

1

п.11. №453-№455.



Умножение натуральных чисел и его свойства.

1

№446, №449, №457.



Умножение натуральных чисел и его свойства.

1

№427, №428, №462(б,г).



Умножение натуральных чисел и его свойства.

1

№426, №429



Деление.

1

п.12. №513, №514,№518.



Деление.

1

№515, №517.



Деление.

1

№516, №520, №524.



Деление.

1

№481, №521, №527.



Деление с остатком.

1

п.13. №550, №552,№555



Деление с остатком.

1

№551(б,д), №553,№554



Деление с остатком. Подготовка к контрольной работе.

1

№546,№547.



Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

1

№516,№54, №548(1,2).



Анализ контрольной работы. Упрощение выражений.

1

п.14.№609,

№612



Упрощение выражений.

1

№613,№61, №619.



Упрощение выражений.

1

№614,№61, №621.



Упрощение выражений.

1

№614,№61, №622.



Порядок выполнения действий.

1

п.15. №644, №647(а,б,в), №649.



Порядок выполнения действий.

1

№641, №645.



Порядок выполнения действий.

1

№622, №647(д,е,ж,з).



Квадрат и куб числа.

1

п.16. №667, №669.



Квадрат и куб числа.Подготовка к контрольной работе

1

№664, №666, №668(2ст)



Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений»

1

№640, №643.



Анализ контрольной работы. Решение комбинаторных задач

1

№645, №647.



Анализ контрольной работы. Формулы.

1

п.17. №701, №707а, №708.



Формулы. Решение комбинаторных задач

1

№702, №705, №706.



Площадь. Формула пло­щади прямоугольника

1

п.18. №737, №744.



Площадь. Формула пло­щади прямоугольника

1

№740, №741.



Единицы измерения площадей

1

п.19. №779, №780, №781.



Единицы измерения площадей

1

№782, №783.



Единицы измерения площадей

1

№784, №787, №789.



Прямоугольный парал­лелепипед

1

п.20. №813, №814, №817.



Прямоугольный параллелепипед.

1

№810, №812, №815.



Объёмы. Объём прямо­угольного параллелепи­педа

1

п.21. №840, №844, №845.



Объёмы. Объём прямо­угольного параллелепи­педа

1

№837(1), №843, №846(а,б).



Объёмы. Объём прямо­угольного параллелепи­педа. Подготовка к контрольной работе.

1

№837(2), №841, №848 (д,е).



Контрольная работа №6 по теме «Площади и объёмы»

1

№806,№838(3,4), №842



Анализ контрольной работы. Окружность и круг

1

п.22. №874,№875, №878(а,б).



Окружность и круг

1

№876, №877, №878(г,д).



Доли. Обыкновенные дроби

1

п.23. №925, №928, №929.



Доли. Обыкновенные дроби

1

№927, №932, №934.



Доли. Обыкновенные дроби

1

№933, №936.



Доли. Обыкновенные дроби

1

№930, №931, №937.



Сравнение дробей

1

п.24 №965, №966.



Сравнение дробей

1

№968, №969.



Сравнение дробей. Решение комбинаторных задач

1

№971, №973.



Правильные и неправильные дроби

1

п.25. №999, №1000.



Правильные и неправильные дроби.

1

№1001, №1002.



Правильные и неправильные дроби. Подготовка к контрольной работе.

1

№1003, №1004.



Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби»

1

№1025, №1026.



Анализ контрольной работы. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

п.26. №1006, №1009



Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

№1012 (б,в), №1015.



Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

№1040, №1041, №1044.



Деление и дроби.

1

п.27. №1076, №1077, №1078.



Деление и дроби.

1

№1079, №1080, №1082 а.



Смешанные числа

1

п.28. №1109, №1110, №1111.



Смешанные числа

1

№1092б №1093а, №1112.



Смешанные числа

1

№1096, №1104, №1108(1).



Сложение и вычитание смешанных чисел

1

П29. №1117

(б, г, е,з)



Сложение и вычитание смешанных чисел

1

№1118б,

№1136(1).



Сложение и вычитание смешанных чисел

1

№1120, №1129.



Сложение и вычитание смешанных чисел

1

№1130(2). №1137.



Сложение и вычитание смешанных чисел. Подготовка к контрольной работе

1

№1125 №1130, №1141.



Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

1

№1131, №1134.



Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. 15ч.




Анализ контрольной работы. Десятичная запись дроб­ных чисел

1

п.30. №1146(б), №1148(б,г)



Десятичная запись дроб­ных чисел

1

№1154, №1158 а.



Десятичная запись дроб­ных чисел

1

№1166 б, №1168.



Сравнение десятичных дробей

1

п.31. №1181, №1183(б,г, е)



Сравнение десятичных дробей

1

№1200, №1201



Сравнение десятичных дробей. Решение комбинаторных задач.

1

№1202, №1205(б,д).



Сложение и вычитание десятичных дробей.

1

п.32. №1255, №1257.



Сложение и вычитание десятичных дробей.

1

№1217, №1256.



Сложение и вычитание десятичных дробей.

1

№1221, №1225.



Сложение и вычитание десятичных дробей.

1

№1229, №1238(б,г).



Сложение и вычитание десятичных дробей.

1

№1261, №1263(б,г).



Приближённые значения чисел. Округление чисел.

1

п.33. №1297, №1298.



Приближённые значения чисел. Округление чисел. Подготовка к контрольной работе.

1

п.33. №1299, №1301, №1304 а.



Контрольная работа №9 по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»

1

№1276, №1302,№1304 б.



Анализ контрольной работы. Решение задач.

1

№1303, №1293,№1294.



Умножение и деление десятичных дробей. 24 ч.




Умножение десятичных дробей на натуральное число.

1

П34.№1330, №1331.



Умножение десятичных дробей на натуральное число.

1

№1332, №1333.



Умножение десятичных дробей на натуральное число.

1

№1313, №1325.



Умножение десятичных дробей на натуральное число.

1

п.34. №1336, №1326(б, г).



Деление десятичной дроби на натуральное число

1

п.35. №1340(в-м).



Деление десятичной дроби на натуральное число

1

№1375, №1376.



Деление десятичной дроби на натуральное число

1

№1377, №1379(б,в,ж).



Деление десятичной дроби на натуральное число

1

№1378, №1380.



Деление десятичной дроби на натуральное число. Подготовка к контрольной работе

1

№1381, №1383.



Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»

1

№1384, №1387, №1389(а,в)



Анализ контрольной работы. Умножение десятичных дробей

1

п.36. №1392, №1397.



Умножение десятичных дробей

1

№1431(б,в), №1432.



Умножение десятичных дробей

1

№1434, №1433.



Умножение десятичных дробей

1

№1436, №1439.



Умножение десятичных дробей. Решение комбинаторных задач

1

№1437, №1439.



Деление десятичных дробей

1

п.37. №1445(ост.), №1449.



Деление десятичных дробей

1

№1483, №1457б, №1459б.



Деление десятичных дробей

1

№1474, №1485, №1487.



Деление на десятичную дробь

1

№1488, №1489



Деление на десятичную дробь

1

№1490, №1492.



Среднее арифметическое

1

п.38. №1524, №1526.



Среднее арифметическое. Решение комбинаторных задач

1

№1527, №1529, №1535а.



Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»

1

№1511, №1516.



Анализ контрольной работы. Решение задач

1

№1518, №1522.



Инструменты для вычислений и измерений. 15 ч.




Микрокалькулятор.

1

п.39. №1556,№1557



Микрокалькулятор.

1

№1558, №1560.



Проценты

1

п.40. №1598, №1599.



Проценты

1

№1600, №1602



Проценты

1

№1603, №1605



Проценты. Подготовка к контрольной работе

1

№1607, №1608,



Контрольная работа №12 по теме «Инструменты для вычислений и измерений»

1

№1609, №1611, №1612а.



Анализ контрольной работы. Угол. Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник.

1

п.41. №1638, №1639



Угол. Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник

1

№1641, №1643, №1646.



Измерение углов. Транс­портир

1

п.42. №1682, №1683.



Измерение углов. Транс­портир

1

№1684, №1685.



Измерение углов. Транс­портир

1

№1664, №1686, №1687



Круговые диаграммы.

1

№1695, №1707



Круговые диаграммы. Подготовка к контрольной работе

1

№1685, №1686



Контрольная работа №13 по теме «Инструменты для вычислений и измерений»

1

№1708, №1710.



Итоговая контрольная работа

1

№1713, №1718(2, 4, 6).



Повторение. 19 ч.




Анализ контрольной работы.Повторение. Натуральные числа и шкалы.

1

№1719(а,в), №1721б,



Натуральные числа и шкалы.

1

№1726б, №1735, №1738(2).



Натуральные числа и шкалы.

1

№1727, №1729.



Натуральные числа и шкалы.

1

№1733, №1734, №1742.



Натуральные числа и шкалы. Решение комбинаторных задач

1

№1745б, №1746, №1748.



Площади и объемы.

1

№1799б, №1801.



Обыкновенные дроби.

1

№1817, №1824, №1826.



Обыкновенные дроби.

1

№1829, №1831, №1834(а,б).



Обыкновенные дроби.

1

№1834(г,д), №1837.



Десятичные дроби.

1

№1836б, №1828.



Десятичные дроби.

1

№1838, №1839.



Десятичные дроби.

1

№1815(б,г,е), №1082.



Десятичные дроби.

1

№1804, №1805.



Десятичные дроби.

1

№1820, №1827, №1834(е,д).



Десятичные дроби.

1

№1840, №1843.



Проценты.

1

№1603, №1607



Проценты.

1

№1611, №1612(2).



Проценты.

1

№1626, №1627



Обобщение изученного материала за 5 класс

1




Резерв

1




Резерв

1




Резерв

1




Итого: 175 ч

















































5.Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности

УМК:

  1. ФГОС_ОО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897.

  2. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.: Мнемозина, 2013.

  3. А.С. Чесноков, К.И. Нешков Дидактические материалы по математике 5 класс — М.: Просвеще­ние, 2010.

  4. Математика. 5 класс. Тесты В.Н. Рудницкая 2013.

  5. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.

  6. Жохов В.И. Математический тренажер. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2012.

  7. Жохов В.И. Контрольные работы по математике. Пособие. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2011.

  8. Попов М.А. Дидактические материалы по математике. 5 класс. К учебнику Н.Я.Виленкина и др. – Экзамен, 2012.

Дополнительная литература:


1.А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков. Примерная программа по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» –3-е изд.- М.: Просвещение, 2011 г.- 64 с.

2. В.Н. Рудницкая.Тесты по математике. 5кл.М. Изд-во «Экзамен», 2013.

3. М.А.Попов . Дидактические материалы., изд-во «Экзамен», 2013г.- 143с.

4. С. С. Минаева. 20 тестов по математике 5-6 классы., издательство «Экзамен» 2011

5. С.С.Минаева. Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой для учащихся 5-6 классов.М.Издательство «Экзамен», 2010.

6. Т. А. Бурмистрова. «Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы», 3-е изд. - М.Просвещение, 2014 – 80с.

7. Ф.Ф.Лысенко. Математический тренажер. 5 класс. – Ростов-на-Дону, 2013

8. Ю.А.Глазков КИМ., изд-во «Экзамен», 2014г. – 94с.

Интернет- ресурсы:

1) Я иду на урок математики (методические разработки).- Режим доступа: www.festival.1september.ru

2) Уроки, конспекты. – Режим доступа: www.pedsovet.ru

3) Единая коллекция образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

4) Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов . – Режим доступ

а: http://fcior.edu.ru/

5) Личное информационное пространство учителя «618.ФГОС. Математика_5. Макарова Татьяна Павловна». – Режим доступа: http://fgos.seminfo.ru/course/view.php?id=1460