Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 г. Сычевки Смоленской области.
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ детского сада №1 г. Сычевки Протокол №1 от 30.08.2016г. | УТВЕРЖДЕНО Заведующим МБДОУ детским садом №1 г. Сычевки _________ Н.М.Столярова Приказ №14от 01.09.2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ
МБДОУ детского сада №1 г. Сычевки
младшая группа
срок реализации программы (2016/2017 г.)
Разработчики:
Кондрина Е.Е.
2016г.
г. Сычевка
Оглавление
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………………….3
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: 7
1.3 Промежуточные планируемые результаты 8
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 8
Образовательная область «Познавательное развитие» 9
Образовательная область «Речевое развитие» 10
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 11
Образовательная область «Физическое развитие» 12
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ …………………………………………15
2.1 Характеристика возрастных особенностей воспитанников
от 3 до 4 лет 15Ошибка! Закладка не определена.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 15
Образовательная область «Познавательное развитие» 16
Образовательная область «Речевое развитие» 17
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 17
Образовательная область «Физическое развитие» 18
2.2 Особенности планирования образовательного процесса 19
Примерный календарь тематических недель
(праздников, событий, проектов и т.д.) 19
2.3 Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие 21
2.4 Перечень программ и технологий, используемых в работе с детьми 97
3. Организационный раздел
3.1 Особенности организации образовательного процесса 99
Распорядок дня младшей группы (3-4 лет) 99
3.2 Регламент непосредственно образовательной деятельности 101
- Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения и дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей, расширение кругозора, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Содержание рабочей программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество ДОУ с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах детской деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Представленная рабочая программа для детей второй младшей группы обеспечивает преемственность с примерными основными образовательными программами дошкольного образования.
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательных областей ФГОС дошкольного образования.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей 2 младшей группы. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки данной рабочей программы составили:
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Принципы и подходы к формированию программы.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориенти-
рующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом
принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом
«воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержатель-
ные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоцио-
нального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так
и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).
Программа «От рождения до школы»:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
1.2.Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
1.3 Промежуточные планируемые результаты
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Развитие игровой деятельности:
отражает в играх разнообразные сюжеты;
использует разнообразные игровые действия;
активно осваивает способы ролевого поведения;
охотно вступает в ролевой диалог с педагогом и со сверстником»
в дидактических играх действует в соответствии с игровой задачей
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
проявляет себя дружелюбным партнёром в совместной деятельности с взрослым и сверстником;
активно вступает в общение по поводу игрушек и игровых действий;
имеет представления о действиях и поступках взрослых;
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:
имеет представления о членах семье, их отношениях
отвечает на вопросы о своей семье, радостных семейных событиях;
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения:
- проявляет интерес к правилам безопасного поведения;
- соблюдает элементарные правила взаимодействия с животными
Развитие трудовой деятельности:
способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки)
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек:
знает и называет некоторые трудовые действия взрослых (моет, стирает, гладит, убирает и т.д.);
знает и называет инструменты, некоторые материалы, из которых сделаны предметы и вещи;
имеет элементарные представления о работе мамы, папы, других близких (мама работает в магазине, папа работает шофёром и т.п.).
Образовательная область «Познавательное развитие»
Сенсорное развитие:
различает цвета спектра – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, фиолетовый, белый, чёрный
узнаёт, обследует осязательно-двигательным способом и называет некоторые фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест);
с помощью взрослого сравнивает два предмета по 1-2 признакам, выделяет сходства и различия.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:
знает, называет и правильно использует детали строительного материала;
изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
умеет устанавливать простейшие связи между предметам и явлениями, делать простейшие обобщения .
Формирование элементарных математических представлений:
различает и называет понятия много, один, по одному, ни одного, может определить равенство–неравенство групп предметов;
сравнивает предметы контрастных размеров по величине (длине, ширине, высоте)
владеет элементарными навыками ориентировки в пространстве;
использует элементарные временные ориентировки в частях суток и временах года;
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
имеет представления о предметах ближайшего окружения, их функциональном назначении;
группирует и классифицирует предметы, выделяя признаки предметов (цвет, форма, материал);
называет названия растений, животных, особенности их внешнего вида, условий существования, поведения;
способен устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями живой и неживой природы.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
использует речь для инициирования общения со взрослыми и сверстниками;
способен отвечать на вопросы, касающиеся ближайшего окружения.
активно использует вербальные и невербальные средства в общении со взрослыми и сверстниками
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия;
использует в речи простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами;
владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков);
способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога
Практическое овладение воспитанниками нормами речи:
пользуется элементарными формулами (вербальными и невербальными) речевого этикета;
способен участвовать в играх драматизациях, выразительно передавая диалоги персонажей;
Развитие литературной речи:
с помощью воспитателя пересказывает содержание знакомых сказок;
способен эмоционально реагировать на поэтические тексты, выразительно их воспроизводить.
способен импровизировать на основе литературных произведений
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:
проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров
способен адекватно реагировать на содержание произведения, поступки персонажей
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Приобщение к изобразительному искусству:
эмоционально реагирует на произведения декоративно-прикладного искусства;
эмоционально реагирует на произведения книжной графики (Е.Чарушин, Ю. Васнецов;
Приобщение к музыкальному искусству:
узнаёт знакомые песни, пьесы, чувствует характер музыки, эмоционально на неё реагирует ;
различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, музыкальный молоточек и др.)
Приобщение к словесному искусству:
называет любимые сказки и рассказы;
называет авторов и иллюстраторов детских книг (2–4);
эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;
может импровизировать на основе литературных произведений.
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд:
– проявляет интерес и бережно относится к результатам детского изобразительного творчества
– умеет находить в объемном или плоскостном изображении черты знакомых предметов, персонажей, явлений и называет их.
-умеет лепить из соленого теста, глины, пластилина; раскатывать, скатывать, сплющивать, отрывать, прищипывать материал, соединять готовые части
-умеет располагать и наклеивать готовые части предметов, геометрические и растительные формы для украшения, соблюдать последовательность наклеивания элементов, ориентируясь на цвет и форму
Развитие конструктивной деятельности:
пользуется простыми способами конструирования, конструирует по образцу, по заданию взрослого, владеет способами построения замысла
Развитие музыкально-художественной деятельности:
слушает музыкальное произведение до конца;
различает звуки по высоте (в пределах октавы;
замечает изменения в звучании (тихо-громко)
поет, не отставая и не опережая других, чисто и ясно произносит слова, передаёт характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно);
допевает мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и весёлых мелодий на слог «ля-ля»;
сочиняет весёлые и грустные мелодии по образцу;
умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т.п.).;
выполняют движения, передающие характер изображаемых животных;
Развитие детского творчества:
самостоятельно выбирает цвет материала, фон и размер листа бумаги, способ рисования для создания яркого образа (мазками, пятнами, штрихами, линиями);
создает выразительные образы с помощью интеграции рисования, лепки, аппликации, используя приобретенные навыки и умения;
Образовательная область «Физическое развитие»
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1раз в год).
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых;
владеет навыками поведения во время еды, умывания, умеет пользоваться носовым платком, причёсываться, следит за своим внешним видом;
охотно включается в выполнение режимных моментов и гигиенических процедур
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
имеет простейшее представление о полезной и вредной для здоровья пище;
владеет элементарными знаниями о правилах личной гигиены, важных для здоровья (мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе) о значении сна;
умеет бережно относиться к своему здоровью, здоровью других детей;
умеет сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуации, приносящих вред здоровью; осознает необходимость лечения;
знает физические упражнения, укрепляющие разные органы, знает о необходимости закаливания;
соблюдает навыки гигиены и опрятности в повседневной жизни
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
– энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.
– проявляет ловкость в челночном беге;
– умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями педагога
– сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление;
может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;
может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м;
умеет бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить;
умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
принимает участие в совместных играх и физических упражнениях ;
проявляет интерес к физическим упражнениям, умеет пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время;
проявляет положительные эмоции, активность в самостоятельной и двигательной деятельности;
проявляет самостоятельность в использовании спортивного оборудования (санки, лыжи, трехколесный велосипед);
проявляет самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх
14