10
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ – ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 4 ______________ И.Н. Рыбак «___ » ____________ 2015 г.
« _____ » ____________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ
(базовый уровень)
6 класс
Составитель: Ефременков Алексей Юрьевич, учитель истории |
г. Клин
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе авторских программ: «История Средних веков» Н.И. Шевченко (М., «Просвещение», 2014 г.) (28 часов) и «История России с древнейших времен до конца XVI века» (40 часов) А.А. Даниловой, Л.Г. Косулиной, А.Ю. Морозова (М.: «Просвещение», 2014 г.) и предполагает изучение истории на базовом уровне в 6 классе из расчета 2 часа в неделю (68 часов за год) в соответствии с учебным планом и образовательной программой школы.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Также, содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Изучая историю России в шестом классе, учащиеся впервые получают представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями и крупными деятелями отечественной и мировой истории.
Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
Одна из центральных сквозных линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи, их потребностям, интересам, мотивам действий, восприятия мира, ценностей.
Так как в 6 классе реализуется федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, а содержание программного материала по ФКГОС и учебникам ФГОС совпадает, то взята программа ФГОС, но без требований к УУД.
| 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | год |
Проверочные работы | 3 | - | - | 3 |
Контрольные работы | - | 2 | 3 | 5 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ /п | Наименование темы | Количество часов |
| История средних веков | 28 |
-
| Становление средневековой Европы (VI – XI вв.) | 4 |
-
| Византийская империя и славяне в VI – XI вв. | 2 |
-
| Арабы в VI-XI вв. | 1 |
-
| Феодалы и крестьяне | 2 |
-
| Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 2 |
-
| Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы | 2 |
-
| Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-ХV вв.) | 6 |
-
| Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. | 2 |
-
| Культура Западной Европы в Средние века | 3 |
-
| Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 2 |
| История России с древнейших времен до конца XVI века | 40 |
-
| Введение | 1 |
-
| Древняя Русь в VIII – первой половине XII вв. | 10 |
-
| Русь удельная в XII-XIII вв. | 9 |
-
| Русь Московская в XIV-XVI вв. | 14 |
-
| Повторение | 5 |
| Итого | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№/п | № урока | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки (и/или коррекция) |
| | История средних веков (28 часов) | | |
-
| 1. | Введение. Живое Средневековье. | 03.09 | |
| | Становление средневековой Европы (VI – XI вв.) (4 часа) | | |
-
| 1. | Образование варварских королевств. Христианская церковь в раннее Средневековье. | 05.09 | |
-
| 2. | Возникновение и распад империи Карла Великого. | 10.09 | |
-
| 3. | Феодальная раздробленность. | 12.09 | |
-
| 4. | Англия в раннее Средневековье. | 17.09 | |
| | Византийская империя и славяне в VI – XI вв. (2 часа) | | |
-
| 1. | Византия в VI – XI вв. Император Юстиниан. | 19.09 | |
-
| 2. | Образование славянских государств. | 24.09 | |
| | Арабы в VI-XI вв. (1 час) | | |
-
| 1. | Возникновение ислама. Арабский мир в VI – XI вв. | 26.09 | |
| | Феодалы и крестьяне (2 часа) | | |
-
| 1. | Проверочная работа по темам: «Ранее Средневековье, Византийская империя, Арабы». Средневековая деревня и ее обитатели. | 01.10. | |
-
| 2. | Рыцарские замки | 03.10 | |
| | Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 часа) | | |
-
| 1. | Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни | 15.10 | |
-
| 2. | Торговля в Средние века | 17.10 | |
| | Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (2 часа) | | |
-
| 1. | Проверочная работа по теме «Средневековье» Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 22.10 | |
-
| 2. | Крестовые походы | 24.10 | |
| | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-ХV вв.) (6 часов) | | |
-
| 1. | Начало объединения Франции | 29.10 | |
-
| 2. | Начало свобод в Англии | 31.10 | |
-
| 3. | Столетняя война | 05.11 | |
-
| 4. | Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. | 07.11 | |
-
| 5. | Реконкиста и образование централизованных государств на пиренейском полуострове | 12.11 | |
-
| 6. | Германия и Италия в XII-XV вв. Проверочная работа по теме «Образование централизованных государств в западной Европе» | 14.11 | |
| | Итого за 1триместр - 20 часов | | |
| | Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (2 часа) | | |
-
| 1. | Гуситское движение в Чехии | 26.11 | |
-
| 2. | Завоевания турками-османами Балканского полуострова | 28.11 | |
| | Культура Западной Европы в Средние века (3 часа) | | |
-
| 1. | Образование и философия. Средневековая литература | 03.12 | |
-
| 2. | Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии | 05.12 | |
-
| 3. | Научные открытия и изобретения | 10.12 | |
| | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 часа) | | |
-
| 1. | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония | 12.12 | |
-
| 2. | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки | 17.12 | |
-
| 1. | Итоговая контрольная работа за курс «История средних веков» | 19.12 | |
| | История России с древнейших времен до конца XVI века (40 часов) | | |
| | Введение (1 час) | | |
-
| 1. | Предмет отечественной истории | 24.12 | |
| | Древняя Русь в VIII – первой половине XII вв. (10 часов) | | |
-
| -
| Древнейшие народы на территории России | 26.12 | |
-
| -
| Восточные славяне | 14.01 | |
-
| -
| Формирование Древнерусского государства | 16.01 | |
-
| -
| Первые киевские князья | 21.01 | |
-
| -
| Владимир Святославович. Принятие христианства | 23.01 | |
-
| -
| Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого | 28.01 | |
-
| -
| Хозяйственный и общественный строй Древней Руси | 30.01 | |
-
| -
| Культура Древней Руси | 04.02 | |
-
| -
| Быт и нравы Древней Руси | 06.02 | |
-
| -
| Контрольная работа по теме «Древняя Русь в VIII – первой половине XII вв.» | 11.02 | |
| | Русь удельная в XII-XIII вв. (9 часов) | | |
-
| -
| Анализ к/р. Начало дробления Древнерусского государства. | 13.02 | |
-
| -
| Главные политические центры Руси: Владимиро-Суздальское княжество | 18.02 | |
| | Итого за 2 триместр - 21 час | | |
-
| -
| Новгородская земля и Галицко-волынское княжество | 25.02 | |
-
| -
| Нашествие с Востока | 27.02 | |
-
| -
| Борьба Руси с западными завоевателями | 03.03 | |
-
| -
| Русь и Золотая Орда | 05.03 | |
-
| -
| Русь и Литва | 10.03 | |
-
| -
| Культура русских земель в XII-XIII вв. | 12.03 | |
-
| -
| Контрольная работа по теме «Русь удельная в XII-XIII вв.» | 17.03 | |
| | Русь Московская в XIV-XVI вв. (14 часов) | | |
-
| -
| Предпосылки объединения русских земель. Усиление московского княжества | 19.03 | |
-
| -
| Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва | 24.03 | |
-
| -
| Московское княжество и его соседи в конце XIV –середине XV вв. | 26.03 | |
-
| -
| Создание единого русского государства и конец ордынского владычества | 31.03 | |
-
| -
| Московское государство в конце XV-начале XVI вв. | 02.04 | |
-
| -
| Церковь и государство в конце XV-начале XVI вв. | 14.04 | |
-
| -
| Боярское правление | 16.04. | |
-
| -
| Реформы Избранной рады | 21.04 | |
-
| -
| Внешняя политика Ивана IV | 23.04 | |
-
| -
| Падение избранной рады | 28.04 | |
-
| -
| Опричнина и итоги царствования Ивана IV | 30.04 | |
-
| -
| Просвещение, устное народное творчество и литература в XIV-XVI вв. | 05.05 | |
-
| -
| Архитектура и живопись в XIV-XVI вв. | 07.05 | |
-
| -
| Быт и нравы в XV-XVI вв. | 12.05 | |
-
| -
| Контрольная работа по теме «Русь Московская в XIV-XVI вв» | 14.05 | |
| | Повторение (5 часов) | | |
-
| 1. | Повторение по теме «Древняя Русь» | 19.05 | |
-
| 2. | Повторение по теме «Русь удельная» | 21.05 | |
-
| 3. | Повторение по теме «Русь Московская» | 26.05 | |
-
| 4. | Итоговая контрольная работа за курс «История России с древнейших времен до конца XVI века» | | |
-
| 5 | Анализ итоговой к/р. Обобщение изученного в 6 классе | | |
| | Итого за 3 триместр - 27 часов | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
История Средних веков:
1. Авторская программа «Всеобщая история. История Средних веков» Н.И. Шевченко. - М., «Просвещение», 2014 г.
2. Учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донского История Средних веков. - М, Просвещение, 2014;
4. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского / автор Крючкова Е.А.- М., Просвещение, 2014;
Т.П. Гусарова. Атлас по истории Средних веков с комплектом контурных карт.. – М.: Дрофа, 2014
История России:
1. Авторская программа «История России с древнейших времен до конца XVI века» А.А. Даниловой, Л.Г. Косулиной, А.Ю. Морозова. - М.: «Просвещение», 2014 г.
2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Учебник. История России, 6-й класс.- М, Просвещение, 2013 год;
3. А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2013.
Дополнительная литература:
Н.Ю.Колесниченко. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные планы, Волгоград, 2006.
Колесниченко Н. Ю. История России конец XVI- XVIII в.в. Дидактический материал. Волгоград, «Учитель», 2009.
Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVI в. (К учебнику А.А. Данилова Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века».) Волгоград, «Учитель», 2009.
Атлас: История России: IX-XVI вв.с контурными картами : 6 класс Изд. 7-е, перераб., доп. М.: Дрофа, 2009.
Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история. М.: Аванта – Плюс, 2002.
Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей.Ч.1. От древних славян до Петра Великого. М.: Аванта – Плюс, 2002.
Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. Архитетура, изобразительное искусство и декоративно – прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения. М.: Аванта – Плюс, 2002.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического совета
от « ____ » _____________ 2015 г. № _____
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
______________ Королева Т.О.
« ____ » _____________ 2015 г.