| Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Осинцевская средняя школа Чановского района Новосибирской области | |
Рассмотрена на заседании МО школы Протокол №____ от от «____» __________2016г. Руководитель МО ____________________ | Согласовано Зам. директора по УВР Аникин И.С.______ от «___» _______ 2016 г. |
Рабочая программа
предмета «Информатика и ИКТ»
2-4 классы
для начального общего образования
Составитель: Щербакова Т.В.
2016
Пояснительная записка
Общие цели общего начального образования с учетом специфики предмета:
Основная цель курса информатики - развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи:
развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
применение формальной логики при решении задач - построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если-то», «и», «или», «не» и их комбинаций — «если ... и ..., то...»);
алгоритмический подход к решению задач умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход - акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент, делается на умении приложения даже самых скромных знаний;
создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
2 класс
У учащихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».
Учащиеся получат возможность для формирования:
- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
- приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
точно выполнять действия под диктовку учителя;
- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
3 класс
У учащихся будут сформированы:
называть признаки (цвет, форма, размер, названия) предметов и состав предметов;
ориентироваться в пространстве;
выявлять закономерности в чередовании фигур различных цветов, форм, размеров;
обобщать и классифицировать предметы по общему признаку;
описывать и определять предметы через их признаки, составные части и действия;
разбивать предложенное множество на два подмножества по значениям разных признаков;
называть последовательность простых действий;
находить пропущенное действие в заданной последовательности;
выделять истинные и ложные высказывания;
решать некоторые задачи с помощью графов.
Учащиеся получат возможность для формирования:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
4 класс
У учащихся будут сформированы:
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач.
осознанно владеть общими приёмами решения задач.
формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;
описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса;
выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
изображать множества с разным взаимным расположением;
записывать выводы в виде правил «если – то»;
по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то».
Учащиеся получат возможность для формирования:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках;
осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя её в виде списков, таблиц, деревьев.
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.
устанавливать аналогии;
строить логическую цепь рассуждений;
осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять синтез как составление целого из частей.
Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ»
Содержание программы носит развивающий характер. При проведении уроков используются системно-деятельностный и дифференцированные подходы.
Содержание позволяет развивать организационные умения:
планировать этапы предстоящей работы;
определять последовательность учебных действий;
осуществлять контроль и оценку их правильности;
поиск путей преодоления ошибок.
В третьем и четвертом классе обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям. Изучение материала происходит «по спирали». Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки.
Темы урока сформулированы в соответствии с авторскими методическими рекомендациями для учителя. Основное содержание включает перечень изучаемого учебного материала. В курсе выделяются следующие разделы:
описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
При изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; добиваться усвоения базисного аппарата формальной логики (операции «и», «или», «не», «если …, то …»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.
2-й класс
План действий и его описание (9ч). Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
Отличительные признаки и составные части предметов (7ч). Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.
Логические рассуждения (11ч). Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.
Аналогия. Закономерности (7 час). Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах. Выигрышная стратегия, как один из способов решения задач.
3-й класс
Алгоритмы (8ч). Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов (8 ч). Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения (10ч). Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач (8ч). Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
4-й класс
Алгоритмы (9 ч). Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
Группы (классы) объектов (8ч). Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения (10ч). Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
Применение моделей (схем) для решения задач (7ч). Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.)
Практическая часть программы по предмету «Информатика и ИКТ»
Итоговые контрольные работы
2 класс
№ урока | № к.р. | Тема контрольной работы |
7 | № 1 | «План действий». |
15 | № 2 | «Отличительные признаки предметов». |
25 | № 3 | «Множества». |
33 | № 4 | «Аналогия». |
Итого: | 4 | |
3 класс
№ урока | № к.р. | Тема контрольной работы |
7 | № 1 | «Алгоритмы». |
14 | № 2 | «Объекты». |
25 | № 3 | «Множество». |
32 | № 4 | «Аналогия». |
Итого: | 4 | |
4 класс
№ урока | № к.р. | Тема контрольной работы |
7 | № 1 | «Алгоритмы». |
15 | № 2 | «Объекты». |
26 | № 3 | «Логические рассуждения». |
33 | № 4 | «Модели в информатике». |
Итого: | 4 | |
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности учащихся
2 класс (35 часа)
№ урока | Тема урока | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Раздел № 1. Способы описания действия – 9 часов |
-
| Признаки предметов. | Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату. Определять действие, обратное заданному. Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках. Составлять алгоритм. Выполнять действия по алгоритму. Составлять алгоритмы с ветвлениями. |
-
| Описание предметов. |
-
| Состав предметов. |
-
| Действия предметов. |
-
| Симметрия. |
-
| Координатная сетка. |
-
| Контрольная работа № 1 по теме «План действий». |
-
| Разбор контрольной работы. |
-
| Повторение. |
Раздел № 2. Описание свойств объектов часов – 7 часов |
-
| Действия предметов. | Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков. Описывать предметы через их признаки, составные части, действия. Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы. Находить объединение и пересечение наборов предметов. |
-
| Обратные действия. |
-
| Последовательность событий. |
-
| Алгоритм. |
-
| Ветвление. |
-
| Контрольная работа № 2 по теме «Отличительные признаки предметов». |
-
| Разбор контрольной работы. |
Раздел № 3. Логические рассуждения - 11 часов |
-
| Множество. Элементы множества. | Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков. Описывать предметы через их признаки, составные части, действия. Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы. Находить объединение и пересечение наборов предметов. |
-
| Способы задания множеств. |
-
| Сравнение множеств. |
-
| Отображение множеств. |
-
| Кодирование. |
-
| Вложенность множеств. |
-
| Пересечение множеств. |
-
| Объединение множеств. |
-
| Контрольная работа № 3 по теме «Множества». |
-
| Разбор контрольной работы. |
-
| Повторение. |
Раздел № 4. Аналогия. Закономерности - 8 часов |
-
| Высказывание. Понятия «истина» и «ложь». | Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ». Отображать предложенную ситуацию с помощью графов. Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов. Находить выигрышную стратегию в некоторых играх. |
-
| Отрицание. |
-
| Высказывание со связками «и», «или». |
-
| Графы, деревья. |
-
| Комбинаторика. |
-
| Контрольная работа № 4 по теме «Аналогия». |
- 35 | Разбор контрольной работы. Повторение. |
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности учащихся
3 класс (35 часа)
№ урока | Тема урока | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Раздел 1. Алгоритмы – 8 часов |
-
| Введение. Алгоритм. | Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Находить и исправлять ошибки в алгоритмах. Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла. |
-
| Схема алгоритма. |
-
| Ветвление в алгоритме. |
-
| Цикл в алгоритме. |
-
| Алгоритмы с ветвлениями и циклами. |
-
| Закрепление по теме «Алгоритмы». Подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмы». |
-
| Контрольная работа по теме «Алгоритмы». |
-
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение по теме «Алгоритмы». |
Раздел 2 . Объекты. Состав и действия объектов – 8 часов |
-
| Объекты. Состав и действия объектов. | Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия. Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов). Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп. Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы. Описывать особенные свойства предметов из подгруппы. |
-
| Группа объектов. Общее название. |
-
| Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов группы. |
-
| Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов. |
-
| Подготовка к контрольной работе. |
-
| Контрольная работа по теме «Объекты». |
-
| Анализ контрольной работы (работа над ошибками). |
-
| Повторение по теме «Объекты». |
Раздел 3 Логические рассуждения – 10 часов |
-
| Множество. Число элементов множества. Подмножество. | Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств). Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний. Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. |
-
| Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. |
-
| Пересечение и объединение множеств. |
-
| Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «не». |
-
| Истинность высказываний со словами «и», «или». |
-
| Граф. Вершины и рёбра графа. |
-
| Граф с направленными рёбрами. |
-
| Подготовка к контрольной работе по теме «Множество». |
-
| Контрольная работа по теме «Множество». |
-
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение по теме «Множество». |
Раздел 4 Аналогия – 9 часов |
-
| Аналогия. | Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками. Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы. Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной. Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию. |
-
| Закономерность. |
-
| Аналогичная закономерность. |
-
| Аналогичная закономерность. |
-
| Подготовка к контрольной работе по теме «Аналогия». |
-
| Контрольная работа по теме «Аналогия». |
-
| Анализ контрольной работы. Повторение. |
34-35 | Выигрышная стратегия. |
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности учащихся
4 класс (35 часа)
№ урока | Тема урока | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Раздел 1. Алгоритмы – 9 часов |
-
| Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «Если – то»). | Составлять и записывать вложенные алгоритмы. Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами. Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами. |
-
| Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «Если – то»). |
-
| Цикл в построчной записи алгоритма (команда «Повторяй»). |
-
| Алгоритм с параметрами («Слова – актёры»). |
-
| Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма («Что получается?»). |
-
| Подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмы». |
-
| Контрольная работа по теме «Алгоритмы». |
-
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
-
| Повторение. |
Раздел № 2 Описание свойств объектов – 8 часов |
-
| Общие свойства и отличительные признаки группы объектов («Что такое? Кто такой?» | Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую). Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом). Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава. Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов). |
-
| Схема состава объекта. Адрес составной части («В дом – дверь, в двери – замок»). |
-
| Массив объектов на схеме состава («Веток – много, ствол – один»). |
-
| Признаки и действия объекта и его составных частей («Сам с вершок, голова с горшок»). |
-
| Подготовка к контрольной работе по теме «Объекты». |
-
| Контрольная работа по теме «Объекты». |
-
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
-
| Повторение. |
Раздел № 3 Логические рассуждения– 10 часов |
-
| Множество. Подмножество. Пересечение множеств («Расселяем множества»). | Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение. Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами. Строить и описывать пути в графах. Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы. |
-
| Истинность высказываний со словами «не», «и», «или». |
-
| Описание отношений между объектами с помощью графов («Строим графы»). |
-
| Пути в графах («Путешествие по графу»). |
-
| Высказывание со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов («Разбираем граф на части»). |
-
| Правило «Если – то». |
-
| Схема рассуждений («Делаем выводы»). |
-
| Подготовка к контрольной работе по теме «Логические рассуждения». |
-
| Контрольная работа по теме «Логические рассуждения». |
-
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
Раздел № 4 Аналогия. Закономерности – 8 часов |
-
| Составные части объектов. Объекты с необычным составом («Чьи колёса?»). | Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями. Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов. Придумывать и описывать объекты с необычными признаками. Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков |
-
| Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями («Что стучит и что щекочет?») |
-
| Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями («У кого дом вкуснее?»). |
-
| Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия («Все наоборот»). |
-
| Подготовка к контрольной работе по теме «Модели в информатике». |
-
| Контрольная работа по теме «Модели в информатике» |
34-35 | Анализ контрольной работы. Повторение. |
Список литературы
Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 2 класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2012,2013, 2014 г.
Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И., Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2012,2013, 2014 г.
Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И., Информатика («Информатика в играх и задачах»). 4 класс: Учебник в 2-х частях. 3 часть – «Информатика. Логика и алгоритмы» – М.: Баласс, 2012,2013, 2014 г.