СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  индивидуального обучения на дому  по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»  1 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Основная общеобразовательная школа № 17» г. Назарово Красноярского края

г. Назарово красноярского края ул. Вокзальная д.5 «а» т.3-22-89

e-mail: [email protected]

«Согласовано» «Утверждаю»

Зам.директора по УВР Директор школы

Стойко С.Ю. Дьяков А.Ю.

«__»____________2016г «___» __________2016г.






Рабочая программа

индивидуального обучения на дому

по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

1 класс







Составила: Николаева Екатерина Николаевна


Педагог-психолог


Пояснительная записка к рабочей программе.

  • Обоснование актуальности

Учитывая психофизические отклонения (недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, речи), а также несформированность навыков социального поведения, диагноз умеренная и тяжелая умственная отсталость, обучаемой рекомендовано домашнее обучение по программе обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, 2011г.

Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер. Все предметы для учащейся имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.

Функции индивидуальной образовательной программы

Нормативная

Фиксирует нагрузку обучающейся, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута.

Информационная

Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени.

Мотивационная

Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающейся.

Организационная

Определяет виды образовательной деятельности обучающейся, формы взаимодействия и диагностики.

Самоопределения

Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора.



  • Цель и задачи курса

Цель данного курса состоит в максимальном включении обучающейся в образовательный процесс, в формировании доступных ей видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по программе должна стать социально-бытовая адаптация ребенка, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.


Приоритетными задачами коррекционной работы являются:

-укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

-расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

-формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;

-развитие творческих умений средствами игровой деятельности;

-воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки;

-формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления;

-развивать восприятие, память, внимание;

-расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями. Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы;

  • Содержание основного минимума знаний, умений, навыков:

по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Коррекционно-развивающие занятия предполагают комплекс мер, воздействующих на личность в целом, совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития.

Цель занятий - формирование общей способности к обучению. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем эффективнее ее результат. Основными задачами «развития психомоторики» являются восполнение пробелов предшествующего развития, дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения воспитанника, повышение уровня сенсорного и умственного развития, а также обогащение и систематизация словаря.

На занятиях «Развитие психомоторики» обучающаяся овладевает первоначальными знаниями, умениями, навыками. Специально организованные занятия позволяют развить мышление, память, восприятие, другие познавательные процессы до более высокого уровня. Это положительно сказывается на их личностных интересах, мотивации учения, взаимоотношениях, поведении в обществе. Восполнение пробелов предшествующего развития и дальнейшее накопление знаний и представлений об окружающей действительности происходит в процессе непосредственных наблюдений природы, предметов и явлений, дидактических игр, тренировочных и обучающих упражнений.

При планировании занятий я опиралась на имеющийся фонд психических функций и уже сформированную базу знаний, умений и навыков обучающейся.

Требования к уровню подготовки обучающейся по данной программе.

Обучающаяся должна:

-выполнять упражнения по словесной инструкции учителя;

-проявлять адекватные эмоциональные реакции.

  • Сведения об обучающейся

Составляя индивидуальную программу, я учитывала все особенности данного ребенка: умеренная и тяжелая умственная отсталость. У девочки ДЦП, отмечаются трудности общей координации движений, несформированность статических движений (сидение за партой, удержание позы при выполнении упражнений). Движения плохо координированы, особенно совместные движения рук и ног. Способна удерживать только крупные предметы (мяч, большие игрушки и др.). Мелкая моторика пальцев рук слабо дифференцирована. Затрудняется при выполнении пальчиковых упражнений, несформированные графомоторные умения. Зрительно-двигательная координация не сформирована. Ребёнок эмоционально устойчив ,не капризна. В течение дня заметны колебания настроения. Обращённую речь понимает на узко - бытовом уровне, понимает назначение предметов повседневной жизни, реагирует на своё имя и фамилию. Говорит отдельные слоги. Использует невербальные средства общения: мимику, жесты, позу. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Самостоятельные действия отсутствуют. Не удерживает внимание при выполнении действий, не может оценить конечный результат. В тоже время радуется похвале (улыбке взрослого, одобрению и др.).

Навыки социального поведения не сформированы.

Условия реализации программы

Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, дополнительные пособия:

- наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров;

- сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные;

- наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;

- наборы палочек; магнитные доски;

- сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости;

- наборы геометрических фигур; штампы, трафареты;

- пуговицы разного размера и различных цветов;

- природный материал: ракушки, камушки, шишки;

- муляжи овощей и фруктов;

- материал для лепки: цветное тесто, пластилин;

- палочки разной длины и ширины для рисования на песке, манке;

- наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков;

- детские музыкальные инструменты.

Методы и приёмы, используемые в ходе обучения: беседа, работа с изобразительными наглядными пособиями, наблюдения, работа с натуральными наглядными объектами, практические задания.

Календарно – тематическое планирование по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»


№ урока

Тема занятий

Кол-во часов

Дата


Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук



1

Работа с мозаикой

1


2

Работа с шаблонами (обводка, штриховка)

1


3

«Узелок» (развязывание и завязывание)

1


4

Рисуночное письмо (развитие навыков каллиграфии)

1



Развитие отдельных сторон психической деятельности



5,6

Работа с геометрическим материалом (развитие зрительного восприятия и узнавания)

2


7

«Угадай что изменилось?» (развитие зрительного восприятия)

1


8

«Загадочные палочки» (нахождение недостающего элемента)

1


9

«Волшебный мешочек» (развитие зрительной памяти и внимания)

1


10,11

«Что принес Буратино» (развитие зрительной памяти)

2


12,13

«Пирамидка» (Развитие обобщенных представлений о свойствах предметов: цвете, форме, величине)

2


14,15

«Лабиринт» (развитие пространственных представлений)

2


16,17

«Кто так кричит?» Домашние животные (развитие слухового внимания и памяти)

2


Содержание рабочей программы по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

№ п/п.

Учебно-методическое планирование

Сроки

Составляющие качества образования

Педагогические условия и средства реализации

Коррекционная работа

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Целостно-ориентационная

1.

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук: работа с мозаикой, работа с шаблонами (обводка, штриховка), «Узелок» - развязывание и завязывание, рисуночное письмо.

сентябрь- ноябрь

Работа с мозаикой и шаблонами.

Уметь проводить короткие и длинные линии; уметь завязывать и развязывать веревочку; соблюдать последовательность в составлении узора из мозаики.

Воспитывать в работе аккуратность и усидчивость.

Раздаточный материал: мозаика, шаблоны для раскрашивания, цветные карандаши, веревочка.

Развитие мелкой моторики.

2.

Развитие отдельных сторон психической деятельности: «Угадай, что изменилось?», «Загадочные палочки», «Волшебный мешочек», «Что принес Буратино», «Пирамидка», «Лабиринт», «Кто так кричит?».

декабрь- май

Находить недостающий элемент; работать с геометрическим материалом; развивать представления о свойствах предметов: цвете, форме, величине; развитие пространственных представлений.

Уметь на ощупь определять геометрические фигуры; соотносить животных и издаваемый звук; собирать и разбирать пирамидку, глядя на образец.

Воспитывать интерес к занятиям, усидчивость и аккуратность.

Раздаточный материал: фигурки домашних животных, кукла Буратино, мешочек с геометрическим материалом.

Развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной и тактильной памяти, развитие слухового внимания и памяти.







Критерии оценивания знаний, умений, навыков

При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

• действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);

• действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;

• действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;

• действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);

• действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;

• действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

Показатели самостоятельности учащегося.

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним). (!)

Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого. (пп)

Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого. (п)

Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально). (и)

Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу. (о)

Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. (с)

При выполнении ниже 35% заданий учащаяся с тяжелой умственной отсталостью получает 3 «усвоила на минимальном уровне», оценку 3«удовлетворительно» получает, если она, верно, выполнила от 35 % до 50 процентов заданий. Оценку 4«хорошо» - при выполнении от 50% до 65% заданий. Оценка 5«достаточно хорошо», если выполнено свыше 65% заданий.

Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:

• действие (операция сформировано – «ДА»;

• действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;

• действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;

• действие (операция) пока не доступно для выполнения – «НЕТ».

Диагностический инструментарий оценивания знаний, умений, навыков

Название методики / оборудования


Цель

1.Пирамида

Понимание инструкции, состояние моторики, различение цветов, способ собирания, различение величины

2.Предметные и геометрические вкладки

Понимание инструкции, способ деятельности, состояние моторики, запас сведений об окружающем, знание г/ф

3.Коробка форм

Уровень развития ориентировки на форму, понимание задания, способ выполнения, состояние моторики

4.Разбери и сложи матрёшку

Проверка развития ориентировки на величину, сформированность понятий «большой – маленький», «один – много», обучаемость

5.Найди такую же

Картинки половинки

Соотносит слово с изображением, сформированность понятия тождества, процессы сравнения, понимание названий предметов и действий с ними

6.Группировка игрушек

Уровень развития восприятия форм, умение использовать геометрические эталоны при определении общей формы конкретных предметов, способ выполнения

7.Поиграй

Наличие и стойкость интереса к игрушке, характер действия с ней

8.Разрезные картинки

Понимание инструкции и цели задания, умение видеть целое на основе составляющих частей, сформированность наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, способ деятельности, реакция на результат, состояние моторики, перенос на аналогичное задание

9.Поймай рыбку

Уровень развития наглядно – действенного мышления, способ выполнения, отношение к результату, моторные навыки

10.Найди пару

Умение анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие.

11.Построй из кубиков

Умение работать по показу, подражанию, действовать целенаправленно; уровень развития зрительного анализа и воспроизведения заданных конструкций

12.Нарисуй

Уровень развития предметного рисунка, умение держать карандаш, интерес к рисованию, зрительное восприятие, раскрашивание

13.Построй из палочек

Особенности деятельности (действует осознанно или механически), уровень развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости, зрительного анализа и воспроизведение заданных конструкций, работоспособность, стойкость интереса к выполнению задания, отношение к своим успехам и неудачам

14.Работа с картинкой (дети, выполняющие различные действия: держит мяч, надевает сапог и т.д.)

Исследовать умение различать правую и левую стороны в изображении на картинке, у собеседника. Уровень сформированности представлений о частях тела

15.ГМН: обводка по пунктиру, штриховка, умение самостоятельно проводить линию.

Уровень сформированности графо – моторных навыков, состояние мелкой моторики, умение держать карандаш, зрительно – двигательная координация

17. Дорисуй (круги, треугольники)

Выявить наглядно – образные представления, целостность восприятия, зрительно – двигательную координацию, графические навыки, знание г/ф

18.Времена года

Оценить степень развитости у ребёнка представлений о временах года. Словарный запас. Звукопроизношение.

19.Дни недели. Части суток

Оценить степень развитости у ребёнка представлений о днях недели, частей суток

20.Шумовые коробочки

Знание цвета, понимание инструкции, зрительное, слуховое восприятие, сформированность понятия «одинаковые»

21.Чудесный мешочек

Уровень развития тактильного восприятия: мягкий - твёрдый, гладкий – колючий; тактильное восприятие формы, величины

22.Задания на определение «холодный – тёплый, гладкий – колючий, мокрый – сухой»

Уровень сформированности понятий: не определяет, определяет при тактильном контакте, по картинке

23.Работа с мозаикой

Способы деятельности: по подражанию, по образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики

24.Работа с пластилином

Способы деятельности: по подражанию, по образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики

25. Работа с бумагой

Способы деятельности: по подражанию, по образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики













Список литературы для учителя и обучающейся

1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

2. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.

3. Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

4. Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие занятия родителей с детьми раннего возраста. Г.Ю. Одинокова. – М./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5 -2011.

5. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева

6. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

7. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

8. Янушко,Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.