1.Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке является приложением к Основной образовательной программе ООО МБОУ «СШ №14» на 2016-2017 год, составлена на основе следующих нормативных документов:
ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12. 2015 № 1577 «О внесении изменений во ФГОС ООО…».)
Положение о рабочей программе педагога (утверждена приказом директора от 29.08.2014 № 703, с изменениями)
Для реализации данной рабочей программы используется учебно-методический комплекс:
1. Программа музыка 5–7 классы, авторы В.О.Усачева, Л.В. Школяр.
2. Учебник музыка 5 класс авторы В.О.Усачева, Л.В. Школяр, Москва издательство «Вентана – Граф», 2013
3. Рабочие тетради
Учебный план ООП ООО МБОУ «СШ №14» предусматривает обязательное изучение музыки на этапе ООО в объёме 105 ч., в том числе в 5 кл. – 35 ч., из расчёта 1 ч в неделю (35 учебных недель)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
По итогам освоения программы 5 класса обучающиеся должны знать/понимать:
содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;
- знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;
- знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;
- знать художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля;
уметь:
- находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;
- выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации).
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- самостоятельного знакомства с музыкальной культурой и оценки их эстетической значимости;
- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Изучение курса «Музыка» в 5 классе обеспечивает достижение обучающимися определенных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения предмета «Музыка»
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; усвоение традиционных ценностей российского общества;
- целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов;
- готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к музыке;
- совершенствование художественного вкуса;
- овладение художественными навыками в процессе музыкально - творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- приобретение навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-познавательной деятельности;
- участие и сотрудничество в творческой деятельности школьных коллективов;
- инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
- умение ставить учебные задачи, планировать пути их достижения;
- использование разных источников информации, стремление к художественному самообразованию;
- применение полученных знаний о музыке для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- навыки проектирования индивидуальной и коллективной проектной деятельности;
- умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать свою точку зрения об искусстве;
- владение навыками контроля и самоконтроля собственных учебных действий ;
- умение ставить учебные задачи, планировать пути их достижения, выбирать эффективные способы их решения;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать возможности ее решения;
- умение обобщать, анализировать, классифицировать, устанавливать аналоги, находить причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать, делать выводы;
- умение расшифровывать, создавать, применять, преобразовывать знаки, тексты, символы для решения учебно-познавательных задач;
- умение использовать разные источники информации;
- применение полученных знаний и умений в области музыкального искусства для решения художественно-творческих задач;
- стремление к самостоятельному общению с музыкальным искусством и художественному самообразованию;
- развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства во внеурочной учебной деятельности;
- творческий подход к решению различных учебных и жизненных проблем;
- усвоение музыкальных культурных традиций разных народов, эпох, стилей.
Предметные результаты являются показателями обученности учащихся по предмету «Музыка», и демонстрируют владение теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками в области музыки:
- умение находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, историей, географией и т.д.
- умение находить черты сходства и отличия музыкальных жанров: песни, романса, оперы, балета. инструментальных, вокальных, вокально- хоровых жанров;
- знание творчества и художественных особенностей композиторов, вошедших в программу;
- умение определять в музыкальных произведениях выразительные средства;
- проявление вокально-хоровых навыков в исполнении одно-двухголосных вокальных произведениях с сопровождением и без, под фонограмму с различными инструментами;
- установление взаимодействий между образами музыки, литературы, изобразительного искусства на уровне содержания, формы, средств выразительности;
- освоение знаний о выдающитхся явлениях и произведениях отечественного и зарубежного искусства;
- осознанное использование специальной терминологии для обоснования своей точки зрения в отношении произведений искусства;
- участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов.
Содержание учебного предмета
№ | Наименование раздела | Всего часов | Контроль-ные работы | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1. | Искусство слышать, искусство видеть | 6 | 1 | Воспринимать окружающий мир во всём богатстве его звучания и красок. Понимать, что человек — существо духовное (способен думать, чувствовать, созидать, творить); понимать значение слов «человек-творец» (человек, способный созидать, творить). Исследовать собственные творческие проявления (побуждения) на основе проникновения в замысел художника, композитора, писателя. Определять способы переноса жизненных впечатлений в произведения художественного творчества. Слушать произведения выдающихся классиков музыкального искусства, напевать основные темы их произведений. Исполнять песни в коллективе сверстников, понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки |
2. | Истоки творчества | 8 | 1 | Понимать истоки творчества как эстетическое и философское осмысление композитором реальных явлений жизни. Анализировать способы художественного выражения композитором, поэтом, художником ценностного отношения к явлениям, событиям, фактам действительности. Исследовать общие и специфические черты творческой деятельности в разных областях искусства. Осознавать собственные творческие возможности в разных видах художественной деятельности (пении, импровизации, подборе аккомпанемента, выразительном движении, написании литературного эссе и др.). Выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством |
3. | Образный язык искусства | 9 | 1 | Иметь представление о процессуальной и интонационно-образной природе музыки. Понимать «зёрна-интонации» (темы) в развитии музыкального смысла. Исследовать истоки единства человеческой и музыкальной речи. Выявлять интонационную общность видов искусства в процессе их изучения, сравнения, экспериментирования. Узнавать музыкальные фрагменты произведений разных жанров по характерным интонациям. Передавать в разнообразной творческой деятельности эмоционально-образное содержание произведений искусства. Уметь проводить сравнение и анализ вокальной, симфонической, инструментальной музыки разных стилей, жанров и форм. Определять автора конкретного музыкального произведения по интонационным проявлениям его принадлежности к определённому течению, художественному направлению, композиторской школе. Овладевать навыками исполнения вокальных произведений в народном стиле. Выявлять характерные черты и специфику музыкального языка народов России. Участвовать в народных праздниках, гуляниях, играх, школьных ярмарках |
4. | Путь к слушателю, читателю, зрителю | 12 | 2 | Понимать художественную деятельность как высшую форму ценностного отношения человека к жизни. Понимать историческую обусловленность возникновения искусства как условия самовоспитания человека. Уметь объяснять многообразие видов, форм и жанров искусства необходимостью полихудожественного воздействия на человека. Понимать театр как синтетический вид искусства, помогающий рассмотреть жизнь во всех её противоречиях, вводящий зрителя в систему общечеловеческих идеалов и ценностей. Выявлять в художественном комплексе (фрагменте), в том числе музыкальном, специфическую направленность выразительных средств на восприятие слушателя. Уметь объяснять логику раскрытия любого чувства в музыке художественным воссозданием его процессуальности в реальной жизни. Исполнять фразы, темы, интонации из полюбившихся музыкальных произведений. Сочинять мелодии на заданные поэтические тексты, подбирать музыку к произведениям изобразительного искусства, иллюстрировать музыкой типичные жизненные ситуации. Знать великих отечественных исполнителей прошлого и настоящего: С.В. Рахманинова, Ф.И. Шаляпина, Е.А. Мравинского, Н.А. Обухову, А.В. Нежданову, С.Я. Лемешева и др. |
1 четверть
№ | К-во часов | Дата | Тема урока | Элементы содержания урока |
По плану | фактически |
Искусство слышать, искусство видеть (6 часов) |
1. | 1 | | | Искусство в нашей жизни. | «Вокализ» С. Рахманинов, Маленький принц, М. Таривердиев |
2. | 1 | | | Искусства различны, тема едина. | П.И.Чайковский «Октябрь» из цикла «Времена года» Р.Шуман «Первая утрата» |
3. | 1 | | | Слово и музыка - два великих начала в искусстве. | С.В.Рахманинов, концерт №3, фрагмент. |
4. | 1 | | | Песни без слов. | «Грустная песенка» П.И. Чайковский, |
5. | 1 | | | Другая жизнь песни. | Романс «Жаворонок» М.Глинка, пьеса-фантазия «Жаворонок» М.Балакирев |
6. | 1 | | | Поэзия Есенина музыкой воспета. | «Поет зима, аукает» мелодия 2-й части «Поэмы памяти С. Есенина» Г. Свиридов. |
Истоки творчества (8 часов) |
7. | 1 | | | Жанр оперы.
| «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова. |
8. | 1 | | | Жанр балета. | К.Хачатурян. Фрагменты балета «Чиполлино» |
9. | 1 | | | Превращение песен в симфонические мелодии. | П.Чайковский. Симфония №4, 4 часть - мелодия р.н.п. «Во поле береза стояла» |
2 четверть
1. | 1 | | | Музыка – главный герой сказки. | «У лукоморья» – попевка. Грузинская нар. мелодия. «Музыкант – чародей» - сказка. «Мелодия» Аладов. |
2. | 1 | | | Роль музыки в раскрытии литературного образа. | «Музыкант – чародей» - сказка. «Мелодия» Аладов. «Я хочу увидеть музыку» |
3. | 1 | | | Музыка – главный герой басни. | «У лукоморья», «Квартет» басня Крылова с фрагментами «хаотической» квартетной музыки. Второй квартет Бородина (фрагмент 3-й части). |
4. | 1 | | | Чудо музыки в повестях К. Паустовского. | фрагмент из 2-й части симфонии «Юпитер» В.А. Моцарта, «Старый повар» К. Паустовский |
5. | 1 | | | Музыка в жизни Э. Грига | Э.Григ концерт для ф-но с орк. (мелодия 1 части) |
Образный язык искусства (9 часов) |
6. | 1 | | | Музыка в кинофильмах. | Г.Свиридов «Тройка» из к/ф «Метель» Р.Роджерс «Звуки музыки» |
7. | 1 | | | Музыка в жизни А. П. Гайдара | А.Варламов, романс «Горные вершины» |
3 четверть
1. | 1 | | | Можем ли мы увидеть музыку? | Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда» |
2 | 1 | | | Музыка передает движения. | В. Лаурушас. В путь Б. Дварионас. Деревянная лошадка |
3. | 1 | | | Богатырские образы в искусстве.
| «Богатырская мелодия» из второй симфонии А. Бородина. |
4. | 1 | | | Героические образы в искусстве. | Симфония №3 «Героическая» ч.1 Л. Бетховен |
5. | 1 | | | Изобразительное начало в музыке П.И. Чайковского. | «Времена года» П. И. Чайковский. |
6. | | | | Изобразительное начало в музыке Л. Бетховена. | Л.Бетховен Экспозиция главной темы увертюры «Кориолан» |
7. | 1 | | | Мусоргский – автор ярких музыкальных портретов. | «Песня Варлаама» из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов». |
Путь к слушателю, читателю, зрителю (12 часов) |
8. | 1 | | | Музыкальный портрет. | Мелодия «Арии Кутузова», «Вальс» из оперы «Война и мир» С. Прокофьева. |
9. | 1 | | | Картины природы в музыке.
| «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргский. |
10. | 1 | | | Мир музыки и живописи. | «Ария Сусанина» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» |
4 четверть
1. | 1 | | | Можем ли мы услышать живопись? | Д. Шостакович 4-я часть 11 симфонии |
2. | 1 | | | Музыкальные краски.
| М. Равель «Хабанера» |
3. | 1 | | | Музыкальная живопись и живописная музыка.
| К. Дебюсси Симфоническая картина «Празднества» |
4. | 1 | | | Музыкальность художников-импрессионистов. | Колокольные звоны. Благовест. Трезвон. Набат. |
5. | 1 | | | Народные мотивы в живописи и в музыке. | И. Стравинский Балет «Петрушка» |
6. | 1 | | | Произведения Гартмана в музыке М. Мусоргского. | М. П. Мусоргский « Картинки с выставки» 1.Лиможский рынок 2.Избушка на курьих ножках |
7. | 1 | | | Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины | Русская народная песня «Вечерний звон» |
8. | 1 | | | Вечная тема в искусстве | Ф. Шуберт Аве Мария. |
9. | 1 | | | Взаимосвязь музыки с литературой и живописью. | Музыка по желанию учеников |