Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке является приложением к Основной образовательной программе ООО МБОУ «СШ №14» на 2016-2017 год, составлена на основе следующих нормативных документов:
ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12. 2015 № 1577 «О внесении изменений во ФГОС ООО…».)
Положение о рабочей программе педагога (утверждена приказом директора от 29.08.2014 № 703, с изменениями)
Для реализации данной рабочей программы используется учебно-методический комплекс:
1. Программа музыка 5–7 классы, авторы В.О.Усачева, Л.В. Школяр.
2. Учебник музыка 5 класс авторы В.О.Усачева, Л.В. Школяр, Москва издательство «Вентана – Граф», 2013
3. Рабочие тетради
Учебный план ООП ООО МБОУ «СШ №14» предусматривает обязательное изучение музыки на этапе ООО в объёме 105 ч., в том числе в 5 кл. – 35 ч., из расчёта 1 ч в неделю (35 учебных недель)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности- адекватное восприятие и переживание эмоционально - смыслового содержания музыки; освоение знаний о музыкальном искусстве, музыкальной культуре; воплощение своего личностно -ценностного отношения к музыке и музыкальной деятельности в процессе коллективного музицирования; умение вступать в речевое общение; участвовать в диалоге, использовать различные источники информации. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энцик¬лопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы даны.
Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргумента¬ции музыкальные сведения.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать процесс и результат собственной музыкальной деятельности и деятельности других учащихся с позиции приобретаемого опыта эмоционально-ценностных отношений, осваиваемых музыкальных знаний, умений и навыков, опыта учебной музыкальной – творческой деятельности.
Эти положения нашли отражение в содержании уроков.
По итогам освоения программы 7 класса обучающиеся должны знать/понимать:
содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;
- знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;
- знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;
уметь:
- находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;
- выражать знания, полученные в 7 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров, а также музыкально-изобразительных жанров;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации).
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- самостоятельного знакомства с музыкальной культурой и оценки их эстетической значимости;
- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения предмета «Музыка»
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; усвоение традиционных ценностей российского общества;
- целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов;
- готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к музыке;
- совершенствование художественного вкуса;
- овладение художественными навыками в процессе музыкально - творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- приобретение навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-познавательной деятельности;
- участие и сотрудничество в творческой деятельности школьных коллективов;
- инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
- умение ставить учебные задачи, планировать пути их достижения;
- использование разных источников информации, стремление к художественному самообразованию;
- применение полученных знаний о музыке для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- навыки проектирования индивидуальной и коллективной проектной деятельности;
- умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать свою точку зрения об искусстве;
- владение навыками контроля и самоконтроля собственных учебных действий ;
- умение ставить учебные задачи, планировать пути их достижения, выбирать эффективные способы их решения;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать возможности ее решения;
- умение обобщать, анализировать, классифицировать, устанавливать аналоги, находить причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать, делать выводы;
- умение расшифровывать, создавать, применять, преобразовывать знаки, тексты, символы для решения учебно-познавательных задач;
- умение использовать разные источники информации;
- применение полученных знаний и умений в области музыкального искусства для решения художественно-творческих задач;
- стремление к самостоятельному общению с музыкальным искусством и художественному самообразованию;
- развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства во внеурочной учебной деятельности;
- творческий подход к решению различных учебных и жизненных проблем;
- усвоение музыкальных культурных традиций разных народов, эпох, стилей.
Предметные результаты являются показателями обученности учащихся по предмету «Музыка», и демонстрируют владение теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками в области музыки:
- умение находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, историей, географией и т.д.
- умение находить черты сходства и отличия музыкальных жанров: песни, романса, оперы, балета. инструментальных, вокальных, вокально- хоровых жанров;
- знание творчества и художественных особенностей композиторов, вошедших в программу;
- умение определять в музыкальных произведениях выразительные средства;
- проявление вокально-хоровых навыков в исполнении одно-двухголосных вокальных произведениях с сопровождением и без, под фонограмму с различными инструментами;
- установление взаимодействий между образами музыки, литературы, изобразительного искусства на уровне содержания, формы, средств выразительности;
- освоение знаний о выдающитхся явлениях и произведениях отечественного и зарубежного искусства;
- осознанное использование специальной терминологии для обоснования своей точки зрения в отношении произведений искусства;
- участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов.
Содержание учебного предмета
№ | Наименование раздела | Всего часов | Контроль-ные работы | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1. | Законы жизни – законы музыки | 6 | 1 | Воспринимать окружающий мир во всём богатстве его звучания и красок. Понимать, что человек — существо духовное (способен думать, чувствовать, созидать, творить); понимать значение слов «человек-творец» (человек, способный созидать, творить). Исследовать собственные творческие проявления (побуждения) на основе проникновения в замысел художника, композитора, писателя. Определять способы переноса жизненных впечатлений в произведения художественного творчества. Слушать произведения выдающихся классиков музыкального искусства, напевать основные темы их произведений. Исполнять песни в коллективе сверстников, понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки |
2. | Оперная драматургия как синтетическое действие | 17 | 1 | Понимать истоки творчества как эстетическое и философское осмысление композитором реальных явлений жизни. Анализировать способы художественного выражения композитором, поэтом, художником ценностного отношения к явлениям, событиям, фактам действительности. Исследовать общие и специфические черты творческой деятельности в разных областях искусства. Осознавать собственные творческие возможности в разных видах художественной деятельности (пении, импровизации, подборе аккомпанемента, выразительном движении, написании литературного эссе и др.). Выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством |
3. | Композитор и время | 12 | 1 | Иметь представление о процессуальной и интонационно-образной природе музыки. Понимать «зёрна-интонации» (темы) в развитии музыкального смысла. Исследовать истоки единства человеческой и музыкальной речи. Выявлять интонационную общность видов искусства в процессе их изучения, сравнения, экспериментирования. Узнавать музыкальные фрагменты произведений разных жанров по характерным интонациям. Передавать в разнообразной творческой деятельности эмоционально-образное содержание произведений искусства. Уметь проводить сравнение и анализ вокальной, симфонической, инструментальной музыки разных стилей, жанров и форм. Определять автора конкретного музыкального произведения по интонационным проявлениям его принадлежности к определённому течению, художественному направлению, композиторской школе. Овладевать навыками исполнения вокальных произведений в народном стиле. Выявлять характерные черты и специфику музыкального языка народов России. Участвовать в народных праздниках, гуляниях, играх, школьных ярмарках |
1 четверть
№ | К-во часов | Дата | Тема урока | Элементы содержания урока |
по плану | фактически |
1. | 1 | | | Музыкальный образ. | Ф. Шуберт песня – баллада «Лесной царь» А.Ермолов «Осенний блюз» |
2. | 1 | | | Образное богатство в музыке. | И.С.Бах. Органная фуга ля минор. А.Ермолов «Осенний блюз» |
3. | 1 | | | Образ покоя и тишины. | С.Рахманинов. Романс «Островок» |
4. | 1 | | | Противостояние музыкальных образов в одном произведении. | П.И.Чайковский. Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» |
5. | 1 | | | Драматический образ. | Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» |
6. | 1 | | | Лирический образ. | Ф.Шуберт. «Серенада» |
7. | 1 | | | Красота и правда шутливой музыки разного времени. | И. С.Бах. Шутка из сюиты №2 |
8. | 1 | | | Образ страдания. | А.Скрябин. Прелюдия № 4 Ф.Шопен Прелюдия №20 |
9. | 1 | | | Образ современной молодежи. | Музыка по выбору. |
2 четверть
1. | 1 | | | Драматургия контрастных сопоставлений. | А. Эшпай. «Венгерские напевы». Ф.Лист «Рапсодия №2» |
2. | 1 | | | Жизнь музыкальных образов в одном произведении. | М.И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила» - увертюра. |
3. | 1 | | | Притивоборство музыкальных образов в одном произведении. | Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт» |
4. | 1 | | | Жизненное содержание и форма музыкальных произведений. | Вальс – фантазия М. И. Глинка |
5. | 1 | | | Контраст и взаимовлияние музыкальных образов в одном произведении. | Э.Григ. Соната для виолончели и фортепиано, 1 часть. |
6. | 1 | | | Интонационное единство балета (оперы). | С.С.Прокофьев. Балет «Золушка» |
7. | 1 | | | Жизненное содержание и форма музыкальных произведений. | В.А.Моцарт. Симфония №40 |
3 четверть
1. | 1 | | | Современность в музыке. | И.С.Бах, Л.Бетховен, В.А.Моцарт – фрагменты изученных произведений. |
2. | 1 | | | Современна ли музыка И. С. Баха. | И.С.Бах, токката и фуга ре минор для органа (классический и современный вариант) И.С.Бах, шутка |
3. | 1 | | | Тема страдания в музыке В.Лобоса | В.Лобос «Бразильская Бахиана №5» |
4. | 1 | | | Современна ли музыка Л.Бетховена. | Л.Бетховен, соната № 14 «Лунная» |
5. | 1 | | | Музыка «легкая» и «серьезная». | П.Уинтер. «Концерт земле», «Звуки над водой» Б.Окуджава «Надежды маленький оркестрик» |
6. | 1 | | | Два протока одной могучей реки. | Д. Верди опера «Риголетто» (ария и финал) |
7. | 1 | | | Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра. | Ж.Бизе опера «Кармен» Р.Щедрин «Кармен – сюита» |
8. | 1 | | | Роль легкой и серьезной музыки в драматическом спектакле. | А.Хачатурян. Вальс из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» |
9. | 1 | | | Легкое и серьезное в танцевальной музыке. | С.Рахманинов, полька. М.И.Глинка, вальс-фантазия. |
10. | 1 | | | Может ли быть современной классическая музыка. | Фрагменты произведений, звучавших на уроках. |
4 четверть
1. | 1 | | | Новые краски музыки XX века. | А.Шенберг «Уцелевший из Варшавы». |
2. | 1 | | | Современные направления в музыке. | Рэп, поп, диско, хаус, транс. |
3. | 1 | | | Джаз – дитя двух культур. | «Молитва» (негритянский спиричуэлс) «Регтайм» |
4. | 1 | | | Джаз и европейский симфонизм. | Д.Гершвин. Первый концерт для фортепиано с оркестром. |
5. | 1 | | | Бардовская песня. | О.Митяев «Как здорово» Ю.Визбор «Солнышко лесное» В.Миляев «Весеннее танго» В.Высоцкий |
6. | 1 | | | От оперы к оперетте. | И.Дунаевский оперетта «Белая акация» |
7. | 1 | | | Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. | «Нотр-Дам де Пари» |
8. | 1 | | | От оперы к рок – опере. | А.Рыбников «Юнона и Авось» |
9. | 1 | | | Великие наши современники. | Музыка по выбору. |