СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке 7 класс ФГОС     

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке является приложением к Основной образовательной программе ООО МБОУ «СШ №14» на 2016-2017 год, составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12. 2015 № 1577 «О внесении изменений во ФГОС ООО…».)

  2. Положение о рабочей программе педагога (утверждена приказом директора от 29.08.2014703, с изменениями)

Для реализации данной рабочей программы используется учебно-методический комплекс:

1. Программа музыка 5–7 классы, авторы В.О.Усачева, Л.В. Школяр.

2. Учебник музыка 5 класс авторы В.О.Усачева, Л.В. Школяр, Москва издательство «Вентана – Граф», 2013

3. Рабочие тетради



Учебный план ООП ООО МБОУ «СШ №14» предусматривает обязательное изучение музыки на этапе ООО в объёме 105 ч., в том числе в 5 кл. – 35 ч., из расчёта 1 ч в неделю (35 учебных недель)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности- адекватное восприятие и переживание эмоционально - смыслового содержания музыки; освоение знаний о музыкальном искусстве, музыкальной культуре; воплощение своего личностно -ценностного отношения к музыке и музыкальной деятельности в процессе коллективного музицирования; умение вступать в речевое общение; участвовать в диалоге, использовать различные источники информации. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энцик¬лопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы даны.

Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргумента¬ции музыкальные сведения.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать процесс и результат собственной музыкальной деятельности и деятельности других учащихся с позиции приобретаемого опыта эмоционально-ценностных отношений, осваиваемых музыкальных знаний, умений и навыков, опыта учебной музыкальной – творческой деятельности.

Эти положения нашли отражение в содержании уроков.

По итогам освоения программы 7 класса обучающиеся должны знать/понимать:

содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;

- знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;

- знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;

уметь:

- находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;

- выражать знания, полученные в 7 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров, а также музыкально-изобразительных жанров;

- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;

- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации).

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

- самостоятельного знакомства с музыкальной культурой и оценки их эстетической значимости;

- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения предмета «Музыка»

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; усвоение традиционных ценностей российского общества;

- целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов;

- готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к музыке;

- совершенствование художественного вкуса;

- овладение художественными навыками в процессе музыкально - творческой деятельности;

- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

- приобретение навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-познавательной деятельности;

- участие и сотрудничество в творческой деятельности школьных коллективов;

- инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

- умение ставить учебные задачи, планировать пути их достижения;

- использование разных источников информации, стремление к художественному самообразованию;

- применение полученных знаний о музыке для решения разнообразных художественно-творческих задач;

- навыки проектирования индивидуальной и коллективной проектной деятельности;

- умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать свою точку зрения об искусстве;

- владение навыками контроля и самоконтроля собственных учебных действий ;

- умение ставить учебные задачи, планировать пути их достижения, выбирать эффективные способы их решения;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать возможности ее решения;

- умение обобщать, анализировать, классифицировать, устанавливать аналоги, находить причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать, делать выводы;

- умение расшифровывать, создавать, применять, преобразовывать знаки, тексты, символы для решения учебно-познавательных задач;

- умение использовать разные источники информации;

- применение полученных знаний и умений в области музыкального искусства для решения художественно-творческих задач;

- стремление к самостоятельному общению с музыкальным искусством и художественному самообразованию;

- развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства во внеурочной учебной деятельности;

- творческий подход к решению различных учебных и жизненных проблем;

- усвоение музыкальных культурных традиций разных народов, эпох, стилей.

Предметные результаты являются показателями обученности учащихся по предмету «Музыка», и демонстрируют владение теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками в области музыки:

- умение находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, историей, географией и т.д.

- умение находить черты сходства и отличия музыкальных жанров: песни, романса, оперы, балета. инструментальных, вокальных, вокально- хоровых жанров;

- знание творчества и художественных особенностей композиторов, вошедших в программу;

- умение определять в музыкальных произведениях выразительные средства;

- проявление вокально-хоровых навыков в исполнении одно-двухголосных вокальных произведениях с сопровождением и без, под фонограмму с различными инструментами;

- установление взаимодействий между образами музыки, литературы, изобразительного искусства на уровне содержания, формы, средств выразительности;

- освоение знаний о выдающитхся явлениях и произведениях отечественного и зарубежного искусства;

- осознанное использование специальной терминологии для обоснования своей точки зрения в отношении произведений искусства;

- участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов.




Содержание учебного предмета

Наименование раздела

Всего

часов

Контроль-ные работы

Основные виды учебной деятельности обучающихся


1.

Законы жизни – законы музыки


6


1

Воспринимать окружающий мир во всём богатстве его звучания и красок.

Понимать, что человек — существо духовное (способен думать, чувствовать, созидать, творить); понимать значение слов «человек-творец» (человек, способный созидать, творить).

Исследовать собственные творческие проявления (побуждения) на основе проникновения в замысел художника, композитора, писателя.

Определять способы переноса жизненных впечатлений в произведения художественного творчества.

Слушать произведения выдающихся классиков музыкального искусства, напевать основные темы их произведений.

Исполнять песни в коллективе сверстников, понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки


2.


Оперная драматургия как синтетическое действие


17


1

Понимать истоки творчества как эстетическое и философское осмысление композитором реальных явлений жизни.

Анализировать способы художественного выражения композитором, поэтом, художником ценностного отношения к явлениям, событиям, фактам действительности.

Исследовать общие и специфические черты творческой деятельности в разных областях искусства.

Осознавать собственные творческие возможности в разных видах художественной деятельности (пении, импровизации, подборе аккомпанемента, выразительном движении, написании литературного эссе и др.).

Выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством


3.


Композитор и время


12


1

Иметь представление о процессуальной и интонационно-образной природе музыки.

Понимать «зёрна-интонации» (темы) в развитии музыкального смысла.

Исследовать истоки единства человеческой и музыкальной речи.

Выявлять интонационную общность видов искусства в процессе их изучения, сравнения, экспериментирования.

Узнавать музыкальные фрагменты произведений разных жанров по характерным интонациям.

Передавать в разнообразной творческой деятельности эмоционально-образное содержание произведений искусства.

Уметь проводить сравнение и анализ вокальной, симфонической, инструментальной музыки разных стилей, жанров и форм.

Определять автора конкретного музыкального произведения по интонационным проявлениям его принадлежности к определённому течению, художественному направлению, композиторской школе.

Овладевать навыками исполнения вокальных произведений в народном стиле.

Выявлять характерные черты и специфику музыкального языка народов России.

Участвовать в народных праздниках, гуляниях, играх, школьных ярмарках




1 четверть


К-во часов

Дата

Тема урока

Элементы содержания урока

по плану

фактически

1.

1



Музыкальный образ.

Ф. Шуберт песня – баллада «Лесной царь»

А.Ермолов «Осенний блюз»

2.

1



Образное богатство в музыке.

И.С.Бах. Органная фуга ля минор.

А.Ермолов «Осенний блюз»

3.

1



Образ покоя и тишины.

С.Рахманинов. Романс «Островок»


4.

1



Противостояние музыкальных образов в одном произведении.  

П.И.Чайковский. Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта»


5.

1



Драматический образ.

Ф.Шуберт.

Баллада «Лесной царь»

6.

1



Лирический образ.


Ф.Шуберт. «Серенада»

7.




1



Красота и правда шутливой музыки разного времени.

И. С.Бах. Шутка из сюиты №2


8.

1



Образ страдания.

А.Скрябин. Прелюдия № 4

Ф.Шопен

Прелюдия №20

9.

1



Образ современной молодежи.


Музыка по выбору.


2 четверть


1.

1



Драматургия контрастных сопоставлений.

А. Эшпай. «Венгерские напевы».

Ф.Лист «Рапсодия №2»


2.

1



Жизнь музыкальных образов в одном произведении.


М.И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила» - увертюра.

3.

1



Притивоборство музыкальных образов в одном произведении.


Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

4.

1



Жизненное содержание и форма музыкальных произведений.


Вальс – фантазия М. И. Глинка

5.

1



Контраст и взаимовлияние музыкальных образов в одном произведении.


Э.Григ. Соната для виолончели и фортепиано, 1 часть.

6.

1



Интонационное единство балета (оперы).


С.С.Прокофьев. Балет «Золушка»

7.

1



Жизненное содержание и форма музыкальных произведений.


В.А.Моцарт. Симфония №40




3 четверть


1.

1




Современность в музыке.

И.С.Бах, Л.Бетховен, В.А.Моцарт – фрагменты изученных произведений.

2.

1




Современна ли музыка И. С. Баха.

И.С.Бах, токката и фуга ре минор для органа (классический и современный вариант)

И.С.Бах, шутка

3.

1



Тема страдания в музыке В.Лобоса


В.Лобос «Бразильская Бахиана №5»

4.

1



Современна ли музыка Л.Бетховена.

Л.Бетховен, соната № 14 «Лунная»


5.

1



Музыка «легкая» и «серьезная».

П.Уинтер. «Концерт земле», «Звуки над водой»

Б.Окуджава «Надежды маленький оркестрик»


6.

1



Два протока одной могучей реки.

Д. Верди

опера «Риголетто»

(ария и финал)

7.

1



Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра.

Ж.Бизе опера «Кармен»

Р.Щедрин

«Кармен – сюита»

8.

1



Роль легкой и серьезной музыки в драматическом спектакле.

А.Хачатурян. Вальс из музыки к драме Лермонтова «Маскарад»

9.

1



Легкое и серьезное в танцевальной музыке.

С.Рахманинов, полька.

М.И.Глинка, вальс-фантазия.

10.

1



Может ли быть современной классическая музыка.

Фрагменты произведений, звучавших на уроках.




4 четверть


1.

1




Новые краски музыки XX века.

А.Шенберг «Уцелевший из Варшавы».

2.

1




Современные направления в музыке.

Рэп, поп, диско, хаус, транс.

3.

1



Джаз – дитя двух культур.

«Молитва» (негритянский спиричуэлс)

«Регтайм»

4.

1



Джаз и европейский симфонизм.

Д.Гершвин. Первый концерт для фортепиано с оркестром.

5.

1



Бардовская песня.


О.Митяев «Как здорово»

Ю.Визбор «Солнышко лесное»

В.Миляев «Весеннее танго»

В.Высоцкий

6.

1



От оперы к оперетте.


И.Дунаевский оперетта «Белая акация»

7.

1



Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве.


«Нотр-Дам де Пари»

8.

1



От оперы к рок – опере.


А.Рыбников «Юнона и Авось»

9.

1



Великие наши современники.


Музыка по выбору.