СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по физике 8 класс. УМК ПерышкинаА.В.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Пояснительная записка



Пояснительная записка

Данная программа по физике разработана для обучения в 8 классе МБОУ «Школа № 2 г. Благовещенска» на основе :

  • федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

  • приказов Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253, от 08.06.2015г. № 576; от 14.08.2015 г. № 825; от 28.12.2015 г. № 1529; от 26.01.2016 г. № 38; от 21.04. 2016 г. № 459;

  • положения о структуре рабочих программ, приказ Минобрнауки Амурской области от 03.09.2013 г. № 1062;

  • положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в МБОУ «Школа № 2 г. Благовещенска» приказ № 278 от 01.09.2015г.;

  • примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15));

  • основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа № 2 г. Благовещенска», принятой на заседании педагогического совета, Протокол № 8от 31.08.2015г.;

  • требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • примерной программы по математике ((«Дрофа», 2011)

  • УМК название,8 класс, А.В.Перышкин – («Дрофа», 2016).;








ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Физика как паука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики системообразующей для естественнонаучных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7-8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить физический эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.



Целями изучения физики в основной школе являются:

на ценностном уровне:

формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического знания независимо от его профессиональной деятельности, а также ценность: научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;

на метапредметном уровне:

овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному решению различного рода жизненных задач;

на предметном уровне:

  • овладение учащимися системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни;

  • освоение основных физических теорий, позволяющих описать явления в природе, и пределов применимости этих теорий для решения современных и перспективных технологических задач;

  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в структуре естественнонаучного знания и культуры в целом, в создании современной научной картины мира;

  • сформировать знания об опытных фактах, понятиях, законах, а также умения применять эти знания для объяснения физических процессов и решения задач;

  • сформировать систему методологических знаний, к которым относятся представления о том, что физика изучает реально существующий материальный мир, что материя существует в виде вещества и поля, находится в постоянном движении, что изменение состояния системы обусловлено взаимодействием и определяется причинно – следственными связями;

  • сформировать политехнические знания о физических основах устройства и функционирования приборов, бытовой и промышленной техники, об основных направлениях научно – технического прогресса, о перспективах развития энергетики, транспорта и др.;

  • сформировать экологические знания о взаимодействии человека с окружающей средой, о возможности и способах охраны природы.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основными целями изучения курса физики в 8 классе являются:

  • освоение знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях, электромагнитных волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; в соответствии с принципом целостности курс 8 класса формирует представление, как о классической, так и современной физике, является логически завершенным и содержит материал классической физики и некоторые вопросы современной физики, изучение которых позволяет сформировать у учащихся первоначальные представления о границах применимости классических теорий.

В соответствии с принципом вариативности предусмотрена уровневая дифференциация: и в программе курса и в учебниках заложены два уровня изучения материала: обязательный, соответствующий минимуму содержания основного общего образования, и повышенный. В соответствии с принципом генерализации материал группируется вокруг стержневых идей (фундаментальных понятий): энергия, взаимодействие, вещество, поле. Особое внимание уделяется формированию у учащихся навыков научного познания, осуществлению перехода от эмпирического уровня познания к теоретическому.

В соответствии с принципом гуманитаризации включен материал, позволяющий учащимся осмыслить связь развития физики с развитием общества, материал мировоззренческого и экологического характера.

В соответствии с принципом интеграции астрономический материал в курсе интегрируется с физическим.

В соответствии с принципом спирального построения курс реализован таким образом, что к изучению механики и электричества учащиеся обращаются дважды на различных уровнях, в соответствии с их математической подготовкой и познавательными возможностями.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предусмотрено формирование у школьников обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Приоритетами на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

❖формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

❖овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

❖приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно - коммуникативная деятельность:

❖владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

❖использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

❖владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;

❖организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают

модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о физической картине мира будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления физических процессов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся. В приведенном тематическом планировании предусмотрено использование нетрадиционных форм уроков, в том числе организационно-деловых игр, исследовательских лабораторных работ, проблемных дискуссий, интегрированных уроков с историей и биологией, проектная деятельность и т. д.

При выполнении лабораторных работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации.

Спецификой учебно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата.

Цель учебно-исследовательской деятельности – приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Методическими особенностями курса является также:

1. Используется подход от теории к практике.

2. Изучение основных понятий и решения, различных задач происходит с привлечением знаний из других предметных областей, жизненных ситуаций.

Основой содержания курса физики в 8 классах является развитие вычислительных и формально – оперативных физических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач.

Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения физики к изучению действительности и решению практических задач.

При обучении учащихся курсу физики наряду с традиционными методами обучения используются и продуктивные методы, технологии развивающего обучения: проблемное обучение, технология использования опорных конспектов, схемных и знаковых моделей, игровые технологии, дифференцированное и индивидуальное обучение, информационно-коммуникационные технологии (выполнение виртуальных лабораторных работ) и др. Увеличивается доля самостоятельной работы.

При реализации учебной программы используются элементы технологий:

1. личностно-ориентированного обучения;

2. развивающего обучения;

3. объяснительно-иллюстративного обучения;

4. формирование учебной деятельности школьников;

5. проектной деятельности;

6. дифференцированного обучения;

7. учебно-игровой деятельности;

8. технологии проблемного подхода;

9. традиционные технологии, такие как технологии формирования приѐмов учебной работы, изложения виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.

При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый), по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащегося.

Приѐмы проведения уроков: самостоятельная работа, лабораторные и практические работы, разно уровневые задания, индивидуальная беседа, групповая работа, лекция с элементами беседы, творческие задания, использование ИКТ, демонстрационный материал, игровые занятия и т.д.

Учебно-методический комплект

1.Физика 8: учеб, для общеобразоват, учреждений / А.В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2010

2. Рабочая тетрадь по физике: 8 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 8 класс» / Р.Д. Минькова, В.В. Иванова. – М.: Экзамен, 2012

3.Поурочные разработки по физике. 8 класс. В.А.Волков. –М.: «ВАКО» 2010

4.Сборник задач по физике 7-9 классы. В.И.Лукашик. -М.: «Просвещение» 2009.



Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю) в соответствии с базисным учебным планом и учебным планом МБОУ «Школа №2 г. Благовещенска» на 2017-2018г



ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБУЧАЮЩИМСЯ ДОСТИЧЬ СЛЕДУЮЩИХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

в направлении личностного развития

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение законов физики, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

  • сформированность логического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды –гаранта жизни и благополучия людей на Земле;

  • эстетического отношения к объектам природы;

В метпредметном направлении

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники, контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире , рационального применения простых механизмов;

  • владеть приёмами поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов.

В предметном направлении:

  • распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объѐма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твѐрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;

  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоѐмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы,связывающие данную физическую величину с другими величинами;

  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твѐрдых тел;

  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоѐмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя) на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для еѐ решения, и проводить расчѐты.

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;

  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчѐта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для еѐ решения, и проводить расчѐты.



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

К концу 8-го класса обучающиеся должны:

по теме: «Тепловые явления»

— иметь представление о внутренней энергии, теплопередаче, теплообмене, количеству теплоты, удельной теплоемкости, удельной теплоте сгорания топлива, температуре плавления, удельной теплоте плавления, удельной теплоте парообразования.

— уметь объяснять применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах; применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергия, конвекция,теплопроводности, плавления, испарения; пользоваться термометром и калориметром; «Читать» графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании; решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи; решать задачи с применением формул:

Q=cm(t2 – t1) Q=qm Q=lm Q=Lm

По теме: «Электрические и электромагнитные явления»

— знать: понятия: электрический ток, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, закон Ома для участка цепи, формулы для вычисления сопротивления, работы и мощности тока, закон Джоуля – Ленца, гипотезу Ампера. Практическое применение названных понятий и законов.

— уметь: применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, причины электрического сопротивления; чертить схемы простейших электрических цепей, измерять силу тока, напряжение, определять сопротивление с помощью амперметра и вольтметра, пользоваться реостатом; решать задачи на вычисления I, U, R, A, Q, P; пользоваться таблицей удельного сопротивления.

По теме: «Световые явления»

— знать понятия: прямолинейность распространения света, фокусное расстояние линзы, отражение и преломление света, оптическая сила линзы, закон отражения и преломления света; практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.

— уметь получать изображение предмета с помощью линзы; строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе; решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

При обучении курсу физики используются формы контроля знаний и умений учащихся:

❖физический диктант;

❖тестовое задание;

❖кратковременная самостоятельная работа;

❖письменная контрольная работа;

❖лабораторная работа;

❖устный зачет по изученной теме;

❖работа в парах, группах сменного состава»;

❖самостоятельное оценивание учащихся»;

❖защита проектов.

Виды контроля: текущий, периодический (после изучения раздела), итоговый (по окончании четверти, года).

Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный.



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Школьный кабинет физики оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по Физике для основной школы. Кабинет физики также оснащен компьютером и проектором.



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ



Оценка «5» ставится в том случае,

  • если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

  • правильно выполняет чертежи, схемы и графики;

  • строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если

  • ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов;

  • если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если

  • учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала;

  • умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул;

  • допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой и одной негрубой ошибки; не более 2-3 негрубых ошибок;

  • одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».



Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней: не более одной грубой ошибки;

  • одной негрубой ошибки и одного недочёта;

  • не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если

  • ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил: не более одной грубой ошибки и двух недочётов;

  • не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки;

  • не более трех негрубых ошибок;

  • одной негрубой ошибки и трех недочётов;

  • при наличии 4 – 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.



Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два – три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.



Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда. 





Текущий контроль


п/п

Тема контроля

Вид контроля

Форма контроля

Кол-во часов

1

Контрольная работа по теме «Тепловые явления»

Текущая

Контрольная работа

1

2

Контрольная работа по теме «Агрегатные состояния вещества»

Текущая

Контрольная работа

1

3

Контрольная работа по теме «Электрические явления»

Текущая

Контрольная работа

1

4

Контрольная работа по теме «Электрические явления»

Текущая

Контрольная работа

1

5

Контрольная работа по теме «Электромагнитные явления»

Текущая

Контрольная работа

1

6

Контрольная работа по теме «Световые явления»

Текущая

Контрольная работа

1



Всего




6









Основные темы курса

п/п

Название темы


Количество часов

1

Тепловые явления


12

2

Изменение агрегатных состояний вещества

11

3

Электрические явления

29

4

Электромагнитные явления

5

5

Световые явления

11

6

Резерв

2



Содержание учебного предмета.

 (70 часов)

Тепловые явления (12 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации.

Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работы и опыты.

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Изменение агрегатных состояний вещества.(11 часов)

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации.

Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

Лабораторная работа. Измерение относительной влажности воздуха.

Электрические явления. (29 часов)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.

Лабораторные работы.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

Электромагнитные явления. (5 часов)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации.

Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Лабораторные работы.

Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Световые явления (11 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.



Демонстрации.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.

Лабораторные работы.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.



Характеристика деятельности учащихся на уроках физики

Содержание курса

Характеристика деятельности учащихся

Тепловые явления (12 ч)

Тепловое движение.

Термометр.

Связь температуры тела со скоростью движения его молекул.

Внутренняя энергия.

Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача.

Виды теплопередачи.

Количество теплоты.

Удельная теплоемкость вещества.

Удельная теплота сгорания топлива.

Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Освоить о механических, тепловых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мир.

Уметь описывать и объяснять физические явлкния: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию.

Описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов.

Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы .

Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях.

Решать задачи на применение изученных физических законов.

Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников.

Развивать познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.

Применять для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды

Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч) Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Знать и понимать смысл понятий физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха.

Уметь описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление. Описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов.

Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.

Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях.

Решать задачи на применение изученных физических законов. Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников.

Развивать познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.

Применять для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха.

Электрические явления (29 ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Знать и понимать электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца.

Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.

Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях.

Решать задачи на применение изученных физических законов. Освоить электромагнитных явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются. Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников.

Уметь описывать и объяснять физические явления:, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов. Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока.

Электромагнитные явления (5 ч)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

Знать и понимать смысл понятий физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения. Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света.

Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.

Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях.

Решать задачи на применение изученных физических законов. Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников

Световые явления (11 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Понимать и объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света.

Уметь измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы. Владеть экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;

Понимать смысла основных физических законов и

уметь применять их на практике: закон отражения света,

закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;

Различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

по п/п

урока

по

темам

Тема

Содержание

Вид деятельности ученика

Дата

по плану

факт

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (12ч)

1

1/1

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия

Примеры тепловых и электрических явлений. Особенности движения молекул. Связь температуры тела и скорости движения его молекул. Движение молекул в газах, жидкостях и твердых телах. Превращение энергии тела в механических процессах.

Внутренняя энергия тела.

Демонстрации. Принцип действия термометра. Наблюдение за движением частиц с использованием механической модели броуновского движения. Колебания математического и пружинного маятника.

Падение стального и пластилинового шарика на стальную и покрытую пластилином пластину

Различать тепловые явления;

анализировать зависимость температуры тела от скорости движения его молекул; наблюдать и исследовать превращение энергии тела в механических процессах; приводить примеры превращения энергии при подъеме тела, при его падении.



2

2/2

Способы изменения внутренней энергии.

Увеличение внутренней энергии тела путем совершения работы над ним или ее уменьшение при совершении работы телом. Изменение внутренней энергии тела путем теплопередачи.

Демонстрации. Нагревание тел при совершении работы: при ударе, при трении.

Опыты. Нагревание стальной спицы при перемещении надетой на нее пробки

Объяснять изменение внутренней энергии тела, когда над ним совершают

работу или тело совершает работу; перечислять способы изменения внутренней энергии; приводить примеры изменения внутренней энергии тела путем совершения работы и теплопередачи; проводить опыты по изменению внутренней энергии



3

3/3

Виды теплопередачи. Теплопроводность.

Теплопроводность — один из видов теплопередачи. Различие теплопроводностей различных веществ.

Демонстрации. Передача тепла от одной части твердого тела к другой. Теплопроводность различных веществ: жидкостей, газов, металлов

Объяснять тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории;

приводить примеры теплопередачи путем теплопроводности; проводить исследовательский эксперимент по теплопроводности различных веществ и делать выводы



4

4/4

Конвекция.

Излучение

Конвекция в жидкостях и газах. Объяснение конвекции. Передача энергии излучением. Конвекция и излучение — виды теплопередачи. Особенности видов теплопередачи.

Демонстрации. Конвекция в воздухе

и жидкости. Передача энергии путем

излучения

Приводить примеры теплопередачи путем конвекции и излучения;

анализировать, как на практике учитываются различные виды теплопередачи; сравнивать виды теплопередачи



5

5/5

Количество

теплоты. Единицы

количества теплоты

Количество теплоты. Единицы количества

теплоты.

Демонстрации. Нагревание разных веществ равной массы.

Опыты. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды

Находить связь между единицами количества теплоты: Дж, кДж, кал, ккал;

работать с текстом учебника;

устанавливать зависимость между массой тела и количеством теплоты



6

6/6

Удельная теплоемкость

Удельная теплоемкость вещества, ее физический смысл. Единица удельной тепло-

емкости. Анализ таблицы 1 учебника. Измерение теплоемкости твердого тела

Объяснять физический смысл удельной теплоемкости вещества;

анализировать табличные данные; приводить примеры применения на практике знаний о различной теплоемкости веществ



7

7/7

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела

или выделяемого им при охлаждении

Формула для расчета количества теплоты,

необходимого для нагревания тела или

выделяемого им при охлаждении. Устройство и применение калориметра.

Демонстрации. Устройство калориметра

Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении;

преобразовывать количество

теплоты, выраженной в Дж в кДж; кал, ккал в Дж



8

8/8

Лабораторная работа № 1

Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды

разной температуры».

Разрабатывать план выполнения работы;

определять и сравнивать количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене; объяснять полученные результаты,

представлять их в виде таблиц; анализировать причины погрешностей измерений



9

9/9

Лабораторная

работа № 2

Определение удельной теплоемкости твердого тела опытным путем.

Лабораторная работа № 2 «Измерение

удельной теплоемкости твердого тела»

Разрабатывать план выполнения работы; —определять экспериментально удельную теплоемкость вещества и сравнивать ее с табличным значением; объяснять полученные результаты,

представлять их в виде таблиц; анализировать причины погрешностей измерений



10

10/10

Энергия топлива. Удельная теплота

сгорания

Топливо как источник энергии. Удельная

теплота сгорания топлива. Анализ таблицы 2 учебника. Формула для расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива. Решение задач.

Демонстрации. Образцы различных видов топлива, нагревание воды при сгорании спирта или газа в горелке

Объяснять физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и рассчитывать ее; приводить примеры экологически

чистого топлива; классифицировать виды топлива по количеству теплоты, выделяемой при

сгорании



11

11/11

Закон сохранения и превращения энергии

в механических и тепловых процессах

Закон сохранения механической энергии.

Превращение механической энергии во

внутреннюю. Превращение внутренней

энергии в механическую энергию. Сохранение энергии в тепловых процессах. Закон сохранения и превращения энергии в природе. Решение задач

Приводить примеры превращения механической энергии во внутреннюю;

приводить примеры, подтверждающие закон сохранения механической

энергии; систематизировать и обобщать знания закона на тепловые процессы; применять знания к решению задач по теме «Тепловые явления»



12

12/12

Контрольная работа

Контрольная работа по теме «Тепловые явления

Применять знания к решению задач



ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА (11 часов)

13

13/1

Агрегатные состояния вещества. Плавление и

отвердевание

Агрегатные состояния вещества. Кристаллические тела. Плавление и отвердевание. Температура плавления. Анализ таблицы 3 учебника.

Демонстрации. Модель кристаллической решетки молекул воды и кислорода, модель хаотического движения молекул в газе, кристаллы.

Опыты. Наблюдение за таянием кусочка

льда в воде

Приводить примеры агрегатных состояний вещества; отличать агрегатные состояния вещества и объяснять особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел; отличать процесс плавления тела от кристаллизации и приводить примеры этих процессов; проводить исследовательский эксперимент по изучению плавления, делать отчет и объяснять результаты эксперимента; работать с текстом учебника



14

14/2

График плавления и отвердевания кристаллических тел.

Удельная теплота

плавления

Удельная теплота плавления, ее физический смысл и единица. Объяснение процессов плавления и отвердевания на основе знаний о молекулярном строении вещества. Анализ таблицы 4 учебника. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для плавления тела или выделяющегося при его кристаллизации.

Решение задач

Анализировать табличные данные температуры плавления, график плавления и отвердевания; рассчитывать количество теплоты, выделяющегося при кристаллизации; устанавливать зависимость процесса плавления и температуры тела; объяснять процессы плавления и отвердевания тела на основе молекулярно-кинетических представлений



15

15/3

Решение задач

Решение задач по теме «Нагревание тел.

Плавление и кристаллизация».

Кратковременная контрольная работа

по теме «Нагревание и плавление тел»

Определять количество теплоты; получать необходимые данные из

таблиц; применять знания к решению задач



16

16/4

Испарение.

Насыщенный и ненасыщенный пар.

Конденсация. Поглощение энергии при испарении

жидкости и выделение ее при конденсации пара

Парообразование и испарение. Скорость

испарения. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация пара. Особенности процессов испарения и конденсации. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

Демонстрации. Явление испарения и

конденсации

Объяснять понижение температуры жидкости при испарении; приводить примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара; проводить исследовательский эксперимент по изучению испарения и конденсации, анализировать его результаты и делать выводы



17

17/5

Кипение.

Удельная теплота

парообразования и

конденсации

Процесс кипения. Постоянство температуры при кипении в открытом сосуде. Физический смысл удельной теплоты парообразования и конденсации. Анализ таблицы 6 учебника. Решение задач.

Демонстрации. Кипение воды. Конденсация пара

Работать с таблицей 6 учебника; приводить примеры, использования энергии, выделяемой при конденсации водяного пара; рассчитывать количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы; проводить исследовательский эксперимент по изучению кипения воды, анализировать его результаты, делать выводы



18

18/6

Решение задач

Решение задач на расчет удельной теплоты

парообразования, количества теплоты, отданного (полученного) телом при конденсации (парообразовании)

Находить в таблице необходимые данные;

рассчитывать количество теплоты, полученное (отданное) телом, удельную теплоту парообразования; анализировать результаты,

сравнивать их с табличными данными



19

19/7

Влажность воздуха. Способы определения

влажности воздуха. Лабораторная работа № 3

Влажность воздуха. Точка росы. Способы

определения влажности воздуха. Гигрометры: конденсационный и волосной. Психрометр.

Лабораторная работа № 3 «Измерение

влажности воздуха».

Демонстрации. Различные виды гигрометров, психрометр, психрометрическая таблица

Приводить примеры влияния влажности воздуха в быту и деятельности человека;

измерять влажность воздуха;

работать в группе; классифицировать приборы для измерения влажности воздуха



20

20/8

Работа газа и пара при расширении. Двигатель

внутреннего сгорания

Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели. Применение закона сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях. Устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Экологические проблемы при использовании ДВС.

Демонстрации. Подъем воды за поршнем в стеклянной трубке, модель ДВС

Объяснять принцип работы и устройство ДВС; приводить примеры применения ДВС на практике; объяснять экологические проблемы

использования ДВС и пути их решения



21

21/9

Паровая турбина. КПД теплового двигателя

Устройство и принцип действия паровой

турбины. КПД теплового двигателя. Решение задач.

Демонстрации. Модель паровой турбины

Объяснять устройство и принцип работы паровой турбины; приводить примеры применения паровой турбины в технике; сравнивать КПД различных машин и механизмов



22

22/10

Контрольная работа

Контрольная работа по теме «Агрегатные

состояния вещества»

Применять знания к решению задач



23

23/11

23/23. Обобщающий урок

Обобщающий урок по теме «Тепловые явления»

Выступать с докладами;

демонстрировать презентации; участвовать в обсуждении



ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (29 ч)

24

24/1

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.

Демонстрации. Электризация тел. Два

рода электрических зарядов.

Опыты. Наблюдение электризации тел

при соприкосновении

Объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух родов

электрических зарядов;

анализировать опыты; проводить исследовательский

эксперимент



25

25/2

Электроскоп. Электрическое поле

Устройство электроскопа. Понятия об

электрическом поле. Поле как особый вид материи.

Демонстрации. Устройство и принцип действия электроскопа. Электрометр. Действие электрического поля. Обнаружение поля заряженного шара

Обнаруживать наэлектризованные

тела, электрическое поле;

пользоваться электроскопом; определять изменение силы, действующей на заряженное тело при удалении и приближении его к заряженному телу



26

26/3

Делимость электрического за-

ряда. Электрон. Строение атома

Делимость электрического заряда. Электрон — частица с наименьшим электрическим зарядом. Единица электрического заряда. Строение атома. Строение ядра атома. Нейтроны. Протоны. Модели атомов

водорода, гелия, лития. Ионы.

Демонстрации. Делимость электрического заряда. Перенос заряда с заряженного электроскопа на незаряженный с помощью пробного шарика

Объяснять опыт Иоффе—Милликена; доказывать существование частиц,

имеющих наименьший электрический заряд;

объяснять образование положительных и отрицательных ионов;

применять знания из курса химии и физики для объяснения строения атома; работать с текстом учебника



27

27/4

Объяснение электрических явлений

Объяснение на основе знаний о строении атома электризации тел при соприкосновении, передаче части электрического заряда от одного тела к другому. Закон сохранения электрического заряда.

Демонстрации. Электризация электроскопа в электрическом поле заряженного тела. Зарядка электроскопа с помощью металлического стержня (опыт по рис. 41 учебника). Передача заряда от заряженной палочки к незаряженной гильзе

Объяснять электризацию тел при соприкосновении;

устанавливать перераспределение заряда при переходе его с наэлектризованного тела на не наэлектризованное при

соприкосновении; обобщать способы электризации тел



28

28/5

Проводники, полупроводники и

непроводники электричества

Деление веществ по способности проводить электрический ток на проводники, полупроводники и диэлектрики. Характерная особенность полупроводников.

Демонстрации. Проводники и диэлектрики. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Полупроводниковый диод. Работа полупроводникового диода

На основе знаний строения атома объяснять существование проводников, полупроводников и диэлектриков; приводить примеры применения

проводников, полупроводников и диэлектриков в технике, практического применения полупроводникового диода;

наблюдать работу полупроводникового диода



29

29/6

Электрический ток. Источники электрического тока

Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники электрического тока.

Кратковременная контрольная работа по теме «Электризация тел. Строение атома».

Демонстрации. Электрофорная маши-

на. Превращение внутренней энергии в электрическую. Действие электрического тока в проводнике на магнитную стрелку. Превращение энергии излучения в электрическую энергию. Гальванический элемент. Аккумуляторы, фотоэлементы.

Опыты. Изготовление гальванического элемента из овощей или фруктов

Объяснять устройство сухого гальванического элемента;

приводить примеры источников электрического тока, объяснять их назначение; классифицировать источники электрического тока;

применять на практике простейшие источники тока (гальванический элемент, аккумуляторы питания)



30

30/7

Электрическая цепь и ее составные части

Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей.

Демонстрации. Составление простейшей электрической цепи

Собирать электрическую цепь; объяснять особенности электрического тока в металлах, назначение источника тока в электрической цепи; различать замкнутую и разомкнутую электрические цепи; работать с текстом учебника



31

31/8

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока

Природа электрического тока в металлах. Скорость распространения электрического тока в проводнике. Действия электрического тока. Превращение энергии электрического тока в другие виды энергии. Направление электрического тока.

Демонстрации. Модель кристаллической

решетки металла. Тепловое, химическое, магнитное действия тока. Гальванометр.

Опыты. Взаимодействие проводника с током и магнита

Приводить примеры химического и теплового действия электрического

тока и их использования в технике; объяснять тепловое, химическое и магнитное действия тока; работать с текстом учебника; классифицировать действия электрического тока; обобщать и делать выводы о применении на практике электрических приборов



32

32/9

Сила тока.

Единицы силы тока

Сила тока. Интенсивность электрического

тока. Формула для определения силы тока.

Единицы силы тока. Решение задач.

Демонстрации. Взаимодействие двух

параллельных проводников с током

Объяснять зависимость интенсивности электрического тока от заряда и времени; рассчитывать по формуле силу тока; выражать силу тока в различных единицах



33

33/10

Амперметр.

Измерение силы тока.

Лабораторная работа № 4

Назначение амперметра. Включение амперметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. Измерение силы тока на различных участках цепи. Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

Демонстрации. Амперметр. Измерение силы тока с помощью амперметра

Включать амперметр в цепь;

определять цену деления амперметра и гальванометра; чертить схемы электрической цепи; измерять силу тока на различных участках цепи;

работать в группе



34

34/11

Электрическое напряжение.

Единицы напряжения

Электрическое напряжение, единица напряжения. Формула для определения напряжения. Анализ таблицы 7 учебника. Решение задач.

Демонстрации. Электрические цепи с

лампочкой от карманного фонаря и аккумулятором, лампой накаливания и осветительной сетью

Выражать напряжение в кВ, мВ; анализировать табличные данные, работать с текстом учебника; рассчитывать напряжение по формуле; устанавливать зависимость напряжения от работы тока и силы тока



35

35/12

Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения

Измерение напряжения вольтметром.

Включение вольтметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. Измерение напряжения на различных участках цепи и на источнике тока. Решение задач.

Демонстрации. Вольтметр. Измерение напряжения с помощью вольтметра

Определять цену деления вольтметра; включать вольтметр в цепь; измерять напряжение на различных

участках цепи; чертить схемы электрической цепи



36

36/13

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления

Лабораторная работа № 5

Электрическое сопротивление. Определение опытным путем зависимости силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении. Природа электрического сопротивления.

Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Демонстрации. Электрический ток в

различных металлических проводниках.

Зависимость силы тока от свойств проводников

Строить график зависимости силы тока от напряжения;

объяснять причину возникновения сопротивления; анализировать результаты опытов и графики; собирать электрическую цепь, измерять напряжение, пользоваться вольтметром; устанавливать зависимость силы тока от напряжения и сопротивления проводника



37

37/14

Закон Ома для участка цепи

Установление на опыте зависимости силы тока от сопротивления при постоянном напряжении. Закон Ома для участка цепи. Решение задач.

Демонстрации. Зависимость силы тока от сопротивления проводника при постоянном напряжении. Зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении на участке цепи

Устанавливать зависимость силы тока в проводнике от сопротивления этого проводника; записывать закон Ома в виде формулы; решать задачи на закон Ома;

анализировать результаты опытных данных, приведенных в таблице



38

38/15

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление

Соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения. Удельное сопротивление проводника. Анализ таблицы 8 учебника. Формула для расчета сопротивления проводника. Решение задач.

Демонстрации. Зависимость сопротивления проводника от его размеров и рода вещества

Исследовать зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала проводника;

вычислять удельное сопротивление проводника



39

39/16

Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и

напряжения

Решение задач

Чертить схемы электрической цепи; рассчитывать электрическое сопротивление



40

40/17

Реостаты

Лабораторная работа № 6

Принцип действия и назначение реостата. Подключение реостата в цепь. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом».

Демонстрации. Устройство и принцип действия реостата. Реостаты разных конструкций: ползунковый, штепсельный, магазин сопротивлений. Изменение силы тока в цепи с помощью реостата

Собирать электрическую цепь; пользоваться реостатом для регулирования силы тока в цепи; работать в группе; представлять результаты измерений в виде таблиц; обобщать и делать выводы о зависимости силы тока и сопротивления проводников



41

41/18

Лабораторная работа № 7

Решение задач. Лабораторная работа № 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

Собирать электрическую цепь; измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра; представлять результаты измерений в виде таблиц; работать в группе



42

42/19

Последовательное соединение

проводников

Последовательное соединение проводников. Сопротивление последовательно соединенных проводников. Сила тока и напряжение в цепи при последовательном соединении. Решение задач.

Демонстрации. Цепь с последовательно соединенными лампочками, постоянство силы тока на различных участках цепи, измерение напряжения в проводниках при последовательном соединении проводников

Приводить примеры применения последовательного соединения проводников;

рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном

соединении; обобщать и делать выводы о значении силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном

соединении проводников



43

43/20

Параллельное соединение

проводников

Параллельное соединение проводников.

Сопротивление двух параллельно соединенных проводников. Сила тока и напряжение в цепи при параллельном соединении. Решение задач.

Демонстрации. Цепь с параллельно

включенными лампочками, измерение напряжения в проводниках при параллельном соединении

Приводить примеры применения параллельного соединения проводников;

рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при параллельном соединении; обобщать и делать выводы о значении силы тока, напряжения и сопротивления при параллельном соединении проводников



44

44/21

Решение задач

Соединение проводников. Закон Ома для участка цепи

Рассчитывать силу тока, напряжение, сопротивление при параллельном и последовательном соединении проводников; применять знания к решению задач



45

45/22

Контрольная работа

Контрольная работа по темам «Электрический ток. Напряжение», «Сопротивление. Соединение проводников»

Применять знания к решению задач



46

46/23

Работа и мощность электрического тока

Работа электрического тока. Формула для расчета работы тока. Единицы работы тока. Мощность электрического тока. Формула для расчета мощности электрического тока. Единицы мощности. Анализ таблицы 9 учебника. Прибор для определения мощности тока. Решение задач.

Демонстрации. Измерение мощности

тока в лабораторной электроплитке

Рассчитывать работу и мощность электрического тока; выражать единицу мощности через единицы напряжения и силы тока; устанавливать зависимость работы электрического тока от напряжения, силы тока и времени; классифицировать электрические приборы по потребляемой ими мощности



47

47/24

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Лабораторная работа № 8

Формула для вычисления работы электрического тока через мощность и время. Единицы работы тока, используемые на практике. Расчет стоимости израсходованной

электроэнергии.

Лабораторная работа № 8 «Измерение

мощности и работы тока в электрической лампе»

Выражать работу тока в Вт•ч;

кВт•ч; измерять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр, часы; работать в группе; обобщать и делать выводы о мощности и работе в электрической лампочке



48

48/25

Нагревание проводников

электрическим током. Закон Джоуля—Ленца

Формула для расчета количества теплоты, выделяющегося в проводнике при протекании по нему электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Решение задач.

Демонстрации. Нагревание проводников из различных веществ электрическим током

Объяснять нагревание проводников с током с позиции молекулярного строения вещества;

рассчитывать количество теплоты, выделяемое проводником с током по закону Джоуля—Ленца



49

49/26

Конденсатор

Конденсатор. Электроемкость конденсатора. Работа электрического поля конденсатора. Единица электроемкости конденсатора. Решение задач.

Демонстрации. Простейший конденсатор, различные типы конденсаторов. Зарядка конденсатора от электрофорной машины, зависимость емкости конденсатора

от площади пластин, диэлектрика, расстояния между пластинами

Объяснять назначения конденсаторов в технике;

объяснять способы увеличения и уменьшения емкости конденсатора; рассчитывать электроемкость конденсатора, работу, которую совершает

электрическое поле конденсатора, энергию конденсатора



50

50/27

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание, предохранители

Различные виды ламп, используемые в освещении. Устройство лампы накаливания. Тепловое действие тока. Электрические нагревательные приборы. Причины перегрузки в цепи и короткого замыкания. Предохранители.

Демонстрации. Устройство и принцип действия лампы накаливания, светодиодных и люминесцентных ламп, электронагревательные приборы, виды предохранителей

Различать по принципу действия лампы, используемые для освещения, предохранители в современных приборах;

классифицировать лампочки, применяемые на практике;

анализировать и делать выводы о причинах короткого замыкания; сравнивать лампу накаливания и энергосберегающие лампочки



51

51/28

Контрольная работа

Контрольная работа по темам «Работа и мощность электрического тока», «Закон Джоуля—Ленца», Конденсатор»

Применять знания к решению задач



52

52/29

Обобщающий урок

Обобщающий урок по теме «Электрические явления»

Выступать с докладом или слушать доклады, подготовленные с использованием презентации: «История развития электрического освещения», «Использование теплового действия электрического тока в устройстве теплиц и инкубаторов», «История создания конденсатора», «Применение аккумуляторов»;

изготовить лейденскую банку



ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (5 ч)

53

53/1

Магнитное поле. Магнитное

поле прямого тока. Магнитные линии

Магнитное поле. Установление связи между электрическим током и магнитным полем. Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии магнитного поля.

Демонстрации. Картина магнитного поля проводника с током, расположение магнитных стрелок вокруг проводника с током.

Опыты. Взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки

Выявлять связь между электрическим током и магнитным полем; объяснять связь направления магнитных линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике; приводить примеры магнитных явлений; устанавливать связь между существованием электрического тока и магнитным полем; обобщать и делать выводы о расположении магнитных стрелок вокруг проводника с током



54

54/2

Магнитное поле катушки с то-

ком. Электромагниты и их применение.

Лабораторная работа №9

Магнитное поле катушки с током. Способы изменения магнитного действия катушки с током. Электромагниты и их применение. Испытание действия электромагнита.

Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

Демонстрации. Действие магнитного

поля катушки, действие магнитного поля катушки с железным сердечником

Называть способы усиления магнитного действия катушки с током; приводить примеры использования электромагнитов в технике и быту; устанавливать сходство между катушкой с током и магнитной стрелкой;

объяснять устройство электромагнита; работать в группе



55

55/3

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов.

Магнитное поле Земли

Постоянные магниты. Взаимодействие

магнитов. Объяснение причин ориентации железных опилок в магнитном поле. Магнитное поле Земли. Решение задач.

Демонстрации. Типы постоянных

магнитов. Взаимодействие магнитных

стрелок, картина магнитного поля магнитов, устройство компаса, магнитные линии магнитного поля Земли.

Опыты. Намагничивание вещества

Объяснять возникновение магнитных бурь, намагничивание железа; получать картины магнитного поля полосового и дугообразного магнитов; описывать опыты по намагничиванию веществ;

объяснять взаимодействие полюсов магнитов; обобщать и делать выводы о взаимодействии магнитов



56

56/4

Действие магнитного поля

на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа № 10

Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока.

Лабораторная работа № 10 «Изучение

электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

Демонстрации. Действие магнитного

поля на проводник с током. Вращение рамки с током в магнитном поле

Объяснять принцип действия электродвигателя и области его применения; перечислять преимущества электродвигателей по сравнению с тепловыми;

собирать электрический двигатель постоянного тока (на модели); определять основные детали электрического двигателя постоянного тока; работать в группе



57

57/5

Контрольная работа

Контрольная работа по теме «Электромагнитные явления»

Применять знания к решению задач



СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (10 ч)

58

58/1

Источники света. Распространение света

Источники света. Естественные и искусственные источники света. Точечный источник света и световой луч. Прямолинейное распространение света. Закон прямолинейного распространения света. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения.

Демонстрации. Излучение света различными источниками, прямолинейное распространение света, получение тени и полутени

Наблюдать прямолинейное распространение света;

объяснять образование тени и полутени; проводить исследовательский эксперимент по получению тени и полутени; обобщать и делать выводы о распространении света;

устанавливать связь между движением Земли, Луны и Солнца и возникновением лунных и солнечных затмений



59

59/2

Видимое движение светил

Видимое движение светил. Движение

Солнца по эклиптике. Зодиакальные созвездия. Фазы Луны. Петлеобразное движение планет.

Демонстрации. Определение положения планет на небе с помощью астрономического календаря

Находить Полярную звезду в созвездии Большой Медведицы; используя подвижную карту звездного неба, определять положение планет; устанавливать связь между движением Земли и ее наклоном со сменой времен года с использованием рисунка учебника



60

60/3

Отражение света. Закон отражения света

Явления, наблюдаемые при падении луча света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей.

Демонстрации. Наблюдение отражения света, изменения угла падения и отражения света.

Опыты. Отражение света от зеркальной поверхности. Исследование зависимости угла отражения от угла падения

Наблюдать отражение света;

проводить исследовательский эксперимент по изучению зависимости угла отражения света от угла падения; объяснять закон отражения света, делать выводы, приводить примеры

отражения света, известные из практики



61

61/4

Плоское зеркало

Построение изображения предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение. Зеркальное и рассеянное отражение света.

Демонстрации. Получение изображения предмета в плоском зеркале

Применять закон отражения света при построении изображения в плоском

зеркале; строить изображение точки в плоском зеркале



62

62/5

Преломление света. Закон

преломления света

Оптическая плотность среды. Явление

преломления света. Соотношение между углом падения и углом преломления. Закон преломления света. Показатель преломления двух сред. Демонстрации. Преломление света. Прохождение света через плоскопараллельную пластинку, призму

Наблюдать преломление света; работать с текстом учебника; проводить исследовательский эксперимент по преломлению света при переходе луча из воздуха в воду, делать выводы



63

63/6

Линзы .Оптическая сила линзы

Линзы, их физические свойства и характеристики. Фокус линзы. Фокусное расстояние. Оптическая сила линзы. Оптические приборы.

Демонстрации. Различные виды линз. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах

Различать линзы по внешнему виду; определять, какая из двух линз с разными фокусными расстояниями дает большее увеличение



64

64/7

Изображения, даваемые

линзой

Построение изображений предмета, расположенного на разном расстоянии от фокуса линзы, даваемых собирающей и рассеивающей линзами. Характеристика изображения, полученного с помощью линз. Использование линз в оптических приборах.

Демонстрации. Получение изображений с помощью линз

Строить изображения, даваемые линзой (рассеивающей, собирающей) для случаев: F f; 2F



65

65/8

Лабораторная работа № 11

Решение задач. Построение

изображений, полученных с помощью линз

Лабораторная работа № 11 «Получение изображения при помощи линзы» .Решение задач на законы отражения и преломления света, построение изображений, полученных с помощью плоского зеркала, собирающей и рассеивающей линз

Измерять фокусное расстояние и оптическую силу линзы; анализировать полученные при помощи линзы изображения, делать выводы, представлять результат в виде таблиц;

работать в группе



66

66/9

Глаз и зрение.

Кратковременная контрольная

работа

Строение глаза. Функции отдельных частей глаза. Формирование изображения на сетчатке глаза.

Демонстрации. Модель глаза.

Кратковременная контрольная работа по теме «Законы отражения и преломления света»

Объяснять восприятие изображения глазом человека; применять знания из курса физики и биологии для объяснения восприятия

изображения; строить изображение в фотоаппарате;

подготовить презентацию «Очки, дальнозоркость и близорукость», «Современные оптические приборы: фотоаппарат, микроскоп, телескоп, применение в технике, история их развития»; применять знания к решению задач



67

67/10

Повторение

Повторение пройденного материала.

Подготовка к итоговой контрольной работе

Применять знания к решению физических задач



68

68/11

Итоговая

контрольная

работ

Контрольная работа за курс 8 класса

Применять знания к решению задач



69-70

69-70

РЕЗЕРВ







ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


УМК обучающихся


1. Перышкин А.В.. Физика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2013

2. Перышкин А.В.. Сборник задач по физике. 7-9 классы. – М.; Просвещение, 2013

3. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика.

8класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013.


УМК учителя


  • Физика. УМК для основной школы 7 – 9 классы (ФГОС): методическое пособие для учителя
    Авторы: Бородин М. Н.
    Год издания: 2013

  • Соколова Н.Ю. Лабораторный журнал по физике для8 класс

  • Самоненко Ю.А. Учителю физики о развивающем образовании

  • Федорова Ю.В. и др. Лабораторный практикум по физике с применением цифровых лабораторий : рабочая тетрадь для 7–9 классов

  • Федорова Ю.В. и др. Лабораторный практикум по физике с применением цифровых лабораторий. Книга для учителя

  • Сакович А.Л. и др. Краткий справочник по физике. 7–11 классы

  • Никитин А.В. и др. Компьютерное моделирование физических процессов

  • Иванов Б.Н. Современная физика в школе

  • Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 8 класс. – 3 –е изд. переработ. и доп. – М.: ВАКО, 2012


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:


Физика

Единая коллекция ЦОР. Предметная коллекция «Физика»

http://school-collection.edu.ru/collection Естественно-научные эксперименты — Физика: Коллекция Российского общеобраз. портала http://experiment.edu.ru Открытый колледж: Физика

http://www.physics.ru Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке

http://www.elementy.ru Введение в нанотехнологии

http://nano-edu.ulsu.ru Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии: сайт Н.Н. Гомулиной

http://www.gomulina.orc.ru Виртуальный физмат-класс: общегородской сайт саратовских учителей

37



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!