СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по истории в 8-9 классах составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторских программ А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной (История России), А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина (Новая история). Срок реализации программы – 1 год. На изучение истории в 8-9 классов отводится по 2 часа в неделю.

Реализация рабочей программы осуществляется с помощью учебников:

 

8класс

- Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.«Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. Под редакцией А.А. Искандерова. Учебник. ,

 

- Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.«Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. Рабочая тетрадь в 2-х частях,

 

- ДаниловА.А., Косулина Л.Г. «История России 19 век». Учебник. 8 класс

- ДаниловА.А., Косулина Л.Г. «История России 19 век». Рабочая тетрадь в 2-х частях 8 класс

9 класс

- А.О.Сороко-Цюпа, О.С.Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история» Учебник. 9 класс,

- А.О.Сороко-Цюпа, О.С.Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история» Рабочая тетрадь. 9 класс

- ДаниловА.А., Косулина Л.Г., БрандтМ.Ю. «История России 20-нач.21 века» .Учебник. 9 класс.

- ДаниловА.А., Косулина Л.Г. «История России 20-нач.21 века». Рабочая тетрадь в 2-х частях. 9 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа»

Содержание

  1. Аннотация к рабочей программе_____________________________

  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета _________

  3. Содержание учебного предмета_____________________________

  4. Календарно-тематическое планирование по истории в 8-9 классах_













































Аннотация к рабочей программе



Рабочая программа по истории в 8-9 классах составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторских программ А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной (История России), А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина (Новая история). Срок реализации программы – 1 год. На изучение истории в 8-9 классов отводится по 2 часа в неделю.

Реализация рабочей программы осуществляется с помощью учебников:


8класс

- Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.«Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. Под редакцией А.А. Искандерова. Учебник. ,


- Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.«Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. Рабочая тетрадь в 2-х частях,


- ДаниловА.А., Косулина Л.Г. «История России 19 век». Учебник. 8 класс

- ДаниловА.А., Косулина Л.Г. «История России 19 век». Рабочая тетрадь в 2-х частях 8 класс

9 класс

- А.О.Сороко-Цюпа, О.С.Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история» Учебник. 9 класс,

- А.О.Сороко-Цюпа, О.С.Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история» Рабочая тетрадь. 9 класс

- ДаниловА.А., Косулина Л.Г., БрандтМ.Ю. «История России 20-нач.21 века» .Учебник. 9 класс.

- ДаниловА.А., Косулина Л.Г. «История России 20-нач.21 века». Рабочая тетрадь в 2-х частях. 9 класс























Планируемые результаты освоения учебного предмета


В результате изучения истории ученик должен знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


В результате изучения истории в школе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1.Знание хронологии, работа с хронологией:

•указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

•соотносить год с веком, устанавливать последователь­ность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

• характеризовать место, обстоятельства, участников, ре­зультаты важнейших исторических событий;

• группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобрази­тельных и др.);

•сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкции):

• рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

•характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

•на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы, макетов и т. п. составлять описание истори­ческих объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источ­ника, факт историка);

•соотносить единичные исторические факты и общие явления;

• называть характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений;

•раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

•сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях историчес­ких событий.

6. Работа с версиями, оценками:

• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

•определять и объяснять (аргументировать) свое отноше­ние к наиболее значительным событиям и личностям в исто­рии и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

•применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

• использовать знания об истории и культуре своего и дру­гих народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

•способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).















































Содержание учебного предмета

История России

Российская империя в первой четверти XIX в. Терри­тория. Население. Социально-экономическое развитие. Импе­ратор Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Меры по развитию системы об­разования. Проект М. М. Сперанского. Учреждение Государ­ственного совета. Причины свертывания либеральных реформ.

Россия в международных отношениях начала XIX в. Ос­новные цели и направления внешней политики. Участие Рос­сии в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.

Отечественная война 1812 г. Планы сторон, основные эта­пы и сражения войны. Патриотический подъем народа. Ге­рои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечествен­ной войне 1812 г. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественную мысль и национальное самосознание. Народ­ная память о войне 1812 г.

Заграничный поход русской армии 1813—1814 гг. Венский конгресс. Священный союз. Роль России в европейской по­литике в 1813—1825 гг. Россия и Америка.

Изменение внутриполитического курса Александра 1 в 1816—1825 гг. Основные итоги внутренней политики Алек­сандра I.

Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьева. Выступления декаб­ристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 г.) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.

Российская империя в 1825—1855 гг. Правление Ни­колая I. Преобразование и укрепление роли государственно­го аппарата. Кодификация законов.

Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Начало про­мышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина.

Общественное движение в 1830—1850-е гг. Охранительное направление. Теория официальной народности (С. С. Уваров). Оппозиционная общественная мысль. Славянофилы (И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др.) и западники (К. Д. Кавелин, С. М. Со­ловьев, Т. Н. Грановский и др.). Революционно-социалисти­ческие течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский). Общество петрашевцев.

Внешняя политика России во второй четверти XIX в.: ев­ропейская политика, восточный вопрос. Крымская война 1853—1856 гг.: причины, участники, основные сражения. Ге­роизм защитников Севастополя (В. А. Корнилов, П. С. Нахи­мов, В. И. Истомин). Итоги и последствия войны.

Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине XIX в. Кавказская война. Имамат; движе­ние Шамиля.

Культура России в первой половине XIX в. Развитие на­уки и техники (Н. И. Лобачевский, Н. И. Пирогов, Н. Н. Зинин, Б. С. Якоби и др.). Географические экспедиции, их участники. Образование: расширение сети школ и универси­тетов. Национальные корни отечественной культуры и запад­ные влияния. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Золотой век русской ли­тературы: писатели и их произведения (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.). Ста­новление национальной музыкальной школы (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский). Театр. Живопись: стили (классицизм, романтизм, реализм), жанры, художники (К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин и др.). Архитектура: сти­ли (русский ампир, классицизм), зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в миро­вую культуру.

Российская империя во второй половине XIX в. Ве­ликие реформы 1860—1870-х гг. Необходимость и предпосыл­ки реформ. Император Александр II и его окружение. Либе­ралы, радикалы, консерваторы: планы и проекты переустрой­ства России. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Земская, судебная, военная, городская ре­формы. Итоги и следствия реформ 1860—1870-х гг.

Национальные движения и национальная политика в 1860-1870-е гг.

Социально-экономическое развитие пореформенной Рос­сии. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоев населения России.

Общественное движение в России в последней трети XIX в. Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология (М.А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев), организации, тактика. Кризис революционного народничества. Зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения.

Внутренняя политика самодержавия в 1881 —1890-е гг. На­чало царствования Александра III. Изменения в сферах госу­дарственного управления, образования и печати. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансо­вые реформы (Н. X. Бунге, С. Ю. Витте). Разработка рабоче­го законодательства. Национальная политика.

Внешняя политика России во второй половине XIX в. Ев­ропейская политика. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов. Присоеди­нение Средней Азии. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX в.

Культура России во второй половине XIX в. Достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику (А. Г. Столетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов и др.). Раз­витие образования. Расширение издательского дела. Демокра­тизация культуры. Литература и искусство: классицизм и ре­ализм. Общественное звучание литературы (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архи­тектура. Развитие и достижения музыкального искусства (П. И. Чайковский, Могучая кучка). Место российской куль­туры в мировой культуре XIX в.

Изменения в условиях жизни населения городов. Разви­тие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Жизнь де­ревни.

Раздел III. Россия в Новейшее время (XX — начало XXI в.)


Периодизация и основные этапы отечественной истории XX - начала XXI в.

Российская империя в начале XX в. Задачи и особен­ности модернизации страны. Динамика промышленного раз­вития. Роль государства в экономике России. Монополисти­ческий капитализм. Иностранный капитал в России. Аграр­ный вопрос. Российское общество в начале XX в.: социаль­ная структура, положение основных групп населения.

Политическое развитие России в начале XX в. Император Николай II, его политические воззрения. Консервативно-охранительная политика. Необходимость преобразований. Реформаторские проекты начала XX в. и опыт их реализа­ции (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин). Самодержавие и об­щество. Русско-японская война 1904—1905 гг.: планы сторон, ос­новные сражения. Портсмутский мир. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны.

Общественное движение в России в начале XX в. Либе­ралы и консерваторы. Возникновение социалистических ор­ганизаций и партий: их цели, тактика, лидеры (Г. В. Плеха­нов, В. М. Чернов, В. И. Ленин, Ю. О. Мартов).

Первая российская революция (1905—1907 гг.): причины, характер, участники, основные события. Реформа политичес­кой системы. Становление российского парламентаризма. Формирование либеральных и консервативных политических партий, их программные установки и лидеры (П. Н. Милю­ков, А. И. Гучков, В. И. Пуришкевич). Думская деятельность в 1906—1907 гг. Итоги и значение революции.

Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа: цели, основные мероприятия, итоги и значение.

Политическая и общественная жизнь в России в 1912— 1914 гг.

Культура России в начале XX в. Открытия российских уче­ных в науке и технике. Русская философия: поиски общест­венного идеала. Развитие литературы: от реализма к модерниз­му. Поэзия Серебряного века. Изобразительное искусство: тра­диции реализма, «Мир искусства», авангардизм. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство (С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин). Русский балет. «Русские сезоны» С. П. Дяги­лева. Первые шаги российского кинематографа. Российская культура начала XX в. — составная часть мировой культуры.

Россия в Первой мировой войне. Международные проти­воречия на рубеже XIX—XX вв. Формирование двух военно-политических блоков в Европе. Причины войны, цели и пла­ны сторон. Начало войны. Восточный фронт: основные со­бытия, их влияние на общий ход войны. Человек на фронте и в тылу. Отношение к войне в обществе. Нарастание оппо­зиционных настроений.

Россия в 1917 —1921 гг. Революционные события 1917 г.: от Февраля к Октябрю. Причины революции. Падение само­державия. Временное правительство и советы. Основные по­литические партии, их лидеры. Альтернативы развития стра­ны после Февраля. Кризисы власти. Выступление генерала Корнилова. Политическая тактика большевиков, их приход к власти в октябре 1917 г.

Становление советской власти. Первые декреты. Создание советской государственности. В. И. Ленин. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир: условия, экономи­ческие и политические последствия. Экономическая полити­ка советской власти: «красногвардейская атака на капитал», политика военного коммунизма. Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы. Белые и красные: мо­билизация сил, военные лидеры, боевые действия в 1918— 1920 гг. Белый и красный террор. Положение населения в го­ды войны. «Зеленые». Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Причины победы большевиков.

Экономический и политический кризис в конце 1920 — начале 1921 г. Массовые выступления против политики влас­ти (крестьянские восстания, мятеж в Кронштадте). Переход к новой экономической политике.

СССР в 1922—1941 гг. Образование СССР: предпосыл­ки объединения республик, альтернативные проекты и прак­тические решения. Национальная политика советской власти.

Политическая жизнь в 1920-е гг. Обострение внутрипар­тийных разногласий и борьбы за лидерство в партии и госу­дарстве.

Достижения и противоречия нэпа, причины его сверты­вания.

Советская модель модернизации. Индустриализация: це­ли, методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и соци­альные последствия.

Особенности советской политической системы: однопар-тийность, сращивание партийного и государственного аппа­рата, контроль над обществом. Культ вождя. И. В. Сталин. Массовые репрессии, их последствия.

Изменение социальной структуры советского общества. Положение основных социальных групп. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень.

Культура и духовная жизнь в 1920—1930-е гг. «Культур­ная революция»: задачи и направления. Ликвидация негра­мотности, создание системы народного образования. Развитие советской науки. Утверждение метода социалистического ре­ализма в литературе и искусстве. Власть и интеллигенция. Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Политика власти в отношении религии и церкви. Русская культура в эмиграции.

Конституция СССР 1936 г. Страна в конце 1930-х — на­чале 1940-х гг.

Основные направления внешней политики советского го­сударства в 1920—1930-е гг. Укрепление позиций страны на международной арене. Участие СССР в деятельности Лиги На­ций. Попытки создания системы коллективной безопасности. Дальневосточная политика. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Советско-германские договоры 1939 г., их харак­тер и последствия. Внешнеполитическая деятельность СССР в конце 1939 — начале 1941 г. Война с Финляндией и ее итоги.

Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной вой­ны 1941 — 1945 гг. Советский тыл в годы войны. Оккупацион­ный режим на занятых германскими войсками территориях. Партизанское движение. Человек на войне (полководцы и солдаты, труженики тыла). Наука и культура в годы войны. Роль СССР в создании и деятельности антигитлеровской ко­алиции. Изгнание захватчиков с советской земли, освобожде­ние народов Европы. Решающий вклад СССР в разгром гит­леровской Германии. Завершение Великой Отечественной войны. Действия советских войск в Маньчжурии, военный разгром Японии.

Итоги Великой Отечественной войны. Причины победы со­ветского народа. Советские полководцы (Г. К. Жуков, К. К. Ро­коссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев, И. Д. Черняховс­кий и др.). Великая Отечественная война 1941—1945 гг. в па­мяти народа, произведениях искусства.

СССР с середины 1940-х до середины 1950-х гг. Пос­левоенное общество. Возрождение и развитие промышлен­ности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время. Голод 1946—1947 гг. Противоречия со­циально-политического развития. Усиление роли государства во всех сферах жизни общества. Идеология и культура в пос­левоенный период; идеологические кампании 1940-х гг.

Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Укрепле­ние статуса СССР как великой мировой державы. Формиро­вание двух военно-политических блоков. Начало «холодной войны». Политика укрепления социалистического лагеря.

Советское общество в середине 1950-х — первой половине 1960-х гг. Смерть Сталина и борьба за власть. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Основные направления реформиро­вания советской экономики и его результаты. Социальная политика; жилищное строительство.

Выработка новых подходов во внешней политике (кон­цепция мирного сосуществования государств с различным общественным строем). Карибский кризис, его преодоление. СССР и страны социалистического лагеря. Взаимоотношения со странами «третьего мира».

Советская культура в конце 1950-х — 1960-е гг. Научно-техническая революция в СССР, открытия в науке и техни­ке (М. В. Келдыш, И. В. Курчатов, А. Д. Сахаров и др.). Успехи советской космонавтики (С. П. Королев, Ю. А. Гага­рин). Новые тенденции в художественной жизни страны. «От­тепель» в литературе, молодые поэты 1960-х гг. Театр, его общественное звучание. Власть и творческая интеллигенция.

Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева. Причины отставки Н. С. Хрущева. СССР в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Аль­тернативы развития страны в середине 1960-х гг. Л. И. Бреж­нев. Экономическая реформа 1965 г.: задачи и результаты. Достижения и проблемы в развитии науки и техники. Нарас­тание негативных тенденций в экономике. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры.

Концепция развитого социализма. Конституция СССР 1977 г.

Советская культура в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Развитие среднего и высшего образования. Усиление идео­логического контроля в различных сферах культуры. Инако­мыслие, диссиденты. Достижения и противоречия художест­венной культуры. Повседневная жизнь людей.

СССР в системе международных отношений в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Установление военно-стратегичес­кого паритета между СССР и США. Переход к политике раз­рядки международной напряженности в отношениях Восток-Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Евро­пе. Отношения СССР с социалистическими странами. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки.

СССР в годы перестройки (1985—1991). Предпосылки изменения государственного курса в середине 1980-х гг. М. С. Горбачев. Реформа политической системы. Возрождение российской многопартийности. Демократизация и гласность. Национальная политика и межнациональные отношения.

Экономические реформы, их результаты. Перемены и по­вседневная жизнь людей в городе и селе. Изменения в куль­туре и общественном сознании. Возрастание роли средств мас­совой информации. Власть и церковь в годы перестройки.

Внешняя политика в годы перестройки: новое политичес­кое мышление, его воздействие на международный климат. Снижение угрозы мировой ядерной войны. Вывод советских войск из Афганистана. Смена политических режимов в стра­нах Восточной Европы, роспуск СЭВ и ОВД. Итоги и послед­ствия осуществления курса нового политического мышления.

Нарастание экономического кризиса и обострение межна­циональных противоречий в СССР. Образование новых по­литических партий и движений. Августовские события 1991 г. Роспуск КПСС. Распад СССР. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР.

Российская Федерация в 90-е гг. XX — начале XXI в. Вступление России в новый этап истории. Формирование су­веренной российской государственности. Изменения в систе­ме власти. Б. Н. Ельцин. Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции России (1993 г.).

Экономические реформы 1990-х гг.: основные этапы и результаты. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике. Основные направления национальной политики: успехи и просчеты. Нарастание противоречий между центром и регио­нами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике.

Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е гг. Россия и Запад. Балканский кризис 1999 г. От­ношения со странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье.

Российская Федерация в 2000—2008 гг. Отставка Б. Н. Ельцина; президентские выборы 2000 г. Деятельность Президента России В. В. Путина: курс на продолжение ре­форм, стабилизацию положения в стране, сохранение целост­ности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государ­ственные символы России.

Развитие экономики и социальной сферы. Переход к по­литике государственного регулирования рыночного хозяйства. Приоритетные национальные проекты и федеральные прог­раммы. Политические лидеры и общественные деятели со­временной России.

Культура и духовная жизнь общества в начале XXI в. Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей художествен­ной культуры. Российская культура в международном кон­тексте. Власть, общество, церковь. Воссоединение Русской православной церкви с Русской зарубежной церковью.

Президентские выборы 2008 г. Президент России Д. А. Мед­ведев. Общественно-политическое развитие страны на совре­менном этапе. Государственная политика в условиях эконо­мического кризиса.

Разработка новой внешнеполитической стратегии в нача­ле XXI в. Укрепление международного престижа России. Ре­шение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений.

Всеобщая история

Страны Европы и Северной Америки в первой поло­вине XIX в.

Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венс­кий конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.

Развитие индустриального общества. Промышленный пе­реворот, его особенности в странах Европы и США. Измене­ния в социальной структуре общества. Распространение со­циалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815— 1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, ради­кальных политических течений и партий; возникновение марксизма.

Страны Европы и Северной Америки во второй поло­вине XIX в.

Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя поли­тика, франко-германская война, колониальные войны. Обра­зование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гари­бальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.

Соединенные Штаты Америки во второй половине XIX в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Се­вер и Юг. Гражданская война (1861 — 1865). А. Линкольн.

Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце XIX в.

Завершение промышленного переворота. Индустриализа­ция. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспор­та и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. По­ложение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководи­тели социалистического движения. Страны Азии в XIX в.

Османская империя: традиционные устои и попытки про­ведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освобо­дительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» стра­ны, опиумные войны, движение тайпинов. Япония: внутрен­няя и внешняя политика сёгуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.

Война за независимость в Латинской Америке

Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.

Народы Африки в Новое время

Колониальные империи. Колониальные порядки и тради­ционные общественные отношения. Выступления против ко­лонизаторов.

Развитие культуры в XIX в.

Научные открытия и технические изобретения. Распрост­ранение образования. Секуляризация и демократизация куль­туры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художест­венной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрес­сионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.

Международные отношения в XIX в.

Внешнеполитические интересы великих держав и полити­ка союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные за­хваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры ин­дустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.

Историческое и культурное наследие Нового времени.

Раздел IV. Новейшая история. XX — начало XXI в.

Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, перио­дизация.

Мир в 1900—1914 гг.

Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прог­ресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Поло­жение основных групп населения. Социальные движения. Со­циальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.

Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: тра­диционные общественные отношения и проблемы модерни­зации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий XX в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская револю­ция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).

Первая мировая война (1914—1918)

Причины, участники, театры военных действий и ключе­вые события Первой мировой войны. Западный и Восточный фронт. Человек на фронте и в тылу. Итоги и последствия войны.

Мир в 1918—1939 гг.

От войны к миру. Крушение империй и образование но­вых государств в Европе. Парижская мирная конференция. Создание Лиги Наций. Урегулирование на Дальнем Востоке и на Тихом океане. Версальско-Вашингтонская система.

Революционные события 1918 — начала 1920-х гг. в Ев­ропе. Революция в Германии: причины, участники, итоги. Раскол социал-демократического движения. Установление авторитарных режимов в ряде европейских стран в начале 1920-х гг. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини.

Страны Европы и США в 1924—1939 гг. Экономическое развитие: от процветания к кризису 1929—1933 гг. Опыт социальных компромиссов: первые лейбористские правитель­ства в Великобритании. Великая депрессия. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.

Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930-е гг. в странах Центральной и Восточной Европы. При­ход нацистов к власти в Германии; А. Гитлер. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима.

Создание и победа Народного фронта во Франции. Рево­люция и приход к власти правительства Народного фронта в Испании. Гражданская война 1936—1939 гг. в Испании.

Страны Азии в 1920—1930-е гг. Опыт модернизации в Турции; М. Кемаль Ататюрк. Революция 1920-х гг. в Китае. Движение народов Индии против колониального гнета; М. К. Ганди.

Развитие культуры в первой трети XX в. Социальные по­трясения начала XX в. и духовная культура. Отход от тради­ций классического искусства. Модернизм. Авангардизм. Тече­ния в литературе и искусстве 1920—1930-х гг. Тоталитаризм и культура. Деятели культуры: творчество и судьбы.

Международные отношения в 1920—1930-е гг. Лига Наций и ее деятельность в 1920-е гг. Обострение междуна­родных отношений в 1930-е гг. Ось «Берлин—Рим—Токио». Агрессия на Дальнем Востоке, в Европе. Политика невме­шательства и умиротворения. Дипломатические переговоры 1939 г., их результаты.

Вторая мировая война (1939—1945)

Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий, основные участники войны. Установление «нового порядка» на оккупированных территориях; геноцид, Холо-кост. Движение Сопротивления, его руководители и герои. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Глав ные события войны в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке. Конференции руководителей СССР, США и Вели­кобритании. Капитуляция Германии. Завершение войны на Дальнем Востоке. Итоги и уроки войны.

Мир во второй половине XX — начале XXI в.

Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Отношения между державами-победительни­цами. Формирование биполярного мира. Начало «холодной войны».

Новые явления в экономике и социальной жизни после­военного мира. Научно-техническая революция второй поло­вины XX в. Переход от индустриального общества к постин­дустриальному, информационному обществу. Эволюция соци­альной структуры общества.

Соединенные Штаты Америки во второй половине XX — начале XXI в. Путь к лидерству. Политическое развитие: де­мократы и республиканцы у власти, президенты США. Соци­альные движения, борьба против расовой дискриминации. Внешняя политика.

Страны Западной Европы во второй половине XX — на­чале XXI в. Экономическое развитие, «государство благосо­стояния». Внутренняя и внешняя политика консерваторов и социалистов. Политические лидеры. Социальные выступле­ния. Эволюция католической церкви. Установление демокра­тических режимов в 1970-е гг. в Португалии, Испании, Гре­ции. Европейская интеграция: цели, этапы, результаты.

Страны Восточной Европы во второй половине XX — начале XXI в. Революции середины 1940-х гг. Социалистичес­кий эксперимент: достижения и противоречия. События кон­ца 1980-х — начала 1990-х гг., падение коммунистических режимов. Политические и экономические преобразования 1990-х гг. Социальные отношения. Внешнеполитические по­зиции восточноевропейских государств. Проблемы интегра­ции в единой Европе.

Страны Азии и Африки во второй половине XX — нача­ле XXI в. Япония: от поражения к лидерству; научно-техни­ческий прогресс и традиции; внешняя политика. Освобожде­ние стран Азии и Африки и крушение колониальной систе­мы во второй половине XX в.: этапы, основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы. Проблемы модерни­зации и выбор путей развития (Китай, Индия, «новые инду­стриальные страны», страны Юго-Западной Азии и Северной Африки). Место государств Азии и Африки в современном мире.

Страны Латинской Америки во второй половине XX — начале XXI в. Экономические отношения (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Полити­ческие режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революции как пути преодоления социально-экономических про­тиворечий. Роль лидеров и народных масс в Новейшей исто­рии региона.

Культура зарубежных стран во второй половине XX — на­чале XXI в. Новый виток научно-технического прогресса. Ин­формационная революция. Развитие средств коммуникации и массовой информации. Изменения в образе жизни людей. Многообразие стилей и течений в художественной культуре второй половины XX — начала XXI в. Массовая культура. Рас­ширение контактов и взаимовлияний в мировой культуре.

Международные отношения во второй половине XX — начале XXI в. Расстановка сил в Европе и мире в первые послевоенные годы. «Холодная война», гонка вооружений, региональные конфликты. Движение за мир и разоружение. Хельсинкский процесс. Новое политическое мышление в международных отношениях. Изменение ситуации в Европе и мире в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Распад биполярной системы. ООН, ее роль в современном мире.

Основное содержание и противоречия современной эпо­хи. Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество в начале XXI в.



















Календарно-тематическое планирование

8 класс (68 часов)

по Новой истории -31 час

Истории России 19 век – 37 часов

Учебники: Данилов, Косулина «История России 19 век»

Юдовская, Баранов, Ванюшкина «Новая история 1800-1913 гг.»






п/п


Тема раздела, урока




Кол-во часов

Дата проведения


Домашнее задание


примечание

По плану

фактическая


Новая история 8 класс – 31 час

Часть 1. Становление индустриального общества в 19 веке.

Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.

12 ч.




5 ч.





1.

Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному. Основные черты индустриального общества.

1



П.1, с.6-13


2.

Время технического прогресса. Монополистический капитализм.

1



С.12-23


3.

Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества.

1



П.3-4


4.

Развитие науки в 19 веке.

1



П.5



5.


Идейные течения в обществознании.

1



П.9-10



Тема 2. Строительство новой Европы.

7 ч.





6.

Франция в период консульства и империи. Завоевательные войны консульства и империи.

1



П.11, с.86-88


7.

Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс.

1



С.89-94


8.

Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов.

1



П.14-15


9.

Англия в первой половине 19 века. Чартистское движение.

1



П.13, с.97-103


10.

Борьба за объединение Германии.

1



П.16


11.

Борьба за независимость и национальное объединение Италии.

1



П.17


12.

Франко-прусская война. Парижская коммуна.

1



С.137-144



Часть 2. Мир во второй половине 19 века.

Тема 1. Европа: время реформ и колониальных захватов.

19 ч.



6 ч.





13.

Германская империя.

1



П.19


14.

Создание Британской империи.

1



П.20


15.

Третья республика во Франции.

1



П.21, с.166-169


16.

Франция – первое светское государство среди европейских государств

1



С.169-172


17.

Италия: время реформ и колониальных захватов.

1



П.22


18.

Австро – Венгрия. «Лоскутная империя».

1



П.23



Тема 2. Две Америки.

3 ч.





19.

США в 19 веке. Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Гражданская война.

1



П.24


20.

США в период монополистического капитализма.

1



П.25


21.

Латинская Америка. Экономическое развитие.

1



П.26



Тема 3. Художественная культура 19 столетия.

3 ч.





22.

Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе.

1



П.6


23.

Изобразительное искусство. Скульптура и живопись.

1



П.7-8


24.

Музыка. Архитектура и градостроительство. Рождение кино.

1



С.61-66



Тема 4. Традиционные общества перед выбором. Модернизация или потеря независимости.

4 ч.





25.

Япония. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами.

1



П.27, с.216-221


26.

Китай.

1



П.28


27.

Индия.

1



П.29


28.

Африка. Традиционное общество на африканском континенте.

1



П.30



Тема 5. Международные отношения в последней трети 19 века.

2ч.





29.

Отсутствие системы европейского равновесия в 19 веке. Начало распада Османской империи.

1



П.31


30.

Политическая карта мира к началу 20 века.

1





31.

Контроль знаний. Итоговое тестирование по курсу «История нового времени. 1800-1900»

1






История России 8 класс – 37 часов







Россия в первой четверти 19 века.

8 ч.





1.

Введение. Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.

1



С.4-5


2.

Внутренняя политика в 1801-1806 гг. Реформаторская деятельность М.М.Сперанского

1



С.6-9, п.3


3.

Внешняя политика в 1801-1812 гг.

1



П.2


4.

Отечественная война 1812 года. Начало войны. Бородинское сражение и его значение.

1



П.4


5.

Заграничный поход русской армии. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе.

1



П.5


6.

Внутренняя политика в 1814-1825 гг.

1



П.6


7.

Социально-экономическое развитие. Развитие промышленности и торговли.

1



П.7


8.

Общественные движения. «Южное» и «Северное» общества.

1



П.8



Россия во второй четверти 19 века.

6 ч.





9.

Династический кризис 1825 года. Восстание 14 декабря 1825 года и его значение.

1



П.9


10.

Внутренняя политика Николая 1. Русская православная церковь и государство.

1



П.10


11.

Социально-экономическое развитие.

1



П.11


12.

Внешняя политика 1826-1849 гг. русско-турецкая война. Народы России.

1



С.71-76


13.

Общественное движение 30-50-х гг.(консервативное, либеральное). Революционное движение.

1



С.77-82


14.

Крымская война 1853-1856 гг.Обострение восточного вопроса. Оборона Севастополя. Парижский мир 1856 года. Итоги войны.

1



С.84-89



Культура и быт в первой половине 19 века.

4 ч.





15.

Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия. Русские первооткрыватели и путешественники.

1



С.91-100


16.

Особенности и основные стили в художественной культуре.

1



П.17


17.

Литература. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура.

1



С.103-109


18.

Культура народов Российской империи.

1



П.18


19.

Итоговый тест по теме «Россия в 80-90 годы 19 века»



1







Россия во второй половине 19 века



18 ч.





20.

Личность Александра 2. Начало правления Александра 2. Предпосылки и причины отмены крепостного права в России.

1



П.19


21.

Подготовка крестьянской реформы.

1



П.20


22.

Либеральные реформы 60-70-х гг.

1



С.130-136


23.

Значение реформ. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.

1



С.136-139


24.

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права.

1



П.23


25.

Общественное движение.

1



П.24


26.

Причины роста революционного движения в пореформенный период.

1



П.25


27.

Народнические организации второй половины 1860-начала 1870 гг.

1



П.26


28.

Внешняя политика Александра 2. Русско-турецкая война 1877-1878гг.

1



П.27-28


29.

Внутренняя политика Александра 3

1



П.29-30


30.

Экономическое развитие страны.

1



П.31


31.

Положение основных слоёв общества.

1



П.32-33


32.

Общественное движение в 80-90-х гг.

1



П.34


33.

Внешняя политика Александра 3.

1



П.35


34.

Развитие культуры во второй половине 19 века.

1



П.36


35.

Критический реализм в литературе. Русское искусство.

1



П.37-38


36.

Быт: новые черты в жизни города и деревни.

1



П.39


37.

Итоговое обобщение: Россия и мир на пороге 20 века.

1



П.36-39














































Календарно - тематическое планирование

9 класс (68 часов)



по Новейшей истории зарубежных стран 20- нач.21 века - 26 часов

Истории России 20–нач. 21 века –

  1. часа



Учебники: Данилов, Косулина, Брандт «История России 20-нач.21 века»

А.О.Сороко-Цюпа, О.С.Сороко-Цюпа

«Новейшая история зарубежных стран 20-нач.21 века»



















№ п/п



Тема раздела, урока



Кол-во часов

Дата проведения



Домашнее задание



Примечания



Примечания

По плану

фактическая


Новейшая история – 9 класс -26 часов








Первая мировая война

4 ч.






1.

Введение. Новейшая история как историческая эпоха. Мир в начале 20 века.

1



С.4-6. П.1-2



2.

Политическое развитие в начале 20 века

1



П.3



3.

Главные причины и суть «нового империализма»

1



П.4



4.

Первая мировая война. Версальско-Вашингтонская система.

1



П.5-6




Версальско-Вашингтонская система в действии

8 ч.






5.

Последствия войны: революции и распад империй. Развитие международных отношений в 1920-е гг.

1



П.7



6.

Особенности развития стран Европы и США в 1920 гг.

1



П.8



7.

Причины экономического кризиса 1929-1933 гг. Пути выхода. «Новый курс» Ф. Рузвельта : его экономические и социальные приоритеты.

1



П.9-10



8.

Особенности экономического кризиса в Великобритании и Франции.

1



П.11



9.

Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в Италии, Германии, Испании.

1



П.12-13



10.

«Восток» в первой половине 20 века. Япония, Китай, Индия.

1



П.14



11.

Культурно-цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества.

1



П.15



12.

Международные отношения в 30-е годы.

1



П.17




Вторая мировая война и её уроки

2 ч.






13.

Причины и характер Второй мировой войны.

1



П.18



14.

Коренной перелом в ходе Второй мировой войны.

1



Стр.139-151




Новейшая история второй половины 20 века

10 ч.






15.

Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война»

1



П.19



16.

Завершение эпохи индустриального общества. Причины экономического кризиса 70-80-х годов. Новый этап НТР.

1



П.20-21



17.

Политическое развитие стран Запада. Процесс формирования гражданского общества.

1



П.22-23



18.

США. Великобритания.

1



П.24-25



19.

Франция. Италия. Германия.

1



П.26, п.27-28



20.

Восточноевропейские страны.

1



П.29



21.

Страны Азии и Африки в современном мире. Япония. Китай. Индия.

1



П 31



22.

Латинская Америка

1



П.30



23.

Международные отношения.

1



П.32



24.

Культура в первой и второй половине 20 века.

1



П.16, п.33



25.

Глобализация, тенденции и проблемы современного мира.

1



П.34



26.

Итоговое обобщающее повторение. Контроль знаний по теме «Новейшая история зарубежных стран»

1







История России – 42 часа








Россия в начале 20 века (1900-1916 гг.)

8 ч.






1.

Российская империя на рубеже веков и её место в мире.

1



П.1



2.

Экономическое и политическое развитие России в начале 20 века.

1



П.2-3



3.

Внешняя политика Николая 2.

1



П.4



4.

Первая русская революция.

1



П.5



5.

Реформы П.А. Столыпина

1



П.6



6.

Россия в Первой мировой войне.

1



П.9



7.

Обострение внутриполитической ситуации.

1



П.7



8.

Серебряный век русской культуры

1



П.8




Россия в 1917-1927 гг.

9 ч.






9.

От февраля к октябрю.

1



П.10-11



10.

Становление советской власти.

1



П.12-13



11.

Гражданская война: белые.

1



П.14



12.

Гражданская война: красные

1



П.15



13.

«Малая гражданская война».

1



П.16-17



14.

Новая экономическая политика.

1



П.18-19



15.

Развитие политического процесса.

1



П.21



16.

Внешняя политика в 20-е годы.

1



П.20



17.

Духовная жизнь.

1



П.22




СССР в 1928-1938 гг.

4 ч.






18.

Экономическое развитие. Политическое развитие.

1



П.23, п.25



19.

Социальная система.

1



П,24



20.

Внешняя политика

1



П.27



21.

Духовная жизнь.

1



П.26




Великая Отечественная война.

5ч.






22.

СССР накануне войны.

1



П.28



23.

Начало Великой Отечественной войны.

1



П.29



24.

Разгром немецких войск под Москвой. Тыл.

1



П.30-31



.25.

Коренной перелом в ходе войны.

1



П.32



26.

Завершающий период войны.

1



П.33-34




СССР в 1945-1952 гг.

4 ч.






27.

Послевоенное восстановление хозяйства.

1



П.35



28.

Политическое развитие страны.

1



П.36



29.

Идеология и культура

1



П.37



30.

Внешняя политика

1



П.38




СССР в 1953-середине 60-х гг.

3 часа






31.

Изменение политической системы. Экономическое и социальное развитие.

1



П.39-40



32.

Развитие науки и образования. Духовная жизнь

1



П.41



33.

Внешняя политика.

1



П.42




СССР в середине 60-х, середине 80-х гг.

3 часа






34.

Политическое развитие.

1



П.43



35.

Экономика «развитого социализма». Общественная жизнь

1



П.44-45



36.

Внешняя политика.

1



П.46




Перестройка в СССР 1985-1991 гг.

3 часа






37.

Реформа политической системы. Экономические реформы 1985-1991 гг.

1



П.47-48



38.

Общественная жизнь.

1



П.49



39.

Внешняя политика.

1



П.50




Новая Россия с 1991 года

2часа






40.

Россия в конце 20 века. Политическая и духовная жизнь России. Лекция

1



П.51-55



41.

Внешняя политика. Россия в начале 21 века. Лекция.

1



П.56-60



42.

Итоговый тест по курсу «История России 20-ная 21 века» Контроль знаний

1