13
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры математики и физики Протокол № 1 от «25» 08. 2017 г. Руководитель кафедры ___________ Т.В. Сухова | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Аксеновская средняя общеобразовательная школа» ___________ А.И. Бедрединова Приказ №___от________2017 г. |

учебного предмета «Геометрия»
для 7 класса
Составитель: учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «Аксеновская СОШ»
Янгличева Альфия Джигановна.
2017-2018 уч.г.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 классов и реализуется на основе следующих документов:
1. Программы для общеобразовательных учреждений:
Учебное издание “Программы для общеобразовательных учреждений: Геометрия 7-9кл.”/ Сост. Т.А.Бурмистрова – М. Просвещение, 2-е изд. – 2009г.
2. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 17.12.2010 г. № 1897
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ,
Количество учебных часов:
В 7 классе геометрия изучается в 1, 2, 3, 4 четвертях из расчета 2 часа в неделю, в год 68 часов.
В год – 68 часов.
В том числе: контрольных работ – 5
Результаты освоения предмета:
в личностном направлении:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5)умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6)способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3)овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
4) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
5) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
6) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
7) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
8) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютер
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится: знать и понимать | Ученик получит возможность научиться: уметь (владеть способами познавательной деятельности) |
Начальные геометрические сведения |
-знать, что через две точки можно провести только одну прямую; -определять взаимное расположение точки и прямой; -знать свойства луча; -различать прямой, развернутый, острый и тупой углы -знать свойства смежных и вертикальных углов; | -уметь доказывать равенство фигур; -уметь строить биссектрису угла с помощью транспортира -уметь строить и обозначать луч; -уметь строить и обозначать углы -уметь измерять отрезки с помощью линейки, выражать длину в различных единицах измерения -уметь находить градусную меру угла и строить углы заданной градусной мерой; -уметь строить угол смежный с данным углом, вертикальный угол; -уметь определять их по чертежу; -уметь строить перпендикулярные прямые |
Треугольники |
-знать определение треугольника -знать формулировку I признака; -знать свойства медианы, биссектрисы и высоты; -знать теорему второго признака равенства треугольников; -знать теорему третьего признака равенства треугольников; | -уметь стоить перпендикуляр из данной точки к прямой; -уметь решать задачи на применение теорем; -уметь с помощью циркуля и линейки выполнять построение: отрезка и угла, равного данному; биссектрисы угла; перпендикулярных прямых; середины отрезка; -уметь применять все признаки равенства треугольников и следствия в комплексе при решении задач; -уметь применять полученные знания; -уметь применять полученные знания в системе |
Параллельные прямые |
-знать какие прямые называются параллельными, теоремы признаков параллельности; -показывать накрест лежащие, односторонние, соответственные углы | -уметь доказывать обратные теоремы параллельности прямых; -уметь применять полученные знания; -уметь применять признаки параллельности прямых и обратные теоремы при решении задач |
Соотношения между сторонами и углами треугольника |
-знать теорему о неравенстве треугольника -знать теорему о сумме углов треугольника и применять её при решении задач -знать признаки параллельности прямых и обратные теоремы при решении задач | -уметь доказывать обратные теоремы параллельности прямых |
Содержание дисциплины.
1.Начальные геометрические сведения (10 час.)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол.
Понятие равенства геометрических фигур.
Сравнение отрезков и углов.
Измерение отрезков, длина отрезка.
Измерение углов, градусная мера угла.
Смежные и вертикальные углы, их свойства.
Перпендикулярные прямые
2.Треугольники(17 час.)
Треугольник. Признаки равенства треугольников.
Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Равнобедренный треугольник и его свойства.
Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
3.Параллельные прямые (13 час.)
Признаки параллельности прямых.
Аксиома параллельных прямых.
Свойства параллельных прямых.
4.Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 час.)
Сумма углов треугольника.
Соотношение между сторонами и углами треугольника.
Неравенство треугольника.
Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой.
Расстояние между параллельными прямыми.
Построение треугольника по трем элементам.
5.Повторение. Решение задач. (10 час.)
Повторение и систематизация знаний полученных в течение учебного года.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них |
Теоретическое обучение, ч. | Контрольная работа, ч. | Самостоятельная, практическая работа, решение задач, обобщ.урок., ч. |
I1 | Начальные геометрические сведения | 10 | 6 | 1 | 3 |
22 | Треугольники | 17 | 7 | 1 | 9 |
-
| Параллельные прямые | 13 | 5 | 1 | 7 |
-
| Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 | 7 | 1 | 10 |
-
| Повторение. Решение задач | 10 | | 1 | 9 |
| Итого | 68 | 25 | 5 | 38 |
Технологии обучения (или их элементы):
ИКТ (применение на уроках математики цифровых образовательных ресурсов (интерактивных досок, дисков и др.).
Игровая технология
Проектная технология
Учебно-исследовательская технология
Проблемно-диалоговая технология
Обучение в сотрудничестве
Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Формы обучения: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Формы контроля: текущий и итоговый.
Календарно-тематический план
№ урока | Название темы урока | Кол-во час | Дата |
План. | Факт. |
Глава I. Начальные геометрические сведения (10 ч) |
1 | Точки, прямые, отрезки . Провешивание прямой на местности | 1 | | |
2 | Луч и Угол. | 1 | | |
3 | Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. | 1 | | |
4 | Длина отрезка. Единицы измерения. Измерительные инструменты. | 1 | | |
5 | Свойства длин отрезков | 1 | | |
6 | Градусная мера угла. Измерение углов на местности. | | | |
7 | Смежные и вертикальные углы. | 1 | | |
8 | Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности. | 1 | | |
9 | Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения» | 1 | | |
10 | Контрольная работа №1 по теме: « Начальные геометрические сведения» | 1 | | |
Глава II. Треугольники (17 ч) |
11 | Анализ контрольной работы. Треугольник. | 1 | | | |
12 | Первый признак равенства треугольников. | 1 | | | |
13 | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников. | 1 | | | |
14 | Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 1 | | | |
15 | Свойства равнобедренного треугольника. | 1 | | | |
16 | Решение задач по теме « Медианы, биссектрисы и высоты треугольника» | 1 | | | |
17 | Второй признак равенства треугольников. | 1 | | | |
18 | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников. | 1 | | | |
19 | Третий признак равенства треугольников. | 1 | | | |
20 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников. | 1 | | | |
21 | Окружность. Построение циркулем и линейкой. | 1 | | | |
22 | Примеры задач на построение. | 1 | | | |
23 | Решение задач на построение. | 1 | | | |
24 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников. | 1 | | | |
25 | Дополнительные задачи из Главы II. | 1 | | | |
26 | Урок-зачёт по теме: «Треугольники» | 1 | | | |
27 | Контрольная работа №2 по теме: « Треугольники» | 1 | | | |
Глава III Параллельные прямые (13 ч) | |
28 | Анализ контрольной работы. Определение параллельных прямых. | 1 | | | |
29 | Признаки параллельности двух прямых. Накрест лежащие углы. | 1 | | | |
30 | Признаки параллельности двух прямых. Односторонние и соответственные углы. | 1 | | | |
31 | Практические способы построения параллельных прямых . | 1 | | | |
32 | Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых. | 1 | | | |
33 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. | 1 | | | |
34 | Свойства параллельных прямых | 1 | | | |
35 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые» | 1 | | | |
36 | Решение задач на применение свойств параллельных прямых | 1 | | | |
37 | Решение задач на применение свойств и признаков параллельных прямых. | 1 | | | |
38 | Параллельные прямые». | 1 | | | |
39 | Урок-зачёт по теме: «Параллельные прямые» | 1 | | | |
40 | Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые» | 1 | | | |
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч) | |
41 | Анализ контрольной работы. Теорема о сумме углов треугольника. | 1 | | | |
42 | Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. | 1 | | | |
43 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. | 1 | | | |
44 | Неравенство треугольника. | 1 | | | |
45 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | | | |
46 | Контрольная работа №4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | | | |
47 | Анализ контрольной работы. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. | 1 | | | |
48 | Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника | 1 | | | |
49 | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | 1 | | | |
50 | Решение задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников | 1 | | | |
51 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | 1 | | | |
52 | Построение треугольника по трем элементам. | 1 | | | |
53 | Алгоритм построения треугольника с помощью циркуля и линейки. | 1 | | | |
54 | Построение треугольника по трем элементам. Решение задач. | 1 | | | |
55 | Урок- практикум. Построение треугольника. | 1 | | | |
56 | Урок-зачёт по теме: «Прямоугольные треугольники» | 1 | | | |
57 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | | | |
58 | Контрольная работа №5 по теме: «Прямоугольные треугольники». | 1 | | | |
Итоговое повторение курса геометрии 7 класса (10 ч) | |
59 | Анализ контрольной работы Повторение по теме: «Начальные геометрические сведения» | 1 | | | |
60 | Решение задач по теме: «Начальные геометрические сведения». | 1 | | | |
61 | Повторение по теме: «Признаки равенства прямоугольных треугольников» | 1 | | | |
62 | Решение задач по теме: «Признаки равенства прямоугольных треугольников» | 1 | | | |
63 | Повторение по теме: «Параллельные прямые» | 1 | | | |
64 | Контрольная работа ( В рамках промежуточной аттестации) | 1 | | | |
65 | Анализ контрольной работы. Решение задач по теме: «Параллельные прямые» | 1 | | | |
66 | Повторение по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | | | |
67 | Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | | | |
68 | Заключительный урок | 1 | | | |
| Итого: | 68 | | | |
Учебно-лабораторное оборудование, наглядные и дидактические материалы
Перечень оборудования:
компьютер, мультимедийный проектор
комплект чертежных инструментов: линейки, транспортиры, угольники, циркули.
Наглядные и дидактические материалы:
таблицы по геометрии для 7-9 классов,
контрольные и самостоятельные работы
Диск. Геометрия. Живая геометрия.
-
13