МБОУ БГО БОРИСОГЛЕБСКАЯ СОШ №10
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании методического Заместитель директора по УВР Директор школы
Объединения учителей 29.08.2016_ _______Судакова И.В. _____Митрофанова О.В.
Протокол № 1 от « 30 »___08____2016г. Приказ №125от 30.2016г.
Руководитель метод.объедин.
-------------Тарасова Е.В.
Рабочая программа
по русскому языку
7 «Б» класс
Составитель: учитель русского языка и литературы
Формальнова С.Б. (I КК)
2016 -2017 год
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отображают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности. Личностные результаты - это освоенные обучающимися личностные УУД. Для 7-классника это, прежде всего, овладение базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения:
самоопределение - внутренняя позиция школьника, самоидентификация , самоуважение и самооценка. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ, осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации;
смыслообразование - мотивация, границы собственного знания и "незнания".Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
морально-этическая ориентация - ориентация на выполнение моральных норм, оценка своих поступков. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные результаты - это освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие УУД:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам);
познавательные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников; выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие; умение работать с текстом, строить высказывание);
регулятивные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять прогнозирование, самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Предметные результаты — освоенный обучающимися опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания:
освоение базовых понятий: (язык и речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст); система языка (фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование морфология, синтаксис, орфография и пунктуация);
знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения);
уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения;
знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка;
знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
умение пользоваться различными видами лингвистических словарей;
чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров.
Содержание учебного предмета
«Русский язык как развивающееся явление»
Повторение изученного в 5—6 классах
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.
Развитие речи (далее P.P.).Морфологический разбор слова.
Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.
Тексты и стили
Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.
P.P. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.
Морфология и орфография. Культура речи
Причастие
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Сострадательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
P.P. Выборочное изложение. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.
К. Р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 1 по теме «Причастие». Сочинение — описание внешности.
Деепричастие
Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при причастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.
P.P. Сжатое изложение. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление рассказа по картине.
К. Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 2 по теме «Деепричастие».
Наречие
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на-о и -е. Описание действий. Буквы o и e после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
P.P. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам.
К. Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 3 по теме «Наречие».
Учебно-научная речь
Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.
P.P. Текст учебно-научного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного доклада.
Категория состояния
Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния.
P.P. Творческое задание по картине. Сочинение- рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам. Заметка в стенгазету. Рассказ от имени героя картины. Отзыв.
К. Р. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием.
Служебные части речи
Предлог
Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.
P.P. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.
К. Р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 4 по теме «Предлог».
Союз
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах.
P.P. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.
К. Р. Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 5 по теме «Союз». Сочинение.
Частица
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни.
P.P. Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Выступление по картине. Сочинение-рассказ по сюжету. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.
К. Р. Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 10 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 6 по теме «Частица».
Междометие
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
К. Р. Контрольный диктант № 11 с грамматическим заданием.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах
Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.
P.P. Текст. Стили речи.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Ученик должен знать\ понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;
об особенностях склонения причастий;
определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;
действительные и страдательные причастия;
краткие страдательные причастия;
способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;
порядок морфологического разбора причастий;
грамматические признаки деепричастия как части речи;
определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;
способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;
порядок морфологического разбора деепричастий;
грамматические признаки наречия как части речи;
смысловые группы наречий;
о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;
признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;
правила употребления предлогов с разными падежами;
о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;
о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;
о сочинительных и подчинительных союзах;
порядок морфологического разбора предлогов и союзов;
отличие частиц от самостоятельных частей речи;
формообразующие и смысловые частицы;
отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;
о назначении в речи междометий.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;
производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии
находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.;
правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
Орфограммы, изученные в 7 классе:
гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;
одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных;
слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;
буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;
правописание НЕ с деепричастиями;
слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е;
буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;
одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;
буквы О-Е после шипящих на конце наречий;
буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;
дефис между частями слова в наречиях;
слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;
мягкий знак после шипящих на конце наречий;
слитное и раздельное написание производных предлогов;
слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;
раздельное и дефисное написание частиц;
правописание частицы НЕ с различными частями речи;
различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.
По пунктуации
По связной речи
адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;
собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
Говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Календарно- тематическое планирование
7 класс | Название разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения урока |
1. | Русский язык как развивающееся явление. ( 1ч.) | 1 | 1.09 |
2. | ПОВТОРЕНИЕ (10 ч.) Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | 3.09 |
3. | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | 6.09 |
4 | Лексика и фразеология. | 1 | 6.09 |
5-6 | Фонетика. Фонетический разбор. Орфография. | 2 | 8.09 \10.09 |
7. | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | 13.09 |
8. | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | 1 | 13.09 |
9. | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | 1 | 15.09 |
10. | .Контрольный диктант №1 | 1 | 17.09 |
11. | Анализ контрольного диктанта. | 1 | 20.09 |
| Тексты и стили (2 ч.) | | |
12. | Текст | 1 | 20.09 |
13. | Стили литературного языка. | 1 | |
| ПРИЧАСТИЕ ( 27ч ) | | |
14. | Причастие как часть речи | | 22.09 |
| | | |
| | | |
| | | |
15. | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | 24.09 |
16 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | 27.09 |
17. | Знаки препинания при причастном обороте. | 1 | 27.09 |
18. | Р/Р. Описание внешности человека. | 1 | 29.09 |
| | | |
19. | Действительные и страдательные причастия. | 1 | 1.10 |
20-21. | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 2 | 4.10 |
22. | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | 6.10 |
23. | Р/Р. Изложение. | 1 | 8.10 |
24-25. | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 2 | 11.10 |
26. | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | 13.10 |
27. | Краткие страдательные причастия. | 1 | 15.10 |
28. | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. | 1 | 18.10 |
29-30. | Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна н в отглагольных прилагательных. | 2 | 18.10 /20.10 |
31-32. | Одна и две нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.. | 2 | 22.10/ 25.10 |
33. | Морфологический разбор. | 1 | 25.10 |
34. | Контрольный диктант №2 | | 27.10 |
| | | |
| | | |
39-40. | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 2 | 29.10/ 8.11 |
| | | |
41. | Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | | 8.11 |
42. | Повторение темы причастие. | 1 | 10.11 |
43. | Р/Р Выборочное изложение | 1 | 12.11 |
44. | Контрольный диктант по теме «ПРИЧАСТИЕ». №3 | 1 | 15.11 |
. | | | |
| ДЕЕПРИЧАСТИЕ ( 10 + 1) | | |
45. | Деепричастие как часть речи. | 1 | 17.11 |
46. | Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. | 1 | 19.11 |
47. | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 | 22.11 |
48. | Раздельное написание не с деепричастиями. | 1 | 22.11 |
49. | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | 24.11 |
50. | Деепричастия совершенного вида. | 1 | 26.11 |
51. | Р/Р. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь». | 1 | 29.11 |
52. | Морфологический разбор деепричастия. | 1 | 29.11 |
| | | |
53. | Повторение темы «Деепричастие». | 1 | 1.12 |
54. | Контрольный диктант. №4 | 1 | 3.12 |
55. | Анализ диктанта. Тестирование. | 1 | |
| | | |
| НАРЕЧИЕ ( 28+ ) | | |
56. | Наречие как часть речи.= | 1 | 6.12 |
57 | Смысловые группы наречий.= | 1 | 6.12 |
58-59 | Степени сравнения наречий.= | 2 | 8.12 /10.12 |
60. | Морфологический разбор наречий.= | 1 | 13.12 |
61. | Контрольный тестирование.= | 1 | 13.12 |
| | | |
62-63. | Слитное и раздельное написание не с наречиями на о – е.= | 2 | 15,17.12 |
64-65. | Буквы е – и в приставках не – ни отрицательных наречий.= | | 20.12 |
66-67. | Одна и две буквы н в наречиях на о – е .= | 2 | 22,24.12 |
68. | Контрольный диктант №5 | 1 | 27.12 |
69 | Р/Р. Описание действий.= | | |
70 | Буквы о – ё после шипящих на конце наречий. | | |
71-72. | Буквы о –а на конце наречий. | | |
73. | Р/Р. Сочинение по картине Е.М.Широкова «Друзья». | | |
74-75. | Дефис между частями слова в наречиях. | | |
76-77. | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | | |
78. | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | | 24.01 |
79-80. | Повторение темы «Наречие». | | 26,28.01 |
81. | Контрольный диктант. | | |
. | | | |
| | | |
| Категория состояния ( 6ч.) | | |
82-83. | Категория состояния. | | |
84. | Морфологический разбор категории состояния. | | |
85. | Р/Р. Употребление слов категории состояния в художественной речи. | | |
86. | Повторение темы «Категория состояния». | | |
87. | Контрольный диктант. | | |
| СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ | | |
88. | Самостоятельные и служебные части речи. | | |
| ПРЕДЛОГ ( 10ч. )+ | | |
89. | Предлог как часть речи. | | |
90. | Употребление предлогов. | | |
91-92. | Производные и непроизводные предлоги. | | |
93. | Простые и составные предлоги. | | |
94. | Морфологический разбор предлога. | | |
95. | Р/Р. Впечатление от картины А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа». | | |
96-97 | Слитное и раздельное написание предлогов. | | |
| | | |
98. | Контрольный диктант. | | |
| | | |
| СОЮЗ (16 )+ | | |
99. | Союз как часть речи. | | |
100. | Простые и составные союзы. | | |
101. | Сочинительные и подчинительные союзы. | | |
102-103. | Запятая в сложном предложении. | | |
104-105. | Сочинительные союзы. | | |
106. | Подчинительные союзы. | | |
107. | Морфологический разбор союза. | | |
108. | Р/Р. Сочинение-рассуждение «Книга - наш друг». | | |
109-110. | Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато. | | |
111-112. | Повторение темы «Союз». | | |
113. | Контрольный диктант. | | |
114. | Анализ диктанта. | | |
| ЧАСТИЦА (18 Ч.) | | |
115. | Понятие о частице. | | |
| | | |
116. | Разряды частиц. Формообразующие частицы. +1ч | | |
117-118. | Смыслоразличительные частицы | | |
119-120. | Раздельное и дефисное написание частиц. | | |
121. | Р/Р. Сочинение « Как мне стать чемпионом». | | |
122. | Морфологический разбор частиц. | | |
123-124. | Отрицательные частицы не-ни. | | |
125-126. | Р/Р. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы, Полдень». | | |
127-128.. | Различение приставки не и частицы не. | | |
129-130. | Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни. | | |
131. | Р./Р. Сочинение по данному сюжету. | | |
132. | Закрепление правописания частицы не с различными частями речи. | | |
| | | |
133. | Повторение темы «Частицы». | | |
134. | Контрольный диктант. | | |
135. | Анализ контрольного диктанта. | | |
| МЕЖДОМЕТИЕ ( 4ч.) | | |
136. | Междометие как часть речи. | | |
137. | Дефис в междометиях. | | |
138-139. | Знаки препинания при междометиях. | | |
140-141. | Р/Р. Контрольное изложение. | | |
| ПОВТОРЕНИЕ ( 12ч.) | | |
142. | Разделы науки о языке. | | |
143. | Текст. Стили речи. | | |
144. | Фонетика. Графика. | | |
. | | | |
.145. | Лексика и фразеология. | | |
146 | Морфемика. Словообразование. | | |
147. | Морфология. | | |
148-149 | Синтаксис и пунктуация. | | |
150-51 | Орфография и пунктуация. | | |
152. | Контрольный диктант. | | |
153. | Анализ диктанта. | | |
. | | | |
| | | |