Программа разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Планируемых результатов начального общего образования;
- Примерной программы начального общего образования, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- с возможностями УМК « Окружающий мир» А.А. Плешакова;
- с Примерным учебным планом для образовательных организаций Республики Крым;
- с учетом региональных особенностей родного края.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» во втором классе начальной школы отводится 2 ч в неделю, всего – 68 ч (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающихся будут сформированы:
• более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
• представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
• представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
• овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
• понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
• познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
• представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
• этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
• планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворенность
своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя
«Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленнымсовместносучителем;
•контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
•находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
• сравнивать объекты по заданным критериям (поэталону,наощупь, повнешнемувиду);
• осуществлятьсинтезобъектовприработесосхемами-аппликациями;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
• моделировать объекты, явления и связи в кружающем мире (том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
• высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» идр.;
• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовитьнебольшиесообщения, проектныезаданияспомощьювзрослых;
• составлять небольшие рассказы на заданную тему.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
• находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицуРоссии;
• называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
• различать государственные символы России, Крыма — флаг, герб, гимн;
• приводить примеры народов России, Крыма;
• сравнивать город и село, городской и сельский дома;
• различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
• оценивать отношение людей к окружающему миру;
• различать объекты и явления неживой и живой природы;
• находить связи в природе, между природой и человеком;
• проводить наблюдения и ставить опыты;
• измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
• определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
• сравнивать объекты природы, делить их на группы;
• ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
• находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
• соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
• различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
• прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
• узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
• различать виды транспорта;
• приводить примеры учреждений культуры и образования;
• определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
• различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
• правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
• различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
• соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
• правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
• оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
• приводить примеры семейных традиций;
• соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
• различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
• ориентироваться на местности разными способами;
• различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
• различать водные объекты, узнавать их по описанию;
• читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
• находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
• различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
В результате изучения окружающего мира второклассники научатся:
распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
правилам поведения в природе;
называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Второклассники получат возможность научиться:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных каждой группы; вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Тематический план
№ раздела | Наименование раздела | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
Экскурсии | Проекты | Практические работы |
1 | Где мы живём | 3 | - | - | 1 «Родной город., село» | - |
2 | Природа | 20 | 1 | 1 | 1 «Красная книга» | 5 |
3 | Жизнь города и села | 10 | 1 | 1 | 1 «Профессии» | |
4 | Здоровье и безопасность | 9 | 1 | - | - | 1 |
5 | Общение | 7 | 1 | | 1 «Родословная» | 1 |
6 | Путешествие | 18 | 1 | 1 | 2«Города России», «Достопримечательности Крыма» | 2 |
7 | Заключение | 1 | - | | | |
Всего: | | 68ч. | 5 | 3 | 6 | 9 |
Календарно-тематический план 2 класс
№ п/п. | Дата | Тема урока | Примечания |
План | План | Факти-чески |
| | | Где мы живем 3 ч. | |
1 | | | Родная страна. | |
2 | | | Моя Республика. | |
3 | | | Город и село. Проект «Мой город, село» | |
| | | Природа 20 ч. | |
4 | | | Неживая и живая природа | |
5 | | | Явления природы | |
6 | | | Что такое погода? Практическая работа №1 «Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека» | |
7 | | | В гости к осени | |
8 | | | В гости к осени. Экскурсия | |
9 | | | Звездное небо | |
10 | | | Заглянем в кладовые Земли Практическая работа №2 «Знакомство с горными породами и минералами» | |
11 | | | Про воздух | |
12 | | | И про воду | |
13 | | | Какие бывают растения? Практическая работа № 3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав» | |
14 | | | Какие бывают животные? | |
15 | | | Невидимые нити | |
16 | | | Дикорастущие и культурные растения Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений» | |
17 | | | Дикие и домашние животные | |
18 | | | Комнатные растения Практическая работа № 5 «Отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка. | |
19 | | | Животные живого уголка | |
20 | | | Про кошек и собак | |
21 | | | Красная книга | |
22 | | | Будь природе другом! Проект «Красная книга» | |
23 | | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | |
| | | Жизнь города и села 10 ч. | |
24 | | | Что такое экономика | |
25 | | | Из чего что сделано | |
26 | | | Как построить новый дом | |
27 | | | Какой бывает транспорт | |
28 | | | Культура и образование | |
29 | | | Все профессии важны. Проект «Профессии» | |
30 | | | В гости к зиме. Экскурсия. | |
31 | | | В гости к зиме. | |
32 | | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | |
33 | | | Презентация проектов. | |
| | | Здоровье и безопасность 9 ч. | |
34 | | | Строение тела человека | |
35 | | | Если хочешь быть здоровым | |
36 | | | Берегись автомобиля! | |
37 | | | Школа пешехода Практическая работа № 6 «Отработка правил перехода улицы» | |
38 | | | Домашние опасности | |
39 | | | Пожар | |
40 | | | На воде и в лесу | |
41 | | | Опасные незнакомцы | |
42 | | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | |
| | | Общение 7 ч. | |
43 | | | Наша дружная семья | |
44 | | | Проект «Родословная» | |
45 | | | В школе | |
46 | | | Правила вежливости Практическая работа № 7 «Отработка основных правил этикета.» | |
47 | | | Ты и твои друзья | |
48 | | | Мы – зрители и пассажиры. | |
49 | | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | |
| | | Путешествия 18ч. | |
50 | | | Посмотри вокруг… | |
51 | | | Ориентирование на местности | |
52 | | | Ориентирование на местности. Практическая работа № 8 «Определение сторон горизонта по компасу» | |
53 | | | Формы земной поверхности | |
54 | | | Водоемы | |
55 | | | В гости к весне | |
56 | | | В гости к весне. Экскурсия | |
57 | | | Проект «Города России" | |
58 | | | Путешествие по родной стране | |
59 | | | Что такое карта и как её читать? | |
60 | | | Путешествие по Москве | |
61 | | | Московский Кремль | |
62 | | | Город по Неве | |
63 | | | Путешествие по Оке | |
64 | | | Путешествие по планете Практическая работа № 9 «определение сторон горизонта по компасу» | |
65 | | | Путешествие по материкам | |
66 | | | Страны мира. | |
67 | | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | |
68 | | | Презентация проектов «Родословная», «Города России» | |
Критерии оценивания учебного курса «Окружающий мир»
Особенности контроля и оценки
Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.
Ошибки:
неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
неумение сравнивать, объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).
Недочеты:
преобладание при описании объекта несущественных признаков;
несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объектов на карте.
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
«5» – выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
«4» – ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
«3»– ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
«2» – ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.
Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с «открытым ответом» позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.
В письменных проверочных работах по предмету «Окружающий мир» орфографические ошибки не учитываются.
Специфической формой контроля является проверка умения работать с приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Основная цель таких проверочных работ – определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыты, вести самостоятельно практические работы.
Учитывая, что область «Человек и окружающий мир» включает знания естественнонаучного и обществоведческого содержания, проверочные работы должны состоять из двух самостоятельных частей и представлять измерители по естествознанию и обществознанию.
Тесты ( Исправления, сделанныеребенком, ошибкойнесчитаются.)
«5» - верновыполненоболее 3/4 заданий;
«4» - верновыполнено 3/4 заданий;
«3» - верновыполнено 1/2 заданий;
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий;