МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОНЧАРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № от «___» _______2017 г. | РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей_________________________________________ Протокол №____ от «___»_________2017 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ Гончаровской ООШ _______/Сергеенко Н.А./ Приказ № ____ от «__»_________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу) «Русский язык »
136 часов
2-я ступень, 7 класс
Автор-разработчик рабочей программы:
__Шевченко В.С.
I КК
2017 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Закона «Об образовании» (29.12.2012г.); примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения; рабочей программы Русский язык 5 – 9 классы Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. Москва «Просвещение», 2016г. и Положения о рабочей программе по учебному предмету педагога, реализующего ФГОС ООО МКОУ Гончаровской ООШ Подгоренского района Воронежской области
Используемые УМК.
Учебник: Русский язык 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др., Москва «Просвещение», 2015г.
Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс, Л.А.Тростенцова, А.Д.Дейкина, С.И.Невская, Москва «Экзамен», 2017г.
Количество часов по УП школы 136 ч.
Количество часов по программе 136 ч.
Количество часов в неделю 4 ч.
Плановое количество контрольных работ 11 (7 контрольных диктантов, 4 контрольных тестирования).
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:
общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественном словесном творчестве);
хранения и передачи информации;
связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве.
Цели и задачи программы:
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Место предмета
На изучение предмета «Русский язык» в 7 классе отводится 4 часа в неделю, итого 136 часов за учебный год.
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности,
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
Повторение изученного в 5 – 6 классах (7ч)
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Словообразование и орфография. Морфология и орфография.
Развитие речи (далее Р.Р.)
Контрольная работа (далее К.Р.) Входной контрольный диктант №1.
Тексты и стили речи (4ч)
Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.
Р.Р. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.
Причастие (32ч)
Причастие как часть речи. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Уметь правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принeceны), правильно употреблять причастия с -суффиксом -СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
Р.Р. Выборочное изложение. Конструирование текста.
К.Р. Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием.
Деепричастие (9ч)
Деепричастие как часть речи Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
Уметь правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
Р.Р.Составление рассказа по картине.
К.Р. Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием
Наречие (26 ч)
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Уметь правильно ставить ударение в наречиях, использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
Р.Р. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план.
К.Р. Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием
Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.
Категория состояния (6ч)
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Р.Р. Сжатое изложение текста с описанием состояния природы
Р.Р. Творческое задание. Рассказ от имени героя.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1ч)
Предлог (10)
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Уметь правильно употреблять предлоги в и на, с и из, правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, пользоваться в речи предлогами-синонимами.
Р.Р. Текст. Стили речи. Впечатление от картины.
К.Р. Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием
Союз (14ч)
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
Уметь: пользоваться в речи союзами-синонимами.
Р.Р. Употребление союзов в художественной речи. Сочинение-рассуждение о книге
К.Р. Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием
Частица (19ч)
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Уметь выразительно читать предложения с модальными частицами.
Р.Р. Сочинение по картине. Сочинение-рассказ по данному сюжету.
К.Р. Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием
Междометие. Звукоподражательные слова (2 ч)
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Уметь выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (9ч)
Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.
К.Р. Итоговое тестирование.
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Дата | Наименование разделов, тем | Количество часов на освоение темы |
план | факт |
1 | | | Русский язык как развивающееся явление | 1 |
2 | | | Повторение. Синтаксис. Синтаксический разбор | 1 |
3 | | | Пунктуация. Пунктуационный разбор | 1 |
4 | | | Лексика и фразеология | 1 |
5 | | | Фонетика и орфография | 1 |
6 | | | Фонетика и орфография | 1 |
7 | | | Словообразование и орфография | 1 |
8 | | | Морфемный и словообразовательный разбор | 1 |
9 | | | Морфология и орфография | 1 |
10 | | | Контрольный диктант | 1 |
11 | | | Р.р. Текст и диалог как текст | 1 |
12 | | | Р. р. Стили литературного языка | 1 |
13 | | | Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие как часть речи. | 1 |
14 | | | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 1 |
15 | | | Понятие о причастном обороте | 1 |
16 | | | Выделение причастного оборота запятыми | 1 |
17 | | | Р.р. Описание внешности человека | 1 |
18 | | | Действительные и страдательные причастия | 1 |
19 | | | Краткие и полные причастия | 1 |
20 | | | Действительные причастия настоящего времени | 1 |
21 | | | Действительные причастия прошедшего времени | 1 |
22 | | | Страдательные причастия настоящего времени. | 1 |
23 | | | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 |
24 | | | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | 1 |
25 | | | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных | 1 |
26 | | | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных | 1 |
27 | | | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | 1 |
28 | | | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | 1 |
29-30 | | | Р. р. Выборочное изложение «Отец и сын» | 2 |
31 | | | Морфологический разбор причастия | 1 |
32 | | | Практическое занятие | 1 |
33 | | | Контрольный диктант | 1 |
34 | | | Работа над ошибками | 1 |
35-36 | | | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 2 |
37 | | | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страд. причастий | 1 |
38 | | | Р.р. Подготовка к сочинению-описанию | 1 |
39-40 | | | Обобщение по теме «Причастие» | 2 |
41 | | | Контрольный диктант | 1 |
42 | | | Работа над ошибками | 1 |
43 | | | Деепричастие как часть речи | |
44-45 | | | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 2 |
46 | | | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | 1 |
47 | | | Деепричастия несовершенного вида | 1 |
48-49 | | | Деепричастия совершенного вида | 2 |
50-51 | | | Р. р. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» | 2 |
52 | | | Морфологический разбор деепричастия | 1 |
53 | | | Подготовка к контрольному диктанту | 1 |
54 | | | Контрольный диктант | 1 |
55 | | | Работа над ошибками | 1 |
56 | | | Наречие как часть речи | 1 |
57 | | | Разряды наречий | 1 |
58 | | | Р.р. Сочинение по картине И.Попова «Первый снег» | 1 |
59 | | | Степени сравнения наречий | 1 |
60 | | | Морфологический разбор наречия | 1 |
61-62 | | | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями | 2 |
63 | | | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий | 1 |
64 | | | Р.р. Работа над устным высказыванием | 1 |
65 | | | Одна и две буквы Н в наречиях на - О и -Е | 1 |
66-67 | | | Р. р. Описание действий | 2 |
68 | | | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | 1 |
69 | | | Буквы О и А на конце наречий | 1 |
70-71 | | | Р.р. Описание картины Е. Н. Широкова «Друзья» | 2 |
72-73 | | | Дефис между частями слова в наречиях | 2 |
74-75 | | | Практикум. «Дефис между частями слова в наречиях» | 2 |
76 | | | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | 1 |
77 | | | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 |
78 | | | Практическая работа по теме «Наречие» | 1 |
79 | | | Контрольный диктант | 1 |
80 | | | Работа над ошибками | 1 |
81-82 | | | Р.р. Учебно-научная речь. Отзыв | 1 |
83-84 | | | Р.р. Учебный доклад | 2 |
85-86 | | | Категория состояния | 2 |
88 | | | Морфологический разбор категории состояния | 1 |
89 | | | Р р. Изложение «Обыкновенная земля» | 1 |
90 | | | Рр Сочинение на лингвистическую тему | 1 |
91 | | | Самостоятельные и служебные части речи | 1 |
92 | | | Предлог как служебная часть речи | 1 |
93 | | | Употребление предлогов | 1 |
94 | | | Непроизводные и производные предлоги | 1 |
95 | | | Р. р. Употребление производных предлогов в речи | 1 |
96 | | | Простые и составные предлоги | 1 |
97 | | | Морфологический разбор предлога | 1 |
98 | | | Р. р. Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа» | 1 |
99 | | | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 |
100 | | | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 |
101 | | | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 |
102 | | | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 |
103 | | | Контрольный диктант | 1 |
104 | | | Союз как часть речи | 1 |
105 | | | Простые и составные союзы | 1 |
106 | | | Союзы сочинительные и подчинительные | 1 |
107 | | | Запятая в сложном предложении | 1 |
108 | | | Сочинительные союзы | 1 |
109 | | | Союзы подчинительные | 1 |
110 | | | Морфологический разбор союза | 1 |
111 | | | Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ | 1 |
112 | | | Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ | 1 |
113 | | | Обобщающий урок по теме «Союз» | 1 |
114 | | | Контрольный диктант | 1 |
115 | | | Частица как часть речи | 1 |
116 | | | Формообразующие частицы | 1 |
117 | | | Смыслоразличительные частицы | 1 |
118 | | | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 |
119 | | | Р. р. Сочинение по картине К.Ф. Юона | 1 |
120 | | | Морфологический разбор частицы | 1 |
121 | | | Отрицательные частицы НЕ и НИ | 1 |
122 | | | Различение частицы и приставки НЕ | 1 |
123 | | | Р. р. Сочинение-рассуждение по заданному сюжету | 1 |
124 | | | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ | 1 |
125 | | | Контрольный диктант | 1 |
126 | | | Междометие как часть речи | 1 |
127 | | | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | 1 |
128 | | | Повторение. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи | 1 |
129 | | | Повторение. Фонетика, графика | 1 |
130 | | | Лексика и фразеология | 1 |
131 | | | Морфемика, словообразование | 1 |
132 | | | Морфология | 1 |
133 | | | Орфография | 1 |
134 | | | Синтаксис и пунктуация | 1 |
135 | | | Итоговый контрольный диктант | 1 |
136 | | | Итоговый урок | 1 |