МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОНЧАРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № «___» __________2017 г. | РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей_________________________________________ Протокол №____ от «__»____________2017 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ Гончаровской ООШ ________/Сергеенко Н.А./ Приказ № ____ от «__»___________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу) «Русский язык»
68 часов
2-я ступень, 9 класс
Автор-разработчик рабочей программы:
Шевченко В.С. I КК
2017 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03. 2004г. №1089);
- Программы основного по русскому языку к учебникам для 5-9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.Г. Шанского (Программно-методические материалы. Русский язык, 5-9 кл.ассы / Составитель Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2001);
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку;
- Обязательного минимума содержания основного общего образования по русскому (родному) языку;
- Федерального учебного базисного плана;
- Федерального перечня учебников.
Данная программа ориентирована на работу по учебнику «Русский язык, 9 класс» Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкиной, О.М.Александровой 2013года
Преподавание русского языка в 9 классе направлено на совершенствование речемыслительной деятельности при подготовке к Государственной итоговой аттестации. Наряду со вниманием к семантическому аспекту синтаксиса программа включает систематическое повторение орфографических тем, работу с комплексным анализом текста, итоговое тестирование. В основание программы положены универсальное издание под редакцией Н. В. Егоровой «Поурочные разработки по русскому языку» для 9 класса, книга для учителя «Уроки русского языка в 9 классе» под редакцией Г. А. Богдановой, пособие Е. В. Васильевой и Т. И. Каниной «ГИА 2010 Русский язык» по новой форме государственной итоговой аттестации в 9 классе. Программа уделяет внимание вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных умений и навыков.
Наряду с этим рабочая программа использует курс русского языка в 9 классе для достижения целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов в обучении русскому языку.
Преподавание русского в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Общая характеристика учебного предмета
Образовательный предмет «Русский язык» в 9 классе обеспечивает подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации. Следовательно, изучение курса русского языка в выпускном классе предполагает обобщение и систематизацию знаний учащихся, полученных в 5-8 классах основной общеобразовательной школы по фонетике, морфемике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису и пунктуации, культуре речи. Данный курс даёт учащимся углубленные знания по синтаксису и пунктуации разных видов сложных предложений. Всё это способствует успешной работе с тестами части второй материалов ГИА. Различные виды работ с текстом, творческие работы на уроках развития речи создают основу для упрочения умения писать изложения (часть первая, задание С.1) и сочинения (часть третья, задания С2.1 или С2.2)
Содержание учебного предмета отвечает в целом государственному заказу
Основное содержание программы
Вводный урок (1 ч)
Международное значение русского языка
Повторение пройденного в 5-8 классах (6 ч)
Фонетика. Графика. Лексика. Фразеология. Морфемика и словообразование. Морфология. Орфография. Словосочетание. Простое предложение.
Анализ текста , его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи.
Сложносочинённые предложения (4 ч)
I. Сложносочинённые предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными)
Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения
III. Сочинение о привлекательном человеке, герое литературы, кино.
Сложноподчинённые предложения (24 ч)
I. Сложноподчинённые предложения и его особенности. Главное и придаточное предложение. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчинённых предложений.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчинённые предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Виды красноречия, его строение и языковые особенности
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (10 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи (8 ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания при них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке (6 ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского, народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и её разделы, видные учёные-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (11 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи
Согласно федеральному учебному базисному плану на изучение предмета «Русский язык» в 9 классе отводится 68 часов из расчёта 2часа в неделю, в том числе – 6 контрольных и 8 уроков развития речи
Уровень обучения базовый
В результате изучения курса русского языка 9 класса по настоящей программе учащиеся
должны знать и понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка и их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
должны уметь:
- излагать содержание текста в виде тезисов, конспекта, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
- создавать монологические высказывания на нравственно-этические и учебные темы;
- владеть основными нормами построения высказывания;
- строить рассуждение по вопросам школьного курса русского языка;
-писать изложения по публицистическим и художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
- владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
- пользоваться разными видами словарей;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные средства;
- распознавать части речи и их формы;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- применять орфографические правила, объясняя правописание слов;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- различать виды изученных простых и сложных предложений;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных типов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- проводить пунктуационный анализ текста.
Видами и формами контроля учебной деятельности учащихся являются:
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, комментированный, по памяти);
- комплексный анализ текста;
- сочинение на нравственно-этическую тему и по картине;
- сочинение-рассуждение на лингвистическую тему;
- сжатое изложение;
- изложение с элементами сочинения;
- тест;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
| | | | | | | |
№№ п/п | Дата | Тема | Тип урока | Целеполагание | Параграф, страница | Упражнения в классе | Упражнения дома |
1 | | Вводный урок Международное значение русского языка | Урок усвоения знаний | Показать авторитет русского языка, убедить в необходимости его изучения | 3-7 | 1,2,3,4 | 6 |
2 | | Повторение изученного в 5-8 классах Устная и письменная речь | Урок обобщения и систематизации знаний | Повторять формы языка | §1, 8-10 | 7,8,9,10 | 12 |
3 | | Монолог и диалог | Урок обобщения и систематизации знаний | Углубить понятие о видах речи | §2, 10-12 | 15 | Составить рассказ с использованием монолога и диалога |
4 | | Стили языка | Урок обобщения и систематизации знаний | Закрепление навыков различения стилей по набору языковых средств | §3, 12-17 | 16,17,18,19 | 20,23 |
5 | | Простое предложение и его грамматическая основа | Урок обобщения и систематизации знаний | Закрепление базовых теоретических сведений | §4, 17-18 | 28,29,30 | 31 |
6 | | Предложения с обособленными членами | Урок обобщения и систематизации знаний | Отработка навыка нахождения обособления | §5,19-21 | 32,33,34 | 35 |
7 | | Обращения, вводные слова, вставные конструкции | Урок обобщения и систематиза- ции знаний | Углубить представление об обращении, вводных словах и вставных конструкциях | §6, 21-22 | 38,39 | 40 |
8 | | Контрольный диктант | Урок контроля | Проверить знания уч-ся по курсу 8 класса | | | |
9 | | Сложное предложение. Союзные и бессоюзные сложные предложения | Урок усвоения знаний | Показать зависимость сложного предложе-ния от средств связи простых в нём | §§7,8, 23-29 | 41,42,46,47 | 44,49 |
10 | | Разделительные выделительные знаки препинания между частями сложного предложения | Урок усвоения знаний | Уметь различать знаки препинания по их функциям; интонационно правильно произносить сложные предложения | §9, 10, 29-35 | 53,54,56 | 55,58 |
11 | | Сложносочи- нённые предложения, смысловые отношения в нём | Урок усвоения новых знаний | Дать понятие о ССП, о смысловых отношениях в нём | §§ 11, 12, 35-38 | 60, 61 | 62 |
12 | | Группы сложносочинён- ных предложений | Урок усвоения новых знаний | Раскрыть смысловые отношения ССП по видам сочинительных союзов | §§13,14,15,38-41 | 63,65,66 | 64,68 |
13 | | Разделительные знаки препинания в ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП | Урок усвоения знаний | Учить практическим навыкам синтаксического и пунктуационного разбора ССП | §§16,17 | 69,70,42-48 | 72,76; вопросы на с.47 |
14 | | Контрольный диктант | Урок контроля | Проверить знания уч-ся по изученной теме | §7-17 | | |
15 | | Рр. Сочинение по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце» (упр. 74) | Урок развития речи | Развивать творческое начало в искусстве слова | | | |
16 | | Сложноподчи-нённые предложения Строение сложноподчинённого предложения. | Урок усвоения новых знаний | Изучить строение СПП | §§18-19,49-57 | 83,86,88 | 90 |
17 | | Союзы и союзные слова в СПП. Роль указательных слов | Урок усвоения знаний | Учить различать союзы и союзные слова, понять роль указательных слов | §§20-21,58-68 | 93,96,98,104 | 102,103 |
18 | | Основные группы СПП по их значению. Придаточные определитель-ные и местоименно-определитель-ные | Урок усвоения новых знаний | Сформировать понятие о придаточных определительных | 22, 69-74 | 107-110 | 113,114 |
19 | | СПП с придаточными изъяснительными | Урок усвоения новых знаний | Дать представление о придаточных изъяснитель- ных и показать их разнообразие | §23,74-78 | 118,119,120, 121 | 122 |
20 | | Рр. Сжатое изложение | Урок развития речи | Готовить уч-ся к выполнению части С1 при сдаче ГИА | | | 123 |
21 | | СПП с придаточными обстоятельственными 3-х групп. СПП с придаточными 1-ой группы: места и времени | Урок усвоения новых знаний | Формирование умений различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи | §§24,25, 78-83 | 126,127 | 128 |
22-23 | | СПП с придаточными 2-ой группы: причины, условия, уступки, цели, следствия | Урок усвоения новых знаний | Показать общие черты и смысловые различия этих видов придаточных | §26, 84-96 | 132,135,140, 149,152 | 137,150;152,155 |
24 | | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными | Урок усвоения новых знаний | Формирование умений распознавать придаточные, отличать их от других видов придаточных | §27, 97-103 | 157, 158, 161 | 165 |
25-26 | | СПП с несколькими придаточными | Урок усвоения новых знаний | Изучить структуру СПП с несколькими придаточными и научить правильной пунктуации в них | §28, 103-112 | 167,169;171, 172 | 170,173 |
27 | | Синтаксический и пунктуационный разборы СПП | Урок усвоения новых знаний | Прививать практические навыки постановки знаков препинания в СПП | §29,30, 112-117 | 176,179 | 177(Р), 178(Р) |
28 | | Практическая работа | Урок обобщения и систематиза-ции знаний | Углубить представление об СПП и учить различать с ССП | 118-121 | 180, 181,183 | 182 |
29 | | Рр. Сочинение-рассуждение «Подвиг» | Урок развития речи | Формировать умение писать сочинение-рассуждение в целях подготовки части С2 в ГИА | с.121 | Упр.184 | |
30 | | Контрольный диктант | Урок контроля | | | | |
31 | | Бессоюзные сложные предложения: понятие о нём и интонация | Урок усвоения новых знаний | Научить различать интонационно ССП, СПП и БСП | §§31-32,121-126 | 185,186,187, 188 | 189,190 |
32 | | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП | Урок усвоения новых знаний | Формировать умение ставить запятую и точку с запятой в БСП со значением перечисления | §33, 126-129 | 191, 192 | 194 |
33-34 | | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП | Урок усвоения знаний | Учить постановке двоеточия в БСП | §34,129-133 | 195,196 | 197,198 |
35-36 | | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП | Урок усвоения знаний | Научить соблюдать условия постановки тире в БСП с учётом значения | §35, 133-136 | 199,200,201 | 202 |
37 | | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП | Урок усвоения знаний | Научить порядку синтаксического и пунктуационного разбора БСП | §36,136-139 | 203 | 204 |
38 | | Практическое занятие | Комбинированный урок | Укрепить навыки постановки знаков препинания в БСП | 139-141 | 205,206,207 | 208 |
39 | | Сложные предложения с различными видами связи. Союзная и бессоюзная связь в сложных предложениях | Урок усвоения знаний | Научить различать многочленные предложения | §37, 141-145 | 209,210,212 | 213 или 214 |
40 | | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Комбинированный урок | Научить постановке знаков препинания в многочленных предложениях | §38, 146-148 | 215,216 | 217 |
41 | | Синтаксический и пунктуацион-ный разбор сложного предложения с различными видами связи | Комбинированный урок | Усвоить порядок синтаксического разбора, уметь объяснять постановку знаков препинания | §39, 148-151 | 218 | Выписать 10 сложных предложений с различными видами связи или упр.219 |
42 | | Рр. Публичная речь | Урок усвоения нового материала | Научить различать публичную речь, формировать навык публичного выступления | §40, 151-153 | 220, 221 | 222 |
43 | | Практикум по сложным и многочленным предложениям | Урок обобщения материала | Закрепить знания условия постановки знаков препинания | 154-156 | 223,224,225 | 226 |
44 | | Контрольная работа | Урок контроля | Проверить знания уч-ся по изученной теме | | | |
45 | | Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. Разделы науки о русском языке | Урок обобщения и систематизации знаний | Повторить формы и стили русской литературной речи, типы текстов, единицы языка в каждом из разделов лингвистики | 157 | 227 | Произвести указанные виды разбора |
46 | | Фонетика и графика | Урок повторения | Проверка усвоенных знаний по фонетике, закрепление навыков фонетического разбора | §41, 158-159 | 228,229 | 230 |
47-48 | | Лексикология и фразеология | Урок комплексного применения знаний | Анализ ошибок, устранение пробелов в знаниях | §42, 160-161 | 231,233,235 | 232; 234,236 |
49-50 | | Р. р. Изложение публицистического характера на морально-нравственную тему | Урок развития речи | Проверка умения производить композиционно-содержательный анализ текста, находить словесные конструкции для передачи текста | | | |
51 | | Работа над ошибками | Урок комплексного применения знаний | Разбор типичных ошибок в содержании, речевых, орфографических, пунктуационных | | | Инд. задания по карточкам |
52 | | Морфемика | Урок обобщения знаний | Закрепить навыки морфемного анализа | §43, 163-165 | 237,238,239, 240 | 241 |
53 | | Словообразова-ние | Урок закрепления умений и навыков словообразовательного анализа | Уметь производить морфемный анализ слов | §44,165-167 | 242,243,244 | 245 (сжатое изложение текста) |
54-55 | | Морфология | Уроки комплексного применения знаний | Закрепить навык различения частей речи; знать их морфологические признаки; анализировать их морфемный состав | §45, 167-172 | 246, 247; 249, 250 | 248; 251 |
56-57 | | Синтаксис | Урок обобщения и систематиза-ции знаний | Проверить навыки разбора сложных синтаксических конструкций | §46, 172-177 | 252,253,254; 256,257,258 | 255;259 |
58-59 | | Р. р. Сочинение на лингвистичес кую тему | Урок комплексного применения знаний | Ликвидация пробелов в знании сложных конструкций | 18, 108-114 | | |
60 | | Работа над ошибками | Урок комплексного применения знаний | Устранение пробелов в знаниях и речевых и содержательных недочётов | 18, 108-114 | Работа по тестовым заданиям | Найти и выписать из газетных статей слова и предложения, иллюстрирую-щие допущенные ошибки |
61 | | Орфография. Пунктуация | Урок обобщения знаний | Раскрыть роль орфографии и пунктуации как основу правописания | §47, 178-185 | 261,262,263; 266,267 | 265;268 |
62 | | Практикум. | Урок комплексного применения знаний | Подготовить уч-ся к итоговому контрольному диктанту | | Работа по карточкам индивидуальных заданий | Написать рассказ о роли существитель-ных в речи |
63 | | Итоговый контрольный диктант | Урок контроля | Провести контрольный срез знаний | | | |
64 | | Подготовка к ОГЭ: работа с тестовыми заданиями | Урок контроля | Проверка знаний, углубление навыков работы с тестами | | | Упр.270 |
65 | | Подготовка к ОГЭ: работа с тестовыми заданиями | Урок контроля | Проверить прочность орфографических и пунктуационных навыков | | | 271 |
66 | | Подготовка к ОГЭ: итоговое контрольное изложение | Урок обобщения знаний | Проверить уровень коммуникативных возможностей уч-ся | | | 275 |
67 | | Подготовка к ОГЭ: итоговое контрольное сочинение на лингвистичес-кую тему | Урок обобщения знаний | Проверить уровень коммуникативных возможностей уч-ся | | | 277 |
68 | | Итоговое практическое занятие: работа с КИМами прошлых лет | Урок комплексного применения знаний | | | | |
Материально-техническое обеспечение рабочей программы
по русскому языку в 9 классе
Методическая литература
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. М.: ВАКО, 2004.
Малюшкин А.Б. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс. М.: ТЦ «Сфера», 2006.
Николина Н.А., Мишина К.И. и др. Обучение русскому языку в 9 классе. М.: Просвещение, 2004.
Блинов Г.И. Тексты и задания для пунктуации. М.: Просвещение, 1982.
Сенина Н.А., Гармаш С.В. и др. Русский язык, 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации. Ростов-на-Дону: Легион, 2008.
Андросова В.В., Стогний Е.А. Тестовые задания по русскому для учащихся 9-х классов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Васильева Е.В., Канина Г.И. ГИА 2010. Новая форма государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Воронеж, 2010.
Егорова Н.В. и др. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 9 класс. М.: ВАКО, 2012.
Пахнова Т.М. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс. М.: Экзамен, 2012.
Шапиро Н.А. Тексты для занятий по синтаксису и пунктуации в 9 классе. М.: Чистые пруды, 2007.
Волкова А.В. Изучение синтаксиса и пунктуации. Комплексное повторение, 9 класс. М.: Чистые пруды, 2009.
Голубева И.В., Морозова О.Л. Сборник упражнений по синтаксису сложного предложения с элементами программирования. 9 класс. Таганрог: Айкэн, 1996.
Таблицы
Знаки препинания в сложном предложении с союзом «и»
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Тире в бессоюзном сложном предложении
Знаки препинания в сложном предложении при стечении союзов
Строение и значение сложноподчинённых предложений
Место придаточного и знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Подчинительные союзы и союзные слова
Сложноподчинённые предложения с указательными словами и без них
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, степени и образа действия
Элетронные издания
CD Программа-тренажёр по русскому языку «Фраза»
CD 1C: Школа. Русский язык. Варианты подготовки к ГИА
Интернет-ресурсы
Документы, программы, стандарты
http://www.scool.edu.ru/
http://www.mon.gov.ru/
http://www.1september/ru/
Словари и энциклопедии
http://www.gramota.ru/
http://www.bibliotekar.ru
http://www.speakrus.ru/
Презентации
http://www.it-n.ru/
intergru.ru
scools.perm.ru
Олимпиады
rusolymp.ru
http://www.future4you.ru/
http://www.researcher.ru/