СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа по литературе для 7 класса рассчитана на 68 учебных часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОНЧАРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


ПРИНЯТО


на заседании педагогического совета

Протокол №

«___» __________2017 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения учителей_________________________________________

Протокол №____

от «__»____________2017 г.

УТВЕРЖДАЮ:


Директор МКОУ Гончаровской ООШ

________/Сергеенко Н.А./

Приказ № ____

от «__»___________2017 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету (курсу) «Литература»

68 часов

2-я ступень, 7 класс



Автор-разработчик рабочей программы:


Шевченко В.С. I КК






















2017 год




Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основании следующих нормативных документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

2. Примерной программы по литературе основного общего образования.

3. Авторской программы по литературе к предметной линии учебников авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и других.

4. Учебного плана МКОУ Гончаровской ООШ на 2017/2018 учебный год.

5. Федерального перечня учебников на 2017/2018 учебный год


Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений; совершенствовать навыки выразительного чтения;

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

  • воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;

  • расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 7 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Содержание курса литературы в 7 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).

Ведущая тема при изучении литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета Литература в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.


Содержание учебного предмета

Введение (1 ч.)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязьхарактеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношениек несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 ч.)

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былиненравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучшихчеловеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта,щедрость, физическая сила).Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическоеразличие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. Французский эпос. «Песнь о Роланде» - воплощение идеи государственного единства, несовместимого с принципами феодального своеволия.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духанародного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка.Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира.Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительногоотношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе ПетраВеликого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыниИмператрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущемрусской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благоРодины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своемстремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе.Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 ч.)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»),«Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображенииПолтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любвик Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям.Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка.Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов ДревнейРуси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусскогописателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге.Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купцаКалашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значениедля понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова сКирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, егоготовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение кизображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героевс позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» каквоспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души,переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и еепроявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречузнакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм исамоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение роднойземли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотическийпафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Родылитературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным.Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка.Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русскихженщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественныеособенности исторических поэм Некрасова.«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовскоймузы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные порокиобщества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорностимужика. Сатира в «Повести...».«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношениядетей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственныхпоступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитиепонятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей ивзрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названиярассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Длячтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимыйкрай...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторскогонастроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (24 ч.)

И.А. Бунин. Рассказ «Цифры».

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок,

Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления).Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мыслиавтора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма,словотворчество Маяковского.«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина игуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знанийо ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления)

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевнаящедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой сбольшим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни.Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (длявнеклассного чтения).

На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм,патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворенияхпоэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н.Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протестпротив равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе.Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязьприроды и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характерагероев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятииокружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общееи индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышленияпоэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствиемолодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары какпублицистический жанр (начальные представления).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч.)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе засвободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в ихнерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованнаяодним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное ивозвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла иопасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и чело-вечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского обще-ства, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучаю-щихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

• Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, обще-ственно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

• Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружаю-щей среде;

• Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

• Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;

• Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифици-ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

• Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуника-ции для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

• Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления зало-женных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

• Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

• Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

• Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;

• Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения.



Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата проведения

По плану

Фактически

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)



1

Введение. Выявление уровня литературного развития



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 ч.)



2

Предания.



3

Былины. Былина «Вольга и Микула Селянинович»



4

Внеклассное чтение. Новгородский цикл былин. «Садко»



5

Эпопея «Калевала»: карело-финские руны. Французский эпос: «Песнь о Роланде»



6

Пословицы и поговорки.




Древнерусская литература (3ч.)



7

«Повесть временных лет»



8

«Повесть о Петре и Февронии». Фольклорные мотивы



9

Гимн любви и верности



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2Ч.)



10

М.В. Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)



11

Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку», «Признание»



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 Ч.)



Александр Сергеевич Пушкин (4 ч.)



12

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII



13

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»



14

А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов



15

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»



Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч.)



16

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем



17

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Защита Калашниковым человеческого достоинства



18

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва»



Николай Васильевич Гоголь ( 4 ч.)



19

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Эпоха и герои



20

Товарищество и братство в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»



21

Противопоставление Остапа Андрию в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»



22

Р. р. Подготовка к сочинению по повести Гоголя «Тарас Бульба»



Иван Сергеевич Тургенев (3 ч.)



23

Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк»



24

И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача»



25

Внеклассное чтение. Рассказ «Певцы»



Николай Алексеевич Некрасов (3 ч.)



26

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины»



27

Сюжет, композиция, герои поэмы «Русские женщины»



28

Стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день…».Боль за судьбу народа



Алексей Константинович Толстой (1ч.)



29

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады



Смех сквозь слезы, или уроки Щедрина (4 ч.)



30

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина



31

Сопоставление мужика и генералов



32

«Дикий помещик». Обличение социальных пороков



33

Игра по сказкам Салтыкова-Щедрина



Лев Николаевич Толстой (2 ч.)



34

Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». «Классы» (взаимоотношения детей и взрослых»



35

«Наталья Саввишна». Проявление чувств героя в повести Л.Н. Толстого. «Маman». Анализ собственных поступков героя.



Смешное и грустное рядом, или Уроки Чехова (3 ч.)



36

А. П. Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе



37

Средства юмористической характеристики в рассказе «Хамелеон»



38

Внеклассное чтение. Рассказы «Злоумышленик», «Тоска», «Размазня»



«Край ты мой родной, родимый край…» (1 ч.)



39

Стихи русских поэтов о природе. В.А. Жуковский «Приход весны». И.А. Бунин «Родина». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край..», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (23 ч.)



Иван Алексеевич Бунин (2 ч.)



40-41

Воспитание детей в семье в рассказе И.А. Бунина «Цифры»



Максим Горький ( 3 ч.)



42

Автобиографический характер повести М. Горького «Детство»



43

«Детство». Почему так часто ссорились в доме Кашириных?



44

М. Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко




Леонид Николаевич Андреев (1 ч.)



45

Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л.Н. Андреева « Кусака»



Владимир Владимирович Маяковский (2 ч.)



46

В.В. Маяковский. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»



47

Внеклассное чтение. Два взгляда на мир в стихотворениях В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»






Андрей Платонович Платонов (4 ч.)



48

А. П. Платонов. «Юшка»



49

Сострадание и уважение к человеку в рассказе Платонова



50

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире»



51

Р. р. Подготовка к сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»



Борис Леонидович Пастернак (1 ч.)



52

Стихотворение «Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака



А.Т. Твардовский (1ч.)



53

А.Т. Твардовский Стихи о родной природе «Снега потемнеют…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…»



54

Внеклассное чтение. Час мужества (стихи о войне)



Федор Александрович Абрамов (1 ч.)



55

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе



Евгений Иванович Носов (2 ч.)



56

Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И. Носова «Кукла».



57

Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»



Юрий Павлович Казаков (1 ч.)



58

Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»




Д.С. Лихачёв (1 ч)



59

Д.С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля родная»




Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко (1 ч.)



60

Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда»



«Тихая моя Родина…» (обзор) (1ч.)



61

Внеклассное чтение. Стихи о родной природе поэтов 20 века




Песни на стихи русских поэтов 20 века (1 ч.)



62

А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний. Проект



Из литературы народов России (1 ч.)



63

Расул Гамзатов. Стихотворения «Опять за спиною родная земля». «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Возвращения к истокам, основам жизни



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 Ч.)



64

Представления народа о справедливости и честности «Честная бедность» Роберта Бернса



65

Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» Дж. Г. Байрона



66

Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года



67

Сила любви и преданности О. Генри «Дары волхвов»



68

Фантастические рассказы Р. Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. «Каникулы»





Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просве-щение, 2008.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для7-8 классов. - СПб.: Про¬свещение, 2004.

Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочине-ние?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 клас-сы. -М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под¬хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просве-щение, 2006.

Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет-радь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!