Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Природоведение» в 5 классе СКОУ VIII вида составлена на основе программы В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. Сборник 1. – М.: «Владос», 2011) и учебника природоведения для 5 класса СКОУ VIII вида авторов О.А. Хлебосоловой, Е.И. Хлебосолова (М.: «Владос», 2008).
Основной целью курса природоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека
установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений
экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:
Окружающий нас мир
Изменения в жизни природы
Наша Родина – Россия
Увлекательные путешествия в мир природы
Рядом с нами
Коротко о главном
Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность обучающихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития школьников с ОВЗ, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения.
Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков в 4 классе, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на других уроках и рассчитана на 17 ч учебного времени (0,5 ч в неделю).
Учебно-тематический план (17ч)
№ | Тема | Кол.часов |
-
| Окружающий нас мир | 1 |
-
| Изменения в жизни природы | 5 |
-
| Наша Родина – Россия | 2 |
-
| Увлекательные путешествия в мир природы | 6 |
-
| Рядом с нами | 2 |
-
| Коротко о главном | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ
Окружающий нас мир
Человек и природа
Изменения в жизни природы
Календарь природы. Погода. Температура воздуха. Вода в воздухе. Осадки. Ветер. Прогноз погоды. Смена дня и ночи. Суточные часы. Сутки в жизни растений и животных. Смена времён года. Осень. Зима. Весна. Лето. Многолетние изменения в природе. Многообразие живых организмов
Наша Родина - Россия
Российская Федерация. Города и сёла. Москва – столица России. Разнообразие поверхности. Полезные ископаемые. Природа России. Заповедники и национальные парки
Увлекательные путешествия в мир природы
Лес. Растения леса. Грибы. Лесной дом и его обитатели. Птицы леса. Змеи и ящерицы. Насекомые леса.
Луг. Луговые травы. Животный мир луга.
Обитатели почв.
Болото. Растения болот. Птицы болот.
Вода на Земле. Животные морей и океанов. Жизнь на границе двух сред
Рядом с нами
Культурные растения. Сад. Цветочно-декоративные растения. Огород. Поле. Природа и наше будущее
Коротко о главном
Вопросы и задания для повторения. Краткий словарь
Закрепление знаний на практике:
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в местный краеведческий музей.
Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; участие в работах на приусадебном участке; ведение дневников (о наблюдениях).
Ожидаемые результаты освоения программы:
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Практика взаимодействия с окружающим миром
Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;
Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы;
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны уметь:
называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
выполнять рекомендуемые практические работы;
соблюдать правила безопасности труда;
соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
Обучающиеся должны знать:
обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Информационное обеспечение | Дата |
Окружающий нас мир (1ч) |
| Человек и природа. Окно в природу «Далёкий остров» | 1 | комбинированный | с.8,10 | |
Изменения в жизни природы (11 ч) |
| Календарь природы. Погода. Температура воздуха | 1 | комбинированный | с.14,16,18 | |
| Вода в воздухе. Осадки. Ветер | 1 | комбинированный | с.20,23 | |
| Смена дня и ночи. Суточные часы Человек и его здоровье «Режим дня школьника» | 1 | комбинированный | с.30,32,34;зад.10-11 | |
| Осень. Окно в природу «Осенние приготовления» Зима. Окно в природу «Спасаясь от зимней стужи» | 1 | комбинированный | с.44,47,48,50 | |
| Весна. Лето. Человек и его здоровье «Без болезней круглый год» | 1 | комбинированный | с.52,54,57 | |
Наша Родина – Россия (5 ч) |
| Российская Федерация. Города и сёла | 1 | комбинированный | с.66,68;зад.18,19 | |
| Окно в природу «Один день нашей Родины». Москва – столица России | 1 | комбинированный | с.69,72;зад.20,21 | |
Увлекательные путешествия в мир природы (12 ч) |
| Лес. Растения леса. Грибы | 1 | комбинированный | с.90,92,94 | |
| Птицы леса. Окно в природу «Ночная тишина» | 1 | комбинированный | с.102,105;зад.31 | |
| Змеи и ящерицы. Насекомые леса. Человек и его здоровье «Встречи в лесу» | 1 | комбинированный | с.106,108,110;зад.33 | |
| Луг. Луговые травы | 1 | комбинированный | с.113,115;зад.34 | |
| Обитатели почв. Окно в природу «Крот» | 1 | комбинированный | с.123,125 | |
| Болото. Растения болот Птицы болот. | 1 | комбинированный | с.126,128;зад.37 | |
Рядом с нами (4 ч) |
-
| Культурные растения. Сад. Цветочно-декоративные растения. Окно в природу «Жабы» | 1 | комбинированный | с.148,150,153,155 | |
-
| Огород. Окно в природу «Сорняки». Поле | 1 | комбинированный | с.156,159,160 | |
Коротко о главном (1 ч) |
| Страницы юного натуралиста | 1 | обобщение и систематизация знаний | зад.44-50 | |
Список литературы
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.
Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / О.А. Хлебосолова, Е.И. Хлебосолов. – М.: «Владос», 2008
Дневник наблюдений по природоведению для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ О.А. Хлебосолова. – М.: «Владос», 2004
Тетрадь для самостоятельных работ по природоведению для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / О.А. Хлебосолова, Ю.А. Кушель. – М.: «Владос», 2004