Данная программа составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №4 им. П.И. Климука ЩМР МО на 2016 – 2020 годы, авторской программы Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. «Рабочие программы. Окружающий мир. 1 – 4 классы», М: Просвещение, 2014 г., учебника Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. «Окружающий мир» 1 класс, в двух частях, М.: Просвещение, 2017 год, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Согласно авторской программе на изучение предмета отводится 66 часов в год, из расчета 2 часов в неделю, 33 учебных недели.
Согласно учебному плану школы на 2017 – 2018 учебный год на изучение предмета выделено 66 часов в год, из расчета 2 часов в неделю, 33 учебных недели. В связи с этим количество часов на прохождение основных тем предмета не изменено.
Последовательность прохождения тем соответствует авторской программе. Резервные уроки заменены разделом «Повторение».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
ценностные представления о своей семье и своей малой Родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы – как духовной ценности, важной для разных народов);
эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;
целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир – это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна);
представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;
представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране);
положительное отношение к школе, учебной деятельности;
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира - ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям - учебнику, рабочей тетради и пр.;
первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.;
этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в домашнем быту и школьных занятиях, соблюдение распорядка дня.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты
Раздел «Мы и наш мир»
Обучающийся научится:
различать природу и культуру;
различать живую и неживую природу;
отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;
различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;
соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;
называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди;
Обучающийся получит возможность научиться:
сравнивать и находить отличительные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов своего края;
оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края;
узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том числе народов своего края;
оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе — своего края.
Раздел «Наш класс»
Обучающийся научится:
распознавать и называть комнатные растения;
ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности;
различать деревья, кустарники, травянистые растения;
устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и деятельности человека;
называть наиболее распространенные растения своей местности;
различать культурные и дикорастущие растения;
различать лиственные и хвойные деревья;
называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;
называть фрукты, овощи, ягоды;
отличать животных от растений;
распознавать наиболее распространенные виды аквариумных рыбок;
перечислять группы животных и их существенные признаки;
различать домашних и диких животных;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России и Красной книги своего региона;
называть, сравнивать и следовать правилам поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках;
приводить примеры развивающих игр, в том числе - игр народов своего края;
ухаживать за домашними животными - собаками, кошками;
называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;
Обучающийся получит возможность научиться:
моделировать ситуацию обучения в старинной школе, в том числе школе недавнего, ХХ века;
подбирать пословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике «Учитель — что родитель»;
пересказывать рассказы родителей о своих учителях. Характеризовать их облик по фотографиям из семейного альбома;
применять полученные знания и умения при исследовании разнообразия комнатных растений школьного зимнего сада (вместе со взрослыми);
называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приёмы их использования (в ходе практической работы);
выделять в природном окружении школы наиболее красивое растение (по субъективным впечатлениям), рисовать и (или) фотографировать его;
рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям.
Раздел «Наш дом и семья»
Обучающийся научится:
определять ближайшие родственные связи в семье;
работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи;
находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе, в творчестве народов своего края;
правильно обращаться с огнем, водой и электроприборами в доме;
Обучающийся получит возможность научиться:
заполнять по образцу схему родословного древа семьи;
работать со взрослыми: определять растения и животных своего дома с помощью атласа-определителя, рисовать и (или) фотографировать их;
определять названия красивых камней, узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде;
работать со взрослыми: определять комнатные растения у себя дома (1—2 растения), рисовать и (или) фотографировать их;
прослеживать «историю» продуктов питания и вещей, полученных благодаря домашним животным;
подбирать пословицы о семье, о необходимости бережного отношения к времени.
Раздел «Город и село»
Обучающийся научится:
определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»;
правильно называть родной город, село; иметь первичные представления о его историческом прошлом;
перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и способностями человека;
определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника в жизни;
понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений как библиотеки и музеи; определять значение книги и музейного предмета для расширения знаний об окружающем мире;
Обучающийся получит возможность научиться:
фиксировать с помощью фотосъёмки красивые ландшафты города для выставки в классе;
образовывать названия жителей определённых городов от названия, в том числе от названия родного города;
рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках;
рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвящённых прославленным землякам и согражданам;
моделировать ситуацию «интервью»: выбрать будущую профессию и соотнести с оценкой своего характера, способностей, интересов.
Раздел «Родная страна»
Обучающийся научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь первичное представление о соотношении символических образов флага, герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры России;
определять достопримечательности Москвы и своего региона;
Обучающийся получит возможность научиться:
находить общее и различное в игрушках разных народов России;
сравнивать пословицы разных народов России о качествах человека, находить общее и различное;
выражать своё отношение к деятельности по охране природы;
выражать своё отношение к редким растениям и животным.
Раздел «Человек и окружающий мир»
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
определять по выражению лица, позе, жестам людей их настроение, желания, мысли, интересы в соответствии с возрастом;
анализировать по отражению в зеркале своё внутреннее состояние, устно описывать себя в третьем лице;
определять период суток и время года соответственно своему возрасту;
определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме (идеалу).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мы и наш мир (10 часов)
Что такое окружающий мир. Природа. Неживая и живая природа. Культура.
Природа в творчестве человека Экскурсия. Мы – люди. Как мы общаемся с миром. Экскурсия. Люди – творцы культуры.
Наш класс (12 часов)
Наш класс в школе. Экскурсия. Мы – дружный класс. Учитель – наставник и друг. Природа в классе. Предметный урок. Как ухаживать за комнатными растениями. Что растет у школы. Экскурсия. Мир за стеклянным берегом.
Кто еще у нас живет? Какие бывают животные. Делу – время. Книга – друг и наставник. Предметный урок. Потехе – час.
Наш дом и семья (14 часов)
Мы в семье. Моя семья – часть моего народа. Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Красивые камни в нашем доме Предметный урок. Комнатные растения у нас дома. Выйдем в сад и огород.
Овощи и фрукты на нашем столе. Предметный урок. Про хлеб и кашу, про чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака в нашем доме.
Кошка в нашем доме. Проектная работа «Дикие и домашние животные»
С утра до вечера.
Город и село (12 часов)
Красота любимого города. Мы в городе. Природа в городе. Проектная работа. Что растёт в городе. Чудесные цветники. В ботаническом саду.
В зоопарке. Войдём в музей! Мы помним наших земляков. Все профессии важны.
Родная страна (7 часов)
Россия – наша Родина. Природа России. Москва – столица России. Мы – семья народов России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедные тропинки.
Человек и окружающий мир (4 часа)
Взгляни на человека! Всему свой черёд. У каждого времени свой плод. Я – часть мира.
Повторение (7 часов)
Опасные и чрезвычайные ситуации.
Опасность у тебя дома.
Правила дорожного движения.
Правила безопасного поведения в лесу.
Семейный праздник «Я и мы»
Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи»
Экологический праздник «Охраняй природу»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
| | | |
Мы и наш мир (10 часов) |
1 | Что такое окружающий мир. | 04.09-08.09 | |
2 | Природа. | |
3 | Неживая и живая природа. | 11.09-15.09 | |
4 | Культура Предметный урок. Экскурсия. | |
5 | Культура. | 18.09-22.09 | |
6 | Природа в творчестве человека Экскурсия. | |
7 | Мы – люди. | 25.09-29.09 | |
8 | Как мы общаемся с миром Экскурсия. | |
9 | Как мы общаемся с миром. | 02.10-06.10 | |
10 | Люди – творцы культуры. | |
Наш класс (12 часов) |
11 | Наш класс в школе. Экскурсия. | 09.10-13.10 | |
12 | Мы – дружный класс. | |
13 | Учитель – наставник и друг. | 16.10-20.10 | |
14 | Природа в классе. Предметный урок. | |
15 | Как ухаживать за комнатными растениями. | 23.10-27.10 | |
16 | Что растет у школы. Экскурсия. | |
17 | Мир за стеклянным берегом. | 07.11-10.11 | |
18 | Кто еще у нас живет? | |
19 | Какие бывают животные. | 13.11-17.11 | |
20 | Делу – время. | |
21 | Книга – друг и наставник. Предметный урок. | 20.11-24.11 | |
22 | Потехе – час. | |
Наш дом и семья (14 часов) |
23 | Мы в семье. | 27.11-01.12 | |
24 | Моя семья – часть моего народа. | |
25 | Природа в доме. | 04.12-08.12 | |
26 | Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. | |
27 | Красивые камни в нашем доме Предметный урок. | 11.12-15.12 | |
28 | Комнатные растения у нас дома. | |
29 | Выйдем в сад и огород. | 18.12-22.12 | |
30 | Овощи и фрукты на нашем столе. Предметный урок. | |
31 | Про хлеб и кашу, про чай и кофе. | 25.12-28.12 | |
32 | Дикорастущие и культурные растения. | |
33 | Собака в нашем доме. | 10.01-12.01 | |
34 | Кошка в нашем доме. | 15.01-19.01 | |
35 | Дикие и домашние животные. | |
36 | С утра до вечера. | 22.01-26.01 | |
Город и село (12 часов) |
37 | Красота любимого города. | 22.01-26.01 | |
38 | Красота любимого города. | 29.01-02.02 | |
39 | Мы в городе. | |
40 | Мы в городе. | 05.02-09.02 | |
41 | Природа в городе. | |
42 | Что растёт в городе. | 12.02-16.02 | |
43 | Чудесные цветники. Предметный урок. | |
44 | В ботаническом саду. | 26.02-02.03 | |
45 | В зоопарке. | |
46 | Войдём в музей! Экскурсия. | 05.03-09.03 | |
47 | Мы помним наших земляков. | |
48 | Все профессии важны. | 12.03-16.03 | |
Родная страна (7 часов) |
49 | Россия – наша Родина. Предметный урок. | 12.03-16.03 | |
50 | Природа России. | 19.03-23.03 | |
51 | Москва – столица России. | |
52 | Мы – семья народов России. | 02.04-06.04 | |
53 | Охрана природы. | |
54 | Красная книга России. | 09.04-13.04 | |
55 | Заповедные тропинки. Экскурсия. | |
Человек и окружающий мир (4 часа) |
56 | Взгляни на человека! | 16.04-20.04 | |
57 | Всему свой черёд. | |
58 | У каждого времени свой плод. | 23.04-27.04 | |
59 | Я – часть мира. | |
Повторение (7 часов) |
60 | Опасные и чрезвычайные ситуации. | 30.04-04.05 | |
61 | Опасность у тебя дома. | |
62 | Правила дорожного движения. | 07.05-11.05 | |
63 | Правила безопасного поведения в лесу. | |
64 | Семейный праздник «Я и мы» | 14.05-18.05 | |
65 | Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи» | |
66 | Экологический праздник «Охраняй природу» | 21.05-25.05 | |
| Итого: | 66 часов | |
СОГЛАСОВАНО |
Протокол заседания школьного |
методического объединения учителей |
начальных классов | |
название цикла предметов | цикла |
от | | 29 | | августа | 2017 |
№ | | 1 | | | |
СОГЛАСОВАНО |
Зам. директора по | УВР |
Закалябина Г.Ю. |
фамилия и инициалы имени, отчества |
29 | | августа | 2017 |
15