Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждаю
К утверждению методическим советом Директор МБОУ «Первомайская средняя
Председатель МС общеобразовательная школа»
_________Л.А. Пониткова _____________А.Ю. Самохвалов
Рабочая программа
по изобразительному искусству для 4 ф класса
на 2017-2018 год
Составитель:
Зотова Анастасия Геннадиевна
Пояснительная записка.
Цели курса:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному ис-кусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Нормативные правовые документы
Программа разработана на основе:
Приказа и положения МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ и календарно-тематических планов учителей. № 206 от 30.12.2016 г.
Приказа МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» «Об утверждении учебного плана на текущий учебный год» №133 от 31.08.2017.
Закона РФ «Об образовании»,
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»,
Конвенции о правах ребёнка,
Стандарта начального общего образования,
Федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ к использованию в ОУ на 2017- 2018 учебный год
Сведения о программе
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена в соответствии с требованиями к примерной образовательной программе начального общего образования, разработана в рамках образовательной системы «Перспектива» и ориентирована для работы по учебнику, рабочей тетради «Изобразительное искусство» (авторы Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова).
Учебно-методический комплект «Перспектива» был разработан в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ.
Обоснование выбора программы:
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального, образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного необязательного) содержания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОГРАММЕ НЕТ.
Определение места и роли учебного курса предмета.
В Федеральном базисном учебном плане в 4 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
Формы организации образовательного процесса:
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса является урок.
- комбинированные уроки
- уроки-экскурсии
- урок-игра
- урок-сказка
Технологии обучения
- технологии развивающего обучения;
- технологии проблемного обучения;
- игровые технологии;
- технологии сотрудничества.
Механизмы формирования универсальных учебных действий.
Программа по изобразительному искусству ставит общую цель - развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и произведениям искусства, воображения и творческих способностей. Формирование навыков и умений в области изобразительного искусства. Основой программы по ИЗО остается урок, который служит фундаментом для всех форм внеклассной работы по развитию у учащихся необходимых знаний, умений, качеств и навыков.
Виды и формы контроля:
- текущий;
- тематический;
- итоговый.
Планируемый уровень подготовки учащихся 4 класса на конец учебного года:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностными результатами обучающихся являются:
– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
– в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
– в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Используемый учебник. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2014.
Содержание рабочей программы.
35 учебных недель
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности обучающихся |
Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно. Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень. Мой край родной. моя земля. Пейзаж: пространство, план, цвет, свет. Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи. Птица – символ света, счастья и добра. Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные «разживки», симметрия, ритм, единство колорита. Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких «разживок». Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика. Знатна русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека. Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет. Движение – жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий. Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция. | Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч) | Ориентироваться в материале учебника. Организовывать свое рабочее место. Пользоваться кистью, красками, палитрой. Выражать собственное мнение при оценке произведений искусства. |
Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. Двенадцать братьев друг за другом бродят… Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт. Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет. Новогоднее настроение. Колорит: гармоничное сочетание родственных цветов. Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия. Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика. Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция. Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черная линия, штрихи в обобщении формы предмета. Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…».Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит. Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика. Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. | Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч) | Организовывать свое рабочее место. Пользоваться кистью, красками, палитрой. Применять элементарные способы работы живописными и графическими материалами для выражения замысла, настроения. Составлять композиции с учетом замысла. Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов. |
Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно. Повернись к мирозданью. Проект экологического плаката в технике коллажа. Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. Всенародный праздник – День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников отечества. «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы, символы. Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности. Круглый год. Восхитись вечно живым миром искусства. | Восхитись созидательными силами природы и человека (10 ч) | Применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи. Проявлять эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно - прикладного искусства. Рисовать кистью без предварительного рисунка |
Учебно-тематический план
№ раздела | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Восхитись вечно живым миром красоты . | 11 часов |
2 | Любуйся ритмами в жизни природы и человека. | 14 часов |
3 | Восхитись созидательными силами природы и человека. | 10 часов |
| Итого | 35 часов |
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Знать / понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства, о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея), своего региона;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;
• названия центров традиционных народных художественных промыслов России и своего региона и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;
• средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;
• магическую и эстетическую роль орнамента, ритмические схемы по-строения (ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента), характер элементов городецкой росписи – растительный и зооморфный, антропоморфный;
• о взаимосвязи формы художественной вещи с ее назначением, материалом и декором; анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;
• названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т. д.) и правила безопасного пользования ими;
• способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;
• особенности вышивки разных регионов России;
• традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачество;
• понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;
• виды природных материалов, используемых в плетении;
уметь:
• применять приемы акварельной живописи («по сырому», а-ля прима и др.), приемы получения «звучных», чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний;
• пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;
• применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизации);
• соблюдать последовательность выполнения изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);
• анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;
• решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и им-провизацию по мотивам народного творчества;
• высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;
• решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;
• комбинировать различные приемы работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;
• выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
• использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;
• выполнять рельефные и объемные многофигурные композиции из глины;
• изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приемов технологии в народном творчестве;
• оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;
• экономно и рационально использовать материалы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
• в самостоятельном творчестве;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, страны и других народов мира;
• проявлять положительное отношение к процессу труда, результатам своего труда и труда других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.
Литература и средства обучения.
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2014.
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс [Текст] : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. – М. : Просвещение, 2014.
Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 4 класс» [Электронный ресурс] / Т. Я. Шпикалова. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/pdf/izo_4kl.pdf
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ темы | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Содержание урока | Виды формы контроля | УУД | Дата проведения |
план | факт |
1 Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч) | 1 | Целый мир от красоты. Пейзаж. | 1 | УИПЗЗ | Знакомство с учебником и творческой тетрадью. Ориентирование по учебнику. Организация рабочего места. О чем говорит искусство? Представление о многообразии мира. Образ пространства в искусстве. Произведения изобразительного искусства отечественных авторов, отражающих представление о мироздании. Образ мира у древних славян. Каким видится мир каждому из нас. Создание композиции, отображающей представления о многообразии мира. Композиционные схемы рисунка | Текущий | Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу. Познавательные: общеучеб- ные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о многообразных проявлениях жизни. логические – осуществление поиска информации из разных ис-точников, расширяющей и дополняющей представление о разнообразии окружающего мира. Коммуникативные: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе ин- формации, использовать образную речь при описании представлений о мироздании, приводить примеры пословиц, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: воспринимают и выражают в творческой работе свое видение окружающего мира и отношение к нему. | 2.09 | 2.09 |
| 2 | Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки. | 1 | УИПЗЗ | Символичность народного искусства. Образ дерева в мифах, литературе и изобразительном искусстве. Произведения народного и профессионального искусства, отображающие общие истоки в природе и мифопоэтическое отношение человека к ней. Анализ набросков деревьев, выполненных И. Шишкиным. Советы художника. Последовательность работы над рисунком | Текущий | Регулятивные: уметь организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Познавательные: общеучеб- ные – умение самостоятельно формулировать творческую проблему, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи; логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о древе жизни – символе мироздания. Коммуникативные: уметь участвовать в обсуждении использования выразительных средств в произведениях изобразительного искусства, литературе, отображающих образ-символ – древо жизни. Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетический отклик при восприятии явлений природы и произведений искусства. | 9.09 | 9.09 |
| 3 | Мой край родной. моя земля. Пейзаж. | 1 | УИПЗЗ | Жанры изобразительного искусства. Мой край родной, моя земля. Классический русский пейзаж. Пейзажи И. Шишкина, А. Саврасова, И. Левитана, Ф. Васильева. Графический пейзаж. Дерево как символ Родины. Пейзаж России: создание композиции в графической технике. Выбор способа воплощения замысла, подбор художественных материалов | Текущий | Регулятивные: уметь организовывать свое творческое пространство, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Познавательные: общеучеб- ные – выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для классических русских пейзажей. логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о пейзаже, композиционных схемах, русских художниках-пейзажистах. Коммуникативные: уметь активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании пейзажей, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах пословиц, поговорок). Личностные: выражают в пейзаже свое отношение к образу дерева; сориентированы на проявление добрых чувств по отношению к родной природе, к своей малой родине | 16.09 | 16.09 |
| 4 | Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция. | 1 | УИПЗЗ | Народные промыслы России. Городец. Связь человека с природой и родной землей. Цветущая природа – источник творчества как народного мастера, так и художника. Древние символы в городецкой живописи. Связь приемов письма городецкой живописи с древнерусской живописью. Русские прялки – явление национального творчества. Сохранение традиций народного мастерства городецкой росписи современными мастерами народного художественного промысла в г. Городце. Композиционные мотивы: изображение цветов и листьев. Кистевая роспись. | Текущий | Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свою деятельность; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. Познавательные: общеучеб- ные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях цветочных мотивов в городецкой росписи, последовательности исполнения мотива. логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об изделиях городецкого промысла, технике выполнения кистевой росписи. Коммуникативные: уметь строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог. Личностные: эстетически воспринимают тему цветения как образа-символа в народном искусстве. | 23.09 | 23.09 |
| 5 | Птица – символ света, счастья и добра. Декоративная композиция. | 1 | УИПЗЗ | Образ птицы-света в разных видах народного творчества. Пава-краса – птица счастья. Изображение городецких птиц. Многоцветие и «звучность» цвета в городецкой росписи: палитра городецких мастеров. Включение парных птиц в композицию. Последовательность рисования кистью. Приемы выполнения рисунка кистью парных фигур птиц у цветущей ветки | Текущий | Регулятивные: уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий, вносить в них коррективы в случае отклонения. Познавательные: общеучеб- ные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о многоцветии городецкой росписи; умение эмоционально реагировать на цвет, сравнивать разные виды произведений народного творчества.логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о городецкой росписи. Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером, активно слушать одноклассников, учителя. Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие многоцветия современной городецкой росписи. | 30.09 | 30.09 |
| 6 | Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция. | 1 | УИПЗЗ | Конь – символ солнца, плодородия и добра. Образ коня в изобразительном искусстве, сказках, легендах, преданиях, песнях. Городецкая роспись. Образ-символ. Изображение коня в технике городецкой росписи: приемы работы | Текущий | Регулятивные: контролировать (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона). Познавательные: общеучеб- ные – умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме. логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об образах-символах в искусстве. Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы об особенностях городецкой росписи. Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие многоцветия современной городецкой росписи. | 7.10 | 7.10 |
| 7 | Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов. | 1 | УИПЗЗ | Связь поколений в традиции Городца. Жизнь и творчество крупнейших живописцев Городца. Символика и бытовой сюжет. Образ мира в городецкой прялке. Особенности городецкой росписи и их учет при работе над декоративным панно. Декоративное панно: замысел, последовательность работы. Роспись панно по мотивам городецкой росписи | Текущий | Регулятивные: уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий, вносить в них коррективы в случае отклонения. Познавательные: общеучеб- ные – выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых произведений декоративно-прикладного творчества (статичные и динамичные композиции, их особенности). логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта). Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их. Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие многоцветия современной городецкой росписи, уважительное отношение к личности народного мастера – носителя традиций национальной культуры. | 14.10 | 14.10 |
| 8 | Знатна русская земля мастерами и талантами. Портрет. | 1 | УИПЗЗ | Портрет как жанр изобразительного искусства. Творчество отечественных художников-портретистов: Репина, Сурикова, Серова и др. Строение, пропорции головы человека. Способы изображения головы человека в разных поворотах. Особенности внешнего облика конкретного человека. Отображение внутреннего мира человека. Композиция портрета. Последовательность работы над портретом | Текущий | Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучеб- ные – выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых произведений, образа портретируемого. логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта). Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение. Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие портретов художников и народных мастеров, других деятелей культуры; осознают, что главное достояние России – наличие талантливых людей. | 21.10 | 21.10 |
| 9 | Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж. | 1 | УИПЗЗ | Образы природных стихий в искусстве. Народные представления о природных стихиях. Произведения известных живописцев, графиков. Природные стихии в восприятии поэта К. Бальмонта. Настроение картины. Приемы изображения движущихся облаков. Варианты графического решения облачных масс. Графические наброски на передачу динамики | Текущий | Регулятивные: уметь планировать свою деятельность – постановка цели, составление плана, распределение ролей, проведение самооценки; работать по художественно-дидактической таблице «Варианты графического решения облачных масс». Познавательные: общеучеб- ные – выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых графических и живописных произведений; умение анализировать результаты сравнения. логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта). Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя. Личностные: имеют позитивное отношение к творческой деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие народных представлений о природных стихиях и отображений в искусстве одной их таких стихий – воздуха | 28.10 | 28.10 |
| 10 | Движение – жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению. | 1 | УИПЗЗ | Движение – жизни течение. Искусство как универсальный способ отображения изменчивости в природе и человеческой жизни. Творчество А. Пластова, М. Сарьяна, А. Дейнеки и др. Статика и динамика. Живописные средства художественной выразительности, используемые для передачи статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники | Текущий | Регулятивные: уметь ориентироваться в учебнике и творческой тетради; планировать и проговаривать этапы работы, следовать согласно составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата. Познавательные: общеучеб- ные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях изображения людей, техники в динамике, о наблюдениях за подвижностью жизни природы и человека. логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта). Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. Личностные: имеют положительное отношение к творческой деятельности; сориентированы на проявление интереса к наблюдению за подвиж- ностью жизни природы, к предмету ИЗО. | 11.11 | 11.11 |
| 11 | Осенние метаморфозы. Пейзаж. | 1 | УИПЗЗ | Осенние метаморфозы. Бабье лето, золотая осень или ненастная и серая ее пора в произведениях живописи отечественных художников и поэтов. Законы композиции. Композиция пейзажа. Колорит. Приемы передачи движения (колебание воздуха, движение людей, транспорта). Пейзаж с изображением людей и техники в движении: последовательность работы | Текущий | Регулятивные: уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения. Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об осенних изменениях в природе; составление описания разных состояний природы осенью; приведение примеров изображения русской осени в поэзии, живописи, графике; формулирование ответов на вопросы учителя. логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практическо- го опыта). Коммуникативные: использовать образную речь, составляя описания осенних пейзажей; уметь сотрудничать с учителем и сверстником, осознавать содержание своих действий и степень усвоения учебного материала. Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие осенней природы, произведений живописцев, графиков, рисунки сверстников | 18.11 | 18.11 |
2 Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч) | 12 | Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет. | 1 | УИПЗЗ | Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений. Родословное древо семьи Д. Г. Бурылина, крупнейшего коллекционера и мецената. Духовно-эстетическая ценность коллекции Д. Г. Бурылина. Произведения выдающихся художников, изображавших семейные портреты (Ф. Толстой, И. Симонов, Рембрандт и др.). Композиционные схемы изображения головы. Особенности рисования характерных пропорций лица | Текущий | Регулятивные: уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; различать способ и результат действия. Познавательные: общеучеб- ные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о своих родных и близких людях. логические – построение логической цепи рассуждений при обсуждении композиционных схем выдвижение гипотез об альтернативных вариантах композиционных решений портрета и их обоснование. Коммуникативные: уметь активно слушать одноклассников, учителя, участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения. Личностные: сориентированы на уважительное отношение к своей родословной, к семье, на творческую активность в исполнении замысла «Семейный портрет» | 25.11 | 25.11 |
| 13 | Двенадцать братьев друг за другом бродят… Декоративно-сюжетная композиция. | 1 | УИПЗЗ | Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев». Герои сказки. Иллюстрации к сказке. Прием уподобления. Богатство и красочность старинной русской одежды. Варианты композиций иллюстраций к сказке С. Маршака. Поиск эскизов к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». | Текущий | Регулятивные: знать основы самоорганизации – организации своего творческого пространства (с каких первоначальных действий художник приступает к процессу творчества). Познавательные: общеучеб- ные – выявление с помощью сравнения композиционных особенностей иллюстраций, их анализ и использование этих приемов в своей работе. логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творческом процессе иллюстрирования. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать, уважать мнение другого, выразительно пользоваться языком изобразительного искусства. Личностные: имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); умеют сопереживать героям произведения и представлять себе их образы согласно описанию и приему уподобления. | 2.12 | 2.12 |
| 14 | Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке. | 1 | УИПЗЗ | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке. Гармоническое сочетание цветов. Сближенные и контрастные цвета. Выбор цвета для зимы, весны, осени, лета. Пропорции фигур братьев-месяцев. Последовательность работы над рисунком | Текущий | Регулятивные: знать основы самоорганизации – организации своего творческого пространства (с каких первоначальных действий художник приступает к процессу творчества). Познавательные: общеучеб- ные – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение решать творческие задачи самостоятельно; логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творческом процессе иллюстрирования. Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение. Личностные: умеют сопереживать героям произведения и представлять себе их образы согласно описанию и приему уподобления. | 9.12 | 9.12 |
| 15 | Новогоднее настроение. Колорит. | 1 | УИПЗЗ | Основы изобразительного языка. Новогоднее настроение. Колорит. Эксперименты с художественными материалами | Текущий | Регулятивные: уметь планировать и проговаривать последовательность действий на уроке, работать по предложенному учителем плану. Познавательные: общеучеб- ные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях празднования новогоднего праздника; составление описания праздничных атрибутов. логические – умение формулировать проблемы; самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера. Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства, доносить свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). Личностные: имеют положительное отношение к творческой деятельности; понимают причины успеха или неуспеха выполненной работы. | 16.12 | 16.12 |
| 16 | Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки. | 1 | УИПЗЗ | Основы дизайна. Конструирование открытки. Технологическая карта изготовления новогодней открытки. Праздничный колорит в оформлении новогодней открытки. История авторской открытки | Текущий | Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения действия, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с конкретными условиями. Познавательные: общеучеб- ные – умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме. логические – самостоятельное осуществление поиска способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание о зимних праздниках, активно слушать одноклассников, учителя, находить ответы на вопросы, формулировать их. Личностные: проявляют интерес к подготовке новогоднего праздника. | 23.12 | 23.12 |
| 17 | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки. | 1 | УИПЗЗ | Особенности зимнего времени года. Вернисаж «Как поработала зима». Образ зимы в поэтических произведениях русских поэтов. Зимний колорит в картинах вернисажа. Палитра для зимней картины. Сюжет, композиция, основные элементы рисунка с изображением зимнего пейзажа. Наброски и зарисовки | Текущий | Регулятивные: уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения. Познавательные: общеучеб- ные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях и признаках зимней поры; составление описания зимних пейзажей; приведение примеров изображения зимы в поэзии, живописи и графике. .логические – умение формулировать проблему; самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (выразительные возможности цвета). Коммуникативные: уметь выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о красоте зимних пейзажей, своем отношении к произведениям живописи. Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие зимней природы и произведений живописцев, графиков, а также рисунков сверстников на зимнюю тему. | 13.01 | |
| 18 | Зимние картины. Сюжетная композиция. | 1 | УИПЗЗ | Русский музей – самый обширный музей русского искусства в мире. Русская зима в наблюдениях натуралиста и произведениях литературы и изобразительного искусства. Зимние пейзажи. Вернисаж «За салазки, да и в гору весело бежать!». Сюжетная композиция (живопись). Зимняя цветовая гамма. Особенности гуашевых красок. Изображение людей. Последовательность работы над рисунком | Текущий | Регулятивные: знать основы самоорганизации – организации своего творческого пространства (с каких первоначальных действий художник приступает к процессу творчества). Познавательные: общеучеб- ные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях и признаках зимней поры; составление описания зимних пейзажей; приведение примеров изображения зимы в поэзии, живописи,графике.логические – умение формулировать проблему; самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (выразительные возможности цвета). Коммуникативные: уметь выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о красоте зимних пейзажей, своем отношении к произведениям живописи. Личностные: сориентированы на целостное восприятие природных явлений, любование и восхищение причудами зимней природы. | 20.01 | |
| 19 | Ожившие вещи. Натюрморт. | 1 | УИПЗЗ | Вещь как живое существо в наблюдениях этнографа, археолога и в произведениях литературы. Натюрморт в графике и живописи. Вещи как «герои» произведений изобразительного искусства выдающихся отечественных художников. Секреты старых вещей. Реликвии как хранители памяти о прошлом. Кон-структивные особенности формы, объёма в рисовании предметов. Натурная постановка. Советы художника. Последовательность работы над рисунком | Текущий | Регулятивные: уметь планировать и проговаривать последовательность действий на уроке, работать по составленному плану; отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные: общеучебные – умение осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях натюрморта в графике. логические – умение формулировать проблему; самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: уметь строить понятные речевые высказывания, использовать образную речь при описании разных предметов старины; участвовать в обсуждениях, аргументировано отстаивать свою точку зрения, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. Личностные: сориентированы на наблюдение и восприятие форм старинных и современных предметов в жизни, в произведениях народного и профессионального искусства. | 27.01 | |
| 20 | Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт. | 1 | УИПЗЗ | Вещь во времени и пространстве. Декоративный натюрморт: отличительные особенности. Выразительность формы предметов. Цвет в декоративном натюрморте. Цветовой контраст. Композиционно-колористические схемы натюрмортов. Свет и тень в композиции. Натурная постановка. Пос-ледовательность работы над рисунком | Текущий | Регулятивные: уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснение учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: общеучеб- ные – умение эмоционально реагировать на цвет и форму предметов, осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии при выяснении цвета натуры и для подбора оттенков красок при выполнении декоративной композиции; логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о разных оттенках цвета и способах достижения декоративности в рисунке. Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства, доносить свою позицию до собеседника. Личностные: сориентированы на наблюдение и восприятие форм старинных и современных предметов в жизни, в произведениях народного и профессионального искусства | 3.02 | |
| 21 | Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. | 1 | УИПЗЗ | Отражение патриотической темы в произведениях художников. Бородино – памятник русской воинской славы. Бородино в произведениях изобразительного искусства и литературы. Портреты героев Бородинского сражения. Батальные сцены в произведениях отечественных художников. Схематические фигуры воинов в движении. Военное обмундирование русских и французских солдат. Приемы выполнения зарисовок | Текущий | Регулятивные: уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; различать способ и результат действия. Познавательные: общеучеб- ные – извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, рассказа учителя; выявление основной и второстепенной информации. логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о средствах выразительности. Коммуникативные: использовать образную речь, рассказывая о своих впечатлениях от просмотра портретов героев Бородинского сражения; уметь сотрудничать с учителем и сверстником. Личностные: сориентированы на уважение к русским воинам, проявление гражданственного и патриотического самосознания, бережное отношение к памятникам воинской славы. | 10.02 | |
| 22 | «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…». Сюжетная композиция. | 1 | УИПЗЗ | Народ в Отечественной войне 1812 г. Народное ополчение. Д. В. Давыдов – легендарный герой. Бородинская битва в произведениях живописи. Выбор сюжета для иллюстрации. Композиционное построение рисунка. Выбор художественных материалов для реализации своего замысла. Последовательность работы над рисунком | Текущий | Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучеб- ные – извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, рассказа учителя; выявление основной и второстепенной информации.логические – осуществление поиска информации, расширяющей и дополняющей представление о художественных выразительных средствах в композиции. Коммуникативные: уметь строить понятные речевые высказывания, участвовать в обсуждении средств выразительности языка живописи в произведениях, отображающих моменты Отечественной войны 1812 г., аргументировано отстаивать свою точку зрения. Личностные: сориентированы на уважение к русским воинам, проявление гражданственного и патриотического самосознания, бережное отношение к памятникам воинской славы. | 17.02 | |
| 23 | Образ мира в народном костюме и внешнем уб-ранстве кресть-янского дома. образы-символы. Орнамент. | 1 | УИПЗЗ | Образ мироздания в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Символика конструкции избы и костюма. Образы-символы в орнаменте. Узоры-обереги | Текущий | Регулятивные: уметь организовывать свое творческое пространство, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Познавательные: общеучеб- ные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и костюма. логические – умение осуществлять поиск информации в разных источниках, ее осмысление. Коммуникативные: уметь образно излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, слушать других, уважать мнение другого, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.. Личностные: эмоционально воспринимают изделия декоративно-прикладного искусства, чувствуют своеобразие связей декоративных орнаментальных мотивов с предметным окружением и силами природы других. Личностные: эмоционально воспринимают изделия декоративно-прикладного искусства. | 24.02 | |
| 24 | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция. | 1 | УИПЗЗ | Искусство лубочной картинки – что это? Народная расписная картинка-лубок. Роль лубочных картинок в жизни народа. Сюжеты потешных листов. Своеобразие тематики и графического решения элементов. Лубочные линии и штрихи. Процесс изготовления народных картинок, композиция. Композиционное и цветовое решение лубочной картинки | Текущий | Регулятивные: уметь организовывать свое творческое пространство, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Познавательные: общеучеб- ные – выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для произведений лубочного искусства, их анализ и использование этих приемов в своей работе. логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творческом процессе изготовления лубочных картинок, их особенностях. Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение. Личностные: воспринимают народную лубочную картинку, понимают ее широкое значение в народной жизни. | 2.03 | |
| 25 | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция. | 1 | УИПЗЗ | Народная расписная картинка-лубок: виды композиций. Главные выразительные средства лубочной картинки. Графические, декоративные и колористические особенности лубочной картинки. Выбор сюжета собственной декоративной композиции. Последовательность работы над рисунком | Текущий | Регулятивные: ориентироваться на образец и правило выполнения действия; контролировать и корректировать свои действия в соответствии с конкретными условиями. Познавательные: общеучеб- ные – выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для произведений лубочного искусства, их анализ и использование этих приемов в своей работе. логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творческом процессе изготовления лубочных картинок. Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании сюжетов лубочных картинок, объяснять смысл (понимать суть) пословиц, поговорок. Личностные: воспринимают народную лубочную картинку, понимают ее широкое значение в народной жизни | 9.03 | |
3 Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч) | 26 | Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката. | 1 | УИПЗЗ | Вода – живительная стихия. Значение воды в жизни человека. Вода – источник вдохновения для художников. Плакат как один из видов графического искусства. Виды плакатов. Особенности графического, цветового и композиционного решения плаката. Выразительные средства плаката | Текущий | Регулятивные: уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. Познавательные: общеучеб- ные – умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять анализ объектов. логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о плакате, средствах выразительности плаката. Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их. Личностные: имеют положительное отношение к творческой деятельности. | 16.03 | |
| 27 | Повернись к мирозданью. Проект экологического плаката в технике коллажа. | 1 | УИПЗЗ | Плакат: коллаж, фотомонтаж. Особенности графического, цветового и композиционного решения плаката. Плакатный шрифт. Приемы написания букв. Техника коллажа. Последовательность работы над плакатом | Текущий | Регулятивные: уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснение учителя и составленный план, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: общеучеб- ные – умение выбирать наиболее эффективный способ решения творческой задачи в зависимости от конкретных условий. логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об особенностях композиционного и цветового решения плаката, в технике коллажа. Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение. Личностные: имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке). | 23.03 | |
| 28 | Русский мотив. Пейзаж. | 1 | УИПЗЗ | «Апрельский сон с его улыбкой маю…». Изменения в природе. Весна как символ пробуждения. Приметы весны в произведениях отечественных художников, народных мастеров, поэтов. Композиция пейзажа. Приемы выразительности. Передача воздушной среды. Экспериментирование с художественными материалами | Текущий | Регулятивные: организовывать свое рабочее место с учетом правил безопасности, удобства и функциональности; оценивать и анализировать результат своего труда. Познавательные: общеучеб- ные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте пейзажей; составление описания различных пейзажей; приведение поэтических, изобразительных примеров изображения пейзажа. логические – осуществление поиска информации из разных ис-точников, расширяющей и дополняющей представление о композиционном построении пейзажей. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, использовать образную речь при описании пейзажей; выразительно читать стихотворения-описания пейзажей. Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие весенней природы и произведений живописцев, графиков, народных мастеров. | 6.04 | |
| 29 | Русский мотив. Пейзаж. | 1 | УИПЗЗ | Весна в наблюдениях учащихся, в произведениях литературы и изобразительного искусства. Весна в произведениях художника К. Юона. Колорит весеннего пейзажа. Выбор сюжета, мотивов для изображения. Выбор художественных материалов для создания максимальной выразительности замысла. | Текущий | Регулятивные: уметь организовывать свое рабочее место с учетом правил безопасности, удобства и функциональности, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучеб- ные – умение выбирать наиболее эффективный способ решения творческой задачи в зависимости от конкретных условий. логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о пейзаже. Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; выразительно пользоваться языком изобразительного искусства. Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие весенней природы и произведений живописцев, графиков, народных мастеров | 13.04 | |
| 30 | Всенародный праздник – День Победы. Патриотическая тема в искусстве. | 1 | УИПЗЗ | Всенародный праздник – День Победы. Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи. Подвиг солдат в поэтических произведениях. Памятники как символы славных побед. Выразительные средства скульптуры. После-довательность работы над эскизом памятника, посвященного подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне 1941– 1945 гг. | Текущий | Регулятивные: уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, вносить изменения в композицию в соответствии с законами ее построения. Познавательные: общеучеб- ные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях скульптуры. логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта). Коммуникативные: уметь строить речевое монологическое высказывание об особенностях скульптуры как жанра изобразительного искусства, о подвигах народа в войне, об образе защитника Отечества, о своих идеях художественного решения на уроке творческой задачи. Личностные: проявляют патриотические чувства, чувства гордости за подвиги нашего народа; воспринимают эти идеи в произведениях искусства. | 20.04 | |
| 31 | «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство. | 1 | УИПЗЗ | Всенародный праздник – День Победы. Медальерное искусство. Образы-символы. Условный язык изображения на медалях и орденах – наградах героев Великой Отечественной войны. Композиционное решение медали | Текущий | Регулятивные: уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, вносить изменения в композицию в соответствии с законами ее построения. Познавательные: общеучеб- ные – умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи. Коммуникативные: уметь объяснять свой выбор при совместном об- суждении заявленных вопросов, выслушивать и слышать учителя, одноклассников, с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера. Личностные: сориентированы на глубокое уважение к правительственным наградам героев Великой Отечественной войны; проявляют чувство гордости за свою страну | 27.04 | |
| 32 | Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира. | 1 | УИПЗЗ | Затейливый узор по ганчу. Орнамент народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана. Знакомство с ганчевыми белоснежными узорами в технике сквозной и рельефной резьбы. Материалы для вырезных орнаментов (дерево, мрамор, ганч). Мотивы узбекских узоров. Арабески. Символика узбекских орнаментов | Текущий | Регулятивные: уметь организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучеб- ные – выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых орнаментов. логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта). Коммуникативные: уметь участво- вать в обсуждении содержания и выразительных средств в произведениях изобразительного искусства, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение. сориентированы на эстетическое восприятие особенностей орнаментального искусства стран Востока; с уважением относятся к искусству народов мира | 4.05 | |
| 33 | Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира. | 1 | УИПЗЗ | Затейливый узор по ганчу. Орнамент народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана. Приемы выполнения ганчевых орнаментов. Последовательность работы над симметричным узором в круге с символикой узбекских орнаментов | Текущий | Регулятивные: уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в рисунок. Познавательные: общеучеб- ные – выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых орнаментов. логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта). Коммуникативные: уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. Личностные: принимают ценности отечественной и мировой культуры, эмоционально оценивают шедевры мирового искусства | 11.05 | |
| 34 | Круглый год. | 1 | УИПЗЗ | Образ времени года в искусстве. Времена года в произведениях отечественных художников. Создание символического изображения одного из времен года, который наиболее ярко характеризует лето, весну, осень или зиму. Выбор художественных материалов для создания максимальной выразительности замысла | Текущий | Регулятивные: уметь организовывать свое рабочее место с учетом функциональности, удобства, рациональности и безопасности; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке. Познавательные: общеучеб- ные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о временах года; составление описания разных периодов в природе. логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта). Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила. Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие летней природы как символа расцвета природы, символа периода зрелости в человеческой жизни и произведений художников-живописцев. | 18.05 | |
| 35 | Восхитись вечно живым миром искусства. | 1 | УИПЗЗ | Жанры изобразительного искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров мирового искусства | Текущий | Регулятивные: уметь работать по предложенному учителем плану, совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные: общеучеб- ные – уметь делать предварительный отбор источников информации (при подготовке к экскурсии) о произведениях по профилю данного музея; ориентироваться в разных источниках информации (работать с оглавлением, словарем и т. п.). Коммуникативные: уметь оформить свою мысль в устной форме (на уровне небольшого текста), слушать и понимать высказывания собеседников, совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и во время экскурсии и следовать им. Личностные: сориентированы на активное восприятие произведений живописи, литературы; принимают ценности отечественной и мировой культуры; эмоционально оценивают шедевры национального, российского искусства (живопись, архитектуру), изображающие различные стороны окружающего мира и жизненных явлений. | 25.05 | |