учитель Нущик А.В.
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2012.
№ урока | Тема урока. Основное содержание. | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. | 1 | 02.09 | |
2 | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы | 1 | 06.09 | |
3 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | 1 | 07.09 | |
4 | Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения | | 09.09 | |
5 | Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения | 1 | 13.09 | |
6 | Поэтическое искусство автора в «Слове…» | 1 | 14.09 | |
7 | РР Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны» | 1 | 16.09 | |
8 | РР Подготовка к домашнему сочинению По «Слову…» | 1 | 20.09 | |
9 | Характеристика русской литературы ХVIII века | 1 | 21.09 | |
10 | М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка | 1 | 23.09 | |
11 | М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды. | 1 | 27.09 | |
12 | Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»). | 1 | 28.09 | |
13 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»). | 1 | 30.09 | |
14 | А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»), Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения. | 1 | 04.10 | |
15 | А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения. | 1 | 05.10 | |
16 | Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. | 1 | 07.10 | |
17 | Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма. (Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека) | 1 | 11.10 | |
18 | Золотой век русской литературы (обзор) | 1 | 12.10 | |
19 | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве. | 1 | 14.10 | |
20 | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) | 1 | 18.10 | |
21 | А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии. | 1 | 19.10 | |
22 | «К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». | 1 | 21.10 | |
23 | «Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии | 1 | 25.10 | |
24 | «Можно ль против всех!» Анализ 3 действия | 1 | 26.10 | |
25 | «Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия | 1 | 28.10 | |
26 | РР И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой | 1 | 01.11 | |
27-28 | РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». «Горе от ума» | 1 | 02.11 | |
1 | 15.11 | |
29 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина | 1 | 16.11 | |
30 | Основные мотивы лирики А.С.Пушкина | 1 | 18.11 | |
31 | Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина | 1 | 22.11 | |
32 | Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина | 1 | 23.11 | |
33 | Любовная лирика А.С.Пушкина | 1 | 25.11 | |
34 | Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения | 1 | 29.11 | |
35 | РР анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся) | 1 | 30.11 | |
36 | Контрольная работа Урок контроля по романтической лирике начала ХIХ века. | 1 | 02.12 | |
37 | «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка. | 1 | 06.12 | |
38 | «Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | 07.12 | |
39 | Онегин и столичное дворянское общество | 1 | 09.12 | |
40 | Онегин и поместное дворянское общество | 1 | 13.12 | |
41 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | 1 | 14.12 | |
42 | Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина | 1 | 16.12 | |
43 | «Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин | 1 | 20.12 | |
44 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». | 1 | 21.12 | |
45 | «Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства» | 1 | 23.12 | |
46 | РР Подготовка к сочинению по роману. | 1 | 27.12 | |
47 | Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. | 1 | 28.12 | |
48 | Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова. | 1 | 10.01 | |
49 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. | 1 | 11.01 | |
50 | Эпоха безвременья в лирике поэта. | 1 | 13.01 | |
51 | Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. | 1 | 17.01 | |
52 | Печорин как представитель «портрета поколения». | 1 | 18.01 | |
53 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа. | 1 | 20.01 | |
54 | Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского. | 1 | 24.01 | |
55 | Контрольная работа по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 | 25.01 | |
56 | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». | 1 | 27.01 | |
57 | Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия. | 1 | 31.01 | |
58 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. | 1 | 01.02 | |
59 | РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. | 1 | 03.02 | |
60 | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии. | 1 | 07.02 | |
61 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести. | 1 | 08.02 | |
62 | А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника». | 1 | 10.02 | |
63-64 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира. | 1 | 14.02 | |
1 | 15.02 | |
65 | РР Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений). | 1 | 17.02 | |
66 | Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Многообразие жанров, эмоциональное богатство. | 1 | 21.02 | |
67 | Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений. | 1 | 22.02 | |
68 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | 1 | 24.02 | |
69-70 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов. | 1 | 28.02 | |
1 | 01.03 | |
70-71 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. | 1 | 03.03 | |
1 | 07.03 | |
72-73 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. | 1 | 09.03 | |
10.03 | |
74 | Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы. | 1 | 14.03 | |
75-76 | РР Контрольная работа Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века. | 1 | 15.03 | |
1 | 17.03 | |
77 | Русская поэзия Серебряного века. | 1 | 21.03 | |
78 | А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта. | 1 | 22.03 | |
79 | Трагедия лирического героя в «страшном мире». Своеобразие лирических интонации. | 1 | 03.04 | |
80-81 | С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины. Размышления о жизни, природе,человеке. | 1 | 04.04 | |
1 | 05.04 | |
82-83 | В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта. | 1 | 07.04 | |
1 | 11.04 | |
84-85 | М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. | 1 | 12.04 | |
1 | 14.04 | |
86 | Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти. | 1 | 18.04 | |
87-88 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. | 1 | 19.04 | |
| 21.04 | |
89 | Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность. | 1 | 25.04 | |
90-91 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. | 1 | 26.04 | |
1 | 28.04 | |
92-93 | РР Контрольная работа по русской лирике ХХ века. Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | 02.05 | |
1 | 03.05 | |
94 | Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…» | 1 | 05.05 | |
95-96 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов и её философский характер. | 1 | 10.05 | |
1 | 12.05 | |
97-98 | У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм общечеловеческое значение героев. (Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви. Гамлет как вечный образ мировой литературы.) | 1 | 16.05 | |
1 | 17.05 | |
99-100 | И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. (Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы). | 1 | 19.05 | |
1 | 23.05 | |
101-102 | Промежуточная аттестация. Итоговый тест. | 1 | 24.05 | |
1 | 25.05 | |