Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 п. Приамурский»
Рассмотрена на заседании ШМО протокол №_______ от «__»_____________2017 г. _________________________ | «Согласовано» заместитель директора по УВР «__»________________2017 г. _________________________ | «Утверждаю» директор школы___________ №_________ от «___»____________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике
Класс: 9
Уровень: базовый
Составитель:
ФИО: Гордеева Е.Г.
Должность:учитель физики, математики
п.Приамурский
2017 год
Пояснительная записка
Перечень нормативно-правовых актов, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общегоо, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования».
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г., № 1/15).
Приказ по МБОУ СОШ № 18 п.Приамурский № от 31.08.2017 г. «Об утверждении рабочих программа на 2017-2018 учебный год».
Примерная программа основного общего образования по физике (письмо департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263;(Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост.В.А.Коровин, В.А.Орлов-М.: Дрофа,2010
Авторская программа Е.М. Гутник, А.В.Перышкин. «Программы по физике для общеобразовательных учебных заведений».М.: Дрофа,2010г.
Цели и задачи изучения физики в 9 классе:
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в обретении новых знаний при решении физически задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
-воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники;
- отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
-применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В задачи обучения физики входит создание условий для:
-ознакомления учащихся с основами физической науки, с её основными понятиями, законами, теориями, методами физической науки; с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических законов в технике и технологии;
-усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;
-развития мышления учащихся, для развития у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
-формирования умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, пользоваться дедукцией, индукцией, методами аналогий и идеализации;
-развития у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (электрического и теоретического, логического и интуитивного), памяти, речи, воображения;
-формирования и развития типологических свойств личности: общих способностей, самостоятельности, коммуникативности, критичности,
-развития способностей и интереса к физике; для развития мотивов учения.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
Место предмета в учебном плане
Этот курс становится базовым курсом, призванным обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и её применений для всех видов учащихся независимо от их будущей профессии.
Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), 9 часов из которых рассчитаны на лабораторные работы, 5 часов на контрольные работы, остальные – на изучение теоретического материала, решение задач, кроме того, выделено время для проведения проверочных работ..
Изменения в программе: увеличено количество часов по сравнению с авторской программой на изучение некоторых тем: за счет резерва учебного времени добавлено по 1 часу на изучение темы «Механические колебания и волны», «Электромагнитное поле»; 2 часа на изучение темы «Строение атома и атомного ядра». Также, в связи с отсутствием необходимого оборудования, произведена замена лабораторной работы « Измерение естественного радиационного фона дозиметром» на домашнюю лабораторную работу «Измерение средней скорости движения»
Данный курс физики обеспечивает общекультурный уровень подготовки учащихся. Приоритетными целями на этом этапе обучения являются следующие
- создание условий для ознакомления учащихся с физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения в старших классах;
- создание условий для формирования научного миропонимания и развития мышления учащихся.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
смысл понятий: взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения; емкость конденсатора,
смысл физическux величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, внутренняя энергия,
смысл физическux законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, правило Ленца, принцип радиосвязи, принцип Гюйгенса, правило левой руки
Учащиеся должны уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, явление электромагнитной индукции, преломление и дисперсию света
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы,
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
-формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
-владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
-организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Лабораторные работы по темам:
Определение средней скорости движения
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
Измерение ускорения свободного падения
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины
Изучение явления электромагнитной индукции
Наблюдения сплошного и линейчатого спектров испускания
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
Тематический план
Содержание тем курса; основные разделы
Тема | Всего часов | в том числе |
Уроки | Контроль ных | Лабора торных | Самосто ятельных |
Законы движения и взаимодействия тел | 26 | 22 | 2 | 3 | 2 |
Механические колебания и волны | 11 | 9 | 1 | 2 | 1 |
Электромагнитное поле | 18 | 15 | 1 | 2 | 1 |
Строение атома и атомного ядра | 13 | 10 | 1 | 2 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Изучаемый материал | Дата |
| Глава 1. Законы движения и взаимодействия тел. (26ч) | | |
1.1 | Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. | §1,2, упр.1(1-3) ,2 | |
2.2 | Определение координаты движущегося тела. Прямолинейное равномерное движение. Скорость. | §3,4 упр.3 | |
3.3 | Решение задач по теме «Равномерное движение» Домашняя лабораторная работа №1 «Определение средней скорости движения» | §1-3,№ 24-Р | |
4.4 | Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. График скорости и ускорения. | §5-6 | |
5.5 | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении. | §7-8 | |
6.6 | Решение задач по теме «Равноускоренное движение» | инд. задания. упр.7 | |
7.7 | Лабораторная работа №2 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | № 63-Р | |
8.8 | Повторение и обобщение материала по теме «Кинематика» | № 21-Р, №54-Р | |
9.9 | Контрольная работа №1 по теме «Кинематика» | | |
10.10 | Относительность движения. | §9, № 26, 29-Р | |
11.11 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. | §10, №113-Р, 115-Р | |
12.12 | Второй закон Ньютона | §11,упр.11 | |
13.13 | Третий закон Ньютона | §12,упр.12 | |
14.14 | Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. | §13,14, №192 -Р | |
15.15 | Решение задач по теме «Законы Ньютона . Свободное падение тел» | №187 - Р | |
16.16 | Лабораторная работа №3 «Измерение ускорения свободного падения» | §13,14 | |
17.17 | Закон всемирного тяготения. | §15,упр.15(2,3) | |
18.18 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах | §16,упр.16 (2,3) Доп. §17. | |
19.19 | Равномерное движение тела по окружности. | §18-19,упр18(5) | |
20.20 | Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения. Движение по окружности» | Упр.18 | |
21.21 | Искусственные спутники Земли | §20 | |
22.22 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | §21, упр.20 | |
23.23 | Решение задач по теме «Импульс тела» | Упр.21 (3,4) | |
24.24 | Реактивное движение. | § 22 | |
25.25. | Вывод закона сохранения механической энергии. | § 23, упр.22 | |
26.26 | Контрольная работа №2 по теме «Динамика». Законы сохранения» | §9-23 | |
| Глава 2. Механические колебания и волны. Звук.(11 ч) | | |
27.1 | Колебательные движения. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. | §24,25,вопросы упр.23(2) | |
28.2 | Величины, характеризующие колебательное движение. Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» | §26 (27- по желанию) | |
29.3 | Лабораторная работа № 5 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины» | §26 повт. | |
30.4 | Резонанс. Превращение энергии при колебаниях. Затухающие колебания | §28,29, §30 упр.25,26, 27 | |
31.5 | Механические волны. Виды волн. | §31,32,вопросы | |
32.6 | Длина волны. | §33,упр.28 | |
33.7 | Источники звука, условия его распространения. Скорость звука. | §34,37, 38; вопросы, упр.29, 31 | |
34.8 | Высота, тембр и громкость звука. | §34,36, упр. 30, | |
35.9 | Эхо. Звуковой резонанс. | §39, 40 | |
36.11 | Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук» | | |
| Глава 3. Электромагнитное поле ( 18 часов) | | |
37.1 | Магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. | §42 – 44 | |
38.2 | Действие магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки. | § 45, упр.36 | |
39.3 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. | §46, 47 ,упр.37,38 | |
40.4 | Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. | §48, упр.39 | |
41.5 | Направление индукционного тока. Правило Ленца | §49, Зачет №3 | |
42.6 | Лабораторная работа №6 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Повторить §42 – 44 | |
43.7 | Явление самоиндукции | §50, упр. 41 | |
44.8 | Переменный ток. Генератор переменного тока. Трансформатор. | §51, упр.42, 31. | |
45.9 | Электромагнитное поле, электромагнитные волны. | §52, 53 упр.43 | |
46.10 | Конденсатор. | §54,упр.45(1-3) | |
47.11 | Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. | §55, вопросы к нему, упр.46. | |
48.12 | Принцип радиосвязи и телевидения | §56, упр.47 | |
49.13 | Электромагнитная природа света. | §58 | |
50.14 | Преломление света. Показатель преломления. | §59, упр.48 | |
51.15 | Дисперсия света | §60, упр.49(1,2) | |
52.16 | Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Лабораторная работа №7 «Наблюдения сплошного и линейчатого спектров испускания» | §62, 64, | |
53.17 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны.» | Повторить материал §§42 – 64. | |
54.18 | Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны» | | |
| Глава 4. Строение атома и атомного ядра. (13 часов ) | | |
55.1 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Альфа- бета- и гамма – излучения. | §65,вопросы | |
56.2 | Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. | §66 | |
57.3 | Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. | §67, упр. 51, | |
58.4 | Методы наблюдения и регистрации частиц. | §68,вопросы | |
59.5 | Лабораторная работа №8 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков» | Повторить §68 | |
60.6 | Протонно-нейтронная модель ядра. | §69-71,упр.52, 53 | |
61.7 | Энергия связи. Дефект масс. | §72, 73, упр.54 | |
62.8 | Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. | §74, 75 | |
63.9 | Лабораторная работа №9 « Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | §74,75 повторить | |
64.10 | Ядерный реактор. Атомная энергетика. Экологические проблемы работы АЭС. | §76, 77 | |
65.11 | Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. | §78 | |
66.12 | Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. | §79 | |
67.13 | Повторительно - обобщающий урок по теме Строение атома и атомного ядра». Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра» | подготовить сообщения, презентации | |
68.14 | Итоговое повторение | | |
| | | |
Список литературы :
Литература для учащихся:
Основная литература:
Перышкин, А.В. Гутник Е.М.Физика 9 класс . - М.: Дрофа, 2010. -191 с.
Лукашик, В.И. Сборник задач по физике 7-9, - М.: Просвещение, 2010. -191с.
Перышкин А.В. Сборник задач по физике:7-9 кл. - М.: Экзамен, 2010. -190с.
Рымкевич А.П. Физика. Задачник.10-11 кл.:-М.: Дрофа, 2012.-192с.
Дополнительная литература:
Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.-168с.
Литература для учителя:
Основная литература:
Е.М. Гутник., А.В. Пёрышкин. Программы для общеобразовательных школ. Физика. 7 – 11 классы М: Дрофа, 2010, -200 с.
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11кл. Составители В.А. Коровин, В.А. -Орлов.М.:Дрофа,2010. -334с.
Дополнительная литература:
Перельман Я.И. Занимательная физика - М.: Наука, 1994,-224с.
Большая книга экспериментов для школьников: Под ред. А.
Мейяни. - М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001 г
М.Г. Ковтунович. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя.-М.: Гуманитарн.изд.центр ВЛАДОС, 2007, -207с.
Оборудование, используемое при выполнении лабораторных работ по физике
№ | Тема лабораторной работы | Оборудование | Инструк таж | Примечание |
1 | Определение средней скорости движения | Часы, измерительная лента или линейка, калькулятор | Инструк таж № | Домашняя л/работа |
2 | Исследование равноус- коренного движения без начальной скорости | Наклонная плоскость с грузом и датчиками, секундомер, линейка | Инструк таж № | л/работа на урок |
3 | Измерение ускорения свободного падения | Наклонная плоскость с грузом и датчиками, секундомер, линейка | Инструк таж № | л/работа на урок |
4 | Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины | Пружина, линейка, грузы по 100 г – 4шт., штатив с муфтой и лапкой | Инструк таж № | л/работа на урок |
5 | Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины | Штатив, линейка, шарик на нити, секундомер | Инструк таж № | л/работа на урок |
6 | Изучение явления электромагнитной индукции | Миллиамперметр, катушка-моток, магнит, источник питания (4,5 В), реостат, ключ, соединительные | Инструк таж № | л/работа на урок |
7 | Наблюдения сплошного и линейчатого спектров испускания | Спектроскоп- 1 на весь класс | Инструк таж № | л/работа - наблюдение |
8 | Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков | Фотографии треков заряженных частиц | Инструк таж № | л/работа на урок |
9 | Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям | Фотография треков заряженных частиц , линейка | Инструк таж № | л/работа на урок |