СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике 9 класс по учебнику Перышкина А.В. содержит поурочное планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18 п. Приамурский»




Рассмотрена

на заседании ШМО

протокол №_______

от «__»_____________2017 г.

_________________________


«Согласовано»

заместитель директора

по УВР

«__»________________2017 г.

_________________________

«Утверждаю»

директор школы___________

№_________

от «___»____________2017 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике





Класс: 9

Уровень: базовый






Составитель:


ФИО: Гордеева Е.Г.

Должность:учитель физики, математики












п.Приамурский

2017 год

Пояснительная записка

Перечень нормативно-правовых актов, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  4. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общегоо, основного общего, среднего общего образования».

  5. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования».

  6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г., № 1/15).

  7. Приказ по МБОУ СОШ № 18 п.Приамурский № от 31.08.2017 г. «Об утверждении рабочих программа на 2017-2018 учебный год».

  8. Примерная программа основного общего образования по физике (письмо департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263;(Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост.В.А.Коровин, В.А.Орлов-М.: Дрофа,2010

  9. Авторская программа Е.М. Гутник, А.В.Перышкин. «Программы по физике для общеобразовательных учебных заведений».М.: Дрофа,2010г.



Цели и задачи изучения физики в 9 классе:

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образо­вания направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явле­ниях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняют­ся; методах научного познания природы и формирование на этой основе представ­лений о физической картине мира;

-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или изме­рений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зави­симости; применять полученные знания для объяснения разных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способно­стей, самостоятельности в обретении новых знаний при решении физически задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информа­ционных технологий;

-воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего разви­тия человеческого общества, уважения к творцам науки и техники;

- отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

-применение полученных знаний и умений для решения практических задач повсе­дневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального при­родопользования и охраны окружающей среды.

В задачи обучения физики входит создание условий для:

-ознакомления учащихся с основами физической науки, с её основными понятиями, законами, теориями, методами физической науки; с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических законов в технике и технологии;

-усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;

-развития мышления учащихся, для развития у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

-формирования умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, пользоваться дедукцией, индукцией, методами аналогий и идеализации;

-развития у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (электрического и теоретического, логического и интуитивного), памяти, речи, воображения;

-формирования и развития типологических свойств личности: общих способностей, самостоятельности, коммуникативности, критичности,

-развития способностей и интереса к физике; для развития мотивов учения.

 Рабочая программа составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

Место предмета в учебном плане

Этот курс становится базовым курсом, призванным обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и её применений для всех видов учащихся независимо от их будущей профессии.

Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), 9 часов из которых рассчитаны на лабораторные работы, 5 часов на контрольные работы, остальные – на изучение теоретического материала, решение задач, кроме того, выделено время для проведения проверочных работ..

Изменения в программе: увеличено количество часов по сравнению с авторской программой на изучение некоторых тем: за счет резерва учебного времени добавлено по 1 часу на изучение темы «Механические колебания и волны», «Электромагнитное поле»; 2 часа на изучение темы «Строение атома и атомного ядра». Также, в связи с отсутствием необходимого оборудования, произведена замена лабораторной работы « Измерение естественного радиационного фона дозиметром» на домашнюю лабораторную работу «Измерение средней скорости движения»

Данный курс физики обеспечивает общекультурный уровень подготовки учащихся. Приоритетными целями на этом этапе обучения являются следующие

- создание условий для ознакомления учащихся с физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения в старших классах;

- создание условий для формирования научного миропонимания и развития мышления учащихся.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

смысл понятий: взаимодейст­вие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирую­щие излучения; емкость конденсатора,

смысл физическux величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энер­гия, внутренняя энергия,

смысл физическux законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, правило Ленца, принцип радиосвязи, принцип Гюйгенса, правило левой руки

Учащиеся должны уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное дви­жение, равноускоренное прямолинейное движение, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, явление электромагнитной индукции, преломление и дисперсию света

использовать физические приборы и измерительные инструменты для изме­рения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы,

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выяв­лять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, перио­да колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о меха­нических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного со­держания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

-формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

-владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

-владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

-организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Лабораторные работы по темам:

  1. Определение средней скорости движения

  2. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

  3. Измерение ускорения свободного падения

  4. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины

  5. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины

  6. Изучение явления электромагнитной индукции

  7. Наблюдения сплошного и линейчатого спектров испускания

  8. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

  9. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

Тематический план

Содержание тем курса; основные разделы


Тема

Всего часов


в том числе

Уроки

Контроль ных

Лабора

торных

Самосто

ятельных

Законы движения и взаимодействия тел

26

22

2

3

2

Механические колебания и волны

11

9

1

2

1

Электромагнитное поле

18

15

1

2

1

Строение атома и атомного ядра

13

10

1

2

1

Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема

Изучаемый материал

Дата


Глава 1. Законы движения и взаимодействия тел. (26ч)



1.1

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение.

§1,2, упр.1(1-3) ,2


2.2

Определение координаты движущегося тела. Прямолинейное равномерное движение. Скорость.

§3,4 упр.3


3.3

Решение задач по теме «Равномерное движение»

Домашняя лабораторная работа №1 «Определение средней скорости движения»

§1-3,№ 24-Р


4.4

Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. График скорости и ускорения.

§5-6



5.5

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении.

§7-8


6.6

Решение задач по теме «Равноускоренное движение»

инд. задания.

упр.7


7.7

Лабораторная работа №2 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

№ 63-Р


8.8

Повторение и обобщение материала по теме «Кинематика»

№ 21-Р,

№54-Р


9.9

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»



10.10

Относительность движения.

§9, № 26, 29-Р


11.11

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

§10, №113-Р, 115-Р


12.12

Второй закон Ньютона

§11,упр.11


13.13

Третий закон Ньютона

§12,упр.12


14.14

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

§13,14, №192 -Р


15.15

Решение задач по теме «Законы Ньютона . Свободное падение тел»

№187 - Р


16.16

Лабораторная работа №3 «Измерение ускорения свободного падения»

§13,14


17.17

Закон всемирного тяготения.

§15,упр.15(2,3)


18.18

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

§16,упр.16 (2,3)

Доп. §17.


19.19

Равномерное движение тела по окружности.

§18-19,упр18(5)


20.20

Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения. Движение по окружности»

Упр.18


21.21

Искусственные спутники Земли

§20


22.22

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

§21, упр.20


23.23

Решение задач по теме «Импульс тела»

Упр.21 (3,4)


24.24

Реактивное движение.

§ 22


25.25.

Вывод закона сохранения механической энергии.

§ 23, упр.22


26.26

Контрольная работа №2 по теме «Динамика».

Законы сохранения»


§9-23



Глава 2. Механические колебания и волны. Звук.(11 ч)



27.1

Колебательные движения. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник.

§24,25,вопросы

упр.23(2)


28.2

Величины, характеризующие колебательное движение.

Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»

§26 (27- по желанию)


29.3

Лабораторная работа № 5 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»

§26 повт.


30.4

Резонанс. Превращение энергии при колебаниях. Затухающие колебания

§28,29, §30 упр.25,26, 27


31.5

Механические волны. Виды волн.

§31,32,вопросы


32.6

Длина волны.

§33,упр.28


33.7

Источники звука, условия его распространения. Скорость звука.


§34,37, 38; вопросы, упр.29, 31


34.8

Высота, тембр и громкость звука.

§34,36, упр. 30,


35.9

Эхо. Звуковой резонанс.

§39, 40


36.11

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук»




Глава 3. Электромагнитное поле ( 18 часов)



37.1

Магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

§42 – 44


38.2

Действие магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки.

§ 45, упр.36


39.3

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

§46, 47 ,упр.37,38


40.4

Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции.

§48, упр.39


41.5

Направление индукционного тока. Правило Ленца

§49, Зачет №3


42.6

Лабораторная работа №6 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Повторить §42 – 44


43.7

Явление самоиндукции

§50, упр. 41


44.8

Переменный ток. Генератор переменного тока. Трансформатор.

§51, упр.42, 31.


45.9

Электромагнитное поле, электромагнитные волны.

§52, 53 упр.43


46.10

Конденсатор.

§54,упр.45(1-3)


47.11

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

§55, вопросы к нему, упр.46.


48.12

Принцип радиосвязи и телевидения

§56, упр.47


49.13

Электромагнитная природа света.

§58


50.14

Преломление света. Показатель преломления.

§59, упр.48


51.15

Дисперсия света

§60, упр.49(1,2)


52.16

Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Лабораторная работа №7 «Наблюдения сплошного и линейчатого спектров испускания»

§62, 64,


53.17

Повторительно-обобщающий урок по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны.»

Повторить материал §§42 – 64.


54.18

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»




Глава 4. Строение атома и атомного ядра. (13 часов )



55.1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Альфа- бета- и гамма – излучения.

§65,вопросы


56.2

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

§66


57.3

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

§67, упр. 51,


58.4

Методы наблюдения и регистрации частиц.

§68,вопросы


59.5

Лабораторная работа №8 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

Повторить §68


60.6

Протонно-нейтронная модель ядра.

§69-71,упр.52, 53


61.7

Энергия связи. Дефект масс.

§72, 73, упр.54


62.8

Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция.

§74, 75


63.9

Лабораторная работа №9 « Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

§74,75 повторить


64.10

Ядерный реактор. Атомная энергетика.

Экологические проблемы работы АЭС.

§76, 77


65.11

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Период полураспада.

§78


66.12

Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд.

§79


67.13

Повторительно - обобщающий урок по теме

Строение атома и атомного ядра». Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

подготовить сообщения, презентации


68.14

Итоговое повторение








Список литературы :

Литература для учащихся:

Основная литература:

  1. Перышкин, А.В. Гутник Е.М.Физика 9 класс . - М.: Дрофа, 2010.  -191 с.

  2. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике 7-9, - М.: Просвещение, 2010. -191с.

  3. Перышкин А.В. Сборник задач по физике:7-9 кл. - М.: Экзамен, 2010. -190с.

  4. Рымкевич А.П. Физика. Задачник.10-11 кл.:-М.: Дрофа, 2012.-192с.

Дополнительная литература:

Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.-168с.

Литература для учителя:

Основная литература:

    1. Е.М. Гутник., А.В. Пёрышкин. Программы для общеобразовательных школ. Физика. 7 – 11 классы М: Дрофа, 2010, -200 с.

    2. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11кл. Составители В.А. Коровин, В.А. -Орлов.М.:Дрофа,2010. -334с.

Дополнительная литература:

    1. Перельман Я.И. Занимательная физика - М.: Наука, 1994,-224с.

    2. Большая книга экспериментов для школьников: Под ред. А.
      Мейяни. - М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001 г

    3. М.Г. Ковтунович. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя.-М.: Гуманитарн.изд.центр ВЛАДОС, 2007, -207с.


Оборудование, используемое при выполнении лабораторных работ по физике


Тема лабораторной работы

Оборудование

Инструк таж

Примечание


1

Определение средней скорости движения

Часы, измерительная лента или линейка, калькулятор

Инструк таж №

Домашняя л/работа


2

Исследование равноус- коренного движения без начальной скорости

Наклонная плоскость с грузом и датчиками, секундомер, линейка

Инструк таж №

л/работа на урок


3

Измерение ускорения свободного падения

Наклонная плоскость с грузом и датчиками, секундомер, линейка

Инструк таж №

л/работа на урок


4

Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины

Пружина, линейка, грузы по 100 г – 4шт., штатив с муфтой и лапкой

Инструк таж №

л/работа на урок


5

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины

Штатив, линейка, шарик на нити, секундомер

Инструк таж №

л/работа на урок


6

Изучение явления электромагнитной индукции

Миллиамперметр, катушка-моток, магнит, источник питания (4,5 В), реостат, ключ, соединительные

Инструк таж №

л/работа на урок


7

Наблюдения сплошного и линейчатого спектров испускания

Спектроскоп- 1 на весь класс

Инструк таж №

л/работа - наблюдение


8

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

Фотографии треков заряженных частиц

Инструк таж №

л/работа на урок


9

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

Фотография треков заряженных частиц , линейка

Инструк таж №

л/работа на урок