Согласно действующему учебному плану поурочное планирование предусматривает в 5 классе обучение географии в объеме 1часа в неделю (34 часа в год)
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
3) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
4) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции)
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды,
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
№пп | Дата проведения урока | Количество часов | Тема урока, практических работ | Основное содержание урока | Планируемые результаты |
по плану | по факту |
1 | | | 1 | География: древняя и современная наука | Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК. | Становление основ новых знаний, принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых в жизни знаний. |
2 | | | 1 | География в современном мире | Географические объекты, явления и процессы. Изучение Земли современной географией. Зачем человеку нужна география. | Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты. Различать природные и антропогенные географические объекты |
3 | | | 1 | География в древности | Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия | Показывать по картам территории древних государств Востока. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в древних государствах Востока |
4 | | | 1 | Географические знания в древней Европе | Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме. | Показывать по картам территории древних государств Европы. Находить информацию о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме |
5 | | | 1 | География в эпоху Средневековья: Азия, Европа | Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А.Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мореплаватели. | Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. |
6 | | | 1 | Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий | Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового Света. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (Ф.Магеллан, Ф.Дрейк). Значение Великих географических открытий. | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий. Обсуждать Значение открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий |
7 | | | 1 | Эпоха Великих географических открытий Практическая работа №1 «Составление презентации о великих путешественниках». | | Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления ин формации по заданной теме. |
8 | | | 1 | Открытие Австралии и Антарктиды | Открытие и исследования Австралии (А. Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие. Вклад в географию И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. | Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф Лисянского. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания |
9 | | | 1 | Современные географические исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле» | Исследования полярных областей Земли. Исследования океанов, труднодоступных территорий суши, верхних слоёв атмосферы | Находить и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты. Обсуждение проблем в рубрике «Подведём итоги», учебник, с. 30; выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради -экзаменаторе, с. 12–17 |
10 | | | 1 | Изображение земной поверхности | Наука о создании карт. Глобус как объёмная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки | Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике |
11 | | | 1 | Масштаб | Что показывает масштаб. Виды записи масштаба (численный, именованный, линейный). Линейный масштаб и его использование. | Определять по топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот |
12 | | | 1 | Условные знаки | Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи | Распознавать условные знаки планов местности и карт. Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи. Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты. Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков |
13 | | | 1 | Способы изображения неровностей земной поверхности | Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкала высот и глубин. | Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины. Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга |
14 | | | 1 | Стороны горизонта. Ориентирование | Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас и стороны горизонта. Ориентирование компаса. Определение направлений по компасу. Понятие «азимут». Измерение углов с помощью транспортира. | Определять по компасу направления на стороны горизонта. Определять углы с помощью транспортира |
15 | | | 1 | Съёмка местности. Практическая работа №2 «Ориентирование и определение азимутов на местности и плане». | Глазомерная съёмка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане. | Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Ориентироваться по плану местности. Определять азимуты по компасу на местности и на плане. Определять стороны горизонта на плане |
16 | | | 1 | Составление плана местности Практическая работа №3 «Проведение полярной съёмки местности». | | Использовать Оборудование Для глазомерной съёмки. Составлять простейший план небольшого участка местности. |
17 | | | 1 | Географические карты | Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображений на картах. | Читать карты различных видов на основе анализа легенды. Определять зависимость подробности карты от её масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территорий. Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов |
18 | | | 1 | Параллели и меридианы | Понятия «параллели» и «меридианы». Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек. | Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы. Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначение градусной сетки |
19 | | | 1 | Географические координаты | Географическая широта и географическая долгота, способы их определения. Измерение расстояний с помощью градусной сетки | Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами. Определять расстояния с помощью градусной сетки |
20 | | | 1 | Географические информационные системы | Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение. | |
21 | | | 1 | Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование» | | Обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», учебник, с. 56; Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради - экзаменаторе, с. 4–11 |
22 | | | 1 | Земля в Солнечной системе | Состав Солнечной системы. Система «Земля — Луна». Географические следствия формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля. | Анализировать иллюстративно - справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Составлять «космический адрес» планеты Земля. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли». |
23 | | | 1 | Осевое вращение Земли | Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса. | Наблюдать модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов .Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси |
24 | | | 1 | Орбитальное движение Земли | Движение Земли по орбите и смена времён года. Тропики и Полярные круги. Пояса освещённости. | Наблюдать действующую модель движений Земли и описывать особенности движения Земли по орбите. Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года. Показывать на схемах и картах тропики, Полярные круги, пояса освещённости |
25 | | | 1 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры и метеориты. Кометы, их особенности | Составлять описания происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями. Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства |
26 | | | 1 | Обобщающий урок по теме «Земля — планета Солнечной системы» | | Обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», учебник, с. 64; выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради - экзаменаторе, с. 18–23 |
27 | | | 1 | Строение Земли | Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой. |
28 | | | 1 | Горные породы Практическая работа №4 «Определению горных пород и описанию их свойств». | Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства. Полезные ископаемые. | Сравнивать свойства горных пород Различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород |
29 | | | 1 | Земная кора и литосфера | Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействие | Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы. Сравнивать типы земной коры. Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит, выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит |
30 | | | 1 | Рельеф Земли | Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа. Равнины и горы материков, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Определение по картам крупных форм рельефа | Распознавать на физических картах разные формы рельефа. Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты. Определять по картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит |
31 | | | 1 | Внутренние силы Земли | Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их последствия. | Выявлять при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли. Наносить на контурную карт вулканы, пояса землетрясений |
32 | | | 1 | Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа | Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф. | Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Описывать облик создаваемых внешними силами форм рельефа. Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. |
33 | | | 1 | Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа, продолжение. | | |
34 | | | 1 | Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли» Практическая работа №5 «Построение профиля рельефа» | Строительные материалы. Драгоценные и поделочные камни. Полезные ископаемые. Охрана литосферы. | Обсуждение проблем в рубрике «Подведём итоги», учебник, с. 80; |