СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 5класс, содержит календарно-тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Орлинская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрена

на заседании МО

учителей предметников

__________З.А. Бушкина

протокол №___от «____»2017 г.


Согласована

заместитель директора по УВР

___________И.А. Горлова

«___»_______2017 г.

Утверждена

приказом директора школы

__________И.П. Ляпин

приказ №_____от «____» 2017 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

география 5 класс



разработана:

учителем географии: Е.А.Галкиной



г. Свободный – 21

2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии: 5 класс География. Планета Земля составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Программы предметной линии и учебно-методического комплекта «Сферы». География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. -176 с.

  • Рабочей программы по географии, 5 класс. Автор А.А. Лобжанидзе / авт.сост. Н.В. Болотникова. – М.: Планета, 2014. – 40 с.

Согласно действующему учебному плану поурочное планирование предусматривает в 5 классе обучение географии в объеме 1часа в неделю (34 часа в год)

Основная цель курса географии в 5-м классе:

  • формирование знаний о возникновении географии как науки, развитии географических знаний о Земле, способах изображения земной поверхности и их использовании, месте и роли Земли как планеты Солнечной системы; географической целостности и неоднородности Земли как планеты, об общих географических закономерностях развития рельефа, влияния природы на жизнь и деятельность людей.

Основные задачи курса:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства; выработка понимания общественной потребности в географических знаниях; формирование экологически безопасного поведения в природе.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

2) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

3) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

4) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты :

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции)

Предметные результаты:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды,

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов


Учебно – методический комплекс

  • Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.

  • География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе.

  • Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажёр. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

  • Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

  • Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

  • География. Планета Земля. Атлас.5- 6 класс. География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс.

  • География. Планета Земля. Методические рекомендации. 5-6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

Содержание учебного курса «География. Планета Земля» 5 класс

Содержание учебного предмета

Формы организации учебных занятий

Введение. География – одна из древнейших наук. Объекты изучения географии

Раздел 1. Источники географической информации.

Тема 1.Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Тема 2.Изображения земной поверхности и их использование

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты,

определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Урок – исследование, урок – практикум, урок – закрепления знаний, урок – игра, урок – путешествие.

Раздел 2. Природа Земли и человек

Тема 1.Земля — планета Солнечной системы.

Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Тема 2. Литосфера – каменная оболочка Земли

Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие.

Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

Урок – исследование, урок – практикум, урок – закрепления знаний, урок – игра, урок – путешествие.


Учебно – тематический план

Название темы, раздела

Количество часов

Практические работы

Введение

2


Раздел 1. Источники географической информации.

19

3

Тема 1.Развитие географических знаний о Земле

7


Тема 2.Изображения земной поверхности и их использование

12


Раздел 2. Природа Земли и человек

13

2

Тема 1.Земля — планета Солнечной системы.

5


Тема 2. Литосфера – каменная оболочка Земли

8


Всего:

34

5






Календарно – тематическое планирование 2017 -2018 учебный год, география 5 класс

№пп

Дата проведения урока

Количество часов

Тема урока, практических работ

Основное содержание урока

Планируемые результаты

по плану

по факту

1



1

География: древняя и современная наука

Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК.

Становление основ новых знаний, принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых в жизни знаний.

2



1

География в современном мире

Географические объекты, явления и процессы. Изучение Земли современной географией. Зачем человеку нужна география.


Выявлять

особенности изучения

Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать

географические явления, влияющие на географические объекты. Различать

природные и

антропогенные географические объекты

3



1

География в древности

Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке.

Древний Египет, Древний Китай

и Древняя Индия


Показывать

по картам территории

древних государств Востока.

Находить

информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях

в древних государствах Востока

4



1

Географические знания в древней Европе

Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме.


Показывать

по картам территории

древних государств Европы. Находить

информацию о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме

5



1

География в эпоху Средневековья: Азия, Европа

Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А.Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мореплаватели.



Прослеживать

по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло.

Наносить

маршруты путешествий

на контурную карту.

6



1

Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий


Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового Света. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (Ф.Магеллан, Ф.Дрейк). Значение Великих географических открытий.


Прослеживать

и описывать

по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах.

Наносить маршруты путешествий

на контурную карту.

Находить

информацию

о путешественниках и путешествиях эпохи

Великих географических открытий. Обсуждать

Значение открытия

Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий

7



1

Эпоха Великих географических открытий

Практическая работа №1

«Составление презентации о великих путешественниках».


Приобретать навыки

подбора, интерпретации и представления ин

формации по заданной теме.

8



1

Открытие Австралии и Антарктиды



Открытие и исследования Австралии (А. Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие. Вклад в географию И.Ф. Крузенштерна

и Ю.Ф. Лисянского.

Прослеживать

по картам маршруты

путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева,

И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф Лисянского.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию

и обсуждать

значение первого российского кругосветного плавания

9



1

Современные географические исследования.

Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»

Исследования полярных областей Земли. Исследования океанов, труднодоступных территорий суши, верхних слоёв атмосферы


Находить

и описывать

способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты. Обсуждение проблем в рубрике «Подведём итоги», учебник, с. 30;

выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради -экзаменаторе, с. 12–17

10



1

Изображение земной поверхности

Наука о создании карт. Глобус как объёмная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки


Распознавать

различные виды

изображения земной поверхности:

карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок.

Анализировать

атлас и различать

его карты по охвату территории и тематике

11



1

Масштаб

Что показывает масштаб. Виды записи масштаба (численный, именованный, линейный). Линейный масштаб и его использование.




Определять

по топографической

карте (или плану местности) расстояния между географическими

объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решать

практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот

12



1

Условные знаки

Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи


Распознавать

условные знаки планов местности и карт.

Находить на плане местности и

топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи. Наносить

условные знаки на контурную карту и подписывать объекты.

Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков

13



1

Способы изображения неровностей земной поверхности

Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкала

высот и глубин.


Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать

высоты (глубины)

на физических картах с помощью шкалы высот и глубин. Показывать

на физических картах

глубокие морские впадины, равнины

суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана

с обозначением её глубины. Решать

практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга

14



1

Стороны горизонта. Ориентирование

Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас и стороны горизонта. Ориентирование компаса.

Определение направлений по компасу. Понятие «азимут». Измерение углов с помощью транспортира.

Определять по компасу

направления на стороны горизонта.

Определять

углы с помощью

транспортира


15



1

Съёмка местности.

Практическая работа №2 «Ориентирование и определение азимутов на местности и плане».


Глазомерная съёмка. Определение

расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане.


Ориентироваться

на местности

по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов.

Ориентироваться

по плану местности.

Определять азимуты

по компасу

на местности и на плане. Определять

стороны горизонта

на плане

16



1

Составление плана местности

Практическая работа №3

«Проведение полярной съёмки местности».



Использовать

Оборудование

Для глазомерной съёмки. Составлять

простейший план

небольшого участка местности.

17



1

Географические карты


Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображений на картах.

Читать карты различных видов

на основе анализа легенды. Определять

зависимость подробности карты от её масштаба. Сопоставлять

карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территорий. Сравнивать

глобус и карту полушарий для выявления искажений

в изображении объектов

18



1

Параллели и меридианы


Понятия «параллели» и «меридианы».

Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек.


Сравнивать

глобус и карты для выявления особенностей изображения

параллелей и меридианов.

Показывать

на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические

полюсы. Определять

по картам стороны горизонта и направления движения,

объяснять назначение градусной сетки

19



1

Географические координаты


Географическая широта и географическая долгота, способы их определения. Измерение расстояний с помощью градусной сетки


Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.

Сравнивать

местоположение объектов с разными географическими координатами.

Определять расстояния с помощью градусной сетки

20



1

Географические информационные системы


Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение.


21



1

Обобщающий урок по теме

«Изображения земной поверхности

и их использование»



Обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», учебник, с. 56;

Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради - экзаменаторе, с. 4–11

22



1

Земля в Солнечной системе


Состав Солнечной системы. Система «Земля — Луна». Географические следствия формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля.


Анализировать

иллюстративно -

справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.

Составлять

«космический адрес»

планеты Земля.

Составлять

и анализировать схему

«Географические следствия размеров и формы Земли».

23



1

Осевое вращение Земли


Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса.


Наблюдать модель

(теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявлять зависимость

продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов .Составлять и анализировать схему

«Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси

24



1

Орбитальное движение Земли


Движение Земли по орбите и смена времён года. Тропики и Полярные круги. Пояса освещённости.



Наблюдать

действующую модель

движений Земли и описывать особенности движения Земли по орбите. Анализировать

схему орбитального

движения Земли и объяснять смену

времён года. Показывать

на схемах и картах тропики, Полярные круги, пояса освещённости

25



1

Влияние космоса на Землю

и жизнь людей


Солнечная активность и жизнь людей.

Метеоры и метеориты. Кометы, их особенности


Составлять

описания происшествий

на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями. Находить

дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных

воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства

26



1

Обобщающий урок по теме

«Земля — планета Солнечной системы»



Обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», учебник, с. 64;

выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради - экзаменаторе, с. 18–23

27



1

Строение Земли

Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли.

Описывать модель строения Земли.

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций,

сравнивать оболочки

между собой.


28



1

Горные породы

Практическая работа №4 «Определению горных пород и описанию их свойств».


Классификация горных пород по происхождению.

Образование магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства.

Полезные ископаемые.


Сравнивать свойства горных пород

Различного происхождения.

Овладевать

простейшими навыками

определения горных пород по их свойствам.

Анализировать

схему преобразования горных пород

29



1

Земная кора и литосфера


Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействие


Анализировать

схемы (модели)

строения земной коры и литосферы.

Сравнивать типы земной коры.

Устанавливать

по иллюстрациям

и картам границы столкновения

и расхождения литосферных плит,

выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит

30



1

Рельеф Земли


Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа. Равнины и горы материков, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Определение по картам крупных форм рельефа


Распознавать

на физических картах разные формы рельефа. Выполнять

практические работы

по определению на картах средней и

максимальной абсолютной высоты.

Определять по картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их.

Сопоставлять

расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит.

Выявлять

закономерности в размещении крупных форм рельефа

в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит

31



1

Внутренние силы Земли


Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их последствия.


Выявлять при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма.

Устанавливать

с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли.

Наносить на контурную карт вулканы, пояса землетрясений

32



1

Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа


Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных

вод. Деятельность человека и рельеф.


Составлять

и анализировать

схему, демонстрирующую

соотношение

внешних сил и формирующихся под

их воздействием форм рельефа. Описывать

облик создаваемых внешними силами форм рельефа. Сравнивать

антропогенные и природные формы рельефа по размерам

и внешнему виду.


33



1

Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа, продолжение.



34



1

Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера — каменная

оболочка Земли»

Практическая работа №5

«Построение профиля рельефа»

Строительные материалы. Драгоценные и поделочные камни. Полезные ископаемые. Охрана литосферы.


Обсуждение проблем в рубрике «Подведём итоги», учебник, с. 80;






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!