Согласно действующему учебному плану поурочное планирование предусматривает в 6 классе обучение географии в объеме 1 часа в неделю (34 часа в год)
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
3) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
4) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции)
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды,
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Содержание учебного курса «География. Планета Земля» 6 класс
№пп | Дата проведения урока | Количество часов | Тема урока, практических работ | Основное содержание урока | Планируемые результаты |
по плану | по факту |
1 | | | 1 | Введение | Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения. | Знакомиться с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов Начать заполнение дневника наблюдений за погодой |
2 | | | 1 | Гидросфера . | Понятие «гидросфера». Объём гидросферы, её части. Мировой круговорот воды, его роль в природе. Значение гидросферы для Земли и человека | Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Объяснять значение круговорота воды для природы Земли, доказывать единство гидросферы. Описывать значение воды для жизни на плане |
3 | | | 1 | Мировой океан | Океан и его части. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океанов: температура и солёность поверхностных вод. Зависимость температуры и солёности от географической широты и изменчивость по сезонам года. | Определять и описывать по карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов. Наносить на контурную карту океанов названия заливов, проливов, окраинных и внутренних морей. Выявлять географические закономерности изменения температуры и солёности поверхностных вод Мирового океана. Строить графики Изменения температуры и солёности вод океанов в зависимости от широты |
4 | | | 1 | Движения воды в Океане Практическая работа №1 «Описанию вод Мирового океана на основе анализа карт». | Ветровые волны, цунами. Океанические течения. Приливы и отливы. Вертикальные движения вод. | Определять по картам крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового океана. Сравнивать карты и Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших тёплых и холодных течений Мирового океана. Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и тёплые течения |
5 | | | 1 | Реки | Части реки. Речная система, бассейн реки, водораздел. Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек. | Определять и показывать по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Обозначать и подписывать на контурной карте крупнейшие реки мира и их части, водосборные бассейны и водоразделы. Составлять характеристику реки по плану на основе анализа карт |
6 | | | 1 | Озёра и болота | Озёра, их разнообразие. Сточные и бессточные, пресные и солёные озёра. Водохранилища. Болота. | Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира. Подписывать на контурной карте крупнейшие озёра и водохранилища мира. Составлять и Анализировать схему различия озёр по происхождению котловин |
7 | | | 1 | Подземные воды | Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Источники. Термальные и минеральные воды. Значение и охрана подземных вод. | Анализировать модели (иллюстра ции) «Подземные воды», «Артезианские воды».Находить дополнительную информацию о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека |
8 | | | 1 | Ледники и многолетняя мерзлота | Горные и покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: распространение, воздействие на хозяйство. Оледенения | Решать познавательные задачи по выявлению закономерностей распространения ледников и мерзлоты. Описывать географическое положение областей оледенения. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты |
9 | | | 1 | Человек и гидросфера | Объёмы потребления пресной воды .Пути решения водных проблем. Источники загрязнения гидросферы, меры по сохранению качества воды | Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ним |
10 | | | 1 | Обобщающий урок по теме «Гидросфера — водная оболочка Земли». Практическая работа №2 «Описание реки своей местности» | | Выполнение практической работы «Описание реки своей местности», в Тетради - практикуме, с. 20–23 |
11 | | | 1 | Атмосфера | Состав воздуха атмосферы. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, ионосфера). Значение атмосферы. | Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Объяснять значение атмосферы для природы Земли. Находить дополнительную информацию о роли газов атмосферы для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера — «кухня погоды» |
12 | | | 1 | Температура воздуха Практическая работа №3 «Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений погоды». | Нагревание воздуха, зависимость температуры от высоты, угла падения солнечных лучей, характера поверхности. Годовые и суточные изменения температуры воздуха. Амплитуда температур. Изотермы. Парниковый эффект | Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и амплитуду температур. Анализировать графики годового хода температур. Решать задачи на определение сред ней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей на основе анализа иллюстраций или наблюдения действующих моделей. Выявлять Закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам на основе анализа карт |
13 | | | 1 | Влажность воздуха. Облака | Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Туман. | Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра. Решать задачи по расчёту абсолют ной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику, определять облачность |
14 | | | 1 | Атмосферные осадки | Образование осадков, неравномерность распределения на Земле. Диаграммы годового распределения осадков. Способы отображения осадков на картах. | Анализировать и строить по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам. Решать задачи по расчёту годового количества осадков на основе имеющихся данных. Определять способы отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах |
15 | | | 1 | Атмосферное давление | Понятие «атмосферное давление». Измерение атмосферного давления: барометр, единицы измерения. Причины изменения давления. Географические особенности распределения давления | Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Решать задачи по расчёту величины давления на разной высоте. Объяснять причину различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. Определять способы отображения величины атмосферного давления на картах |
16 | | | 1 | Ветер. Практическая работа №4 «Вычерчивание розы ветров». | Ветры: образование, характеристики: (направление, скорость, сила). Роза ветров. Постоянные, сезонные, суточные ветры. Значение ветров. Ветряной двигатель | Определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемо метра). Определять направление ветров по картам. Строить розу ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений погоды). Объяснять различия в скорости и силе ветра, причины изменения направления ветров |
17 | | | 1 | Погода | Погода и её элементы. Причины изменения погоды. Прогнозы погоды, синоптические карты. Получение информации для прогноза погоды. | Определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды. Характеризовать текущую погоду. Устанавливать взаимосвязи между элементами погоды на конкретных примерах. Овладевать чтением карты погоды, описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы (метео элементы).Описывать погоды разных сезонов года |
18 | | | 1 | Климат | Понятие о климате и его показателях. Изображение климатических показателей на картах и климатограммах. Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы. | Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата. Получать информацию о климатических показателях на основе анализа климатограмм. Овладевать чтением климатических карт, характеризуя климатические показатели (средние температуры, среднее количество осадков, направление ветров) по климатической карте. Сопоставлять карты поясов освещённости и климатических поясов, делать выводы |
19 | | | 1 | Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера | Явления в атмосфере, связанные с отражением солнечного света и с электричеством (полярное сияние, молния). Опасные явления в атмосфере, связанные с осадками, ветрами. Антропогенные воздействия на атмосферу | Определение значимости географических знаний в научно – профессиональной деятельности человека |
20 | | | 1 | Обобщающий урок по теме «Атмосфера - воздушная оболочка Земли» | | Обсуждение проблем, в рубрике «Подведём итоги», учебник, с. 122; выполнение вариантов контрольной работы, в Тетради - экзаменаторе, выполнение задания по составлению фрагмента климатической карты, предлагаемого в Тетради - тренажёре, с.65 |
21 | | | 1 | Биосфера | Понятие «биосфера». В.И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Границы современной биосферы. Разнообразие органического мира Земли. Понятие о древних видах — реликтах. Распространение живых организмов в биосфере. Соотношение растений и животных на суше и в Мировом океане. | Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Обосновывать проведение границ биосферы. Описывать сферу распространения живых организмов. Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов в биосфере |
22 | | | 1 | Жизнь в Океане и на суше | Факторы воздействия на распространение живых организмов в океанах и на суше. Группы морских организмов по условиям обитания (нектон, планктон, бентос). Географические закономерности изменения расти тельного и животного мира суши. Воздействие температурного режима, количества осадков, рельефа. | Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей |
23 | | | 1 | Значение биосферы | Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот, его значение. Взаимодействие биосферы с другими оболочками Земли. Влияние живых организмов на земную кору, атмосферу, гидросферу, человека. | Анализировать схему биологического круговорота и выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ. Составлять (дополнять) схему биологического круговорота веществ. Обосновывать конкретными при мерами участие живых организмов в преобразовании земных оболочек |
24 | | | 1 | Человек — часть биосферы | Распространение людей на Земле. Географические факторы расселения человека. Расовый состав населения. Внешние признаки людей различных рас. Роль биосферы в жизни человека | Различать по иллюстрациям и описаниям представителей различных рас. Анализировать диаграммы с целью получения данных о расовом составе населения мира (региона, страны). Устанавливать соответствие на основе анализа карт между народами и их расовой принадлежностью, распространением рас и размещением населения на планете. Объяснять роль биосферы в жизни человека |
25 | | | 1 | Обобщение по теме: «Биосфера — оболочка жизни» | Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные экологические проблемы и охрана биосферы. Охраняемые природные территории. Всемирное природное наследие. | Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описывать меры, направленные на охрану биосферы. Высказывать мнения о воздействии человека на биосферу в своём крае. Обсуждение проблем,в рубрике «Подведём итоги», учебник, с. 134; |
26 | | | 1 | Географическая оболочка | Понятие «географическая оболочка». Строение, границы, этапы формирования оболочки. Свойства географической оболочки: целостность, широтная зональность, высотная поясность, ритмичность. | Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки и проявлений широтной зональности. Выявлять на конкретных примерах причинно -следственные связи процессов, протекающих в географической оболочке. Анализировать карты для доказательства существования широтной зональности в географической оболочке |
27 | | | 1 | Природные комплексы | Компоненты природного комплекса, их взаимодействие. Размеры природных комплексов. Природные зоны как крупнейшие зональные комплексы. Высотные пояса. Природноантропогенные и антропогенные комплексы. | Анализировать схемы для выявления причинноследственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе. Наносить на контурную карту границы природных зон и их качественные характеристики. Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации. |
28 | | | 1 | Почва | Почва как особое природное образование. Состав и строение почв. Плодородие почв. Распространённые зональные типы почв. Охрана почв, мелиорация | Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв. Сравнивать по иллюстрациям (мо делям) строение профиля подзолистой почвы и чернозёма. Сопоставлять карты почв и природных зон, устанавливать соответствие между основными типами почв и природными зонами. Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства |
29 | | | 1 | Ледяные пустыни и тундры | Арктические и антарктические пустыни, тундры: географическое положение, климат, растительный и животный мир. | Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их внешний облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и основными представителями её растительного и животного мира. |
30 | | | 1 | Леса | Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. | Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие Между природной зоной и представителями её растительного и животного мира. Находить информацию подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне |
31 | | | 1 | Степи и саванны. Засушливые области планеты | Географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. | Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие Между природной зоной и представителями её растительного и животного мира. |
32 | | | 1 | Природные комплексы Мирового океана | Широтные зоны Мирового океана. Вертикальные зоны океанов. | Определять по картам районы распространения представителей органического мира океанов. Анализировать тематические карты и находить доказательства существования в Мировом океане широтной зональности. Объяснять причины неравномерно го распространения живых организмов в |
33 | | | 1 | Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие | Всемирное наследие. Угрозы сохранению объектов наследия. Взаимосвязь природы и культуры в памятниках Всемирного наследия. География объектов Всемирного наследия. Природное наследие и сохранение биологического разнообразия. Культурное наследие. | Анализировать карты, отражающие размещение объектов природного и культурного наследия человечества. Обозначать на контурной карте объекты природного и культурного наследия. Находить информацию и готовить презентацию об объекте всемирного природного (культурного) наследия и о его значении для человечества |
34 | | | 1 | Обобщающий урок по теме «Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс» | | Обсуждение проблем в рубрике «Подведём итоги», учебник, с. 158; |