Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
- Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. - М. Просвещение, 2010. - 80 с. (Стандарты второго поколения).
- Учебный план ФГКОУ "Севастопольское ПКУ" на 2014-2015 учебный год.
- Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология: живой организм», автор Н.И. Сонин, (Программы для общеобразовательных учреждений Составитель И.Б. Морзунова. – 3-е издание, - М.: Дрофа, 2010).
Рабочая программа ориентирована на использование УМК "Сфера жизни" под руководством Н.И. Сонина. Выбор авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что содержание и аппарат данной программы обеспечивают выполнение требований, представленных во ФГОС. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии. Особенностью авторской программы является системность и логичность подаваемого материала.
Настоящая программа для 6 класса составлена на основе ФГОС, авторской программы основного общего образования (базовый уровень) для общеобразовательных учреждений по биологии к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и имеющимся в училище учебно-методическим обеспечением.
Данная программа составлена для реализации курса "Биология: живой организм", которая является частью комплекса программ, разработанных к курсу "Биология 5-11" под руководством Н.И. Сонина. Обучение по рабочей программе осуществляется на основе использование учебника: Биология: живой организм / Сонин Н.И., М.: "Дрофа", 2013 и соответствующего УМК. Данный комплекс, и как его часть - учебник, отличается научностью и доступностью, что необходимо для успешного решения учебно-воспитательных задач.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что в нем реализуется следующие компетентности курса биологии:
- эколого-природоохранные (понимание последствий деятельности человека в окружающей среде, рациональное использование природных ресурсов, оценку влияния собственных поступков на живые организмы и экосистемы, моральную ответственность за сохранение биоразнообразия как основы устойчивости биосферы),
- здоровьесберегающие (безопасного для жизни поведения в окружающей среде, соблюдение правил личной и общественной гигиены, предупреждение и профилактику заболеваний, вызываемых вирусами и бактериями),
- информационные (формирование умений работать с текстом и рисунками, информацией, полученной из других источников, в том числе сети Интернет)
- практико-исследовательские (краткие инструкции для проведения лабораторных работ, экскурсий, наблюдений в природе).
Программа предполагает блочный принцип построения курса: первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих - изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространённости и экологии. Изложение материала осуществляется на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу.
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение 9 лабораторных работ, 2 практических работ и 1 экскурсии.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Цели рабочей программы по биологи для 6 класса направлены на реализацию стандартов ФГОС по биологии и способствует решению следующих задач:
- расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности, средообразующей роли организмов; о роли живых организмов природе и в практической деятельности человека,
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой: природы, жизнедеятельности живых организмов,
- формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни,
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.),
- формирование умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся,
- использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе.
Данная программа адресована учащимся 6 класса ФГКОУ "Севастопольское КПУ", возрастом 12 лет, предполагает освоение основного блока вопросов по строению и процессам жизнедеятельности живых организмов в доступной для данного возраста форме, используя системно-деятельностный подход. При этом производится учет интересов учащихся, осуществляется их деятельность по восприятию и усвоению переработанной учебной информации, происходит контрольно-корректировочная деятельность.
Новизна данной программы состоит во включении в программу краеведческого компонента, который нашел свое отражение в изучении основных процессов жизнедеятельности на живых объектах, обитающих на территории Крыма. В разделе 3 "Организм и среда" тема "Природные сообщества" изучается не только на экосистемах средней полосы России, но и на экосистемах Крыма, как уникального природного комплекса юга России. Рассматриваются вопросы сохранения и восстановления экосистем шельфовой, прибрежной, горнолесной и степной части Крыма. Вместе с тем у кадет формируется экологическая грамотность и способность к мониторингу за последствиями своей деятельности в природе.
Данный курс и биологическое образование направлено на формирование следующих УУД:
Познавательные: выделять существенные признаки организмов у представителей различных царств природы, определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе, сравнивать предметы, объекты; находить общее и различное, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, понимать информацию, представленную в виде текста, схем, рисунков, графиков и таблиц, преобразовывать информацию из одной формы в другую, группировать, классифицировать объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Регулятивные: ознакомление учащихся с установленными правилами техники безопасности, организации выполнения различных видов деятельности. Организовывать своё рабочее место под руководством учителя. Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работ с материалом учебника. Учиться работать по плану. Осуществлять контроль в форме сравнения своей работы с заданным эталоном.
Коммуникативные: социализация обучаемых, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики различных заболеваний, находить информацию о живых объектах в различных источниках. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог: отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать об ошибках. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. Оформлять мысли в устной и письменной формах (на уровне предложения, текста). Слушать и понимать других.
Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей, признание ценности жизни и здоровья, знание основных принципов и правил отношения к живой природе.
Основные содержательные линии, которые реализуются в данной программе:
экологическая;
здоровьесберегающая;
информационно-методическая.
Специфика курса требует организации учебной деятельности учащегося в форме урочной и внеурочной деятельности. Используется индивидуальные формы: работа с литературой и электронными источниками информации, работа с обучающими программами; парная лабораторно-практическая работа, групповая творческая работа, экскурсионная и учебно-исследовательская деятельность.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих технологий обучения: системно-деятельностный подход, учебно-исследовательские и проектные технологии: проблемно-реферативные, экспериментальные. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в форме экскурсий, участия в днях науки при ИнБЮМ.
Все практические и лабораторные работы курса проводятся с использованием системно - деятельностного подхода, элементы которого включены во все уроки. Учебно-исследовательские и экспериментальные технологии применяются в л/р 1 Определение состава семян пшеницы, л/р 2. Строение клеток живых организмов (часть 1 - клетки растения, часть 2 - клетки животного), л/р 3 Ткани живых организмов (часть 1 - ткани растения, часть 2 - ткани животного), Л/р 6 Движение инфузории-туфельки, п/р 1 Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю, п/р 2 Вегетативное размножение комнатных растений. Проблемно-реферативная технология применяется в виде индивидуальных творческих заданий. Цель использования которых - повысить активизацию познавательной деятельности кадет и осуществление личностно-ориентированного обучения.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом ФГКОУ "Севастопольское ПКУ"в форме тематических самостоятельных работ и двух полугодовых срезовых тестированиях. В ходе которых учащиеся демонстрируют знание фактического материала по темам, сформированность познавательных, регуляторных УУД.
В ходе освоения курса формируются:
метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать (группировать, классифицировать объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям), наблюдать, сравнивать предметы, объекты; находить общее и различное, проводить эксперимент, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разними источниками биологической информации (поиск, анализ, оценка, преобразование одной информации в другую), ориентироваться в оглавлении учебника, его условных обозначениях, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, таблицах, справочниках, преобразовывать информацию из одной формы в другую, пересказывать тексты, понимать информацию, представленную в виде текста, схем, рисунков, графиков, таблиц;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе и здоровью;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, отстаивать свою позицию;
предметные результаты:
- знать и понимать особенности жизни как формы существования материи; фундаментальные понятия биологии; о существовании эволюционной теории; основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
- уметь пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета.
личностные результаты:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений, эстетического отношения к живым объектам.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Количество часов |
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов. | |
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов. | 1 |
Тема 1.2. Химический состав клеток. | 1 |
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. | 2 |
Тема 1.4. Ткани растений и животных. | 2 |
Тема 1.5. Органы и системы органов. | 4 |
Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы. | 1 |
Всего | 11 |
Раздел 2. Жизнедеятельность организма. | |
Тема 2.1. Питание и пищеварение. | 3 |
Тема 2.2. Дыхание. | 2 |
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме. | 2 |
Тема 2.4. Выделение. | 2 |
Тема 2.5. Опорные системы. | 2 |
Тема 2.6. Движение. | 2 |
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности. | 3 |
Тема 2.8. Размножение. | 3 |
Тема 2.9. Рост и развитие. | 3 |
Всего | 22 |
Раздел 3. Организм и среда. | |
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды. | 1 |
Тема 3.2. Природные сообщества. | 1 |
Всего | 2 |
Итого | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
6 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
РАЗДЕЛ 1
Строение и свойства живых организмов
(11 часов)
Тема 1.1 Основные свойства живых организмов (1 час)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2 Химический состав клеток (1 час)
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторная работа 1. Определение состава семян пшеницы.
Тема 1.3 Строение растительной и животной клеток (2 часа)
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Лабораторная работа 2. Строение клеток живых организмов (часть 1 - клетка растения, часть 2 - клетка животного).
Тематический (итоговый) контроль: Клеточное строение живого организма
Тема 1.4 Ткани растений и животных (2 часа)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторная работа 3. Ткани растительных организмов (часть 1 - ткань растения, часть 2 - ткань животного).
Тематический (итоговый) контроль: Ткани растений и животных
Тема 1.5 Органы и системы органов (4 часа)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней.
Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.
Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья.
Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.
Многообразие органов цветкового растения на живых и гербарных объектах, произрастающих в Крыму.
Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, ОДС, нервная, эндокринная, размножения.
Лабораторная работа 4. Распознавание органов у животных
Тематический (итоговый) контроль: Органы животных и растений
Тема 1.6 Растения и животные как целостные организмы (1 час)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
РАЗДЕЛ 2
Жизнедеятельность организма
(23 часа)
Тема 2.1 Питание и пищеварение (3 часа)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
►Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.
Тематический (итоговый) контроль: Питание и пищеварение
Тема 2.2 Дыхание (2 часа)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
►Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тематический (итоговый) контроль: Дыхание
Тема 2.3 Передвижение веществ в организме (2 часа)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).
Практическая работа 1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
►Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.
Тематический (итоговый) контроль: Транспорт веществ
Тема 2.4 Выделение (2 часа)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тематический (итоговый) контроль: Выделение
Тема 2.5 Опорные системы (2 часа)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Лабораторная работа 5. Разнообразие опорных систем животных.
►Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.
Тема 2.6 Движение (2 часа)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Лабораторная работа 6. Движение инфузории туфельки.
Лабораторная работа 7. Перемещение дождевого червя
Тематический (итоговый) контроль: Опорные системы и движение
Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа)
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.
Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
►Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств, растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.
Тематический (итоговый) контроль: Регуляция процессов жизнедеятельности
Тема 2.8 Размножение (3 часа)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Практическая работа 2. Вегетативное размножение комнатных растений.
►Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.
Тема 2.9 Рост и развитие (3 часа)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Лабораторная работа 8. Прямое и непрямое развитие насекомых
►Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.
Тематический (итоговый) контроль: Размножение, рост и развитие
РАЗДЕЛ 3
Организм и среда
(2 часа)
Тема 3.1 Среда обитания. Факторы среды (1 часа)
Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. Влияние факторов среды в экосистемах Крыма. Воздействие антропогенного фактора на крымские экосистемы.
►Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов, пищевые цепи и сети.
Тема 3.2 Природные сообщества (1 часа)
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. Связи в природных сообществах Крыма. Разнообразие и сохранение экосистем Крыма. Влияние рекреационной нагрузки на шельфовые, прибрежные, горнолесные, степные экосистемы Крыма.
►Демонстрация структуры экосистемы, моделей экологических систем.
Тематический (итоговый) контроль: Организм и среда
Учебно-методическая литература учителя:
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. Полный курс подготовки к выпускным и вступительным экзаменам. М.: АСТ-Пресс Школа, 2003
Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. В 3-х частях: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М.: Школа-Пресс, 2001
Козлова Т.А., Кумченко В.С. Биология в таблицах. 6 – 11классы: справочное пособие. М.: Дрофа, 2008
Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведения 5 класс. Биология 5 – 11 классы. М.: Дрофа, 2010
Биология. Проверочные работы в формате ГИА. Сборник проектов проверочных работ : учебно-методическое пособие / под общ.ред. Э. Е. Белоусовой, Г. Н. Паниной. - СПб. : Реноме, 2012. - 152 с.
Березовская В. А., Белоусова И. Н., Клочкова Н. Г. Биология и микробиология: Учебно-методическое пособие (практикум). - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2006. - 92 с.
Учебно-методическая литература обучающихся
Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил. o Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с. o Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684. o Верзилин Н.М.
Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.
Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология: Живой организм»
Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006.
Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
Учебно-методическая база кабинета:
модели цветков: яблони, картофеля, персика, василька, подсолнечника, гороха, вируса
муляжи: голосеменные растения, морская звезда, морской еж,
коллекции семена и плоды, многообразие раковин моллюсков
гербарий: морфология растений, сельскохозяйственные растения, ядовитые растения, основные группы растений, растительные сообщества
рельефные таблицы: внутреннее строение собаки, голубя, ящерицы, рыбы, лягушки, гидры
таблицы: строение клетки растения, строение клетки животного, ткани растений, ткани животных, структура биогеоценоза
модель клетки животного
2 микроскопа с USB, интерактивная доска
набор микропрепаратов
влажные препараты