Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
Повышение престижа рабочих профессий
В 90-х годах произошел развал экономики, что привело к снижению престижа рабочих профессий. Имидж успешного человека сложился в лице экономиста, менеджера, юриста. В настоящее время рынок этими профессиями перенасыщен, дипломированные специалисты не могут найти работу, пополняя ряды безработных, в то время как растет дефицит таких профессий, как слесарь, электросварщик, токарь. Без изменения политики государства в области трудовых ресурсов решение этой проблемы невозможно.
Политическую ситуацию в России сложно назвать благоприятной. С введение санкций западных стран, снижение цен на нефть необходимо импортозамещения, развитие собственного производства, поэтому необходимо возрождение нашей промышленности, а, значит, нужен приток квалифицированных рабочих кадров. В настоящее время проблема недостатка рабочих восполняют мигранты из ближнего зарубежья, уровень их квалификации не соответствует современным требованиям. В последние годы в учреждениях среднего профессионального образования снизилась численность выпускников, поэтому встал вопрос о необходимости ориентировать учеников школ на получение профессий, которые будут пользоваться спросом на рынке труда. Нужно воспитывать у школьников уважение к труду и рабочим профессиям. В настоящее время профессия юриста или экономиста не всегда дает возможность получить престижную работу и стабильный доход.
Это общероссийская проблема и нужно решаться ее комплексно на государственном уровне. Важным условием повышения престижа рабочих профессий – это возрождение заводов, создание благоприятных условий труда, обеспечение высокой заработной платы, внимание к труду рабочих в средствах массовой информации, общественное уважение. Школа, как начальное звено тоже должна участвовать в этом процессе, ведь именно в школьные годы принимается решение о выборе профессии. Нужно изменить сложившийся в обществе стереотип, что работа на заводе – это не престижно.
На сегодняшний день в России строятся новые образовательные учреждения, отвечающие современным требованиям, но их единицы. Одно из таких образовательных учреждений это ГБОУ СОШ «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный (Волжский р-он, Самарская обл.), где создаются такие условия, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка, одно из таких это работа на токарных, фрезерных станках. ГБОУ СОШ «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный совместно с МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара создают условия для углубления знаний и навыков обучающихся, благодаря объединению «Металлообработка на металлорежущих станках», где происходит формирование социальной личности, ориентированной на развитие и углубление интереса к рабочим профессиям.
Главной ролью в повышении интереса к рабочим профессиям на примере ГБОУ СОШ «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный и МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара является непосредственно работа на станках, учащиеся могут сами изготовить готовую деталь из металла, ощутить производственный процесс. Так же не малую роль играют индивидуальные беседы с учениками и их родителями, посещение выставок, тематические экскурсий на заводы, где ученики могут ознакомиться с производством, увидеть своими глазами труд рабочего.
Это, например, может быть экскурсия на завод «Кузнецов», «Прогресс», «Металлист», которая даст возможность увидеть, как происходит процесс ракетостроения и самолетостроения - это прекрасный способ определиться с будущей профессией.
Конкуренция на рынке труда высока. Учащиеся должны быть готовы к тому, что к ним будут предъявляться требования не только к профессиональным, но и к личностным качествам работника. Важная задача школы и дополнительного образования – формирование полноценных граждан своей страны. От их профессионального выбора зависит будущее нашей экономики.
Учитель технологии ГБОУ СОШ «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный, педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара Никитин В.А.