СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочую программу можно использовать при составлении КТП(ФГОС)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Ярославка

муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан




«Рассмотрено» « Согласовано» « Утверждаю»

Руководитель ШМО Зам. директора по УВР: Директор школы:

______Малинина Е.П. _______Малинина Н.В. ______Малинин С. А Протокол №____от «___»________2017г. Приказ от 31.08.2017 г.

«___»_______2017г. №








Рабочая программа

основного общего образования

по ОБЖ для 8 класса

на 2017-2018учебный год








Разработал и реализует учебный курс

учитель ОБЖ Щелконогов Ю.Ю.












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования, одобренного решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089; Примерной программы «Основы безопасности жизнедеятельности: программы общеобразовательных учреждений»; учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности: 8 класс» (Авторы: М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева. — М.: ООО «Издательство Астрель» 2013; Учебного плана МБОУ СОШ с.Ярославка.

Функции программы:

информационно-методическую функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;

организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Цели курса:

освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.


Место предмета в учебном плане

По учебному плану МБОУ СОШ с. Ярославка на изучение ОБЖ в 8 классах отводится 34 часа по 1 часу в неделю.







Общая характеристика предмета

В настоящей учебной программе реализованы тре­бования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей при­родной среды», «О пожарной безопасности», «О граж­данской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жиз­ни, о чрез­вычайных ситуациях природного и техногенного харак­тера, их последствиях и мероприятиях, проводимых го­сударством по защите населения. Большое значение прида­ется также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.


Учебно-методический комплект

1. ОБЖ: 8-й класс: учебник для ОУ/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др./под ред.Ю.Л. Воробьева/ М.: АСТ.: Астрель, 2007г

2.Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008.

3.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : «Просвещение», 2007

4. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах Учебное пособие для 7-8 классов М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД».,1997



















Учебно-тематический план

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теорети-ческие

Практи-ческие

Раздел 1.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

17



1

Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их профилактика.

2

2


2

Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.

2

2


3

Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.

2

1

1

4

Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему.

1


1

5

Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.


1

1


6

Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.

2


2

7

Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия

2

1

1

8

Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ (ПДК) ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРЕ, ВОДЕ, ПОЧВЕ. БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ.

1

1


9

Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты.

1

1


10

Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах).

1

1


11

Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.

2

1

1


Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

2



12

Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях.

2

1

1


Раздел 3. Основы безопасности в чрезвычайных ситуациях

15



13

Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения.

6

6


14

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения.

5

5


15

Действия населения по сигналу "Внимание всем!" и сопровождающей речевой информации.

2

1

1

16

Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуация населения.

2

1

1


Итого:

34

25

9




Формы организации и контроля учебного процесса

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования; выделение характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач; сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных; самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния; соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Текущий контроль осуществляется с помощью индивидуального опроса.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, по опросному листу.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме тестирования, теста по опросному листу, творческой работы.

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года(в соответствии с требованиями, установленных федеральным государственным образовательным стандартом и образовательной программой школы): выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; невосприимчивости к вредным привычкам; обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм); проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника; оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:

знать/понимать:

- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);

уметь:

- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;

- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

- действовать согласно установленному порядку по сигналу "Внимание всем!", комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);

- адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;

- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

- пользования бытовыми приборами и инструментами;

- проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;

- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их профилактика.

Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления. Движение — естественная потребность организма.

Физическая культура и закаливание. Личная гигиена.

Вредные привычки и их негативное влияние на здо­ровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка.

Наркомания, токсикомания и другие вредные при­вычки.



Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.

Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Причины дорожно-транспортных происшествий. Пра­вила безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.

Крат­кая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте.



Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.

Причины возникновения пожаров в жилых и обще­ственных зданиях. Меры пожар­ной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.

Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания.

Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного по­ведения в случае возникновения пожара на транспорте.



Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему.

Правила безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимо­помощи терпящим бедствие на воде.



Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.

Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими и электронными прибо­рами. Правила безопасного использования электрических и электронных прибо­ров. Компьютер и здоровье.

Опасные вещества и средства бытовой химии. Опас­ности, возникающие при нарушении правил пользова­ния ими. Действие опасных веществ и препаратов бы­товой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах.

Правила безопасного использования различных ин­струментов при выполнении хозяйственных работ до­ма.



Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их использование.



Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Автономное существование человека в природе. Прави­ла безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Правила ориентирования на местности. Оборудование временного жилища (укрытия). Способы добывания ог­ня. Обеспечение водой и питанием. Сигналы бедствия.





Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ (ПДК) ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРЕ, ВОДЕ, ПОЧВЕ. БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ.

Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность.

Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о пре­дельно допустимых концентрациях загрязняющих ве­ществ.

Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.



Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты.

Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты.

Правила безопасного поведения с незнакомым чело­веком на улице, в подъезде дома, лифте.

Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества, с которыми наиболее часто приходит­ся встречаться в повседневной жизни.


Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах).

Правила безопасного поведения в толпе. Психологи­ческая картина толпы. Поведение толпы при возникно­вении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.



Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении за­ложников сотрудниками спецслужб.



Оказание первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях. Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства.

Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений.

Первая медицинская помощь при переломах. Правила и спосо­бы транспортировки пострадавших.

Первая медицинская помощь при отравлениях газа­ми, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.

Первая медицинская помощь при утоплении и уду­шении.

Первая медицинская помощь при тепловом и сол­нечном ударе, обморожении.

Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях



Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения.

Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при забла­говременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений.

Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного пове­дения при извержении вулканов.

Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблагов­ременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.

Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведе­ния при заблаговременном оповещении о приближе­нии урагана, бури, смерча. Правила безопасного пове­дения во время и после ураганов, бури, смерча.

Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаго­временном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений.

Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном опове­щении о цунами, во время прихода и после цунами.

Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.



Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения.

Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаровзрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах

Промышленные аварии с выбросом опасных хими­ческих веществ. Химически опасные объекты произ­водства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характе­ристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.

Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Гидродинамические аварии. Правила без­опасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.



Действия населения по сигналу "Внимание всем!" и сопровождающей речевой информации. Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуация населения.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрез­вычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях.

Инженерная, радиационная и химическая защита населения.

Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации.













































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п


Название разделов. Тематика блоков, уроков

Кол-во уроков

Дата уроков

по плану

фактически


I.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

17ч



1

Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.

1

09/09


2

Вредные привычки и их профилактика.

1

16/09


3

Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов).

1

23/09


4

Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.

1

30/09


5

Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности.

1

07/10


6

Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.

1

14/10


7

Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему.

1

21/10


8

Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.


1

28/10


9

Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки.

1

11/11


10

Использование индивидуальных средств защиты: респиратора и противогаза.

1

18/11


11

Автономное существование человека в природе.

1

25/11


12

Правила ориентирования на местности. Сигналы бедствия.


1

02/12


13

Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.


1

09/12


14

Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты.


1

16/12


15

Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах).


1

23/12



16

Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта.

1

30/12


17

Поведение при похищении или захвате террористами в качестве заложника.

1

20/01



II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

2ч



18

Первая медицинская помощь при отравлениях.

1

27/01



19

Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях.

1

03/02




III.Основы безопасности в чрезвычайных ситуациях

15ч




20

Землетрясения и их поражающие факторы.

1

10/02



21

Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного пове­дения при извержении вулканов.


1

17/02



22

Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы

1

24/02



23

Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного пове­дения во время и после ураганов, бури, смерча.


1

03/03



24

Наводнения, цунами и их поражающие факторы.

1

10/03



25

Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.


1

17/03



26

Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.


1

24/03



27

Пожары и взрывы, их характеристика. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах


1

07/04



28

Промышленные аварии с выбросом опасных хими­ческих веществ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.


1

14/04



29

Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях.


1

21/04



30

Гидродинамические аварии. Правила без­опасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.


1

28/04



31

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1

05/05



32

Оповещение населения о чрез­вычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!».

1

12/05



33

Инженерная, радиационная и химическая защита населения.


1

19/05



34

Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации.


1

26/05








































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


1. Государственный стандарт общего образования по ОБЖ.

2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы / под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.

3. Альтшулер В. Б. Наркомания: дорога в бездну: кн. для учителей и родителей / В. Б. Альтшулер, А. В. Надеждин. — М., 2000.

4. Вооружённые силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. – Учебное пособие.- Москва: Армпресс, 2001.

5. Гражданская защита: энцикл. словарь / [Ю. Л. Воробьев и др.; под общ. ред. С. К. Шойгу]. — М., 2005.

6. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / под общ. ред. М. И. Фалеева. — Калуга, 2001.

7. Катастрофы и человек: российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям / под ред. Ю. Л. Воробьева. — М., 1997.

8. Конституция Российской Федерации (действующая редакция)

9. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник/ [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М., 2007.

11. Ильин А.И. Книга, которая спасет вам жизнь. М.:ООО «Издательство «Эксмо».,2013г.

12.ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005

13.ОБЖ тесты: 8 класс к учебнику И.К.Топорова ОБЖ 7-8 класс /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2006 г.











Тестовые задания открытого типа (образцы)

ЗАДАНИЕ 1. Этантиол (этилмеркаптан) – бесцветная жидкость с резким характерным запахом, который человек может уловить, даже если одна часть этого вещества придется на 50 миллионов частей воздуха. Этантиол – токсичное сераорганическое соединение, относящееся к третьему классу опасности, и в больших количествах может вызывать головную боль, тошноту и потерю координации. Тем не менее, это вещество широко используется и его запах хорошо знаком большинству людей в быту. Где и для чего применяется этантиол?

Вариант ответа:

Этантиол (этилмеркаптан) используется для одоризации (придания резкого характерного запаха) природному газу, используемому в быту, что позволяет определять человеку утечки газа по запаху.

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 4 балла, при этом:

 за правильный ответ по каждой из позиций (ключевые слова выделены полужирным шрифтом) начисляется по 2 балла;

 при отсутствии правильных ответов баллы не начисляются.

ЗАДАНИЕ 2. Международное гуманитарное право – это совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение средств и методов ведения войны и на защиту жертв вооруженных конфликтов.

А. Перечислите лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права.

Вариант ответа:

 раненые;

 больные;

 потерпевшие кораблекрушение;

 военнопленные;  гражданское население;

 медицинский персонал;

 духовный персонал.

Б. Напишите, какие средства и методы ведения войны запрещает Международное гуманитарное право.

Вариант ответа:

 которые не позволяют проводить различия между теми, кто не участвует в военных действиях, и теми, кто принимает в них участие;

 которые причиняют излишние повреждения или излишние страдания;

 которые наносят серьезный или долговременный ущерб природной среде.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание, состоящее из двух частей – 7 баллов, при этом:

 за 1 или 2 правильных ответа в части «А» задания начисляется 1 балл;

 за 3 или 4 правильных ответа в части «А» задания начисляется 2 балла;

 за 5 или 6 правильных ответа в части «А» задания начисляется 3 балла;

 за 7 правильных ответа в части «А» задания начисляется 4 балла;

 за каждый правильный ответ части «Б» задания начисляется по 1 баллу;

 при отсутствии правильных ответов баллы не начисляются.

Тестовые задания закрытого типа (образцы)

Определите один правильный ответ

1 При прорыве плотины в ней первоначально образуется:

а) волна;

б) брешь;

в) проран;

г) поток.

2 Что означает термин «Недостаточная видимость»?

а) видимость дороги менее 10 м в темное время суток;

б) видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя,

снегопада, а также в сумерки;

в) видимость дороги менее 100 м в условиях населенного пункта.

Определите все правильные ответы

3 Назовите возможные источники пищевого отравления:

а) сырая вода;

б) варенье, простоявшее ночь на столе;

в) тушеные овощи;

г) консервированные грибы;

д) рыбные консервы из вздувшихся банок;

е) вчерашний бутерброд с вареной колбасой.

4 Во время прогулки по лесу вы увидели впереди себя огонь, который распространяется по кустарникам и деревьям. Выберете ваши дальнейшие действия:

а) попытаетесь ветками или подручными средствами сбить огонь;

б) определите направление ветра и направление распространения огня;

в) быстро сориентируетесь и будете уходить в наветренную сторону от огня в безопасное место;

г) найдете ближайший водоем и в нем дождетесь, когда пройдет огонь.

Примерные задания практического тура (образцы)

ЗАДАНИЕ 1. Оказание первой помощи пострадавшему в результате техногенной

аварии и вызов бригады скорой помощи и спасателей

Алгоритм выполнения:

1. Оказание помощи начинается с оценки состояния пострадавшего с соблюдением мер собственной безопасности.

2. Оказание первой помощи пострадавшему в завале. Необходимо жгутами перетянуть придавленную конечность выше места сдавливания, предложить пострадавшему воду, а при отсутствии аллергической реакции на медикаменты обезболивающее и воду. Укрыть пострадавшего.

3. Сообщить по телефону в спасательные службы, указав адрес, пол и примерный возраст пострадавшего, характер повреждений, сообщить свою фамилию и узнать фамилию диспетчера.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 40 баллов.

№ Перечень ошибок и погрешностей Штраф

(баллы)

Оказание первой помощи пострадавшему с синдромом длительного сдавливания

1 Попытка приподнять предмет, придавивший нижние конечности, до

наложения жгута (смерть пострадавшего)

2 Не произведено наложение жгута (возможна смерть пострадавшего)

3 Не приложен холод

4 Не предложено пострадавшему питье

5 Не задан вопрос о наличие аллергической реакции на лекарственные средства

6 Не предложено обезболивающее

7 Некорректное обращение с пострадавшим

Вызов спасательных служб

1 Не вызваны спасательные службы 5

2 Не указано место происшествия 1

3. Не указано количество пострадавший и степень повреждения 1

4 Не названа фамилия, имя вызывающего службу 1

*При сумме штрафных баллов равных и превышающих максимальный балл участнику

выставляется 0 баллов.

В соответствии с возможностями образовательных организаций задания по

оказанию помощи пострадавшим могут включать разное количество «пострадавших» с различными повреждениями, при этом категорически не допускается проведение непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции лёгких и наложения жгута на статистов.

ЗАДАНИЕ 2. Выбор боеприпаса в соответствии с образцом оружия.

Оборудование этапа: Модели боеприпасов масса-габаритные или учебные

боеприпасы (картинки с изображением боеприпасов), стол, карточки с заданием (например,

АК-74, СКС, СВД, РПГ-7, ПМ, РПК).

Условие: Перед участником разложены различные боеприпасы и карточки с

заданиями. Участник берёт одну из карточек и выбирает боеприпас, соответствующий

наименованию оружия указанного в карточке.

Алгоритм выполнения задания:

1. Взять карточку с заданием.

2. Выбрать боеприпас в соответствии с заданием (переложить его на судейский стол).

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 5 баллов.

№ Перечень ошибок и погрешностей Штраф

(баллы)

1 Ошибка в выборе боеприпасов 5

2 Выбор более одного образца боеприпасов (в том числе и указанного в

карточке)



* При сумме штрафных баллов равных и превышающих максимальный балл участнику

выставляется 0 баллов.

Задания по вопросам основ военной службы рекомендуется разрабатывать

исходя из особенностей учебно-материальной базы образовательных организаций с учётом соблюдения мер безопасности. Выполнение заданий с элементами пулевой стрельбы допускается проводить только в специально оборудованных помещениях (тир, место для стрельбы) или на стрельбищах, с предварительным инструктажем участников по технике безопасности. В местах выполнения заданий по метанию учебных гранат (муляжей гранат) может одновременно находиться только один участник Олимпиады, сектор метания должен иметь ограждения исключающие травматизм среди участников, членов жюри и третьих лиц.





Тестовые задания открытого типа

ЗАДАНИЕ 1. Этантиол (этилмеркаптан) – бесцветная жидкость с резким характерным запахом, который человек может уловить, даже если одна часть этого вещества придется на 50 миллионов частей воздуха. Этантиол – токсичное сераорганическое соединение, относящееся к третьему классу опасности, и в больших количествах может вызывать головную боль, тошноту и потерю координации. Тем не менее, это вещество широко используется и его запах хорошо знаком большинству людей в быту. Где и для чего применяется этантиол?

ЗАДАНИЕ 2. Международное гуманитарное право – это совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение средств и методов ведения войны и на защиту жертв вооруженных конфликтов.

А. Перечислите лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права.

Б. Напишите, какие средства и методы ведения войны запрещает Международное гуманитарное право.

Тестовые задания закрытого типа

Определите один правильный ответ

1 При прорыве плотины в ней первоначально образуется:

а) волна;

б) брешь;

в) проран;

г) поток.

2 Что означает термин «Недостаточная видимость»?

а) видимость дороги менее 10 м в темное время суток;

б) видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя,

снегопада, а также в сумерки;

в) видимость дороги менее 100 м в условиях населенного пункта.

Определите все правильные ответы

3 Назовите возможные источники пищевого отравления:

а) сырая вода;

б) варенье, простоявшее ночь на столе;

в) тушеные овощи;

г) консервированные грибы;

д) рыбные консервы из вздувшихся банок;

е) вчерашний бутерброд с вареной колбасой.

4 Во время прогулки по лесу вы увидели впереди себя огонь, который распространяется по кустарникам и деревьям. Выберете ваши дальнейшие действия:

а) попытаетесь ветками или подручными средствами сбить огонь;

б) определите направление ветра и направление распространения

огня;

в) быстро сориентируетесь и будете уходить в наветренную сторону

от огня в безопасное место;

г) найдете ближайший водоем и в нем дождетесь, когда пройдет

огонь.

ЗАДАНИЕ 1. Оказание первой помощи пострадавшему в результате техногенной аварии и вызов бригады скорой помощи и спасателей .








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!