Пояснительная записка
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами. Введение курса «Культура общения» необходимо на первой ступени обучения и непрерывное его продолжение течение всего пребывания детей в образовательном учреждении.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.
Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.
Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».
Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
развивать коммуникативные способности школьников;
содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).
Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.
Мероприятия по подведению итогов реализации программы:
Театрализация «Театр вежливых ребят»;
Устный журнал «О невежах и вежливости»;
Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;
Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
Ожидаемые результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».
Программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Содержание программы
1 класс
32 часа (1 час в неделю)
Жили - были первоклашки (1 час). Культура общения в школе. Построение взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».
Правила гостеприимства (9 часов). Учимся представляться. Правила поведения за столом. Хорошие манеры. Правила гостеприимства. Правила поведения при торжественных событиях. Поздравление и пожелания. Правила расставания. Прощание с гостем. Ролевая игра «Мы в гостях»
Пора ложиться спать (2 часа). Традиционные русские пожелания и приветствия.
О том, как быть уступчивым (1 час). Не быть грубым, уступать друг другу. Толерантность
Вежливая просьба (2 часа). Формы выражения просьбы, адресованной незнакомому или близкому человеку. Ролевая игра «Вежливый слон».
Поведение в общественных местах (7 часов). Общественный транспорт. Театр. Поликлиника. Библиотека. Кафе. Парикмахерская.
Правила проезда, приобретения билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. Регистрация в поликлинике, прием у врача. Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения. Общение в кафе, парикмахерской. Экскурсия в библиотеку. Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в театр»
Милосердие и забота (3 часа). Правила поведения у постели больного. Разговор с младшим. Разговор сильного со слабым. Слова с выражением сочувствия, слова утешения.
Как построить вежливый диалог (4 часа). Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. Разговор по телефону. Инсценировка телефонного разговора по книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»).
Братья наши меньшие (2 часа). Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными.
Итоговое занятие (1 час). Театральное представление «Театр вежливых ребят»
2 класс
32 часа (1 час в неделю)
Чистый ручеек нашей речи(5часов). Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Формы речевого этикета. Язык мой - друг мой. Учимся строить предложения. Волшебница речь. Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».
Скажи при встрече: «Здравствуй и прощай» (4часа). Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности.
Спеши делать добро (3часа). «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Улыбнись улыбкою своею. Правила общения. Красота внешняя и внутренняя. Занятие - практикум «Скажи улыбкой».
Азбука вежливости (3часа) Как учиться вежеству. Слово- это тоже поступок. Слова извинения. Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова».
Красота внешняя и внутренняя (2часа). Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова.
Этикетные выражения при знакомстве (2часа). Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.
Умей понять другого (2часа). Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».
Ты идёшь в гости (3часа). У тебя в гостях. Правила гостеприимства. Как вести себя в гостях. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто».
Пишите письма (2часа). Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру. Как писать письма, поздравления.
Слушаем – вдумываемся (3часа). Обучение слушанию. Говорящий взгляд.
Раздели печаль и радость другого (2часа). Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками.
Итоговое занятие (1час). Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
3 класс
32 часа (1 час в неделю)
Знакомство (1час). Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость. Обращение по фамилии, имени, отчеству, уменьшительному и полному имени. Игровой тренинг «Здравствуй, это я»
Школьный этикет (2часа). Этикет школьной жизни. Правила этикетного поведения на уроке. Вежливый диалог учителя и ученика.
Речь (3часа). Значение речи в жизни человека. Речь письменная и устная. Грамотность, как свойство устной речи. Общение людей. Связь поведения и речи. Слова-чувства.
Волшебные слова (5 часов). Правила хорошего тона. Обращение с просьбой. Употребление вежливых слов в общении людьми. Правила приветствия и прощания, умение сформулировать суть просьбы. Реализация вежливой просьбы в различных ситуациях (магазин, кафе). Чтение книги С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Добрые слова»).
Учимся говорить (5 часов). Разговор. Как нужно вести себя во время разговора. Разговор с незнакомым на улице. Формулы обращения к незнакомому человеку. Обращение к взрослому. Начало разговора, умение говорить и слушать других. Участники и ситуации общения. Проигрывание речевых ситуаций.
Учимся писать письма (2часа). Поздравительные письма. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Этикетные формулы обращения в письменной речи. Правила и вежливые формы переписки. Значение переписки в жизни людей. Чужое письмо. Занятие практикум «Я вам пишу…».
Гость – хозяину радость (2часа). Правила приема гостей. Приглашение в гости и благодарность за приём.
Искусство слушать (2 часа). Этикет говорящего и слушающего. Представление о правилах хорошего слушания, восприятие собеседника, проявление доброжелательности к людям. Умение внимательно выслушивать взрослых.
Мимика и жесты в устной речи (2часа). Понятия «мимика», «жесты», их роль в общении. Отражение в мимике, жестах человека его характера и отношения к людям. Ролевая игра «Угадай по мимике мое настроение».
Об уступчивости (2часа). Поведение в коллективе, в семье, в кругу друзей. Умение встать на место другого человека. Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями. Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение.
Не ссориться и не обижать друг друга (1 час). Взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.).
Пожелания (3часа). Составление поздравлений. Пожелание друзьям. Слова благодарности. Соотношение представления о праздничных днях и словах. Индивидуальные и коллективные поздравления. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность.
У меня зазвонил телефон (1 час). Практикум по телефонному этикету. Речевое поведение: беседа по телефону, реплики начала разговора. Жанр телефонных разговоров. Официальный разговор. Номера телефонов экстренной помощи: ситуации обращения; данные, которые необходимо сообщить.
Итоговое занятие (1 час). Устный журнал «О невежах и вежливости».
4 класс
32 часа (1 час в неделю)
Виды общения (2часа). Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств. Слова-паразиты.
Мы можем понимать друг друга (4часа). Диалог. Понятие диалога и его слагаемых; участники и ситуации общения. Диалог как вид общения. Виды диалога: беседа, спор, дискуссия. Занятие практикум «Мы можем понимать друг друга»
Мастерская слова (3часа). Приглашение и ответ на него. Письменное приглашение. Приглашение по телефону. Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение. Конкурс приглашений.
Вежливая речь (3часа). Вежливо, невежливо, грубо. Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги, речевые привычки. Роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач. Правила эффективного общения. Оценка своих речевых привычек. Этикетные речевые жанры.
Заговори со мной, и я скажу, кто ты (2часа). Языковой паспорт человека. Понятие интеллигентного человека. Формулы речевого общения. КТД «Портрет культурного человека»
Правила и законы общения (3часа). Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься. Почему нужны правила общения. Законы общения. Тест–игра «С тобой приятно общаться».
Мы живем среди людей (2часа). Национальные особенности этикета. Этикет народов мира. Игра-путешествие «Вокруг света».
Культура спора (3часа). Спор как процесс обсуждения разногласий. Виды споров. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. Корректность в споре. Взгляд на себя со стороны.
Дети и взрослые (2часа). Этические нормы поведения по отношению к взрослым, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых. Тон разговора.
Искусство делать комплименты Занятие-практикум (1час). Комплимент как особая форма похвалы, выражения одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами.
Об одном и том же по – разному (1час). Разговорная и деловая речь. Ты и твой собеседник.
Выражение собственной точки зрения (1час). Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия.
Самое беспокойное слово на свете. Обманчивое «Потому» (2часа). Верные и правдивые объяснения. Интерес к вопросам со слова «почему», требующим объяснения интересных жизненных фактов.
Учимся прощать (1часа). Сущность прощения. Толерантность. Конфликты и пути их разрешения.
Начало начал (1 час). Основа взаимоотношений в семье.
Итоговое занятие (1час) Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны».
Тематическое планирование 1 класс
(32 часа)
№ урока | Тема урока. | Количество часов |
теоретических | практических |
-
| Жили-были первоклашки | 1 | |
-
| Учимся представляться | 1 | |
-
| Правила поведения за столом Хорошие манеры | 1 | |
-
| Правила гостеприимства | 1 | |
-
| Прощание с гостем | 1 | |
-
| Ролевая игра «Мы в гостях» | | 1 |
-
| Правила поведения при торжественных событиях. Поздравление и пожелания | 1 | |
-
| Правила поведения при торжественных событиях | 1 | |
-
| Правила расставания. Прощание с близкими перед отъездом | 1 | |
-
| Правила расставания | 1 | |
-
| Пора ложиться спать. Прощание перед сном | 1 | |
-
| Традиционные приветствия в момент пробуждения. Утреннее приветствие | 1 | |
-
| О том, как быть уступчивым | 1 | |
-
| Вежливая просьба | 1 | |
-
| Вежливая просьба. Ролевая игра «Вежливый слон» | | 1 |
-
| Общественный транспорт. Правила поведения | 1 | |
-
| Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в театр» | | 1 |
-
| В театре (кино, цирке, на концерте, на стадионе) | 1 | |
-
| Вы заболели. Правила поведения в поликлинике | 1 | |
-
| Экскурсия в детскую библиотеку. Правила поведения | | 1 |
-
| Посещение мест общепита. Поведение в кафе | 1 | |
-
| Правила поведения в парикмахерской | 1 | |
-
| Сострадание. Утешение. Милосердие. Забота | 1 | |
-
| В доме больной. Правила поведения у постели больного | 1 | |
-
| Разговор с младшим, как разговор сильного со слабым | 1 | |
-
| Обращение к взрослому знакомому | 1 | |
-
| Разговор с незнакомым на улице | 1 | |
-
| Правила общения по телефону | 1 | |
-
| Вежливый разговор по телефону. | | 1 |
-
| Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными | 1 | |
-
| Правила поведения с животными | 1 | |
-
| Итоговое занятие. Театральное представление «Театр вежливых ребят» | | 1 |
Всего | 26 | 6 |
2 класс
(32 часа)
№ урока | Тема занятий | Количество часов |
теоретических | практических |
| Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Наука риторика | 1 | |
| Волшебница речь | 1 | |
| Язык мой - друг мой | | |
| Учимся строить предложения | 1 | |
| Час – общения. «В гостях у дедушки Этикета» | | 1 |
6. | Чудесные превращения слов | 1 | |
7. | Слова приветствия | 1 | |
8 | Слова прощания | 1 | |
9. | Слова выражения просьбы, благодарности | 1 | |
10. | «Чтобы радость людям дарить, Надо добрым и вежливым быть» | 1 | |
11. | Красота внешняя и внутренняя | 1 | |
12. | Улыбнись улыбкою своею. Занятие практикум «Скажи улыбкой» | | 1 |
13. | Как учиться вежеству | 1 | |
14. | Слово-это тоже поступок | 1 | |
15. | Слова извинения. Этикет – тренинг «Сосчитай вежливые слова» | | 1 |
16. | Правила хорошего тона, дурной тон | 1 | |
17. | Помощники устного слова | 1 | |
18. | Знакомство через посредника и без посредника | 1 | |
19. | Этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка) | 1 | |
20. | Уметь слушать собеседника | 1 | |
21. | Слушали, услышали, прослушали | 1 | |
22. | Как вести себя в гостях | 1 | |
23. | Правила гостеприимства | 1 | |
24. | У тебя в гостях. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто» | | 1 |
25. | Понятия «адресат-адресант» | 1 | |
26. | Напиши мне письмо | 1 | |
27. | То же слово, да не так бы молвить | 1 | |
28 | Настроение, чувства, тон говорящего | 1 | |
29. | Говорящий взгляд | 1 | |
30 | Общение с младшими | 1 | |
31. | Общение с одноклассниками и ровесниками | 1 | |
32. | Итоговое занятие. Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях» | | 1 |
Всего | 27 | 5 |
3 класс
(32 часа)
№ урока | Тема занятий | Количество часов |
теоретических | практических |
-
| Знакомство. Игровой тренинг «Здравствуй, это я» | | 1 |
-
| Этикет школьной жизни | 1 | |
-
| Разрешите мне «сказать» | 1 | |
-
| Культура речи | 1 | |
-
| Значение речи в жизни человека | 1 | |
-
| Грамотность, как свойство устной речи | 1 | |
-
| Поговорим о вежливости | 1 | |
-
| Для чего быть вежливым | 1 | |
-
| Правила хорошего тона | 1 | |
-
| Обращение с просьбой | 1 | |
-
| Волшебные слова. Чтение книги «Уроки этикета» | | 1 |
-
| Разговор. | 1 | |
-
| Как ты говоришь | 1 | |
-
| Как нужно вести себя во время разговора. Проигрывание речевых ситуаций | | 1 |
-
| Разговор с незнакомым на улице | 1 | |
-
| Обращение к взрослому | 1 | |
-
| Учимся писать письма | 1 | |
-
| Занятие – практикум «Я вам пишу…» | | 1 |
-
| У тебя в гостях подруга | 1 | |
-
| «Не для того идут в гости, что дома нечего обедать» | 1 | |
-
| Умение слушать собеседника | 1 | |
-
| Вежливый слушатель | 1 | |
-
| Мимика и жесты в устной речи | 1 | |
-
| Мимика и жесты в устной речи. Ролевая игра «Угадай по мимике моё настроение» | | 1 |
-
| Об уступчивости | 1 | |
-
| В кругу друзей | 1 | |
-
| Не ссориться и не обижать друг друга. | 1 | |
-
| Пожелания друзьям | 1 | |
-
| Составление поздравлений | 1 | |
-
| Слова благодарности | 1 | |
-
| «У меня зазвонил телефон…» Практикум по телефонному этикету | | 1 |
-
| Итоговое занятие. Устный журнал «О невежах и вежливости» | | 1 |
Всего | 25 | 7 |
4 класс
(32 часа)
№ урока | Тема урока. | Количество часов |
теоретических | практических |
1. | «С кем поведешься…» | 1 | |
2. | Слова-паразиты | 1 | |
3. | Диалог | 1 | |
4. | Понятие диалога и его слагаемых. | 1 | |
5. | Виды диалога: беседа, спор. | 1 | |
6. | Занятие практикум. «Мы можем понимать друг друга» | | 1 |
7. | Письменное приглашение | 1 | |
8. | Приглашение по телефону | 1 | |
9. | Приглашение и ответ на него. Конкурс приглашений | | 1 |
10. | Вежливо, невежливо, грубо | 1 | |
11. | Этикетные жанры и слова вежливости | 1 | |
12. | Будьте взаимно вежливы | 1 | |
13. | Языковой паспорт человека. | 1 | |
14. | Языковой паспорт человека. КТД «Портрет культурного человека» | | 1 |
15. | Учитывай с кем, почему и для чего ты общаешься | 1 | |
16. | Правила и законы общения | 1 | |
17. | Правила и законы общения. Тест-игра «С тобой приятно общаться» | | 1 |
18. | Мы живем среди людей | 1 | |
19. | Этикет народов мира. Игра-путешествие «Вокруг света» | | 1 |
20. | Спор | 1 | |
21. | Виды споров | 1 | |
22. | Культура спора | 1 | |
23. | Разговор с взрослым | 1 | |
24. | Тон разговора | 1 | |
25. | Занятие - практикум «Искусство делать комплименты» | | 1 |
26. | Об одном и том же по-разному | 1 | |
27. | Выражение собственной точки зрения | 1 | |
28. | Самое беспокойное слово на свете | 1 | |
29. | Обманчивое «Потому» | 1 | |
30. | Учимся прощать | 1 | |
31. | Взаимоотношение в семье | 1 | |
32. | Итоговое занятие. Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны | | 1 |
Всего | 25 | 7 |
Заключение
Знания, полученные в процессе усвоения материала, должны убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение – являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.
Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Знания, полученные детьми на таких занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Воспитанники приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребёнка и подготовке его к жизни.


Литература
Богуславская, Н.Е. Веселый этикет [Текст]: /методическое пособие/
Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997
Герасимова, В.А. Классный час играючи [Текст]: /сборник уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.
Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст] /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980.
Парусникова, И.В. Речь и культура общения [Текст] /И.В. Парусникова// Педсовет. – 1996.- №10.
Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр [Текст] / Е.В. Баландина // Педсовет.- 2007. - №11
Курьянова, Е.Н. Авторизированная программа кружка «Юный риторик» с элементами театральной культуры. (http://festival.1september.ru/)
Исрафилова, Г.Ю. Программа «Этикет» Обучение младших школьников правилам общения. (http://festival.1september.ru/)
Стихи для детей с картинками о правилах этикета. (http://umm4.com/stories_tales_poems/pravila-etiketa-dlya-samyx-malenkix.htm)