СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие культуры речи. Нормы русского литературного языка. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Лексические ошибки. Морфологические нормы. Ошибки в употреблении частей речи. Синтаксические нормы. Словообразовательные нормы. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая коммуникация. Функциональные стили речи. Речевые особенности научной сферы деятельности. Общение с аудиторией. Построение публичного выступления. Деловое общение. Оформление медицинской документации. Общение с пациентом. Приёмы грамотного общения с пациентом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В.И.Вернадского»


МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

(структурное подразделение)

ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И.Вернадского»







УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

_____________А.С.Быкова

«___»__________201_ г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОГСЭ. 05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ






Специальность: 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО













2017 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело.



Организация – разработчик: Медицинский колледж (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО»



Разработчик:

Шубина Татьяна Васильевна

Преподаватель ____________ Т.В.Шубина



Программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании ОМК

(Протокол № ____ от _______________)

Зам. директора по учебной работе ______________А.С. Быкова



Программа учебной дисциплины рекомендована Цикловой Методической комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

(Протокол № ____ от _______________)

Председатель ________________ Т.В.Шубина





















СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


стр.


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины




































17


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи в профессиональной деятельности

    1. Область применения программы:

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело.

    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина « Русский язык и культура речи в профессиональной деятельности» является частью общего гуманитарного и социально-экономического профиля.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

1. строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

2. устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

3.использовать приемы вежливого общения с пациентами или аудиторией (использовать формулы речевого этикета);

4. владеть приемами переработки информации (составлять план, тезисы, конспект, реферат, рецензию (отзыв), готовить устное выступление (доклад);

5. грамотно составлять и оформлять деловые бумаги;

6. работать со словарями русского языка и словарями медицинских терминов, строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;

7. анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;



В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

1. нормы русского литературного языка;

2. типичные речевые ошибки и способы их устранения;

3. формулы речевого общения и этикетные правила ведения речи;

4. требования к составлению и оформлению конспекта, реферата, устного выступления (доклада), рецензии (отзыва);

5. требования к составлению и оформлению деловых бумаг;

6. виды словарей русского языка и словарей медицинских терминов.

7. функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

8. риторические навыки.

При изучении дисциплины должны активизироваться компетенции:

Общие:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Профессиональные:

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 4.4. Проводить исследовательскую работу по анализу и оценке качества сестринской помощи, способствовать внедрению современных медицинских технологий.

ПК 4.5. Работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией.

ПК 5.1. Организовывать и оказывать сестринскую помощь, консультировать по вопросам укрепления здоровья пациента, его семьи, в том числе и детей; групп населения в учреждениях первичной медико-санитарной помощи.

ПК 5.3. Организовывать и оказывать специализированную и высокотехнологичную сестринскую помощь пациентам всех возрастных категорий.





1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 40 часов; внеаудиторной работы обучающегося – 20 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:


теоретические занятия


практические занятия

40

контрольные работы


Внеаудиторная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:


домашняя работа (выполнение домашних заданий в тетрадях), работа с учебной литературой, конспектирование, работа по составлению деловой документации, работа со словарями, подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Русский язык и культура речи в профессиональной деятельности"

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Культура речи. Нормы русского литературного языка.


20


Тема 1.1.

Понятие культуры речи. Нормы русского литературного языка.

Содержание учебного материала


1.

Понятие культуры речи. Три аспекта культуры речи: нормативный, этический и коммуникативный.

2

2.

Понятие о литературном языке и языковой норме. Виды норм русского литературного языка. Речевые ошибки.

2

3.

Основные требования к речи медицинского работника.

2

Практические занятия

Изучение понятий: культура речи, литературный язык, языковая норма

Знакомство с аспектами культуры речи, видами норм русского литературного языка

Определение видов речевых ошибок

2


Внеаудиторная работа

Подготовка реферативных сообщений по темам:

«Особенности устной и письменной речи»,

«Значение словарей в жизни человека» и др.

1

Тема 1.2.

Орфоэпические нормы.

Содержание учебного материала


1.

Основные правила русского литературного произношения.

2

2.

Правила постановки ударения.

2

Практические занятия

Изучение орфоэпических норм

Знакомство с орфоэпическими нормами медицинских терминов

Работа с орфоэпическими словарями

Выявление орфоэпических и акцентологических ошибок в речи




2


Внеаудиторная работа

Выполнений упражнений, работа с орфоэпическими словарями,

изучение акцентологического минимума.


1

Тема 1.3.

Лексические нормы. Лексические ошибки.

Содержание учебного материала


1.


Лексика с точки зрения значения, происхождения и употребления.

Использование в речи разных лексических групп слов. Медицинская терминология и профессиональная лексика.


2

2.


Лексические ошибки, их виды. Способы устранения лексических ошибок.

2

Практические занятия

Изучение лексических норм

Изучение медицинской терминологии и профессиональной лексики

Устранение лексических ошибок в речи

Работа с лексическими словарями, словарем медицинских терминов

4


Внеаудиторная работа

Выполнение упражнений, работа с лексическими словарями, словарем медицинских терминов

2



Тема 1.4. Морфологические нормы. Ошибки в употреблении частей речи.



Содержание учебного материала


1.

Изменяемые и неизменяемые слова, склоняемые и спрягаемые слова. Парадигмы склоняемых и спрягаемых слов. Правила употребления различных частей речи.

2



2.

Вариантные формы частей речи. Ошибки в употреблении различных частей речи и способы их устранения.

2




Практические занятия

Изучение морфологических норм

Устранение ошибок в употреблении частей речи

Выполнение упражнений по формообразованию различных частей речи.

4


Внеаудиторная работа

Выполнение упражнений


2

Тема 1.5.

Синтаксические нормы.

Содержание учебного материала


1.

Правила построения словосочетаний и предложений.

2

2.

Ошибки в построении синтаксических конструкций и способы их устранения.

2

Практические занятия

Изучение синтаксических норм

Составление словосочетаний и предложений.

Устранение ошибок в построении синтаксических конструкций, необходимых в медицинской практике


2


Внеаудиторная работа

Выполнение упражнений


1

Тема 1.6. Словообразова-тельные нормы.




Содержание учебного материала



1.

Способы образования слов. Сложные слова. Медицинские аббревиатуры. Словообразовательные элементы медицинских терминов.

2

2.

Словообразовательные ошибки.

2

Практические занятия

Изучение словообразовательных норм

Словообразовательный анализ медицинских терминов

Устранение словообразовательных ошибок


2


Внеаудиторная работа

Выполнение упражнений, работа со словарем медицинских терминов


1

Тема 1.7.

Орфографические и пунктуационные нормы.

Содержание учебного материала



1.

Принципы русской орфографии. Трудные вопросы правописания различных частей речи. Правописание медицинских терминов.

2

2.

Типы знаков препинания в русском языке. Правила употребления знаков препинания в простом и сложном предложении.

2

Практические занятия

Изучение орфографических и пунктуационных норм

Применение принципов орфографии при написании слов

Написание терминов и слов, необходимых в медицинской практике

Применение правил постановки знаков препинания при написании текстов, необходимых в медицинской практике

4


Внеаудиторная работа

Выполнение упражнений, составление схем и таблиц по орфографии и пунктуации


2

Раздел 2. Культура профессионального общения.


20

Тема 2.1.

Речевая коммуникация. Функциональные стили речи.

Содержание учебного материала


1.

Структура речевой коммуникации.

2

2.

Функциональные стили речи, их признаки и сфера использования. Жанры стилей речи.

2

Практические занятия

Изучение особенностей функциональных стилей речи

Определение принадлежности текста к функциональному стилю речи


2


Внеаудиторная работа

Стилистический анализ текста


1

Тема 2.2.

Речевые особенности научной сферы деятельности.

Содержание учебного материала



1.

Особенности научной речи.

2

2.

Виды работ с научным текстом: сокращение текста, план текста, тезисы, выписки, конспект, реферат, аннотация, рецензия.

2

Практические занятия

Изучение особенностей научной речи

Информационная переработка текста

2


Внеаудиторная работа

Информационная переработка текста


1

Тема 2.3.

Общение с аудиторией. Построение публичного выступления.





Содержание учебного материала


1.

Особенности публичной речи. Средства эмоционального воздействия. Общение с аудиторией: инструктаж, консультирование, лекция.

2

2.

Правила построения публичного выступления.

2

Практические занятия

Изучение особенностей публичной речи

Использование приемов грамотного общения с аудиторией




4


Внеаудиторная работа

Подготовка публичного выступления

Подготовка реферативных сообщений по темам:

«Речевой этикет медицинского работника»,

«Невербальные средства общения»


2

Тема 2.4.

Деловое общение. Оформление медицинской документации.

Содержание учебного материала


1.

Особенности официально-деловой речи.


2

2.

Этические нормы служебных взаимоотношений.

Формулы речевого этикета, их использование в речи.


3.

Правила делового общения. Основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования. Формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях.

2

4.

Документация, её виды. Оформление документации, необходимой в медицинской практике.

2

Практические занятия

Применение формул речевого этикета

Изучение правил делового общения

Использование основных приемов общения

Оформление служебных документов

Оформление медицинской документации


6


Внеаудиторная работа

Составление диалогов, оформление документов

3

Тема 2.5.

Общение с пациентом. Приемы грамотного общения с пациентом.

Содержание учебного материала


1.

Особенности разговорной речи. Общение с пациентом: беседа.

2

2.

Приемы грамотного общения с пациентом.

2

Практические занятия

Изучение особенностей разговорной речи

Использование приемов грамотного общения с пациентом

Подготовка диалога с пациентом


4


Внеаудиторная работа

Составление диалогов по различным аспектам профессиональной деятельности.


Зачет

2




2

Всего:

60





3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся.

- рабочее место преподавателя.

- комплект наглядных пособий.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

  1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 2013.

  2. Под ред. Е.В.Ганапольской, Е.В. Хохлова Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. Питер, 2012.

  3. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. М., 2012.

  4. Аксенова Г.Н. Белый В.В. Культура речи молодого врача: учеб.-метод. пособие. Минск: БГМУ, 2011.

  5. Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел». «Легион» 2014.

  6. Книгина М.П. Тесты по русскому языку. «Лицей» 2014.

  7. Качалкин А.Н. Русский язык: правописание и словоупотребление. «Зерцало» 2011.

  8. Н.Н. Соловьёва Какое слово выбрать? «Мир и Образование» 2010.

  9. Савко И.Э. Весь школьный курс русского языка: пособие для учащихся старших классов и абитуриентов. «Харвест» 2009.

  10. Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо. «Просвещение» 2014.

  11. Качалкин А.Н. Испытание личной грамотности. «МГУ» 2011.

  12. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений. «Дрофа» 2012.

  13. И.П. Сусов История языкознания. «АСТ» 2013.

  14. А.А. Гируцкий Введение в языкознание. «ТетраСистемс» 2000.

  15. П.А. Лекант Краткий справочник по современному русскому языку. «Высшая школа» 2014.

  16. Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова Словарь-справочник лингвистических терминов. «Просвещение» 2010.

  17. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. "Феникс" 2014.

Дополнительная литература:

  1. М.Д. Феллер Как рождаются и живут слова. «Просвещение» 2011г.

  2. Глав.ред. М.Д. Аксёнова Языкознание. Русский язык. «Аванта +» 2012г.

  3. Е.П. Воронова, Р.А. Урусова Справочник школьника нового типа«Весь» 2013г

  4. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. «Просвещение» 2010г.

  5. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. «Омега» 2009г.

  6. Успенский Л.В. Культура речи. «Знание» 2009г.

  7. Т.Д. Якубович Новые слова. «Просвещение» 2010г

  8. В.И. Абакумов и В.Г. Буткевич Об ораторском искусстве. «Знание» 2012 г.

  9. Ю.А. Шрейдер Логика знаковых систем. «Знание» 2014г.

  10. Ф.П. Филин Происхождение и развитие русского языка. СПб 2013г.

  11. В.В. Амосова, О.В. Шавкунова Упражнения по фразеологии. М., 2009г.

  12. Люстова З.Н., Скворцов Л.И.,. Друзьям русского языка. «Знание» 2010г.

  13. . Дерягин В.Я Мир родной речи. «Знание» 2011г.

  14. Е.В. Язовицкий Говорите правильно. «Просвещение» 2013г.

  15. А. П. Макаров Занимательная грамматика. М., 2009г.

  16. П.Г. Черемисин Пособие по стилистике русского языка «Просвещение» 2010г.

  17. И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь Занимательная стилистика. «Просвещение» 2008г.

  18. А.Т. Арсирий, Г.М. Дмитриева Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., 2011г.

  19. Л.В. Успенский Слово о словах. М., 2009г.

  20. Е.И. Никитина Русская речь. М., 2011г.




Интернет-ресурсы:

  1. http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang/rl11.html

  2. http://www.examens.ru/otvet/9/11/639.html

  3. http://stylistics.academic.ru/75/

  4. http://www.shpora07.narod.ru/all_q/rate.html

  5. [email protected];

  6. http://www.slovari.gramota.ru;

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися внеаудиторной работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  • Общение на профессиональные и повседневные темы;


  • самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь; совершенствовать орфографическую, пунктуационную и стилистическую грамотность;

нормы русского литературного

языка;


  • строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;



  • уметь продуцировать тексты различных жанров; анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;

  • определять стилистическую

принадлежность текста и

производить его стилистичес-

кую правку.

Грамотная речь в общении с пациентами на практике.

Анализ выполнения заданий для внеаудиторной работы.

Наблюдение и оценка демонстрации обучающимися знаний и практических умений по изучаемым темам.

Решение заданий в тестовой форме.

Зачёт в форме удобной преподавателю.


Текущий контроль проводится на каждом занятии в виде устного опроса материала занятий.

7