Рабочая программа по физике для 7 класса
основной общеобразовательной школы
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе:
- авторской учебной программы по физике для основной школы, 7-9 классы Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник., Дрофа, 2012
Данный учебно-методический комплект реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления офизической картине мира.
Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики. Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Учебник «Физика. 7 класс. Учебник» автор А. В. Перышкин, для общеобразовательных учреждений, входящий в состав УМК по физике для 7-9 классов, рекомендован Министерством образования Российской Федерации
Школьный курс физики— системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
В 7 классе происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме.
Цели изучения
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Достижение целей рабочей программы по физике обеспечивается решением следующих задач:
знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Физика» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана.
Роль физики в учебном плане определяется следующими основными положениями.
Во-первых, физическая наука является фундаментом естествознания, современной техники и современных производственных технологий, поэтому, изучая на уроках физики закономерности, законы и принципы:
учащиеся получают адекватные представления о реальном физическом мире;
приходят к пониманию и более глубокому усвоению знаний о природных и технологических процессах, изучаемых на уроках биологии, физической географии, химии, технологии;
начинают разбираться в устройстве и принципе действия многочисленных технических устройств, в том числе, широко используемых в быту, и учатся безопасному и бережному использованию техники, соблюдению правил техники безопасности и охраны труда.
Во-вторых, основу изучения физики в школе составляет метод научного познания мира, поэтому учащиеся:
осваивают на практике эмпирические и теоретические методы научного познания, что способствует повышению качества методологических знаний;
осознают значение математических знаний и учатся применять их при решении широкого круга проблем, в том числе, разнообразных физических задач;
применяют метод научного познания при выполнении самостоятельных учебных и внеучебных исследований и проектных работ.
В-третьих, при изучении физики учащиеся систематически работают с информацией в виде базы фактических данных, относящихся к изучаемой группе явлений и объектов. Эта информация, представленная во всех существующих в настоящее время знаковых системах, классифицируется, обобщается и систематизируется, то есть преобразуется учащимися в знание. Так они осваивают методы самостоятельного получения знания.
В-четвертых, в процессе изучения физики учащиеся осваивают все основные мыслительные операции, лежащие в основе познавательной деятельности.
В-пятых, исторические аспекты физики позволяют учащимся осознать многогранность влияния физической науки и ее идей на развитие цивилизации.
Таким образом, преподавание физики в основной школе позволяет не только реализовать требования к уровню подготовки учащихся в предметной области, но и в личностной и метапредметной областях, как это предусмотрено ФГОС основного общего образования.
Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Организация сопровождения учащихся направлена на: создание оптимальных условий обучения; исключение психотравмирующих факторов; сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся; развитие положительной мотивации к освоению программы; развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Виды учебной деятельности при изучении физики
I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений одноклассников.
Самостоятельная работа с учебником.
Работа с научно-популярной литературой.
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Написание рефератов и докладов.
Решение текстовых количественных и качественных задач.
Выполнение заданий по разграничению понятий.
Систематизация учебного материала.
II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Просмотр учебных фильмов и презентаций.
Анализ графиков, таблиц, схем.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
Анализ проблемных ситуаций.
III - виды деятельности с практической (опытной) основой:
Работа с опорными схемами.
Решение физических задач.
Работа с раздаточным материалом.
Измерение величин.
Постановка опытов для демонстрации классу.
Постановка фронтальных опытов.
Выполнение фронтальных лабораторных работ.
Выполнение работ практикума.
Формы аттестации школьников.
Аттестация школьников, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.
Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации школьников:
Промежуточная (формирующая) аттестация:
самостоятельные работы (до 10 минут);
лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут);
фронтальные опыты (до 10 минут);
диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего учебного материала, сопутствующее повторение) – 5 …15 минут.
Итоговая (констатирующая) аттестация:
Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ) для констатирующей аттестации:
КИМ составляются на основе кодификатора;
КИМ составляются в соответствие с обобщенным планом;
количество заданий в обобщенном плане определяется продолжительностью контрольной работы и временем, отводимым на выполнение одного задания данного типа и уровня сложности по нормативам ГИА;
тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного материала и содержит элементы остаточных знаний;
структура КИМ копирует структуру контрольно-измерительных материалов ГИА
Информация о количестве учебных часов
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов в год для обязательного изучения физики в 7 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов по рабочей программе — 68 в год.
Количество плановых контрольных работ 7
Количество плановых лабораторных работ 11
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Личностные результаты при обучении физике:
Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода
Формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметные результаты при обучении физике:
1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умениям предвидеть возможные результаты своих действий.
2. Понимание различий между .исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов и явлений.
3. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах, анализировать и преобразовывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выявлять основное содержание прочитанного текста, находить в тексте ответы на поставленные вопросы и излагать его.
4. Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
5. Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать правоту другого человека на иное мнение.
6. Освоение приемов действий в нестандартной ситуации, овладение эвристическими методами решения проблем.
7. Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике являются
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами являются :
понимание и способность объяснять такие физические явления, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел
умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру
владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии
понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Учебно-тематический план
7 класс
Тема | Количество часов | Кол-во теоретических занятий | Кол-во лабораторных занятий |
Введение | 4 | 3 | 1 |
Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 5 | 1 |
Взаимодействия тел | 23 | 18 | 5 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов | 21 | 19 | 2 |
Работа и мощность. Энергия | 14 | 12 | 2 |
Всего | 68 | 57 | 11 |
Содержание курса
7 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (4 часа)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешность измерений. Физика и техника.Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Лабораторная работа.
1.Определение цены деления измерительного прибора.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать и описывать физические явления, высказывать предположения – гипотезы, измерять расстояния и промежутки времени, определять цену деления шкалы прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов.)
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно – кинетических представлений.
Демонстрации.
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.
Лабораторная работа.
1.Измерение размеров малых тел.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать и объяснять явление диффузии. Выполнять опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества.
Взаимодействие тел. (23 час.)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникшая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.Упругая деформация. Закон Гука.Динамометр. Графическое изображение силы Сложение сил, направленных по одной прямой. Центр тяжести тела. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Демонстрации.
Равномерное прямолинейное движение. Равноускоренное движение.Явление инерции. Взаимодействие тел. Зависимость силы упругости от деформации пружины. Сложение сил. Сила трения.
Лабораторные работы.
1.Измерение массы тела на рычажных весах.
2.Измерение объема тела.
3.Определение плотности твердого тела
4.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
5. Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела. Определять путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени.
Давление твердых тел, жидкостей и газов. (21 часа)
Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно – кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающие сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр – анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насос,Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание, Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.
Демонстрации.
Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром - анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.
Лабораторные работы.
1.Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
2 Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):Обнаружение давления жидкости на дно и стенки сосуда.Объяснение действия выталкивающей силы. Исследование условия плавания тел. Обнаружение существования атмосферного давления. Исследование зависимости атмосферного давления от расстояния до поверхности Земли. Измерение силы Архимеда.
Работа и мощность. Энергия. (14 часов.)
Работа силы, действующей по направлению движения тел. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закреплённой осью вращения. Виды равновесия. «Золотое правило» механики. КПД механизмов.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.
Демонстрации.
Гидравлический пресс. Закон Архимеда Изменение энергии тела при совершении работы. Превращения механической энергии из одной формы в другую.
Лабораторные работы.
1. Выяснение условия равновесия рычага.
2. Определение КПД при подъеме по наклонной плоскости.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): Измерять работу силы. Вычислять кинетическую энергию тела. Вычислять энергию упругой деформации пружины. Вычислять потенциальную энергию тела, поднятого над Землей. Применять закон сохранения механической энергии для расчета потенциальной и кинетической энергии тела. Измерение работы силы тяжести, силы упругости, силы трения. Измерение мощности. Измерение КПД наклонной плоскости. Вычисление КПД простых механизмов. Объяснение возникновения подъёмной силы крыла самолёта.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для обучения учащихся основной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта необходима реализация деятельностного подхода. Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения физики на демонстрационный эксперимент, практические занятия и лабораторные опыты, выполняемые учащимися. Кабинет физики оснащён комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования по физике для основной школы. Оснащение в большей части соответствует Перечню оборудования кабинета физики и включает различные типы средств обучения. Большую часть оборудования составляют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, видео, медиа оснащение.
В комплект входят: компьютер, мультимедиа проектор, коллекция медиа-ресурсов, выход в Интернет.
Учебно-методический комплект включает в себя:
Учебная программа:
Программы общеобразовательных учреждений: Физика:7-9 классы. –М.Просвещение.
2. Сост. Г.Г, Телюкова. Рабочие программы по учебникам А. В. Перышкина, Е. М. Гутник:-2-е изд., стереотип.-Волгоград: Учитель, 2015
Учебники:
Физика-7 кл. Учебник /А. В. Перышкин- 3 -е изд., доп.-М.: Дрофа, 2014.
.
Оборудование кабинета физики, необходимое для реализации рабочей программы
Средства обучения.
| Наименование | Кол-во, шт. |
| ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | |
1 | Таблица «Шкала электромагнитных излучений» | 1 |
2 | Таблица «Международная система единиц (СИ)» | 1 |
3 | Таблица «Приставки и множители единиц физических величин» | 1 |
4 | Таблица «Фундаментальные физические постоянные» | 1 |
5 | Комплект таблиц по физике | 1 |
6 | Комплект методических рекомендаций | 2 |
| ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ | |
7 | Комплект электронных пособий по физике | 1 |
8 | Комплект дисков с видеозаписями демонстрационных опытов | 1 |
| ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ | |
9 | Комплект электроснабжения | 1 |
10 | Термометр электронный | 1 |
12 | Стол-подъемник | 1 |
| ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИЙ | |
13 | Барометр - анероид | 1 |
14 | Ванна волновая | 1 |
15 | Ведерко Архимеда | 1 |
16 | Высоковольтный источник напряжения | 1 |
17 | Гигрометр ВИТ-1 | 1 |
18 | Желоб Галилея | 1 |
19 | Источник постоянного и переменного напряжения В-24 | 1 |
20 | Камертоны на резонирующих ящиках | 1 |
21 | Комплект для демонстраций по электростатике | 1 |
22 | Магдебургские полушария | 1 |
23 | Манометр жидкостной | 1 |
24 | Машина электрическая обратимая (двигатель-генератор) | 1 |
25 | Набор демонстрационный "Геометрическая оптика" | 1 |
26 | Набор капилляров | 1 |
27 | Насос вакуумный электрический | 1 |
28 | Плитка электрическая малогабаритная | 1 |
29 | Прибор «Трубка для демонстрации конвекции в жидкости» | 1 |
30 | Прибор для демонстрации давления в жидкости | 1 |
31 | Прибор для демонстрации зависимости сопротивления металла от температуры | 1 |
32 | Прибор для демонстрации правила Ленца | 1 |
33 | Прибор для демонстрации теплопроводности | 1 |
34 | Прибор для изучения плавания тел | 1 |
35 | Прибор для наблюдения равномерного движения» | 1 |
36 | Стрелки магнитные на поставках | 1 |
37 | Теплоприемник (пара) | 1 |
38 | Трансформатор универсальный учебный | 1 |
39 | Трубка Ньютона универсальная | 1 |
40 | Трубка с двумя электродами | 1 |
41 | Устройство для записи колебаний маятника | 1 |
42 | Цилиндр с отпадающим дном | 1 |
43 | Цилиндры свинцовые со стругом | 1 |
44 | Шар для взвешивания воздуха | 1 |
45 | Шар Паскаля | 1 |
| ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ | |
46 | Лабораторный комплект по механике | 12 |
47 | Лабораторный комплект по молекулярной физике и термодинамике | 12 |
48 | Лабораторный комплект по электродинамике | 12 |
49 | Лабораторный комплект по оптике | 12 |
50 | Лабораторный комплект по квантовым явлениям | 12 |
51 | Набор по электролизу | 12 |
52 | Лабораторный комплект по электростатике | 12 |
53 | Радиоконструктор | 12 |
54 | Модель электродвигателя | 12 |
55 | Весы учебные лабораторные электронные | 12 |
56 | Секундомер электронный | 12 |
57 | Прибор для изучения зависимости сопротивления металлов от температуры | 12 |
58 | Прибор для исследования зависимости сопротивления полупроводников от температуры | 12 |
59 | Прибор для исследования зависимости сопротивления проводников от длины, сечения и материала | 12 |
60 | Прибор для исследования звуковых волн | 12 |
61 | Набор для изучения закона Бойля-Мариотта с манометром | 12 |
62 | Трибометр лабораторный | 12 |
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе:
Выпускник научится:
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное прямолинейное движение, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения.
при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);
приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
Список литературы
Основной список литературы для учителя:
А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. Программа по физике для основной школы. 7-9 классы., Дрофа, 2012
Физика. 7 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин), Дрофа, 2013
Физика. Методическое пособие. 7 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова), Дрофа, 2012
Физика. Тесты. 7 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова), Дрофа, 2012
Сборник задач по физике 7-9 класс (В. И. Лукашик) пособие для общеобразовательных учреждений –М.: Просвещение, 2014г.
Самостоятельные и контрольные работы (Л. А. Кирик) – М. Илекса, 2012.
Физика : Дидактические материалы для 7 классов (Е. А. Марон) – М. : Дрофа, 2013.
Дополнительный список литературы для учителя:
1 Универсальные поурочные разработки по физике (В.А. Волков С. Е. Полянский)-М. ВАКО, 2013
2 Тестовые задания по физике. 7 класс (Н. И. Павленко, К. П. Павленко). – М. : Школьная пресса, 2007.
3 Физика. Опорные конспекты и разноуровневые задания 7-9 (Е. А. Марон) — Спб. ООО «Виктория плюс», 2013
4 Физика. Книга для учителя. 7 класс (О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина) — М.:Просвещение, 2010
5. Дидактический материал по физике для средней школы (Н. В. Смирнов, И. Б. Смирнова) — Спб.: Школьная лига, Лема, 2012.
Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы. (В.П. Орехова, А.В. Усова) -М.: Просвещение, 1972
Основной список литературы для ученика:
1 Физика. 7,8,9 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин)- М.:Дрофа, 2013
2 Сборник задач по физике 7-9 (А. В. Перышкин) - М.:Дрофа, 2016
3.Сборник задач по физике 7-9 класс (В. И. Лукашик) пособие для общеобразовательных учреждений –М.: Просвещение, 2014г.
Дополнительный список литературы для ученика:
1 Физика. Опорные конспекты и разноуровневые задания 7-9 (Е. А. Марон) — Спб. ООО «Виктория плюс», 2013
2 Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс (авторы Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов), Дрофа, 2013
3 Дидактический материал по физике для средней школы (Н. В. Смирнов, И. Б. Смирнова) — Спб.: Школьная лига, Лема, 2012.
4. Тесты по физике? Это очень просто! (И.М. Гельфгкат, Л.А. Кирик )- М.: ИЛЕКСА,2010
5.Историчекие обзоры в курсе физики средней школы (В.М. Дуков)-М.: Просвещение, 1983