СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана для классов с углубленным изучением русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_______________

С. И. Евдокимова

Приказ №______

от _________2015

Рабочая программа

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Окуневой Людмилы Александровны

«Русский язык»

Среднее общее образование, 10А класс

(профильный уровень)


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________Е.В.Корниенко

__________2015

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_______Н.И.Макарова








2017-2018 учебный год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004

  • Учебного плана МБОУ «СОШ №18» на 2017-2018 учебный год;

  • Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ №18»;

  • Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ №18»;

  • авторской программы по русскому языку для 10 класса общеобразовательных учреждений филологического профиля Бабайцевой В. В.

Цель:

развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

Задачи:

- углубление  знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

- овладение основными нормами русского литературного языка и нормами русского речевого этикета, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;

- совершенствование способности к  анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться лингвистическими справочниками и словарями;

- совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи, умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения,  основными способами информационной переработки текста;

-освоение коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.

В основу программы заложены следующие идеи:

- формирование и развитие лингвистической компетенции служит надежной основой для совершенствования коммуникативной и культуроведческой компетенций;

- системный характер изложения лингвистической теории позволяет углубить и расширить объем теоретических сведений, установить между ними системные связи;

- функциональный подход к изучению языка обусловил внимание к тексту при обучении речи;

- изучение принципов русского правописания способствует совершенствованию навыков грамотного письма;

- совершенствование языкового чутья учащихся – важнейшее условие совершенствования их речи.

Рабочая программа рассчитана на 105 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (3 часа в неделю), что соответствует авторской программе.

Сроки реализации рабочей учебной программы – 2017-2018 учебный год.









2.Содержание тем учебного курса

Вспомним изученное (10 часов)

Введение в науку о языке. Общие сведения о языке (16 часов)

Функции языка.

Значение языка. Язык — орудие мышления. Язык — средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка.

Язык и речь.

Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность.

Русский язык — государственный язык Российской Федерации.

Русский язык как национальный язык русского народа.

Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации.

Русский язык среди других языков мира.

Русский язык как один из рабочих языков в ООН. Индоевропейская семья языков. Славянские языки. Русистика на современном этапе.

Русский язык — один из богатейших языков мира (76 часов)

Состав современного русского языка.

Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.

Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребле­ние однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.

Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.

Литературный язык и его нормы.

Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.

Русский язык как развивающееся явление.

Стили литературного языка — разговорный и книж­ные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.

Устная и письменная формы речи. Их специфика.

Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.

Культура речи. Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и др.

Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.

Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.

Контроль качества знаний

Контроль качества знаний осуществляется по материалам пособия О.А. Сальниковой «Поурочные разработки к учебнику общеобразовательных учреждений филологического профиля В. В. Бабайцевой . –М.: Дрофа, 2008.






3. Учебно-тематический план

Тема

Кол – во часов

В том числе


Р/р

К/р

1.

Вспомним изученное

10


1

3.

Введение в науку о языке. Общие сведения о языке

16

3

1

4.

Русский язык – один из богатейших языков мира

76

11

4

13.

Резерв

3




Итого:

105

14

6




4. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся 10 класса профильного уровня

должны знать:

- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

- системное устройство языка;

- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

- компоненты речевой ситуации, основные условия эффективности речевого общения;

- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

должны уметь:

- проводить различные виды  анализа  языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

-разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы

- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной и деловой сферах общения ; редактировать собственный текст;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

.

5. Перечень учебно-методического обеспечения

1. В.В. Бабайцева . Методические рекомендации к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. 10 — 11 классы» для общеобразовательных учреждений филол. профиля/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, О.А. Сальникова. - М.: Дрофа, 2007.

2. Русский язык. 10- 11 классы: поурочные планы по учебнику В.В. Бабайцевой/ авт. -составитель М.Е. Кривоплясова. - Волгоград: Учитель, 2007.

3. Русский язык. 11 класс. Профильный курс по учебнику В.В. Бабайцевой. В 2-х частях. / Сост. Г.В.Цветкова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

4. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык 10 – 11.Сост.Е.И.Харитонова. – М. : Дрофа,2011.


5. Учебно-методическое обеспечение

Конкретное количество средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).






Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Основная школа

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Федеральный Закон «Об образовании»

1


Стандарт основного общего образования по русскому (родному) языку

1


Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень)



Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень)

1


Примерная программа основного общего образования по русскому языку

1


Авторская программа по русскому языку

1


Учебник по русскому языку. 10-11 класс.

1


Практикум по русскому языку.

К


Школьные словари русского языка

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь

Зубова Е.Н.. Школьный орфоэпический словарь русского языка.

Лебедев г.А.. Словарь иностранных слов.

Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка.

Вакуров .В.Н Словарь- справочник .Трудности русского языка

Шанский Н.М.. Школьный этимологический словарь русского языка

Ожегов С.И. Словарь русского языка

Ф


Справочные пособия (энциклопедии, справочники по русскому языку)

Детская энциклопедия в 12 томах

П


Дидактические материалы для 5 – 11 классов

Ф


Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

1

2.

Печатные пособия


Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса.

Д /Ф

3.

информационно-коммуникционные средства


Фраза :электронный тренажёр по орфографии

Д/П


Электронные библиотеки по курсу русского языка

Д

4.

Экранно-звуковые пособия


Видеофильмы по разным разделам курса русского языка.

Д


Аудиозаписи и фонохрестоматии по разным разделам курса русского языка.

Д

5.

Технические средства обучения (ТСО)


Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц

Д


Мультимедийный компьютер

Д


Мультимедийный проектор

Д


Средства телекоммуникации: локальная сеть, выход в Интернет

1

6.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ


Шторы для затемнения

Д

7.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ


Компьютерный стол

Д


Штатив для карт и таблиц

Д


Шкаф

П




Приложение




Календарно-тематическое планирование


Тема

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Вспомним изученное (10)

Вспомним изученное. Комплексный анализ текста

01.09.-05.09.



Вспомним изученное. Фонетика

01.09.-05.09.



Вспомним изученное. Морфемика. Словообразование

01.09.-05.09.



Вспомним изученное. Морфология

07.09.-12.09.



Вспомним изученное. Морфология

07.09.-12.09.



Вспомним изученное. Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение

07.09.-12.09.



Вспомним изученное. Синтаксис. Сложное предложение

14.09.-19.09.



Вспомним изученное. Синтаксис. Сложное предложение

14.09.-19.09.



Контрольный диктант по теме «Повторение»

14.09.-19.09.



Анализ контрольного диктанта

21.09.-26.09.



Общие сведения о языке (16)


Функции языка.

21.09.-26.09.



Р/р Подробное изложение с сохранением авторских изобразительных средств

21.09.-26.09.



Р/р Подробное изложение с сохранением авторских изобразительных средств

28.09.-03.10.



Язык, речь и слово

28.09.-03.10.



Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность

28.09.-03.10.



Повторение орфографии. Правописание безударных гласных в корне.

05.10.-10.10.



Повторение орфографии. Правописание чередующихся гласных в корне

05.10.-10.10.



Русский язык – государственный язык Российской Федерации

05.10.-10.10.



Русский язык как национальный язык русского народа.

Русский язык как средство межнационального об­щения в Российской Федерации

12.10.-17.10.



Р/р Сочинение-рассуждение.

Русский язык среди других языков мира

12.10.-17.10.



Русистика на современном этапе

12.10.-17.10.



Повторение орфографии. Правописание согласных в корне

19.10.-24.10.



Повторение орфографии. Правописание согласных в корне

19.10.-24.10.



Обобщающее повторение по теме «Общие сведения о языке

19.10.-24.10.



Контрольный диктант по теме «Общие сведения о языке»

26.10.-31.10.



Анализ контрольного диктанта

26.10.-31.10



Русский язык – один из богатейших языков мира (76)

Состав современного русского языка

26.10.-31.10



Р/р Урок-дискуссия.

С какого времени литературный язык можно считать современным?

09.11.-14.11.



Текст. Понятие о тексте

09.11.-14.11.



Способы выражения темы. Заглавие

09.11.-14.11.



Способы выражения темы. Начало и конец текста

16.11.-21.11.



Способы выражения темы. Начало и конец текста.

Р/р Изложение по упражнению 69

16.11.-21.11.



Повторение орфографии. Правописание приставок

16.11.-21.11.



Повторение орфографии. Правописание приставок

23.11.-28.11.



Способы выражения темы. Ключевые слова

23.11.-28.11.



Синтаксис текста. Предложения в составе текста

23.11.-28.11.



Количество и характер предложений в тексте

Р/р Мини-эссе

30.11.-05.12.



Способы связи предложений в тексте

30.11.-05.12.



Средства связи частей текста

30.11.-05.12.



Р/р Сжатое изложение

07.12.-12.12.



Типы речи. Повествование

07.12.-12.12.



Р/р Сочинение-повествование.

07.12.-12.12.



Повторение орфографии. Правописание приставок

14.12.-19.12.



Типы речи. Описание

14.12.-19.12.



Р/р Сочинение-описание

14.12.-19.12.



Повторение орфографии. Правописание разделительных Ъ и Ь

21.12.-26.12.



Повторение орфографии. Ь после шипящих. Контрольный словарный диктант

21.12.-26.12.



Типы речи. Рассуждение.

Р/р Сочинение-рассуждение

21.12.-26.12.



Особенности текстов-рассуждений в художественной речи

11.01.-16.01.



Устная и письменная форма речи

11.01.-16.01.



Устная и письменная форма речи

11.01.-16.01.



Русский литературный язык и его нормы.

Орфоэпические нормы

18.01.-23.01.



Орфоэпические нормы

18.01.-23.01.



Повторение орфографии. Правописание суффиксов существительных

18.01.-23.01.



Повторение орфографии. Правописание суффиксов прилагательных и причастий

25.01.-30.01.



Лексические нормы

25.01.-30.01.



Лексические нормы

25.01.-30.01.



Р/р Изложение с творческим заданием

01.02.-06.02.



Р/р Изложение с творческим заданием

01.02.-06.02.



Морфологические нормы

01.02.-06.02.



Морфологические нормы

08.02.-13.02.



Повторение орфографии. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий

08.02.-13.02.



Повторение орфографии. Правописание суффиксов глаголов и наречий

08.02.-13.02.



Синтаксические нормы

15.02.-20.02.



Синтаксические нормы. Изменение норм литературного языка

15.02.-20.02.



Контрольная работа по теме «Нормы русского литературного языка»

15.02.-20.02.



Анализ контрольной работы

22.02.-27.02.



Стили русского литературного языка. Разговорный стиль

22.02.-27.02.



Научный стиль

22.02.-27.02.



Научный стиль

29.02.-05.03.



Повторение орфографии. Правописание окончаний существительных и прилагательных

29.02.-05.03.



Повторение орфографии. Правописание окончаний глаголов

29.02.-05.03.



Деловой стиль. Жанры делового стиля.

Р/р Резюме

07.03.-12.03.



Публицистический стиль

07.03.-12.03.



Публицистический стиль

Р/р Репортаж как речевой жанр

07.03.-12.03.



Художественный стиль

14.03.-19.03.



Художественный стиль

14.03.-19.03.



Повторение орфографии. Правописание гласных после шипящих

14.03.-19.03.



Повторение орфографии. Правописание гласных после шипящих

21.03.-26.03.



Р/р Изложение по памяти с творческим заданием

21.03.-26.03.



Р/р Изложение по памяти с творческим заданием

21.03.-26.03.



Урок-зачет. Стили русского литературного языка

04.04.-09.04.



Урок-зачет. Стили русского литературного языка

04.04.-09.04.



Синонимика русского языка. Лексические синонимы

04.04.-09.04.



Лексические синонимы

11.04.-16.04.



Повторение орфографии. Слитное, дефисное и раздельное написание слов

11.04.-16.04.



Повторение орфографии. Слитное, дефисное и раздельное написание слов

11.04.-16.04.



Морфемные синонимы.

18.04.-23.04.



Морфологические синонимы

18.04.-23.04.



Синтаксические синонимы

18.04.-23.04.



Повторение орфографии. Слитное, дефисное и раздельное написание слов

25.04.-30.04.



Культура речи

25.04.-30.04.



Культура речи. Речевой этикет.

Р/р Сочинение-рассуждение

25.04.-30.04.



Повторение орфографии. Правописание НЕ с разными частями речи

02.05.-07.05.



Повторение орфографии. НЕ и НИ с разными частями речи

02.05.-07.05.



Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка

02.05.-07.05.



Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка

09.05.-14.05.



А.С. Пушкина - создатель русского литературного языка

09.05.-14.05.



А.С. Пушкина - создатель русского литературного языка

09.05.-14.05.



Обобщающий урок. Русский язык – один из богатейших языков мира

23.05.-28.05.



Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 10 классе»

23.05.-28.05.



Анализ контрольного диктанта

23.05.-28.05.



Резерв

30.05.-31.05.



Резерв

30.05.-31.05



Резерв

30.05.-31.05





11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!