СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка рабочей программы 7 класс 2 часа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ


Основное общее образование

7 класс

Количество часов-68

Учитель _Спицына Елена Николаевна


ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ(ФГОС)

Биология. 5—9 классы. Линейный курс Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров







2016/2017

1) Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс» составлена на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию 8 апреля 2015 г. и программы основного общего образования. Биология. 5 — 9 классы. Линейный курс авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010г), а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Разработана с учетом положений:

-Письмом Минобрнауки России от 03.03.2016г. № 08-334;

-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897”;

-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2012 г. № 412»;

-Письмом Рособрнадзора от 03.11.2015г.№02-501

-Уставом МБОУ НКСОШ

-Учебного плана МБОУ НижнекундрюченскойСОШ за 2017-2018учебный год на базе Федерального компонента(1 час федеральный, 1 час школьный компонент)

-Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина



Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение.

Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить:

- формирование биологической и экологической грамотности;

- расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции;

- представление о человеке как биосоциальном существе;

- развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

Курс для учащихся 7 классов реализует следующие задачи:

- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.

В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.

Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, лабораторные и контрольные работы) и устный опрос.

2) Планируемые результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и система их оценки



Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

  1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

  1. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  1. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  1. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

  1. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

  1. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного 16 поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

  1. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

  1. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно- символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально- технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; • выделять явление из общего ряда других явлений;

• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

• резюмировать главную идею текста;

• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

• критически оценивать содержание и форму текста.

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

• определять свое отношение к природной среде;

• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

− определять возможные роли в совместной деятельности;

− играть определенную роль в совместной деятельности;

− принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

− определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

− строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

− корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

− критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

− предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

− выделять общую точку зрения в дискуссии;

− договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

− организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

− устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты:

В результате изучения курса биологии в основной школе:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

• создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.



3)Содержание учебного предмета Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения.

68 часов, 2 часа в неделю)

Раздел 1. От клетки до биосферы (12 ч)

Тема 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ СИСТЕМ (3 ч)

Демонстрация

Таблицы, иллюстрирующие особенности организации клеток, тканей и органов.Организмы различной сложности.Границы и структура биосферы.

Тема 1.2. Ч. ДАРВИН О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ (2 ч)  Демонстрация

Породы животных и сорта растений. Близкородственные виды, приспособленные к различным условиям существования.

Тема 1.3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (4 ч)

Демонстрация. Представители фауны и флоры различных эр и периодов.

Тема 1.4. СИСТЕМАТИКА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 ч).

Демонстрация. Родословное древо растений и животных.

Лабораторные работы.1 Определение систематического положения домашних животных.

Раздел 2. Царство Бактерии (4 ч)

Тема 2.1. ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ БАКТЕРИИ (2 ч)

Демонстрация. Строение клеток различных прокариот.

Лабораторные работы.Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий.

Тема 2.2. МНОГООБРАЗИЕ БАКТЕРИЙ (2 ч).

Раздел 3. Царство Грибы (8 ч)

Тема 3.1. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГРИБОВ (2 ч)

ДемонстрацияСхемы строения представителей различных систематических групп грибов.

Различные представители царства Грибы.Строение плодового тела шляпочного гриба.

Лабораторные работы.Лабораторная 1 Строение плесневого гриба мукора.

Тема 3.2. МНОГООБРАЗИЕ И ЭКОЛОГИЯ ГРИБОВ (4 ч)

Демонстрация,Схемы, отражающие строение и жизнедеятельность различных групп грибов;

муляжи плодовых тел шляпочных грибов, натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы.Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Тема 3.3. ГРУППА ЛИШАЙНИКИ (2 ч)

Демонстрация.Схемы строения лишайников.Различные представители лишайников.

Раздел 4. Царство Растения (36 ч)

Тема 4.1. ГРУППА ОТДЕЛОВ ВОДОРОСЛИ: СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ЭКОЛОГИЯ (6 ч)

Демонстрация.Схемы строения водорослей различных отделов.

Лабораторные работы.Изучение внешнего вида и строения водорослей.

Тема 4.2. ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ (2 ч)

.Демонстрация.Схема строения и жизненный цикл мхов.Различные представители мхов.

Лабораторные работы. Изучение внешнего вида и строения мхов.

Тема 4.3. СПОРОВЫЕ СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ: ПЛАУНОВИДНЫЕ, ХВОЩЕВИДНЫЕ, ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ (6 ч)

Демонстрация.Схемы строения и жизненные циклы плауновидных и хвощевидных.Различные представители плаунов и хвощей.

Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные.Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.

Лабораторные работы.Изучение внешнего вида и строения спороносного хвоща.

Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников (на схемах).

Тема 4.4. СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ (8 ч)

Демонстрация.Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны.Различные представители голосеменных.

Лабораторные работы.Изучение строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов).Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.

Тема 4.5. ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (10 ч)

.Демонстрация.Схема строения цветкового растения, строения цветка.Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение).

Представители различных семейств покрытосеменных растений.

Лабораторные работы. Изучение строения покрытосеменных растений*.

Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения*.

Тема 4.6. ЭВОЛЮЦИЯ РАСТЕНИЙ (4 ч)

Демонстрация.Изображение ископаемых растений, схемы, отображающие особенности их организации.

Лабораторные работы. Построение родословного древа царства Растения.

Раздел 5. Растения и окружающая среда (8 ч)

Тема 5.1. РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА. МНОГООБРАЗИЕ ФИТОЦЕНОЗОВ (4 ч)

.Демонстрация.Плакаты и видеоролики, иллюстрирующие разнообразие фитоценозов.

Лабораторные работы.Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.

Тема 5.2. РАСТЕНИЯ И ЧЕЛОВЕК (2 ч)

ДемонстрацияСпособы использования растений в народном хозяйстве и в быту.

Лабораторные работы. Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе.

Тема 5.3. ОХРАНА РАСТЕНИЙ И РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ (2 ч)

Демонстрация.Плакаты и информационные материалы о заповедниках, заказниках, природоохранительных мероприятиях.

Лабораторные работы.Разработка схем охраны растений на пришкольной территории.

Виды деятельности учащихся на уроке

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность и- оценивание устных высказываний/текстов биологических законов, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;- информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану;

доклад; рецензирование;- участие в дискуссии;-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование

Формы организации учебного процесса

  • Комбинированный урок,

  • урок-беседа,

  • повторительно-обобщающий урок,

  • урок- исследование,

  • урок-лекция,

  • урок-практикум,

  • изучения нового материала.

  • урок -экскурсия,

  • внеклассные мероприятия.

Виды и формы контроля: фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.






4) Календарно-тематический план (РЭК- региональный экологический компонент)

№ п/п

Название раздела

Тема урока

Дата

Характеристика видов деятельности учащихся

Оборудование, ЭОР

Требования к уровню подготовки учащихся

Формирование УУД

Результаты

План

Факт

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Предметные

Метапредметные

Личностные


РАЗДЕЛ 1. ОТ КЛЕТКИ ДО БИОСФЕРЫ 11ч












Тема 1.1

Многообразие живых систем



Определяют и анализируют понятия:«биология», «уровни организации»,«клетка», «ткань», «орган», «организм»,«биосфера», «экология». Определяютзначение биологических знаний в современной жизни. Оценивают

роль биологической науки в жизни общества. Составляют краткий конспект текста урока, готовятся к устномувыступлению





.Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов.

.


.Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

.

Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать

Овладение исследовательской деятельностью

.Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Интеллектуальных умений,нтересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

1

Разнообразие форм живого на Земле

5.09


Натуральные объекты (представители царств)

Мультимедиа, рисунки учебника

Компьютер

Признавать высокую во всем ее проявлении

Уметь выражать мыслив соответствии с задачами

Самостоятельно выделять необходимую информацию

Составление плана последовательности действий

2.

Виды популяции, биогеоценоза

6.09


Живые растения. Мультимедиа, рисунки учебника

Компьютер

Формировать образ мира. Готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию.

Формировать компетентности в общении.

Поиск и выделение необходимой информации.


Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоен и что еще подлежит усвоению.

Приведение доказательств родства живых организмов

Умение делать выводы на основе наблюдения и сравнения

3.

Общие представления о биосфере

12.09


Лупа, микроскоп, лаб. оборудование Компьютер

Знание основных принципов и правил природы

Владение монологической и диалоговой формами речи

Выделение необходимой информацией

Умение контролировать свое время и управять им.-


Тема 1.2

Чарльз Дарвин о происхождении видов ч2




Определяют и анализируют основные понятия: «наследственность»,«изменчивость». Знакомятся с основными

этапами искусственного отбора в сельском хозяйстве и быту. Анализируют логическую цепь событий, делающих борьбу за существование неизбежной. Строят схемы действия естественного отбора в постоянных и изменяющихся условиях существования. Составляют развёрнутый план ур





Учащиеся должны знать:

 основные признаки живой природы;

 устройство светового микроскопа;

Учащиеся должны знать: основные органоиды клетки

Учащиеся должны знать:

основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;


Учащиеся должны уметь:

проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты

Учащиеся должны уметь:

проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты

Учащиеся должны уметь:

систематизировать и обобщать разумные виды информации

Осуществлять исследовательскую деятельность

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

4. РЭК

Причины многообразия живых организм ов Лабораторная работа№1

Определение систематического положения домашних животных.

13.09


Лупа, микроскоп, лаб. оборудование Компьютер

Готовность к самообразованию.

Умение работать в группах

Самопознавание

Познавательная рефлексия

5.

Борьба за существование и естественный

отбор

19.09


Таблицы, микропрепараты, микроскоп, Компьютер

Знания основных процессов жизнедеятельности организмов

Учет мнений, сотрудничество

Строить логические рассуждения

Решение проблемных ситуаций



Тема 1.3

История развития жизни на Земле 4 ч



Знакомятся с историей Земли как космического тела. Анализируют обстоятельства, приведшие к глобальным изменениям условий на планете. Характеризуют растительный и животный мир палеозоя, мезозоя и кайнозоя.

Анализируют сходство и различие в организации жизни в разные исторические периоды. Составляют картины

фауны и флоры эр и периодов (работав малых группах)







6.

Возникновение Земли как космического тела

20.09


Таблицы, микропрепараты, микроскоп. Мультимедиа Компьютер

Оценивать ценность жизни

Работа в группе. Оценивать коммуникативную рефлексию

Эффективные способы решения задач

Умения делать выводы

Учащиеся должны знать:

основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;

Учащиеся должны знать: ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы



7.

Геохронологическая история Земли.

26.09


Таблицы. Мультимедиа. Презентация Компьютер

Оценивать ценность жизни

Работа в группе. Оценивать коммуникативную рефлексию

Эффективные способы решения задач

Умения делать выводы

Учащиеся должны уметь:

систематизировать и обобщать разумные виды информации


8.

Развитие жизни на Земле. Архейской и

Протерозойской и Палеозойской эрах

27.09


Портреты ученых Компьютер

Формировать образ мира. Готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию

Учет мнений, сотрудничество

Изучить естествоиспытателей, их жизнь, работу

Умения делать выводы

Учащиеся должны уметь:

систематизировать и обобщать разумные виды информации


9.

Развитие жизни в Мезозойской и кайнозойской эрах

3..10


Таблицы, анимация, карты, диск, Компьютер

Формировать образное мышление,умение абстрактно мыслить

Работа в группе. Оценивать коммуникативную рефлексию

Решение проблемных ситуаций

Умения делать выводы

Учащиеся должны знать:

 существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

 основные признаки представителей царств живой природы.

Учащиеся должны уметь:

 определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

 устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

 различать изученные объекты в природе, на таблицах;

 устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

 объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.



Учащиеся должны уметь:

 проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

 использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

 самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты.


Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.



Тема 1.4

Систематика живых организмов 2ч



Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения», «царство Животные».Проводят анализ признаков живого: клеточного строения, питания, дыхания, обмена веществ, раздражимости,

роста, развития, размножения. Характеризуют принципы искусственной классификации организмов по К. Линнею. Учатся приводить примеры искусственных классификаций живых организмов,используемых в быту. Составляют план §





10.

Искусственная система живого мира

4..10


Раздаточный материал. Мультимедиа Компьютер

Осуществлять классификацию

Сравнивать разные точки зрения

Самостоятельное сравнение

Самостоятельный анализ

11.

Основы естественной классификации живых организмов

10..10


Видеофильм. Компьютер

Осуществлять классификацию

Сравнивать разные точки зрения

Самостоятельное сравнение

Самостоятельный анализ


РАЗДЕЛ 2.

ЦАРСТВО БАКТЕРИИ









Тема 2.1

Подцарство настоящие бактерии 2 ч



Выделяют основные признаки бактерий, дают общую характеристику прокариот. Определяют значении внутриклеточных структур, сопоставляют его со структурными особенностями организации бактерий. Выполняют зарисовку различных форм бактериальных клеток. Готовят устное сообщение по теме «Общая характеристика прокариот»





12.

Общая характеристика бактерий

11..10


Муляжи, таблицы, рисунки. Компьютер

Осуществлять классификацию

Сравнивать разные точки зрения

Самостоятельное сравнение

Самостоятельный анализ

13.

Особенности строения и жизнедеятельности бактерий Лабораторная работа№2

Зарисовка схемы строения прокариотической клетки,

схемы размножения бактерий.

17..10


Муляжи, таблицы, рисунки. Компьютер

Формировать экологическое сознание у учащихся

Взаимный контроль, сотрудничество

Осуществлять расширенный поиск информации

Уметь константировать факты.


Тема 2.2

Многообразие бактерий 2ч



Характеризуют понятия: «симбиоз»,«клубеньковые, или азотфиксирующие, бактерии», «бактерии, деструкторы», «болезнетворные микроорганизмы», «инфекционные заболевания», «эпидемия». Оценивают роль

бактерий в природе и жизни человека Составляют планконспект темы «Многообразие и роль микроорганизмов»





14.


Подцарство Археобактерии

18..10


Муляжи, таблицы, рисунки. Компьютер

Признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях

Сотрудничество, взаимопомощь

Основы ознакомительного чтения

Соблюдение правил гигиены

15.

Подцарство Оксифотобактерии

24..10


Муляжи, таблицы, рисунки. Компьютер

Признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях

Координация различных позиций к сотрудничеству.

Основы ознакомительного чтения

Решение пробленой ситуации.


РАЗДЕЛ 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ









Тема 3.1

Строение и функции грибов 4ч



Характеризуют современные представления о происхождении грибов. Выделяют основные признаки строения и

жизнедеятельности грибов. Распознают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при

отравлении ядовитыми грибами. Дают определение понятия «грибы_паразиты растений и животных»(головня,спорынья др





16.

Царство грибов. Происхождение и эволюция грибов.

25..10


Гербарии ,натур. объекты Компьютер

Признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях

Формировать компетентность в общении

Самостоятельно классифицировать. выбирая критерии для логических операций.

Осознание учащимися того, что еще подлежит усвоению.

17 РЭК

Основные черты строения многоклеточных грибов

7.11


Гербарии ,натур. объекты Компьютер

Признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях

Уважение различных позиций в сотрудничестве.

Навыки взаимопомощи

Умение делать выводы.

18.

Основные черты организации низших рибов Лабораторная работа№3

Строение плесневого гриба мукора.

8.11



Гербарии Мультимедиа, рисунки, таблицы Компьютер

Уметь различать разных представителей царств.

Отстаивать свое мнение и признавать позицию другого.

Расширенный поиск информации

Контроль результата способа действия.

19.

Основные черты организации сумчатых грибов

14.11


Презентации Компьютер

Признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях

Сотрудничество, взаимопомощь

Основы ознакомительного чтения

Соблюдение правил гигиены


Тема 3.2

Многообразие и экология грибов 2 ч



Готовят микропрепараты и проводят наблюдение строения мукора и дрожжевых грибов под микроскопом. Проводят сопоставление увиденного под микроскопом с приведёнными в учебнике изображениями. Объясняют рольгрибов в природе и жизни человека. Составляют план параграфа





20РЭК

Основные черты организации Базидиомикот. Особенности жизнедеятельности и распространения грибов

15.11


Рисунки учебника, фильм. Компьютер

Сформировать экологическое сознание

Координация различных позиций к сотрудничеству.

Основы ознакомительного чтения

Анализ условий достижений целей

21. РЭК

Несовершенные грибы. меры профилактики микоза Лабораторная работа№4

Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

21.11


Рисунки учебника, фильм. Компьютер

Признать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях

Сотрудничество

Поиск информации в интернете

Осознанное поведение и управление своей деятельностью.


Тема 3.3

Группа Лишайники 2ч



Характеризуют форму взаимодействия организмов — симбиоз. Приводят общую характеристику лишайников .Проводят анализ организации кустистых, накипных, листовых лишайников. Распознают лишайники на таблицах и в живой природе. Оценивают экологическую роль лишайников. Составляют планконспект темы«Лишайники»





22.

Общая характеристика лишайников

22.11


Мультимедиа, таблицы Компьютер

Признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях

Коммуникативная рефлексия

Поиск информации в интернете

Контроль по результатам способов действия

23 РЭК

Особенности жизнедеятельности лишайников

28.11


Презентация, рисунки учебника Компьютер

Знание основных принципов и правил отношения к природе

Формировать компетентность общения.

Осуществлять классификацию


Учащиеся должны знать:

 основные среды обитания живых организмов;

 природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

 сравнивать различные среды обитания;

 характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

 сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

 выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

 приводить примеры обитателей морей и океанов;

 наблюдать за живыми организмами.


Учащиеся должны уметь:

 находить и использовать причинно-следственные связи;

 строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

 выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.


Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

24

Самостоятельная работа №1по теме

"Бактерии. Грибы"

29.11








РАЗДЕЛ 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ 34ч









Тема 4.1 Группа отделов водоросли 6ч



Характеризуют основные черты организации растительного организма. Получают представление о возникновении одноклеточных и многоклеточных водорослей. Дают общую характеристику водорослей, их отдельных представителей. Выявляют сходство и отличия в строении различных групп

водорослей на гербарном материале и таблицах. Характеризуют роль водорослей в природе и жизни человека. Составляют планконспект темы «Многообразие водорослей», готовят устное сообщение об использовании водорослей

в пищевой микробиологической промышленности





. 25

Отличительные признаки растительных организмов

5.12


Презентация, рисунки, таблица, карта. Компьютер

Знать основные процессы жизнедеятельности в живых системах

Строить логические рассуждения.

Работа с текстом

Принимать решения в проблемной ситуации

. 26.

Общая характеристика водорослей Лабораторная работа№5

Изучение внешнего вида и строения водорослей.

6.12


Гербарий, карта, натур.объекты. Компьютер

Знание основных принципов и правил отношения к природе

Умение работать в парах

Осуществлять классификацию

Константирующий контроль по результату и способу действия

27.

Особенности размножения и развития водорослей

12.12


Гербарий, карта. Компьютер

Знание основных принципов и правил отношения к природе

Взаимный контроль, сотрудничество

Осуществлять классификацию

Познавательная рефлексия в решении учебных и познавательных задач

28. РЭК

Многообразие водорослей. Отдел зеленые водоросли

13.12


Презентация, плакаты. Компьютер

Знание основных принципов и правил природы

Владение монологической и диалоговой формами речи

Выделение необходимой информацией

Умение контролировать свое время и управлять им.

Учащиеся должны знать:

  основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

 правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

 простейшие способы оказания первой помощи.

Учащиеся должны уметь:

 объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

 объяснять роль растений и животных в жизни человека;

 обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

 соблюдать правила поведения в природе;

 различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений;

вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.


Учащиеся должны уметь:

 работать в соответствии с поставленной задачей;

 составлять простой и сложный план текста;

 участвовать в совместной деятельности;

 работать с текстом параграфа и его компонентами;

узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.


 формирование ответственного отношения к обучению;

 формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

 формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

 осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

 формирование основ экологической культуры.


29.

Многообразие водорослей. Отдел красные водоросли

19.12


Плакат, презентация, гипсовые модели. Компьютер

Знание основных принципов и правил природы

Владение монологической и диалоговой формами речи

Выделение необходимой информацией

Умение контролировать свое время и управять им.

30.

Многообразие водорослей. Отдел бурые водоросли

20.12


Плакат, презентация Компьютер

Любовь к природе, оптимизм в восприятии мира, выполнение моральных норм по отношении к живому

Учет разных мнений

Выбор эффективных способов в решении задач

Волевые усилия в преодолении трудностей


Тема 4.2

Отдел моховидные 2ч



Дают общую характеристику мхов. Различают на гербарных образцах и таблицах различных представителей моховидных. Проводят сравнительный анализ организации различных

моховидных. Характеризуют распространение и экологическое значение мхов. Составляют конспект параграфа





31.

Общая характеристика подцарства высшие растения

26.12


Плакат, презентация Компьютер

Любовь к природе, оптимизм в восприятии мира, выполнение моральных норм по отношении к живому

Учет разных мнений

Выбор эффективных способов в решении задач

Волевые усилия в преодолении трудностей

32. РЭК

Отдел моховидные Лабораторная работа№6

Изучение внешнего вида и строения мхов.

27.12


Плакат, презентация Компьютер

Признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях

Сотрудничество, взаимопомощь

Основы ознакомительного чтения

Соблюдение правил гигиены


Тема 4.3

Споровые сосудистые растения 6ч



Выделяют признаки высших споровых растений. Дают общую характеристику хвощей,

Плаунов. папоротников.

Проводят сравнение высших споровых растений и идентифицируют их представителей на таблицах и гербарных образцах. Зарисовывают в тетрадь

схемы жизненных циклов высших споровых растений. Характеризуют роль мхов, хвощей, плаунов папоротник. в природе и жизни человека. Составляют план_конспект

по темам: «Хвощевидные», «Плауновидные» и «Строение, многообразие и экологическая роль папоротников»_





33.

Споровые сосудистые растения


10.01


Плакаты, презентация Компьютер

Признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях

Сотрудничество, взаимопомощь

Основы ознакомительного чтения

Соблюдение правил гигиены

34.

Отдел плауновидные).

16.01


Таблицы, микропрепараты, микроскоп. Компьютер

Соблюдение правил поведения в природе

Уметь выражать мыслив соответствии с задачами

Самостоятельно выделять необходимую информацию

Составление плана последовательности действий

Знать методы изучения растений, основные группы растений, роль растений в биосфере, происхождение растений. Уметь: давать общую характеристику царства растений, объяснять роль растений в биосфере, характеризовать основные группы растений, объяснять происхождение растений, характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли.

Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

.

Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать

Овладение исследовательской деятельностью


35 РЭК

Отдел хвощевидные Лабораторная работа№7

Изучение внешнего вида и строения спороносящего

хвоща.

(на схемах

17.01


Гербарии , натур. объекты Компьютер

Умение реализовывать теоретические познания на практике

Формировать компетентности в общении.

Поиск и выделение необходимой информации.


Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоен и что еще подлежит усвоению.

. 36.

Отдел папоротниковидные Лабораторная работа№8

Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников (на схемах).


23.01


Гербарии , натур. объекты Компьютер

Развитие любви к природе

Владение монологической и диалоговой формами речи

Выделение необходимой информацией

Умение контролировать свое время и управять им.-

37

Жизненный цикл папоротников

24.01


Гербарии , натур. объекты Компьютер

Умение отстаивать свою точку зрения




38


Самостоятельная работа№2 по теме

"Водоросли и высшие споровые растения"

30.01










Тема 4.4

Семенные растения. Отдел голосеменные 8ч



Знакомятся с современными представлениями о возникновении семенных

растений. Дают общую характеристику голосеменных растений, их прогрессивные черты, сопровождавшие их

появление. Описывают представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Зарисовывают схему цикла развития сосны. Рассказывают о значении голосеменных в природе и жизни человека





Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

.

Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать

Овладение исследовательской деятельностью


39.

Происхождение и особенности строения голосеменных растений

31.01


Гербарии , натур. объекты Компьютер

Умение оперировать фактами Готовность к самостоятельным поступкам

Учет мнений, сотрудничество

Строить логические рассуждения

Решение проблемных ситуаций

40.

Лабораторная работа№9

Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.

6.02


Гербарии , натур. объекты Компьютер

Критичное отношение к своим поступкам


Строить логические рассуждения

Решение проблемных ситуаций

41РЭК

Строение тела голосеменных Лабораторная работа№10

Изучение строения хвои и хвойных растений (на

примере местных видов).


7.02


Гербарии , натур. объекты Компьютер

Понимание важности охраны природы

Работа в группе. Оценивать коммуникативную рефлексию

Эффективные способы решения задач

Умения делать выводы

. 42. РЭК

Особенности размножения голосеменных Лабораторная работа№10

Изучение строения шишек хвойных растений (на

примере местных видов).


13.02


Гербарии , натур. объекты Компьютер

Умение реализовать теорию на практике

Работа в группе. Оценивать коммуникативную рефлексию

Эффективные способы решения задач

Умения делать выводы

43.

Распространенность голосеменных

14.02


Гербарии , натур. объекты Компьютер

Умение оперировать фактами Готовность к самостоятельным поступкам

Учет мнений, сотрудничество

Изучить естествоиспытателей, их жизнь, работу

Умения делать выводы

44.

Многообразие голосеменных.

20.02


Гербарии , натур. объекты Компьютер

Критичное отношение к своим поступкам

Работа в группе. Оценивать коммуникативную рефлексию

Решение проблемных ситуаций

Умения делать выводы

45. РЭК

Роль в биоценозах и их практическое значение.

21.02


Презентация. Компьютер

Понимание важности охраны природы


Изучить естествоиспытателей, их жизнь, работу

Умения делать выводы

46

Циклы развития голосеменных

27.02


Презентация. Компьютер

Умение реализовать теорию на практике

Сравнивать разные точки зрения

Самостоятельное сравнение

Самостоятельный анализ

47

Самостоятельная работа№3 по теме

"Голосеменные растения"

28.02











Тема 4.5

Покрытосеменные растения 10ч



Получают представление о современных научных взглядах на возникновение пк растений. Дают общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные

черты, сопровождавшие их появление. Описывают представителей покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Составляют таблицу «Сравнительная характеристика классов однодольных и двудольных». Зарисовывают схему

цикла развития цветкового растения. Характеризуют растительные формы

и объясняют значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека





Знать методы изучения растений, основные группы растений, роль растений в биосфере, происхождение растений. Уметь: давать общую характеристику царства растений, объяснять роль растений в биосфере, характеризовать основные группы растений, объяснять происхождение растений, характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли.

Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

.

Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать

Овладение исследовательской деятельностью


48.

Происхождение и особенности строения покрытосеменных


6.03


Презентация. Компьютер

Умение оперировать фактамиГотовность к самостоятельным поступкам

Сравнивать разные точки зрения

Самостоятельное сравнение

Самостоятельный анализ

49.

Строение покрытосеменных растений Лабораторная работа№11

Изучение строения покрытосеменных растений*.

7.03


Презентация. Компьютер

Критичное отношение к своим поступкам

Сравнивать разные точки зрения

Самостоятельное сравнение

Самостоятельный анализ

50.

Особенности размножения покрытосеменных

13.03


Гербарий. Компьютер

Понимание важности охраны природы

Сравнивать разные точки зрения

Самостоятельное сравнение

Самостоятельный анализ

51. РЭК

Семейство Крестоцветные

14.03


Гербарий. Компьютер

Умение реализовать теорию на практике

Взаимный контроль, сотрудничество

Осуществлять расширенный поиск информации

Уметь константировать факты.

52 РЭК.

Семейство Розоцветные Бобовые,

20.03


Гербарий. Компьютер

Умение оперировать фактамиГотовность к самостоятельным поступкам

Взаимный контроль, сотрудничество

Осуществлять расширенный поиск информации

Уметь константировать факты.

53 РЭК.

Семейство Пасленовые Семейство Сложноцветные

21.03


Гербарий. Компьютер

Критичное отношение к своим поступкам

Сотрудничество, взаимопомощь

Основы ознакомительного чтения

Соблюдение правил гигиены

54. РЭК

Класс однодольные Семейство Злаковые

3.04


Гербарий. Компьютер

Понимание важности охраны природы

Координация различных позиций к сотрудничеству.

Основы ознакомительного чтения

Решение пробленой ситуации.

55 РЭК.

Класс однодольные Семейство Лилейные

4.04


Гербарий. Компьютер

Умение реализовать теорию на практике

Координация различных позиций к сотрудничеству

Осуществлять расширенный поиск информации

Уметь константировать факты.

56.

Многообразие и распространенность цветковых

1004


Гербарий. Компьютер

Умение оперировать фактамиГотовность к самостоятельным поступкам

Координация различных позиций к сотрудничеству

Основы ознакомительного чтения

Соблюдение правил гигиены

57. РЭК

Обобщающий урок Отдел Покрытосеменные.Лабораторная работа№12

Распознавание наиболее распространённых растений

своей местности, определение их систематического положения*

1104


Гербарий. Компьютер

Критичное отношение к своим поступкам

Формировать компетентность в общении

Самостоятельно классифицировать. выбирая критерии для логических операций.

Осознание учащимися того, что еще подлежит усвоению.

58

Самостоятельная работа№3 по теме

"Покрытосеменные растения"

1704











Тема 4.6

Эволюция растений 2ч



Знакомятся с материалистическими

представлениями возникновении жизни на Земле. Характеризуют развитие растений в водной среде обитания. Объясняют причины выхода растений

на сушу. Дают определение понятия «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растений на суше. Составляют конспект параграфа





Знать методы изучения растений, основные группы растений, роль растений в биосфере, происхождение растений. Уметь: давать общую характеристику царства растений, объяснять роль растений в биосфере, характеризовать основные группы растений,

Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

.

Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать

Овладение исследовательской деятельностью


59.

Возникновение жизни и появление первых растений Лабораторная работа№13

Построение родословного древа царства Растения.

1804


Гербарий. Компьютер

Умение реализовать теорию на практике

Отстаивать свое мнение и признавать позицию другого.

Расширенный поиск информации

Контроль результата способа действия.

60.


Развитие растений


2404


Гербарий. Компьютер

Умение оперировать фактамиГотовность к самостоятельным поступкам

Сотрудничество, взаимопомощь

Основы ознакомительного чтения

Соблюдение правил гигиены


РАЗДЕЛ 5. РАСТЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА












Тема 5.1 Растительное сообщество 4ч



Дают определение понятия «фитоценоз». Характеризуют различные фитоценозы: болото, широколиственный лес, еловый лес, сосновый лес, дубраву, луг и др. Объясняют причины и

значение ярусности. Составляют

план_конспект параграфа и готовят устные сообщения (работа в малых группах)





Знать методы изучения растений, основные группы растений, роль растений в биосфере, происхождение растений. Уметь: давать общую характеристику царства растений, объяснять роль растений в биосфере, характеризовать основные группы растений, объяснять происхождение растений, характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли.

Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

.

Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать

Овладение исследовательской деятельностью


61.

Растительные сообщества. Фитоценозы. Лабораторная работа№14

Составление таблиц, отражающих состав и значение

отдельных организмов в фитоценозе.

2504


Гербарий. Компьютер

Умение реализовать теорию на практике

Сотрудничество

Поиск информации в интернете

Осознанное поведение и управление своей деятельностью.

62.

"ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕСНЫХ СООБЩЕСТВ"

8.05


Тетради

Умение оперировать фактамиГотовность к самостоятельным поступкам

Координация различных позиций к сотрудничеству.

Поиск информации в интернете

Осознанное поведение и управление своей деятельностью.

63.

Характеристика сообществ луга, болота, поля,сада

15.05


Гербарий. Компьютер

Критичное отношение к своим поступкам

Коммуникативная рефлексия

Поиск информации в интернете

Контроль по результатам способов действия

64. РЭК

Экскурсия в парк- растительное сообщество

16.05


Гербарий. Компьютер

Понимание важности охраны природы

Формировать компетентность общения.

Осуществлять классификацию

Контроль по результатам способов действия


Тема 5.2 Растение и человек 2ч



Объясняют экологическую роль растений, их значение как первичных продуцентов органической биомассы.

Характеризуют роль растений в удовлетворении потребностей человека. Определяют понятие

«агроценоз» и сравнивают его с естественными сообществами

растений. Анализируют значение растений в производственных процессах. Обосновывают необходимость

выращивания декоративных растений, пользу разбивки парков. Составляют план урока и готовят устное сообщение (работа в малых группах)





Знать методы изучения растений, основные группы растений, роль растений в биосфере, происхождение растений. Уметь: давать общую характеристику царства растений, объяснять роль растений в биосфере, характеризовать основные группы растений, объяснять происхождение растений, характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли.

Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

.

Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать

Овладение исследовательской деятельностью


65.

Значение растений в жизни планеты

22.05


Гербарий. Компьютер

Умение оперировать фактами Готовность к самостоятельным поступкам

Строить логические рассуждения.

Поиск информации в интернете

Принимать решения в проблемной ситуации

66. РЭК

Значение растений в жизни человека Лабораторная работа№15

Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе.

23.05


Гербарий. Компьютер

Критичное отношение к своим поступкам

Строить логические рассуждения.

Работа с текстом

Принимать решения в проблемной ситуации






Тема 5.3. ОХРАНА РАСТЕНИЙ И РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ 2ч



Обосновывают необходимость природоохранной деятельности. Описываютприродоохранительные территории: парки, заповедники, заказники и т. д. Разрабатывают планы

мероприятий по защите растений на пришкольной территории (работа в малых группах). Составляют конспект

параграфа и готовят устные сообщения об охране растений

Понимание важности охраны природы

Умение работать в парах

Осуществлять классификацию

Константирующий контроль по результату и способу действия

Знать понятия фитоценоз, видовая и пространственная структура растительного сообщества, роль растений в жизни планеты и человека, необходимость охраны природы

67РЭК

Охрана растений

29.05


Гербарий. Компьютер/

Умение реализовать теорию на практике

Взаимный контроль, сотрудничество

Осуществлять классификацию

Познавательная рефлексия в решении учебных и познавательных задач

68. РЭК

Законодательство в области охраны растений Лабораторная работа№16

Разработка схем охраны растений на пришкольной территории.

30.05












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!