Усть-Донецкий район, станица Нжнекундрюченская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ХИМИИ 11 класс
Среднее общее образование
Количество часов___34
Учитель _Спицына Елена Николаевна
Программа разработана на основе программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
(базовый уровень) автора О. С. Габриеляна 2012 год
1) Пояснительная записка химия 11 класс
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов. разработано с учетом положений:
-Письмом Минобрнауки России от 03.03.2016г. № 08-334;
-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897”;
-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2012 г. № 412»;
-Письмом Рособрнадзора от 03.11.2015г.№02-501
-Уставом МБОУ НКСОШ, Учебного плана МБОУ Нижнекундрюченской СОШ на 2016-2017 учебный год на базе Федерального компонента
Примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии для учащихся 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2008
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
2) Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и система их оценки
Учащиеся должны знать (понимать):
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
Важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки.
Учащиеся должны уметь:
Называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
Характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов органических и неорганических веществ; строением и химические свойства изученных органических соединений;
Определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, типы химических связей в соединениях;
Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Безопасного обращения с горючими и токсичным веществами и лабораторным оборудованием;
Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
Критической оценки достоверности химической информации, поступающих из разных источников;
Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
Определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
-безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
В результате изучения химии ученик должен знать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
Формы организации учебного процесса
Виды деятельности учащихся на уроке
Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность , выполнение практических работ и решение расчетных задач.
3)Содержание учебного предмета химии
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Рабочая программа составлена на основе базисного плана федерального компонента из расчета 34 часа( 1час в неделю), в том числе на контрольные работы в объеме 3 часов и практические работы в объеме 3 часов. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2009). Мною изменения в программу не вносились.
| Тема | К-во часов | Содержание |
1 | Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. | – 3ч | Основные сведения о строении атомаЭлектронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д.И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. S- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. |
2 | Строение вещества. | – 14ч | Ионная химическая связь. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток. Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно – акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток. . Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и Газообразное состояние вещества. Жидкое состояние вещества. Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества. Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов». Контрольная работа №1 по теме: « Строение вещества». |
3 | Химические реакции – | 8ч | Реакции их типы. Скорость химической реакции. Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации. Гидролиз органических и неорганических соединенийОкислительно – восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Электролиз как окислительно – восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Контрольная работа №2 по теме: «Химические реакции». |
4 | Вещества и их свойства – | 9ч. | Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии. Практические работы: Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы». Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений. Контрольная работа №3 по теме: «Вещества и их свойства». |
| итого | 34 | |
4) Тематическое планирование"ХИМИЯ 11 класс Количество часов34; в неделю 1 ч., контрольных работ - 3ч., практических работ – 3ч.
(Р.К.Э- темы по экологии и регионального компонента)
№ п/п | Тема урока | Основные виды УД | Дата | |
По плану | Фактическая | |
1 | Правила Т.Б. в кабинете химии Основные сведения о строении атома | Изучение и первичное закрепление новых знаний Фронтальная работа | 5/09 | 09 | |
2 | Периодический закон в свете учения о строении атома | Характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева Изучение и первичное закрепление новых знаний Д. | 12\09 | 09 | |
3 | Значение периодического закона и ПСХЭ для науки | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности групповая учебная деятельность учащихся Работа с тестами | 19\09 | 09 | |
4 | Ковалентная химическая связь. Механизмы образования ковалентной связи | Изучение и первичное закрепление новых знаний Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения | 26\09 | 09 | |
5 | Ионная химическая связь | Изучение и первичное закрепление новых знаний Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения | 310 | 10 | |
6 | Металлическая химическая связь | Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения | 10\10 | 10 | |
7 | Водородная химическая связь | | 17\10 | 10 | |
8РКЭ | Полимеры. Пластмассы. Волокна. Защита окружающей среды отходами этих веществ | Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения Изучение и первичное закрепление новых знаний | 24\10 | 10 | |
9 | Газообразное состояние вещества. Молярный объем газов | Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников | 7\11 | 10 | |
10 | Решение задач и упражнений по теме: «Газообразные природные смеси» | Решение задач и упражнений по теме: «Газообразные природные смеси» | 14\11 | 11 | |
11РКЭ | Жидкое состояние вещества. Жидкие кристаллы и их применение | Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения Изучение и первичное закрепление новых знаний | 21\11 | 11 | | |
12 | Твердое состояние вещества | Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения | 28\11 | 11 | |
13 | Дисперсные системы. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | 5\12 | 12 | |
14 | Состав вещества и смесей | Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников | 12\12 | 12 | |
15 | Массовая доля | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | 19\12 | 12 | |
16 | К.Р.№ 1Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества | Обобщение и систематизация знаний по теме | 26\12 | 12 | |
17 | П/р №1» Получение, собирание и распознавание газов | | 16\01 | 01 | |
18 | Реакции, идущие с изменением и без изменения состава вещества | 3.1, 2.,4 2.16, «Классификация химических реакций в органической и неорганической химии» (А19, В1) | Изучение и первичное закрепление новых знаний | 23\01 | 01 | |
19 | Правила ТБ в кабинете химии Скорость химической реакции. | 3.2, «Скорость химической реакции» (А20) Л\р ТБ | Изучение и первичное закрепление новых знаний | 30\01 | 01 | |
20 | Обратимость химических реакций. Способы смещения химического равновесия | 3.4 «Обратимые и необратимые химические реакции» (А21) | Изучение и первичное закрепление новых знаний | 6\02 | 02 | |
21 | Электролитическая диссоциация. Химические свойства воды | 3.5 «Диссоциация электролитов в растворах» (А22) | Изучение и первичное закрепление новых знаний | 13\02 | 02 | |
22 | Гидролиз органических соединений и неорганических соединений | 3.8 «Гидролиз солей. Среда водных растворов» (А25, В4) | Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения Изучение и первичное закрепление новых знаний | 20\02 | 02 | |
23 | Окислительно – восстановительные реакции | 2.2, 3.7 «Реакции окислительно – восстановительные» (А24, В2, С1) | Изучение и первичное закрепление новых знаний | 27\02 | 02 | |
24 | Электролиз | | Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения Изучение и первичное закрепление новых знаний | 6/03 | 03 | |
25 | К.Р.№2Химические реакции | К\р №2 | | 13\03 | 03 | |
26 | Взаимодействие металлов с простыми веществами и водой | 2.5 «Общая характеристика металлов» (А7, В5), 2.8-2.13 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | 20\03 | 03 | |
27 | Сравнительная характеристика галогенов | | Взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами - окислителями Восстановительные свойства неметаллов. | 3\04 | 04 | |
28 | Кислоты органические и неорганические | | Изучение и первичное закрепление новых знаний | 10\04 | 04 | |
29 | Основания органические и неорганические Химические свойства оснований знаний | 2.4, 2.16 «Классификация неорганических веществ» А6, В1), | Изучение и первичное закрепление новых | 17\04 | 04 | |
30 | Соли. Генетическая связь между классами химических соединений, рядом металлов и не металлов | | Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников | 24\04 | 04 | |
31 | П.Р.№2Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы». | П.Р.№2 «Взаимосвязь различных классов» (А13, А18, С2) | Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ | 8\ | 04 | |
32 | П.Р.№3Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений | П.Р.№322.23.2 «Взаимосвязь различных классов» (А13, А18, С2 | Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ | 15\05 | 05 | |
33 | К.Р.№3 Вещества и их свойства | К.Р.№3 | | 22\05 | 05 | |
34 РКЭ | Предприятия ростовской области на страже защиты окружающей среды от органических загрязнителей.. | | Региональный компонент. Вопросы охраны окружающей среды, проблемы химических производств и их решение. | | 05 | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ НКСОШ
от 31.08.2016г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
______________ /Калашникова О.И. /
Руководитель МО______________ /