СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по информатике для 11 классса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

села Старобазаново муниципального района Бирский район Республики Башкортостан


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ с. Старобазаново

_____________ В. Н. Валитова



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № с. Старобазаново
______________ М. Б. Янбарисова

Приказ № 94 от «29 » августа 2017 г.



Рабочая программа

по информатике и ИКТ для 11 класса

среднего общего образования

на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

cоставила учитель информатики и ИКТ

Валитова Валентина Николаевна







РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей естественно-математического цикла
МБОУ СОШ села Старобазаново

Протокол № 1
от «29» августа 2017 года

Руководитель ШМО ______ В.Н Валитова.







Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Основное содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

10 – ый класс

Информация и информационные процессы (6 час)+3

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

Управление системой как информационный процесс.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Организация личной информационной среды.

Практические работы (3 час)

1. Измерение информации.

Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.

2. Информационные процессы

Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).

3. Кодирование информации

Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.

4. Поиск информации

Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

5. Защита информации

Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.

Информационные модели ( 9 час)+4

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.

Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Практические работы (4 час)

6. Моделирование и формализация

Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.

7. Исследование моделей

Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.

8. Информационные основы управления

Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.

Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.

Информационные системы ( 3 час)+2

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных

Практическая работа (2 час)

9. Информационные системы. СУБД.

Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (2 час)+2

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

Практическая работа (2 час)

10. Компьютер и программное обеспечение.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

Резерв учебного времени – 4 час.

Всего – 35 час.


11 –ый класс

Компьютерные технологии представления информации (5 час)+2

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.

Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.

Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.

Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

Практическая работа (2 час)

11. Представление информации в компьютере.

Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (5 час)+7+5

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

Практическая работа (7 час)

12. Создание и преобразование информационных объектов.

Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.

Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (5 час)

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Инструментальные средства создания Web-сайтов.

Практическая работа ( 5 час)

13. Компьютерные сети.

Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики.

Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта

Основы социальной информатики (2 час)

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

Резерв учебного времени – 4 час.

Всего – 34 часа.

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Количество проверочных работ

Количество лабораторных и практических работ

I четверть

8

1

8

1

0

II четверть

8

1

8

1

2

III четверть

10

1

10

1

6

IV четверть

8

1

8

2

2

Итого в год

34

1

34

4

10



Календарно-тематический план


урока
в году


урока в разделе

Название раздела, тема урока

Дата

Примечание

План

Факт

I. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.
Технология обработки числовой информации. (8 ч)

1.1

Программы для работы с числовыми данными.

07.09



1.2

Типы и формат данных. Пр/раб. по теме: «Ввод в таблицу чисел, текстов»

14.09



1.3

Относительные и абсолютные ссылки. Пр/раб. по теме: «Ввод и копирование формул, списков»

21.09



1.4

Встроенные математические и логические функции (их основная характеристика).

28.09



1.5

Использование встроенных функций при решении вычислительных задач. Пр/раб. по теме: «Создание вычислительных таблиц»

05.10



1.6

Использование встроенных функций при решении вычислительных задач. Пр/раб. по теме: «Создание вычислительных таблиц»

12.10



1.7

Построение диаграмм и графиков. Пр/раб. по теме: «Решение задачи на построение графика в электронных таблицах»

19.10



1.8

Проверочная работа по теме «Технология обработки числовой информации».

26.10



II. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.
Технология обработки графической и мультимедийной информации (8 ч)

2.1

Компьютерные презентации. Разработка документов и проектов, объединяющие объекты различных типов (текст, графика, звук, видео). Пр/раб. по теме «Создание презентации «Улыбка»»

9.11



2.2

Компьютерные презентации. Разработка документов и проектов, объединяющие объекты различных типов (текст, графика, звук, видео). Пр/раб. по теме «Создание презентации «Улыбка»»

16.11



2.3

Создание презентации с динамическими объектами. Пр/раб. по теме «Создание презентации «Секундомер»»

23.11



2.4

Создание презентации с динамическими объектами. Пр/раб. по теме «Создание презентации «Секундомер»»

30.11



2.5

Переход от слайда к слайду. Вставка следующего слайда. Управляющие кнопки. Гиперссылки. Пр/раб. по теме «Создание презентации «Устройство компьютера»»

07.12



2.6

Работа с диаграммой в презентации. Работа со схематической (организационной) диаграммой. Пр/раб. по теме «Создание презентации «Родословная»»

14.12



2.7

Работа с диаграммой в презентации. Работа со схематической (организационной) диаграммой. Пр/раб. по теме «Создание презентации «Родословная»»

21.12



2.8

Проверочная работа по теме: «Мультимедийные технологии».

28.12



III. Технология хранения, поиска и сортировки информации. (10 ч)

3.1

Понятие и типы информационных систем. Базы данных: назначение и основные возможности. Типы баз данных. Системы управления базами данных. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).

18.01



3.2

Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Основные объекты в базах данных и операции над ними (запись, поле). Пр/раб. по теме: «Ввод и редактирование записей в базе данных».

25.01



3.3

Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Изменение структуры базы данных. Пр/раб. по теме: «Изменение структуры базы данных».

01.02



3.4

Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Сортировка и поиск записей. Виды и способы организации запросов. Пр/раб. по теме: «Сортировка записей в заданной базе данных». Пр/раб. по теме: «Поиск записей в заданной базе данных».

08.02



3.5

Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Реляционные базы данных.  Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

15.02



3.6

Связывание таблиц в многотабличных базах данных. Реляционные базы данных.  Связывание таблиц в многотабличных базах данных. Пр/раб. по теме: «Создание реляционных баз данных»

22.02



3.7

Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. Разработка и создание проекта «Реляционная база данных»

01.03



3.8

Разработка и создание проекта «Реляционная база данных»

15.03



3.9

Разработка и создание проекта «Реляционная база данных»

22.03



3.10

Проверочная работа по теме: «Технология хранения, поиска и сортировки информации».

05.04



IV. и. (8 ч)

4.1

Моделирование как метод познания. Информационные модели. Уровни моделирования.

12.04



4.2

Имитационное моделирование. Формы представлений информационных моделей.

19.04



4.3

Классификация информационных моделей. Объектно-ориентированное моделирование.

26.04



4.4

Место моделирования в деятельности человека. Основные этапы моделирования.

03.05



4.5

Понятие об информационной технологии решения задач. Этапы решения задачи на компьютере: постановка задачи, построение модели, разработка алгоритма и программы, отладка и исполнение программы, анализ результатов. Компьютерный эксперимент.

10.05



4.6

Проверочная работа по теме «Моделирование и формализация».

17.05



4.7

Итоговая проверочная работа

24.05




11