СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по чувашскому языку и литературе для 11 класса на 2017-2018 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа д.Новофедоровка

муниципального района Аургазинский район

Республики Башкортостан



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор лицея

______ ____________ _________Ю.Н.Балабаев _________ Н.М.Глухов

Протокол № 1 от ___.08. 2017г. Приказ № 86 от 26.08.2017г.

от ___.08. 2017г.







Рабочая программа

по родному языку и литературе

для11 класса









Составитель

учитель первой категории

Глухов Николай Михайлович














Новофедоровка — 2017 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного и полного общего образования по чувашскому языку и литературе и программы по литературе (В.П.Никитин (Станьял), 2009г). Рабочая программа ориентирована на использование учебников «Чувашская литература» в 11 классе под редакцией Г.И.Федорова.2009 года выпуска и «Чувашский язык» под редакцией В.А.Андреева 2009 года выпуска, рекомендованных для изучения в 2017-2018учебном году.


Основными целями обучения в организации учебного процесса в 11 классе будут:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к чувашскому языку

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение чувашским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения;

  • приобщить учащихся к искусству слова, богатству чувашской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;

  • сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;

- расширить читательский кругозор учащихся;

- повысить качество чтения;

- способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;

- активизировать художественно-эстетические потребности детей;

- развить их литературный вкус;

- подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;

- стимулировать творческую активность детей;

- формировать навык выразительного чтения;

- воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к чувашской литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

- формирование начальных представлений о специфике чувашской литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержании, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории чувашской литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования чувашского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Данные цели обусловливают решение следующих задач:

• развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо;

• формирование общеучебных навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;

• формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков



Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Родной язык и литература» (чувашский) состоит из 2 курсов: «Чувашский язык» и «Чувашская литература»

Чувашский язык и литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника.

На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания чувашской литературы как учебного курса составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд чувашской классической литературы. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Учебный предмет «Чувашский язык и литература» литература» в национальной школе – одна из частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и чувашского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение чувашского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение чувашского языка и литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Чувашский язык и литература тесно связаны с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком и литературой. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.

Чувашский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Чувашская литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием чувашская литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

.

Описание учебного предмета в учебном плане


В учебном плане школы на изучение предмета «Родной язык и литература» (чувашский) в 11 классе предусматривается 2 часа в неделю


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

В области личностных универсальных учебных действий выпускник научится:

  • осознавать себя гражданином многонационального Российского государства;

  • понимать, что чувашский язык является частью чувашской национальной духовной культуры;

  • понимать ценность культур разных народов (в том числе и чувашей), составляющих многонациональное Российское государство;

  • осознавать значение чувашского языка как государственного языка Чувашской Республики;

  • осознавать необходимость владения чувашским языком для учебной деятельности, самореализациии и социализации;

  • уважительно относиться к иным, отличным от своих, нормам этикета и поведения других народов;

  • отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;

вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

  • объяснять положительные и отрицательные оценки поступков с позиции общечеловеческих и национальных гражданских ценностей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проявлять интерес к изучению чувашского языка, нахождению разных способов решения учебной задачи, исследовательской и творческой деятельности;

  • практически использовать чувашский язык в межличностном общении;

  • уважительно и с любовью относиться к многонациональному Отечеству, в том числе к чувашскому народу, его языку и культуре, традициям;

  • быть толерантным при межкультурном общении.

Метапредметные результаты

В области познавательных универсальных учебных действий выпускник научится:

  • свободно работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и словарем, текстом и иллюстрацией к тексту);

  • ориентироваться в структуре учебника;

  • читать язык условных обозначений, быстро находить нужный текст, нужные упражнения и задания, выделенные строчки и слова на странице и развороте, нужную информацию в специально выделенных разделах;

  • свободно работать с таблицами, правилами, схемами, иллюстрациями;

  • свободно ориентироваться в двуязычном словаре (находить слово в словаре по алфавиту, определить значение слова);

  • работать с прослушанным / прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку / по ключевым словам, объяснять значение прочитанного, извлекать необходимую информацию, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

  • анализировать, перерабатывать полученную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

  • находить ответы на поставленные вопросы, используя информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт;

  • объяснять языковые явления, процессы, связи, отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач;

  • использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;

  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале;

  • находить пути решения проблем творческого и поискового характера;

  • ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

  • владеть общими приемами решения поставленных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно добывать знания, осуществляя поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), ресурсов Интернета;

  • выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;

  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для выполнения заданий;

  • выполнять универсальные логические действия (анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, классифицировать, группировать по отдельным признакам языковую информацию на уровне звука, буквы, слова, предложения, лексические единицы по тематическому принципу, частям речи, сравнивать способы чтения букв, анализировать структуру предложения в чувашском и русском языке и т.д.);

  • решать проблемы творческого и поискового характера;

  • самостоятельно проводить мини-исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;

  • самостоятельно делать выводы на основе аргументов;

  • перерабатывать информацию;

  • строить сообщение исследовательского характера в устной форме;

  • контролировать и оценивать результаты своей деятельности;

  • рационально организовывать свой труд в классе и дома.

В области коммуникативных универсальных учебных действий выпускник научится:

  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами чувашского языка;

  • владеть разными видами чтения;

  • воспринимать на слух тексты разных жанров;

  • создавать устные и письменные тексты;

  • находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленных задач;

  • учитывать и сопоставлять разные мнения и интересы;

  • высказывать и пояснять свою точку зрения;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • управлять своим поведением, оценивать свои действия;

  • работать в паре, группе;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра;

  • проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;

  • выслушивать мнение членов команды, работая над мини-проектами, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, сотрудничать в поиске и сборе информации;

  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.

Выпускник получит возможность научиться:

  • полно и точно выражать свои мысли в устной и письменной форме;

  • использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств и мыслей;

  • оценивать свою речь с точки зрения его содержания, языкового оформления; находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность);

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать);

  • оказывать поддержку и содействие тем сверстникам, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • сопоставлять различные точки зрения;

понимать, что разные точки зрения имеют разные основания;

  • учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;

  • излагать свое мнение, аргументируя и подтверждая его фактами;

  • отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем.

В области регулятивных универсальных учебных действий выпускник научится:

  • принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения;

  • ставить учебные цели и планировать пути их достижения;

  • понимать учебную задачу и придерживаться ее до конца выполнения учебного действия;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

  • оценивать правильность выполнения действия;

  • воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • прогнозировать развитие процесса деятельности и его результат;

  • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

  • в сотрудничестве с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения;

  • выделять альтернативные способы достижения цели, выбирать наиболее эффективный способ для решения учебных и познавательных задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения своих действий, корректировать их в случае необходимости;

  • соблюдать нормы речевого поведения при обсуждении дискуссионных проблем;

  • прилагать волевые усилия и преодолевать препятствия на пути достижения целей.

Предметные результаты

В коммуникативной сфере (т.е. владении чувашским языком как средством общения)

Речевая компетенция в основных видах речевой деятельности

Говорение. Диалогическая речь

Выпускник научится:

  • начинать, вести, поддерживать и заканчивать различные виды диалогов (этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями, комбинированный диалог);

  • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием или отказом в пределах изученной тематики с использованием усвоенного лексико-грамматического материала;

  • разыгрывать диалог.

Выпускник получит возможность научиться:

– брать и давать интервью.

Говорение. Монологическая речь

Выпускник научится

  • составлять монологические высказывания на темы, предусмотренные программой (о себе, семье, друзьях, школе, родном городе, Чувашской Республике, стране и т. д.) с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);

  • описывать человека, животное, предмет, картину, события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);

  • составлять краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;

  • передавать основное содержание прочитанного или услышанного с опорой на текст, вопросы, ключевые слова, план;

  • передавать полное содержание прочитанного с опорой на текст, вопросы, ключевые слова, план;

  • пересказывать текст выборочно;

  • составлять тексты, устные рассказы по картинке с опорой на ключевые слова, план.

Выпускник получит возможность научиться:

  • кратко и полно пересказывать содержание прочитанного текста без опоры;

  • составлять тексты в пределах изученной тематики без опоры;

  • делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;

  • комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, объяснять своё отношение к прочитанному/прослушанному;

  • кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;

  • кратко излагать результаты выполненной проектной работы.

Аудирование

Выпускник научится:

  • воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя и одноклассников;

  • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аудио- и видеотекстов, построенных на изученном языковом материале, содержащем небольшое количество неизученных языковых явлений;

  • воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст, краткие несложные аудио- и видеотексты, выделяя основную/нужную информацию.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих небольшое количество незнакомых слов;

  • игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста;

  • выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

  • отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;

Чтение

Выпускник научится:

  • соблюдать основные правила чтения;

  • читать и понимать основное содержание несложных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;

читать и находить нужную/интересующую информацию в несложных текстах, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;

  • читать вслух несложные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя языковую догадку, выборочный перевод, справочные материалы;

  • воспроизводить наизусть небольшие произведения в стихотворной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • читать и полностью понимать несложные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале;

  • догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по словообразовательным элементам;

  • не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста;

  • пользоваться сносками.

Письменная речь

Выпускник научится:

  • владеть техникой письма;

  • выписывать из текста слова, словосочетания, предложения;

  • списывать небольшой текст с выполнением грамматического задания;

  • писать по памяти наиболее частотные слова;

  • выполнять письменные упражнения разного характера;

  • писать небольшие диктанты на основе изученных грамматических тем;

  • писать поздравления с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета;

  • писать личные письма с опорой на образец;

  • составлять план устного или письменного сообщения;

  • составлять собственные тексты, пользуясь материалом урока, образцом, ключевыми словами, вопросами или планом;

  • письменно отвечать на вопросы по тексту;

  • заполнять простую анкету.

Выпускник получит возможность научиться:

  • писать сочинения-миниатюры по наблюдениям с использованием описания и повествования; связно и последовательно излагать свои мысли;

  • использовать в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям элементы рассуждения;

  • кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности


Содержание курса « Чувашская литература» в 11 классе..

Пĕтĕмлетÿллĕ тишкерÿсемпе хайлавсем валли – 50сехет.

Çыру ǎсталǎхне аталантарма – 8 сехет.

Хушма вулава йĕркелеме – 2 сехет.

Чăваш чĕлхи урокĕсем-8

Вĕреннине аса илме – 2 сехет.

Пĕтĕмпе – 70 сехет

1.Кӳртĕм

2.Чǎваш литературин 1935-50 çулсенчи аталану çул-йĕрĕ.

Çак тапхǎрти чǎваш халǎхĕн пурнǎçĕ. Литературипе ÿнерĕн аталанǎвĕ.Поэзи тĕсĕсем, драмǎри сĕнĕлĕхсем, таврǎннǎ ятсем. Тĕрме синкерĕ витĕр тухнисен пултарулǎхĕ – чǎваш поэзийĕн мухтавĕ. Поэтǎн пурнǎçĕпе пултарулǎхĕ, пултарулǎхĕн тапхǎрĕсем, трагедиллĕ шапи. « Тайǎр» ярǎм-поэми, « Виçĕ хǎват», « Кĕрхи илем», « Пит маттур-çке Иванов бульварĕ», « çак юрра эп ахаль мар юрларǎм» сǎввисем.

Хв. Уяр пурнǎçĕпе пултарулǎхĕн паллǎрах тапхǎрĕсем. Унǎн повеçĕсемпе калавĕсем, очеркĕсем, çул тĕрленчĕкĕсем. « Таната» роман, унти сǎнарсем. Ырǎ тата сивлек сǎнарсем.

Я Ухсай пурнǎçĕпе пултарулǎхĕ .Сǎвǎçǎн лирики, паллǎрах поэмисем, сǎвǎ ярǎмĕсем. « Юратрǎм эп, хирсем, сире», « Карлав аври касмашкǎн кайрǎм», « Карти-карти кикак хуркайǎк», « Кĕлпук мучи» поэма – чǎваш поэзийĕн классикǎлла тĕслĕхĕ.

Ухсай трагедийĕсем. « Хура элчел» трагедири чǎвашлǎх идейисем, çав трагедири чǎваш культурин ĕçченĕсем


Л. Агаков пурнǎçĕпе пултарулǎхĕн тĕп тапхǎрĕсем, паллǎрах повеçĕсем: « Ылтǎн вǎчǎра», « Пĕрре çуркунне», « Салтак ачисем». Т.ыт.те.

« Шанчǎк» романĕнчи сǎнарлǎх системи, геройсем, конфликт, хайлаври пурнǎç чǎнлǎхĕ.

Ирĕклĕ вулав. М.Кипек « Паттǎрсем хыпарсǎр çухалмаççĕ»

А. Алкан пурнǎçĕпе пултарулǎхĕ. Мирлĕ пурнǎç, вǎрçǎ лирики, сǎвǎç хайланǎ поэмǎсем, опера либреттисем.

« Шыв арманĕ» баллади, поэт пултарулǎхĕнчи балладǎлǎхǎн хайне евĕрлĕхĕ.

Илпек Микулайĕн пурнǎçĕпе пултарулǎхĕн тĕп палǎрǎмĕсем.

« Хура çǎкǎр» романǎн жанр уйрǎмлǎхĕсем.Сюжетпа композиции хǎйне евĕрлĕхĕ.

Теори материалĕ: Мĕн вǎл роман?

Стихван Шавли пурнǎçĕпе пултарулǎхĕ, ун лирикин публицистикǎллǎ уйрǎмлǎхĕсем. « Ватǎ çын тǎпри çине». « Çǎпата» поэми: саманасен ылмашǎвĕ сǎнарланни.

Урок-консультаци. « Литература хайлавĕсене хаклакан çыру ĕçĕсем ( рецензи, реферат, тĕпчев)


3. 1950-65 çулсенчи аталанǎвĕ

А.С.Артемьев пурнǎçĕпе пултарулǎхĕн тĕп палǎрǎмĕсем, романтикǎлла повеçĕсем, икĕ кĕнекеллĕ романĕ: « Ан авǎн, шĕшкĕ», « Алтǎр-çǎлтǎр», « Тǎвǎл умĕн». Куçару ĕçĕ. Пурнǎçĕпе пултарулǎх драми.

«Салампи» повеçĕ – чǎваш прозин классикǎлла тĕслĕхĕ. Повеçĕн жанр хǎйне евĕрлĕхĕ.

Килти вулав урокĕ. Г. Ефимов, В. Урташ хайлавĕсем тǎрǎх.

Н. Терентьев пурнǎçĕпе пултарулǎхĕн тĕп тапхǎрĕсем. Малтанхи драмисем

« Пушар лаши» трагикомедин илемлĕх проблематики. Пьесǎна трагикомедии пек хакламалли сǎлтавсем. Якку сǎнарĕ. (


4.Чǎваш литературин 1965- 1990 çулсенчи аталанǎвĕ.

Илемлĕ чǎваш сǎмахлǎхĕн çак тапхǎрти аталанǎвĕ. Лирика тÿпи чакни, Философилĕхпе публицистикǎлǎх вǎйланни, паллǎрах авторсем.

Ю. Скворцов. « Уках хурǎнĕ».

Писателĕн пурнǎç çулĕ. Унǎн прозин лиризмĕпе тарǎн психологизмĕ. Тĕп хайлавĕсемпе ĕçĕсем. « Уках хурǎнĕ» повеçри çын шǎпи, халǎхǎн вǎрçǎ вǎхǎтĕнчи йывǎр пурнǎçĕ – писатель пултарулǎхĕн тĕп шǎнǎрĕ. Сǎнлав туртǎмĕ. Çамрǎк çын чун-чĕри ÿсĕмĕнчи йывǎрлǎхсем, вĕсене тĕрĕс ǎнланасси, çĕнтерме вĕрентесси. Тĕп сǎнарсем. Этем психологине тишкерес майсемпе мелсем, стиль уйрǎмлǎхесем.

Вуласа тишкерме: Ю.Скворцов. « Сурǎм хĕрĕ» ( повесть)

Литература ǎсталǎхĕ: Мĕн вǎл повесть?

Килти вулав: Д. Гордеев, Н.Мартынов, Х.Агивер хайлавĕсем тǎрǎх.

Г. Айхи поэзийĕн сǎнарлǎ хǎйне евĕрлĕхĕ. « Амǎше», « юмах», « Шǎпчǎк вĕтлĕхре», « Çын – пулмалла вǎл ирĕклĕ, телейлĕ».

Килти вулав: Поэзире Айхи туртǎмĕсем аталанни. П. Эйзин. П. Яккусен сǎввисем тǎрǎх.

А. Воробьев. « Алса». « Çǎкǎр», « Çулçǎ», « Кипенек».

А. Ворбьев пурнаçĕпе пултарулǎхĕн тĕпрех уйрǎмлǎхĕсем. Савǎç лирикинчи сǎпатлантару, танлаштару мелĕсен сǎнарлǎх функцийĕ. Лирикǎра мирлĕ тата вǎрçǎ ял сан-сǎпаче сǎнарланни.

Килти вулав: Э.Ваççи, Н. Теветкел, Ю.Айдаш хайлавĕсем. Чǎваш поэзийĕнче философилле туртǎмсем палǎрни.

А. Емельянов. « Хура кǎрǎç».

А.Емельянов – паллǎ писатель. Пурнǎçĕпе пултарулǎхĕн тĕп енĕсем. Повеçĕсем, новели, очерксем. Повеçĕн илемлĕх тытǎмĕ.

Килти вулав: Публицистикǎлла туртǎмсем вǎйланни. ( И. Вутлан, Л. Таллеров хайлавĕсем тǎрǎх.)1 сех)

5.1985-2000 çулсенчи чǎваш литературин аталанǎвĕ. Хайлавсенчи арканнǎ çемье. Кǎмал-шухǎш. Пурнǎç йĕрки ÿкерĕнни.

6.Вĕреннине аса илни.

Содержание курса « Чувашский язык»

Фонетика,морфологи, синтаксис пайĕсене анлăн пăхса тухасси


Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

темы

Название темы.

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Вводный урок

1





выразительное чтение вслух

беседа о родном языке

просмотр кинофильма

заучивание наизусть

ответы на вопросы

2

Развитие литературы в 35-50 г.г. 20 века

10

пересказ прочитанного произведения. осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними

3

Развитие литературы в 50-65 г.г.

10

Пересказ прочитанного произведения. осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними

4

Развитие литературы в 70-80 годы

20

Пересказ прочитанного произведения, осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними

5

Развитие литературы в 90-2000 годы

20

Пересказ прочитанного произведения, осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними

6.

Уроки чувашского языка

8

Употребление в речи предложений с обособленными членами.

Творческое списывание.

Выделение обособленных членов на письме.

Замена обособленных членов предложений синонимическими конструкциями ,употребле-ние этих конструкций в различных стилях и типах речи.

7.

Вĕреннине аса илни.

1

Обобщение и повторение курса


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

    В составлении тематического планирования использована программа   Антонова З.С., Иванова Н.Г., Никитин В.П. Чăваш литературин программи. Чăваш шкулĕн 5-11 класĕсем валли. Ш. 2003 с.

  Учебник по чувашской литературе:  

Федоров Г. И. «Чаваш литератури», 11 класс, 2009 г. Чувашское книжное издательство. 

Учебник по чувашскому языку:

Андреев В.Н. «Чаваш челхи»,10-11кл.,2009,Чувашское книжное издательство


Дополнительная литература

1. Антонова З.С. Чǎваш сǎмахлǎхĕн вĕрентÿ меслечĕсем: чǎваш шкулĕн 5-11-мĕш классĕсенче вĕрекнтекенсем валли / З.С.Антонова, В.П.Станьял.- Шупашкар, 2006.

2. Шкул ачисен пĕлĕвепе хǎнǎхǎвĕсене хакласси: чǎваш шкулĕн 5-11 класĕсенче чǎваш чĕлхипе литература вĕрентекенсем валли / Ю.М. Виноградов, Л.Г.Петрова, Е.А.Майков хатĕрленĕ.- Шупашкар, 2004.

3. Чǎвашла вырǎсла словарь / И.А.Андреев т.ыт.; М.И.Скворцов редакциленĕ.

4. Метин П.Н. Литературǎпа халǎх сǎмахлǎхĕн ǎнлавĕсем: шкул словарĕ / П.Н.Метин, А.И.Мефодьев. – Шупашкар,1997.

5. 6-мĕш класри тǎван литература урокĕсем. Меслет кǎтартǎвĕсем. / Н.Г.Иванова, В.Г.Зайцева, Р.Г.Иванова, В.П.Тимофеева, В.С.Ефимова, З.И.Леонтьева. – Шупашкар, 2007.

6. Абрамов В.А., Печников О.И. Сочинени мĕнле çырмалла – Ш., 1998.

7. Дмитриев В.И. Чǎваш чĕлхи тата литератури: тĕрĕслев ĕçĕсемпе меслет кǎтартǎвĕсем. – Ш., 1995.

8. Чǎваш литературине аслǎ классенче вĕрентесси./ В.Г.Родионов, Э.И.Родионова, Г.И.Федоров. – Ш., 2006.

10. Электронные носители:

11. Настенные таблицы

12. Раздаточный материал, карточки, тесты


Усǎ курма сĕннĕ кĕнекесем :

Çеçпĕл Мишши. Çырнисен пуххи. – Ш., 1989.

Ача-пǎча сǎмахлǎхĕ. Хушма вулав кĕнеки. Вǎтам классем валли.- Ш., 1996.

Халǎх сǎмахлǎхĕ. Хрестоматии ( Г.Юмарт хатĕрленĕ). – Ш., 2003.

Чǎваш халǎх пултарулǎхĕ: Мифсем, легендǎсем, халапсем. – Ш., 2003.

Ю.Мишши. Авалхи чаваш несĕлĕсем: шкул ачисене килте вуламалли кĕнеке. 1-2 –меш кĕнекесем.- Ш., 1998г.



Чăваш чĕлхипе литературине вĕрентекенсем хăйсен ĕçĕнче интернет уçлăхĕнчи çак çăлкуçсемпе усă курма пултараççĕ:

http://chuvash.org/ - чăваш халăх сайчĕ, кунтан ытти чăвашла сайтсем çине куçма пулать

http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/112935/122186/161303 - чăваш чĕлхи вĕрентекенĕсен Вĕрентÿ институчĕн сайтĕнчи материалĕсем

http://pkanash.chv.su/hanahtarusem/ - чăвашла вĕрентекенсем валли хăйсем тĕллĕн электрон хăнăхтарусем тума хатĕрленĕ ятарлă програмăллă сайт

http://inzetchuv.narod.ru/ - электрон хăнăхтарусен пуххи (çĕнĕ сайт)

Планируемые результаты изучения предмета

В результате изучения чувашского языка и литературы ученик 11 класса должен

знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы, маль, аллегория, дума, поэма, роман, романтический герой, комедия, сатира, юмор, прототип, гипербола, гротеск, антитеза, эзопов язык, композиция, сюжет, фабула, психологизм, конфликт, авторское отступление, герой-повествователь

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;

  • изученные теоретико-литературные понятия.


уметь:

  • видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

  • обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

  • видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

  • комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между ними

  • различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике

  • определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении

  • сопоставлять героев и сюжет разных произведений

  • выделять общие свойства произведений

  • осмысливать роль художественной детали

  • находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения

  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения

  • выявлять конфликт и этапы его развития

  • сравнивать авторские позиции

  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному произведению;

  • выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

  • писать сочинение на литературную или публицистическую тему;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни



Календарно-тематическое планирование уроков чувашского языка и литературы

в 11 классе

Наименование тем

Сроки проведения

примерная дата

фактическая дата

1.

Литература во второй половине 20 века

02.09.2017


2 .

Развитие литературы в 1935-50 годы

08.09.2017


3.

В. Е. Митта- слава чувашской поэзии

09.09.2017


4.

Входной контрольный диктант « Кĕр мăнтăрĕ»»

15.09.2017


5.

В.Е. Митта . Поэма « Тайăр»

16.09.2017


6.

Творчество В.Е.Митты в 50 годы

22.09.2017


7.

Жизнь и творчество Ф.Афанасьева

23.09.2017


8.

Роман « Таната» 1,2 части

29.09.2017


9.

Развитие действий в романе

30.09.2017


10.

Исторический конфликт в романе

06.10.2017


11.

Виды стилей

07.10.2017


12.

Разв. Речи. Сочинение по творчеству Ф.Афанасьева

13.10.2017


13.

Жизнь и творчество Я.Г.Ухсая

14.10.2017


14.

Поэма « Кĕлпук мучи»

20.10.2017


15.

Система образов поэмы

21.10.2017


16..

Трагедия « Хура элчел»

27.10.2017


17.

Система образов в трагедии

28.10.2017


18.

Образность речи

10.11.2017


19.

Образы И. Я.Яковлева и К.В.Иванова в трагедии

11.11.2017


20.

Пресс- конференция «Я.Г.Ухсайăн пултарулах асталахĕ»

17.11.2017


21.

Разв. Речи. Сочинение по творчеству Я. Г. Ухсая

18.11.2017


22.

Жизнь и творчество А. Агакова

24.11.2017


23.

А.Агаков « Шанчăк» Развитие действий в романе

25.11.2017


24.

Система образов в романе

01.12.2017


25.

Урок-семинар « Варçă паттарĕсем»

02.12.2017


26.

Жизнь и творчество А. Е.Алги

08.12.2017


27.

Баллада «Шыв арманĕ»

09.12.2017


28.

Жизнь и творчество Н.Ильбекова

15.12.2017


29.

Роман « Хура çăкар». Развитие действий

16.12.2017


30.

Сюжет, композиция романа. Своеобразие романа

22.12.2017



Особенности жанра романа

23.12.2017


31.

Обобщение романа

29.12.2017


32.

Стирование пороману «Хура сакар»

30.12.2017


33.

Разв. Речи. Сочинение по творчеству

Н.Ильбекова

19.01.2018


34.

Исследователи чувашского языка

20.01.2018


35.

Урок- конференция « Хура çăкăр- чăваш пурăçĕн энциклопедийе»

26.01.2018


36.

Жизнь и творчество С.Шумкова

27.01.2018


37.

С. Шумков « Çăпата»

02.02.2018


38.

Жизнь и творчество А.С.Артемьева

03.02.2018


39.

А.С.Артемьев « Салампи»

09.02.2018


40.

Образ главного героя

10.02.2018


41.

Система образов в повести

16.02.2018


42.

«Салампи»- психологичесое произведение

17.02.2018


43.

Обобщение повести

24.02.2018


44.

Жизнь и творчество Н. Т.Терентьева

02.03.2018


45.

Трагикомедия « Пушар лаши»

03.03.2018


46.

Проблемы в трагикомедии

09.03.2018


47.

Система образов

10.03.2018

48.

Ударение

16.03.2018


49.

Разв. Речи. Сочинение по творчеству

Н.Т.Терентьева

17.03.2018


50.

Развитие литературы в 1965-1985 годы

23.03.2018


51.

Жизнь и творчество Ю.Скворцова

24.03.2018


52.

Ю.Скворцов « Уках хуранĕ»

06.04.2018


53.

Образ главного героя

07.04.2018


54.

Своеобразие повести. Символы в повести.

13.04.2018


55.

Проблема жизни и смерти в повести

14.04.2018


56.

Разв. Речи. Сочинение по творчеству

Ю.Скворцова

20.04.2018


57.

Урок- конференция « Мĕн вăл повесть»

21.04.2018


58.

Философская проза в 1965-1985 годы

27.04.2018


59.

Поэзия Г.Айхи.

28.04.2018


60.

Жизнь и творчество А. Воробьева

04.05.2018


61.

Сингарманизм в словах

05.05.2018


62.

А.Воробьев « Кипенек»

11.05.2018


63.

Развитие поэзии в 1965-1985 годы

12.05.2018


64.

Жизнь и творчество А, Емельянова

18.05.2018


65.

А. Емельянов «Хура кăрăç». Развитие действий в повести. Система образов в повести

19.05.2018


66.

Развитие литературы в 1985-2000 годы

25.05.2018


67.

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием

26.05.2018


68.

Итоговое повторение и обобщение






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!