СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 5 класса (ФГОС)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»





















































Пояснительная записка

Рабочая программа по географии разработана на основе ФГОС ООО, Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. География. Начальный курс 5 класс. Авторы И.И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В.И. Сиротин, опубликованной в сборнике Рабочие программы. География. 5-9 классы/сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа, 2013 год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса для 5 класса, который состоит из:

1.  География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).

2.  География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова, Т.А. Карташова).

3. География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).

4.  География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.


Данный УМК относится к классической линии учебников 5-9 класса, ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен, тем, что авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным. Наличие единого авторского коллектива, разрабатывающего концепцию, а затем и программы учебники и учебно-методические пособия, дает возможность устранить многие недостатки и сложности, связанные с несогласованностью содержания программ и школьных учебников. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Цели и задачи курса.

Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе. Основными целями курса являются: знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека; пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении курса решаются следующие задачи: знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к нему; формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    1. ПРЕДМЕТНЫЕ:

Выпускник научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях;

  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы

  • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

  • описывать погоду своей местности;

  • объяснять расовые отличия разных народов мира;

  • давать характеристику рельефа своей местности;

  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

  • приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;


Выпускник получит возможность научиться:

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления;

• работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

• подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

• ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

• наносить на контурные карты основные формы рельефа;

• давать характеристику климата своей области (края, республики);

1.2. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

1.3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• выделять явление из общего ряда других явлений;

• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

• резюмировать главную идею текста;

• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

• критически оценивать содержание и форму текста.

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

• определять свое отношение к природной среде;

• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.



1.4. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

− определять возможные роли в совместной деятельности;

− играть определенную роль в совместной деятельности;

− принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

− определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

− строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

− корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

− критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

− предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

− выделять общую точку зрения в дискуссии;

− договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

− организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

− устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

приводить примеры географических объектов; называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией); объяснять, для чего изучают географию.

Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практическая работа № 1. Географические открытия древности и Средневековья. Практическая работа № 2. Важнейшие географические открытия

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь: описывать представления древних людей о Вселенной; называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты-гиганты; описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным

признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практическая работа № 3 Ориентирование по компасу;

Практическая работа № 4. Составление простейшего плана местности.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»; находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; работать с компасом; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?


Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»; показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши; описывать погоду своей местности.


Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:

практических работ – 4 итоговых. 1) Географические открытия древности и Средневековья. 2) Важнейшие географические открытия. 3) Ориентирование по компасу. 4) Составление простейшего плана местности. Рабочая программа полностью сохраняет содержание курса и количество часов на изучение каждой темы.





















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ


п/п

Наименование разделов и тем

количество часов

лабораторно-практические

работы


1.

Тема 1. Что изучает география

5

-

2.

Тема 2. Как люди открывали Землю

5

2

3.

Тема 3. Земля во Вселенной

9

-

4.

Тема 4. Виды изображений поверхности Земли

4

2

5

Тема 5. Природа Земли

10


6.

Итоговый тест за 2 полугодие

1


7

Резерв

1



итого

35

4



п/п

Дата урока

Тема урока

Количество часов

По плану

Фактически

1



Мир, в котором мы живём

1

2



Науки о природе

1

3



География – наука о Земле

1

4



Методы географических исследований

1

5



Географические открытия древности

1

6



Важнейшие географические открытия

1

7



Открытия русских путешественников


1

8



Как древние люди представляли себе Вселенную

1

9



Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

1

10



Соседи Солнца

1

11



Планеты-гиганты и маленький Плутон

1

12



Астероиды, кометы, метеоры, метеориты

1

13



Мир звёзд

1

14



Уникальная планета Земля

1

15



Современные исследования космоса

1

16



Стороны горизонта

1

17



Ориентирование

1

18



План местности

1

19



План местности

1

20



Урок-практикум «Ориентирование по плану»

1

21



Географическая карта

1

22



Географическая карта

1

23



Урок-практикум «Ориентирование по карте»

1

24



Урок-практикум «Самостоятельное построение простейшего плана»

1

25



Как возникла Земля

1

26



Внутреннее строение Земли

1

27



Землетрясения и вулканы

1

28



Путешествие по материкам

1

29



Вода на Земле

1

30



Воздушная одежда Земли

1

31



Живая оболочка Земли

1

32



Почва – особое природное тело

1

33



Человек и природа

1

34



Обобщение темы

1

35



Итоговый урок

1








Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Опорные знания

Планируемые результаты

Учебные действия

Оборудование

Личностные

Метапредмет

ные

предметные

Раздел 1.Что изучает география – 4 часа

1.


1. Мир, в котором мы живём

Материки и океаны, крупные формы рельефа мира и России, наблюдения за природными явлениями.

Обладать ответственным отношением к учёбе, осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку и его мнению.

Высказывать суждения, подтверждая их фактами, работать в соответствии с предложенным планом, работать с текстом, искать информацию в учебном пособии

Приводить примеры географических объектов, описывать воздействие процесса или явления на географические объекты, знать методы изучения географии ( в отличие от других естественных наук), объяснять, что изучает география

Определять роль географии. Оценивать роль географических методов в развитии современной географии.

Учебник,физ.карта полушарий

2.


2. Науки о природе

Таблица «Место географии в системе наук», учебник

3


3. География – наука о Земле

Учебник, таблица «Место географии в системе наук»

4


4. Методы географических исследований

Таблица «Источники географической информации», учебник, электронное приложение к учебнику

Как люди открывали Землю – 3часа

5


1. Географические открытия древности

Открытия древних путешественников и русских землепроходцев

Обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, классифицировать информацию по заданным признакам, создавать тексты разных типов

Уметь называть основные способы изучения Земли прошлом и настоящем, наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий

Наносить на к/к маршруты путешественников древности, готовить выступления по различным источникам информации. Определять роль российских путешественников в развитии географии.

Учебник, атласы, контурные карты, карта «Великие географические открытия», портреты великих путешественников, электронное приложение к учебнику

6


2. Важнейшие географические открытия

7


3. Открытия русских путешественников


Земля во Вселенной – 8 часов

8


1.Как древние люди представляли себе Вселенную

Форма Земли, Земля – планета Солнечной системы, Луна – спутник Земли, космические тела и их влияние на жизнь планеты Земля, вращение Земли вокруг оси и вокруг Солнца, смена времён года, дня и ночи

Развитие самоопределения и адекватного оценивания своих достижений в применении знаний в новой ситуации. Стремление к познанию того, что неизвестно, но интересно. Определение значимости географических знаний в научно-профессиональной сфере человека и в быту.

Уметь ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, работать с текстом и нетекстовыми компонентами.

Уметь описывать представления древних людей о Вселенной, называть и показывать планеты Солнечной системы, приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов, описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Работа с текстом учебника, заполнение таблиц, анализ рисунков и схем, статистического материала, подготовка сообщений по темам раздела с использованием дополнительных источников информации

Атлас, к/к, учебник, электронное приложение к учебнику

9


2. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Электронное приложение к учебнику, атласы, учебник

10


3. Соседи Солнца

Таблица «Солнечная система», модель «Солнечная система»

11


4. Планеты-гиганты и маленький Плутон

12


5. Астероиды, кометы, метеоры, метеориты

13


6 Мир звёзд

14


7. Уникальная планета Земля

15


8. Современные исследования космоса






Виды изображений поверхности Земли (4+5 часов)

16


1. Стороны горизонта

Простейшие приёмы ориентирования на местности с помощью местных признаков, умение пользоваться компасом

Осознание значимости применения имеющихся знаний в жизни человека, получить опыт участия работы в группе

Уметь работать в соответствии с предложенным планом, высказывать суждения , подтверждая их фактами, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта», находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте, работать с компасом, ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков

Сравнивать планы местности и географические карты, определять направления сторон горизонта по компасу, местным признакам, читать план местности и карту при помощи условных знаков, выявлять на глобусе и картах элементы градусной сети, самостоятельно составлять простейший план местности .

Атласы, компасы, планшеты, таблица «Условные знаки», топографические карты, учебники, электронное приложение к учебнику, рабочие тетради с печатной основой.

17


2. Ориентирование

18


3. План местности

19


4. План местности

20


5. Урок-практикум «Ориентирование по плану»

21


6. Географическая карта

22


7. Географическая карта

23


8. Урок-практикум «Ориентирование по карте»

24


9. Урок-практикум «Самостоятельное построение простейшего плана»

Природа Земли (9 часов)

25


1. Как возникла Земля

Представление о форме и внутреннем строении Земли, горных породах и минералах, твёрдое, жидкое и газообразное состояние вещества.

Осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли как важнейшего компонента научной картины мира, формировать установку на ответственное поведение людей в географической среде относительно проблем извлечения горных пород из земной коры, овладеть знаниями о стихийных природных бедствиях в литосфере и возможных действиях в чрезвычайных ситуациях.

Определение общей цели и путей её достижения, формирование умения планировать и оценивать учебные действия, готовность слушать собеседника и вести диалог, формирование умения понимать причины успеха/неуспеха.

Объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера», называть и показывать на карте основные географические объекты, наносить на к/к и правильно подписывать основные географические объекты, приодить примеры форм рельефа суши идна океанов, объяснять особенности строения рельефа суши, описывать погоду своей местности, приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, устанавливать по карте границы столкновения литосферных плит, зоны размещения вулканизма; характеризовать особенности природы материков Земли, наносить материки, океаны на к/к; составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли», объяснять значение газов атмосферы, выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Мировой круговорот воды»;

Учебник, атлас, карты строение земной коры, таблицы, коллекции горных пород и минералов, коллекция полезных ископаемых.

26


2. Внутреннее строение Земли

27


3 Землетрясения и вулканы

28


4. Путешествие по материкам

29


5. Вода на Земле

30


6. Воздушная одежда Земли

31


7.Живая оболочка Земли

Природные зоны мира, сведения о животных и растениях мира и России, влияние человека на природу.

Электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь с печатной основой.

32


8.Почва – особое природное тело

33


9.Человек и природа

34


10.Обобщение темы







35


11.Итоговый урок











Скачать

© 2018, 138 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!