Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 5
с углублённым изучением химии и биологии» г. Старая Русса
РАССМОТРЕНО на заседании МЦ 28 августа 2015 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________________ 28 августа 2015 г. | УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом № 1 от 28 августа 2015 г. |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета ТЕХНОЛОГИЯ
Класс 8
Уровень общего образования базовый уровень
Учитель НИКИФОРОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
Срок реализации программы, учебный год 2016-2017 учебный год
Количество часов по учебному плану всего 35 часов в год; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе Программы «Технология» 5-8 класс, авторы А.Т.Тищенко, Н.В.Синица, М., « Вентана –Граф» 2015г (название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Учебник «Технология. Технологии ведения дома» авторы Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, М. ИЦ «Вентана-Граф», 2015 год.
Рекомендовано министерством образования и науки РФ.
(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Рабочую программу составил (а) __________________________________________ Никифорова Т.В.
подпись расшифровка подписи
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе рабочей программы по учебному предмету ( технология 5-8 класс) авторы А.Т.Тищенко, Н.В.Синица, Москва, « Вентана –Граф» 2015г, учебного плана МАОУ СОШ №5 на 2016-2017 учебный год. Срок реализации 1 год.
Изучение интегративной образовательной области «Технология», включающей базовые (наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие обучающихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести обще трудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Это может быть достигнуто, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.
Цель учебного предмета.
Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
I. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.
Для этого обучающиеся должны быть способны:
а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;
б) находить и использовать необходимую информацию;
в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);
г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования);
д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.
II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
III. Подготовку обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
V. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Задачи учебного предмета.
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г) развитие самостоятельности и способности обучающихся решать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечение обучающимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Должны знать:
понятия технического творчества, законы и закономерности строения и развития техники; методы технического творчества;
основы бизнес-планирования;
потребности семьи, иерархию человеческих потребностей;
понятие профессиональной деятельности; разделение и специализации труда, сферы, отрасли, предметы и процесс профессиональной деятельности;
основные виды художественной обработки материалов.
Должны уметь:
проводить анализ творческих объектов, использовать различные методы технического творчества в создании новых объектов;
проводить расчеты и обоснование создания ученического предприятия;
выполнять эскизные работы проекта;
выбирать, обосновывать и выполнять индивидуальный творческий проект; соблюдать (ила безопасного труда при выполнении ручных швейных работ;
правильно организовывать учебное место.
Должны владеть компетенциями:
учебно-исследовательскими (умение решать учебные проблемы в ходе исследования, умение связывать воедино разрозненные части знания, умение извлекать пользу из образовательного опыта, умение находить и обрабатывать информацию);
информационно-коммуникативными (умение работать с различными источниками информации, умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение дискутировать и защищать свою точку зрения, умение презентовать результаты исследования, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение самостоятельно принимать решения, умение сделать посильный вклад в коллектив проект, умение организовывать свою деятельность);
эмоционально-ценностными (умение генерировать новые решения, умение б упорным и стойким перед возникшими трудностями, умение понимать и относиться толерантно к произведениям искусства и литературы).
Личностным результатом обучения технологии в основной школе является формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, составление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых , гражданских и патриотических качеств личности, профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Важнейшие личностные результаты обучения технологии:
-проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
-выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
-овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
-самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций социализации и стратификации;
- составление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
-осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения курса по технологии заключается в формировании и развитии посредством технологического знания:
-познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-гуманистических и демократических ценностей ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые ,в том числе и в школьном курсе технология и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- проявление инновационного подхода к решению учебных задач в процессе моделирования изделия или технического процесса;
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
-выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения программы является:
В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда
- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
-владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
- владение способами научной организации труда формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
-планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объектов труда;
-подбор инструментов и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, и ограничений;
- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
-выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учётом областей их применения;
-контроль промежуточных и конечных результатов труда, использование контрольных и измерительных инструментов;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
-расчёт себестоимости продукта труда;
В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к предметной и предпринимательской деятельности;
- выбор профиля технологической подготовки в старших классах;
- выражение к готовности к труду в сфер услуг;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
-разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и научной организации труда;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное состояние рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности интересов и возможностей будущих членов коллектива;
- выбор знаковых систем и средств, для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
- публичная презентация и защита проекта изделия, продуктов труда или услуги;
- разработка вариантов рекламных образов, слогов и лейблов;
- потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации достижений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учётом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Место предмета в учебном плане.
Для изучения образовательной области «Технология» учебным планом ОУ отведено в 8 классах по 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю.
Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность - овладение обще трудовыми умениями и навыками.
Раздел | кол-во часов |
Введение. | 1 |
Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства | 4 |
Раздел 3. Семейная экономика | 6 |
Раздел 4. Современное производство и профессиональное самоопределение | 4 |
Раздел 5. Электротехника | 10 |
Раздел 8. Технологии творческой и опытнической деятельности (творческий проект). | 8 |
Обобщение знаний по курсу Технологии 8 класса. | 2 |
| Итого: 35 часов |
Календарно-тематическое планирование по технологии 8 класс.
№ п/п | дата | Тема урока | Домашнее задание |
план | факт |
-
| | | Вводный урок. Инструктаж по ТБ. | ИОТ № 32, 34. |
Технологии домашнего хозяйства (4 часа) |
-
| | | Экология и эстетика жилища. | записи в тетради |
-
| | | Система безопасности жилища. | §6, стр. 38, задание 1,2 |
-
| | | Водоснабжение и канализация в доме. | §7, способы экономии воды. |
-
| | | Экологические проблемы. | сообщение по теме. |
Семейная экономика (6 часов) |
-
| | | Семья- экономическая ячейка общества. | записи в тетради |
-
| | | Функции и потребности семьи. | § 2, с.14 (вопросы) |
-
| | | Бюджет семьи. | § 3 , лабораторная работа №2 |
-
| | | Расходы на питание. Составление меню. | §3, задание в тетради |
-
| | | Технология совершения покупок. | §4, таблица в тетради. |
-
| | | Предпринимательство в семье. | §5, лабораторно-практическая работа №4 |
Современное производство и профессиональное самоопределение (4 часа) |
-
| | | Сферы и отрасли современного производства. | записи в тетради. |
-
| | | Понятие о профессии, специальности. | записи в тетради. |
-
| | | Профессиональное образование. | вопросы по теме. |
-
| | | Профессиональная карьера | практическая работа |
Электротехника (10 часов) |
-
| | | Бытовые электроприборы. | подготовить презентацию |
-
| | | Электрическая и индукционная плита. Техника безопасности при пользовании. | записи в тетради, инструкции № 32, 324. |
-
| | | Отопительные электроприборы | сообщение по теме. |
-
| | | Электронные приборы: телевизоры, DVD.. | записи в тетради. |
-
| | | Пути экономии электроэнергии в быту. | плакат «Экономим электричество» |
-
| | | Понятие об электрическом токе. Источники тока. | записи в тетради. |
-
| | | Инструменты для электромонтажных работ. Правила безопасной работы | правила безопасной работы с электроприборами. |
-
| | | Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ. | подготовка к семинару по теме |
-
| | | Квартирная электропроводка. Работа счётчика электроэнергии. | записи в тетради. |
-
| | | Влияние электроприборов на здоровье человека. | сообщение по теме. |
Технологии творческой и опытнической деятельности (творческий проект) (8 ч.) |
-
| | | Выбор темы творческого проекта. Определение актуальности, цели и задач. | записи в тетради, поиск информации в Интернете. |
-
| | | Создание Банка идей. | иллюстрация Банка идей. |
-
| | | Выбор оптимальной идеи. Разработка выбранного варианта. | таблица в тетради. |
-
| | | Экономическое обоснование. | таблица в тетради. |
-
| | | Работа над изделием. Дизайн-идеи в оформлении. | эскизы в тетради. |
-
| | | Подготовка документации к проекту. | оформление документации |
-
| | | Выполнение проекта, анализ результатов. | работа над изделием, |
-
| | | Защита проекта. | оформление документации |
-
| | | Тестирование по разделам курса. Викторина «ТЕХНО-ЛОГИЯ». | |
-
| | | Обобщение знаний по курсу Технологии 8 класса. | |
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Учебно-методический комплект
ПРОГРАММЫ: Тищенко А.Т., Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Программа: 5-8 классы, ФГОС, М.: Вентана-граф, 2015 г.
Учебник «Технология» под редакцией Симоненко В.Д. 5 класс. Москва. Издательство «Вентана- Граф», 2013.
Учебник «Технология» под редакцией Симоненко В.Д. 6 класс. Москва. Издательство «Вентана- Граф», 2014.
Учебник «Технология» под редакцией Симоненко В.Д. 7 класс. Москва. Издательство «Вентана- Граф», 2014.
Учебник «Технология» под редакцией Симоненко В.Д. 8 класс. Москва. Издательство «Вентана- Граф», 2011.
Цифровые образовательные ресурсы.
http://pulset.ru/tov/find14_a1.php?id=33520
http://www.live174.ru/catalog/?categoryid=70&id=1649 Музей декоративно-прикладного искусства
http://www.cross-kpk.ru/ims/02908/
http://www.liveinternet.ru/users/4746406/post245547892/
http://www.liveinternet.ru/users/hedgehog_wife/post234674706/ http://www.liveinternet.ru/users/4905782/post232935806/ http://festival.1september.ru/articles/531129/
http://rodonews.ru/news_1282664628.html http://kirovold.ru/content.php?page=adrursij_rus&id=32 Культура дома
http://rmo.zajkovo2.edusite.ru/DswMedia/kontrvoprosyi_kulinariya5-8kl.doc
http://www.uchportal.ru/load/112-1-0-25209