Оглавление.
1. Пояснительная записка ……………………………………………………………3 стр
2. Учебно-тематический план …………………....………………………………….6 стр
3. Содержание учебного материала …………………………………………………9 стр
4. Требования к уровню подготовки обучающихся ………………………………..11 стр
5. Учебно-методическое обеспечение …………………………………………….... 14 стр
6. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение ……..15 стр
7. Приложение к программе. (Контрольно-измерительные материалы)………….16 стр
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 11А класса составлена на основе:
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
«Примерной программы основного общего образования по физике. 10-11 классы» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др.
авторской программы «Физика. 10-11 классы» под редакцией В. С. Данюшенкова, О. В. Коршуновой.
Учебного плана МОБУ СОШ №11 городского округа г. Нефтекамск РБ на 2016-2017 учебный год.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации, необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач; воспитание уважительного отношения к мнению оппонента, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа
определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
При реализации данной программы выполняются следующие задачи:
развивать мышление учащихся, формировать у них умение самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
помочь школьникам овладеть знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
способствовать усвоению идеи единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, пониманию роли практики в познании физических явлений и законов;
формировать у обучающихся познавательный интерес к физике и технике, развивать творческие способности, осознанные мотивы учения; подготовить учеников к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Рабочая программа формирует у школьников общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность: - использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность: - владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 99 часов в год по 3 часа в неделю, из которых на контрольные работы отводятся 8 часов, на лабораторные работы – 7 часов.
Изменения, которые внесены в связи с особенностями класса: 11 класс начинается с продолжения электродинамики. Достаточно полное рассмотрение магнетизма и электромагнетизма позволяет изучить теорию излучения и поглощения электромагнитных волн радио- и СВЧ-диапазона. Темы «Механические колебания и волны» и «Электромагнитные колебания и волны» изучаются параллельно, что позволяет подчеркнуть единство законов, которым они подчиняются. Распространение длинноволнового и коротковолнового электромагнитного излучения анализируется в разделах «Электромагнитные волны». Изучение волновых свойств микрочастиц позволяет перейти к рассмотрению физики атомного ядра и ядерных реакций.
Энергии современных ускорителей дают возможность изучить структуру и систематику элементарных частиц, приближаясь к энергиям порядка 1027 эВ, соответствовавшим началу Большого взрыва. Сведения из астрономии логически завершают программу курса.
В основе организации процесса обучения лежит классно-урочная система, с использованием различных технологий, форм, методов обучения:
- изучения нового материала;
- совершенствования знаний;
Формы: коллективные, групповые, индивидуальные.
Виды и формы контроля: Текущий контроль проводится в форме тематических контрольных работ в письменной форме, выступления с докладами (сообщениями) в устной форме, проведение лабораторных работ; итоговый – в виде контрольных срезов, административных контрольных работ.
Завершение изучения предмета физики в 11 классе осуществляется государственной итоговой аттестацией.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Колич-во часов | Практическая часть | Техноло- гии | Примечание |
К.р. | Л.р. |
I 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 | Электродинамика. Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Направление магнитной индукции. Модуль вектора магнитной индукции. Вихревой характер магнитного поля Однородное магнитное поле. Сила Ампера. Направление силы Ампера и ее формула. Электроизмерительные приборы, громкоговоритель. Решение задач. Контрольная работа №1 по итогам повторения за курс 10 класса. Сила Ампера. Решение задач. Сила Лоренца. Направление силы Лоренца и ее формула. Магнитные свойства вещества. Ферромагнетики. Магнитная запись и хранение информации. Лабораторная работа №1 «Наблюдения действий магнитного поля на ток». Магнитное поле. Решение задач. Контрольная работа №2 по теме: «Магнитное поле». Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции». Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Решение задач по теме: «Закон электромагнитной индукции». Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле. Обобщение материала по теме: «Электромагнитная индукция». Контрольная работа №3 «Электромагнитная индукция». Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Математический маятник. Динамика колебательного движения. Гармонические колебания. Фаза колебаний. Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника». Превращение энергии при гармонических колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс. Применение резонанса и борьба с ним. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Переменный электрический ток. Активное сопротивление в цепи переменного тока. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Генератор на транзисторе. Автоколебания. Решение задач по теме: «Электромагнитные колебания». Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. Производство, передача и использование электрической энергии. Контрольная работа №4 «Механические и электромагнитные колебания». Волновые явления. Распространение механических волн. Длина и скорость волны. Уравнение бегущей волны. Волны в среде. Звуковые волны. Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн. Плотность потока электромагнитного излучения. Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи. Распространение радиоволн. Радиолокация. Понятие о телевидении. Решение задач по теме «Электромагнитные волны». Контрольная работа №5 по теме «Механические и электромагнитные волны». | 41 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 5 | 3 | Группов., коллект., икт, дифф, исслед., проблемн. | |
II 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 | Оптика. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Закон преломления света. Полное отражение. Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла». Линза. Построение изображения в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Лабораторная работа №5 «Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы». Дисперсия света. Интерференция механических волн. Интерференция света. Интерференция в технике. Дифракция механических волн и света. Дифракционная решетка. Решение задач по теме «волновая оптика». Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны». Поперечность световых волн. Поляризация света. Решение задач по теме: «Волновая оптика». | 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | - | 3 | | |
III 56 57 58 59 | Элементы теории относительности. Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. Основные следствия, вытекающие из постулатов теории относительности. Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика. Решение задач по теме: «Элементы теории относительности». | 4 1 1 1 1 | - | - | | |
IV 60 61 62 63 64 | Излучение и спектры. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений. Излучение и спектры. Решение задач. Решение задач по теме: «Излучение и спектры». Лабораторная работа №7 «наблюдение сплошного и линейчатого спектров». Контрольная работа № 6 по теме: «Оптика СТО. Излучения и спектры». | 5 1 1 1 1 1 | 1 | 1 | | |
V 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 | Квантовая физика Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Решение задач по теме «Фотоэффект». Фотоны. Применение фотоэффекта. Давление света. Химическое действие света. Решение задач на уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Строение атома. Опыты Резерфорда. Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Квантовая механика. Решение задач по теме: «квантовая механика» Лазеры. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Открытие радиоактивности. Альфа-, бета-, гамма- излучения. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы. Решение задач. Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Решение задач по теме «Энергия связи». Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы. Решение задач по теме «Физика атомного ядра». Контрольная работа №7 по теме: «Квантовая физика». Физическая картина мира. | 24 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 | - | | |
VI 89 90 91 92 93 94 95 96 | Строение и эволюция Вселенной. Небесная сфера. Звездное небо. Законы Кеплера. Строение Солнечной системы. Система Земля-Луна. Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение. Физическая природа звезд. Наша Галактика. Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение. Жизнь и разум во Вселенной. | 8 1 1 1 1 1 1 1 1 | - | - | | |
VII 97 98 99 | Обобщающее повторение. Повторение. Равномерное и неравномерное движение. Простые механизмы. Повторение. МКТ. Термодинамика. Электродинамика Ядерная физика. Итоговая контрольная работа №8 за курс «Физики» 10-11 класса. | 3 1 1 1 | 1 | - | | |
Содержание учебного материала (99 часов)
Электродинамика (41ч)
Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.
Демонстрации
Магнитное взаимодействие токов.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Магнитная запись звука.
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Генератор переменного тока.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Лабораторные работы
Наблюдение действия магнитного поля на ток.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.
Оптика(14ч).
Законы распространения света. Интерференция света.
Дифракция света. Поляризация света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
Оптические приборы. Дифракционная решётка. Принцип относительности. Постулаты теории относительности. Основные следствия СТО. Релятивистский закон сложения скоростей. Зависимость энергии тела от скорости его движения. Релятивистская динамика. Принцип соответствия. Связь между массой и энергией.
Демонстрации
Интерференция света.
Дифракция света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Поляризация света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
Оптические приборы
Лабораторные работы
Измерение показателя преломления стекла.
Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.
Измерение длины световой волны.
Элементы специальной теории относительности(4ч).
Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. Основные следствия, вытекающие из постулатов теории относительности. Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика.
Излучение и спектры (5ч)
Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений.
Демонстрации
Линейчатые спектры излучения.
Лабораторные работы
7. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».
Квантовая физика (24ч)
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Демонстрации
Фотоэффект.
Лазер.
Счетчик ионизирующих частиц.
Строение и эволюция Вселенной (8ч)
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
Обобщающее повторение (3ч)
Механика. Равномерное движение. Неравномерное движение. Простые механизмы. Молекулярная физика. МКТ. Термодинамика Основы электродинамики. Колебания и волны. Ядерная физика.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел, отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании экспериментальных данных, приводить примеры практического использования полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики (всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса), сохранения электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
знать/понимать
основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
применять полученные знания для решения физических задач;
представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Учебно-методическое обеспечение.
А.Е.Марон, Е.А.Марон Физика. Дидактические материалы., 10, 11 класс, М, «Дрофа», 2005г
И.В.Годова Контрольные работы в новом формате», 11 класс, М, «Интеллект-Центр», 2011г
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика : Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: 11-е изд. - М.; Просвещение, 2009
Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл. Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. – 2-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2001.
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 11 классы : 7-е изд. - М.; Дрофа, 2003
Сборник задач по физике 10-11 классы: Сост. Степанова Г.Н. 9-е изд. - М.; Просвещение, 2003
Сборник нормативных документов. Физика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, - М,: Дрофа, 2004.;
Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты.
Материально- техническое и информационно-техническое обеспечение.
Миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником, реостат, ключ, соединительные провода, модель генератора переменного тока.
Штатив с муфтой и лапкой, пружина, набор грузов, секундомер, металлический шарик, нить, секундомер (или метроном)
Комплект приборов для проведения работ по электричеству. Компас, модель электродвигателя, электромагнит разборный. Набор приборов для проведения работ по оптике.
Высоковольтный индуктор, газонаполненные трубки, спектроскоп.
Фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран настенный.
Лаборатория «L-микро».
Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября». http://fiz.1september.ru.
Заочная физико-техническая школа при МФТИ. http://www.school.mipt.ru.
http://www.ed.gov.ru - сайт Министерства образования РФ.
www.vestnik.edu.ru - сайт Минобразования и науки.
http// www.fipi.ru - сайт ФИПИ.
http://www.ege.edu.ru - сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.obrnadzor.gov.ru/attestat/ - Федеральная служба по надзору в сфере образования (государственная итоговая аттестация школьников).
www.fio.ru - Федерация Интернет-образования.
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение».
http:/www.drofa.ru - сайт издательства «Дрофа».
Компьютерные диски «Физикон», «Физика атома и атомного ядра», «Строение Вселенной».
Приложение
к рабочей программе
по физике
Контрольно-измерительные материалы
11 класс
Контрольная работа №1 по итогам повторения за курс 10 класса
Вариант 1
1.Ускорение лыжника на одном из участков трассы равно 2,4 м/с2. На этом участке его скорость увеличилась на 10 м/с. Чему равно время , затраченное на этот участок?
2. Тело равномерно движется по горизонтальной поверхности. Сила его давления на поверхность равна 8 Н, сила трения равна 2 Н. Чему равен коэффициент трения ?
3. Навстречу друг другу летят 2 пластилиновых шарика. Импульс первого равен 3.10-2
кг.м/с, импульс второго равен 4.10-2 кг.м/с. При ударе шарики слиплись. Чему равен их общий импульс?
4. Давление 3 моль водорода в сосуде при температуре 300 К равно Р1. Каково давление 2 моль водорода в этом сосуде при температуре 400 К?
5. Смешали 2 кг воды при температуре 30оС с 3 кг горячей воды при температуре 70оС. Чему будет равна температура воды при наступлении теплового равновесия?
6. Три резистора сопротивлением R1=2Ом, R2=3Ом, R3=5Ом соединили последовательно.
Напряжение на третьем резисторе равно10 В. Чему равно общее напряжения последовательного участка цепи?
Вариант 2
1. Гору длиной 50 м лыжник прошел за 10 с, двигаясь с ускорением 0,4 м/с2. Чкму равна скорость лыжника в начале и конце горы?
2. Брусок массой 200 г покоится на наклонной плоскости. Коэффициент трения равен 0,6. Угол наклона плоскости равен 30о. Чему равна сила трения?
3. Школьник массой 45 кг, стоя на гладком льду, бросает горизонтально ядро массой 5 кг со скоростью 5 м/с. Какую скорость приобретет школьник?
4. При изобарном нагревании водорода массой 2г, находившегося в начале процесса при давлении 83 кПа, его температура возросла от 200 К до 500 К. Как изменился его объем?
5. Сколько воды можно от 20оС до100оС, если ей сообщить 840 МДж энергии?
6. Чем равно внутреннее сопротивление источника тока, если его ЭДС равно 20 В, при подключении к ему сопротивления 8 Ом сила тока в нем 2 А?
Контрольная работа №2 по теме: «Магнитное поле»
Вариант 1.
№1. Длина активной части проводника 15 см. Угол между направлением тока и индукцией магнитного поля равен 900. С какой силой магнитное поле с индукцией 40мТл действует на проводник, если сила тока в нем 12 А?
№2. На протон, движущийся со скоростью 107 м/с в однородном магнитном поле перпендикулярно линиям индукции, действует сила 0,32∙10-12 Н. Какова индукция магнитного поля?
№3. Определите индуктивность катушки, которую при силе тока 8,6 А пронизывает магнитный поток 120мВб.
№4. Определите по условию задачи №2 радиус окружности, по которой движется протон, период обращения, импульс электрона, его кинетическую энергию, а также ускоряющую разность потенциалов, которую прошел протон, прежде чем попал в магнитное поле.
Вариант 2.
№1. Определите силу тока, проходящего по прямолинейному проводнику, перпендикулярному однородному магнитному полю, если на активную часть проводника длиной 20 см действует сила в 50 Н при магнитной индукции 10 Тл.
№2. Электрон со скоростью 5 ∙107 м/с влетает в однородное магнитное поле с индукцией 0,8 Тл под углом 300 к линиям индукции. Найти силу, действующую на электрон.
№3. В катушке с индуктивностью 0,6 Гн сила тока 20 А. Какова энергия магнитного поля катушки?
№4. Определите по условию задачи №2 радиус окружности, по которой движется электрон, период обращения, импульс электрона, его кинетическую энергию, а также ускоряющую разность потенциалов, которую прошел электрон, прежде чем попал в магнитное поле.
Контрольная работа №3 по теме: «Электромагнитная индукция»
Вариант №1
1. Магнитный поток через катушку, состоящую из 75 витков, равен 4, 8*10-3 Вб. Рассчитайте время, за которое должен исчезнуть этот поток, чтобы в катушке возникла ЭДС индукции, равная 0, 74 В?
2. В катушке, индуктивность которой равна 0, 4 Гн, возникла ЭДС, равная 20В. Рассчитайте изменение силы тока и энергии магнитного поля катушки, если это произошло за 0, 2 с.
3. Проволочное кольцо радиусом 5 см расположено в однородном магнитном поле, индукция которого равна 1 Тл, так, что вектор индукции перпендикулярен плоскости кольца. Определите ЭДС индукции, возникающую в кольце, если его повернуть на угол 900 за время, равное 0, 1 с.
4. Какой заряд пройдет через поперечное сечение витка, сопротивление которого равно 0, 03 Ом, при уменьшении магнитного потока внутри витка на 12 мВб?
Вариант №2.
1. Обмотка трансформатора со стальным сердечником имеет индуктивность, равную 0, 6 Гн. При какой силе тока энергия магнитного поля трансформатора будет равной 90 Дж?
2. В катушке индуктивностью 0, 005 Гн проходит ток силой 20 А. Определите ЭДС самоиндукции, которая возникает в катушке при исчезновении в ней тока за 0, 009 с.
3. В результате изменения силы тока с 4 до 20А поток магнитной индукции через площадь поперечного сечения катушки, имеющей 1000 витков, изменился на 0, 002 Вб. Найдите индуктивность катушки.
4. Проводник длиной 2м и сопротивлением 5Ом находится в однородном магнитном поле, у которого индукция равна 0, 5 Тл. Проводник подсоединен к источнику тока с ЭДС, равной 3В, и внутренним сопротивлением 1Ом. Какова сила тока в проводнике, если он движется со скоростью 10 м/с?
Контрольная работа №4 по теме: «Механические и электромагнитные колебания»
Вариант 1
1. Происходит ли перенос вещества и энергии при распространении бегущей волны в упругой среде?
А. Энергии – нет, вещества – да
Б. Энергии и вещества – да
В. Энергии – да, вещества – нет
2. От каких физических величин зависит длина волны в однородной среде?
А. Только от скорости распространения
Б. От скорости распространения и частоты вибратора
В. Только от частоты вибратора.
3. Контур радиоприемника настроен на длину волны 50 м. Как нужно изменить индуктивность катушки колебательного контура приемника, чтобы он был настроении на длину волны 25м?
А. Увеличить в 4 раза.
Б. Уменьшить в 4 раза
В. Увеличить в 2 раза
Г. Уменьшить в 2 раза.
4. Идеальный колебательный контур состоит из конденсатора электроемкостью 20 мкФ и катушки индуктивностью 8 мГн. Максимальная сила тока в контуре равна 10-3 А. Рассчитайте максимальный заряд на конденсаторе и полную энергию контура.
5. Сколько витков должна иметь рамка площадью 500 см2 , если при вращении ее с частотой 20 Гц в однородном магнитном поле с индукцией 0,1 Тл амплитудное значение ЭДС равно 63 В?
Вариант-2
1. Происходит ли перенос вещества при распространении поперечной волны?
А. Нет
Б. Да
В. Только при больших скоростях
2. От каких величин зависит скорость распространения волны?
А. От длины волны
Б. От частоты колебаний волны
В. От среды, в которой распространяется волна , и ее состояния
3. Контур радиоприемника настроен на длину волны 200 м. Как нужно изменить емкость конденсатора колебательного контура приемника, чтобы он был настроении на длину волны 400м?
А. Увеличить в 4 раза.
Б. Уменьшить в 4 раза
В. Увеличить в 2 раза
Г. Уменьшить в 2 раза.
4.Конденсатор электроемкостью 10 мкФ, заряженный до напряжения 220В, подключили к катушке индуктивностью 25 мГн. Рассчитайте максимальную силу тока и полную энергию контура.
5. Прямоугольная рамка площадью 400 см2 имеет 100 витков. Она вращается в однородном магнитном поле с индукцией 10 - 2 Тл, причем период вращения рамки равен 0,1 с. Каково максимальное значение ЭДС, возникающей в рамке, если ось вращения перпендикулярна линиям магнитной индукции?
Контрольная работа №5 по теме: «Механические и электромагнитные волны»
Вариант 1
1. Частота свободных электромагнитных колебаний в идеальном колебательном контуре при увеличении емкости конденсатора:
А. Увеличивается;
Б. Не изменяется;
В. Уменьшается;
Г. Вначале уменьшается, а затем остается неизменной.
2. Заряд на обкладках конденсатора идеального колебательного контура с течением времени изменяется по закону q = 100·cos(1·103πt) мкКл. Определите период электромагнитных колебаний Т в контуре.
3. Сила тока в первичной обмотке трансформатора Iд1 = 0,50 А. Определите напряжение на зажимах первичной обмотке Uд1, если КПД трансформатора η = 95%, сила тока во вторичной обмотке Iд2 = 12 А, а напряжение на ее зажимах Uд2 = 9 В.
4. Определите отношение энергии магнитного поля катушки W1 к энергии электростатического поля конденсатора W2 идеального колебательного контура спустя промежуток времени ∆t = T/3 после начала колебаний, если в момент времени to = 0 заряд конденсатора была максимальным.
5. Колебательная контур состоит из катушки индуктивностью L = 28 мкГн и конденсатора емкостью С = 2,2 нФ. Какую мощность P должен потреблять контур, для того чтобы в нем поддерживались незатухающие электромагнитные колебания, при которых максимальное напряжение на конденсаторе U0 = 5 В, если активное сопротивление катушки R = 1 Ом?
Вариант 2
1. Период свободных электромагнитных колебаний в идеальном колебательном контуре при уменьшении индуктивности катушки:
А. Увеличивается;
Б. Не изменяется;
В. Уменьшается;
Г. Вначале уменьшается, а затем остается неизменным.
2. Напряжение на обкладках конденсатора идеального колебательного контура с течением времени изменяется по закону U = 0,1·cos1000πt (B). Определите индуктивность L катушки этого контура.
3. Напряжение на зажимах первичной обмотки трансформатора Uд1 = 220 В, а сила тока Iд1 = 0,6 А. Определите силу тока Iд2 во вторичной обмотке трансформатора, если напряжение на ее зажимах Uд2 = 12 В, КПД трансформатора η = 98%.
4. Определите отношения энергии магнитного поля катушки W1 к энергии электростатического поля конденсатора W2 идеального колебательного контура спустя промежуток времени ∆t = T/3 после начала колебаний, если в момент времени t0 = 0 сила тока в катушке контура была максимальной.
5. Колебательный контур, собственная частота электромагнитных колебаний в котором ν = 1 МГц, имеет индуктивность L = 0,2 Гн и активное сопротивление R = 2 Ом. Определите, на сколько процентов уменьшится энергия этого контура за промежуток времени, равный периоду колебаний, если предположить, что на протяжении одного периода колебаний амплитуда силы тока меняется незначительно.
Контрольная работа №6 по теме: «Оптика. СТО. Излучения и спектры»
Вариант 1
1. Дифракционная решётка с периодом d освещается нормально падающим на неё световым пучком с длиной волны λ. Угол φ, под которым наблюдается четвёртый дифракционный максимум, определяется по формуле:
А) cos φ = 4d / λ; Б) sin φ = 4λ / d; В) cos φ = 4λ / d; Г) sin φ = d / 4λ.
2. Определите показатель преломления стекла n, если на расстоянии l = 10 мкм в стекле укладывается N = 40 длин волн монохроматического света, имеющего в вакууме длину волны λ = 0,40 мкм.
3. Постройте изображение отрезка АВ в рассеивающей линзе. Какое это будет изображение?

4. На каком расстоянии d от рассеивающей линзы с оптической силой D = -4 дптр надо поместить предмет, чтобы его мнимое изображение получилось в k = 5 раз меньше самого предмета?
5. На дифракционную решётку перпендикулярно к её плоскости падает свет. Угол дифракции в спектре первого порядка для линии с λ = 600 нм составляет φ1 = 30°. Некоторая линия наблюдается в спектре второго порядка под углом дифракции φ2 = 45°. Определите длину волны λ этой линии и число штрихов N на единицу длины решётки.
Вариант 2
1. Длина световой волны λ связана с её частотой ν соотношением:
А) λ = 1 / ν; Б) λ = c / ν; В) λ = ν / c; Г) λ = 2π / ν.
2. Второй дифракционный максимум наблюдается под углом φ = 30. Определите постоянную решётки d, если длина волны света λ = 500 нм.
3. Постройте изображение отрезка АВ в рассеивающей линзе. Какое это будет изображение?

4. На расстоянии d = 20 см от собирающей линзы находится предмет, причём его действительное изображение в k = 4 раза больше предмета. Найдите оптическую силу D линзы.
5. Установка Юнга содержит две щели шириной d = 0,015 мм, находящиеся на расстоянии a = 0,045 мм. Определите расстояние х между интерференционными полосами для света с длиной волны λ = 680 нм на экране, находящемся на расстоянии l = 2,0 м.
Контрольная работа №7 по теме: «Квантовая физика»
Вариант 1
1. Энергия выражается формулой:
A.
Б.
В.
Г. 
2. Вычислите длину волны де Бройля λБ частицы, импульс которой
·10-3 кг · м/c.
3. Электрон выделяет из пластинки цезия, имея кинетическую энергию Eк = 1,3 эВ. Определите длину волны света, вызывающего фотоэффект, если работа выхода электрона из цезия Авых = 1,8 эВ.
4. Энергия атома водорода в основном состоянии E1 = -13,55 эВ. Определите энергию кванта E и длину волны λ излучения, поглощенного атомом водорода, если при этом электрон перешел с первого на третий энергетический уровень.
5. Найдите кинетическую энергию электрона на третьей боровской орбите атома водорода. Радиус орбиты r3 = 4,752 · 10-9 м.
Вариант 2
1. Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта выражается формулой:
A.
Б.
В.
Г. 
2. Вычислите длину волны де Бройля λБ частицы массой m = 1 г, движущейся со скоростью υ = 1 м/c.
3. Наибольшая длина волны излучения, способного вызвать фотоэффект, λmax = 0,234 мкм. Найдите наибольшую кинетическую энергию вырываемых электронов, если катод облучают светом с частотой ν = 1,5·1015 Гц.
4. Какую длину волны электромагнитного излучения поглотил атом водорода, если он при этом перешел со второго на третий энергетический уровень? Энергия атома водорода в основном состоянии Е1 = -13,55 эВ.
5. Вычислите линейную скоростью и период вращения электрона на первой боровской орбите атома водорода. Радиус первой орбиты r1 = 0,528 · 10-10 м.
Итоговая контрольная работа №8
Вариант 1
На рисунке изображено движение положительно заряженной частицы в однородном магнитном поле, линии магнитной индукции которого направлены к наблюдателю. Сила, действующая на заряженную частицу, направлена:
вниз б) вверх в) вправо г) влево.
Чему равен магнитный поток Ф через контур площадью 10 см2 в однородном магнитном поле с индукцией
, равной 20 Тл, если угол между вектором индукции
и нормалью к плоскости контура равен 45 0?
2 б) 10-2 Вб; в) 10 Вб; г) 10
Вб; д)10-2
Вб.
По катушке индуктивностью 5 Гн течёт ток, равный 100 мА. Какова энергия магнитного поля катушки?
а) 500 Дж; б) 25
-3 Дж; в) 20 ∙10-2 Дж; г) 5∙10 -5 Дж; д) 2,5∙103 Дж.
Амплитуда гармонических колебаний силы тока равна 20 А. Чему равно действующее значение силы тока?
а)
А; б) 20
А; в) 10 А; г) 20cоs
t A; д) 0 А.
Сила тока в первичной обмотке трансформатора равно 0,5 А, напряжение на клеммах 220 В, коэффициент трансформации 10. Определите напряжение на клеммах вторичной цепи. Тепловыми потерями пренебречь.
а) 5 В; б) 10 В; в) 110 В; г) 22 В; д) 80 В.
Волну, в которой колебания происходят перпендикулярно линии перемещения волны, называют…
…продольной волной;
б) …поперечной волной;
в) …электромагнитной волной;
г) …механической волной;
д) … звуковой волной.

На рисунке изображено преломление светового пучка на границе воздух—стекло. Чему равен показатель преломления стекла? Ответ запишите с точностью до десятых.
а) 0,8 б) 1,0 в) 1,4 г) 12,0
Расположите перечисленные ниже виды электромагнитных излучений в порядке увеличения частоты:
ультрафиолетовое излучение;
б) видимый свет;
в) инфракрасное излучение;
г) радиоволны
Кто из перечисленных ниже учёных предложил ядерную модель строения атома?
Н. Бор; б) Д. Томсон; в) А. Эйнштейн; г) Э. Резерфорд; д) Т. Юнг.
Определите неизвестный элемент, образовавшийся при протекании ядерной реакции:
.
Цезий освещают жёлтым монохроматическим светом с длиной волны 0,589·10-6м. Работа выхода электрона 1,7·10-19Дж. Определите кинетическую энергию вылетающих из цезия фотоэлектронов и выразите ее в эВ.
Вариант 2
В однородное магнитное поле с индукцией B находятся три протона, направления движения которых, изображены на рисунке. На какой из протонов не действует сила со стороны магнитного поля?
а) 1 б) 2 в) 3 г) 1 и 2
Чему равен магнитный поток Ф через контур площадью 20 см2 в однородном магнитном поле с индукцией
, равной 40 Тл, если угол между вектором индукции
и нормалью к плоскости контура равен 30 0?
а)
2 б) 10-2 Вб; в) 10 Вб; г) 10
Вб; д) 4∙ 10-2 Вб.
Энергия катушки индуктивностью 4 Гн равна 0,02 Дж.Какой ток протекает по катушке?
а) 100 А; б) 25
-3 А; в) 200 ∙10-2 А; г) 100∙10 -3 А; д) 2∙104 А.
Амплитуда гармонических колебаний напряжения равна 20 В. Чему равно действующее значение переменного напряжения?
а)
В; б) 20 В; в) 10 В; г) 20cоs
t В; д) 0 В.
Сила тока в первичной обмотке трансформатора равно 0,5 А, напряжение на клеммах 220 В, коэффициент трансформации 22. Определите напряжение на клеммах вторичной цепи. Тепловыми потерями пренебречь.
а) 5 В; б) 10 В; в) 110 В; г) 22 В; д) 80 В.
Волну, в которой колебания происходят вдоль линии перемещения волны, называют…
а)…продольной волной;
б) …поперечной волной;
в) …электромагнитной волной;
г) …механической волной;
д) … звуковой волной.
Учитель продемонстрировал опыт по преломлению света в стеклянной пластине, находящейся в воздухе. Вам необходимо определить, чему равен показатель преломления стекла в проведенном опыте.
б)
в)
г)
Расположите перечисленные ниже виды электромагнитных излучений в порядке увеличения длины волны:
а) видимый свет;
б) ультрафиолетовое излучение;
в) инфракрасное излучение;
г) радиоволны.
Кто из перечисленных ниже учёных предложил одну из первых моделей атома?
а) Н. Бор; б) Д. Томсон; в) А. Эйнштейн; г) Э. Резерфорд; д) Т. Юнг.
Определите неизвестный элемент, образовавшийся при протекании ядерной реакции:
.
Какую максимальную кинетическую энергию имеют фотоэлектроны при облучении железа светом с длиной волны 200 нм , если работа выхода из него равна 6,7·10- 19 Дж. Ответ выразите в эВ.
29