СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 9 класс, 68 учебных часов. 

-  Пояснительная записка

- Требования к уровню подготовки обучающихся,  освоивших программу учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Содержание учебного курса

-  Календарно – тематическое поурочное планирование

-  Перечень учебно-методического обеспечения

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32 » города Череповца Вологодской области

Согласовано Утверждаю

протокол заседания МО учителей заместитель директора по УВР

естественных наук __________ Евстратова Г.А.

от 28.08.2015 №1 «_____» ________________ 2015г.










Рабочая программа

по предмету:

«Физика»

базовый уровень, 9 класс


2015-2016 учебный год





Бурыкина Наталия Александровна,

учитель физики,











г. Череповец

2015





Пояснительная записка.



Рабочая программы по физике для 9 классов составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы под редакцией В.А. Орлова, О.Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика.7-9 классы» под редакцией Е.М. Гутник, А.В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004г.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы в формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, списывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Согласно базисному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2ч в неделю (68 часов за год).

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошли темы, которой не было в предыдущем стандарте: «Невесомость», «Трансформатор», «Передача электрической энергии на расстояние», «Влияние электромагнитных излучений на живые организмы», «Конденсатор», «Энергия заряженного поля конденсатора», «Колебательный контур. «Электромагнитные колебания», «принципы радиосвязи и телевидения», «Дисперсия света», «Оптические спектры», «Поглощение и испускание света атомами», «Источники энергии Солнца и звезд». Для приобретения или совершенствования умения работать с физическими приборами «для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности» в курс включена лабораторная работа: «Измерение естественного радиационного фона дозиметром». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины» включена лабораторная работа: «Изучение зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины».

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний- текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая- по завершении темы.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения физики ученик должен

знать/ понимать

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измеренияфизических величин: естественного радиационного фона и оценки его безопасности;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять наэтой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины.

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники, контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире, рационального применения простых механизмов, оценки безопасности радиационного фона.



Учебно-тематический план

Тема раздела

Количество часов

В том числе













Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Законы движения и взаимодействия тел

27

2

2

2

Механические колебания и волны. Звук.

10

2

1

3

Электромагнитное поле

17

2

1

4

Строение атома и атомного ядра.

12

3


5

Повторение

2


1


Итого

68

9

5























Содержание учебного курса физики

1.Законы взаимодействия и движения тел (26ч)

Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость равномерного прямолинейного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система

мира.

Инерциальная система отсчета. Первый ,второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Фронтальные лабораторные работы.

1.Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2.Измерение ускорения свободного падения.

2. Механические колебания и волны. Звук (10ч).

Колебательное движение. Колебание груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распределение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны.

Связь длины волны со скоростью распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.

Фронтальные лабораторные работы.

3.Исследование периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

4.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

2. Электромагнитное поле (17ч).

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция.

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атома. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные лабораторные работы.

5.Изучение явления электромагнитной индукции.

6.Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания.

3.Строение атома и атомного ядра (13ч).

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа -, бета+, гамма- излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия . Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Фронтальные лабораторные работы.

7.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

8.Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

9.Измерение естественного радиационного фона дозиметром.











Календарно-тематическое поурочное планирование



Тема урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Дата проведения

план

Факт


Тема 1. Законы движения и взаимодействия тел. 26 часов

1/1

Материальная точка. Система отсчета.

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета.

Знать/понимать смысл понятий: материальная точка, система отсчета.




2/2

Перемещение

Путь, траектория. Перемещение.

Знать/понимать смысл физ. величин: путь, перемещение




3/3

Определение координаты движущегося тела.

Векторные и скалярные величины. Определение проекции вектора на ось. Модуль вектора перемещения.

Уметь решать задачи на определение координаты движущегося тела.




4/4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. График скорости.

Уметь описывать и объяснять явление: равномерное прямолинейное движение. Знать/понимать физ. смысл скорости.




5/5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение.

Знать/понимать физ. смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение. Уметь описывать и объяснять явление: равноускоренное прямолинейное движение.




6/6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

Формула зависимости скорости от времени. Графики проекции и модуля скорости.


Проверочная работа



7/7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

Вывод формулы для расчета проекции вектора перемещения при равноускоренном движении по графику скорости.





8/8

Решение задач на равноускоренное движение, движение без начальной скорости.


Уметь решать задачи на определение характеристик прямолинейного равноускоренного движения.

Самостоятельная работа.



9/9

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Инструктаж по ТБ

Уметь использовать физ. приборы и измерительные инструменты для определения физ. величин: расстояния, промежутка времени, представлять результаты измерений в виде таблицы.

Лабораторная работа



10/10

Решение задач по теме «Основы кинематики»


Уметь решать задачи на определение характеристик равноускоренного движения, выражать результаты расчетов в СИ

Тест



11/11

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»



Контрольная работа.



12/12

Относительность движения.

Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Знать/понимать смысл физ. понятия относительность движения. Уметь приводить примеры практического использования физ. знаний о механических явлениях




13/13

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Явление инерции. Первый закон Ньютона.

Знать/понимать физ. смысл первого закона Ньютона.




14/14

Второй закон Ньютона

Зависимость ускорения тела от приложенной силы и массы тела.

Знать/понимать физ. смысл второго закона Ньютона, уметь решать задачи на применение второго закона Ньютона




15/15

Третий закон Ньютона

Третий закон Ньютона

Знать/понимать смысл физ. закона: третьего закона Ньютона

Самостоятельная работа.



16/16

Свободное падение тел.

Свободное падение. Ускорение свободного падения.

Знать/понимать смысл физ. явления свободное падение




17/17

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

Формулы для определения характеристик движения брошенного вверх тела.

Уметь решать задачи на определение характеристик прямолинейного равноускоренного движения.




18/18

Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения»

Инструктаж по ТБ. Измерение ускорения свободного падения.

Уметь измерять ускорение свободного падения с помощью прибора для изучения движения тел.

Лабораторная работа



19/19

Закон всемирного тяготения.

Закон всемирного тяготения, границы применимости, Гравитационная постоянная.

Уметь приводить примеры практического использования физ. знаний о законе всемирного тяготения.




20/20

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

Вывод формулы определения ускорения свободного падения на Земле и других планетах. Решение задач.





21/21

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.


Самостоятельная работа



22/22

Искусственные спутники Земли.

Расчет первой космической скорости

Уметь приводить примеры практического использования физ. знаний о механических явлениях.




23/23

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Понятие импульса тела. Закон сохранения импульса.

Знать/понимать смысл физ. величины: импульс, физ. закона сохранения импульса.




24/24

Реактивное движение. Ракеты.


Уметь решать задачи на применение закона сохранения импульса, приводить примеры практического использования физ. знаний о механических явлениях.




25/25

Закон сохранения механической энергии.






26/26

Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики»



Контрольная работа




Тема 2. Механические колебания и волны. Звук. 10 часов.

27/1

Колебательное движение. Колебательные системы.

Колебательное движение. Периодичность. Свободные колебания. Колебания груза на пружине. Колебательные системы. Маятник.

Знать/понимать смысл физ. явления: колебательное движение, уметь описывать возникновение колебания груза на пружине.




28/2

Величины, характеризующие колебательное движение.

Амплитуда, период, частота и фаза колебаний.





29/3

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»

Инструктаж по ТБ

Уметь представлять результаты измерений с помощью таблицы и выявлять на этой основе зависимость периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины




30/4

Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити»

Инструктаж по ТБ

Уметь представлять результаты измерений с помощью таблицы и выявлять на этой основе зависимость периода колебаний маятника от длины нити.




31/5

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания.

Превращения энергии при колебаниях пружинного маятника.

Знать/понимать смысл физ. закона сохранения механической энергии.

Проверочная работа



32/6

Механические волны. Продольные и поперечные волны.

Распространение колебаний в упругой среде. Виды волн.

Уметь объяснять физ. явление: механическая волна




33/7

Длина волны и скорость волны.

Определение длины волны, скорости волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).





34/8

Звуковые волны. Скорость звука.

Источники звука, звуковые колебания. Скорость звука в различных средах.





35/9

Повторительно-обобщающий урок по теме «Механические колебания и волны. Звук».


Знать/понимать физ. смысл понятия волна.




36/10

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук».



Контрольная работа




Тема 3. Электромагнитное поле. 17 часов.

37/1

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле.

Магнитное поле: источник поля, его графическое изображение. Однородное и неоднородное поля.

Знать/понимать смысл понятия магнитное поле.




38/2

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Связь направления электрического тока и направлений линий магнитного поля. Правило буравчика.





39/3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.

Уметь описывать и объяснять физ. явление: действие магнитного поля на проводник с током.




40/4

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

Определение модуля вектора магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Магнитный поток.


Проверочная работа.



41/5

Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция.

Открытие электромагнитной индукции. Опыты Фарадея.

Уметь описывать и объяснять явление электромагнитной индукции.




42/6

Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Инструктаж по ТБ





43/7

Переменный электрический ток. Генератор переменного тока.

Понятие переменного тока. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле. Устройство генератора переменного тока.

Уметь приводить примеры практического использования физ. знаний об электромагнитных явлениях.




44/8

Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Назначение , устройство, принцип действия трансформатора.





45/9

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн.

Роль Максвелла в изучении электромагнитного поля. Понятия э/м поля и э/м волны. Скорость волны.

Знать/понимать смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле.




46/10

Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Устройство, назначение конденсатора. Энергия электрического поля конденсатора.


Проверочная работа



47/11

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

Возникновение э/м колебаний в колебательном контуре. Формула Томсона.





48/12

Принципы радиосвязи и телевидения.

Схема радиосвязи. Амплитудная модуляция и детектирование.





49/13

Электромагнитная природа света. Преломление света.

Свет-электромагнитная волна. Фотон-квант э/м излучения. Закон преломления света. Показатель преломления.





50/14

Дисперсия света.

Понятие дисперсии света, объяснение цвета тела.

Уметь описывать и объяснять физ. явление дисперсия света.




51/15

Испускание и поглощение света атомами. Линейчатые спектры. Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

Виды спектров: сплошной и линейчатый. Инструктаж по ТБ


Лабораторная работа.



52/16

Повторительно-обобщающий урок по теме «Электромагнитное поле».



Тест



53/17

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле».



Контрольная работа



Тема 4. Строение атома и атомного ядра. 11 часов.

54/1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Открытие радиоактивности. Опыт Резерфорда. Сложный состав радиоактивного излучения.

Знать/понимать смысл понятия ионизирующееизлчения.




55/2

Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома.

Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома.

Знать/понимать физ. смысл понятий: атом и атомное ядро.




56/3

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Ядерные реакции.

Уметь решать задачи на основании законов сохранения заряда и массового числа.




57/4

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Экспериментальные методы исследования частиц.





58/5

Лабораторная работа №7 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

Инструктаж по ТБ

Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку

Лабораторная работа



59/6

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел.

Состав атомного ядра.





60/7

Деление ядер урана. Цепная реакция.

Ядерные силы.





61/8

Лабораторная работа №8 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»


Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку

Лабораторная работа



62/9

Биологическое действие радиации. Лабораторная работа №9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

Инструктаж по ТБ

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки безопасности радиационного фона.

Лабораторная работа



63/10

Термоядерная реакция.

Синтез легких ядер. Источники энергии Солнца и других звезд.





64/11

Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»



Контрольная работа




Тема 6. Повторение 4 часа.

65/1

Повторение






66/2

Повторение






67/3

Повторение






68/4

Итоговая контрольная работа



Контрольная работа





Учебно - методическое обеспечение



  1. Учебник «Физика. 9 класс», А.В. Перышкин, Е.М. Гутник, М., Дрофа, 2009 г.

  2. «Сборник задач по физике для 7-9 классов» В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, М., Просвещение, 2006 г.

  3. «Сборник задач по физике для 10-11 классов», А.П. Рымкевич, 9 издание, М., Дрофа, 2005 г.

Перечень демонстрационного оборудования

Модель генератора переменного тока, модель опыта Резерфорда.

Измерительные приборы: метроном, секундомер, дозиметр, гальванометр, компас.

Трубка Ньютона, прибор для демонстрации свободного падения, комплект приборов по кинематике и динамике, прибор для демонстрации закона сохранения импульса, прибор для демонстрации реактивного движения.

Нитяной и пружинный маятники, волновая машина, камертон.

Трансформатор, полосовые и дугообразные магниты, катушка, ключ, катушка-моток, соединительные провода, низковольтная лампа на подставке, спектроскоп, высоковольтный индуктор, спектральные трубки с газами, стеклянная призма.



Перечень оборудования для лабораторных работ.

Работа №1. Штатив с муфтой и лапкой, металлический цилиндр, шарик, измерительная лента, желоб лабораторный металлический.

Работа №2. Прибор для изучения движения тел, штатив с муфтой и лапкой, миллиметровая и копировальная бумага.

Работа №3. Штатив с муфтой и лапкой, пружина, набор грузов, секундомер.

Работа№4. Штатив с муфтой и лапкой, металлический шарик, нить, секундомер.

Работа №5. Миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником, реостат, ключ, соединительные провода, модель генератора переменного тока.

Работа№6. Высоковольтный индуктор, газонаполненные трубки, спектроскоп.

Работа №7-8. Фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии.

Работа №9. Дозиметр.