Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 17 с углубленным изучением английского языка»
«Рассмотрено» Руководитель МО МАОУ «Школа №17» ____________/С.М.Куропаткина Протокол № от « » августа 201 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ «Школа №17» __________/Войтешонок С.В.
« » ___________ 20___г. | «Утверждено» Директор МАОУ «Школа №17» _____________/Г.К.Власова/ Приказ № _______ от « » ___________ 20__ г. |
Рабочая программа
по математике
для 9 класса
на 2016-17 учебный год
Составитель:
Харламова Татьяна Анатольевна
учителя математики
2
016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучая математику, мы фактически изучаем специальный язык, «на котором говорит природа. Основная функция математического языка — организующая: таблицы, схемы, графики, алгоритмы, правила вывода, способы логически правильных рассуждений. Как в настоящее время обойдется без этого культурный человек, как он спланирует и организует свою деятельность? Где он этому научится? Прежде всего ,на уроках математики. В наше прагматичное время культурный человек должен уметь излагать свои мысли четко, кратко, раскладывая «по полочкам», умея за ограниченное время сформулировать главное, отсечь несущественное. Этому он учится в школе, прежде всего на уроках математики. Итак, основные цели и задачи математического образования в школе, заключаются в следующем:
содействовать формированию культурного человека,
умеющего мыслить,
понимающего идеологию математического моделирования реальных процессов,
владеющего математическим языком не как языком общения, а как языком, организующим деятельность,
умеющего самостоятельно добывать информацию и пользоваться ею на практике,
владеющего литературной речью и умеющего в случае необходимости построить ее по законам математической речи.
Рабочая программа по математике для обучения учащихся на базовом уровне составлена на основе материалов брошюр «Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы./ авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.-М.: Мнемозина, 2011.- 63с.» и «Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/[составитель Т.А.Бурмистрова].- М.: Просвещение, 2011.-96с.»
Тематическое планирование представлено в материалах и сделано в соответствии с учебниками «Алгебра-9» (учебник и задачник Мордковича А.Г.) и «Геометрия 7-9» (Атанасян Л.С.).
Рабочая программа имеет следующую структуру:
Пояснительная записка
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс. В 9 классе - 5 ч в неделю, всего 170 ч. Причем на уроки алгебры отводятся 102ч (3ч в неделю), на уроки геометрии- 68 часов (2 часа в неделю).
Цели обучения математике:
формирование представлений об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Основная задача обучения математике в школе - прочное и осознанное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
Расхождения содержания данной программы с примерной программой курса. Для организации повторения материала математики за курс 7- 8 классов 5ч использованы из часов итогового повторения материала. В итоге, на повторение материала курса математики – 21час.
В работе используются следующие методы и приемы обучения учащихся на уроках математики: практический, наглядный, словесный метод. Математическая речь развивается средствами оргдиалога.
Контроль знаний: в течение изучения алгебраического и геометрического материала будут проходить самостоятельные работы обучающего и контролирующего характера, контрольные работы в различных формах. Формой промежуточной аттестации является контрольная работа в тестовой форме, итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
выполнять устно арифметические действия
переходить от одной формы записи чисел к другой, проценты в виде дроби и дробь - в проценты, записывать большие и малые числа в стандартном виде
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать числа, находить в несложных ситуациях значения степеней с целым показателем
округлять целые числа и десятичные дроби
решать текстовые задачи , включая задачи, связанные с отношением величин
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, использовать определения, свойства, признаки;
изображать плоские геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи, осуществлять преобразования фигур;
вычислять значения геометрических величин ( длин, углов,площадей);
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними
приводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы
решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному, биссектрисы данного угла, серединного перпендикуляра к отрезку, прямой, параллельной данной, треугольника по трем сторонам
проговаривать алгоритмы решения линейных, квадратных уравнений и неравенств
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
при построениях геометрическими инструментами ( линейка, угольник, циркуль, транспортир)
для вычисления длин, площадей основных геометрических фигур с помощью формул ( используя при необходимости справочники и технические средства)
Содержание учебного предмета
Повторение курса 8 класса (5ч)
АЛГЕБРА
1. Рациональные неравенства и их системы (16ч).
Линейные и квадратные неравенства (повторение).Рациональное неравенство. Метод интервалов. Множества и операции над ними. Система неравенств. Решение системы неравенств.
2. Системы уравнений (15ч). Рациональное уравнение с двумя переменными, его решение и график. Уравнение окружности. Системы рациональных уравнений, основные методы их решения: графический, подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Понятие о равносильности систем уравнений. Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).
3. Числовые функции (25ч). Функция. Независимая переменная. Зависимая переменная. Область определения, область значений функции. Способы задания функции (аналитический, графический, табличный, словесный).
Свойства функций ( монотонность, ограниченность, выпуклость, наибольшее и наименьшее значения, непрерывность). Исследование функций у=С, у=│х│, у=кх + m, y=kx2, y=r/x, y=ax2 +bx + c.
Четные и нечетные функции. Алгоритм исследования функций на четность. Графики четной и нечетной функций.
Функции у=хп и у=х-п, у=√х (n - натуральное число), их свойства и графики. Функция у=
, ее свойства и график.
4. Прогрессии (16ч). Определение числовой последовательности и способы ее задания: аналитический, словесный, рекуррентный. Свойства числовых последовательностей.
Арифметическая и геометрическая прогрессии: определения, формулы n-ого члена, формулы суммы членов конечных прогрессий, характеристические свойства.
5. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности (12ч). Комбинированные задачи. Правило умножения Факториал. Перестановки. Группировка информации. Общий ряд данных. Кратность варианты измерения. Табличное представление информации. Частота варианты. Графическое представление информации. Статистика – дизайн информации. Числовые характеристики информации (размах, мода , среднее значение).
Вероятность. Событие. Классическая вероятностная схема. Противоположные события. Несовместные события.Простейшие вероятностные задачи. Элементарные данные и вероятности событий.
Обобщающее повторение (14ч)
ГЕОМЕТРИЯ
1. Векторы (8ч). Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от точки. Операции над векторами: сложение по правилам треугольника и параллелограмма, вычитание, умножение вектора на число, свойства операций над векторами. Применение векторов к решению задач.
2. Метод координат (10ч). Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах: длина вектора, расстояние между двумя точками, координаты середины отрезка. Уравнение окружности и прямой.
3.Соотношения между сторонами и углами треугольника (11ч). Синус, косинус, тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки. Теорема о площади треугольника. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов.
4.Длина окружности и площадь круга (12ч). Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. Площадь кругового сектора.
5.Движения (8ч). Отображения плоскости на себя. Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.
6.Начальные сведения из стереометрии (8ч). Многогранники. Тела вращения. Об аксиомах планиметрии. (2ч).
12.Повторение. Решение задач. (7ч)
Календарно-тематический план для 9 «Б» класса.
№ урока | Дата 9б класс | Тема урока | кол-во часов | Примечание |
по плану | по факту |
| | | | | |
1 | 1.09.16 | | Повторение курса 8 класса | 5 | |
2 | 2.09 | | Повторение курса 8 класса | | |
3 | 3.09 | | Повторение курса 8 класса | | |
4 | 5.09 | | Повторение курса 8 класса | | |
5 | 6.09 | | Вводная контрольная работа. | | |
6 | 7.09 | | Линейные и квадратные неравенства | 3 | |
7 | 9.09 | | Линейные и квадратные неравенства | | |
8 | 12.09 | | Линейные и квадратные неравенства. | | |
9 | 8.09 | | Понятие вектора. | 2 | |
10 | 13.09 | | Понятие вектора. | | |
11 | 14.09 | | Рациональные неравенства. Метод интервалов | 5 | |
12 | 16.09 | | Рациональные неравенства. Метод интервалов | | |
13 | 19.09 | | Рациональные неравенства. Метод интервалов | | |
14 | 15.09 | | Сложение и вычитание векторов. | 3 | |
15 | 20.09 | | Сложение и вычитание векторов. | | |
16 | 21.09 | | Рациональные неравенства. Метод интервалов | | |
17 | 23.09 | | Рациональные неравенства. Метод интервалов. С/Р | | |
18 | 26.09 | | Множества и операции над ними | 3 | |
19 | 22.09 | | Сложение и вычитание векторов. | | |
20 | 27.09 | | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. | 3 | |
21 | 28.09 | | Множества и операции над ними | | |
22 | 30.09 | | Множества и операции над ними | | |
23 | 3.10 | | Системы рациональных неравенств | 4 | |
24 | 29.09 | | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. | | |
25 | 4.10 | | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. | | |
26 | 5.10 | | Системы рациональных неравенств | | |
27 | 7.10 | | Системы рациональных неравенств | | |
28 | 10.10 | | Системы рациональных неравенств | | |
29 | 6.10 | | Координаты вектора. | 2 | |
30 | 11.10 | | Координаты вектора. | | |
31 | 12.10 | | Контрольная работа по теме «Рациональные неравенства и их системы». | 1 | |
32 | 14.10 | | Основные понятия | 4 | |
33 | 17.10 | | Основные понятия | | |
34 | 13.10 | | Простейшие задачи в координатах. | 2 | |
35 | 18.10 | | Простейшие задачи в координатах. | | |
36 | 19.10 | | Основные понятия | | |
37 | 21.10 | | Основные понятия | | |
38 | 24.10 | | Методы решения систем уравнений. | 5 | |
39 | 20.10 | | Уравнения окружности и прямой. | 3 | |
40 | 25.10 | | Уравнения окружности и прямой. | | |
41 | 26.10 | | Методы решения систем уравнений. | | |
42 | 7.11 | | Методы решения систем уравнений. | | |
43 | 8.11 | | Уравнения окружности и прямой. | | |
44 | 10.11 | | Решение задач. | 2 | |
45 | 9.11 | | Методы решения систем уравнений. | | |
46 | 11.11 | | Методы решения систем уравнений. | | |
47 | 14.11 | | Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций. | 5 | |
48 | 15.11 | | Решение задач | | |
49 | 17.11 | | Контрольная работа по теме «Векторы. Метод координат». | 1 | |
50 | 16.11 | | Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций. | | |
51 | 18.11 | | Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций. | | |
52 | 21.11 | | Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций. | | |
53 | 22.11 | | Синус, косинус, тангенс угла. | 3 | |
54 | 24.11 | | Синус, косинус, тангенс угла. | | |
55 | 23.11 | | Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций. | | |
56 | 25.11 | | Контрольная работа по теме «Системы уравнений». | | |
57 | 28.11 | | Определение числовой функции. Область определения. Область значений функции. | 4 | |
58 | 29.11 | | Синус, косинус, тангенс угла. | | |
59 | 01.12 | | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 4 | |
60 | 30.11 | | Определение числовой функции. Область определения. Область значений функции. | | |
61 | 2.12 | | Определение числовой функции. Область определения. Область значений функции. | | |
62 | 5.12 | | Определение числовой функции. Область определения. Область значений функции. | | |
63 | 6.12 | | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | | |
64 | 8.12 | | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | | |
65 | 7.12 | | Способы задания функции. | 2 | |
66 | 9.12 | | Способы задания функции. | | |
67 | 12.12 | | Свойства функций. | 4 | |
68 | 13.12 | | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | | |
69 | 15.12 | | Скалярное произведение векторов. | 2 | |
70 | 14.12 | | Свойства функций | | |
71 | 16.12 | | Свойства функций | | |
72 | 19.12 | | Свойства функций | | |
73 | 20.12 | | Скалярное произведение векторов. | | |
74 | 22.12 | | Решение задач | 1 | |
75 | 21.12 | | Четные и нечетные функции. | 3 | |
76 | 23.12 | | Четные и нечетные функции. | | |
77 | 26.12 | | Контрольная работа по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника.» | .1 | |
78 | 27.12 | | Правильные многоугольники. | 4 | |
79 | 28.12 | | Четные и нечетные функции. | | |
80 | 30.12 | | Контрольная работа №3 по теме «Числовые функции.» | 1 | |
81 | 29.12 | | Правильные многоугольники. | | |
82 | 10.01 | | Правильные многоугольники. | | |
83 | 09.01.17 | | Функции у=х n( nєN), их свойства и графики. | 4 | |
84 | 11.01 | | Функции у=х n( nєN), их свойства и графики. | | |
85 | 13.01 | | Функции у=х n( nєN), их свойства и графики. | | |
86 | 12.01 | | Правильные многоугольники. | | |
87 | 17.01 | | Длина окружности. площадь круга. | 4 | |
88 | 16.01 | | Функции у=х n( nєN), их свойства и графики. | | |
89 | 18.01 | | Функции у=х - n( nєN), их свойства и графики | 3 | |
90 | 20.01 | | Функции у=х - n( nєN), их свойства и графики | | |
91 | 24.01 | | Длина окружности. площадь круга. | | |
92 | 26.01 | | Длина окружности. площадь круга. | | |
93 | 23.01 | | Функции у=х - n( nєN), их свойства и графики | | |
94 | 27.01 | | Функция у= , ее свойства и график | 3 | |
95 | 30.01 | | Функция у= , ее свойства и график | | |
96 | 31.01 | | Длина окружности. площадь круга. | | |
97 | 02.02 | | Решение задач. | | |
98 | 01.02 | | Функция у= , ее свойства и график | 3 | |
99 | 3.02 | | Контрольная работа по теме «Числовые функции» | 1 | |
100 | 6.02 | | Числовые последовательности и способы их задания. | 4 | |
101 | 7.02 | | Решение задач. | | |
102 | 9.02 | | Решение задач. | | |
103 | 8.02 | | Числовые последовательности и способы их задания. | | |
104 | 10.02 | | Числовые последовательности и способы их задания. | | |
105 | 13.02 | | Числовые последовательности и способы их задания. | | |
106 | 14.02 | | Контрольная работа по теме «Длина окружности и площадь круга». | 1 | |
107 | 16.02 | | Понятие движения. | 5 | |
108 | 15.02 | | Арифметическая прогрессия | 3 | |
109 | 17.02 | | Арифметическая прогрессия | | |
110 | 20.02 | | Арифметическая прогрессия | | |
111 | 21.02 | | Понятие движения. | | |
112 | 28.02 | | Понятие движения. | | |
113 | 22.02 | | Арифметическая прогрессия | | |
114 | 27.02 | | Арифметическая прогрессия | | |
115 | 02.03 | | Параллельный перенос. Поворот. | 3 | |
116 | 7.03 | | Параллельный перенос. Поворот. | | |
117 | 01.03 | | Геометрическая прогрессия | 6 | |
118 | 3.03 | | Геометрическая прогрессия | | |
119 | 10.03 | | Геометрическая прогрессия | | |
120 | 9.03 | | Параллельный перенос. Поворот. | | |
121 | 14.03 | | Решение задач. | 1 | |
122 | 13.03 | | Геометрическая прогрессия | | |
123 | 15.03 | | Геометрическая прогрессия | | |
124 | 17.03 | | Геометрическая прогрессия | | |
125 | 16.03 | | Контрольная работа по теме «Движения». | 1 | |
126 | 21.03 | | Многогранники. | 4 | |
127 | 20.03 | | Контрольная работа по теме «Прогрессии» | 1 | |
128 | 22.03 | | Комбинаторные задачи. | 3 | |
129 | 31.03 | | Комбинаторные задачи. | | |
130 | 23.03 | | Многогранники. | | |
131 | 30.03 | | Многогранники | | |
132 | 3.04 | | Комбинаторные задачи. | | |
133 | 5.04 | | Статистика – дизайн информации | 3 | |
134 | 7.04 | | Статистика – дизайн информации | | |
135 | 4.04 | | Многогранники. | | |
136 | 6.04 | | Тела и поверхности вращения. | 4 | |
137 | 10.04 | | Статистика – дизайн информации | | |
138 | 12.04 | | Простейшие вероятностные задачи | 3 | |
139 | 14.04 | | Простейшие вероятностные задачи | | |
140 | 11.04 | | Тела и поверхности вращения. | | |
141 | 13.04 | | Тела и поверхности вращения. | | |
142 | 17.04 | | Простейшие вероятностные задачи | | |
143 | 19.04 | | Экспериментальные данные и вероятности событий | 2 | |
144 | 21.04 | | Экспериментальные данные и вероятности событий | 2 | |
145 | 18.04 | | Тела и поверхности вращения. | | |
146 | 20.04 | | Об аксиомах планиметрии. | 2 | |
147 | 24.04 | | Контрольная работа по теме «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности.» | 1 | |
148 | 26.04 | | Обобщающее повторение | 14 | |
149 | 28.04 | | Обобщающее повторение | | |
150 | 25.04 | | Об аксиомах планиметрии. | | |
151 | 27.04 | | Повторение. Решение задач. | 7 | |
152 | 2.05 | | Обобщающее повторение | | |
153 | 3.05 | | Обобщающее повторение | | |
154 | 4.05 | | Обобщающее повторение | | |
155 | 5.05 | | Повторение. Решение задач. | | |
156 | 8.05 | | Обобщающее повторение | | |
157 | 10.05 | | Обобщающее повторение | | |
158 | 11.05 | | Обобщающее повторение | | |
159 | 12.05 | | Повторение. Решение задач. | | |
160 | 15.05 | | Обобщающее повторение | | |
161 | 16.05 | | Обобщающее повторение | | |
162 | 17.05 | | Повторение. Решение задач. | | |
163 | 18.05 | | Обобщающее повторение | | |
164 | 19.05 | | Повторение. Решение задач. | | |
165 | 22.05 | | Обобщающее повторение | | |
166 | 23.05 | | Обобщающее повторение | | |
167 | 24.05 | | Повторение. Решение задач. | | |
168 | 25.05 | | Итоговая контрольная работа. | 1 | |
169 | 26.05 | | Повторение. Решение задач. | | |
170 | 26.05 | | Обобщающее повторение | | |