Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Менделеевского муниципального района РТ
«Принято»
педагогическим советом
протокол от 28.08.2017г . № 1
Введено приказом от 29.08.2016 г. №97-ОД
Директор школы___________ Степанов А.М.
Рабочая программа
по предмету литература
для 9Г класса (3 часа в неделю, 102часа год)
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Минигалеева Татьяна Александровна
«Согласовано»
Заместитель директора:
_______________________________ Павлова Г.Ф.
от 29.08.2017г.
«Рассмотрено и принято» на заседании МО, протокол от 29.08.2017г. № 1
Руководитель МО .
______________________________ Красильникова О.Н.
Менделеевск 2017г.
Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса
К окончанию курса 9 класса ученик должен знать:
- содержание текстов произведений устного народного творчества, древнерусской литературы, литературы 18-20 вв., подлежащих обязательному изучению;
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- знать образную природу словесного искусства;
- определять тему, идею, сюжет, художественные образы, характеризовать героев изученных произведений;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению;
- крупные и малые формы фольклора; иметь представление о летописи, былине, стихотворении, частушке, предании, поэме, думе, сонете, рассказе и других жанрах произведений;
- основные теоретико-литературные понятия (художественная литература как искусство слова, художественный образ, устное народное творчество, жанры фольклора, литературные роды и жанры, форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог), лирическое отступление, конфликт, образ автора, автор – повествователь, литературный герой, лирический герой, система образов, язык художественного произведения, изобразительно-выразительные средства в художественном произведении (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория), проза и поэзия, основы стихосложения (стихотворный размер, ритм, рифма, строфа), литературная критика);
- основные особенности композиции художественных произведений, двусложные и трехсложные размеры стиха, представление о строфе и рифме, способах рифмовки;
- понимать и формулировать авторскую позицию;
- различать крупные и малые формы фольклора; иметь представление о летописи, былине, стихотворении, частушке, предании, поэме, думе, сонете, рассказе и других жанрах произведений, изученных к 9 классу;
- основные правила классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма в драматическом произведении; различать классицистические и романтические произведения.
К окончанию курса 9 класса ученик должен уметь:
- прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;
- высказать собственное мнение, собственную точку зрения по обсуждаемой теме;
- различать жанры фольклора, виды текстов;
- выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении;
- группировать факты, события, качества, понятия;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- анализировать представленную ситуацию, характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное;
- выразительно читать прозаический и стихотворный тексты;
- составлять связный ответ по самостоятельно прочитанному к уроку внеклассного чтения произведению;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- находить связи (черты сходства и различия между произведениями разных авторов, сходных по тематике);
- анализировать произведения литературы с учетом особенностей художественного метода автора, преемственности литературных жанров и стилей;
- различать классицистические и романтические произведения;
- определять и формулировать актуальность произведения; определять роль композиции в понимании смысла стихотворного произведения;
- пользоваться важнейшими формами пересказа (краткий, подробный, от другого лица, художественный, близкий к тексту) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений;
- использовать диалог как при чтении, так и в процессе обсуждения прочитанного; свободно владеть монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений (в процессе беседы интервью, сообщений, докладов);
- отличать стихотворный текст от прозаического, используя сведения о стихосложении (ритм, стихотворные размеры…);
- выделять фантастическое и реальное, юмористическое, смешное и сатирическое в произведении; определять роль художественной детали в произведении;
- определять историческую основу художественного произведения;
- обобщать единичные события и факты, представленные в тексте; использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения;
- создавать творческие работы, связанные с анализом одного из эпизодов или рассказом об одном или двум героях (сравнивать);
- определять художественные приемы, использованные автором, основные проблемы и тематику изученных произведений, авторское отношение к изображаемому;
- соблюдать нормы русского литературного языка;
- владеть навыками конспектирования статьи, текста;
- составлять развернутый и краткий план к тексту, к произведению, к сочинению;
- работать с доступными справочными материалами;
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их при сопоставлении (например, при обращении к иллюстрациям, созданным к произведению);
- воспринимать образы литературных героев лучших художественных произведений как образец для подражания, как гимн неисчерпаемым возможностям человека;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
- ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Кол-во часов |
| Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. | 1 |
Древнерусская литература | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия. Проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение "Слова…" для русской литературы последующих веков. Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…». | 3 |
Русская литература XVIII века Русская литература XIX века | Литература 18 века (общий обзор). Гражданский пафос русского классицизма. М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество. Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ЕЁ Величества…». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Г.Р. Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии. «Забавный слог» поэта и его особенности. Н.А. Радищев. Жизненный подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Понятие о сентиментализме. «Путешествие из Петербурга в Москву». Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Особенности повествования. Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Сентиментализм. Новые черты русской литературы. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Нравственность и безнравственность в повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини». Внеклассное чтение. Тема подвига в современной литературе. | 10+ 54 |
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы 19-го века. Золотой век русской литературы. От классицизма к сентиментализму, к романтизму и реализму. В.А. Жуковский. Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского. «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. «Светлана». Особенности жанра баллады: сюжетность, фантастика, фольклорное начало. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Внеклассное чтение. Мой читательский выбор (любимые поэтические произведения 19 века). А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество. «Горе от ума». Обзор содержания. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Фамусовская Москва в комедии. Анализ 1 действия комедии. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Анализ 2 действия. «Можно ль против всех!» Мастерство драматурга в создании характеров Софьи, Чацкого. Загадка Софьи Фамусовой. «Мильон терзаний» Чацкого. Анализ 3 действия. «Не образумлюсь…виноват…» «Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Анализ 4 действия. Особенности композиции комедии «Горе от ума». Общечеловеческое звучание персонажей в комедии «Горе от ума» Меткий афористический язык комедии. Преодоление канонов классицизма. Тест по комедии «Горе от ума». И.А. Гончаров. Статья «Мильон терзаний» (фрагменты). Критика комедии. А.С.Пушкин. Слово о поэте. Тема дружбы в лирике Пушкина. «19 октября» (Роняет…). Одухотворенность, чистота, чувство любви. Любовная лирика А.С. Пушкина: «Я вас любил», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье…». Адресаты любовной лирики поэта. Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина «К Чаадаеву»,«К морю», «Анчар». Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Стихотворения «Пророк»,«Я памятник себе воздвиг…»,«Бесы». Раздумья о смысле жизни, о поэзии Обучение анализу лирического стихотворения. Внеклассное чтение. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров. Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет, онегинская строфа. Образы главных героев. Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Письмо Татьяны как выражение ее чувств, движения ее души. Татьяна и Онегин (в 8 главе). Исповедь Онегина. Проблема любви и счастья. Изображение Москвы и Петербурга. Образ автора в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. В.Г. Белинский«Сочинения Александра Пушкина». Статьи 8,9.Внеклассное чтение. Маленькие трагедии «Моцарт и Сальери». Развитие речи. Сочинение (классное) по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин. М. Ю. Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира. Лермонтов и Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Поэт», «Смерть поэта», «Нет, я не Байрон». Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувство одиночества в стихотворениях «И скучно и грустно», «Дума». Тема России и её своеобразие в стихотворениях «Родина», «Прощай, немытая Россия». Тема любви в лирике Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Молитва («В минуту жизни трудную…»), «Предсказание». «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия. Особенности композиции. Тест по содержанию романа.Главные и второстепенные герои. Печорин и горцы. Анализ повести «Бэла». Противоречивая сущность любви Печорина. Традиции и обычаи народов Кавказа. Печорин и Максим Максимович. Анализ повести «Максим Максимыч». Развитие речи. Анализ эпизода.Печорин в обществе честных контрабандистов. Анализ повести «Тамань». Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и «водяное общество». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» В.Г. Белинский.Художественные особенности романа. Жанр и композиция. «Фаталист» и её философско-композиционное значение. Развитие речи.Сочинение(классное). «Драма сильной личности» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя. Внеклассное чтение. «Петербургские повести». Семинарское занятие. «Мертвые души». История создания, особенности сюжета. Смысл названия. Особенности жанра и композиции. Система образов поэмы «Мёртвые души». Развитие речи (сравнительная характеристика литературных героев). Мёртвые и живые души. Обучение анализу эпизода. Образ города в поэме «Мёртвые души».Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. «Мёртвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мёртвые души». Развитие речи. Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя. А.Н.Островский. Слово о писателе. «Свои люди - сочтёмся». Особенности сюжета. Комедия «Свои люди – сочтёмся» - начало комедиям, афера в хозяйственных делах всегда кончается обманом. Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой. Роман «Юность». Формирование личности юного героя. Духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками. Ф.М.Достоевский.«Белые ночи». Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи. Черты его внутреннего мира. Содержание и смысл сентиментальности в понимании Достоевского. Роль истории Настеньки в повести Развитие понятия о повести. А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Истинные и ложные ценности героев.«Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Из поэзии 19 века. Ф.И.Тютчев. Стихотворения: «Умом Россию не понять», «Она сидела на полу…», «Цицерон», «Я встретил вас…»; А.А.Фет. Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «На заре ты её не буди», «Шёпот, робкое дыханье», «Я тебе ничего не скажу…»; А.К.Толстой. Стихотворения: «Средь шумного бала», «Колокольчики мои…»; Поэты пушкинской поры:К.Н.Батюшков. Стихотворения: «Мой гений». «Пробуждение», «Есть наслаждение…» Н.А.Некрасов. Стихотворение «Вчерашний день…». Тестовая работа «Русская литература 19 века». |
Русская литература ХХ века | Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений 20 века, о ведущих прозаиках России. И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи».История любви Надежды и Николая Алексеевича.Мастерство Бунина в рассказе «Тёмные аллеи. Истинные и ложные ценности героев рассказа. Лиризм повествования. Максим Горький. «Макар Чудра». Интерес писателя к романтическому герою, стремящемуся к обретению свободы. М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально – философская сатира на современное общество. Система образов. Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Приём гротеска. М.А.Шолохов.«Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. Широта типизации. Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик. Роль пейзажа. А.И.Солженицын.«Матрёнин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор. Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа – притчи. А.А. Блок. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в "страшном мире". Глубокое проникновенное чувство Родины. Стихотворения: «О, хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе», «Ветер принёс издалёка», «О, весна без конца и без краю…»,«В ресторане». «Ушла. Но гиацинты ждали…», и др. Контрольная работа по произведениям второй половины 19 – ого века и 20 –ого века (тестирование). С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Песнь о собаке», «Отговорила роща золотая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…». Тема любви. Народно-песенная основа произведений. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России – главная в есенинской поэзии.Развитие речи. Сочинение (домашнее). Анализ лирического произведения. В.В. Мяковский. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок), «Нате!», «Стихи о разнице вкусов». Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью…», «Семь холмов, как семь колоколов», «Стихи о Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Откуда такая нежность?», «Стихи к Блоку». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики. Традиции и новаторство Цветаевой. А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Стихи о поэте и поэзии. Особенности поэтики. «Мне голос был», «Молитва», «И упало каменное слово», «Не с теми я, кто бросил землю». Н.А.Заболоцкий. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Я не ищу гармонии…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц…», «Завещание». Философская глубина обобщений поэта. Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Красавица моя, вся стать…», «Во всём мне хочется дойти…», «Перемена», «Быть знаменитым некрасиво». Философская глубина и одухотворённая предметность поэзии. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. Внеклассное чтение. Отражение темы Великой Отечественной войны в произведения писателей ХХ века А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Нравственная позиция солдата. незаметный и высокий героизм . Стихотворения о Родине, о природе. «Урожай», «Весенние строчки». Песни и романсы на стихи поэтов 19 го и 20-го вв. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания. Внеклассное чтение .Тема любви в поэзии 19 и 20 веков. (Ф.И.Тютчев. «К.Б.»; А.А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А. С. Пушкин. «Певец»; А.К.Толстой. «Средь шумного бала…»; А.А.Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»; К.М. Симонов. «Жди меня». В.С. Высоцкий. «Песня о друге», «Охота на волков», «Я не люблю». | 22 |
Литература народов России | Г.Тукай. Цикл «О, эта любовь!»). | 1 |
Зарубежная литература | Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, ни надейся приязнь заслужить». Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина. Данте Алигьери.«Божественная комедия» (фрагменты). Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Множественность смыслов поэмы и её универсально – философский характер. Развитие речи. Устный отзыв на прочитанное произведение. Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Фауст» (обзор с чтением сцен).«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература. У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. Общечеловеческое значение героев Шекспира. «Вечные» темы, проблемы и образы. Сонеты Шекспира №66 и 130. «Измучась всем, я умереть хочу…», «Её глаза на звёзды не похожи…». Развитие речи. Обобщающий урок – отзыв о произведении зарубежной литературы. Урок-концерт. Романсы и песни на слова русских поэтов 19-20вв. А.К.Толстого, А.А. Дельвига, А.В.Кольцова, Б.Окуджавы, В.Высоцкого, Н.Рубцова и др. | 11 |
| Итого | 102 |
Календарно-тематическое планирование
УМК (В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, Литература, 9 класс, М.: Просвещение, 2012)
| Изучаемый раздел, тема учебного материала | Количество часов | Календарные сроки |
Планируемые сроки | Фактические сроки |
1. | Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. | 1 | 1.09 | |
2. | Древнерусская литература «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия. Проблема авторства. | 1 | 2.09 | |
3. | Художественные особенности произведения. Значение "Слова…" для русской литературы последующих веков. | 1 | 4.09 | |
4. | Развитие речи. Подготовка к домашнему (устному) сочинению по «Слову…» | 1 | 8 .09 | |
5. | Русская литература ХVIII века Литература 18 века (общий обзор). Гражданский пафос русского классицизма. | 1 | 9 .09 | |
6. | М.В. Ломоносов . Жизнь и творчество. Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. | 1 | 11.09 | |
7. | «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ЕЁ Величества…». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. | 1 | 15.09 | |
8. | Гавриил Романович Державин . Жизнь и творчество. «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего». | 1 | 16.09 | |
9. | «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии. «Забавный слог» поэта и его особенности. | 1 | 18.09 | |
10. | Жизненный подвиг А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Понятие о сентиментализме. | 1 | 22.09 | |
11. | «Путешествие из Петербурга в Москву». Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Особенности повествования. | 1 | 23.09 | |
12. | Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Сентиментализм. Новые черты русской литературы. | 1 | 25.09 | |
13. | Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Нравственность и безнравственность в повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини» | 1 | 29.09 | |
14. | Внеклассное чтение. Тема подвига в современной литературе. | 1 | 30.09 | |
15. | Русская литература 19 века Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы 19-го века. Золотой век русской литературы. От классицизма к сентиментализму, к романтизму и реализму | 1 | 2.10 | |
16. | Очерк жизни и творчества В.А. Жуковского . «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. | 1 | 6.10 | |
17. | «Светлана». Особенности жанра баллады: сюжетность, фантастика, фольклорное начало. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. | 1 | 7.10 | |
18. | Внеклассное чтение. Мой читательский выбор (любимые поэтические произведения 19 века). | 1 | 9.10 | |
19. | А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество. «Горе от ума». Обзор содержания. | 1 | 13.10 | |
20. | Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.Фамусовская Москва в комедии. Анализ 1 действия комедии. | 1 | 14.10 | |
21. | «Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Анализ 2 действия. «Можно ль против всех!» | 1 | 16.10 | |
22. | Мастерство драматурга в создании характеров Софьи, Чацкого. Загадка Софьи Фамусовой. «Мильон терзаний» Чацкого. Анализ 3 действия. | 1 | 20.10 | |
23. | «Не образумлюсь…виноват…» «Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Анализ 4 действия. | 1 | 21.10 | |
24. | Особенности композиции комедии «Горе от ума». Общечеловеческое звучание персонажей в комедии «Горе от ума» | 1 | 23.10 | |
25. | Меткий афористический язык комедии. Преодоление канонов классицизма. Тест по комедии «Горе от ума». Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | 27.10 | |
26. | Р.р.Анализ сочинений, работа над ошибками. И.А. Гончаров. Статья «Мильон терзаний» (фрагменты). Критика комедии. | 1 | 28.10 | |
27. | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Тема дружбы в лирике Пушкина. «19 октября» (Роняет…). | 1 | 6.11 | |
28. | Одухотворенность, чистота, чувство любви. Любовная лирика А.С. Пушкина «Я вас любил», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье…» Адресаты любовной лирики поэта | 1 | 10.11 | |
29. | Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина «К Чаадаеву» , «К морю», «Анчар». | 1 | 11.11 | |
30. | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Стихотворения «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…», «Бесы». Раздумья о смысле жизни, о поэзии Обучение анализу лирического стихотворения | 1 | 13.11 | |
31. | Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров. | 1 | 17.11 | |
32. | Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. | 1 | 18.11 | |
33. | Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет, онегинская строфа. | 1 | 20.11 | |
34. | Образы главных героев. Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга. | 1 | 24.11 | |
35. | Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Письмо Татьяны как выражение ее чувств, движения ее души. | 1 | 25.11 | |
36. | Татьяна и Онегин (в 8 главе). Исповедь Онегина. Проблема любви и счастья. Изображение Москвы и Петербурга | 1 | 27.11 | |
37. | Образ автора в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни В.Г. Белинский «Сочинения Александра Пушкина». Статьи 8,9. | 1 | 1.12 | |
38. | Внеклассное чтение. Маленькие трагедии «Моцарт и Сальери». | 1 | 2.12 | |
39. | Развитие речи. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин. | 1 | 4.12 | |
40. | Развитие речи. Написание сочинения по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | 8.12 | |
41. | Р.р. Анализ сочинений, работа над ошибками. М. Ю. Лермонтов Личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира. Лермонтов и Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Поэт», «Смерть поэта», «Нет, я не Байрон». | 1 | 9.12 | |
42. | Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувство одиночества «И скучно и грустно», «Дума» Тема России и её своеобразие «Родина», «Прощай, немытая Россия». | 1 | 11.12 | |
43. | Тема любви в лирике Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Молитва(«В минуту жизни трудную…»), «Предсказание». | 1 | 15.12 | |
44. | Герой нашего времени - первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия. Особенности композиции. Тест по содержанию романа. | 1 | 16.12 | |
45. | Главные и второстепенные герои. Печорин и горцы. Анализ повести «Бэла». Противоречивая сущность любви Печорина. Традиции и обычаи народов Кавказа. | 1 | 18.12 | |
46. | Печорин и Максим Максимович.Анализ повести «Максим Максимыч». Развитие речи. Анализ эпизода. | 1 | 22.12 | |
47. | Печорин в обществе честных контрабандистов. Анализ повести «Тамань». | 1 | 23.12 | |
48. | Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и «водяное общество». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» В.Г. Белинский. | 1 | 8.01 | |
49. | Художественные особенности романа. Жанр и композиция. «Фаталист» и её философско-композиционное значение | 1 | 12.01 | |
50. | Развитие речи. Подготовка к сочинению «Драма сильной личности»( по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») | 1 | 13.01 | |
51. | Развитие речи. Написание сочинения «Драма сильной личности»( по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») | 1 | 15.01 | |
52. | Р.р. Анализ сочинений, работа над ошибками. Н.В. Гоголь .Жизнь и творчество. Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя. | 1 | 19.01 | |
53. | Внеклассное чтение. "Петербургские повести". Семинарское занятие. | 1 | 20.01 | |
54. | "Мертвые души" История создания, особенности сюжета. Смысл названия. Особенности жанра и композиции. | 1 | 22.01 | |
55. | Система образов поэмы «Мёртвые души» . | 1 | 26.01 | |
56. | Развитие речи (сравнительная характеристика литературных героев). Мёртвые и живые души. | 1 | 27.01 | |
57 | Обучение анализу эпизода. Образ города в поэме «Мёртвые души». Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. | 1 | 29.01 | |
58. | «Мёртвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. | 1 | 2.02 | |
59. | Соединение комического и лирического начал в поэме «Мёртвые души». | 1 | 3.02 | |
60. | Развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству Н.В.Гоголя. | 1 | 5.02 | |
61. | Развитие речи. Написание сочинения по творчеству Н.В.Гоголя. | 1 | 9.02 | |
62. | Р.р. Анализ сочинений, работа над ошибками. А.Н. Островский .Слово о писателе. «Свои люди - сочтёмся». Особенности сюжета. Комедия «Свои люди – сочтёмся» - начало комедиям, афера в хозяйственных делах всегда кончается обманом. | 1 | 10.02 | |
63. | Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой. Роман «Юность». Формирование личности юного героя. Духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками. | 1 | 12.02 | |
64. | Ф.М. Достоевский «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира | 1 | 16.02 | |
65. | Содержание и смысл сентиментальности в понимании Достоевского. Роль истории Настеньки в повести. Развитие понятия о повести. | 1 | 17.02 | |
66. | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Истинные и ложные ценности героев. | 1 | 19.02 | |
67. | Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. | 1 | 23.02 | |
68. | Из поэзии 19 века Ф.И.Тютчев. Стихотворения: «Умом Россию не понять», «Она сидела на полу…», «Цицерон», «Я встретил вас…»; А.А.Фет. Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «На заре ты её не буди», «Шёпот, робкое дыханье», «Я тебе ничего не скажу…»; А.К.Толстой. Стихотворения: «Средь шумного бала», «Колокольчики мои…», К.Н.Батюшков. Стихотворения: «Мой гений». «Пробуждение», «Есть наслаждение…», Н.А.Некрасов. Стихотворение «Вчерашний день…»). | 1 | 24.02 | |
69. | Русская литература 20 века Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений 20 века, о ведущих прозаиках России | 1 | 26.02 | |
70. | И.А.Бунин . Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича | 1 | 2.03 | |
71. | Мастерство Бунина в рассказе «Тёмные аллеи. Истинные и ложные ценности героев рассказа. Лиризм повествования. | 1 | 3.03 | |
72. | Максим Горький. «Макар Чудра». Интерес писателя к романтическому герою, стремящемуся к обретению свободы. | 1 | 5.03 | |
73. | М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально – философская сатира на современное общество. Система образов. | 1 | 9.03 | |
74. | Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Приём гротеска. | 1 | 10.03 | |
75. | М.А. Шолохов.«Судьба человека» смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. Широта типизации | 1 | 12.03 | |
76. | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик. Роль пейзажа. | 1 | 16.03 | |
77. | А.И. Солженицын. «Матрёнин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. | 1 | 17.03 | |
78. | Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор. Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа - притчи | 1 | 19.03 | |
79. | А.А. Блок. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в "страшном мире". Глубокое проникновенное чувство Родины. Стихотворения: «О, хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе», «Ветер принёс издалёка», «О, весна без конца и без краю…»,«В ресторане». «Ушла. Но гиацинты ждали…», и др. | 1 | 23.03 | |
80. | Контрольная работа по произведениям второй половины 19 – ого века и 20 –ого века (тестирование). | 1 | 24.03 | |
81. | С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя род-ная…», «Песнь о собаке», «Отговорила роща золотая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…». Тема любви. Народно-песенная основа произведений. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России – главная в есенинской поэзии. | 1 | 6.04 | |
82. | Развитие речи. Подготовка к письменному анализу лирического произведения. | 1 | 7.04 | |
83. | Развитие речи. Письменный анализ лирического произведения. | 1 | 9.04 | |
84. | В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок), «Нате!», «Стихи о разнице вкусов». Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. | 1 | 13.04 | |
85. | М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью…», «Семь холмов, как семь колоколов», «Стихи о Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Откуда такая нежность?», «Стихи к Блоку».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики. Традиции и новаторство Цветаевой. | 1 | 14.04 | |
86. | А.А. Ахматова .Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Стихи о поэте и поэзии. Особенности поэтики «Мне голос был», «Молитва», «И упало каменное слово», «Не с теми я, кто бросил землю». | 1 | 16.04 | |
87. | Н.А. Заболоцкий. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Я не ищу гармонии…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц…», «Завещание». Философская глубина обобщений поэта. | 1 | 20.04 | |
88. | Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Красавица моя, вся стать…», «Во всём мне хочется дойти…», «Перемена», «Быть знаменитым некрасиво». Философская глубина и одухотворённая предметность поэзии. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. | 1 | 21.04 | |
89. | Внеклассное чтение. Отражение темы Великой Отечественной войны в произведения писателей ХХ века А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Нравственная позиция солдата. незаметный и высокий героизм .Стихотворения о Родине, о природе. «Урожай», «Весенние строчки». | 1 | 23.04 | |
90. | Песни и романсы на стихи поэтов 19 го и 20-го вв. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания. | 1 | 27.04 | |
91. | Внеклассное чтение. Тема любви в поэзии 19 и 20 веков.(Ф.Тютчев. «К.Б.»; А.А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Пушкин. «Певец»; Н.А. Некрасов. «Тройка»; А.К.Толстой. «Средь шумного бала…»; А.А.Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»; К.М. Симонов. «Жди меня», Русская поэзия второй половины 20 века В. Высоцкий. «Песня о друге», «Охота на волков», «Я не люблю». | 1 | 28.04 | |
92. | Литература народов России Г. Тукай. Цикл «О, эта любовь!»). | 1 | 30.04 | |
93. | Зарубежная литература Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, ни надейся приязнь заслужить». Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина. | 1 | 4.05 | |
94. | Данте Алигьери . «Божественная комедия» (фрагменты). Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. | 1 | 5.05 | |
95. | Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Фауст» (обзор с чтением сцен). | 1 | 7.05 | |
96. | «Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература. | 1 | 11.05 | |
97. | У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром. | 1 | 12.05 | |
98. | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.Общечеловеческое значение героев Шекспира. «Вечные» темы, проблемы и образы. | 1 | 14.05 | |
99. | Сонеты Шекспира№66 и 130 «Измучась всем, я умереть хочу…», «Её глаза на звёзды не похожи…». | 1 | 17.05 | |
100. | Развитие речи. Написание отзыва о произведении зарубежной литературы. | 1 | 18.05 | |
101. | Развитие речи. Написание отзыва о произведении зарубежной литературы. | 1 | 19.05 | |
102. | Урок-концерт. Романсы и песни на слова русских поэтов 19-20-- го веков А.К.Толстого, А.А.Дельвига, А.В.Кольцова, Б.Окуджавы, В.Высоцкого, Н.Рубцова и др. | 1 | 21.05 | |