СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 9 класса по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 9 класса по литературе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 9 класса по литературе»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Менделеевского муниципального района РТ

«Принято»

педагогическим советом

протокол от 28.08.2017г . № 1

Введено приказом от 29.08.2016 г. №97-ОД

Директор школы___________ Степанов А.М.

Рабочая программа

по предмету литература

для 9Г класса (3 часа в неделю, 102часа год)

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Минигалеева Татьяна Александровна



«Согласовано»

Заместитель директора:

_______________________________ Павлова Г.Ф.

от 29.08.2017г.



«Рассмотрено и принято» на заседании МО, протокол от 29.08.2017г. № 1

Руководитель МО .

______________________________ Красильникова О.Н.











Менделеевск 2017г.


Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса


К окончанию курса 9 класса ученик должен знать:

- содержание текстов произведений устного народного творчества, древнерусской литературы, литературы 18-20 вв., подлежащих обязательному изучению;

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

- историко-культурный контекст изучаемых произведений;

- знать образную природу словесного искусства;

- определять тему, идею, сюжет, художественные образы, характеризовать героев изученных произведений;

- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению;

- крупные и малые формы фольклора; иметь представление о летописи, былине, стихотворении, частушке, предании, поэме, думе, сонете, рассказе и других жанрах произведений;

- основные теоретико-литературные понятия (художественная литература как искусство слова, художественный образ, устное народное творчество, жанры фольклора, литературные роды и жанры, форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог), лирическое отступление, конфликт, образ автора, автор – повествователь, литературный герой, лирический герой, система образов, язык художественного произведения, изобразительно-выразительные средства в художественном произведении (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория), проза и поэзия, основы стихосложения (стихотворный размер, ритм, рифма, строфа), литературная критика);

- основные особенности композиции художественных произведений, двусложные и трехсложные размеры стиха, представление о строфе и рифме, способах рифмовки;

- понимать и формулировать авторскую позицию;

- различать крупные и малые формы фольклора; иметь представление о летописи, былине, стихотворении, частушке, предании, поэме, думе, сонете, рассказе и других жанрах произведений, изученных к 9 классу;

- основные правила классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма в драматическом произведении; различать классицистические и романтические произведения.


К окончанию курса 9 класса ученик должен уметь:

- прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;

- высказать собственное мнение, собственную точку зрения по обсуждаемой теме;

- различать жанры фольклора, виды текстов;

- выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении;

- группировать факты, события, качества, понятия;

- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

- анализировать представленную ситуацию, характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное;

- выразительно читать прозаический и стихотворный тексты;

- составлять связный ответ по самостоятельно прочитанному к уроку внеклассного чтения произведению;

- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

- находить связи (черты сходства и различия между произведениями разных авторов, сходных по тематике);

- анализировать произведения литературы с учетом особенностей художественного метода автора, преемственности литературных жанров и стилей;

- различать классицистические и романтические произведения;

- определять и формулировать актуальность произведения; определять роль композиции в понимании смысла стихотворного произведения;

- пользоваться важнейшими формами пересказа (краткий, подробный, от другого лица, художественный, близкий к тексту) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений;

- использовать диалог как при чтении, так и в процессе обсуждения прочитанного; свободно владеть монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений (в процессе беседы интервью, сообщений, докладов);

- отличать стихотворный текст от прозаического, используя сведения о стихосложении (ритм, стихотворные размеры…);

- выделять фантастическое и реальное, юмористическое, смешное и сатирическое в произведении; определять роль художественной детали в произведении;



- определять историческую основу художественного произведения;

- обобщать единичные события и факты, представленные в тексте; использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения;

- создавать творческие работы, связанные с анализом одного из эпизодов или рассказом об одном или двум героях (сравнивать);

- определять художественные приемы, использованные автором, основные проблемы и тематику изученных произведений, авторское отношение к изображаемому;

- соблюдать нормы русского литературного языка;

- владеть навыками конспектирования статьи, текста;

- составлять развернутый и краткий план к тексту, к произведению, к сочинению;

- работать с доступными справочными материалами;

- видеть связь между различными видами искусства и использовать их при сопоставлении (например, при обращении к иллюстрациям, созданным к произведению);

- воспринимать образы литературных героев лучших художественных произведений как образец для подражания, как гимн неисчерпаемым возможностям человека;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:


- создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

- ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.









Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Кол-во часов


Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы.

1

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия. Проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение "Слова…" для русской литературы последующих веков. Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…».

3

Русская литература XVIII века

Русская литература

XIX века


Литература 18 века (общий обзор). Гражданский пафос русского классицизма.

М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество. Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ЕЁ Величества…». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии. «Забавный слог» поэта и его особенности.

Н.А. Радищев. Жизненный подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Понятие о сентиментализме. «Путешествие из Петербурга в Москву». Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Особенности повествования.

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Сентиментализм. Новые черты русской литературы. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Нравственность и безнравственность в повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини».

Внеклассное чтение. Тема подвига в современной литературе.

10+ 54

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы 19-го века. Золотой век русской литературы. От классицизма к сентиментализму, к романтизму и реализму.

В.А. Жуковский. Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского. «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. «Светлана». Особенности жанра баллады: сюжетность, фантастика, фольклорное начало. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.

Внеклассное чтение. Мой читательский выбор (любимые поэтические произведения 19 века).

А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество. «Горе от ума». Обзор содержания. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Фамусовская Москва в комедии. Анализ 1 действия комедии. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Анализ 2 действия. «Можно ль против всех!» Мастерство драматурга в создании характеров Софьи, Чацкого. Загадка Софьи Фамусовой. «Мильон терзаний» Чацкого. Анализ 3 действия. «Не образумлюсь…виноват…» «Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Анализ 4 действия. Особенности композиции комедии «Горе от ума». Общечеловеческое звучание персонажей в комедии «Горе от ума»

Меткий афористический язык комедии. Преодоление канонов классицизма. Тест по комедии «Горе от ума». И.А. Гончаров. Статья «Мильон терзаний» (фрагменты). Критика комедии.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Тема дружбы в лирике Пушкина. «19 октября» (Роняет…).

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Любовная лирика А.С. Пушкина: «Я вас любил», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье…». Адресаты любовной лирики поэта. Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина «К Чаадаеву»,«К морю», «Анчар». Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Стихотворения «Пророк»,«Я памятник себе воздвиг…»,«Бесы». Раздумья о смысле жизни, о поэзии

Обучение анализу лирического стихотворения. Внеклассное чтение. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров.

Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет, онегинская строфа. Образы главных героев. Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Письмо Татьяны как выражение ее чувств, движения ее души. Татьяна и Онегин (в 8 главе). Исповедь Онегина. Проблема любви и счастья. Изображение Москвы и Петербурга. Образ автора в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. В.Г. Белинский«Сочинения Александра Пушкина». Статьи 8,9.Внеклассное чтение. Маленькие трагедии «Моцарт и Сальери». Развитие речи. Сочинение (классное) по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин.

М. Ю. Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира. Лермонтов и Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Поэт», «Смерть поэта», «Нет, я не Байрон». Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувство одиночества в стихотворениях «И скучно и грустно», «Дума». Тема России и её своеобразие в стихотворениях «Родина», «Прощай, немытая Россия». Тема любви в лирике Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Молитва («В минуту жизни трудную…»), «Предсказание».

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия. Особенности композиции. Тест по содержанию романа.Главные и второстепенные герои. Печорин и горцы. Анализ повести «Бэла». Противоречивая сущность любви Печорина. Традиции и обычаи народов Кавказа. Печорин и Максим Максимович. Анализ повести «Максим Максимыч». Развитие речи. Анализ эпизода.Печорин в обществе честных контрабандистов. Анализ повести «Тамань». Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и «водяное общество». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» В.Г. Белинский.Художественные особенности романа. Жанр и композиция. «Фаталист» и её философско-композиционное значение. Развитие речи.Сочинение(классное). «Драма сильной личности» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».


Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя.

Внеклассное чтение. «Петербургские повести». Семинарское занятие.

«Мертвые души». История создания, особенности сюжета. Смысл названия. Особенности жанра и композиции. Система образов поэмы «Мёртвые души». Развитие речи (сравнительная характеристика литературных героев). Мёртвые и живые души. Обучение анализу эпизода. Образ города в поэме «Мёртвые души».Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. «Мёртвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мёртвые души». Развитие речи. Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Свои люди - сочтёмся». Особенности сюжета. Комедия «Свои люди – сочтёмся» - начало комедиям, афера в хозяйственных делах всегда кончается обманом.

Внеклассное чтение.

Л.Н.Толстой. Роман «Юность». Формирование личности юного героя. Духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками.

Ф.М.Достоевский.«Белые ночи». Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи. Черты его внутреннего мира. Содержание и смысл сентиментальности в понимании Достоевского. Роль истории Настеньки в повести Развитие понятия о повести.

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Истинные и ложные ценности героев.«Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

Из поэзии 19 века.

Ф.И.Тютчев. Стихотворения: «Умом Россию не понять», «Она сидела на полу…», «Цицерон», «Я встретил вас…»;

А.А.Фет. Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «На заре ты её не буди», «Шёпот, робкое дыханье», «Я тебе ничего не скажу…»;

А.К.Толстой. Стихотворения: «Средь шумного бала», «Колокольчики мои…»;

Поэты пушкинской поры:К.Н.Батюшков. Стихотворения: «Мой гений». «Пробуждение», «Есть наслаждение…»

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Вчерашний день…». Тестовая работа «Русская литература 19 века».


Русская литература

ХХ века


Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений 20 века, о ведущих прозаиках России.

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи».История любви Надежды и Николая Алексеевича.Мастерство Бунина в рассказе «Тёмные аллеи. Истинные и ложные ценности героев рассказа. Лиризм повествования.

Максим Горький. «Макар Чудра». Интерес писателя к романтическому герою, стремящемуся к обретению свободы.

М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально – философская сатира на современное общество. Система образов. Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Приём гротеска.

М.А.Шолохов.«Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. Широта типизации. Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик. Роль пейзажа.

А.И.Солженицын.«Матрёнин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор. Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа – притчи.

А.А. Блок. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в "страшном мире". Глубокое проникновенное чувство Родины. Стихотворения: «О, хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе», «Ветер принёс издалёка», «О, весна без конца и без краю…»,«В ресторане». «Ушла. Но гиацинты ждали…», и др.

Контрольная работа по произведениям второй половины 19 – ого века и 20 –ого века (тестирование).

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Песнь о собаке», «Отговорила роща золотая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…». Тема любви. Народно-песенная основа произведений. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России – главная в есенинской поэзии.Развитие речи. Сочинение (домашнее). Анализ лирического произведения.

В.В. Мяковский. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок), «Нате!», «Стихи о разнице вкусов». Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью…», «Семь холмов, как семь колоколов», «Стихи о Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Откуда такая нежность?», «Стихи к Блоку». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики. Традиции и новаторство Цветаевой.

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Стихи о поэте и поэзии.

Особенности поэтики. «Мне голос был», «Молитва», «И упало каменное слово», «Не с теми я, кто бросил землю».

Н.А.Заболоцкий. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Я не ищу гармонии…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц…», «Завещание». Философская глубина обобщений поэта.

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Красавица моя, вся стать…», «Во всём мне хочется дойти…», «Перемена», «Быть знаменитым некрасиво». Философская глубина и одухотворённая предметность поэзии. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

Внеклассное чтение. Отражение темы Великой Отечественной войны в произведения писателей ХХ века

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Нравственная позиция солдата. незаметный и высокий героизм . Стихотворения о Родине, о природе. «Урожай», «Весенние строчки».

Песни и романсы на стихи поэтов 19 го и 20-го вв. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания.

Внеклассное чтение .Тема любви в поэзии 19 и 20 веков.

(Ф.И.Тютчев. «К.Б.»; А.А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»;

А. С. Пушкин. «Певец»; А.К.Толстой. «Средь шумного бала…»; А.А.Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»; К.М. Симонов. «Жди меня».

В.С. Высоцкий. «Песня о друге», «Охота на волков», «Я не люблю».



22

Литература народов России

Г.Тукай. Цикл «О, эта любовь!»).

1

Зарубежная литература

Античная лирика.

Гай Валерий Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, ни надейся приязнь заслужить».

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери.«Божественная комедия» (фрагменты). Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Множественность смыслов поэмы и её универсально – философский характер.

Развитие речи. Устный отзыв на прочитанное произведение.

Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Фауст» (обзор с чтением сцен).«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. Общечеловеческое значение героев Шекспира. «Вечные» темы, проблемы и образы.

Сонеты Шекспира №66 и 130. «Измучась всем, я умереть хочу…», «Её глаза на звёзды не похожи…».

Развитие речи. Обобщающий урок – отзыв о произведении зарубежной литературы.

Урок-концерт. Романсы и песни на слова русских поэтов 19-20вв. А.К.Толстого, А.А. Дельвига, А.В.Кольцова, Б.Окуджавы, В.Высоцкого, Н.Рубцова и др.

11


Итого

102







Календарно-тематическое планирование

УМК (В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, Литература, 9 класс, М.: Просвещение, 2012)



Изучаемый раздел, тема учебного материала



Количество часов

Календарные сроки

Планируемые сроки

Фактические сроки


1.

Введение.

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы.

1

1.09


2.

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия. Проблема авторства.

1

2.09


3.


Художественные особенности произведения. Значение "Слова…" для русской литературы последующих веков.

1


4.09


4.

Развитие речи. Подготовка к домашнему (устному) сочинению по «Слову…»

1

8 .09


5.

Русская литература ХVIII века

Литература 18 века (общий обзор). Гражданский пафос русского классицизма.

1

9 .09


6.

М.В. Ломоносов . Жизнь и творчество. Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

1

11.09


7.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ЕЁ Величества…». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

1

15.09


8.

Гавриил Романович Державин . Жизнь и творчество. «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего».


1

16.09


9.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии. «Забавный слог» поэта и его особенности.

1

18.09


10.


Жизненный подвиг А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Понятие о сентиментализме.

1

22.09


11.

«Путешествие из Петербурга в Москву». Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Особенности повествования.


1

23.09


12.


Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Сентиментализм. Новые черты русской литературы.


1

25.09


13.


Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Нравственность и безнравственность в повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини»

1

29.09


14.

Внеклассное чтение. Тема подвига в современной литературе.

1

30.09



15.


Русская литература 19 века

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы 19-го века. Золотой век русской литературы. От классицизма к сентиментализму, к романтизму и реализму

1

2.10


16.

Очерк жизни и творчества В.А. Жуковского . «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову.


1


6.10


17.

«Светлана». Особенности жанра баллады: сюжетность, фантастика, фольклорное начало. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.

1

7.10


18.

Внеклассное чтение. Мой читательский выбор (любимые поэтические произведения 19 века).

1

9.10


19.

А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество. «Горе от ума». Обзор содержания.

1

13.10


20.

Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.Фамусовская Москва в комедии. Анализ 1 действия комедии.

1

14.10


21.

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Анализ 2 действия. «Можно ль против всех!»

1

16.10


22.

Мастерство драматурга в создании характеров Софьи, Чацкого. Загадка Софьи Фамусовой. «Мильон терзаний» Чацкого. Анализ 3 действия.

1

20.10


23.

«Не образумлюсь…виноват…» «Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Анализ 4 действия.

1

21.10


24.

Особенности композиции комедии «Горе от ума». Общечеловеческое звучание персонажей в комедии «Горе от ума»

1


23.10


25.

Меткий афористический язык комедии. Преодоление канонов классицизма. Тест по комедии «Горе от ума». Подготовка к домашнему сочинению.

1

27.10


26.

Р.р.Анализ сочинений, работа над ошибками.

И.А. Гончаров. Статья «Мильон терзаний» (фрагменты). Критика комедии.

1

28.10


27.

А.С.Пушкин.

Слово о поэте. Тема дружбы в лирике Пушкина. «19 октября» (Роняет…).



1



6.11


28.

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Любовная лирика А.С. Пушкина «Я вас любил», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье…» Адресаты любовной лирики поэта

1


10.11


29.

Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина «К Чаадаеву» , «К морю», «Анчар».

1

11.11


30.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Стихотворения «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…», «Бесы». Раздумья о смысле жизни, о поэзии

Обучение анализу лирического стихотворения

1

13.11


31.

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров.


1

17.11


32.

Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа.

1

18.11


33.

Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет, онегинская строфа.

1

20.11


34.

Образы главных героев. Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга.

1

24.11


35.

Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Письмо Татьяны как выражение ее чувств, движения ее души.

1

25.11


36.

Татьяна и Онегин (в 8 главе). Исповедь Онегина. Проблема любви и счастья. Изображение Москвы и Петербурга

1

27.11


37.

Образ автора в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни В.Г. Белинский «Сочинения Александра Пушкина». Статьи 8,9.

1

1.12


38.

Внеклассное чтение. Маленькие трагедии «Моцарт и Сальери».

1

2.12


39.


Развитие речи. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин.

1

4.12




40.

Развитие речи. Написание сочинения по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1

8.12


41.

Р.р. Анализ сочинений, работа над ошибками.

М. Ю. Лермонтов

Личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира. Лермонтов и Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Поэт», «Смерть поэта», «Нет, я не Байрон».

1

9.12


42.

Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувство одиночества «И скучно и грустно», «Дума»

Тема России и её своеобразие «Родина», «Прощай, немытая Россия».

1

11.12


43.

Тема любви в лирике Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Молитва(«В минуту жизни трудную…»), «Предсказание».


1


15.12


44.

Герой нашего времени - первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия. Особенности композиции. Тест по содержанию романа.

1

16.12


45.

Главные и второстепенные герои. Печорин и горцы. Анализ повести «Бэла». Противоречивая сущность любви Печорина. Традиции и обычаи народов Кавказа.

1

18.12


46.

Печорин и Максим Максимович.Анализ повести «Максим Максимыч». Развитие речи. Анализ эпизода.

1


22.12


47.

Печорин в обществе честных контрабандистов. Анализ повести «Тамань».


1

23.12


48.

Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и «водяное общество». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» В.Г. Белинский.

1

8.01


49.

Художественные особенности романа. Жанр и композиция. «Фаталист» и её философско-композиционное значение

1

12.01


50.

Развитие речи. Подготовка к сочинению «Драма сильной личности»( по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

1


13.01


51.

Развитие речи. Написание сочинения «Драма сильной личности»( по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

1

15.01


52.

Р.р. Анализ сочинений, работа над ошибками.

Н.В. Гоголь .Жизнь и творчество. Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя.

1

19.01


53.

Внеклассное чтение. "Петербургские повести". Семинарское занятие.

1

20.01


54.

"Мертвые души" История создания, особенности сюжета. Смысл названия. Особенности жанра и композиции.

1

22.01


55.

Система образов поэмы «Мёртвые души» .

1

26.01


56.

Развитие речи (сравнительная характеристика литературных героев). Мёртвые и живые души.

1

27.01


57

Обучение анализу эпизода. Образ города в поэме «Мёртвые души».

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

1

29.01


58.

«Мёртвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора.

1

2.02


59.

Соединение комического и лирического начал в поэме «Мёртвые души».

1

3.02


60.

Развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству Н.В.Гоголя.

1

5.02


61.

Развитие речи. Написание сочинения по творчеству Н.В.Гоголя.

1

9.02


62.

Р.р. Анализ сочинений, работа над ошибками.

А.Н. Островский .Слово о писателе. «Свои люди - сочтёмся». Особенности сюжета. Комедия «Свои люди – сочтёмся» - начало комедиям, афера в хозяйственных делах всегда кончается обманом.

1

10.02


63.

Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой. Роман «Юность». Формирование личности юного героя. Духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками.

1

12.02


64.

Ф.М. Достоевский «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира

1

16.02


65.

Содержание и смысл сентиментальности в понимании Достоевского. Роль истории Настеньки в повести. Развитие понятия о повести.

1

17.02


66.

А.П.Чехов.

Слово о писателе. Рассказ «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Истинные и ложные ценности героев.

1



19.02


67.

Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

1

23.02


68.

Из поэзии 19 века

Ф.И.Тютчев. Стихотворения: «Умом Россию не понять», «Она сидела на полу…», «Цицерон», «Я встретил вас…»; А.А.Фет. Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «На заре ты её не буди», «Шёпот, робкое дыханье», «Я тебе ничего не скажу…»; А.К.Толстой. Стихотворения: «Средь шумного бала», «Колокольчики мои…», К.Н.Батюшков. Стихотворения: «Мой гений». «Пробуждение», «Есть наслаждение…», Н.А.Некрасов. Стихотворение «Вчерашний день…»).

1

24.02


69.

Русская литература 20 века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений 20 века, о ведущих прозаиках России

1



26.02


70.

И.А.Бунин . Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича

1

2.03


71.

Мастерство Бунина в рассказе «Тёмные аллеи. Истинные и ложные ценности героев рассказа. Лиризм повествования.

1


3.03


72.

Максим Горький. «Макар Чудра». Интерес писателя к романтическому герою, стремящемуся к обретению свободы.

1

5.03


73.

М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально – философская сатира на современное общество. Система образов.

1

9.03


74.

Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Приём гротеска.

1

10.03


75.

М.А. Шолохов.«Судьба человека» смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. Широта типизации

1


12.03


76.

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик. Роль пейзажа.

1

16.03


77.

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

1

17.03


78.

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор. Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа - притчи



1




19.03


79.

А.А. Блок. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в "страшном мире". Глубокое проникновенное чувство Родины. Стихотворения: «О, хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе», «Ветер принёс издалёка», «О, весна без конца и без краю…»,«В ресторане». «Ушла. Но гиацинты ждали…», и др.

1

23.03


80.

Контрольная работа по произведениям второй половины 19 – ого века и 20 –ого века (тестирование).

1

24.03


81.

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя род-ная…», «Песнь о собаке», «Отговорила роща золотая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…». Тема любви. Народно-песенная основа произведений. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России – главная в есенинской поэзии.

1

6.04


82.

Развитие речи. Подготовка к письменному анализу лирического произведения.

1

7.04


83.

Развитие речи. Письменный анализ лирического произведения.

1

9.04


84.

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок), «Нате!», «Стихи о разнице вкусов». Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

1

13.04


85.

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью…», «Семь холмов, как семь колоколов», «Стихи о Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Откуда такая нежность?», «Стихи к Блоку».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики. Традиции и новаторство Цветаевой.

1

14.04


86.

А.А. Ахматова .Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Стихи о поэте и поэзии.

Особенности поэтики «Мне голос был», «Молитва», «И упало каменное слово», «Не с теми я, кто бросил землю».

1

16.04


87.

Н.А. Заболоцкий. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Я не ищу гармонии…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц…», «Завещание». Философская глубина обобщений поэта.

1


20.04


88.

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Красавица моя, вся стать…», «Во всём мне хочется дойти…», «Перемена», «Быть знаменитым некрасиво». Философская глубина и одухотворённая предметность поэзии. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

1

21.04


89.

Внеклассное чтение. Отражение темы Великой Отечественной войны в произведения писателей ХХ века

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Нравственная позиция солдата. незаметный и высокий героизм .Стихотворения о Родине, о природе. «Урожай», «Весенние строчки».

1

23.04


90.

Песни и романсы на стихи поэтов 19 го и 20-го вв. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания.

1

27.04


91.

Внеклассное чтение. Тема любви в поэзии 19 и 20 веков.(Ф.Тютчев. «К.Б.»; А.А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Пушкин. «Певец»; Н.А. Некрасов. «Тройка»; А.К.Толстой. «Средь шумного бала…»; А.А.Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»; К.М. Симонов. «Жди меня»,

Русская поэзия второй половины 20 века В. Высоцкий. «Песня о друге», «Охота на волков», «Я не люблю».

1

28.04


92.

Литература народов России Г. Тукай. Цикл «О, эта любовь!»).

1

30.04


93.

Зарубежная литература

Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, ни надейся приязнь заслужить». Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина.

1

4.05


94.

Данте Алигьери . «Божественная комедия» (фрагменты). Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения.

1

5.05


95.

Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Фауст» (обзор с чтением сцен).


1

7.05


96.

«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

1

11.05


97.

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира Одиночество Гамлета в его конфликте с

реальным миром.

1

12.05


98.

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.Общечеловеческое значение героев Шекспира. «Вечные» темы, проблемы и образы.

1

14.05


99.

Сонеты Шекспира№66 и 130 «Измучась всем, я умереть хочу…», «Её глаза на звёзды не похожи…».

1

17.05


100.

Развитие речи. Написание отзыва о произведении зарубежной литературы.

1

18.05


101.

Развитие речи. Написание отзыва о произведении зарубежной литературы.

1

19.05


102.

Урок-концерт. Романсы и песни на слова русских поэтов 19-20-- го веков

А.К.Толстого, А.А.Дельвига, А.В.Кольцова, Б.Окуджавы, В.Высоцкого, Н.Рубцова и др.

1

21.05