Пояснительная записка
к рабочей программе дополнительного образования
спортивной секции «Баскетбол»
Рабочая программа дополнительного образования спортивной секции «Баскетбол» составлена с учётом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 («Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993) на основании:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»
Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.07.2013);
Распоряжения правительства РФ от 07.08.2009г. № 1101-р.
«О стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020г.»;
Письма Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499 «О продукции мониторинга физического развития обучающихся»;
Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010)/
Настоящая рабочая программа направлена на развитие склонностей, интересов и способностей ребёнка к социальному и профессиональному самоопределению. Программа элективного курса по физической культуре “Баскетбол” разработана для учащихся 7 класса с учётом физического развития учащихся, возможностей спортивной базы и рассчитана на 68 часов в год 1 раз в неделю.
Место и роль физкультуры и спорта в воспитании школьников
Физкультурно-спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации школьников. Спорт, в частности на уроках в школе и во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создаёт возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в школьной среде. Спортивные упражнения, подвижные игры с мячом играют особую роль во всестороннем физическом развитии школьников. В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их школьники упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у учащихся умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. Занятия с мячом, при соответствующей организации их проведения, благоприятно влияют на работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и диаметра развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. При ловле и бросании мяча ребёнок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
Место программы в учебно-воспитательном процессе:
Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол». Программа позволяет последовательно решать задачи подготовки юных баскетболистов, формирования у учащихся целостного представления о баскетболе, о физической культуре, возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное-воспитывать личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.Рабочая программа создана на основе курса обучения игре в баскетбол, который является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Кроме того, баскетбол является одним из ведущих видов спорта в организации внеурочной работы в общеобразовательном учреждении.
Цель программы:
Создание условий для удовлетворения потребности ребёнка в двигательной активности через занятия баскетболом, формирование и систематизация профессиональных теоретических знаний и практических умений и навыков.
В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:
мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
обучение способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности;
помощь в осуществлении самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивно-оздоровительной направленности;
совершенствование функциональных возможностей организма;
формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».
В осуществлении цели и задач программа ориентирует на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.
Работа по программе «баскетбол» предполагает проведение игр, спортивных конкурсов и состязаний на площадках и в спортивном зале, используя разный спортивный инвентарь, мячи различного диаметра, кегли, фишки, ориентиры и др.
Наполняемость групп и режим учебно-тренировочной работы:
Рабочая программа по баскетболу предназначена для детей, имеющих медицинские показания, и рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в групповой форме, продолжительностью 2 часа один раз в неделю.
Формы организации занятий:
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:
Групповые учебно-тренировочные занятия;
Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
Восстановительные мероприятия;
Участие в матчевых встречах;
Участие в соревнованиях;
Зачеты, тестирования;
Конкурсы, викторины.
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической и определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2009) и комплексной программы физического воспитания учащихся I-XIклассов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение».М. 2011). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.
Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.
Содержательное обеспечение разделов программы.
Теоретическая подготовка.
1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.
2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
3. Физическая подготовка баскетболиста.
4. Техническая подготовка баскетболиста.
5. Тактическая подготовка баскетболиста.
6. Психологическая подготовка баскетболиста.
7. Соревновательная деятельность баскетболиста.
8. Организация и проведение соревнований по баскетболу.
9. Правила судейства соревнований по баскетболу.
10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
Физическая подготовка.
1. Общая физическая подготовка.
1.1. Общеразвивающие упражнения: с партнёром, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, скакалками), на снарядах.
1.2. Подвижные игры.
1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий.
1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
2. Специальная физическая подготовка.
2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Техническая подготовка.
1. Упражнения без мяча.
1.1. Прыжок вверх-вперёд толчком одной и приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: разной скоростью;в одном и в разных направлениях.
1.3. Передвижение правым – левым боком.
1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.
1.5. Остановка прыжком после ускорения.
1.6. Остановка в один шаг после ускорения.
1.7. Остановка в два шага после ускорения.
1.8. Повороты на месте.
1.9. Повороты в движении.
1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.
1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча.
2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.
2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.
2.3. Двумя руками от груди в движении.
2.4. Передача одной рукой от плеча.
2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.
2.6. То же после ведения мяча.
2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.
2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.
2.9. Передача одной рукой снизу от пола.
2.10. То же в движении.
2.11. Ловля мяча после отскока.
2.12. Ловля высоко летящего мяча.
2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
2.14. Ловля катящегося мяча в движении.
3. Ведение мяча.
3.1. На месте.
3.2. В движении шагом.
3.3. В движении бегом.
3.4. То же с изменением направления и скорости.
3.5. То же с изменением высоты отскока.
3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.
3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.
3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4. Броски мяча.
4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.
4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
4.9. В прыжке одной рукой с места.
4.10. Штрафной.
4.11. Двумя руками снизу в движении.
4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
4.13. В прыжке со средней дистанции.
4.14. В прыжке с дальней дистанции.
4.15. Вырывание мяча.
4.16. Выбивание мяча
Тактическая подготовка.
1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.
2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.
3. Перехват мяча.
4. Борьба за мяч после отскока от щита.
5. Быстрый прорыв.
6. Командные действия в защите.
7. Командные действия в нападении.
8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Ожидаемый результат:
Реализация данной программы будет способствовать повышению физиологической активности систем организма, содействию оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности, более успешной адаптации ребёнка к школе, повышению интереса к занятиям физической культурой, увеличению числа учащихся стремящихся вести здоровый образ жизни.
Техническая подготовка:
Занимающийся в секции должен:
Овладеть всеми известными современному баскетболу приёмами игры и уметь осуществлять их в разных условиях.
Уметь сочетать приёмы друг с другом в любой последовательности вразнообразных условиях перемещения. Разнообразить действия, сочетая различные приёмы.
Овладеть комплексом приёмов, которыми в игре приходится пользоваться чаще, а выполнять их с наибольшим эффектом; острая комбинационная игра требует максимального использования индивидуальных способностей и особенностей.
Постоянно совершенствовать приёмы, улучшая общую согласованность их
выполнения.
Тактическая подготовка:
Для занимающегося в секции должно быть характерно:
Быстрота сложных реакций, внимательность, ориентировка, сообразительность,
творческая инициатива.
основные системы командных действий в нападении и защите.
изученный тактический материал, учитывая собственные силы, возможности,
внешние условия и особенности сопротивления противника.
командных действий на другие.
Методическое обеспечение и литература.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В.И. Лях, Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2011.
Примерная федеральная программа (Матвеев А.П., 2009).
Баскетбол: Учебник для вузов физ. культуры / Под общ.ред. Ю. М.Портнова. - М., 1997.
Вари Л. 1000 упражнений игры в баскетбол: Пер, с французского, / Под редакцией Л. Ю. Поплавского. - Киев, 1997,
Гомельский А. Я. Баскетбол. Секреты мастера - И,1997.
Костикова Л, В. Баскетбол. Азбука спорта. - М. 2002.
Чернова К. А. Подвижные игры в системе подготовки баскетболистов: Методические рекомендации для тренеров ДЮСШ по баскетболу. - М., 2001.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Месяц | Содержание занятий | Количество часов | Дата |
1. | Сентябрь | Правила ТБ по баскетболу при проведении занятий, общие понятия об игре. Стойка игрока: передвижения в защитной стойке. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. | 2часа | 7.09. |
2. | Сентябрь | Техника передвижения приставными шагами. Переход с передвижением правым боком на передвижение левым боком. Остановки. Индивидуальные действия с мячом и без мяча.Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. | 2 часа | 14.09. |
3. | Сентябрь | Совершенствование техники передвижений. Действие без мяча. Переход с передвижением правым боком на передвижение левым боком. Специальная физическая подготовка. Учебная игра в одну корзину. Развитие координационных способностей. | 2 часа | 21.09. |
4. | Сентябрь | Способы ловли мяча. Передачи мяча и ловля двумя руками на месте и в движении в парах. Передачи мяча двумя руками с остановкой от пола и двумя руками сверху. Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полёта мяча. | 2 часа | 28.09. |
5. | Октябрь | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника. Игровые задания с передачами, ловлей и ведением мяча. | 2 часа | 05.10. |
6. | Октябрь | Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления. Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Отработка техники в учебной игре в баскетбол. | 2 часа | 12.10. |
7. | Октябрь | Совершенствование техники ловли и передачи мяча. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Учебно-тренировочная игра. | 2 часа | 19.10. |
8. | Октябрь | Ведение мяча с изменением направления движения и скорости. Ведение мяча правой и левой рукой поочерёднос высоким и низким отскоком, стоя на месте и в движении. Игра по упрощённым правилам. | 2 часа | 26.10. |
9. | Ноябрь | Эстафеты с ведением мяча и передачами. Ведения мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой с изменением направления движения и скорости с пассивным сопротивлением защитника. | 2 часа | 09.11. |
10. | Ноябрь | Совершенствование техники ведения мяча. Ведение мяча ведущей и не ведущей рукой с изменением направления движения и скорости с пассивным сопротивлением защитника. Учебная игра в мини-баскетбол. | 2 часа | 16.11. |
11. | Ноябрь | Техника броска в кольцо двумя руками от груди. Броски одной и двумя руками с места и в движении. Бросок мяча над головой. Бросок двумя руками снизу. Игра по упрощённым правилам. | 2 часа | 23.11. |
12. | Ноябрь | Броски мяча в корзину с трёх секундной зоны. Штрафной бросок.Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления. Применение разученных приёмов в условиях учебной игры. | 2 часа | 30.11. |
13. | Декабрь | Броски мяча в корзину со средней и дальней дистанции. Штрафной бросок. Закрепление техники борьбы за мяч, отскочившего от щита. Учебная игра. | 2 часа | 07.12. |
14. | Декабрь | Броски мяча в корзину с двух шагов правой и левой рукой. Бросок одной рукой от плеча с прыжком. Развитие выносливости и координации. Учебная игра. | 2 часа | 14.12. |
15. | Декабрь | Совершенствование техники бросков. Контрольный норматив – бросок мяча в движении. Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Учебная игра. | 2 часа | 21.12. |
16. | Декабрь | Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. Учебная игра. | 2 часа | 28.12. |
17. | Январь | Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита. Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва. Учебная игра. | 2 часа | 18.01. |
18. | Январь | Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приёмов в усложненных условиях. Учебная игра. | 2 часа | 25.01. |
19. | Февраль | Многократное выполнение технических приёмов и тактических действий. Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. | 2 часа | 01.02. |
20. | Февраль | Физическая подготовка спортсмена. ОФП. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. Многократное выполнение технических приёмов и тактических действий. Учебная игра. | 2 часа | 08.02. |
21. | Февраль | Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий. Учебная игра. | 2 часа | 15.02. |
22. | Февраль | Вырывание, выбивание мяча и передача мяча одной рукой вперёд и назад. Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов. Учебная игра. | 2 часа | 22.02. |
23. | Март | Закрепление тактических навыков в нападении с участием трёх игроков. Специальные упражнения и комбинации. Упражнения на развитие выносливости. Применение тактических навыков в учебной игре. | 2 часа | 01.03. |
24. | Март | Тактика защиты. Командные действия в нападении. Выбор способа ловли мяча в зависимости от направления и силы полёта мяча. Учебно-тренировочная игра. | 2 часа | 07.03. |
25. | Март | Многократное выполнение технических приёмов и тактических действий. Действия одного защитника против двух нападающих. Учебно-тренировочная игра. | 2 часа | 15.03. |
26. | Март | Эстафета с броском баскетбольного мяча в корзину. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Применение разученных приёмов в условиях учебной игры. | 2 часа | 22.03. |
27. | Апрель | Бег с изменением скорости, с внезапными остановками. Остановки прыжком, шагом и прыжком после бега и ведения мяча. Упражнения общей физической подготовки. Учебно-тренировочная игра в баскетбол. | 2 часа | 05.04. |
28. | Апрель | Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 2 часа | 12.04. |
29. | Апрель | Игры, развивающие физические способности.Упражнения с предметами на развитие координации движений.Развитие координационных способностей. | 2 часа | 19.04. |
30. | Апрель | Совершенствование техники броска мяча изученными способами. Эстафеты с использованием передач, ловли, ведения мяча и броска в кольцо. Учебная игра. | 2 часа | 26.04. |
31. | Май | Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Передвижения в защитной стойке назад, вперёд и в сторону. Техника овладения мячом. Учебная игра. | 2 часа | 03.05. |
32. | Май | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Многократное выполнение технических приёмов и тактических действий. Учебная игра. | 2 часа | 10.05. |
33. | Май | Применение индивидуальных тактических навыков в игре в баскетбол. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Учебно-тренировочная игра. | 2 часа | 17.05. |
34. | Май | Применение изученных приёмов в игре баскетбол. Эстафеты на быстроту и ловкость. Учебная игра в баскетбол. Участие в судейской игре. | 2 часа | 24.05. |