Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Скнаровская основная общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена на заседании МО Протокол № ___ от «____»____________2014 г. | «Согласовано» На метод совете протокол№______ Зам. директора по УВР ________ Чухлебова Е.А. «____»____________2014 г. | «Утверждаю» Директор школы_____________ Шпак Н.Г.. Приказ № ___ от «___»_______ 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Текстовые задачи: сложности и пути их решения»
Разработана
учителем математики
Постниковой Н.В.
I квалификационная категория
2015-2016уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Текстовые задачи: сложности и пути их решения» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по математике, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.08.2011 г. № 920-мр .
Учебный план МКОУ Скнаровской ООШ.
6. Примерная (авторская) программа (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по математике.
В основу рабочей программы элективного курса по алгебре для 9 класса положена программа, разработанная Г.И.Григорьевой «Элективный курс. Текстовые задачи :сложности и пути их решения».Алгебра.9 класс. .Г.И.Григорьева. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2007 .
Цели обучения:
а) решение задач на движение;
б) решение задач на совместную работу;
в) решение задач на проценты;
г) решение задач на сплавы.
Создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся;
Помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.
Задачи курса:
Научить учащихся определять тип текстовой задачи;
Научить учащихся решать текстовую задачу , используя разные способы;
Учить применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Рабочая программа элективного курса составлена на основе программы элективного курса «Текстовые задачи: сложности и пути их решения». Алгебра.9 класс./ Сост. Г.И. Григорьева.- Волгоград: ИТД «Корифей».- 2007 год.
В рабочую программу включены 7 тем. В связи с количеством часов по учебному плану школы(1 час в неделю или 34 часа в год) добавлены часы практикума по решению задач, что не влияет на логику содержания курса.Занятия данного элективного курса по 1 часу в неделю, всего 34 часа в год.
Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач и не умеют за их часто нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого традиционного раздела элементарной математики.
Данный курс дополняет базовую программу, не нарушая ее целостности, и предназначен для того, чтобы помочь учащимся научиться решать школьные и математические задачи.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала учащимися.На всех экзаменах, особенно в школе, в том числе и за курс 9,11 классов довольно часто встречаются случаи, когда ученик показывает, казалось бы, хорошие знания в области теории, знает все требуемые определения и теоремы, но запутывается при решении весьма несложной задачи.
Одной из причин является то, что одни ученики вникают в процесс решения задач, стараются понять, в чем состоят приемы и методы решения задач. Другие же, к сожалению, не задумываются над этим. Эти учащиеся не анализируют в должной степени решаемые задачи и не выделяют из решения общие приемы и способы.
Научить решать текстовые задачи – значит, научить такому подходу к задаче, при котором она выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения.
Решение текстовых задач способствует, с одной стороны, закреплению на практике приобретенных умений и навыков, с другой стороны, развитию логического мышления учащихся.
Наблюдается активизация работы их мыслительной деятельности.
У учащихся так же развивается активность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, смекалка, развивается абстрактное мышление, умение применять теорию к решению конкретных задач.
Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения курса:
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных
Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся в школе, поэтому представленный элективный курс «Текстовые задачи» рекомендуется вводить с 9-ого класса.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ КУРСА
Учащиеся должны знать:
Виды текстовых задач:
Особенности движения тел по течению и против течения;
Формулу зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения.;
Формулу зависимости массы или объёма вещества в сплаве, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы ,объёма сплава , раствора («всего»);
Формулы процентов и сложных процентов.
Учащиеся должны уметь:
Содержание курса
Текстовые задачи и техника их решения . (1 час)
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертёж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.
Задачи на движение. (4 часа)
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии.
Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели.
Задачи на совместную работу.(4 ч)
Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели
Задачи на проценты (4 ч).
Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.
Задачи на сплавы и смеси(4ч)
Формулы зависимости массы или объема вещества в сплаве, смеси, растворе(«часть») от концентрации («доля») и массы или объема сплава, смеси, раствора(«всего»).Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы и ее значение для составления математической модели. Решение задачи с помощью графика.
Задачи на прогрессии(4ч)
Формулы общего члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий. Формулы арифметической и геометрической прогрессий, отражающие их характеристические свойства. Особенности выбора переменных и методики решения задач на прогрессии.
Форма контроля – проверка самостоятельно решенных задач. Представленный элективный курс содержит 7 тем.
Первая тема «Текстовые задачи и техника их решения» является обзорной по данному разделу математики.
По освоении данной темы учащиеся будут:
Знать:
Уметь:
Решать текстовые задачи методом составления уравнения, их систем;
Уметь составлять чертеж к задаче и применять его к составлению матеметической модели.
Остальные темы – «Задачи на движение», «Задачи на смеси и сплавы», «Задачи на работу», «Задачи на прогрессии»- закрепляют и дополняют знания учащихся, полученные на уроках.
Тема «Задачи на движение»:
По освоении данного раздела учащиеся будут:
Знать:
Особенности движения тел по течению и против течения;
О равномерном и равноускоренном движении тел по прямой,
Уметь:
Предусмотренный вид контроля включает промежуточный контроль и проводится в форме самостоятельной работы.
Тема «Задачи на смеси и сплавы»:
По освоении данного раздела учащиеся будут:
Знать:
Формулу зависимости массы или объёма вещества в сплаве,растворе («часть») от концентрации («доля») и массы ,объёма сплава , раствора («всего»);
Особенности выбора переменных и методики для решения задач на сплавы.
Уметь:
Предусмотренный вид контроля включает промежуточный контроль и проводится в форме самостоятельной работы.
Тема «Задачи на работу»:
По освоении данного раздела учащиеся будут:
Знать:
Уметь:
Предусмотренный вид контроля включает промежуточный контроль и проводится в форме самостоятельной работы.
Тема «Задачи на проценты» содержит задачи как школьного курса, так и задачи с экономическим содержанием, а так же разные задачи, выходящие за рамки школьной программы.
По освоении данного раздела учащиеся будут:
Знать:
Уметь:
Предусмотренный вид контроля включает промежуточный контроль и проводится в форме самостоятельной работы.
Тема «Задачи на прогрессии»:
По освоении данного раздела учащиеся будут:
Знать:
Формулы общего члена и суммы первых nчленов арифметической и геометрической прогрессии, формулы, отражающие их характеристические свойства;
Особенности выбора переменных и методики для решения задач на прогрессии.
Уметь:
Тема «Решение экзаменационных задач».
По освоении данной темы учащиеся будут:
Знать:
Уметь:
Применять полученные знания в решении жизненных задач;
Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики ее решения;
Решать текстовые задачи методом составления уравнения, их систем;
Составлять чертеж к задаче и применять его к составлению математической модели.
Таким образом, значительно совершенствуются навыки учащихся в решении текстовых задач.
Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах и качественно подготовиться к ЕГЭ. Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения, которые не рассматриваются в рамках школьной программы.
Календарно –тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | дата |
по плану | по факту |
1 | Текстовые задачи и техника их решения (1 час) | | | |
| Занятие 1. Введение в элективный курс | 1 | | |
2 | Задачи на движение (4 часа) | | | |
| Занятие 2. Теория. Входной тест | 1 | | |
| Занятие 3. Решение типовых задач на движение | 1 | | |
| Занятие 4-5. Практикум по решению задач. | 2 | | |
3 | Задачи на совместную работу(4 часа) | | | |
| Занятие 6. Теория. Входной тест | 1 | | |
| Занятие 7 Решение типовых задач на совместную работу | 1 | | |
| Занятие 8-9. Практикум по решению задач. | 2 | | |
4 | Задачи на проценты (4 часа) | | | |
| Занятие 10. Теория. Входной тест | 1 | | |
| Занятие 11 Решение типовых задач на проценты. | 1 | | |
| Занятие 12-13. Практикум по решению задач. | 2 | | |
5 | Задачи на сплавы и смеси (4 часа) | | | |
| Занятие 14. Теория. | 1 | | |
| Занятие 15. Входной тест. Решение типовых задач на сплавы и смеси. | 1 | | |
| Занятие 16-17. Практикум по решению задач. | 2 | | |
6 | Задачи на прогрессии(4часов) | | | |
| Занятие 18. Теория. | 1 | | |
| Занятие 19. Решение типовых задач на прогрессии. | 1 | | |
| Занятие 20-21. Практикум по решению задач. | 2 | | |
7 | Решение экзаменационных задач(13часов) | | | |
| Занятие 22.Турнир. Решение задач по всем темам курса. | 1 | | |
| Занятие 23.Решение экзаменационных задач. | 12 | | |
| ИТОГО | 34 часов | | |
Перечень учебно-методического обеспечения:
1.Г.И. Григорьева «Элективный курс. Текстовые задачи: сложности и пути их решения».// Волгоград: ИТД «Корифей».- 2007г.
2 . Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова и др. «Материалы ГИА. « Сборник заданий для подготовки к ГИА» - М.: «Просвещение» 2014-2015г.
3. С.С. Минаев, Т.В. Колесникова «Типовые тестовые задания ГИА» Москва «Экзамен» 2010-2012гг.
4. Под ред.Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова Математика. 9 –й класс. Подготовка к ГИА-2015:учебно –методическое пособие.-Ростов-на –Дону: «Легион»,2014
5.И.Г.Алексеев. Математика. Подготовка к ЕГЭ: Учебно- методическое пособие. – Саратов: Лицей, 2004.
6.Ш.А.Алимов. Учеб. Для 9 кл. общеобр. уч., 10-е изд. М.: Просвещение, 2004.
7..Н.Альхова. Внеклассная работа по математике, - Саратов: Лицей, 2003.
8.Г.П.Башарин. Элементы финансовой математики / Математика, 1996, 16.
9.Галицкий и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Учебное пособие для школ и классов с углубл. Изуч. Математики / 2-е изд.- М: Просвещение, 1994.
10.Л.О.Денищева. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ . Математика.- М: Интеллект- Центр, 2003.
10