СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Мой выбор " 9 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рабочей  программе элективного курса "Мой выбор" проводятся основные формы деятельности обучающихся, основные умения и навыки которые должны быть сформированы у обучающихся, а также содержание курса и календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Мой выбор " 9 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3







Расмотрено Согласовано Утверждаю

На ШМО Зам. Директора по УР Директор МОУ СОШ №3

________Потапчук Т.Н. ________Кустова Н.В. ________Пятакова Е.Н..

02.09.15г.








Рабочая программа

Элективного курса «Мой выбор»

9 класс












Учитель:

Пушкарев Дмитрий Борисович













Кыштым

2016 год


СОДЕРЖАНИЕ


1. Содержание 2 стр.


2. Пояснительная записка 3-5 стр.


3. Содержание курса 6-8 стр.


4. Календарно- тематическое планирование 9-12 стр.


5. Литература 13 стр.

























Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе:

  • - Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»


  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказы МОиН Челябинской обл.: № 01-571 от 05.05.2005г.; №02-0510 от 10.05.2006 г.; № 02-567 от 29.05.2007 г.; №04-387 от05.05.2008 г.; №01-269 от 06.05.2009 г.; № 04-997 от 16.06.2011г.; № 01/1839 от 30.05.2014 г.

  • Приказ Управления по делам образования Кыштымского городского округа №01-244 ОД от 24.06.2014 г. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Кыштымского городского округа на 2014-2015 учебный год»;

  • Примерная программа по географии. 6-9 кл. (стандарты второго поколения). – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010;

  • Методическое письмо МОиН Челябинской обл. «О преподавании учебного предмета «География» в ОУ Челябинской обл. в 2015 – 2016 уч. году»;


Учебный план МОУ СОШ №3 г.Кыштыма на 2015-2016 уч.год



На современном этапе от учащихся требуется четкое осознание своих целей, умение планировать, корректировать свои планы и сознательно претворять их в жизнь, поэтому в Концепции модернизации российского образования в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики заложено создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.

Данный курс знакомит школьников с общими основами выбора профиля обучения (информационными, психологическими, практическими). Знание этих основ обеспечивает учащимся принятие адекватного решения, как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.

Программа структурирована следующим образом: всего 34 часов по 1 часу в неделю в 9 классе.

Особенностью предлагаемой программы является межпредметная направленность, позволяющая учащимся на практике применять знания из различных областей. Программа не только информирует, но и дает на практике использовать методики самоорганизации, самопознания и самоконтроля.

В основе программы лежит программа элективного ориентационного курса Чистяковой С.Н. «Слагаемые профиля выбора обучения и траектории дальнейшего образования», поэтому можно воспользоваться учебным пособием для учащихся по данной программе.

Цель программы:

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 9-х классов образовательной школы в выборе индивидуального маршрута профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и возможностей.

Задачи:

  1. сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам школы;

  2. способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

  3. обеспечить школьников способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;

  4. способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю его дальнейшего обучения.

Формы деятельности:

  • самоанализ;

  • анализ научных и художественных источников, СМИ;

  • анализ практических примеров проблемных ситуаций;

  • групповые дискуссии;

  • индивидуальная работа;

  • индивидуальная и групповая проектная работа;

  • психотренинг;

  • психодиагностические процедуры;

  • ролевые и деловые игры;

  • эвристические задания.

В данной программе используются групповые и интерактивные методы обучения. Преимущества тренинговой формы проведения занятия заключаются в создании непринужденной атмосферы, стимуляции креативности и осознании личной ответственности за свой выбор.

Оценка достижений обучающихся: оценивание происходит по итогам групповой рефлексии, результатам психодиагностического исследования и анализу образовательного продукта; результаты заносятся в портфолио учащихся. В конце курса обучения каждый участник принимает решение о выборе профиля обучения и моделирует личную образовательную траекторию.

В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы:

  • знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности;

  • умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;

  • знания о психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном использовании различных средств;

  • представления о способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.

















Содержание программы


Введение (1 час)

Занятие направлено на знакомство учащихся с предлагаемой программой, личное и групповое целеполагание. Тренинг «Знакомство».

Модуль 1. «Что я знаю о себе?» (11 часов).

Тема 1. Я – человек и личность (1 час).

Личность. Индивид. Анализ собственной личности и выявление уровня развития собственного Я (телесного, социального, рефлексивного, духовного). Рефлексия – обращенность познания человека на самого себя.

Тема 2. Характер и темперамент (2 часа).

Врожденные особенности человека. Диагностика темперамента. Влияние темперамента на выбор профессии. Устойчивые особенности личности: черты характера.

Тема 3. Психические качества личности (2 часа).

Внимание, память, мышление, воображение. Интеллектуальные возможности человека.

Тема 4. Интересы и склонности (1 час).

Интерес и склонности как важные составляющие успеха в жизни. Диагностика собственных интересов.

Тема 5. Самооценка (1 час).

Понятие самооценки. Диагностика собственного уровня самооценки.

Тема 6. Мотивация личности (2 часа).

Жизненные и профессиональные ценности, цели, мотивы. Мотивация достижений.

Тема 7. Здоровье и профессиональный выбор (2 часа).

Понятие здоровья. Факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на состояние здоровья подростка. Группы здоровья. Влияние состояния здоровья на выбор профессии.

Модуль 2. «Сущность профессионального самоопределения» (5 часов).

Тема 8. Профессиональное самоопределение – что это? (2 час).

Культурно-исторические аспекты профессионального самоопределения.

Тема 9. Типы самоопределения человека (2 часа).

Типы самоопределения человека: самоопределение в конкретной трудовой функции, самоопределению на конкретном трудовом посту, самоопределение в специальности, самоопределение в профессии, жизненное самоопределение, личностное самоопределение.

Тема 10. Профессиональные ценности (1 час).

Ценности профессиональной элиты, с которой себя отождествляет школьник.

Модуль 3. Портфолио (портфель достижений) (4 часа)

Тема 11. Проектирование основного и дополнительного образования (2 часа).

Начальная стадия выбора: «хочу», «могу» и «надо». Профессиональный план: основной вариант, запасной вариант.

Тема 12. Анализ успешности человека (2 часа).

Понятие «Портфолио». Структура портфолио. Информация в портфель достижений.

Модуль 4. «Классификация мира труда» (7 часов).

Тема 13. Мир профессий (3 часа).

Типы профессий: «человек-техника», «человек-человек», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек - художественный образ». Классы профессий в соответствиями с целями труда: гностические, преобразующие, изыскательские. Отделы профессий, в основе которых лежат применяемые орудия труда и средства производства: профессии ручного труда, профессии механизированного труда, профессии автоматизированного труда, профессии, в которых основными орудиями труда выступают функциональные свойства организма.

Тема 14. Профессиография (2 часа)

Понятие профессиографии. Формула профессии.

Тема 15. Профессиональные пробы (2 часа).

Мини-проект «Профессиональная проба».

Модуль 5. «Переговорная площадка с родителями» (3 часа)

Тема 16. Мои родословные ценности (1 час)

Профессиональная история семьи.

Тема 17. Совместное проектирование профессионального будущего (2 часа).

Влияние семьи на выбор профессионального маршрута.

Модуль 6. «Жизнь по собственному выбору» (4 часа).

Тема 18. Самоконтроль (1 час).

Как управлять собой. Чувство собственного достоинства. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение. Тренинг «Как управлять собой»

Тема 19. Мой выбор (3 час).

Составление списков необходимых книг, журнальных и газетных статей, адресов сайтов, телефонных справочников.

Мини-проект «Мой выбор».


















Календарно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Форма и тип урока

Лабораторные и практические работы,

самостоятельная учебная деятельность

Виды контроля

Дата проведе

ния

план

факт

Модуль 1. «Что я знаю о себе?» 11 часов

1

Я- человек и личность

1

Лекция

Рефлексия

Фронт-ый



2

Врожденные особенности человека. Темперамент

1

Лекция

Диагностика

Индив-ый



3

Устойчивые особенности личности. Характер

1

Лекция

Диагностика акцентуация характера

Индив-ый



4

Психические качества личности

1

Комбин.

упражнения

Фронт-ый



5

Интеллектуальные возможности человека

1

Комбин.

упражнения

Индив-ый



6

Интересы и склонности

1

Лекция

Диагностика интересов

«Карта интересов»

Индив-ый



7

Самооценка

1

Комбин.


Индив-ый



8

Жизненные и профессиональные ценности

1

Ролевая игра, анализ практических примеров проблемных ситуаций

Определ.проф целей и ценностей

Индив-ый



9

Мотивы выбора профессии

1

Ролевая игра, анализ практических примеров проблемных ситуаций

Диагностика мотивации достижений

Индив-ый



10

Здоровье и профессия

1

Комб. групповая дискуссия;


упражнения

Фронт-ый



11

Влияние состояния здоровья на выбор профессии

1

Комбин. групповая дискуссия

упражнения

Фронт-ый



Модуль 2. «Сущность профессионального самоопределения» 5 часов

12

Культурно-исторические аспекты профессионального самоопределения

1

Объясн.нов.матер.

упражнения

Фронт-ый



13

Профессиональное самоопределение

1

Комбин.

Диагностика

Индив-ый



14

Типы самоопределения человека

1

Комбин.

упражнения

Фронт-ый



15

Личностное самоопределение

1

Профориен игра

Работа в группах

Фронт-ый



16

Профессиональные ценности

1

Комбин.

Упражнения

Фронт-ый



Модуль 3. «Портфолио» (портфель достижений) 4 часа

17

Проектирование основного и дополнительного образования

1

Объясн..нового матер.

Работа в группах

Индив-ый



18

Профессиональный план: Основной вариант, запасной вариант

1

Комбин.

Работа над проектом

Фронт-ый



19

Анализ успешности человека

1

Комбин.

Работа над проектом

Фронт-ый



20

Сбор информации в портфель достижений

1

Комбин.

Защита проектов

Индив-ый



Модуль 4. «Классификация мира труда» 7 часов

21

Типы профессий

1

Объясн.нового матер.

Тестирование

Индив-ый



22

Классы профессий

1

Комбин.

Диагностика

Индив-ый



23

Отделы профессий

1

Комбин.

Диагностика

Индив-ый



24

Профессиография

1

Объясн.

нового

матер.

Практическая работа

Индив-ый



25

Формула профессии

1

Лекция


Упражнения

Фронт-ый



26

Профессиональная проба

1

Ролевая игра


Фронт-ый



27

Профессиональная проба

1

Ролевая игра


Фронт-ый



Модуль 5. «Переговорная площадка с родителями» 3 часа

28

Мои родословные ценности

1

Лекция

Разработка проектов

Индив-ый



29

Совместное проектирование профессионального будущего

1

Комбин.

Работа над проектом




30

Совместное проектирование профессионального будущего

1

Конф-ия

Защита проектов

Индив-ый



Модуль 6. «Жизнь по собственному выбору» 4 часов

31

Самоконтроль

1

Комбин.

Упражнения

Фронт-ый



32

Тренинг «Как управлять собой»

1

тренинг

Работа в режиме тренинга












33

Мой выбор


1

Комбин.

  • Разработка проектов Сбор информации для профессиограмм, анализ научных и художественных источников, СМИ;


Фронт-ый



34

Мой выбор

Защита проектов

1

конференция

Защита проектов

Индив-ый



В нижней части таблицы часы суммируются


ИТОГО:

34








































Литература.

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 т. М., 2002

  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996

  3. Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Программа для учащихся общеобразовательных школ / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004

  4. Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Рабочая тетрадь ля профессионального самоопределения учащихся / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004

  5. Микляева А.В. Я - подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс). – СПб., 2003

  6. Ребус Б.М. Психологические основы делового общения: Учебное пособие. – М.: 2002

  7. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М., 2005

  8. Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство – М., 2005

  9. Садилова О.Л., Шевченко Ю.А. Психология делового общения. Пермь, 2004

  10. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Учебное пособие /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; 2005

  11. . Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Программа курса. Методическое пособие для учителя /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2005






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!