СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса по математике "Практикум по математике" для 9 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

         В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ОГЭ и ЕГЭ. Экзамен по математике в форме ОГЭ является наиболее востребованным.  Сдача экзамена по математике за курс основной школы в форме ОГЭ является одним из  направлений модернизации школьного образования на современном этапе. Технологии, используемые в системе курса «Практикум по математике», ори­ентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему  успешно сдать экзамен по математике.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса по математике "Практикум по математике" для 9 класса»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19» г. Перми




«Согласовано»

на заседании ШМО

протокол №_____

от «__» __________2017 года

Руководитель ШМО

______________/Г.Л.Попова

«Согласовано»

на заседании

Методического Совета Школы

протокол №_____

от «__» _________ 2017 года Руководитель МС

_____________ /Т.А.Чернова



«Утверждаю»

Приказ №______________

от «__»_________ 2017 года Директор МАОУ

«СОШ №19» г. Перми

_________/Е.М.Погребицкая








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2017/2018 учебный год



По предмету Факультативный курс по математике «Практикум по математике»

Составитель: учитель математики Аликина Екатерина Семеновна












Класс

Количество часов

год

в неделю

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

9-ые

34

1

8

8

10

8






Пояснительная записка к рабочей программе по факультативному курсу

«Практикум по математике» в 9-ом классе

Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Математика в наши дни проникает во все сферы общественной жизни. Овладение практически любой современной профессией требует тех или иных знаний по математике. В любой творческой деятельности в учёбе, в труде, в игре, да и просто в жизни - везде внимание, смышленость, умение логически мыслить, необходимы человеку, ибо помогают решать проблемы, находить выход из сложных ситуаций и полезны для здоровья.

В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ОГЭ и ЕГЭ. Экзамен по математике в форме ОГЭ является наиболее востребованным. Сдача экзамена по математике за курс основной школы в форме ОГЭ является одним из направлений модернизации школьного образования на современном этапе.

Технологии, используемые в системе курса «Практикум по математике», ори­ентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему успешно сдать экзамен по математике. Программа данного элективного курса включает вопросы, которые достаточно часто встречаются в заданиях экзаменов и вызывают затруднения. В предлагаемом курсе отсутствует чрезмерная перегруженность новым содержанием, основной акцент сделан на усиление линии не теоретического, а практического содержания, что дает возможность обучающимся не только ознакомиться с задачами, предлагаемыми на экзамене, но и сконцентри­роваться на способах и методах их решения. Основное содержание курса со­ответствует современным тенденциям развития школьного курса, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний обучающихся. Прохождение курса даст возмож­ность проявить свои способности обучающимся и позволит им не только оценить свои способности и возможности, но и сделать обоснованный выбор бу­дущего профиля.

Курс предлагает обучающимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя. Посещая занятия, у обучающихся развивается творческое и математическое мышление. Они учатся рассуждать, выдвигать гипотезы, наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы. У обучающихся повышается уровень математической подготовки, сообразительность, расширяется кругозор.

Цели курса:

  • развитие познавательного интереса школьников к изучению математики;

  • познакомить обучающихся с организационными и содержательными аспектами проведения ОГЭ, с требованиями, предъявляемыми к обучающимся, с типологией тестовых заданий.

Задачи курса:

  • систематизация, обобщение и углубление изученного материала по математике за курс основной школы, необходимых для выполнения тестовых заданий;

  • расширить и углубить представления обучающихся о приемах и методах решения разных задач;

  • развивать умение применять знания на практике, в новой си­туации, приводить аргументированное решение, анализировать усло­вие задачи и выбирать наиболее рациональный способ ее решения;

  • создать условия для подготовки обучающихся к успешной сдаче ОГЭ по математике.

Предполагаемые результаты

В результате решения поставленных задач, данный курс будут способствовать:

  • повышению положительной мотивации изучения математики;

  • более прочному усвоению практических умений и навыков при решении задач;

  • формированию волевых качеств развивающей личности (целеустремленность, самостоятельность, самоанализ и т.д.);

  • умению слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения, высказыванию собственных суждений;

  • использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, строению и исследованию простейших математических моделей.

По окончании изучения курса обучающиеся будут знать:

  • основные типы задач по темам, их структуру;

  • формулы и алгоритмы решения задач.

По данному материалу обучающиеся будут уметь:

  • выполнять вычисления и преобразования чисел;

  • выполнять преобразования алгебраических выражений, находить их значения;

  • анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках;

  • решать уравнения, неравенства и их системы;

  • строить и читать графики функций;

  • решать задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии;

  • решать практические задачи на проценты, дроби, части, отношения;

  • работать со статистической информацией, находить вероятность случайного события;

  • осуществлять практические расчёты по формулам, выражающие зависимости между величинами;

  • выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения;

  • описывать реальные ситуации на языке геометрии, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин;

  • анализировать задачу и выбирать наиболее рациональ­ный способ ее решения;

  • работать с литературой и полученной информацией, применяя её в практической деятельности.

Структура курса

Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии. Для занятий предлагаются небольшие фрагменты, рассчитанные на 2-3 урока. Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету и лучше подготовиться к экзамену. Все занятия направлены на расширение и углубление базо­вого курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонно­стей, интересов и уровня подготовленности учеников.

На занятиях применяется ТСО и используется раздаточный материал с заданиями на печатной основе. Основной тип занятий – практикум. Для наиболее успешного усвое­ния материала планируются различные формы работы с обучающимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомен­дуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Курс рассчитан на 34 часа.

Рекомендуемая литература

  1. А.Г. Мордкович, П.В. Семёнов, Алгебра в 2–х частях для 7-9 классов, изд-во «Мнемозина», М., 2013 г.

  2. А.Л. Семенов, И.В. Ященко, ГИА-2014. Математика: типовые экзаменационные варианты, изд-во «Национальное образование», М., 2013 г.

  3. А.Л. Семенов, И.В. Ященко, ГИА-2016. Математика: типовые экзаменационные варианты, изд-во «Экзамен», М., 2014, 2016 г.г.

  4. В.Н. Литвиненко, Шпаргалки по геометрии 7-11 классы. Справочный материал, изд-во «Дрофа», М., 1995 г.

  5. В.С. Крамор, В.А. Попов, Шпаргалки по алгебре 7-11 классы. Справочный материал, изд-во «Дрофа», М., 1995 г.

  6. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др., Геометрия 7-9 классы, изд-во «Просвещение», М., 2014 г.

  7. Н.Я. Виленкин, Математика для 5-6 классов, изд-во «Просвещение», М., 2016 г.

Интернет-ресурсы:

  1. https://neznaika.pro – Тесты ОГЭ 2018 в 9 классе с ответами. Банк заданий.

  2. https://oge.sdamgia.ru – Решу ОГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам.

Тематическое планирование факультативного курса по математике «Практикум по математике»

п/п

Кол-во часов

Название темы

Содержание обучения

1

5

Числа и вычисления

Числа и вычисления, дроби. Рациональные и действительные числа. Измерения, приближения, оценки

2

5

Алгебраические выражения

Выражения с переменными (буквенные выражения). Свойства степени с целым показателем. Многочлены. Алгебраическая дробь. Свойства квадратных корней и их применение к вычислению

3

5

Уравнения и неравенства

Уравнение с одной переменной, корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение, формулы корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение уравнений методом разложения на множители. Уравнение с двумя переменными, решения уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Числовые неравенства и их свойства. Линейные и квадратные неравенства с одной переменной, их решения. Решение систем уравнений и неравенств. Решение задач арифметическим способом

4

3

Числовые последовательности

Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена прогрессий и формулы суммы первых нескольких членов прогрессий

5

5

Функции и графики

Числовые функции. Понятия функции, область её определения и её способы задания. Свойства и графики числовых функций. Координаты на прямой и плоскости. Решение уравнений и систем уравнений с использованием графиков функций

6

6

Геометрия

Геометрические фигуры и их свойства. Треугольник. Многоугольник. Окружность и круг. Измерение геометрических величин. Векторы на плоскости. Решение практических задач, связанные с нахождением геометрических величин

7

3

Статистика и теория вероятностей

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Среднее результатов измерений. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчёт их вероятности. Решение комбинаторных задач: перебор вариантов, комбинаторное правило умножения

8

2

Итоговое занятие

Итоговый тест по курсу (1 часть)