Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19» г. Перми
«Согласовано» на заседании ШМО протокол №_____ от «__» __________2017 года Руководитель ШМО ______________/Г.Л.Попова | «Согласовано» на заседании Методического Совета Школы протокол №_____ от «__» _________ 2017 года Руководитель МС _____________ /Т.А.Чернова | «Утверждаю» Приказ №______________ от «__»_________ 2017 года Директор МАОУ «СОШ №19» г. Перми _________/Е.М.Погребицкая |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2017/2018 учебный год
По предмету Факультативный курс по математике «Практикум по математике»
Составитель: учитель математики Аликина Екатерина Семеновна
Класс | Количество часов |
год | в неделю | 1-я четверть | 2-я четверть | 3-я четверть | 4-я четверть |
9-ые | 34 | 1 | 8 | 8 | 10 | 8 |
Пояснительная записка к рабочей программе по факультативному курсу
«Практикум по математике» в 9-ом классе
Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Математика в наши дни проникает во все сферы общественной жизни. Овладение практически любой современной профессией требует тех или иных знаний по математике. В любой творческой деятельности в учёбе, в труде, в игре, да и просто в жизни - везде внимание, смышленость, умение логически мыслить, необходимы человеку, ибо помогают решать проблемы, находить выход из сложных ситуаций и полезны для здоровья.
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ОГЭ и ЕГЭ. Экзамен по математике в форме ОГЭ является наиболее востребованным. Сдача экзамена по математике за курс основной школы в форме ОГЭ является одним из направлений модернизации школьного образования на современном этапе.
Технологии, используемые в системе курса «Практикум по математике», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему успешно сдать экзамен по математике. Программа данного элективного курса включает вопросы, которые достаточно часто встречаются в заданиях экзаменов и вызывают затруднения. В предлагаемом курсе отсутствует чрезмерная перегруженность новым содержанием, основной акцент сделан на усиление линии не теоретического, а практического содержания, что дает возможность обучающимся не только ознакомиться с задачами, предлагаемыми на экзамене, но и сконцентрироваться на способах и методах их решения. Основное содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний обучающихся. Прохождение курса даст возможность проявить свои способности обучающимся и позволит им не только оценить свои способности и возможности, но и сделать обоснованный выбор будущего профиля.
Курс предлагает обучающимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя. Посещая занятия, у обучающихся развивается творческое и математическое мышление. Они учатся рассуждать, выдвигать гипотезы, наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы. У обучающихся повышается уровень математической подготовки, сообразительность, расширяется кругозор.
Цели курса:
развитие познавательного интереса школьников к изучению математики;
познакомить обучающихся с организационными и содержательными аспектами проведения ОГЭ, с требованиями, предъявляемыми к обучающимся, с типологией тестовых заданий.
Задачи курса:
систематизация, обобщение и углубление изученного материала по математике за курс основной школы, необходимых для выполнения тестовых заданий;
расширить и углубить представления обучающихся о приемах и методах решения разных задач;
развивать умение применять знания на практике, в новой ситуации, приводить аргументированное решение, анализировать условие задачи и выбирать наиболее рациональный способ ее решения;
создать условия для подготовки обучающихся к успешной сдаче ОГЭ по математике.
Предполагаемые результаты
В результате решения поставленных задач, данный курс будут способствовать:
повышению положительной мотивации изучения математики;
более прочному усвоению практических умений и навыков при решении задач;
формированию волевых качеств развивающей личности (целеустремленность, самостоятельность, самоанализ и т.д.);
умению слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения, высказыванию собственных суждений;
использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, строению и исследованию простейших математических моделей.
По окончании изучения курса обучающиеся будут знать:
По данному материалу обучающиеся будут уметь:
выполнять вычисления и преобразования чисел;
выполнять преобразования алгебраических выражений, находить их значения;
анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках;
решать уравнения, неравенства и их системы;
строить и читать графики функций;
решать задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии;
решать практические задачи на проценты, дроби, части, отношения;
работать со статистической информацией, находить вероятность случайного события;
осуществлять практические расчёты по формулам, выражающие зависимости между величинами;
выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения;
описывать реальные ситуации на языке геометрии, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин;
анализировать задачу и выбирать наиболее рациональный способ ее решения;
работать с литературой и полученной информацией, применяя её в практической деятельности.
Структура курса
Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии. Для занятий предлагаются небольшие фрагменты, рассчитанные на 2-3 урока. Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету и лучше подготовиться к экзамену. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
На занятиях применяется ТСО и используется раздаточный материал с заданиями на печатной основе. Основной тип занятий – практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с обучающимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Курс рассчитан на 34 часа.
Рекомендуемая литература
А.Г. Мордкович, П.В. Семёнов, Алгебра в 2–х частях для 7-9 классов, изд-во «Мнемозина», М., 2013 г.
А.Л. Семенов, И.В. Ященко, ГИА-2014. Математика: типовые экзаменационные варианты, изд-во «Национальное образование», М., 2013 г.
А.Л. Семенов, И.В. Ященко, ГИА-2016. Математика: типовые экзаменационные варианты, изд-во «Экзамен», М., 2014, 2016 г.г.
В.Н. Литвиненко, Шпаргалки по геометрии 7-11 классы. Справочный материал, изд-во «Дрофа», М., 1995 г.
В.С. Крамор, В.А. Попов, Шпаргалки по алгебре 7-11 классы. Справочный материал, изд-во «Дрофа», М., 1995 г.
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др., Геометрия 7-9 классы, изд-во «Просвещение», М., 2014 г.
Н.Я. Виленкин, Математика для 5-6 классов, изд-во «Просвещение», М., 2016 г.
Интернет-ресурсы:
https://neznaika.pro – Тесты ОГЭ 2018 в 9 классе с ответами. Банк заданий.
https://oge.sdamgia.ru – Решу ОГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам.
Тематическое планирование факультативного курса по математике «Практикум по математике»
№ п/п | Кол-во часов | Название темы | Содержание обучения |
1 | 5 | Числа и вычисления | Числа и вычисления, дроби. Рациональные и действительные числа. Измерения, приближения, оценки |
2 | 5 | Алгебраические выражения | Выражения с переменными (буквенные выражения). Свойства степени с целым показателем. Многочлены. Алгебраическая дробь. Свойства квадратных корней и их применение к вычислению |
3 | 5 | Уравнения и неравенства | Уравнение с одной переменной, корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение, формулы корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение уравнений методом разложения на множители. Уравнение с двумя переменными, решения уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Числовые неравенства и их свойства. Линейные и квадратные неравенства с одной переменной, их решения. Решение систем уравнений и неравенств. Решение задач арифметическим способом |
4 | 3 | Числовые последовательности | Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена прогрессий и формулы суммы первых нескольких членов прогрессий |
5 | 5 | Функции и графики | Числовые функции. Понятия функции, область её определения и её способы задания. Свойства и графики числовых функций. Координаты на прямой и плоскости. Решение уравнений и систем уравнений с использованием графиков функций |
6 | 6 | Геометрия | Геометрические фигуры и их свойства. Треугольник. Многоугольник. Окружность и круг. Измерение геометрических величин. Векторы на плоскости. Решение практических задач, связанные с нахождением геометрических величин |
7 | 3 | Статистика и теория вероятностей | Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Среднее результатов измерений. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчёт их вероятности. Решение комбинаторных задач: перебор вариантов, комбинаторное правило умножения |
8 | 2 | Итоговое занятие | Итоговый тест по курсу (1 часть) |
