ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП ООО
Российская Федерация
Муниципальное общеобразовательное учреждение
cредняя общеобразовательная школа № 5 им. Ю.А.Гарнаева
с углубленным изучением отдельных предметов
__________________________________________________________
Утверждаю
Директор МОУ школы № 5
___________А. В. Бубнова
Приказ №___ от_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ
5 «А», 5 «Б» класс
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: учитель географии
Волкова Н. Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по направлению «География. Планета Земля» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:
Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ (ред.от 31.12.2014г., с изм.,от 02.05.2015г) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм.и доп.,вступ.в силу с 31.03.2015г).
Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897».
Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г., № 1/15).
Примерной программы по учебным предметам по географии Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования; В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы.–М.: Просвещение,2011 г.
Авторская программа рассчитана на 35 часов. По учебному плану школы – 35 часов. С учетом календаря праздничных дат, расписанием учебных занятий школы, годового учебного графика в 5 «А» классе программа будет пройдена за 33 часа, в 5 «Б» классе за 34 часа.
Раздел «География. Планета Земля» — это первый из самостоятельных разделов в системе географического образования. Его содержание в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов начальной школы: «Природоведение» и «Естествознание». Начальный раздел географии должен не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших разделов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.
Цель и задачи курса
Главная цель географии в системе общего образования – сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных и экологических процессов и явлений, адаптации окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических особенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;
научить приемам ориентирования на местности, работы с картой и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;
продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;
продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Раздел «География. Планета Земля» — это первый из самостоятельных разделов в системе географического образования. Его содержание в значительной степени опирается на материал природоведческих курсов начальной школы: «Природоведение» и «Естествознание». Начальный раздел географии должен не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших разделов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.
Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Ученик научится:
- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
- выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- давать характеристику рельефа своей местности;
- уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
Ученик получит возможность научиться:
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления;
- работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
- подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные:
Метапредметные результаты курса «География. Планета Земля»основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
Предметные:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВВЕДЕНИЕ — 2 ч.
Что такое география. Почему необходимо изучать географию.
Объекты изучения географии.
Тема 1. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ 8 ч.
Представления о мире в древности: Древний Китай и Древний Египет. Открытия древних греков и римлян. Страбон — основоположник географии. Появление географических карт. География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Древние путешествия арабов. Путешествие Марко Поло. Португальские мореплаватели. Хождение за три моря тверского купца А. Никитина. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков. Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку или ошибка Х. Колумба.
А. Веспуччи и второе открытие Америки. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан, Ф. Дрейк. Значение великих географических открытий. Географические открытия в ХVII–XIX вв. Исследования территории России: С. Дежнев, Великая Северная экспедиция В. Беринга. Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж. Кук и А. Тасман. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Открытие и исследование Антарктиды: Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев. Географические исследования в ХХ веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы.
Практическая работа 1. Составление презентаций о великих путешественниках.
Тема 2. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ — 12 ч.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта. Географическая карта — особый источник информации. Основные виды карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Градусная сетка и географические координаты. Параллели и меридианы. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе и географической карте.
Ориентирование. Азимут. Различные способы съемки местности. Определение направлений и измерение расстояний на местности. Построение простейших планов. История создания карт: от древности до наших дней. Многообразие современных географических карт и их классификация. Значение картографического метода исследования. Другие методы и источники получения географической информации.
Практическая работа 2. Ориентирование и определение азимутов на местности и плане.
Практическая работа №3. Полярная съемка местности.
Тема 3. ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ — 5 ч
Солнечная система. Земля — часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты. Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.
Тема 4. ЛИТОСФЕРА — КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 8 ч
Минералы и горные породы. Происхождение и превращения горных пород: магматические, осадочные, метаморфические породы. Внутреннее строение Земли. Литосфера — каменная оболочка Земли, ее строение и состав. Земная кора. Рельеф Земли. Абсолютная и относительная высота. Рельеф суши и дна Мирового океана. Крупные формы рельефа суши. Изображение рельефа на планах и картах. Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения. Внешние факторы формирования рельефа: выветривание, действие силы тяжести, деятельность текучих вод, ветра, ледников, человека. Человек и мир камня: строительный материал, полезные ископаемые, драгоценные и поделочные камни. Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.
Практическая работа 4. Определение горных пород и описание их свойств.
Практическая работа №5. Составление маршрута путешествия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№ темы | Название темы | Количество часов | Практические работы |
1 | Введение | 2 | |
2 | Развитие географических знаний о Земле | 8 | 1 |
3 | Изображение земной поверхности и их использование. | 12 | 2-3 |
4 | Земля – планета Солнечной системы | 5 | - |
5 | Литосфера – каменная оболочка Земли | 8 | 4-5 |
| | | |
| ИТОГО | 35 | 5 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ географии 5 класс
№ п/п урока | Наименование разделов и тем. | Характеристика основных видов деятельности ученика(на уровне учебных действий по теме) | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1. Введение | |
1 | География: древняя и современная наука | Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Определять понятие «география» | | |
2 | География в современном мире | Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты. Различать природные и антропогенные географические объект | | |
2. Развитие географических знаний о Земле (8 ч) | |
3 | География в древности | Показывать по картам территории древних государств Востока. Находить информацию о накопленных географических знаниях в древних государств Востока. | | |
4 | Географические знания в Древней Европе | Показывать по картам территории древних государств Европы. Находить информацию о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме. | | |
5 | География в эпоху Средневековья: Азия, Европа | Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло. Наносить маршруты путешествий на к/к Находить информацию и обсуждать значение открытий А. Никитина, викингов, Марко Поло. | | |
6 | Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Наносить маршруты путешествий на к/к Находить информацию о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий | | |
7 | Эпоха Великих географических открытий Практическая работа №1 по составлению презентации о великих путешественниках. | Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации по заданной теме | | |
8 | Открытие Австралии и Антарктиды. | Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Наносить маршруты путешествий на к/к Находить информацию и обсуждать значение Первого русского кругосветного путешествия. | | |
9 | Современные географические исследования. | Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты. | | |
10 | Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле». | Обобщения по теме «Развитие географических знаний о Земле» (по выбору учителя): — подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 30; — выполнение вариантов контроль ной работы | | |
3. Изображение земной поверхности и их использование (12 ч) | |
11 | Изображение земной поверхности | Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками одной местности. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике. | | |
12 | Масштаб и его виды | Определять по топографической карте расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. | | |
13 | Условные знаки | Распознавать условные знаки планов местности и карт. Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные записи. Наносить условные знаки на к/к и подписывать объекты. Описывать маршрут по топографической карте с помощью чтения условных знаков | | |
14 | Способы изображения неровностей земной поверхности | Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на к/к самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначение ее глубины. Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга. | | |
15 | Стороны горизонта. Ориентирование. | Определять по компасу направления на стороны горизонта Определять углы с помощью транспортира | | |
16 | Съемка местности. Практическая работа №2 по ориентированию и определению азимутов на местности и плане. | Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Ориентироваться по плану местности. Определять азимуты по компасу на местности и на плане (топографической карте). Определять стороны горизонта на плане | | |
17 | Составление плана местности. Практическая работа №3 по проведению полярной съёмки местности. | Использовать оборудование для глазомерной съёмки. Составлять простейший план не- большого участка местности | | |
18 | Географические карты | Читать карты различных видов на основе анализа легенды Определять зависимость подробности карты от ее масштаба Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территорий. Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов | | |
19 | Параллели и меридианы | Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы географические полюсы. Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснить назначение сетки параллелей и меридианов | | |
20 | Географические координаты | Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами. Определять расстояния с помощью градусной сетки | | |
21 | Географические информационные системы | Находить информации в других источниках. Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение. | | |
22 | Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование» | Подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 56; Выполнение вариантов контроль ной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе | | |
4. Земля – планета солнечной системы. (5ч) | |
23 | Земля в Солнечной системе | Анализировать иллюстративно справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Составлять «космический адрес» планеты Земля. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли». Находить информацию (в Интернете и других источниках) и подготавливать сообщение на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности» | | |
24 | Осевое вращение Земли | Наблюдать действующую модель движения Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» | | |
25 | Орбитальное движение Земли | Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности движения Земли по орбите. Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года. Показывать на схемах и картах тропики, Полярные круги, пояса освещённости | | |
26 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | Составлять описания происшествий на земле, обусловленных космическими процессами и явлениями. Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства. | | |
27 | Обобщающий урок по теме «Земля — планета Солнечной системы» | Подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 64; Выполнение вариантов контроль ной работы | | |
5. Литосфера – каменная оболочка земли (8ч) | |
28 | Строение Земли. Горные породы | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнить оболочки между собой Сравнивать свойства горных пород различного происхождения Овладевать простейшими навыками определения горных пород по их свойствами Анализировать схему преобразования горных пород | | |
29 | Строение Земли. Горные Породы Практическая работам №4 по определению горных пород и описанию их свойств. | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород | | |
30 | Земная кора и литосфера | Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы. Сравнивать типы земной коры. Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит, выявлять процессы, сопровождаю щие взаимодействие литосферных плит | | |
31 | Рельеф Земли Практическая работа №5 по составлению маршрута путешествия. | Распознавать на физических картах разные формы рельефа. Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять особенности изображе- ния на картах крупных форм рель- ефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение круп ных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит | | |
32 | Внутренние силы Земли. Итоговая аттестация | Выявлять при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли. Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений | | |
33 -34 | Внешние силы, как разрушители и созидатели рельефа | Составлять и анализировать схему,демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Описывать облик создаваемых внешними силами форм рельефа. Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей,способах борьбы с их образованием | |
35 | Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера - каменная оболочка Земли» | Подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 80; Выполнение вариантов контроль_ ной работ | | |
| | | | |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебники:
А.А.Лобжанидзе. География. Планета Земля. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2016
Рабочие тетради:
География. Планета Земля. Атлас. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2016
География. Планета Земля. Контурные карты. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2016
А.А.Лобжанидзе. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. Часть 1, 2. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2016
О.Г.Котляр. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2016
Пособия:
1. География. Планета Земля. Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013
2. Л.Е.Савельева. География. Планета Земля. Поурочное тематическое планирование. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2012 г..
Интернет-ресурсы:
1. www.fipi.ru − Федеральный институт педагогических измерений.
2. http://geo.metodist.ru − Методическая лаборатория географии.
3. http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.
4. http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.
5. http://rgo.ru – География сети.
6. http://www.rusngo.ru/project/index.shtml – Национальное географическое общество.
7. http://rgo.org.ru – Географическое общество России.
8. http: //www.geo.ru – Клуб журнала «GEO».
9. http: //www.vokrugsveta. ru – Журнал «Вокруг света».
СОГЛАСОВАНО»
на ШМО учителей естественно – научного
цикла
Протокол заседания №
Руководитель__________Хорева Н.П.
«____» _____________ 2017 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора
по УВР____________ Буланова Н.Н.
«____» _____________ 2017 г.