6
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:
Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы - 3-е издание, переработанное – М. Просвещение. 2011 – 64с (Стандарты второго поколения)
Основная образовательная программа Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя ”Средняя общеобразовательная школа № 59”.
Учебный план Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя ”Средняя общеобразовательная школа № 59”.
«Алгебра. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ составитель: Т.А Бурмистрова. - М,: Просвещение, 2011.
Учебно-методический комплект для реализации программы :
Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 319 с.
Алгебра. Методические рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. - М. : Просвещение, 2012. - 144 с.
Алгебра. Дидактические материалы. 7 класс / М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2012. - 127 с.
Алгебра. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В двух частях. Часть 1 / Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 96 с.
Алгебра. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В двух частях. Часть 2 / Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 96 с.
Контрольные и самостоятельные работы по алгебре и геометрии: 7 класс: к учебникам ... / С.Г.Журавлев, С.А.Изотова, С.В.Киреева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 223 с.
Место предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану ГБОУ СОШ № 59 в 2016/2017 учебном году на изучение алгебры в 7 классе отводится 102 часа из расчета 3 ч в неделю, 34 учебные недели. Ориентируюсь на примерное поурочное планирование учебного материала в "Алгебра. Методические рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений" / Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. Пришлось сократить на 2-3урока некоторые разделы. При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией. Также я запланировала 2 часа резерва. Они предусматриваются из-за потери 4 часов в праздничные дни.
Содержание программы учебного курса
Тема 1. Алгебраические выражения (11 ч)
Числовые и алгебраические выражения. Формулы. Свойства арифметических действий. Правила раскрытия скобок.
Цель – систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.
Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины: числовое выражение, выражение с переменными, значение выражения.
Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.
Тема 2. Уравнения с одним неизвестным (8 ч)
Уравнение и его корни. Уравнения, сводящиеся к линейным. Решение задач с помощью уравнений.
Цель – совершенствовать умения решения линейных уравнений и текстовых задач, решаемых с помощью уравнений.
Знать определение линейного уравнения, корня уравнения, области определения уравнения.
Уметь решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним; составлять уравнение по тексту задачи.
Тема 3. Одночлены и многочлены (17 ч)
Степень с натуральным показателем. Свойства степени. Одночлен. Стандартный вид одночлена. Многочлены. Сложение, вычитание и умножение многочленов.
Цель – выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение одночленов и многочленов.
Знать определение одночлена и многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение».
Уметь приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с многочленами.
Тема 4. Разложение многочленов на множители (16 ч)
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Формулы
, куб суммы и куб разности, формула суммы кубов и разности кубов1. Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.
Цель – выработать умение выполнять разложение многочлена на множители, применять полученные навыки при решении уравнений, доказательстве тождеств.
Знать способы разложения многочлена на множители, формулы сокращенного умножения.
Уметь разложить многочлен на множители.
Тема 5. Алгебраические дроби (19 ч)
Цель – выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для преобразования алгебраических дробей.
Знать правила сокращения дроби, приведение дробей к общему знаменателю, арифметических действий над алгебраическими дробями.
Уметь преобразовать алгебраическую дробь.
Тема 6. Линейная функция и ее график (10 ч)
Функция, область определения функции, способы задания функции. График функции. Функция y=kx и её график. Линейная функция и ее график.
Цель – познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций y=kx+b, y=kx.
Знать определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что такое функция.
Уметь правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определения, область значений); находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.
Тема 7. Системы двух уравнений с двумя неизвестными (12 ч)
Системы уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными, графический способ. Решение задач методом составления систем уравнений.
Цель – познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
Тема 8. Элементы комбинаторики (6 ч)
Различные комбинации из трех элементов. Правило произведения. Подсчет вариантов.
Тема 9. Итоговое повторение курса алгебры 7 класса (4 ч)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках алгебры 7 класса.
10. Резерв - 2 часа
Требования к уровню подготовки обучающихся за курс 7 класса по алгебре на базовом уровне:
должны знать/понимать:
какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами;
знать и понимать термины: числовое выражение, выражение с переменными, значение выражения, среднее арифметическое, размах, мода и медиана ряда данных.
определение линейного уравнения, корня уравнения, области определения уравнения.
определение одночлена и многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение».
способы разложения многочлена на множители, формулы сокращенного умножения.
правила сокращения дроби, приведение дробей к общему знаменателю, арифметических действий над алгебраическими дробями.
определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что такое функция.
что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.
различные комбинации из трех элементов. Правило произведения. Подсчет вариантов.
должны уметь:
осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.
решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним; составлять уравнение по тексту задачи.
приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с многочленами.
разложить многочлен на множители.
преобразовать алгебраическую дробь.
правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определения, область значений); находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.
правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
Учебно-тематический план
Курс предусматривает последовательное изучение разделов со следующим распределением часов курса :
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | В том числе |
Контрольные работы |
1 | Алгебраические выражения | 11 | Контрольная работа №1 по теме "Алгебраические выражения". |
2 | Уравнение с одним неизвестным | 8 | Контрольная работа № 2 по теме " Уравнение с одним неизвестным." |
3 | Одночлены и многочлены | 17 | Контрольная работа № 3 по теме " Одночлены и многочлены ". |
4 | Разложение многочленов на множители | 15 | Контрольная работа № 4 по теме "Разложение многочленов на множители " |
5 | Алгебраические дроби | 18 | Контрольная работа № 5 по теме " Алгебраические дроби " |
6 | Линейная функция и ее график | 9 | Контрольная работа № 6 по теме "Линейная функция и ее график " |
7 | Системы двух уравнений с двумя неизвестными | 11 | Контрольная работа № 7 по теме "Системы двух уравнений с двумя неизвестными " |
8 | Элементы комбинаторики | 6 | Самостоятельная работа. |
9 | Итоговое повторение курса алгебры 7 класса | 5 | Итоговая контрольная работа №8 |
10 | Резерв | 2 | -- |
| Итого | 102 | |
VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса по предмету «Математика»
Минимальный набор учебного оборудования включает:
1. Библиотечный фонд
-нормативные документы: Примерная программа основного общего образования по математике, Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по математике;
-авторские программы по курсам математики;
-учебники: по математике для 5-6 классов, по алгебре и геометрии для 7-8 классов;
-учебные пособия: рабочие тетради, дидактические материалы, сборники контрольных работ;
-пособия для подготовки и/или проведения государственной аттестации по математике за курс основной школы;
-учебные пособия по элективным курсам;
-научная, научно-популярная, историческая литература;
-справочные пособия (энциклопедии, словари, справочники по математике и т.п.);
-методические пособия для учителя.
2.Печатные пособия
-таблицы по математике для 5-6 классов, по алгебре и геометрии для 7-8 классов;
-портреты выдающихся деятелей математики.
3. Материально-техническое обеспечение
-комплект чертёжных инструментов, комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных),
- комплекты для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).
11 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.