Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель МО _________ Н.А.Павлинич Протокол № ___ От «___» ________ 2017г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» __________ И.А. Каплеева «___» ________ 2017г. | УТВЕРЖДАЮ Директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 31 с углубленным изучением отдельных предметов» _______________ Н. С. Огорелкова «___» ____________ 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
изобразительному искусству
1-а класс
на 2017-2018 учебный год
Составила учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Лазаревич
Ирина Геннадьевна
Омск, 2017
Содержание
I.Паспорт рабочей программы
II.Пояснительная записка
III. Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)
IV. Содержание учебного курса
V. Учебно-тематический план
VI. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
VII.Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
VIII.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
IX.Список литературы
I.Паспорт рабочей программы
Тип программы | Программа общеобразовательных учреждений (программа начального общего образования) |
Статус программы | Рабочая программа учебного предмета |
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; | Авторская программа по изобразительному искусству В.С.Кузина «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс», Москва, издательство «Дрофа» |
Категория обучающихся | Учащиеся 1а класса БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» |
Сроки освоения программы | 4 года, первый год обучения |
Объём учебного времени | 33 часа |
Форма обучения | очная |
Режим занятий | 1 час в неделю |
II.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству В.С.Кузина «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс», Москва, издательство «Дрофа» .
Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов
личности;
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
Основные задачи:
учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
Описание места учебного предмета «Технология»
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1 по 4 класс.
В учебном плане в 1-ом классе на изучение предмета «Изобразительное искусство» выделяется 1 час в неделю (33 часа в год); во 2-4 час в неделю (35 часа в год);
III. Требования к уровню подготовки обучающихся (первый год обучения)
Планируемые результаты по предмету изобразительное искусство в 1 классе
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Ожидаемые результаты к концу 1 года обучения
Предметные результаты
Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой).
Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.).
Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться примом загораживания.
Понимать важность деятельности художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник: бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш.
Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.
Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов.
Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности.
Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками).
Применять примы кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома).
Устно описать изображённые на картинке или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.).
Пользоваться простейшими примами лепки (пластилин, глина).
Выполнять простые по композиции аппликации.
Виды учебной деятельности учащихся
Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта;
Виды и формы контроля
IV. Содержание учебного курса
1класс
(33 час)
Рисование с натуры (8 ч)
Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии,
использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками.
Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы
предметов.
Рисование на темы, по памяти и представлению(9ч)
Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов.
Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных
сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции.
Декоративная работа (10 ч)
Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных
росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках),
знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков.
Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги.
Лепка (4 ч)
Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.).
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.
Беседы (2 ч)
Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно-прикладное искусство», «Виды изобразительного искусства и архитектуры». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
Рекомендуемые произведения
Бродский И. Опавшие листья.
Ван дер Гус Г. Алтарь Портинари.
Васильев Ф. Камни. Сушка сетей; Оттепель.
Васнецов В. Снегурочка.
Васнецов Ю. Теремок; Коза и козлята; Коза; Кот,
петух и лиса; Петушок; Репка; Сорока-белобока.
Веселов С. Миска «Пряник».
Врубель М. Царевна-Лебедь.
Герасимов А. Натюрморт. Полевые цветы.
Грабарь И. Мартовский снег; Рябинка; Февральская лазурь.
Дейнека А. После дождя. Озеро Сенеж.
Каменский Ф. Молодой скульптор.
Коровин К. Зимой.
Кочергин Н. Чудо-юдо рыба-кит.
Крымов Н. Московский пейзаж. Радуга.
Кугач Е. Праздничный натюрморт.
Куинджи А. Берёзовая роща; Лунная ночь на Днепре; Солнечные пятна на инее; Эффект заката.
Кукунов М. Волк; Сова.
Купецио К. Анютины глазки.
Кустодиев Б. Ёлочный торг; Масленица (3 варианта); После грозы.
Левитан И. Берёзовая роща. Вечер. Закат; Вечерний звон; Золотая осень; Луг на опушке леса; Озеро. Русь; Цветущие яблони.
Лентулов А. Овощи. Натюрморт.
ОпекушинА. Памятник А. С. Пушкину в Москве.
Остроухов И. Золотая осень.
Пластов А. Коля рисует. Летом; Первый снег; Сенокос; Золотая осень.
Рачёв Б. Ловись, рыбка, и мала и велика!
Репин И. Автопортрет.
Решетников Ф. Прибыл на каникулы.
Ромадин Н. Розовый вечер.
Рябушкин А. Зимнее утро.
Саврасов А. Вечер; Грачи прилетели.
Серов В. Девочка с персиками; Портрет детей С. С. Боткина.
Сидоров В. Тихая моя родина.
Сомов К. Лето. Вечерние тени.
Стожаров В. Квас; Хлеб, соль и братина; Чай с калачами.
Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка.
Трубецкой П. Девочка с собакой. Друзья.
Фалалеева Л. Дед тянет репку.
Фирсов И. Юный живописец.
Хруцкий И. Цветы и плоды.
Чарушин Е. Колобок.
Шишкин И. Осень.
Юон К. Мартовское солнце; Русская зима. Лигачёво
V. Учебно-тематический план
Количество часов в год – 33.
Количество часов в неделю – 1.
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов |
1. | Рисование с натуры | 8 |
2. | Рисование на темы, по памяти и представлению | 9 |
3. | Декоративная работа | 10 |
4. | Лепка | 4 |
5. | Беседы | 2 |
КАЛЕНДАРНО -- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата по плану | Дата по факту | Кол-во часов | Тема урока | Содержание/виды работ | Тип урока | Технологии/ ресурсы | Вид, формы контроля |
| | 1 | Рисование с натуры. Чем и как работают художники. «Волшебные краски» НФЗ Урок-путешествие «Вверх по радуге» | Рисование с натуры. Акварельные краски. Правила и приемы работы с акварельными красками. Роль изобразительного искусства в жизни человека. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «Волшебная палитра» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Аппликация. «Цветовой круг» НФЗ Урок-творческая мастерская «Удивительные узоры» | Цветовой круг. Аппликация из цветной бумаги. Приемы выполнения простой (плоской) аппликации из цветной бумаги. Многообразие техник аппликации из цветной бумаги. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с ножницами и клеем. | УНЗ | Коллективная, парная и индивидуальная работа Модель «Цветовой круг» Таблица «Аппликация из геометрических фигур» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Декоративная работа. «Цепочки» НФЗ Урок-ролевая игра «А ты так сможешь?» | Декоративное творчество. Гуашевые краски. Правила и приемы работы с гуашевыми красками. Основные и составные (дополнительные) цвета. Узор в полосе. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Модель «Цветовой круг» Таблица «Узор в полосе» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Рисование с натуры. Волшебные краски осеннего дерева. Исаак Левитан «Золотая осень» НФЗ Урок-экскурсия «В гости к волшебнице Осени» | Рисование с натуры. Выразительные средства: линия, штрих, тон. Передача настроения в рисунке с помощью выразительных средств. Творчество Исаака Левитана. | УНЗ | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «Осень на полотнах Исаака Левитана» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Лепка. Листья деревьев. Беседа «Жанры изобразительного искусства» НФЗ Урок-творческая мастерская «Украшаем лес в осенний наряд» | Жанры изобразительного искусства. Лепка. Пластичные материалы: пластилин, глина. Свойства пластичных материалов. Правила и приемы работы с пластилином. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Таблица «Деревья и кустарники» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Лепка. Композиция «Овощи и фрукты» НФЗ Урок-творческая мастерская «Собираем урожай» | Жанры изобразительного искусства. Лепка. Пластичные материалы: пластилин, глина. Свойства пластичных материалов. Правила и приемы работы с пластилином. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Таблица «Приемы лепки из пластилина» Модели «Овощи и фрукты» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Декоративная работа. «Волшебные листья и ягоды». Беседа «Русское народное декоративно-прикладное искусство» НФЗ Урок-сказка «В гостях у Старичка-Боровичка» | Русское народное декоративно-прикладное искусство. Узор. Ритм. Орнамент. Декоративное обобщение (стилизация) форм растительного мира. Растительный узор в полосе. | УНЗ | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «Русское народное декоративно-прикладное искусство» Таблица «Растительный орнамент» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Декоративная работа. Хохломская роспись. «Волшебный узор» НФЗ Урок-сказка «Царство Золотой Хохломы» | Декоративная работа. Хохломская роспись. Элементы узора Хохломской росписи: линии, мазки, точки. Декоративное обобщение (стилизация) форм растительного мира. Растительный узор в полосе. Передача настроения творческой работы с помощью орнамента. | УНЗ | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «Золотая Хохлома» Таблица «Хохломская роспись» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Рисование на тему. Беседа о красоте осенней природы. «Сказка про осень» | Рисование на тему. Цвет и форма предмета. Положение предмета в пространстве. Сюжетный рисунок. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «Осень на полотнах русских художников» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Декоративная работа. Орнамент. «Чудо-платье»: составление узора из листьев, цветов, ягод, фруктов для платья куклы. Ознакомление с народной вышивкой на современных изделиях | Орнамент. Народная вышивка. Передача настроения в творческой работе с помощью орнамента. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «Виды вышивки» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Аппликация. Узор из кругов и треугольников. Беседа об искусстве аппликации и ее красоте | Аппликация из цветной бумаги. Приемы выполнения простой (плоской) аппликации из цветной бумаги. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с ножницами и клеем. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «Искусство аппликации» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Рисование с натуры. Праздничный флажок | Рисование с натуры. Праздничный флажок. Пропорции предмета. Изображение предмета прямоугольной формы. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «Символы России» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Декоративная работа. Дымковская игрушка. «Праздничные краски узоров» | Декоративная работа. Дымковская игрушка. Элементы узора Дымковской росписи. Декоративное обобщение (стилизация) форм растительного мира. Передача настроения творческой работы с помощью орнамента. | УНЗ | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «Русская народная глиняная игрушка» Таблица «Дымковская игрушка» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Рисование на тему. «Новогодняя елка» | Рисование на тему. Основные и дополнительные цвета. Пятно. Передача настроения творческой работы с помощью цвета. История празднования Нового года в России. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «История празднования Нового года в России» (часть 1) | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Рисование с натуры. Елочные игрушки: бусы, шары | Рисование с натуры. Линия. Штрих. Пятно. Елочные игрушки. Бусы. Шары. Гирлянды. История празднования Нового года в России. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «История празднования Нового года в России» (часть 2) | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Рисование с натуры. Елочные игрушки: рыбки | Рисование с натуры. Линия. Штрих. Пятно. Елочные игрушки. История празднования Нового года в России. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «История празднования Нового года в России» (часть 3) | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Рисование с натуры. Ветка ели. Ветка сосны. «Красота лесной природы» | Рисование с натуры. Теплые и холодные цвета. Ветка ели. Ветка сосны. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «Утро в сосновом бору» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Лепка. Лепка животных по памяти и представлению | Лепка. Пластичные материалы: пластилин, глина. Свойства пластичных материалов. Правила и приемы работы с пластилином. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «Животные леса» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 2 | Рисование на тему. Беседа «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе». Иллюстрация к русской народной сказке «Колобок» | Рисование на тему. Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе. Иллюстрация. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «Русские художники-иллюстраторы» (часть 1) | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Декоративная работа. Городецкая роспись. Рисование элементов Городецкого растительного узора. «Летняя сказка зимой» | Декоративная работа. Городецкая роспись. Элементы узора Городецкой росписи. Декоративное обобщение (стилизация) форм растительного мира. Передача настроения творческой работы с помощью орнамента. | УНЗ | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «Сказочные цветы Городца» Таблица «Городецкая роспись» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Рисование с натуры. Беседа о красоте зимней природы. Мы рисуем зимние деревья | Рисование с натуры. Линия. Штрих. Пятно. Зимние деревья. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «Зима на полотнах русских художников» (часть 1) | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Рисование на тему. «Красавица Зима» | Рисование на тему. Линия. Штрих. Пятно. Композиция. Зимний пейзаж. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «Зима на полотнах русских художников» (часть 2) | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Декоративная работа. Гжель. Рисование декоративных элементов росписи. «Синие узоры на белоснежном поле». Составление эскиза узора из декоративных цветов и листьев. «Синее чудо» | Декоративная работа. Керамика. Гжельская роспись. Элементы узора Гжельской росписи. Декоративное обобщение (стилизация) форм растительного мира. Передача настроения творческой работы с помощью орнамента. | УНЗ | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «Морозные узоры» (часть 1) Таблица «Гжельская роспись» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Рисование на тему. Беседа «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе». Иллюстрация к русской народной сказке «Маша и медведь» | Рисование на тему. Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе. Иллюстрация. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «Русские художники-иллюстраторы» (часть 2) | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 2 | Беседа «Двенадцать месяцев в творчестве художника-пейзажиста Бориса Щербакова» | Жанры изобразительного искусства. Пейзаж. Творчество художника-пейзажиста Бориса Щербакова. | УНЗ | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «Творчество художника Бориса Щербакова» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Лепка. Лепка птиц по памяти и по представлению | Лепка. Пластичные материалы: пластилин, глина. Свойства пластичных материалов. Правила и приемы работы с пластилином. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «В царстве пернатых» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Рисование на тему. Беседа о красоте весенней природы. «Весенний день» | Рисование на тему. Жанры изобразительного искусства. Пейзаж. Передача настроения творческой работы с помощью цвета. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «Весна в лесу» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Рисование на тему. «Праздничный салют» | Рисование на тему. Художественные материалы (акварельные и гуашевые краски, восковые мелки, фломастеры, тушь, цветные карандаши). Основные и дополнительные цвета. Штрих. Линия. Пятно. Приемы изображения праздничного салюта. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «День города» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Рисование по памяти и по представлению. «Бабочка» | Рисование по памяти и по представлению. Симметрия. Симметрия в природе. Художественные материалы (акварельные и гуашевые краски, восковые мелки, фломастеры, тушь, цветные карандаши). Основные и дополнительные цвета. Штрих. Линия. Пятно. Приемы симметричного изображения бабочки. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «Симметрия в природе» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Рисование с натуры. Рисование с натуры простых по форме цветов. «Красота вокруг нас». Беседа «Родная природа в творчестве русских художников» | Рисование с натуры. Художественные материалы (акварельные и гуашевые краски, восковые мелки, фломастеры, тушь, цветные карандаши). Основные и дополнительные цвета. Штрих. Линия. Пятно. Родная природа в творчестве русских художников. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Презентация «Родная природа в творчестве русских художников» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | | | | | | |
| | 1 | Аппликация. «Мой любимый цветок». Итоги года. Выставка творческих работ «Красота своими руками» | Аппликация из цветной бумаги. Приемы выполнения простой (плоской) аппликации из цветной бумаги. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с ножницами и клеем. | К | Коллективная, парная и индивидуальная работа Таблица «Декоративные и садовые растения» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
VI. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
Библиотечныйфонд (книгопечатнаяпродукция) | | |
Учебно-методические комплекты по изобразительному искусству для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради), | К | Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ. |
| П | |
(справочники, справочники-определители, энциклопедии об изобразительном искусстве, природе, труде людей…) | П | |
Методический фонд для учителя | | |
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Репродукции картин разных художников. Муляжи для рисования (3 набора Коллекция насекомых для рисования Серии фотографий и иллюстраций природы. Фотографии и иллюстрации животных. Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.). Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках) Детские работы как примеры выполнения творческих заданий. | Д | |
Печатные пособия | | |
Таблицы (комплекты) | Д | |
| Д | |
| Д | Репродукции картин |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | | |
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету | Д | |
Технические средства обучения | | |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. | Д | |
Магнитная доска. | Д | |
Персональный компьютер | Д | |
Мультимедийный проектор. | Д | |
Сканер, принтер, цифровая фотокамера, | Д | |
Магнитофон | Д | |
Экранно-звуковые пособия | | |
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса «Изобразительное искусство» | Д | |
Видеофильмы соответствующего содержания | Д | |
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | Д | |
Дымковскиеигрушки Гжель Слайдыкартин В. Васнецова Слайдыиллюстраций И. Билибина Слайдыкартинотечественныххудожников Западно-европейское искусство нового времени Русскоеискусство 18 века. Архитектура Изобразительноеискусствоначала 20 века Портреты Д.Г.Левицкого в Государственном Русском музее Старинные русские работы из бисера Хохлома - древнее и вечно живое Женские образы в произведениях искусства Эрмитажа Исаакиевскийсобор Павловскийдворец Фактура в природе и в народном искусстве Мир животных в изобразительном искусстве Русскоеискусство 18 века. Скульптура Электронные презентации Бытовой жанр Художник и дети Исторический жанр Народное художественное творчество Шедевры русской живописи Россия Репина Выдающиеся произведения изобразительного искусства. Скульптура На полях и стройках нашей Родины Анималистический жанр Художник Шишкин Пейзаж | | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | | |
| Д | |
| Д | |
Фотографии и иллюстрации животных. | Д | |
Репродукции картин разных художников. | Д | |
Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.). | Д | |
Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках) | Д | |
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий. | Д | |
Муляжи овощей, грибов, фруктов. | Д | |
Натуральные объекты | | |
Гербарии культурных и дикорастущих растений. | Д | |
Живые объекты ( комнатные растения) | Д | |
Оборудование класса | | |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев | К | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
Стол учительский тумбой | Д | |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. | Д | |
Настенные доски | Д | |
Подставки для книг, держатели схем и таблиц | К | |
Игры и игрушки | | |
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Изобразительному искусству» | П | |
Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов. | П | |
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | К | |
VII.Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Изобразительное искусство | 1 класс |
- | - |
VIII.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися определяются Положением о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 31 с углубленным изучением отдельных предметов»
Формы реализации программы:
-парная;
-групповая;
-индивидуальная
Методы реализации программы:
-практический;
-объяснительно-иллюстративный;
-информативный
Способы и средства:
-технические средства;
Форма контроля:
IX.Список литературы
Учебник для 1 класса «Изобразительное искусство», В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М.: Издательство «Дрофа»
Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Изобразительное искусство», В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М.: Издательство «Дрофа»
Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство», В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М.: Издательство «Дрофа»
Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Изобразительное искусство», В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М.: Издательство «Дрофа»
Учебник для 3 класса «Изобразительное искусство», В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М.: Издательство «Дрофа»
Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Изобразительное искусство», В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М.: Издательство «Дрофа»
Учебник для 4 класса «Изобразительное искусство», В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М.: Издательство «Дрофа»
Рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику «Изобразительное искусство», В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М.: Издательство «Дрофа»
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: Издательство «Мир книги»
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир. Пособие для учащихся начальной школы/Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: Издательство «Мир книги»
Порте П. Учимся рисовать диких животных. Пособие для учащихся начальной школы/Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: Издательство «Мир книги»
Порте П. Учимся рисовать от А до Я. Пособие для учащихся начальной школы/Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: Издательство «Мир книги»
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера»