АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 9»)
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Педагогического совета Директор О.В.Антышева
Протокол №1 от30.08.2016г. приказ №176-ОД
От 30.08.2016г.
Рабочая программа
курса «Я учусь правильно говорить, читать, писать»
для обучающегося 1 класса
с ограниченными возможностями здоровья
2016/2017 учебный год
Составлена учителем-логопедом
Антоновой В.Г.
Смоленск
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Я учусь правильно говорить, читать, писать» соответствует следующим нормативно-правовым документам:
- Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ МОиН РФ от 6_октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 22.12.2009 г., регистрационный № 15785) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. № 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 04.02.2011 г., регистрационный № 19707), от 22.09.2011г. № 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 12.12.2011 г., регистрационный № 22540), от 18.12.2012 г. № 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 11.02.2013 г., регистрационный № 26993), от 29.12.2014 г. № 1643(зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 06.02.2015 г., регистрационный № 35916), от 18.05.2015 г. №507 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 18.06.2015 г., регистрационный № 37714), от 31.12.2015 №1576 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 02.02.2016 г., регистрационный № 40936);
- Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ МОиН РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 « Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 03.02.2015 г. регистрационный №35847);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- АООП НОО;
- учебному плану школы на 2016-2017 учебный год.
Данная программа относится к коррекционно-развивающей области и реализует курс ««Я учусь правильно говорить, читать, писать».
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций авторов: Г.Г. Мисаренко, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой.
Цель программы: своевременная и систематическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) по преодолению недостатков чтения и письма, имеющих смешанный характер.
Задачи программы:
- предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями развития устной речи;
- формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечивает достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения обучающегося с ОВЗ;
- владение умениями правильно писать и читать;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку;
- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В настоящее время развитие инклюзивного образования идет достаточно интенсивным темпом. В обычной общеобразовательной школе сегодня оказываются не только дети с нарушениями опорно-двигательной системы, снижением слуха и зрения, но и те категории детей, которые до этого практически не имели возможности обучаться и быть адаптированными к условиям обычной школы – обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Обучающиеся с РАС это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом. Ребёнок имеет лишь самые простые формы активного контакта с людьми, использует стереотипные формы поведения, в том числе речевого, стремится к скрупулёзному сохранению постоянства и порядка в окружающем. Его аутистические установки более выражаются в активном негативизме (отвержении). У него складываются привычные формы жизни, однако они жестко ограничены и ребенок стремится отстоять их неизменность: здесь максимально выражено стремление сохранения постоянства в окружающем, в привычном порядке жизни - избирательность в еде, одежде, маршруте прогулок. Этот обучающийся с подозрением относится ко всему новому, может проявлять выраженный сенсорный дискомфорт, брезгливость, боиться неожиданностей, он легко фиксирует испуг и, соответственно, может накапливать стойкие страхи. Неопределенность, неожиданный сбой в порядке происходящего, могут дезадаптировать ребенка и спровоцировать поведенческий срыв, который может проявиться в активном негативизме, генерализованной агрессии и самоагрессии. В привычных же, предсказуемых условиях он может быть спокоен, доволен и более открыт к общению. В этих рамках обучающийся легче осваивает социально-бытовые навыки и самостоятельно использует их в привычных ситуациях. В сложившемся моторном навыке такой ребенок может проявить умелость, даже искусность: нередки прекрасный каллиграфический почерк, мастерство в рисунке орнамента, в детских поделках и.т.п. Сложившиеся навыки прочны, но они слишком жестко связаны с теми жизненными ситуациями, в которых были выработаны и необходима специальная работа для перенесения их в новые условия. Характерна речь штампами, требования ребенка выражаются словами и фразами в инфинитиве, во втором или в третьем лице, складывающимися на основе эхолалии (повторения слов взрослого – «накрыть», «хочешь пить» или подходящих цитат из песен, мультфильмов). Речь развивается в рамках стереотипа и тоже привязана к определенной ситуации. В наибольшей степени обращают на себя внимание моторные и речевые стереотипные действия (особые, нефункциональные движения, повторения слов, фраз, действий – как разрывание бумаги, перелистывание книги). Они субъективно значимы для ребенка и могут усилиться в ситуациях тревоги: угрозы появления объекта страха или нарушения привычного порядка. Это могут быть примитивные стереотипные действия, а могут быть и достаточно сложные, как рисунок, пение, порядковый счет, или даже значительно более сложная математическая операция – важно, что это упорное воспроизведение одного и того же действия в стереотипной форме. Эти стереотипные действия ребенка важны ему для стабилизации внутренних состояний и защиты от травмирующих впечатлений извне. При успешной коррекционной работе нужды аутостимуляции могут терять свое значение и стереотипные действия, соответственно, редуцируются. В стереотипных действиях аутостимуляции могут проявляться не реализуемые на практике возможности такого ребенка: уникальная память, музыкальный слух, одаренность в математических вычислениях, лингвистические способности. В привычных рамках упорядоченного обучения часть детей с РАС могут усвоить программу не только коррекционной (специальной), но и массовой школы. Проблема в том, что знания без специальной работы осваиваются детьми механически, укладываются в набор стереотипных формулировок, воспроизводимых ребенком в ответ на вопрос, заданный в привычной форме. Надо понимать, что эти механически освоенные знания без специальной работы не смогут использоваться ребенком в реальной жизни. Проблемой этого ребёнка является крайняя фрагментарность представлений об окружающем, ограниченность картины мира сложившимся узким жизненным стереотипом. Ребенок этой группы очень привязан к своим близким, введение его в детское учреждение может быть осложнено этим обстоятельством. Тем не менее, эти дети, как правило, хотят идти в школу, интересуются другими детьми и включение их в детский коллектив необходимо для развития гибкости в их поведении, возможности подражания и смягчения жестких установок сохранения постоянства в окружающем.
Одной и главных проблем, присущих обучающимся с РАС, является нарушение речевой системы в целом (чтение и письмо), поскольку именно они из цели обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний обучающегося.
Осуществить такой подход можно, лишь опираясь на совокупность основных закономерностей и принципов построения учебной деятельности.
В связи с этим большое значение приобретает формирование и развитие речевой системы в целом как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развития логического мышления и творческих способностей, а также повышения самостоятельно
Ценностные ориентиры: в связи с внедрением образовательных стандартов, одной из ключевых позиций современного образования становится его направленность на формирование языковой личности обучающегося – носителя языка, свободно владеющего всеми видами речевой деятельности, воспринимающего язык как социокультурную, эстетическую и этническую ценность. Поскольку освоение ребёнком современного социокультурного пространства невозможно без полноценного речевого развития и связано с переработкой постоянно возрастающих объёмов информации на основе чтения и письма, концепцией языкового образования предусмотрена последовательная трансформация чтения и письма как главных предметов начального обучения в фундаментальную основу универсальных компетенций. На этих позициях выстроены научно-методические системы обучения грамоте, русскому языку и чтению, реализуемые в системе общего образования.
Стоит отметить, что серьёзным препятствием на пути формирования развития языковой личности обучающегося с ОВЗ являются нарушения процессов чтения и письма, стойкая неспособность к овладению письменно-речевой деятельностью в целом.
В соответствии с этим коррекционная работа направлена на формирование полноценного представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыка анализа и синтеза, звуко - буквенного и звуко - слогового состава слов; на уточнение и активизацию имеющихся у обучающегося с РАС словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.
Своеобразие таких занятий заключается в том, что реализация основной цели осуществляется в разнообразной форме, которая способствует активизации мыслительной и речевой деятельности ребенка с ОВЗ.
Данная программа реализуется через индивидуальную форму логопедической работы. Логопедическая работа строится с использованием как общедидактических методов, так и частных методов логопедии:
- артикуляционная гимнастика;
-игра, упражнение;
- моделирование;
- использование артикуляционных профилей;
- рассматривание картин;
- прослушивание аудиозаписей;
- беседа и др.
В коррекционной работе используются следующие виды деятельности: викторины, дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, что позволяет активизировать обучающегося с ОВЗ, заинтересовать его, создать мотивацию для речевой деятельности. Для развития устной и письменной речи с успехом применяю игры с ребусами, кроссвордами, загадками, пословицами, поговорками, скороговорками, чистоговорками.
Место курса в учебном плане
Программа логопедических занятий составлена для обучающегося 1 класса с ОВЗ (66 занятия: 2 ч. в неделю, 33 учебных недели).
Учебно - тематический план
1 класс
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Речь. Предложение | 2 |
2 | Слово. Слог | 5 |
3 | Звуки речи | 14 |
4 | Дифференциация гласных | 8 |
5 | Дифференциация согласных | 12 |
6 | Дифференциация звуков и букв | 19 |
7 | Мягкий и твёрдый знак | 3 |
8 | Обобщение | 3 |
| Итого: | 66 |
Программно-методическое обеспечение
Башина В.М. Ранний детский аутизм.// Материалы сервера http://autist.narod.ru.
Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СП, 2004.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок. Пути помощи. -ISBN.: Теревинф, 2015.
4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 2000.
5. Петрова Н.В. Путешествия с Алисой, или разбитое зазеркалье. - СПб.: ДИЛЯ, 2010.
6. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2014.
7. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). - М: КОГИТО – ЦЕНТР, 1996.- (Министерство образования Российской Федерации. Республиканский институт повышения квалификации работников образования).
8. www.logoped-sfera.ru – сайт журнала Логопед. Статьи, практические пособия для специалистов.
9. logopedplus.ru – хорошие материалы по дисграфии и дислексии.
10. Карточки с играми и заданиями.
11. Компьютер.
12.Зеркала, массажные шарики.
Технологии обучения, виды и формы контроля
Основные технологии (элементы), используемые при изучении курса:
здоровьесберегающие технологии (Н.К. Смирнов);
индивидуальный подход (И.Э.Унт);
технология развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
технологии дифференцированного обучения (Г.К. Селевко);
игровые технологии (Г.К. Селевко);
ИКТ – технологии ( Р.М.Ревнивцева).
В основе всех технологий лежит системно-деятельностный подход.
Виды и формы контроля: формы письменной проверки (творческие работы, диктанты), формы устной проверки (устный ответ обучающегося в форме рассказа), комбинированная проверка, которая предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
Содержание программы
1 класс
Раздел «Речь. Предложение.» направлен на формирование у обучающегося с ОВЗ умения слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения.
В процессе изучения раздела «Слово. Слог» обучающийся усваивает данное понятие как основную единицу предложения. Проводятся тренировочные упражнения по различению слов, обозначающих живые и неживые предметы. Ребёнок актуализирует свои знания о слоговом составе слова, ударении в слове. В рамках данного раздела уделяется особое внимание звукобуквенному анализу слов.
Раздел «Звуки речи» предполагает знакомство обучающегося с ОВЗ со способами образования различных звуков. Работа на данном этапе первоначально проводится на материале неречевых звуков, что способствует развитию у ребёнка фонематического восприятия. В дальнейшем проводится работа с гласными и согласными звуками русского языка.
Раздел «Дифференциация гласных» включает в себя следующие темы:
различение гласных I и II ряда. На данном этапе логопедической работы проводится дифференциация пар, йотированных гласных и их составляющих на материале слов, словосочетаний, предложений и текстов.
различение гласных по кинетическому сходству. Работа направлена на формирование у ребёнка с РАС умения сравнивать и различать прописные гласные буквы по количеству и пространственному расположению их элементов.
Раздел «Дифференциация согласных» включает в себя следующие темы:
Работа проводится над парными звонкими-глухими согласными. Отрабатывается произношение и написание каждой пары на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов.
Работа проводится над буквами, имеющими сходство в пространственном расположении элементов или в количестве этих элементов. Внимание учащихся направлено на графическое начертание согласных букв. Отрабатывается написание каждой пары на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов.
Раздел «Дифференциация звуков и букв» раздел направлен на дифференциацию звука и буквы, на развитие фонематического восприятия.
Раздел «Мягкий и твёрдый знак» направлен на знакомство с твёрдым и мягким знаками. Дифференциация «Ъ» и «Ь».
Раздел «Обобщение» направлен на обобщение и закрепление изученных ранее тем.
Планируемые результаты освоения учебного курса (1 класс)
Личностные результаты:
- установка на здоровый образ жизни;
- осознание себя как ученика;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий;
-понимание личной ответственности за свои поступки.
- Метапредметные результаты
Коммуникативные УУД:
- умение вступать в контакт и работать в коллективе;
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию.
Регулятивные УУД:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса;
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
Познавательные УУД
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Получит возможность научиться:
- формировать представление о звуковом составе слова;
- развить фонематические процессы;
-развить представление о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова;
-обогатить словарный запас;
- пользоваться простыми синтаксическими конструкциями.
Календарно-тематическое планирование
коррекционной работы
(1 класс)
№ п/п | Дата проведения (планируемая и фактическая) | Темы занятий | Содержание коррекционной работы. Виды деятельности. | Количество часов |
1 | | | Речь. Предложение. | Учить слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения. Составление предложений из 4-5 слов при помощи схем. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. | 1 |
2 | | | Предложение. Слово. | Усвоение понятия «слово» как часть предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Составление предложений при помощи схем. Анализ предложения. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. | 1 |
3,4 | | | Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы. | Познакомить учеников со способами образования различных звуков (речевых и неречевых). Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие. | 2 |
5,6,7 | | | Слоговой состав слова. | Познакомить детей с понятием «слог», учить дифференцировать слоги и слова, односложные и двусложные, трёхсложные. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –конструирование. | 3 |
8,9 | | | Ударение. | Познакомить детей с ударением и его ролью в слове, работать над интонацией, учить соотнесению слов с ритмическими схемами, тренировать в определении ударной гласной и ударного слога. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Работа с разрезными картинками. | 2 |
10 | | | Выделение гласного «а,у» из слогов и слов. | Учить слышать и выделять гласные звуки «а», «у» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в начале, середине и в конце слова. Соотнесение звуков с буквами. Характеристика звуков. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –викторина. | 1 |
11 | | | Выделение гласного «о» из слогов и слов. | Учить слышать и выделять гласный «о» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в начале, середине и в конце слова. Соотнесение звука с буквой. Характеристика звука. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –викторина. | 1 |
12 | | | Выделение гласного «ы» из слогов и слов. | Учить слышать и выделять гласный «ы» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в начале, середине и в конце слова. Соотнесение звука с буквой. Характеристика звука. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –викторина. | 1 |
13 | | | Выделение гласного «и» из слогов и слов. | Учить слышать и выделять гласный «и» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в начале, середине и в конце слова. Звуко-слоговой анализ слов. Соотнесение звука с буквой. Характеристика звука. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –викторина. | 1 |
14 | | | Дифференциация гласных о-у по акустичекому сходству. | Учить детей сравнивать звуки по акустико-артикуляционному сходству, закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах. Звуко-слоговой анализ слов. Соотнесение звука с буквой. Характеристика звуков. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –«Узнай звук». | 1 |
15,16 | | | Дифференциация гласных и-у по кинетическому сходству. | Учить детей сравнивать буквы по начертанию, закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах. Звуковой анализ слов. Соотнесение звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Разрезная азбука». | 2 |
17,18 | | | Дифференциация гласных, о-а по кинетическому сходству. | Учить детей сравнивать буквы по начертанию, закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах. Звуковой анализ слов. Соотнесение звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Разрезная азбука». | 2 |
19,20 | | | Твёрдые и мягкие согласные. | Развитие фонематических дифференцировок на материале твёрдых и мягких согласных. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях. Обогащение и уточнение словаря по теме «Овощи-фрукты». Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Музыкально-ритмические упражнения. | 2 |
21,22 | | | Звонкие и глухие согласные. | Развитие фонематических дифференцировок на материале глухих и звонких согласных. Дифференциация глухих и звонких звуков в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях. Обогащение и уточнение словаря по теме «Животные». Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «4-й лишний». | 2 |
23 | | | Согласные звуки С-С*. Буква С. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С-С*. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях. Соотношение звуков с буквами. Развитие фонематического анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие. | 1 |
24 | | | Согласные звуки Т-Т*. Буква Т. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Т-Т*. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях. Соотношение звуков с буквами. Развитие фонематического анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие. | 1 |
25 | | | Согласные звуки Л-Л*. Буква Л. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Л-Л*. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие. | 1 |
26 | | | Согласные звуки Р-Р*. Буква Р. | Учить детей дифференцировать звуки Р-Р*, развить навыки звукобуквенного и слогового анализа слов. Учить оперировать в речи обобщающими понятиями. Закрепление зрительного образа буквы Р. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие. | 1 |
27 | | | Дифференциация согласных звуков Р-Р*; Л-Л*. | Соотнесение звуков с буквами и символами. Выделение звуков в слогах, словах, предложениях. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | 1 |
28 | | | Согласные звуки П-П*. Буква П. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков П-П*. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях. Соотношение звуков с буквами. Развитие фонематического анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие. | 1 |
29 | | | Дифференциация согласных п-т по кинетическому сходству. | Научить соотносить буквы со звуками, сравнивать буквы изолированно, в логах и словах. Развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа. Учить конструировать и реконструировать буквы. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Разрезная азбука». | 1 |
30 | | | Согласные звуки З-З*. Буква З. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков З-З*. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепление зрительного образа буквы З. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие. | 1 |
31 | | | Дифференциация согласных звуков З-З*; С-С*. | Соотнесение звуков с буквами и символами. Выделение звуков в слогах, словах, предложениях. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай звук». | 1 |
32 | | | Согласные звуки Б-Б*. Буква Б. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Б-Б*. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия. Закрепление зрительного образа буквы Б. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие. | 1 |
33 | | | Дифференциация согласных звуков Б-Б*; П-П*. | Характеристика звуков. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Работа с паронимами. Соотнесение звуков с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай звук». | 1 |
34 | | | Согласные звуки Д-Д*. Буква Д. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Б-Б*. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Развитие фонематического восприятия. Закрепление зрительного образа буквы Б. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие. | 1 |
35 | | | Дифференциация согласных звуков Д-Д*; Т-Т*. | Характеристика звуков. Сравнение звуков. Работа с паронимами. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай звук». | 1 |
36,37 | | | Дифференциация согласных б-д по кинетическому сходству. | Научить соотносить буквы со звуками, сравнивать буквы изолированно, в слогах, словах; развит у детей навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа. Учить конструировать и реконструировать буквы. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Белка-дятел». | 2 |
38 | | | Согласные звуки К-К*. Буква К. | Учить детей дифференцировать звуки К-К*, развить навыки звуко-буквенного и слогового анализа слов. Учить оперировать в речи обобщающими понятиями. Закрепление зрительного образа буквы К. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра -путешествие. | 1 |
39 | | | Согласные звуки Г-Г*. Буква Г. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Г-Г*. Дифференциация звуков. Соотнесение звуков с буквой. Развитие слухового и зрительного восприятия. Закрепление зрительного образа буквы Г. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра -путешествие. | 1 |
40 | | | Дифференциация согласных звуков Г-Г*; К-К*. | Характеристика звуков. Дифференциация звуков. Развитие слухового и зрительного восприятия. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай звук». | 1 |
41 | | | Гласные 1-2 ряда. | Знакомство. Дифференциация понятий звук-буква. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Страна гласных звуков». | 1 |
42 | | | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными ы-и. | Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной И. Дифференциация твёрдых и мягких согласных на уровне слога, слова, словосочетания, предложения. Выделение гласных Ы-И в слогах, словах, словосочетаниях. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Страна звуков». | 1 |
43 | | | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными а-я. | Твёрдые-мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я. Дифференциация А-Я в слогах, словах, словосочетаниях. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Страна звуков». | 1 |
44 | | | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными о-ё. | Твёрдые-мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Ё. Дифференциация О-Ё в слогах, словах, словосочетаниях. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Страна звуков». | 1 |
45 | | | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными у-ю. | Твёрдые-мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Ю. Дифференциация У-Ю в слогах, словах, словосочетаниях. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Страна звуков». | 1 |
46 | | | Дифференциация гласных ё-ю по акустическому сходству. | Буквы Ё-Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация букв. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай звук». | 1 |
47 | | | Дифференциация й-е. | Учить дифференцировать буквы и звуки. Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Страна звуков». | 1 |
48 | | | Обобщающее занятие. | Проверочная работа. Кроссворд. | 1 |
49 | | | Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. | Познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Волшебные звуки». | 1 |
50 | | | Мягкий знак в середине слова. | Познакомить с мягким знаком как одним из способом обозначения мягкости на письме. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Волшебные звуки». | 1 |
51 | | | Обобщающее занятие. | Проверочная работа. Ребусы. | 1 |
52 | | | Звук и буква Ш. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звука Ш. Выделение звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звука на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Азбука». | 1 |
53 | | | Звук и буква Ж. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звука Ж. Выделение звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звука на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Азбука». | 1 |
54 | | | Дифференциация согласных звуков Ж-Ш. | Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Работа с паронимами. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай слово». | 1 |
55,56 | | | Дифференциация согласных звуков С-Ш. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков. Соотнесение звуков с буквами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай слово». | 2 |
57,58 | | | Дифференциация согласных звуков Ж-З. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков. Соотнесение звуков с буквами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай слово». | 2 |
59 | | | Дифференциация согласных звуков Ч-Т*. | Характеристика звуков. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Азбука». | 1 |
60 | | | Дифференциация согласных звуков С-Ц. | Характеристика звуков. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Азбука». | 1 |
61 | | | Дифференциация согласных звуков Ц-Т. | Характеристика звуков. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Сравнение звуков по трём признакам: произношение, написание, значение. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай слово». | 1 |
62 | | | Дифференциация согласных звуков Щ-Ч. | Характеристика звуков. Дифференциация звуков. Развитие слухового и зрительного восприятия. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай слово». | 1 |
63 | | | Дифференциация согласных звуков Щ-С. | Учить детей давать сравнительную характеристику звуков. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай слово». | 1 |
64 | | | Дифференциация согласных звуков Ч-Ц. | Характеристика звуков. Дифференциация звуков. Развитие слухового и зрительного восприятия. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай слово». | 1 |
65 | | | Буква «Ъ» знак. | Знакомство со знаком. Дифференциация «Ъ» и «Ь». Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Твёрдый-мягкий». | 1 |
66 | | | Обобщающее занятие за год. | Творческая мастерская. | 1 |