СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа " Я учусь правильно говорить, читать, писать"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель прпограммы: своевременная и систематическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра( РАС) по преодолению недостатков чтения и письма, имеющих смешанный характер.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа " Я учусь правильно говорить, читать, писать"»



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 9»)



РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании Педагогического совета Директор О.В.Антышева

Протокол №1 от30.08.2016г. приказ №176-ОД

От 30.08.2016г.







Рабочая программа

курса «Я учусь правильно говорить, читать, писать»

для обучающегося 1 класса

с ограниченными возможностями здоровья

2016/2017 учебный год





Составлена учителем-логопедом

Антоновой В.Г.





Смоленск

2016 год





Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Я учусь правильно говорить, читать, писать» соответствует следующим нормативно-правовым документам:

- Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ МОиН РФ от 6_октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 22.12.2009 г., регистрационный № 15785) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. № 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 04.02.2011 г., регистрационный № 19707), от 22.09.2011г. № 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 12.12.2011 г., регистрационный № 22540), от 18.12.2012 г. № 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 11.02.2013 г., регистрационный № 26993), от 29.12.2014 г. № 1643(зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 06.02.2015 г., регистрационный № 35916), от 18.05.2015 г. №507 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 18.06.2015 г., регистрационный № 37714), от 31.12.2015 №1576 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 02.02.2016 г., регистрационный № 40936);

- Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ МОиН РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 « Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 03.02.2015 г. регистрационный №35847);

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- АООП НОО;

- учебному плану школы на 2016-2017 учебный год.

Данная программа относится к коррекционно-развивающей области и реализует курс ««Я учусь правильно говорить, читать, писать».

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций авторов: Г.Г. Мисаренко, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой.

Цель программы: своевременная и систематическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) по преодолению недостатков чтения и письма, имеющих смешанный характер.

Задачи программы:

- предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями развития устной речи;

- формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечивает достижение основных целей изучения предмета:

- развитие речи, мышления, воображения обучающегося с ОВЗ;

- владение умениями правильно писать и читать;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку;

- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В настоящее время развитие инклюзивного образования идет достаточно интенсивным темпом. В обычной общеобразовательной школе сегодня оказываются не только дети с нарушениями опорно-двигательной системы, снижением слуха и зрения, но и те категории детей, которые до этого практически не имели возможности обучаться и быть адаптированными к условиям обычной школы – обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Обучающиеся с РАС это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом. Ребёнок имеет лишь самые простые формы активного контакта с людьми, использует стереотипные формы поведения, в том числе речевого, стремится к скрупулёзному сохранению постоянства и порядка в окружающем. Его аутистические установки более выражаются в активном негативизме (отвержении). У него складываются привычные формы жизни, однако они жестко ограничены и ребенок стремится отстоять их неизменность: здесь максимально выражено стремление сохранения постоянства в окружающем, в привычном порядке жизни - избирательность в еде, одежде, маршруте прогулок. Этот обучающийся с подозрением относится ко всему новому, может проявлять выраженный сенсорный дискомфорт, брезгливость, боиться неожиданностей, он легко фиксирует испуг и, соответственно, может накапливать стойкие страхи. Неопределенность, неожиданный сбой в порядке происходящего, могут дезадаптировать ребенка и спровоцировать поведенческий срыв, который может проявиться в активном негативизме, генерализованной агрессии и самоагрессии. В привычных же, предсказуемых условиях он может быть спокоен, доволен и более открыт к общению. В этих рамках обучающийся легче осваивает социально-бытовые навыки и самостоятельно использует их в привычных ситуациях. В сложившемся моторном навыке такой ребенок может проявить умелость, даже искусность: нередки прекрасный каллиграфический почерк, мастерство в рисунке орнамента, в детских поделках и.т.п. Сложившиеся навыки прочны, но они слишком жестко связаны с теми жизненными ситуациями, в которых были выработаны и необходима специальная работа для перенесения их в новые условия. Характерна речь штампами, требования ребенка выражаются словами и фразами в инфинитиве, во втором или в третьем лице, складывающимися на основе эхолалии (повторения слов взрослого – «накрыть», «хочешь пить» или подходящих цитат из песен, мультфильмов). Речь развивается в рамках стереотипа и тоже привязана к определенной ситуации. В наибольшей степени обращают на себя внимание моторные и речевые стереотипные действия (особые, нефункциональные движения, повторения слов, фраз, действий – как разрывание бумаги, перелистывание книги). Они субъективно значимы для ребенка и могут усилиться в ситуациях тревоги: угрозы появления объекта страха или нарушения привычного порядка. Это могут быть примитивные стереотипные действия, а могут быть и достаточно сложные, как рисунок, пение, порядковый счет, или даже значительно более сложная математическая операция – важно, что это упорное воспроизведение одного и того же действия в стереотипной форме. Эти стереотипные действия ребенка важны ему для стабилизации внутренних состояний и защиты от травмирующих впечатлений извне. При успешной коррекционной работе нужды аутостимуляции могут терять свое значение и стереотипные действия, соответственно, редуцируются. В стереотипных действиях аутостимуляции могут проявляться не реализуемые на практике возможности такого ребенка: уникальная память, музыкальный слух, одаренность в математических вычислениях, лингвистические способности. В привычных рамках упорядоченного обучения часть детей с РАС могут усвоить программу не только коррекционной (специальной), но и массовой школы. Проблема в том, что знания без специальной работы осваиваются детьми механически, укладываются в набор стереотипных формулировок, воспроизводимых ребенком в ответ на вопрос, заданный в привычной форме. Надо понимать, что эти механически освоенные знания без специальной работы не смогут использоваться ребенком в реальной жизни. Проблемой этого ребёнка является крайняя фрагментарность представлений об окружающем, ограниченность картины мира сложившимся узким жизненным стереотипом. Ребенок этой группы очень привязан к своим близким, введение его в детское учреждение может быть осложнено этим обстоятельством. Тем не менее, эти дети, как правило, хотят идти в школу, интересуются другими детьми и включение их в детский коллектив необходимо для развития гибкости в их поведении, возможности подражания и смягчения жестких установок сохранения постоянства в окружающем.

Одной и главных проблем, присущих обучающимся с РАС, является нарушение речевой системы в целом (чтение и письмо), поскольку именно они из цели обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний обучающегося.

Осуществить такой подход можно, лишь опираясь на совокупность основных закономерностей и принципов построения учебной деятельности.

В связи с этим большое значение приобретает формирование и развитие речевой системы в целом как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развития логического мышления и творческих способностей, а также повышения самостоятельно   

Ценностные ориентиры: в связи с внедрением образовательных стандартов, одной из ключевых позиций современного образования становится его направленность на формирование языковой личности обучающегося – носителя языка, свободно владеющего всеми видами речевой деятельности, воспринимающего язык как социокультурную, эстетическую и этническую ценность. Поскольку освоение ребёнком современного социокультурного пространства невозможно без полноценного речевого развития и связано с переработкой постоянно возрастающих объёмов информации на основе чтения и письма, концепцией языкового образования предусмотрена последовательная трансформация чтения и письма как главных предметов начального обучения в фундаментальную основу универсальных компетенций. На этих позициях выстроены научно-методические системы обучения грамоте, русскому языку и чтению, реализуемые в системе общего образования.

Стоит отметить, что серьёзным препятствием на пути формирования развития языковой личности обучающегося с ОВЗ являются нарушения процессов чтения и письма, стойкая неспособность к овладению письменно-речевой деятельностью в целом.

В соответствии с этим коррекционная работа направлена на формирование полноценного представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыка анализа и синтеза, звуко - буквенного и звуко - слогового состава слов; на уточнение и активизацию имеющихся у обучающегося с РАС словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.

Своеобразие таких занятий заключается в том, что реализация основной цели осуществляется в разнообразной форме, которая способствует активизации мыслительной и речевой деятельности ребенка с ОВЗ.

Данная программа реализуется через индивидуальную форму логопедической работы. Логопедическая работа строится с использованием как общедидактических методов, так и частных методов логопедии:

- артикуляционная гимнастика;

-игра, упражнение;

- моделирование;

- использование артикуляционных профилей;

- рассматривание картин;

- прослушивание аудиозаписей;

- беседа и др.

В коррекционной работе используются следующие виды деятельности: викторины, дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, что позволяет активизировать обучающегося с ОВЗ, заинтересовать его, создать мотивацию для речевой деятельности. Для развития устной и письменной речи с успехом применяю игры с ребусами, кроссвордами, загадками, пословицами, поговорками, скороговорками, чистоговорками.

Место курса в учебном плане

Программа логопедических занятий составлена для обучающегося 1 класса с ОВЗ (66 занятия: 2 ч. в неделю, 33 учебных недели).

Учебно - тематический план

1 класс

Наименование разделов

Всего часов

1

Речь. Предложение

2

2

Слово. Слог

5

3

Звуки речи

14

4

Дифференциация гласных

8

5

Дифференциация согласных

12

6

Дифференциация звуков и букв

19

7

Мягкий и твёрдый знак

3

8

Обобщение

3


Итого:

66



Программно-методическое обеспечение


  1. Башина В.М. Ранний детский аутизм.// Материалы сервера http://autist.narod.ru.

  2. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СП, 2004.

  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок. Пути помощи. -ISBN.: Теревинф, 2015.

4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 2000.

5. Петрова Н.В. Путешествия с Алисой, или разбитое зазеркалье. - СПб.: ДИЛЯ, 2010.

6. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2014.

7. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). - М: КОГИТО – ЦЕНТР, 1996.- (Министерство образования Российской Федерации. Республиканский институт повышения квалификации работников образования).

8. www.logoped-sfera.ru – сайт журнала Логопед. Статьи, практические пособия для специалистов.

9. logopedplus.ru – хорошие материалы по дисграфии и дислексии.

10. Карточки с играми и заданиями.

11. Компьютер.

12.Зеркала, массажные шарики.

Технологии обучения, виды и формы контроля


Основные технологии (элементы), используемые при изучении курса:

  1. здоровьесберегающие технологии (Н.К. Смирнов);

  2. индивидуальный подход (И.Э.Унт);

  3. технология развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

  4. технологии дифференцированного обучения (Г.К. Селевко);

  5. игровые технологии (Г.К. Селевко);

  6. ИКТ – технологии ( Р.М.Ревнивцева).

В основе всех технологий лежит системно-деятельностный подход.

Виды и формы контроля: формы письменной проверки (творческие работы, диктанты), формы устной проверки (устный ответ обучающегося в форме рассказа), комбинированная проверка, которая предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.

Содержание программы

1 класс

Раздел «Речь. Предложение.» направлен на формирование у обучающегося с ОВЗ умения слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения.

В процессе изучения раздела «Слово. Слог» обучающийся усваивает данное понятие как основную единицу предложения. Проводятся тренировочные упражнения по различению слов, обозначающих живые и неживые предметы. Ребёнок актуализирует свои знания о слоговом составе слова, ударении в слове. В рамках данного раздела уделяется особое внимание звукобуквенному анализу слов.

Раздел «Звуки речи» предполагает знакомство обучающегося с ОВЗ со способами образования различных звуков. Работа на данном этапе первоначально проводится на материале неречевых звуков, что способствует развитию у ребёнка фонематического восприятия. В дальнейшем проводится работа с гласными и согласными звуками русского языка.

Раздел «Дифференциация гласных» включает в себя следующие темы:

  • различение гласных I и II ряда. На данном этапе логопедической работы проводится дифференциация пар, йотированных гласных и их составляющих на материале слов, словосочетаний, предложений и текстов.

  • различение гласных по кинетическому сходству. Работа направлена на формирование у ребёнка с РАС умения сравнивать и различать прописные гласные буквы по количеству и пространственному расположению их элементов.

Раздел «Дифференциация согласных» включает в себя следующие темы:

  • различение согласных по звонкости-глухости.

Работа проводится над парными звонкими-глухими согласными. Отрабатывается произношение и написание каждой пары на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов.

  • различение согласных по оптическому сходству.

Работа проводится над буквами, имеющими сходство в пространственном расположении элементов или в количестве этих элементов. Внимание учащихся направлено на графическое начертание согласных букв. Отрабатывается написание каждой пары на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов.

Раздел «Дифференциация звуков и букв» раздел направлен на дифференциацию звука и буквы, на развитие фонематического восприятия.

Раздел «Мягкий и твёрдый знак» направлен на знакомство с твёрдым и мягким знаками. Дифференциация «Ъ» и «Ь».

Раздел «Обобщение» направлен на обобщение и закрепление изученных ранее тем.


Планируемые результаты освоения учебного курса (1 класс)

Личностные результаты:

- установка на здоровый образ жизни;

- осознание себя как ученика;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий;

-понимание личной ответственности за свои поступки.

- Метапредметные результаты

Коммуникативные УУД:

- умение вступать в контакт и работать в коллективе;

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию.

Регулятивные УУД:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса;

- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

Познавательные УУД

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Получит возможность научиться:


- формировать представление о звуковом составе слова;

- развить фонематические процессы;

-развить представление о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова;

-обогатить словарный запас;

- пользоваться простыми синтаксическими конструкциями.























Календарно-тематическое планирование

коррекционной работы

(1 класс)

№ п/п

Дата

проведения

(планируемая и фактическая)


Темы занятий

Содержание коррекционной работы. Виды деятельности.

Количество часов

1



Речь. Предложение.

Учить слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения. Составление предложений из 4-5 слов при помощи схем. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

1

2



Предложение. Слово.

Усвоение понятия «слово» как часть предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Составление предложений при помощи схем. Анализ предложения. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

1

3,4



Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы.

Познакомить учеников со способами образования различных звуков (речевых и неречевых). Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие.

2

5,6,7



Слоговой состав слова.

Познакомить детей с понятием «слог», учить дифференцировать слоги и слова, односложные и двусложные, трёхсложные. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –конструирование.

3

8,9



Ударение.

Познакомить детей с ударением и его ролью в слове, работать над интонацией, учить соотнесению слов с ритмическими схемами, тренировать в определении ударной гласной и ударного слога. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Работа с разрезными картинками.

2

10



Выделение гласного «а,у» из слогов и слов.

Учить слышать и выделять гласные звуки «а», «у» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в начале, середине и в конце слова. Соотнесение звуков с буквами. Характеристика звуков. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –викторина.

1

11



Выделение гласного «о» из слогов и слов.

Учить слышать и выделять гласный «о» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в начале, середине и в конце слова. Соотнесение звука с буквой. Характеристика звука. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –викторина.

1

12



Выделение гласного «ы» из слогов и слов.

Учить слышать и выделять гласный «ы» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в начале, середине и в конце слова. Соотнесение звука с буквой. Характеристика звука. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –викторина.

1

13



Выделение гласного «и» из слогов и слов.

Учить слышать и выделять гласный «и» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в начале, середине и в конце слова. Звуко-слоговой анализ слов. Соотнесение звука с буквой. Характеристика звука. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –викторина.

1

14



Дифференциация гласных о-у по акустичекому сходству.

Учить детей сравнивать звуки по акустико-артикуляционному сходству, закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах. Звуко-слоговой анализ слов. Соотнесение звука с буквой. Характеристика звуков. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –«Узнай звук».

1

15,16



Дифференциация гласных и-у по кинетическому сходству.

Учить детей сравнивать буквы по начертанию, закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах. Звуковой анализ слов. Соотнесение звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Разрезная азбука».

2

17,18



Дифференциация гласных, о-а по кинетическому сходству.

Учить детей сравнивать буквы по начертанию, закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах. Звуковой анализ слов. Соотнесение звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Разрезная азбука».

2

19,20



Твёрдые и мягкие согласные.

Развитие фонематических дифференцировок на материале твёрдых и мягких согласных. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях. Обогащение и уточнение словаря по теме «Овощи-фрукты». Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Музыкально-ритмические упражнения.

2

21,22



Звонкие и глухие согласные.

Развитие фонематических дифференцировок на материале глухих и звонких согласных. Дифференциация глухих и звонких звуков в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях. Обогащение и уточнение словаря по теме «Животные». Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «4-й лишний».

2

23



Согласные звуки

С-С*. Буква С.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С-С*. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях. Соотношение звуков с буквами. Развитие фонематического анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие.

1

24



Согласные звуки

Т-Т*. Буква Т.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Т-Т*. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях. Соотношение звуков с буквами. Развитие фонематического анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие.

1

25



Согласные звуки

Л-Л*. Буква Л.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Л-Л*. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие.

1

26



Согласные звуки

Р-Р*. Буква Р.

Учить детей дифференцировать звуки Р-Р*, развить навыки звукобуквенного и слогового анализа слов. Учить оперировать в речи обобщающими понятиями. Закрепление зрительного образа буквы Р. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие.

1

27



Дифференциация согласных звуков

Р-Р*; Л-Л*.

Соотнесение звуков с буквами и символами. Выделение звуков в слогах, словах, предложениях. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.

1

28



Согласные звуки

П-П*. Буква П.


Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков П-П*. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях. Соотношение звуков с буквами. Развитие фонематического анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие.

1

29



Дифференциация согласных п-т по кинетическому сходству.

Научить соотносить буквы со звуками, сравнивать буквы изолированно, в логах и словах. Развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа. Учить конструировать и реконструировать буквы. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Разрезная азбука».

1

30



Согласные звуки

З-З*. Буква З.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков З-З*. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепление зрительного образа буквы З. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие.

1

31



Дифференциация согласных звуков

З-З*; С-С*.

Соотнесение звуков с буквами и символами. Выделение звуков в слогах, словах, предложениях. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай звук».

1

32



Согласные звуки Б-Б*. Буква Б.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Б-Б*. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия. Закрепление зрительного образа буквы Б. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие.

1

33



Дифференциация согласных звуков

Б-Б*; П-П*.

Характеристика звуков. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Работа с паронимами. Соотнесение звуков с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай звук».

1

34



Согласные звуки

Д-Д*. Буква Д.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Б-Б*. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Развитие фонематического восприятия. Закрепление зрительного образа буквы Б. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие.

1

35



Дифференциация согласных звуков

Д-Д*; Т-Т*.

Характеристика звуков. Сравнение звуков. Работа с паронимами. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай звук».

1

36,37



Дифференциация согласных б-д по кинетическому сходству.

Научить соотносить буквы со звуками, сравнивать буквы изолированно, в слогах, словах; развит у детей навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа. Учить конструировать и реконструировать буквы. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Белка-дятел».

2

38



Согласные звуки

К-К*. Буква К.

Учить детей дифференцировать звуки К-К*, развить навыки звуко-буквенного и слогового анализа слов. Учить оперировать в речи обобщающими понятиями. Закрепление зрительного образа буквы К. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра -путешествие.

1

39



Согласные звуки Г-Г*.

Буква Г.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Г-Г*. Дифференциация звуков. Соотнесение звуков с буквой. Развитие слухового и зрительного восприятия. Закрепление зрительного образа буквы Г. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра -путешествие.

1

40



Дифференциация согласных звуков

Г-Г*; К-К*.

Характеристика звуков. Дифференциация звуков. Развитие слухового и зрительного восприятия. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай звук».

1

41



Гласные 1-2 ряда.

Знакомство. Дифференциация понятий звук-буква. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Страна гласных звуков».

1

42



Твёрдые и мягкие согласные перед гласными ы-и.

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной И. Дифференциация твёрдых и мягких согласных на уровне слога, слова, словосочетания, предложения. Выделение гласных Ы-И в слогах, словах, словосочетаниях. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Страна звуков».

1

43



Твёрдые и мягкие согласные перед гласными а-я.

Твёрдые-мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я. Дифференциация А-Я в слогах, словах, словосочетаниях. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Страна звуков».

1

44



Твёрдые и мягкие согласные перед гласными о-ё.

Твёрдые-мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Ё. Дифференциация О-Ё в слогах, словах, словосочетаниях. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Страна звуков».

1

45



Твёрдые и мягкие согласные перед гласными у-ю.

Твёрдые-мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Ю. Дифференциация У-Ю в слогах, словах, словосочетаниях. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Страна звуков».

1

46



Дифференциация гласных ё-ю по акустическому сходству.

Буквы Ё-Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация букв. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай звук».

1

47



Дифференциация й-е.

Учить дифференцировать буквы и звуки. Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Страна звуков».

1

48



Обобщающее занятие.

Проверочная работа. Кроссворд.

1

49



Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.

Познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Волшебные звуки».

1

50



Мягкий знак в середине слова.

Познакомить с мягким знаком как одним из способом обозначения мягкости на письме. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Волшебные звуки».

1

51



Обобщающее занятие.

Проверочная работа. Ребусы.

1

52



Звук и буква Ш.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звука Ш. Выделение звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звука на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Азбука».

1

53



Звук и буква Ж.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звука Ж. Выделение звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звука на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Азбука».

1

54



Дифференциация согласных звуков

Ж-Ш.

Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Работа с паронимами. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай слово».

1

55,56



Дифференциация согласных звуков

С-Ш.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков. Соотнесение звуков с буквами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай слово».

2

57,58



Дифференциация согласных звуков

Ж-З.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков. Соотнесение звуков с буквами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай слово».

2

59



Дифференциация согласных звуков Ч-Т*.

Характеристика звуков. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Азбука».

1

60



Дифференциация согласных звуков С-Ц.

Характеристика звуков. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Азбука».

1

61



Дифференциация согласных звуков Ц-Т.

Характеристика звуков. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Сравнение звуков по трём признакам: произношение, написание, значение. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай слово».

1

62



Дифференциация согласных звуков

Щ-Ч.

Характеристика звуков. Дифференциация звуков. Развитие слухового и зрительного восприятия. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай слово».

1

63



Дифференциация согласных звуков

Щ-С.

Учить детей давать сравнительную характеристику звуков. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай слово».

1

64



Дифференциация согласных звуков

Ч-Ц.

Характеристика звуков. Дифференциация звуков. Развитие слухового и зрительного восприятия. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай слово».

1

65



Буква «Ъ» знак.

Знакомство со знаком. Дифференциация «Ъ» и «Ь». Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Твёрдый-мягкий».

1

66



Обобщающее занятие за год.

Творческая мастерская.

1